Здраствуйте я не прошел аттестацию на работе

Часто задаваемые вопросы и ответы (2015 год)

Здраствуйте я не прошел аттестацию на работе

Отвечала на вопросы методист отдела аттестации педагогических кадров Хузина Наталья Михайловна.

Вопрос: Скажите, пожалуйста,  как проходить аттестацию? Я имею 1 категорию как воспитатель ГПД. Сейчас работаю  учителем-логопедом и дефектологом. Мне надо подтверждать свою категорию или проходить по новому, как логопед?

Ответ: Уважаемые коллеги! Аттестация проводится каждый раз заново, то есть предъявляются результаты работы за отчетный период. Если Вы хотите получить категорию по должности “учитель-логопед”, необходимо представить самоанализ результатов деятельности именно по этой должности.

Вопрос: Здравствуйте! Какой объем курсов пов. квалификации необходим при прохождении аттестации инструктора по ФК ДОУ? Спасибо.

Ответ: Уважаемые коллеги! На сегодняшний день не существует каких-либо жестких требований или ограничений по курсовой подготовке в контексте процедуры аттестации. Тем не менее, наличие курсов дает необходимое количество баллов и влияет на общий показатель. Учитываются все курсы за отчетный период.

Вопрос: Здравствуйте! 26 ноября 2015 заканчивается срок действия первой квалифицированной категории. Хочу подать на высшую, но сроки пропустила, не подала за три месяца до окончания срока, планирую подать документы 20 ноября. Могу ли я подать на высшую категорию? И будут ли приниматься документы после 20 октября 2015 года?

Ответ: Уважаемые коллеги! Сроки подачи документов на аттестацию не ограничены.

В течение учебного года в соответствии с графиком работы Аттестационной комиссии Министерства образования РК рассматриваются все заявления.

В данной конкретной ситуации Вы имеете право подать документы на высшую категорию, но, к сожалению, у вас будет разрыв в начислении надбавок за категорию в течение двух или трех месяцев.

Вопрос: Свыше 10 лет имею 1 категорию, последнее подтверждение – декабрь 2014. Могу ли я подать заявление на высшую категорию до истечения двух лет с момента подтверждения 1 категории? Спасибо.

Ответ: Да, можете подавать на высшую категорию, приложив аттестационные листы предыдущих аттестаций.

Вопрос: В 2012г. воспитатель детского сада прошла аттестацию на 1 категорию, в 2015 году хочет пройти на высшую категорию, в самоанализе необходимо представить работу за 5 предыдущих лет или за 3 года? Так как работа за предыдущие 2 года из 5 лет была учтена в ранее прошедшей аттестации.

Ответ: Уважаемые коллеги! В данном случае необходимо предоставить результаты за отчетный период, т.е. за три года.

Вопрос: Здравствуйте! Я награждена Почётной грамотой Министерства образования РК решением коллегии №36 от 28 февраля 2013 года. Аттестацию проходила 23.12.2011 г.

Установлена первая квалификационная категория, приказ № 812 от 23.12 2011 г.МО РК. Вопрос: Для прохождения очередной аттестации в 2016 г.

на ПОДТВЕРЖДЕНИЕ I категории нужно ли мне предъявлять самоанализ? Какие документы требуются? Спасибо за ответ.

Ответ: Уважаемые коллеги! Данная Грамота не входит в перечень наград, дающих право на освобождение от процедуры аттестации. Вам необходимо подготовить самоанализ результатов профессиональной деятельности.

Вопрос: Здравствуйте, можете ли Вы мне ответить на вопрос, где должен проходить аттестацию на первую категорию заместитель директора по УВР? Работает 5 лет в должности, уже имеет первую категорию.

Проходила аттестацию в Управлении образованием, теперь сказали в своем учреждении должны проводить. Но по документам – это на соответствие занимаемой должности. Ничего другого не могу найти в Интернете. Помогите, пожалуйста.

Ответ: Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию информацию (см. ссылку) в качестве ответа на ваш вопрос:
http://kiro-karelia.ru/att/vopros/voprosatt-13

Вопрос: Здравствуйте!Получение педагогом звания “Ветеран труда России” освобождает от прохождения экспертизы подтверждения высшей квалификационной категории? Спасибо.

Ответ: Уважаемые коллеги! Внимательно смотрите перечень наград. “Ветеран труда России” не входит в данный перечень.

Вопрос: Добрый день. Подскажите, пожалуйста, документы на аттестацию подаем в бумажном варианте по почте и в электронном виде по email. А можно только в электронном виде по email?
Ответ: Пожалуйста, выбирайте только один удобный для Вас вариант.

Вопрос:  Можно ли отзывы об уроке предоставлять в табличном варианте? Или отзыв предоставляется с описанием? Спасибо за ответ.
Ответ: Уважаемые коллеги! Принимаются любые отзывы, главное, чтобы они содержали профессиональную оценку Вашей деятельности.

Вопрос: В декабре 2010 года прошла аттестацию на высшую категорию как преподаватель математики, работала в училище, затем год назад перешла работать учителем математики в коррекционную школу.

Можно ли мне подавать на подтверждение, учитываются ли результаты работы в ПУ (а они есть)? Или всё сначала начинать?
Ответ: Вы можете подавать на высшую категорию при наличии результатов, взятых за весь межаттестационный период.

Вместе с тем, Вам необходимо показать результаты работы в условиях коррекционного образовательного учреждения, где имеется своя специфика. Внимательно смотрите показатели для учителя коррекционной направленности.

В информационной справке целесообразно отразить произошедшие перемены в Вашей профессиональной деятельности, а в самоанализе четко пояснять, какие результаты к чему относятся.

Вопрос: Я имею высшую квалификационную категорию, в 2015 году завершается срок моей аттестации. В этом году я собираюсь подавать на подтверждение, при этом в 2014 году я была награждена Почетной грамотой Министерства науки и образования Российской Федерации.

Вопрос: освобождаюсь ли я от подтверждения на высшую квалификационную категорию? Заранее Вас благодарю. 
Ответ: Вам необходимо за три месяца до окончания срока действия имеющейся категории подать заявление установленного образца и копию наградного документа.

В данном случае самоанализ не нужен.

Вопрос: Здравствуйте! я получила первую квалификационную категорию, могу ли я через два года подать на высшую квалификационную категорию?
Ответ: Согласно Порядку аттестации педагогических работников Вы можете через два года подавать на высшую квалификационную категорию при наличии соответствующих результатов (оснований).

Вопрос: Учителем школы-интерната в апреле 2015г. подано заявление об аттестации в целях установления квалификационной категории. Однако, в мае 2015г.

учреждение ликвидируется и педагогу отказано в аттестации. Правомерны ли действия аттестационной комиссии?
Ответ: Не правомерны.

Педагог имеет право аттестоваться по итогам работы за отчетный период, не зависимо от дальнейшей судьбы учреждения.

Вопрос: Специалист на должность педагог-организатор была принята на время отсутствия основного работника (отпуск по уходу за ребенком). Далее в связи с увольнением основного работника она была переведена на должность педагог-организатор как штатный сотрудник. С момента начала работы прошло 2 года.

Должно ли образовательное учреждение аттестовать этого сотрудника на соответствие занимаемой должности, работающего более двух лет, если часть этого периода составляла работа-замещение на время отсутствия основного работника?
Ответ:  В данном случае необходимо провести аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Два года отсчитываются от момента вступления в должность педагог-организатор и не зависят от условий оформления работника.

Вопрос 1: от Ивановой И.В.: Добрый день! Подскажите пожалуйста сроки рассмотрения документов на аттестацию (1 категория). Документы были поданы 23 января 2015 г.
Ответ 1: Уважаемая Иванова И.В.

! Уточните, пожалуйста, в каком виде и куда Вы сдавали документы (электронный вариант или пакет документов), а также лично или через посыльного. В журнале регистрации Ваше заявление не зарегистрировано. Уточните также учреждение, в котором Вы работаете.

Вопрос 2: Добрый день! Пакет документов был сдан лично педагогом дополнительного образования Петровой Ю.А. 23 января 2015г. в кабинет 113 (со слов педагога, кабинет этот теперь находится на первом этаже). Работает в Центре развития творчества детей и юношества. Я, Иванова И.В.

, курирую аттестующихся педагогов и потому задала этот вопрос. Знаю, что заседание аттестационной комиссии проходит один раз в месяц и результаты заседания (февральского) уже на сайте. Мы не нашли в списках имени – Петровой Ю.А.
Ответ 2: Уважаемая Иванова И.В! Из Вашего первого письма получалось, что надо искать документы Ивановой И.В.

Что касается аттестуемой Петровой Ю.А., то ее аттестация проходит в соответствии с графиком: февраль-март, решение будет принято на заседании Аттестационной комиссии 27 марта. Убедительная просьба, будьте внимательны и четко формулируйте  вопросы, отправляемые по электронной почте.

Вопрос: Добрый день! 03 марта на работу в порядке перевода были приняты работники. Подлежат ли они аттестации, которая будет проведена в апреле в их структурных подразделениях?
Ответ: Уважаемые коллеги! Уточните, пожалуйста, свой вопрос. Какое учреждение, должности, наличие квалификационных категорий или их отсутствие и т.д.

Вопрос 1: Здравствуйте! Срок действия моей категории истекает 29 апреля 2015 года. По ряду причин  не успела подать документы до 1 февраля. Возможно ли мне в течение недели подать документы на подтверждение или уже поздно? Спасибо.

Ответ 1: Пожалуйста, приносите Ваши документы, желательно, до конца текущей недели.
Вопрос 2: Прошу прощения, но обстоятельства складываются так, что я, при всем желании не смогу закончить работу до конца.

Могу ли я написать заявление на перенос сроков подтверждения квалификации на сентябрь месяц (по семейным обстоятельствам)?
Ответ 2: Добрый день! Необходимо помнить, что 29 апреля закончится срок действия имеющейся у Вас категории, в соответствии, с чем прекратится выплата надбавок за категорию.

Вместе подать документы на аттестацию Вы можете в любое время, когда подготовитесь. На все Ваши вопросы мы можем ответить также  по телефону: 57-26-87

Вопрос: Мне был выдан аттестационный лист за датой аттестации 11 ноября 2010 года соответствует I квалификационной категории по должности “учитель”.

Могу ли я сейчас подать заявление на аттестацию соответствия I квалификационной категории по должности “учитель”, если прошёл срок подачи заявления?
Ответ: Имеющаяся у Вас категория закончится только в ноябре 2015 года.

Так что, пожалуйста, подавайте свои материалы либо в мае, либо в августе.

Вопрос: Можно ли оформить самоанализ в виде карты инновационного опыта?
Ответ: Для осуществления оценки результатов профессиональной деятельности необходимо наличие самоанализа, выполненного по утвержденной  форме. Инновационный опыт является только частью профессиональной деятельности педагогического работника и соответственно самоанализа.

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, как и где проходит процедура подтверждения категории (при наличии второй), какие документы необходимы?
Ответ: Уважаемые коллеги! В соответствии с Порядком аттестации (Приказ №276 от 7 апреля 2014г.) вторая квалификационная категория действует в течение установленных сроков.

По окончании этих сроков данную категорию нельзя продлить или  подтвердить, следовательно, и претендовать. Если педагогический работник не имеет достижений соответствующих первой квалификационной категории, чтобы выйти на аттестацию, в таком случае администрация проводит его аттестацию на соответствие занимаемой должности в самом учреждении.

Смотрите, пожалуйста, на нашем сайте необходимую информацию.

Вопрос: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, до какого числа можно сдать документы на аттестацию, на первую категорию? Заранее спасибо.

Ответ: Уважаемые коллеги! Необходимо поторопиться, если планируете пройти аттестацию до конца текущего учебного года.

В соответствии с графиком работы Аттестационной комиссии последнее заседание в этом учебном году состоится 29 мая. Документы на май принимаем до 18 апреля!

Вопрос: Я вышла из декретного отпуска 1 сентября 2014 года. 26 мая 2015 года у меня заканчивается вторая квалификационная категория.

Могу ли я подать заявление на 1 категорию в сентябре 2015.

 
Ответ: Уважаемые коллеги! Если имеются достижения, соответствующие требованиям первой квалификационной категории, то, пожалуйста, подавайте документы по готовности.

Источник: https://kiro-karelia.ru/att/tematika/voprosuatt-12-15

Аттестация педработников – новый порядок

Здраствуйте я не прошел аттестацию на работе

В соответствии с  законом «Об  образовании  в  Российской    Федерации» педагогические работники организаций,  осуществляющих   образовательную деятельность, должны проходить аттестацию. Аттестация важна не только для самих педработников (стимулирует их профессиональный и личностный рост, повышение размеров  оплаты  труда и т.

д.), но и направлена на  улучшение качества образования на основе повышения эффективности и качества их педагогической деятельности. Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.

Регистрационный N 32408) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Порядок). В связи с чем, приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г.

  N 209  «О  Порядке   аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом РФ  26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999) утрачивает силу.

Что нового?

1. Аттестация на установление соответствия педработника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности теперь проводят сами образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

2.

Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет и те, кто проболел более 4 месяцев.

3. Внесены изменения и в порядок прохождения аттестации по желанию — когда учитель хочет получить более высокую квалификационную категорию: первую или высшую.

По новым правилам  к действовавшим критериям оценки добавились результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

4. По новым правилам, результаты экспертизы на присвоение учителю высшей квалификации будут публиковаться в интернете — на сайтах органов государственной власти. Те, кому в присвоении высшей квалификации откажут, могут попробовать себя снова — через год.

Возможный вариант работы с документом

1.Ознакомить с новым Порядком проведения аттестации педработников организации;

2.

Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты организации по вопросам аттестации  педработников  в соответствии с утвержденным Порядком (Положение об аттестационной комиссии образовательной организации, график аттестации, форма Представления на педработника, форма распорядительного акта об аттестации, форма протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии и т.д.);

3.Разработать технологии аттестации педработника на соответствие занимаемой должности на основании утвержденного Порядка;

4. Определить технологии оценки профессиональной деятельности аттестуемого  педработника и требования к ним в соответствии с преподаваемым предметом.

5.Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации.

6.Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав распорядительным актом организации.

7. Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.

8.Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.

При работе с документом обращаем внимание на следующие положения Порядка.

1.Об имеющихся у работников квалификационных категориях

Установлено, что квалификационные  категории,     установленные педработникам  государственных и муниципальных образовательных учреждений ранее,  сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

2. Виды аттестации

  • обязательная — в целях подтверждения  соответствия  педагогических  работников  занимаемым  ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • добровольная — по желанию педработника в  целях   установления первой или высшей квалификационной категории.

3.Кто аттестуется

Аттестуются все педаработники образовательных организаций, осуществляющих образовательную  деятельность, в т. ч. совместители, а также работники, совмещающие должности наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

4. Кто освобождается от аттестации

Утвержденный Порядок не касаетсяпрофессорско-преподавательского состава.

Аттестацию  в  целях  подтверждения  соответствия    занимаемой должности не проходят следующие педработники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б)  проработавшие  в  занимаемой  должности  менее  двух   лет   в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам. Аттестация их возможна не ранее чем черездва года   после выхода из указанного отпуска;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация их возможна не ранее чем через два года   после выхода из указанного отпуска;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд   в связи с заболеванием.   Аттестация их возможна не ранее чем через год после  выхода   на работу.

5.Периодичность и сроки аттестации

Аттестация проводится  1 раз в 5 лет.

Квалификационная категория присваивается сроком на  5  лет.

Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

6.Принципы аттестации

Коллегиальность,  гласность,  открытость,  обеспечивающие     объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации   при проведении аттестации.

7.Порядок  аттестации

В документе подробно прописан порядок проведения аттестации педработников на соответствие занимаемой должности и присвоение им квалификационных категорий. При этом установлено, что:

а) В соответствии с Порядком аттестация педработников в  целях   подтверждения соответствия  занимаемым   ими     должностям на  основе  оценки  их   профессиональной деятельности проводится аттестационными  комиссиями, самостоятельно   формируемыми образовательными организациями, в соответствии  с распорядительным актом работодателя.

В  состав аттестационной комиссии организации  должны входить  председатель   комиссии,     заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, а также  в   обязательном порядке  представитель  выборного  органа     соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

При принятии решения аттестационные   комиссии   организаций  также  дают     рекомендации работодателю  о  возможности  назначения  на  соответствующие   должности педагогических работников лиц, не  имеющих  специальной  подготовки   или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные  характеристики  должностей  работников    образования» Единого   квалификационного   справочника   должностей     руководителей, специалистов и служащих и (или)  профессиональными  стандартами,   но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

б) Аттестация  педагогических  работников  в  целях   установления квалификационной категории проводится:

  • для  педагогических работников организаций, находящихся в ведении  федеральных  органов  исполнительной  власти, — аттестационными   комиссиями,   формируемыми   федеральными      органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
  • в отношении педагогических работников организаций, находящихся  в   ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных  организаций — аттестационными  комиссиями,  формируемыми   уполномоченными     органами государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации.

Аттестация педагогических работников проводится на основании ихзаявлений, подаваемых непосредственно в  аттестационную  комиссию,   либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с  уведомлением  в   форме электронного документа   с  использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Установлено, что заявления  о  проведении  аттестации  на присвоение квалификационной категории подаются   педработниками независимо от продолжительности  их работы в организации, в   том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях  установления   высшей квалификационной категории по должности,  по  которой  ттестация   будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не  ранее   чем через  два  года  после   установления   по   этой       должности первой квалификационной категории.

Истечение срока действия высшей квалификационной  категории   не  ограничивает право педагогического работника впоследствии  обращаться   в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники,  которым  при  проведении   аттестации отказано в установлении квалификационной  категории,  обращаются  по  их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня   принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При  переходе  педагогических работников в другую  организацию,  в  том  числе  расположенную  в  другом    субъекте Российской Федерации,  установленные им квалификационные  категории  сохраняются до окончания срока их действия.

Обжалование результатов аттестации

Результаты аттестации  работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276 ИА «ГАРАНТ»: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/544899/#ixzz33Gr34b8p   «Российская газета» — www.rg.ru

Аттестация педработников – новый порядок

Источник: https://eduinspector.ru/2014/06/04/attestacija-pedrabotnikov-novyj-porjadok/

Уволить нельзя – восстановить. Как грамотно подготовиться к аттестации и провести ее

Здраствуйте я не прошел аттестацию на работе

29.03.2008

Пресс-служба Градиент Альфа

Журнал «Кадровый менеджмент», № 3/2008

Согласно ТК РФ работник может быть уволен, если его квалификация не соответствует занимаемой должности. Даже если факт несоответствия должности или выполняемой работе по результатам установлен в ходе аттестации, работник редко с этим мирится.

Объективность аттестации нередко оспаривается работниками а судах, и чаще всего успешно. Чтобы избежать судебных разбирательств, работодатель, прежде чем уволить сотрудника, должен создать доказательную документальную базу, которая позволит обосновать его решение.

Добровольно или по закону

Аттестация, или проверка квалификации сотрудника, может проводиться либо по требованию закона, либо по решению руководителя организации. В первом случае она именуется «законной», во втором — «добровольной».

«Законная» аттестация предусмотрена для государственных служащих, преподавателей и руководителей бюджетных образовательных учреждений, руководителей государственных унитарных предприятий и некоторых других категорий работников.

«Добровольная» аттестация персонала может проводиться в любой частной компании, руководитель которой принял решение об этом. Однако в ряде случаев работник имеет право отказаться от этой процедуры. Чтобы этого не произошло и чтобы результаты оценки сотрудников приобрели юридическую силу, необходимо соблюсти ряд условий.

Сначала — нормативные акты, потом аттестация

Случай из практики. Руководитель IT-департамента строительной компании, по личным мотивам недовольный одним из сотрудников отдела, решил уволить его как несоответствующего занимаемой должности. Сотрудник работал над самостоятельным проектом. По его завершении руководитель заявил, что менеджер не справился с порученным заданием, а значит, не прошел аттестацию.

Сотрудник обратился в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что в компании нет документально оформленного положения об аттестации, а проект, порученный менеджеру, был сдан в срок и впоследствии использован в работе компании.

В результате сотрудника восстановили в должности, а компании пришлось выплатить ему компенсацию за те месяцы, которые он вынужденно был безработным.

Как «узаконить» добровольную аттестацию? Прежде всего, как этого требует ст. 189 ТК РФ, в Правила внутреннего трудового распорядка организации нужно внести пункт об обязательном проведении аттестаций. Затем следует разработать Положение об аттестации, в котором указать цели, виды, сроки и порядок проведения аттестации, состав комиссии и обозначить круг решений, принимаемых по ее результатам.

Но и это еще не все. Положения необходимо согласовать с представительным органом трудового коллектива, а затем ознакомить с ним всех работников под расписку. Как только все эти этапы будут пройдены, добровольная аттестация станет обязательной для всех сотрудников процедурой, и у работодателя появится возможность увольнять не прошедшего аттестацию работника в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81ТК РФ.

Субъективность наказуема

Помимо формальной юридической ошибки работодатель из приведенного выше примера совершил еще одну: он пристрастно отнесся к сотруднику и оценил его работу необъективно.

Между тем объективность оценки профессиональных и личных качеств работника — один из важнейших принципов аттестации.

Чтобы трудовая инспекция признала оценку деятельности работника объективной, необходимо предпринять целый ряд шагов.

Во-первых, работнику заранее должно быть известно, на какие вопросы он будет отвечать в ходе аттестации. Поэтому нужно разработать квалифицированный перечень вопросов или тестов, не выходящих за пределы трудовых обязанностей сотрудников, а также ориентировочные ответы на них.

Во-вторых, аттестация не может быть неожиданной и внезапной акцией. О ее проведении сотрудники должны знать заранее.

Поэтому следует составить график проверок, включив в него работников, которые подлежат аттестации в текущем году, а также тех, у кого истек срок освобождения от очередной аттестации; тех, кому назначена повторная аттестация, и тех, кто пропустил аттестацию по уважительным причинам.

Минимальный состав аттестационной комиссии — три человека. Председателем комиссии, как правило, назначают либо главу компании, либо руководителя HR-службы. Заместителем может быть руководитель или сотрудник кадровой службы, либо руководитель службы управления персоналом, секретарем — сотрудник кадровой службы или секретарь организации.

Хотя бы один из членов комиссии должен быть специалистом того же профиля, что и аттестуемый работник. В тех случаях, когда проводится аттестация единственного сотрудника данной специальности (например, юриста), в состав комиссии приглашают специалиста из другой компании.

Порядок действий

В процессе аттестации на каждого работника составляются отзыв (характеристика) и аттестационный лист. Данные, отраженные в этих документах, учитываются при последующих аттестациях.

Отзыв, в котором должна содержаться оценка профессиональных и личных качеств сотрудника и результатов его работы, составляет и подписывает руководитель структурного подразделения. Если аттестации подлежит руководитель, в его характеристику вносятся сведения о результатах работы его подразделения.

За две недели до аттестации сотрудника нужно познакомить с отзывом, чтобы он мог воспользоваться своим правом предоставить комиссии дополнительные сведения о своей служебной деятельности и/или заявить о несогласии с выводами руководителя.

Не позднее чем за неделю до аттестации характеристика должна быть представлена в аттестационную комиссию. Проводится аттестация в присутствии работника. Исключение из этого правила только одно: если работник не явился на заседание комиссии без уважительных причин, можно провести аттестацию без него.

Аттестационный лист обязательно должен быть подписан всеми членами аттестационной комиссии. С содержанием этого документа необходимо ознакомить работника под роспись. Комиссия рассматривает представленные документы (аттестационный лист, отзыв), затем заслушивает сообщение работника о его служебной деятельности.

Вопросы, которые задаются сотруднику в ходе аттестации, могут относиться только к его профессиональной деятельности. При оценке соответствия работника занимаемой должности учитываются также его опыт работы, повышение квалификации, уровень образования и т.д.

; если речь идет о руководителе — то его организаторские способности, умение обеспечить дисциплину, слаженную работу команды. Только при выполнении всех этих условий решение комиссии будет считаться фактически и юридически обоснованным.

Какие решения может принять руководитель по результатам аттестации? Сотрудникам, чья деятельность была оценена комиссией высоко, руководитель имеет право повысить оклады, установить надбавки, предложить более высокую должность и т.д. Работникам, чьи компетенции недостаточны, можно рекомендовать пройти обучение, можно направить их на перепрофилирование, перевести на другую работу, назначить им повторную аттестацию, наконец, уволить их.

Нормативные акты, регламентирующие проведение законных аттестаций:

  • Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110.
  • Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №111.
  • Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1908 и письмом Федерального агентства по образованию от 28 сентября 2005 г. № 1158/12-17 «О порядке прохождения аттестации педагогическими и руководящими работниками подведомственных образовательных учреждений».
  • Положение о проведении аттестации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234. отзыв), затем заслушивает сообщение работника о его служебной деятельности. Вопросы, которые задаются сотруднику в ходе аттестации, могут относиться только к его профессиональной деятельности. При оценке соответствия работника занимаемой должности учитываются также его опыт работы, повышение квалификации, уровень образования и т.д.; если речь идет о руководителе — то его организаторские способности, умение обеспечить дисциплину, слаженную работу команды. Только при выполнении всех этих условий решение комиссии будет считаться фактически и юридически обоснованным. Какие решения может принять руководитель по результатам аттестации? Сотрудникам, чья деятельность была оценена комиссией высоко, руководитель имеет право повысить оклады, установить надбавки, предложить более высокую должность и т.д. Работникам, чьи компетенции недостаточны, можно рекомендовать пройти обучение, можно направить их на перепрофилирование, перевести на другую работу, назначить им повторную аттестацию, наконец, уволить их.

Трудности увольнения

Увольнение работника по итогам аттестации согласно ч. 3 ст.

81 ТК РФ допускается только при условии, что невозможно перевести работника с его согласия на другую имеющуюся у работодателя работу — либо на соответствующую квалификации работника, либо на нижестоящую должность с более низкой оплатой.

Поэтому работодатель должен быть готов представить доказательства того, что у него не было возможности предложить работнику другую работу или что работник от перевода отказался. Доказательством может служить письменный отказ увольняемого сотрудника от перевода.

При увольнении работника по ст. 81 ТК РФ необходимо учитывать и некоторые другие обстоятельств. Считается недопустимым расторгнуть трудовой договор по мотивам недостаточной квалификации с работниками, имеющими небольшой трудовой стаж: они еще не приобрели достаточного опыта и нуждаются в обучении и руководстве.

Кроме того, не следует забывать, что не только выводы аттестационной комиссии должны определять решение об увольнении. Нужно учитывать все данные о деловых качествах работника, в том числе документально подтвержденные данные об образовании, об успешном участии в проектах и т.д.

, которые подлежат оценке в совокупности с другими данными, например сданными всех документов работника о полученном образовании, прохождении курсов повышения квалификации и т.д.

Таким образом, работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником из-за несоответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой работе, если не была проведена его аттестация, или ее результаты оказались положительными,(или другие данные красноречиво свидетельствуют о компетентности сотрудника (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Аттестация и вознаграждение

Случай из практики. Не прошедшего аттестацию бухгалтера цветочной фирмы понизили в должности и лишили надбавки к окладу. Трудовая инспекция сочла это грубым нарушением законодательства и предъявила взыскание руководителю предприятия,

Часто работодатель рассматривает аттестацию не только как инструмент увольнения работника, но и как повод понизить его в должности или сократить ему зарплату. Следуя букве закона, сделать это очень непросто.

Понижение в должности, с точки зрения трудового законодательства, считается переводом на другую работу, а значит, чтобы его осуществить, необходимо согласие работника.

Но получить такое согласие практически невозможно.

Снизить размер оплаты труда за счет уменьшения оклада, снятия надбавки тоже непросто. В соответствии со ст.

74 ТК РФ размер оплаты труда является обязательным условием трудового договора, и изменить его можно только с согласия работника (предупредив его не менее чем за два месяца).

Правда, если локальными нормативными актами это предусмотрено, можно лишить работника премии, хотя и это чревато осложнениями. Работник вправе обжаловать невыплату премии, и проверяющие органы, скорее всего, будут на его стороне.

Источник: https://www.gradient-alpha.ru/ru/uvolit-nelzya-vosstanovit-kak-gram/

За что могут уволить учителя в школе. И как защитить свои права

Здраствуйте я не прошел аттестацию на работе

Нарушение правил проведения ЕГЭ, опоздание, жалобы родителей и детей — всё это может стать причиной увольнения учителя. Причём чаще всего это происходит «по собственному желанию» (на самом деле нет).

Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская вместе с юристом Юрием Варламовым и сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким разобралась, за что увольняли учителей в прошлом учебном году и насколько это было законно.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Немного законов и правил (полезно не только учителям)

Где бы ни работали учителя (в государственных, муниципальных или частных учреждениях), они всегда заключают трудовой договор.

То есть на учителей распространяются общие правила расторжения трудового договора, к которым, например, относятся соглашение сторон, истечение срока договора, расторжение договора по инициативе работника, обстоятельства, не зависящие от сторон, и так далее. Всё это есть в трудовом кодексе.

Отдельно прописаны правила расторжения договора по инициативе работодателя. Причины могут быть разные — от сокращения штата до неисполнения обязанностей.

Кроме того, в трудовом кодексе есть условия увольнения именно педагогов: «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка» и «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием».

По статистике общероссийского профсоюза образования за 2017 год, при обращении учителей выявили 52 669 нарушений в трудовых нормах, из них устранили 44 646 случаев. Только 42 человека восстановили на работу.

Если учителей увольняют по инициативе работодателя, он может обратиться за помощью в профсоюз, правда, если сам в нём состоит. Процедура описана здесь. В теории всё понятно. На практике, как всегда, полно проблем. Вот несколько самых распространённых причин увольнения учителей.

1. Добровольно-принудительно увольнение (самый частый случай)

Если официально — это «расторжение трудового договора по инициативе работника или увольнение по собственному желанию» (ещё один вариант — по соглашению сторон). За этой, казалось бы, безобидной формулировкой кроются не самые приятные факты. Далеко не всегда такое увольнение происходит по доброй воле учителя.

Обычно всё выглядит так: директор вызывает к себе учителя и говорит ему, что «мы с вами не сработаемся» или «я создам такие условия, что вы работать здесь не будете». Учитель уходит «по собственному желанию».

Это самый тяжёлый случай для юристов: учитель потом всем говорит, что его заставили уволиться, жалуется в профсоюз. Но защитить и доказать через суд, что его насильно заставили написать заявление — почти нереально.

«Я хочу обратиться к учителям с призывом: не поддаваться на уговоры директора. Потому что, когда директор уговаривает написать заявление по собственному желанию, у него часто нет возможностей уволить человека. Это чисто психологическое давление, не надо на него поддаваться», — советует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Яркий пример увольнения «по соглашению сторон» произошёл в прошлом году с учителем школы № 1018 Александрой Шкуриной. Она работала на ЕГЭ экспертом, и у неё во время экзамена зазвонил телефон. После этого нарушения её заставили уволиться.

Директора и школьные юристы подтверждают, что увольнение по собственному желанию — самый распространённый случай. Ведь если увольнение происходит по инициативе работодателя, он должен соблюсти всю сложную процедуру, чтобы не заработать штраф и даже выплатить компенсацию (если дело дойдёт до суда).

Некоторые директора честно признаются, что увольнение «по собственному желанию» бывает не всегда по инициативе сотрудника. Например, по словам директора школы № 2095 «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, увольнение по соглашению сторон часто происходит из-за жалоб родителей или детей, которые невозможно обосновать. Но при этом они создают дискомфортную обстановку.

«У меня был опыт, когда после общения со мной человек писал заявление по собственному, — рассказывает директор школы № 2101 Дмитрий Модель. — У меня такой разговор был с учителем, который, по моему мнению, не мог хорошо выполнять свою работу. Этого достаточно для того, чтобы сотрудник принял правильное решение для себя и для школы тоже. Но угрозы — табу».

На вопрос о том, может ли руководитель школы создать нетерпимые условия для сотрудника (например, сократить до минимума учебную нагрузку и зарплату), чтобы заставить его уйти «по собственному», Дмитрий Модель отвечает: «Продвинутый коллектив, знающий трудовой кодекс, не даст уволить учителя по субъективным причинам».

Юрист Юрий Варламов придерживается другого мнения: «Сотрудники редко протестуют, потому что боятся потерять работу. Исключение — только какие-то уникальные школы со своими традициями и коллективом, как это было со школой Тубельского».

2. Неэффективный контракт — если поменялись условия или отказались что-то подписывать

Официально — «изменение организационно-технологических условий труда». По словам юриста, эту статью закона больше используют организации, в которых полностью меняют оборудование или режим работы. В школе ей тоже нашли «достойное применение»: она позволяет работодателю или изменить условия труда в одностороннем порядке, или, если учитель отказывается, уволить его.

Например, начисление зарплаты в зависимости от критериев эффективности, установленных правительством России. В некоторых регионах эту систему ввели насильно. Проблема в том, что эффективный контракт — понятие не из трудового кодекса, а рекомендательная норма. Но если учитель не подписывает этот документ, то его могут уволить.

В одной из школ Московской области всех работников перевели на эффективный контракт. Две учительницы отказались его подписать, в итоге их уволили. В районном суде они проиграли, зато Московский областной суд восстановил их на работе.

Всеволод Луховицкий рассказывает, что из-за изменения организационно-технологических условий труда директор должен предложить сотруднику другую работу.

«У нас были случаи, когда учителю предлагали работу воспитателем в детском доме, сторожем, даже посудомойкой. Понятно, что это смешно, но тем не менее это обязанность работодателя.

Если работник скажет, что ни одна из этих должностей ему не подходит, тогда директор может спокойно его уволить».

3. Когда учитель не прошёл аттестацию

Официально — «несоответствие работника занимаемой должности», которое определяется по итогам аттестации. Аттестацию проходят педагоги, у которых нет первой или высшей категории. Проводится такая процедура по критериям Министерства просвещения в самой школе.

Работодатель организует аттестационную комиссию, в которую в том числе входит представитель профсоюза. Директор даёт свою характеристику учителю, после этого учителю нужно убедить всю комиссию в том, что он высококвалифицированный работник.

Сделать это при плохом отзыве работодателя — почти невозможно.

В целом уволить педагога, если есть претензии к его работе, — непростая задача, считает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.

По его мнению, законодательно педагоги хорошо защищены: «В советское время, когда трудоустройство граждан было обязанностью не самих граждан, а государства, такая защита была оправдана.

Но сегодня это приводит к инфантилизму. Причём закон защищает плохого педагога».

Илья Новокрещенов считает, что нужно организовывать автоматическую систему аттестации учителя по динамике достижений его учеников. При этом нужно учитывать все достижения ребёнка: успехи в кружках, волонтёрство, социальные проекты. Это самый объективный способ оценить качество работы учителя. Именно по этому пути развивается система аттестации в Москве.

4. Нарушение дисциплины. Например, опоздание на урок

Официально — «увольнение в результате грубого нарушения трудовой дисциплины или неоднократного нарушения трудовой дисциплины». То есть уже после двух выговоров учителя можно уволить.

Дисциплинарными нарушениями считаются, например, опоздания на урок, даже на три минуты

Допустим, учитель из одного кабинета на первом этаже поднимается на четвёртый за маленькую перемену, его останавливают дети, коллеги, он пришёл через три минуты после начала урока, а перед дверью стоит завуч с рапортом, что учитель прогулял урок. Всеволод Луховицкий рассказывает, что однажды даже увольняли учителей за то, что они поздно заполнили электронный журнал или вбили неверное количество часов.

Про образование много пишет не только «Мел», но ещё «Вести образования». Это сообщество экспертов в сфере образования, которые рассказывают про авторские школы (на примере школы Тубельского), разбираются в новых полномочиях Рособрнадзора и рассуждают о том, существует ли «старость» в образовании.

«Когда идёт речь об увольнении за нарушение дисциплины, здесь у педагога достаточно способов защитить себя, — считает Всеволод Луховицкий. — Оформлять такие нарушения долго.

Директор должен составить о нарушении акт, учитель — написать своё объяснение.

Это объяснение должна рассмотреть комиссия, которую создаёт директор, а в её составе быть представитель профсоюза для защиты интересов учителя».

5. Грубое обращение с детьми или нарушение устава школы

Как правило, в случае «грубого обращения с детьми» большую роль играют родители, которые пишут жалобы на педагога. «Если поступает жалоба на действия учителя, создаётся комиссия, которая разбирается в том, что произошло. Опрашиваются педагог, его коллеги и дети в присутствии родителей. Если ситуация подтверждается, учителя могут уволить», — объясняет юрист Юрий Варламов.

Другой пример — нарушение устава образовательной организации, то есть школы. Правда, иногда в уставах пишут необычные требования. Например, запрет на публичные высказывания и критику в адрес школы. Суды в таких случаях чаще встают на сторону работодателя.

Учителя из Санкт-Петербурга Марину Балуеву могли уволить по этой статье, так как она публично критиковала новую систему оплаты труда учителей. Прадав, номер школы не называла. Тем не менее, её всё равно уволили — уже по дисциплинарной статье. Официальная причина — незаполнение бумажного журнала, так как по новым правилам заполнение электронного журнала автоматически отменяет бумажный.

Марина подала заявление в суд на руководство школы.

«В суде ответчик предъявил протокол собрания, где принималось решение о „поэтапном переходе“ на электронный журнал, где я якобы была, — рассказывает учитель.

— К протоколу приложен „список присутствовавших“, написанный одной рукой. Районный суд за два заседания отказал мне в иске. Но мотивировочной части решения нет. Буду подавать апелляцию».

6. Аморальный проступок

Увольнение профсоюзных активистов — тоже распространённая проблема. Для руководства школы такие люди оказываются очень неудобными, поэтому от них стараются избавиться, используя разные статьи трудового кодекса — скажем, дисциплинарные, как это было в случае с Мариной Балуевой, а чаще — за аморальный проступок.

«Сегодня учителя можно засудить за „аморальный поступок“ за что угодно, даже за какие-то события его частной жизни, — говорит Всеволод Луховицкий. — Понятие „аморальное поведение“ нигде не конкретизировано, любого неугодного учителя можно уволить с такой формулировкой. Последнее время это становится тенденцией».

При увольнении по этой статье учитель даже не может обратиться в профсоюз за защитой. Организуют комиссию по расследованию, но её состав и процедура создания никакими нормативными актами не регламентированы.

За аморальный проступок, по сути, уволили и учительницу из Омска Викторию Попову. Родители учеников обнаружили в соцсетях ее фотографии в купальнике (всё прилично!) и возмутились. Другие учителя запустили в поддержку флешмоб #учителятожелюди. В итоге всё закончилось хорошо, и Виктория вернулась на работу.

Другой пример. Светлана Колядова — учитель географии с 37-летним педагогическим стажем, которую уволили из школы № 125 за «аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью». Коллеги обвинили Колядову в том, что она при учениках подняла блузку.

«Я прочитала трудовой кодекс и узнала, что учитель имеет право на приём пищи и отдых, — рассказывает Светлана. — Я попросила администрацию школы изменить график работы учителей. На мои претензии директор ответила, что учителю, который занят делом, некогда читать кодекс».

Светлана была уверена, что сможет доказать жёсткие порядки в школе. Но в районном суде дело проиграла, а когда вернулась на работу — ей сократили нагрузку до девяти часов в неделю (это полставки). «Меня обвинили в том, что я задирала блузку на уроке.

Но в моём возрасте вообще тяжело что-либо высоко задирать», — говорит Колядова.

Светлану Колядову уволили летом 2017 года за аморальный проступок. Она подала иск в другой суд, и 31 января 2018 года её восстановили на работе. Причем по решению суда выплатили компенсацию — 100 000 рублей за снижение нагрузки плюс 350 000 рублей — за моральный ущерб и полгода без работы.

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

Если вам кажется, что администрация хочет вас уволить без причины, а вы хотите продолжать работать в этой школе, запомните несколько правил:

  • разговаривайте с директором только в присутствии коллег;
  • записывайте все разговоры на диктофон (вы имеете на это право);
  • не верьте угрозам и обещаниям — доверяйте только правильно оформленным документам и будьте максимально аккуратны с бумагами;
  • не соглашайтесь на увольнение по собственному желанию;
  • попробуйте найти коллег, которые были в похожей ситуации, проконсультируйтесь с ними;
  • ищите поддержки у родителей ваших учеников;
  • не торопитесь подписывать какие-либо бумаги — вы имеете право взять их домой, чтобы посоветоваться со своим адвокатом (обычно эта формулировка производит на директора сильное впечатление);
  • если в вашей школе нет профсоюзной организации или она бездействует, создайте её сами.

Источник: https://mel.fm/uchitelya/952831-dismissal_teacher

Автоправо
Добавить комментарий