Защита прав детей сирот

Содержание
  1. Уполномоченный по правам ребенка в Подмосковье: чем занимается и как обратиться
  2. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей: особенности | Правоведус
  3. Виды социальной помощи детям сиротам
  4. Право детей сирот на образование
  5. Право детей сирот на медицинское обслуживание
  6. Право детей сирот на трудовую деятельность
  7. Права детей сирот на жилье
  8. Ежегодный доклад за 2018 год – Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
  9. Глава 1. Защита фундаментальных прав детей в Санкт-Петербурге
  10. Глава 2. Защита детей, нуждающихся в особой поддержке государства
  11. Глава 3. Взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка В Санкт-Петербурге
  12. Глава 4. Предложения по совершенствованию законодательства
  13. Глава 5. Цели и задачи Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге на 2019 год
  14. Главу ОФ «Защита прав детей-сирот» Игоря Беляева могут привлечь к ответственности – VESTI.KG – Новости Кыргызстана
  15. Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края
  16. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Уполномоченный по правам ребенка в Подмосковье: чем занимается и как обратиться

Защита прав детей сирот

задача уполномоченного по правам ребенка в Московской области – следить за соблюдением прав детей в регионе. Круг его обязанностей действительно широк – от проведения приемов граждан до внесения законодательных предложений и инициатив.

Институт уполномоченного подразумевает возможность обращения к нему за помощью или консультацией любого, в том числе несовершеннолетнего, гражданина. Именно поэтому система взаимодействия с уполномоченным и его аппаратом в Московской области максимально упрощена, чтобы без внимания не остались даже звонки детей, которым требуется поддержка.

О том, по каким вопросам можно обратиться к детскому омбудсмену Подмосковья и как строится его работа, читайте в материале портала mosreg.ru.

Проект «Счастливая семья» в Подмосковье: как получить помощь в воспитании детей>>

Задачи уполномоченного по правам ребенка

Источник: РИАМО

В соответствии со статьей 2 закона Московской области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области» основными задачами уполномоченного являются: 

  • обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка;
  • содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • совершенствование механизма обеспечения и защиты прав ребенка;
  • содействие в совершенствовании законодательства Московской области о правах и законных интересах ребенка;
  • разъяснение и пропаганда прав и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей;
  • содействие деятельности органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, общественных и иных некоммерческих организаций в области защиты прав и законных интересов ребенка;
  • информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка на территории Московской области, пропаганда положений Конвенции ООН о правах ребенка и института уполномоченного;
  • участие в развитии международного сотрудничества в области обеспечения прав и законных интересов ребенка.

В законе отмечается, что приоритетным направлением в деятельности уполномоченного является защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Инклюзивное образование в Подмосковье: доступная среда и подготовка кадров>>

По каким вопросам можно обратиться 

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

В компетенцию уполномоченного входит содействие в решении широкого круга проблем граждан. Обратиться к нему можно в следующий случаях:

  • с жалобой на различные решения властей, принятые в отношении ребенка. Поводом к обращению могут быть не только действия, но и бездействие власти;
  • с просьбой о юридической помощи, необходимой для восстановления прав и законных интересов ребенка. Уполномоченный направляет в компетентные органы обращения о привлечении к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов ребенка;
  • с просьбой о судебной защите по делам, связанными с нарушениями прав детей. Уполномоченный может лично участвовать в судебном процессе, контролировать его и следить за соблюдением законных интересов ребенка;
  • с просьбой об урегулировании серьезных споров и противоречий между детьми, учителями, другими участниками образовательного процесса;
  • с просьбой о содействии в урегулировании спора между детьми и их законными представителями.

Уполномоченный готовит заключения, которые содержат рекомендации для органов местной власти и представителей ребенка по восстановлению прав детей, а также информацию о мерах, которые необходимо принять для недопущения повторения сложной ситуации.

В отдельных случаях омбудсмен может информировать правоохранительные органы о фактах нарушения прав детей в регионе. Уполномоченный также принимает активное участие в разработке нормативных правовых актов Московской области, касающихся прав и интересов ребенка, и при необходимости дает свои рекомендации.

В частности, он вносит на рассмотрение Московской областной думы и губернатора Московской области вопросы о нарушении прав и законных интересов ребенка.

Какие льготы положены детям-сиротам в Подмосковье>>

Куда обращаться

Источник: Министерство физической культуры и спорта Московской области

С 22 декабря 2016 года пост уполномоченного по правам ребенка в Московской области занимает Ксения Мишонова. 

Личные приемы граждан проводятся по предварительной записи по адресу: г. Москва, проспект Мира, д. 72. 

Предварительно записаться на прием и получить интересующую информацию можно по телефону: 8 (498) 692 32 07. Направить жалобу уполномоченному можно по электронной почте: upr@mosreg.ru. 

Адрес для корреспонденции: 143407, Московская область, г. Красногорск-7, бульвар Строителей, д. 1/

Источник: //mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/upolnomochennyy-po-pravam-rebenka-v-podmoskove-chem-zanimaetsya-i-kak-obratitsya

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей: особенности | Правоведус

Защита прав детей сирот

Дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты нуждаются в особой поддержке государства, причем в самых разных областях.

О том, какие основные меры социальной поддержки предусмотрены российским законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей, и кто должен обеспечить защиту прав детям сиротам? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке.

Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г.

В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Виды социальной помощи детям сиротам

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

Право детей сирот на образование

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, а также получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное гос.обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Право детей сирот на медицинское обслуживание

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию.

Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения.

Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивается проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.

Право детей сирот на трудовую деятельность

В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:

  • право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
  • право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Права детей сирот на жилье

Отдельного вопроса заслуживает социальная гарантия на жилищные права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее в статье мы уже знакомили читателей с условиями предоставления жилья детям сиротам. В сегодняшнем законодательстве произошли некоторые изменения, которые мы рассмотрим более детально.

В первую очередь, напомним, что согласно действующего закона, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие в распоряжении на правах собственности закрепленное за ними жилье, сохраняют право на это жилое помещение даже при нахождении их в государственных социальных учреждениях.

В случаях отсутствия закрепленного жилья, последнее предоставляется вышеназванной категории лиц из специализированного жилищного фонда на основании договора спецаилизированного найма, срок действия которого составляет 5 лет (ранее на такое социальное жилье можно было сразу оформить право собственности).

То есть, в течение этого срока, лицо, получившее социальное жилье, не вправе его сдавать, продавать, приватизировать и передавать во владение третьим лицам.

По истечению пятилетнего срока, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, с владельцем заключается договор социального найма. Минимальный размер общей площади жилого помещения рассчитывается на основании установленных норм в данном субъекте.

Кроме вышеназванных категорий лиц, жилищные права детей сирот предоставляются и тем детям, которые имеют закрепленное жилье с невозможностью проживания в нем (ст.8 ФЗ-№159): если в этой же квартире проживают родители, раннее лишенные родительских прав, лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний, если жилое помещение не соответствует санитарно-техническим нормам.

Право на жилье детям сиротам сохраняется за детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста. +7 (499) 288-21-46
Круглосуточно

Источник: //pravovedus.ru/practical-law/family/zashhita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley/

Ежегодный доклад за 2018 год – Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Защита прав детей сирот

Общая информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге в 2018 году

Глава 1. Защита фундаментальных прав детей в Санкт-Петербурге

Раздел 1.1. Защита права ребенка на семью

1.1.1 Общая характеристика обращений по вопросам нарушения прав и законных интересов ребенка в сфере семьи

1.1.2 Социальная поддержка семей

1.1.3 Рабочая группа по мониторингу отобрания детей при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге

1.1.4 Роль службы примирения в разрешении семейных споров

1.1.5 Ненадлежащее выполнение родителями алиментных обязательств перед детьми

Раздел 1.2. Защита прав и законных интересов детей в жилищной сфере

1.2.1 Об участии Уполномоченного в защите прав ребенка на жилье

1.2.2 О нарушении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

1.2.3 О нарушении жилищных прав детей-инвалидов

1.2.4 Об улучшении жилищных условий семей, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних детей

1.2.5 Защита прав детей от действий “жилищных рейдеров”

1.2.6 Предоставление земельных участков семьям, имеющим в своем составе трех и более несовершеннолетних детей

1.2.7 Аварийное жилье, проблемы ЖКХ, конфликты с соседями

1.2.8 Цели и задачи на 2019 год

Раздел 1.3. Защита прав и законных интересов ребенка в сфере образования

1.3.1 Общая характеристика обращений по вопросам нарушения прав и законных интересов ребенка в сфере образования

1.3.2 Доступность образования

1.3.3 Условия обучения

1.3.4 образования

1.3.5 Личные права

1.3.6 Цели и задачи на 2019 год

Раздел 1.4. Защита прав и законных интересов ребенка в сфере здравоохранения

1.4.1 Общая характеристика обращений по вопросам нарушения прав и законных интересов ребенка в сфере здравоохранения

1.4.2 Содействие Уполномоченного в получении доступной и качественной медицинской помощи в Санкт- Петербурге

1.4.3 Диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.4.4 Помощь несовершеннолетним в ситуации репродуктивного выбора

1.4.5 Защита прав несовершеннолетних на предоставление качественных медицинских услуг

1.4.6 Лекарственное обеспечение детей в Санкт-Петербурге, в том числе больных редкими (орфанными) заболеваниями

1.4.7 Взаимодействие Уполномоченного с Центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями по защите прав детей с ВИЧ+ статусом

1.4.8 Цели и задачи на 2019 год

Раздел 1.5. Защита прав ребенка на отдых

1.5.1 Об участии Уполномоченного в защите прав и законных интересов ребенка на качественный отдых

1.5.2 Детский отдых на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области

1.5.3 Детский отдых на территории Крыма и Краснодарского края

1.5.4 Проблемы организации оздоровительного отдыха, предложения по совершенствованию системы

1.5.5 Цели и задачи на 2019 год

Раздел 1.6. Защита прав ребенка на спорт и физическую активность

Раздел 1.7. Защита детей от ситуаций, угрожающих их жизни, здоровью и развитию

1.7.1 Профилактика детского травматизма

1.7.2 Защита детей от вредной информации

1.7.3 Поиск пропавших детей

1.7.4 Детские службы психологической поддержки

Глава 2. Защита детей, нуждающихся в особой поддержке государства

Раздел 2.1. Дети-сироты

2.1.1 Статистика обращений по вопросам нарушения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1.2 Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1.3 Школы приемных родителей

2.1.4 Об участии Уполномоченного в защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1.5 Сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1.6 Цели и задачи на 2019 год

Раздел 2.2. Дети с особыми потребностями

2.2.1 О содействии Уполномоченного в защите прав детей с ограниченными возможностями здоровья

2.2.2 Определение индивидуальной программы реабилитации и нуждаемости в технических средствах реабилитации, санаторно-курортном лечении

2.2.3 Сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в семье и в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.2.4 Цели и задачи на 2019 год

Раздел 2.3. Дети иностранных граждан

2.3.1 Статистика по несовершеннолетним детям иностранных граждан

2.3.2 Содействие Уполномоченного решению проблем детей иностранных граждан

2.3.3 Оказание несовершеннолетним иностранным гражданам образовательных услуг

2.3.4 Оказание несовершеннолетним иностранным гражданам медицинской помощи

2.3.5 Возвращение несовершеннолетних иностранных граждан в государство их постоянного проживания

2.3.6 Цели и задачи на 2019 год

Раздел 2.4. Дети, находящиеся в конфликте с законом

2.4.1 Статистика по несовершеннолетним, совершившим преступления, общественно-опасные деяния и правонарушения на территории Санкт-Петербурга

2.4.2 Специальные учебно-воспитательные учреждения

2.4.3 Летняя занятость «трудных» подростков и отдых воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа

2.4.4 Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

2.4.5 Колпинская воспитательная колония

2.4.6 СИЗО № 4

2.4.7 СИЗО №5

2.4.8 Проблема наркомании в детской и подростковой среде

2.4.9 Работа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга

Глава 3. Взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка В Санкт-Петербурге

Раздел 3.1. Взаимодействие с государственными структурами

Раздел 3.2. Взаимодействие с социально-ориентированной общественностью

Раздел 3.3. Взаимодействие со СМИ. Официальный сайт

3.3.1 Взгляд СМИ на «детские вопросы» 2018 года

3.3.2 Принципы и задачи информационной работы

3.3.3 Принципы подготовки информации

3.3.4 Система взаимодействия пресс-службы

3.3.5 Распространение информации

3.3.6 Спецпроект «О правах ребенка в сказках»

Раздел 3.4. Правовое просвещение. Конкурсы. Акции. Праздники

Глава 4. Предложения по совершенствованию законодательства

Раздел 4.1. Предложения по изменению федерального законодательства

Раздел 4.2. Предложения по изменению регионального законодательства

Глава 5. Цели и задачи Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге на 2019 год

Полный Доклад о Деятельности Уполномоченного по правам ребенка за 2018 год

Источник: //www.spbdeti.org/id7616

Главу ОФ «Защита прав детей-сирот» Игоря Беляева могут привлечь к ответственности – VESTI.KG – Новости Кыргызстана

Защита прав детей сирот

Главу фонда «Защита прав детей-сирот» Игоря Беляева могут привлечь к ответственности из-за изнасилования выпускницы детского дома. На своей странице в он пожаловался на месть бывшего волонтера фонда Юлии Якуниной.

«С лета текущего года на наш фонд участились нападки со стороны государственных учреждений, в числе которых милиция, прокуратура и прочие с различного рода придирками», – написал он.

По словам Беляева, это происходит с подачи главы ОФ «Путеводная звезда», гражданки России Якуниной.

«С октября 2019 года Юлия Якунина начала просто терроризировать наш фонд заявлениями и жалобами в различные государственные органы, где безосновательно очерняет мою команду и меня как сутенера и педофила», – продолжил он.

Изнасилование. Было?

26 ноября 2019 года Игоря Беляева допросил старший следователь Следственного управления Чуйского ГУВД, майор милиции по особо важным делам. Правоохранителей интересовали различные нарушения в фонде. Главе объединения сказали лишь, что в отношении выпускницы детского дома, которой помогает фонд, было совершено изнасилование.

Фонд, как рассказала Vesti.kg юрист «Защиты прав детей-сирот», помогал этой девушке устроиться в общежитие и на учебу, но та не жила в «Молодежном доме». Однажды она заявила об изнасиловании и обвинила Игоря Беляева. Не в самом насилии – в том, что он это допустил, недостаточно хорошо опекая выпускницу детдома.

«Данного изнасилования, как мы потом выяснили, не было в природе, – указал Беляев. – Ребенок при доверительной беседе со своим законным представителем сообщила, что по совету Якуниной пыталась заработать себе на квартиру, заявив об изнасиловании».

Позже девушка подала встречное заявление, где призналась, что факта изнасилования не было, а она лишь следовала совету бывшего волонтера.

«Ребенок, который предположил о том, что его изнасиловали, никакому насилию не подвергался, он имеет очень трудный и неуживчивый характер, по причине которого легче назвать детские дома в Чуйской области, в которых он не был, подвергается психологическому воздействию со стороны Якуниной, – заявляет Беляев. – И в таком состоянии таскается по различным государственным органам, где выступает жертвой моего произвола в слепом сопровождении представителей органов опеки Октябрьского района Бишкека и Аламудунского района Чуйской области».

Впрочем, позже Юлия Якунина снова «нашла подход» к девушке, говорит юрист ОФ. Бывший волонтер настаивает, что воспитанницу заставили написать отказ от обвинений. Сейчас, по словам юриста, она живет у Якуниной.

– Это абсурдное обвинение, – уверяет она. – В этом году выпускается около 400 ребят, фонд помогает каждому (с одеждой, образованием), но за то, что с ними происходит на улице, мы не можем отвечать. С людьми разное происходит, тем более с выпускниками детдомов. Якунина просто воспользовалась ситуацией.

«Одна с перепугу бросила институт и сбежала в Москву»

Юлия Якунина рассказала Vesti.kg свою версию происходящего. Правда, по ее словам, разглашать факты, касающиеся изнасилования, следователь ей запретил. Однако глава «Путеводной звезды» уверяет, что в этот период девушка жила именно в «Молодежном доме».

По ее словам, девочки оттуда уходят не в первый раз.

– Девочка, которая стала свидетелем изнасилования, вышла из проекта, я помогаю ей оформить документы, – поведала Якунина. – Ей 18 лет, а за год с лишним паспорт ей так и не сделали. Другая девочка бросила институт и с перепугу убежала в Москву. Также Беляев неоднократно забирал у детей документы, у меня есть расписки. Некоторые оригиналы он все еще не вернул.

Она уверяет, что участницы «Молодежного дома» сами рассказали: Беляев угрожает им тюрьмой. Также Якунина называет ложью отрицание Беляевым своей осведомленности о факте изнасилования. Она сказала Vesti.kg, что у нее есть диктофонные записи разговоров, которые свидетельствуют об обратном, но пока они подпадают под «тайну следствия».

– Его действия я расцениваю как действия неуравновешенного человека, который не понимает, что вредит детям, – резюмирует глава «Путеводной звезды».

(Не)совершеннолетняя

Сложность также заключается в том, что истинный возраст девочки неизвестен. Когда она впервые попала под опеку государства, ей вручили свидетельство о рождении, согласно которому сейчас ей всего 13 лет.

Однако Игорь Беляев настаивает, что эти данные ошибочны. По его словам, в материалах дела Аламудунского РОВД есть заключение рентгенологов, которые утверждают: на момент исследования девушке было 16-17 лет, а сегодня она уже совершеннолетняя.

Юлия Якунина напоминает, что суд не принял данные этой экспертизы. Так что официально девочке 13 лет.

В чем же дело?

По словам юриста ОФ «Защита прав детей-сирот», причина нападок со стороны Юлии Якуниной – месть за несостоявшуюся коррупционную схему. По ее словам, конфликт разгорелся несколько месяцев назад, когда фонд помогал с ремонтом Чуйской школы-интерната.

– Якунина хотела заработать на детях, – говорит юрист. – Начала подговаривать строителей, чтобы те завышали смету, озвучивая цифры Игорю Беляеву. Это вызвало прекращение сотрудничества с ней. Уходя, она открыто заявляла, что не успокоится, что ей терять нечего, что она доконает все министерства, и что у нее есть какая-то справка, из-за которой ее нельзя посадить.

Глава ОФ «Защита прав детей-сирот» предполагает, что все нападки исходят от учредителя ОФ «Путеводная звезда», крупного специалиста в области науки об образовании, профессора Исмаилова Бактыбека Искаковича.

«Данные нападки наш фонд расценивает как попытку закрыть наш фонд гражданами Якуниной Ю.Ю. и Исмаиловым Б.И., – пишет он. – С какой целью, неизвестно».

Беляев напомнил, что с закрытием фонда закроется и проект «Молодежный дом», где сейчас проживают 13 выпускников детских домов и интернатов.

«Наш «Молодежный дом» по ранее заявленной кляузе Якуниной уже проверяли органы опеки, представители Минобрнауки, а также Минтруда и соцразвития, которые были в восторге от нашего проекта», – подчеркнул он.

Или не в этом?

У главы «Путеводной звезды», естественно, другая версия. По ее словам, это Игорь Беляев провернул во время ремонта «схему», завысив стоимость работ в 2 раза.

– Смета, где говорится о 405 тыс. сомов, была официально выложена на странице фонда в «Одноклассниках», – говорит Юлия Якунина. – Истинная сумма, которую мы оплатили по окнам, вышла меньше 200 тыс., потому что подоконники не подошли по размеру и их исключили. Я считаю это основанием для проверки, что там по факту происходит.

По ее словам, одна из работниц, участвующих в ремонте, также пожаловалась, что Беляев уклоняется от осуществления расчета.

– Платить за установку окон я ездила лично, – говорит Якунина. – У меня есть видео, где я отдаю аванс, есть фото квитанции, которую мне при этом выписывали.

Ольга Федорчук
Фото www

Источник: //vesti.kg/obshchestvo/item/66628-glavu-of-zashchita-prav-detej-sirot-igorya-belyaeva-mogut-privlech-k-otvetstvennosti.html

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края

Защита прав детей сирот


Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права.

Именно поэтому забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства.

Ключевые слова: правовое положение, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, права детей, гарантии.

Правовой статус ребенка определяется нормами семейного права и представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка, гарантий их реализации, установленную международно-правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Необходимо отметить, что проблемы детей-сирот в будущем всегда будут стоять перед людьми. Дети, оставшиеся без попечения родителей, существуют в любом обществе: имеет оно достаток или же не имеет, так как никто не застрахован от рисков, которые ожидают за следующим поворотом.

Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает круг лиц, принадлежащих к категории детей, оставшихся без попечения родителей:

1) дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей (лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения по одной из причин): лишение родительских прав, ограничение родителей в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, родители, признанные недееспособными (ограничено дееспособными), родители, объявленные умершими и т. д. [1].

Иначе говоря, помимо той категории несовершеннолетних, которые указаны в Федеральном законе № 159-ФЗ от 21.12.1996, к ним еще относятся и дети, имеющие родителей.

В свою очередь п.1 статьи 20 Конвенции ООН о правах ребенка содержит следующее положение о том, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [2].

В Российской Федерации по достижению определенного возраста ребенок приобретает особые права и обязанности, например, получение полной дееспособности, связано с наступлением совершеннолетия ребенка.

Однако, еще до наступления полной дееспособности, ребенок обладает частичной дееспособностью. Так, в статье 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.

1994 № 51-ФЗ, указано, что дети могут совершать сделки с согласия родителей, или иных лиц их заменяющих, и только некоторые сделки могут совершать самостоятельно [3].

Это значит, что дети имеют право наследовать имущество, но фактически осуществлять свои права они могут только при участии лиц, имеющих полную дееспособность. При этом недееспособным субъектам обладать самостоятельностью в социально-экономической жизни становится возможным при условии наличия у ребенка всех элементов правосубъектности.

Структурные элементы правового статуса детей-сирот — это их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность [4].

Особенность правоспособности детей-сирот заключается в том, что они могут иметь некоторые права и обязанности, характерные только для них и не свойственные остальным субъектам права. Например, дополнительные социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: жилищное, медицинское, трудовое обеспечение, льготы в сфере образования и т. д.

Дееспособность ребенка-сироты имеет отличительную особенность тогда, когда отсутствует законное представительство родителей, которое обычное в других отношениях, связанных с детьми. Представитель ребенка-сироты устанавливается в результате совершения юридических фактов (оформление попечительства, к примеру).

Деликтоспособность детей-сирот отличается от общей деликтоспособности граждан тем, что субъектом нарушения может выступать именно человек, имеющий статус ребенка-сироты. К примеру, случай дисциплинарной ответственности за нарушение административного режима в организации, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор.

В Российской Федерации создана правовая основа защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В частности, определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, определены полномочия органов государственной власти различных уровней в этой области.

В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам [5].

В Семейном кодексе предусмотрено, что родители обязаны содержать своих детей. Для обеспечения реализации права на алименты детей, находящихся в детских учреждениях, действует ряд нормативных документов.

Уполномоченным выявлялись факты ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами, призванными обеспечить получение ребенком алиментов.

К примеру, при посещении КГОКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи г. Большой Камень» выявлено, что из 16 детей, которым назначена выплата алиментов, реально получают лишь 3 несовершеннолетних.

В КГОКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи с. Мысовой» из 29 детей, которым назначена выплата алиментов, получают лишь 5 человек [6].

Одной из главных проблем — необеспечение сохранности жилых помещений, которые закреплены за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. С каждым годом количество детей, нуждающихся в жилье, увеличивалось потому, что не все смогли сохранить закрепленное за ними жилье до окончания образовательных учреждений по причине отчуждения жилья (неуплата коммунальных платежей).

Согласно Закону Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ дети-сироты и лица из их числа подлежат обеспечению жильем в форме предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [7].

На территории Приморского края, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением включены 7040 человек, из которых 5237 детей подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с достижением ими возраста 18 лет, из них 2045 человек — в возрасте от 23 лет и старше [8].

В связи с этим представляется необходимым совершение следующих действий в масштабах регионального уровня: разработка и принятие специального нормативно-правого акта, определяющего механизм обеспечения сохранности жилых помещений, которые находятся в собственности (пользовании) указанного круга лиц; усиление контроля за работой соответствующих органов по обеспечению сохранения закрепленного жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за проведением капитального ремонта перед вселением, погашению задолженности по оплате коммунальных услуг и др.

Согласно с Федеральным законом от 29 февраля 2012 № 15 [9], жилье теперь будет предоставляться на пятилетний срок по безвозмездному договору найма с возможностью его продления в случае обнаружения обстоятельств, которые свидетельствуют о трудной жизненной ситуации нанимателя; по истечении срока данного договора жилье будет передаваться на условиях социального найма. Данная норма не позволяет продать, обменивать или приватизировать жилье минимум 5 лет, что способствует обеспечению сохранности жилья и нивелировке мошеннических намерений недобропорядочных граждан, которые обманным путем совершили сделки по приватизации и последующему отчуждению жилья [10, с.129].

В настоящее время отменен ограничительный возраст получения необходимого жилья. Новый порядок предоставляет сохранение права получения жилого помещения до фактического обеспечения такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста.

Еще одной немаловажной проблемой данной сферы является слабая разъяснительная работа по вопросам, касающихся реализации жилищных прав указанной категории лиц, относящаяся к обязанностям учреждения, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Довольно остро стоит проблема, касающаяся длительного неисполнения, в том числе и по решению суда обязательства по предоставлению объектов недвижимости для проживания детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Во многом, актуальность данной проблематики связана именно с отсутствием желания у «высших чинов» решать данные жилищные вопросы в силу отсутствия бюджетных средств государственной системы РФ.

Источник: //moluch.ru/archive/262/60746/

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей сирот

Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, закрепленное в ст. 54 СК РФ.

Оно включает в себя несколько составляющих и заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, именно семья выступает перед государством гарантом полного, всестороннего, комплексного осуществления прав ребенка. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношений СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. И если для всех детей защита и охрана данного права, гарантируемые государством, не имеют своей специфики, то в отношении рассматриваемой нами категории детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) осуществление данного права на практике сталкивается со значительными сложностями, зачастую начиная с момента рождения ребенка.

Согласно ст. 124 СК РФ “усыновление или удочерение (далее – усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие”.

Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Так, например, введена патронатная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро.

Таким образом, решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

В связи с этим, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности уполномоченных по правам ребенка.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

При получении образования

Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения.

Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

В области труда и занятости

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащему дополнительные гарантии по охране труда, обеспечению занятости молодежи, в том числе и временной занятости путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, имеющих социально полезную направленность

При медицинском обслуживании

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно – оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно – курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

В жилищной сфере

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью.

Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Подготовлено специалистом 1 разряда отдела

по контролю и надзору в сфере адвокатуры,

нотариата, государственной регистрации

актов гражданского состояния

Управления Минюста России

по Кабардино-Балкарской Республике

М.Р. Каловой

Источник: //minjust.ru/ru/novosti/prava-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley

Автоправо
Добавить комментарий