Законно ли увольнение с военной службы в данном случае?

Служба в армии по контракту: все, что нужно знать

Законно ли увольнение с военной службы в данном случае?

Подписать контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах Украины можно на срок от 6 месяцев до 5 лет.

Среди основных требований для кандидатов: отличное состояние здоровья, психологическая устойчивость, а также отсутствие судимостей.

 Время пребывания граждан Украины на военной службе засчитывается в их страховой стаж, стаж работы, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы.

Время прохождения срочной военной службы, а также время прохождения военной службы в особый период, в соответствии с Законом Украины «Об обороне Украины», засчитываются в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, если на момент призыва на срочную военную службу, военную службу в особый период, человек учился по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работал по профессии или занимал должность, которая дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях.

Гражданин, решивший служить по контракту, должен обратиться в местный пункт отбора контрактников, где он получит подробную консультацию по всем вопросам, связанным с поступлением на военную службу и ее прохождением.

Здесь же определяются возможные военные должности для обратившегося и оформляется соответствующая рекомендация для предоставления в военный комиссариат (ВК)

Далее будущий военнослужащий должен с паспортом подать заявление в местный отдел ВК.

Важно! Оно рассматривается начальником, после чего назначаются мероприятия, позволяющие определить уровень подготовки и медицинское состояние претендента. После их прохождения принимается решение о возможности военной службы для данного гражданина.

Успешно прошедшему все испытания человеку выписывается военный билет, с ним заключается контракт, после чего его направляют в военно-учебную часть для прохождения интенсивной общевойсковой подготовки, во время которой командованием изучаются личные, физические и профессиональные качества контрактника, а также его способность к лидерству.

По окончании учебы он отправляется на место основной службы.

В ВСУ на контракт на позиции рядовых и сержантов принимают возрастную категорию 18 – 60 лет:

  • военнослужащих рядовых и сержантов, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации;
  • военнослужащих рядовых и сержантов, которые проходят срочную военную службу;
  • граждан призывного возраста, которые имеют высшее, профессионально-техническое, полное или базовое (9 классов) образование;
  • военнообязанных, резервистов, которые не имеют военных знаний, сержантов, старшин и офицеров, а также женщин с соответствующим образованием в возрасте 18-60 лет (во время мобилизации на период, когда в стране идут военные действия).

На военную службу по контракту принимают если:

  1. По состоянию здоровья кандидат на военную службу пригоден по медицинским показателям и показателям профотбора.
  2. У претендента на прохождение военной службы отличная физическая подготовленность и психологическая устойчивость.
  3. Есть общеобразовательный уровень.
  4. Присутствует мотивация к военной службе.
  5. Сложившийся уровень идейных ценностей, моральных и профессиональных качеств.
  6. Нет судимостей и совершения тяжких преступлений.

Проходить службу по контракту в Вооруженные Силы Украины на должности рядового, сержантского и старшинского состава, с двухмесячным испытательным сроком могут также иностранцы и лица без гражданства, если они ранее не были судимы и находятся в Украине на законных основаниях. Для них требования принятия на военную службу по контракту почти те же: возраст до 45 лет, состояние здоровья и годность к военной службе по медицинским показаниям, отсутствие судимостей, физическая подготовленность и профессионально-психологический отбор.

Для граждан Украины, которые впервые приняты на военную службу по контракту, сроки военной службы следующие:

  • военнослужащие, принятые на должности рядового состава – срок в 3 года;
  • военнослужащие, принятые на должности сержантского и старшинского состава – срок от 3 до 5 лет в зависимости от согласия сторон;
  • военнослужащие, поступающие на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявление решения о проведении мобилизации или введения правового режима военного положения – до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации;
  • лица, поступающие на военную службу по контракту в период с момента объявления мобилизации до момента введения военного положения (наступление военного времени) или объявления решения о демобилизации – сроком на 6 месяцев.

В случае окончания особого периода или оглашения решения о демобилизации действие таких контрактов прекращается досрочно.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

Основанием для учета граждан в качестве кандидатов являются их заявления в военные комиссариаты, а на граждан, обратившихся с просьбой о приеме на военную службу по контракту непосредственно в воинские части, – запросы командиров этих воинских частей в военные комиссариаты.

Заявление гражданина, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено военным комиссаром (командиром воинской части) по основаниям, предусмотренным Положением о порядке прохождения военной службы (п. 5 ст. 5), с предоставлением ему по его просьбе копии этого решения.

В заявлении граждане, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту, указывают:

  • фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения;
  • место жительства;
  • наименование федерального органа исполнительной власти, с которым он (она) желает заключить контракт;
  • срок, на который предполагается заключение контракта.

Вместе с заявлением граждане должны предъявить документ, удостоверяющий их личность и гражданство, и представить:

  • заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;
  • автобиографию, написанную в произвольной форме;
  • заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;
  • заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;
  • заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;
  • фотографию размером 3х4 см – 1 шт. (только гражданам женского пола);
  • копию свидетельства о рождении;
  • служебную характеристику с последнего места работы (учебы);
  • выписку из домовой книги.

С целью проверки анкетных данных и получения достоверных сведений о привлечении кандидата к уголовной или административной ответственности, назначении наказания, не связанного с лишением свободы (условное осуждение, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности, возложение обязанности возместить причиненный ущерб и другие наказания, в том числе связанные со злоупотреблением спиртными напитками, употреблением и распространением наркотиков) на каждого кандидата направляется запрос в местные органы внутренних дел.

“Законом “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин при прохождении военной службы в ВСУ и других воинских формированиях” предполагается воинская служба для женщин на равных правах с мужчинами за исключением случаев, предусмотренных законодательством по вопросам охраны материнства и детства, а также запрета дискриминации по признаку пола.

Женщины будут приниматься в добровольном порядке (по контракту) и призываться на военную службу, проходить военную службу, проходить службу в военном резерве, исполнять воинский долг в запасе и соблюдать правила воинского учёта”, – говорится в документе.

Исключение составляют только случаи, предусмотренные законодательством по вопросам охраны материнства и детства.

Важно! Теперь женщины-военнослужащие получат равный с мужчинами доступ к должностям и воинским званиям и равный объем ответственности.

Закон уравнивает предельный срок возможности заключения контракта для женщин. Это означает, что они будут успевать выслужить высшие офицерские должности.

Основная льгота, положенная военным – служебное жилье. При его отсутствии выплачивается компенсация за съем.

Военнослужащий может получить жилье в собственность при соблюдении некоторых условий:

  1. Продолжительность службы от 20 лет.
  2. Использование служебного жилья в течение службы.
  3. Необходимость улучшения жилищных условий.

Денежное обеспечение

Денежное обеспечение военнослужащих зависит от занимаемой должности, воинского звания, квалификации, срока прохождения военной службы. Сейчас денежное обеспечение лиц рядового состава составляет от 7000 гривен, сержантского состава – от 8300 гривен и выше.

Раз в год предоставляется: материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов в размере месячного денежного оклада (если есть для этого соответствующие подтверждающие документы). Кроме того, предоставляется денежная помощь на оздоровление в случае предоставлении ежегодного отпуска в размере месячного денежного обеспечения.

Важно! Вместе с тем, при переезде к новому месту военной службы в другой населенный пункт выплачивается денежная помощь в размере 100% месячного денежного обеспечения на военнослужащего и 50 месячного денежного обеспечения на каждого члена семьи.

Кроме того, мобилизованным, в случае подписания контракта, выплачивается одноразовое вознаграждение: рядовому составу – восемь минимальных заработных плат (11024 гривен), сержантскому и старшинскому составу – девять минимальных заработных плат (12402 гривен), офицерскому составу – десять минимальных заработных плат (13780 гривен).

Другие привилегии

Обеспечение военнослужащих по контракту бесплатными обедами в рабочие дни (или по желанию денежной компенсацией в размере стоимости набора продуктов для приготовления обеда). Также стоит упомянуть о следующих привилегиях:

  1. Бесплатная медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях.
  2. Право на санаторно-курортное лечение и отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах и на туристических базах Министерства обороны Украины (один раз в год).
  3. Получение образования в высших учебных заведениях (высших военных учебных заведениях) без отрыва от прохождения военной службы (по заочной форме обучения).
  4. Право на пенсионное обеспечение независимо от возраста в том случае, если на день увольнения со службы выслуга составляет 25 лет и более или при наличии трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12 календарных лет и 6 месяцев составляет военная служба.

Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд:

  1. железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:
    • в командировку;
    • в отпуск в пределах Украины;
    •  при переводе на новое место военной службы или в связи с передислокацией воинской части;
    • к месту жительства, избранного при увольнении с военной службы, в пределах Украины;
  2. всеми видами транспорта общего пользования городского, пригородного и междугородного сообщения (за исключением такси) — только военнослужащие срочной военной службы.

Члены семей военнослужащих срочной службы имеют преимущественное право при приеме на работу и на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства и на выплату на период обучения средней заработной платы.

Женам (мужьям) военнослужащих, кроме военнослужащих срочной службы, выплачивается по месту работы пособие в размере среднемесячной заработной платы при расторжении ими трудового договора в связи с переводом мужа (жены) на службу в другую местность.

Источник: https://uristy.ua/articles/military-law/sluzhba-v-armii-po-kontraktu/

Невыполнение военнослужащим условий контракта как основание его досрочного увольнения с военной службы: проблемы правоприменительной практики

Законно ли увольнение с военной службы в данном случае?

(Закиров Р. А., Корякин В. М., Шанхаев С. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 10)

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА КАК ОСНОВАНИЕ ЕГО ДОСРОЧНОГО УВОЛЬНЕНИЯ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Р. А. ЗАКИРОВ, В. М. КОРЯКИН, С. В. ШАНХАЕВ

Закиров Р. А., кандидат юридических наук.

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Шанхаев С. В., кандидат юридических наук.

Рассмотрены проблемы правоприменительной практики применения такого основания для увольнения с военной службы, как невыполнение военнослужащим условий контракта.

Ключевые слова: военнослужащий, увольнение с военной службы, невыполнение условий контракта.

Failure to comply with the military contract as the basis of his early discharge from military service: problems enforcement R. A. Zakirov, V. M. Koryakin, S. V. Shanghaev

The problems of enforcement of such a ground for dismissal from military service, as the failure of the military contract.

Key words: soldier, leaving the military, the failure of the contract.

1. В чем состоит проблема?

В ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» содержится более 30 различных оснований увольнения военнослужащих с военной службы.

Всю эту обширную совокупность оснований увольнения можно подразделить на три большие группы: а) основания, когда военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке, независимо от воли и желания как командования, так и самого военнослужащего; б) основания, когда военнослужащий может быть уволен по инициативе командования и при этом субъективное мнение военнослужащего правового значения не имеет; в) основания увольнения, когда инициатива об увольнении исходит от самого военнослужащего и это право военнослужащего на увольнение подлежит исполнению командованием. В частности, ко второй группе относится основание увольнения, предусмотренное подп. «в» п. 2 ст. 51 указанного Закона: военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Как показывает практика, многие командиры трактуют понятие «невыполнение условий контракта» достаточно широко, нередко нарушая права подчиненных им военнослужащих. Приведем несколько примеров: 1) прапорщик О. приказом начальника Пограничного управления от 23 сентября 2011 г. был уволен с военной службы по указанному основанию. Поводом для увольнения послужило наличие у него пяти неснятых дисциплинарных взысканий (четыре выговора и один строгий выговор). Наличие у военнослужащего в совокупности указанного числа дисциплинарных взысканий командование посчитало достаточным основанием для применения к нему санкции в форме досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; 2) старший лейтенант С. приказом командующего флотом от 4 октября 2010 г. был досрочно уволен с военной службы в соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Поводом для увольнения послужил приговор гарнизонного военного суда от 31 августа 2009 г., которым С. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 и ст. 319 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 40 тыс. руб.; 3) капитан-лейтенант Б. приказом командующего флотом от 30 мая 2011 г. был уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Причиной увольнения явился вступивший в законную силу приговор гарнизонного военного суда, которым офицер был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. Во всех трех указанных случаях суды, в которые обратились военнослужащие с заявлениями об отмене приказов об увольнении, отказали в удовлетворении заявленных требований и признали правомерными действия командования, связанные с увольнением данных граждан с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы). Не согласившись с такими решениями судов общей юрисдикции, граждане О., С. и Б. обратились в Конституционный Суд Российской Федерации. По их мнению, норма подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» противоречит ст. ст. 2, 15, 17, 18, 19, 37, 45, 50, ч. 2 ст. 54, ст. ст. 55 и 59 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет досрочно увольнять с военной службы военнослужащего, ранее привлекавшегося к юридической ответственности и не совершившего какого-либо нового проступка, допуская тем самым применение двух санкций за одно и то же правонарушение; содержит неопределенность в вопросе оснований и порядка такого увольнения, что влечет нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом, неправомерное ограничение права военнослужащих на труд, которое они реализуют посредством прохождения военной службы; права на жилище, поскольку увольнение с военной службы по указанному основанию лишает гражданина права на получение жилого помещения при увольнении с военной службы.

2. Что следует считать невыполнением условий контракта о прохождении военной службы и является основанием для увольнения?

Источник: http://center-bereg.ru/e218.html

Увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава воинской части

Законно ли увольнение с военной службы в данном случае?

Увольнение с военной службы – это важный и заключительный  этап прохождения военной службы, в котором зачастую военнослужащие сталкиваются со значительными нарушениями своих прав.

Это и увольнение с военной службы без достаточных к тому оснований за виновные действия, с нарушением установленной процедуры увольнения, увольнение с военной службы без согласия военнослужащего до обеспечения жильем по избранному месту жительства, или без полного удовлетворения положенным денежным довольствием или иными видами довольствия.

Нужно понимать, что законодательство не позволяет военнослужащему в одностороннем порядке отказаться от выполнения принятых на себя обязательств при заключении контракта о прохождении военной службы, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ, дающим возможность работнику расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя за две недели.

Все предусмотренные действующим законодательством РФ основания увольнения с военной службы можно поделить на три категории: когда военнослужащий подлежит увольнению с военной службы независимо от желания самого военнослужащего и командования (п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы); когда военнослужащий может быть уволен с военной службы (п. 4 ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы), для увольнения по указанным основаниям в одних случаях достаточно желания (волеизъявления) самого военнослужащего, в других случаях инициатива исходит от командования, в третьих – увольнение производится на основании волеизъявления военнослужащего, но с согласия командования; когда военнослужащий имеет право на увольнение (п. 5 ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы).

В последнее время законодательство было значительно ужесточено, в связи с чем, военнослужащие в настоящее время, по общему правилу, лишены возможности выбирать основания своего увольнения с военной службы.

  Так, если военнослужащего увольняют за виновные действия, такие как: несоблюдение условий контракта, нарушение запретов, утрата доверия, лишение воинского звания, вступление в законную силу приговора суда, отчисление из военной профессиональной образовательной организации и при этом у него имеется другое основание, например, достижение предельного возраста пребывания на военной службе, признание негодным или ограниченно годным к военной службе, организационно-штатные мероприятия, такой военнослужащий не может настаивать на увольнении по другому основанию, избранному им.

Увольнение по собственному желанию с военной службы возможно тогда, когда у военнослужащего есть на то уважительные причины (очевидно те, что не указаны в п. 5 ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы) – по заключению аттестационной комиссии.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации “Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.”.

Образец рапорта на увольнение с военной службы по собственному желанию можно посмотреть и скачать здесь.

Не всегда, правда, у военнослужащего имеются основания, позволяющие ему ходатайствовать об увольнении по собственному желанию, или его рапорт при наличии даже таких оснований не был удовлетворен, поскольку аттестационная комиссия подготовила отрицательное заключение. Оснований для обжалования такого решения нет, так в данном случае, как указано выше, увольнение по указанному основанию ВОЗМОЖНО, но не обязательно.

Так, п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г.

№ 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” разъяснено, что  “Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.”

При этом некоторые военнослужащие, несмотря на проводимые реформы, увеличение денежного довольствия военнослужащих, повышенное внимание в последнее время к проблемам армии,  все же хотят уволиться с военной службы, но не знают как это сделать с минимальными для себя потерями. Если Вы решили досрочно уволиться с военной службы (расторгнуть контракт), но не знаете как это можно сделать, Вы можете обратиться к нам за консультацией, мы подскажем как можно уволиться с военной службы с минимальными для Вас правовыми последствиями.

При этом, следует помнить, что в соответствии с п. 5.1. ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы на военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “а” (в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта), и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.  Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, в каких случаях нарушение условий контракта признается существенным и (или) систематическим.

Возможно Вам пригодится Определение СК по ДВ Верховного Суда РФ от 3.12.15 г.

№ 208-КГ15-9 согласно которому, бездействие командующего по вопросу перевода военнослужащего к новому месту военной службы в порядке плановой замены признано судом существенным и систематическим нарушением в отношении него условий контракта, со всеми вытекающими последствиями.

При этом следует помнить, что согласно п. 6 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.

№ 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” предусмотренные статьей 256 ГПК РФ сроки для обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа командования в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с систематическим нарушением его условий исчисляются со дня, когда военнослужащему стало известно о последнем таком отказе.

Поскольку действующее законодательство связывает право на реализацию наиболее значимых социальных гарантий (на жилищное, санаторно-курортное, пенсионное обеспечение, получение единовременной выплаты) с основанием, по которому военнослужащий уволен с военной службы, так важно, чтобы увольнение с военной службы было проведено в точном соответствии с законом.

Полномочия должностных лиц по увольнению с военной службы определены приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 г. N 3733 “О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий”

Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ, состоянию здоровья, собственному желанию можно найти и скачать здесь (выбирайте в виде документа – “рапорт”).

Рапорт на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (скачать)

Образец рапорта на увольнение с военной службы по истечении срока контракта (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием не годным к военной службе (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы в связи с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годным к военной службе после обеспечения жильем/ жилищной субсидией (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы по собственному желанию (скачать)

Если Вы считаете, что Вас незаконно уволили с военной службы, или наоборот не увольняют с военной службы, Вам не зачли какие-либо периоды военной службы, необходимые для  назначения военной пенсии в выслугу лет, Вам требуется помощь военного юриста или консультация военного юриста по вопросам увольнения с военной службы, выбора и изменения основания увольнения с военной службы, исключения из списков личного состава воинской части или восстановления на военной службе в судебном порядке, если нужно представить Ваши интересы в суде, Вы можете обратиться к нам.

Звоните, пишите, задавайте вопросы военным юристам, мы будем рады помочь Вам!

Нужна помощь военного юриста по повпросам увольнения с военной службы?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по вопросам увольнения на понятном человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Заходите: http://www.voensud-mo.ru/

Пишите: sud-mo@yandex.ru

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

– разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Источник: http://voensud-mo.ru/resign

Порядок заключения контракта о прохождении военной службы

Законно ли увольнение с военной службы в данном случае?

Работа кадровых органов по заключению контрактов с военнослужащими осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон), Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 1999 г.

№ 1237 (далее – Положение). Отдельные вопросы о порядке заключения контракта, находившиеся на рассмотрении военных судов, нашли отражение в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2014 г.

№ 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Положением предусмотрено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях: при окончании срока предыдущего контракта; зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру и отчислении из этих учреждений; переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой.

С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжить военную службу, новый контракт может быть заключен по решению соответствующего должностного лица.

Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.

Контракт может быть заключен на один год, три года, пять лет, десять лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе), а также на срок от шести месяцев до одного года (с гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных чрезвычайных ситуациях).

Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день заключения контракта, который вступает  в силу с момента его подписания должностным лицом.

Должностными лицами новый контракт подписывается с военнослужащим: у которого заканчивается срок предыдущего контракта, – в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта; проходящим военную службу по контракту, поступившим в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно-учебное заведение), – в день зачисления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру; проходящим военную службу по контракту, отчисленным из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры, – в день, следующий за днем зачисления в списки личного состава по новому месту военной службы; при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой – в день зачисления в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации).

Контракт, ранее заключенный с переводимым военнослужащим прекращает действие со дня подписания нового контракта, заключаемого в день зачисления военнослужащего в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в который он переведен. При этом днем зачисления в федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган) считается день прибытия военнослужащего в воинскую часть. Именно в этот день уполномоченное должностное лицо подписывает контракт.

На практике вызывает затруднения вопрос, в какой день должен вступать в силу новый контракт о прохождении военной службы: в последний день действия предыдущего контракта или в первый день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.

С учетом того, что в последний день предыдущего контракта действие контракта не прекращается, новый контракт должен вступить в силу не позднее дня, следующего за днем окончания срока предыдущего контракта.

Так,  контракт, заключенный 5 марта, прекращает свое действие 4 марта (т. е. его действие  распространяется  на  срок  до  5 марта). Новый  контракт  заключается 5 марта.

В случае ошибочного указания в приказе срока действия контракта (например, с 5-го по 5-е число), новый контракт будет заключен уже с 6 марта, и срок службы военнослужащего необоснованно увеличится.

Следует учесть, что при заключении контракта неприменимы общие правила, установленные статьей 193 ГК РФ, в соответствии с которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В данном случае военнослужащему и соответствующему должностному лицу нет необходимости в выходные (праздничные) дни выходить на службу. Документы могут быть оформлены и на следующий день, но с учетом указанной выше даты.

Командир (начальник), правомочный заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2017 г. № 5 в пункт 9 статьи 9  Положения внесены изменения: определен конкретный срок подачи рапорта о заключения нового контракта.

Так, военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, не менее чем за четыре месяца до истечения его срока подает по команде рапорт должностному лицу, правомочному заключать с ним новый контракт.

Военнослужащий, не подавший по команде рапорт о заключении с ним нового контракта в установленный срок, представляется к увольнению с военной службы.

До внесения этих изменений военнослужащему лишь рекомендовалось подавать рапорт о заключении нового контракта, а также отсутствовала норма о представлении его к увольнению с военной службы в случае неподачи рапорта, что допускало возможность обращения военнослужащего с рапортом о заключении контракта вплоть до дня окончания контракта.

Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 Положения.

Исходя из положений абзаца первого пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 5 статьи 34 Федерального закона  военнослужащему не может быть отказано в заключении нового контракта о прохождении военной службы, если он не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, не приобрел право на пенсию за выслугу лет и отсутствуют основания для его досрочного увольнения с военной службы, установленные Федеральным законом, и обстоятельства, когда с таким военнослужащим в силу закона не может быть заключен новый контракт.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и назначено наказание или ведется дознание либо предварительное следствие, или уголовное дело в отношении их передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу приговором суда права занимать воинские должности в течение указанного срока.

В силу статьи  148 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации до истечения установленного приговором суда срока наказания военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, может быть уволен с военной службы по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом и Положением. В случае если до истечения установленного приговором суда срока наказания в виде ограничения по военной службе у осужденного военнослужащего истекает срок контракта, новый контракт с таким военнослужащим не заключается, и такой военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта. В этих случаях командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201706021229-7xan.htm

Принимаем на работу после службы в армии

Законно ли увольнение с военной службы в данном случае?

Лицам, уволенным с военной службы по призыву (альтернативной службы), гарантируется:

1) сохранение рабочего места после окончания военной службы по призыву (альтернативной службы);

2) выплата единовременной матпомощи в случае приема на прежнее место работы после окончания срочной военной службы (альтернативной службы);

3) предоставление первого рабочего места после окончания военной службы по призыву (альтернативной службы).

Рассмотрим особенности предоставления таких гарантий.

Если работник ранее трудился у нанимателя

Гарантия N 1 «Сохранение рабочего места»

Суть гарантии

Прежний наниматель обязан принять на работу лиц после военной службы по призыву или альтернативной службы в течение трех месяцев со дня :

— следующего за днем окончания состояния на военной службе (прохождения альтернативной службы);

— восстановления трудоспособности или установления инвалидности (когда она препятствует поступлению на работу), если травма была получена или лицо заболело в период прохождения военной службы по призыву (альтернативной службы).

По истечении данного срока такое лицо гарантию теряет.

Кто должен предоставить

Обязанность принимать на работу лиц, уволенных с военной службы по призыву (альтернативной службы), закреплена только для государственных организаций .

На заметку
Под государственными организациями понимаются унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения и иные юридические лица, имущество которых находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

В организациях частной формы собственности аналогичная гарантия может быть закреплена в коллективном договоре (ином ЛНПА). В таких случаях наниматель также будет обязан принять на работу лиц, уволенных с военной службы по призыву (альтернативной службы).

Кому предоставляется

Гарантия по сохранению рабочего места распространяется не на всех лиц, которые проходили воинскую службу. Так, бывший наниматель обязан принимать на работу лиц, уволенных:

1) с военной службы по призыву, которая подразделяется:

— на срочную военную службу;

— военную службу офицеров по призыву;

2) альтернативной военной службы.

Соответственно, если гражданин служил, например, по контракту, то на него данная гарантия распространяться не будет.

Порядок предоставления

Для получения данной гарантии гражданин обязан письменно уведомить нанимателя. Форма такого уведомления не установлена. В нем целесообразно отразить сведения о том, что до призыва на военную службу гражданин работал у этого нанимателя, а также о периоде воинской службы.

Срок направления уведомления нанимателю законодательством не установлен. Так как гарантия предоставляется в течение трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву (альтернативной службы), полагаем, что уведомление может быть направлено в течение данного срока.

Отметим, что при приеме на работу такого лица наниматель должен предоставить должность, равноценную занимаемой работником до призыва на военную службу (направления на альтернативную службу) .

При этом обязанности уволить работника, который уже трудится в данной должности, у нанимателя нет.

Соответственно, наниматель должен принять лицо, уволенное с военной службы по призыву (альтернативной службы), в случае наличия в штате вакантной должности, равноценной занимаемой работником до призыва на военную службу (направления на альтернативную службу).

Судебная практика

Гражданин обратился для трудоустройства к нанимателю, у которого работал до призыва на военную службу. Поскольку вакантные должности, равноценные той, которую он занимал до призыва на воинскую службу, отсутствовали, то в приеме на работу ему было отказано. Решение нанимателя было признано законным.

Определение судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Республики Беларусь от 01.04.2004

В случае если у нанимателя отсутствует необходимая вакансия, он вправе предложить другие имеющиеся вакансии.

Особенности для молодых специалистов

Напомним, что к молодым специалистам относятся выпускники, направленные на работу:

— по распределению, — в течение срока обязательной работы по распределению ;

— по перераспределению, — в течение срока обязательной работы по перераспределению ;

— в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), — в течение срока обязательной работы .

Если с военной службы по призыву (альтернативной службы) уволился молодой специалист, наниматель, к которому он обратился, обязан трудоустроить его в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией.

Когда это сделать невозможно, по требованию молодого специалиста наниматель обязан письменно известить его о мотивах отказа не позднее трех дней после обращения . Кроме того, обоснование отказа также целесообразно направить в учреждение образования, чтобы решить вопрос о перераспределении выпускника в другую организацию .

Обратите внимание!
Отказывая лицу, обучавшемуся на основании договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), в повторном приеме на работу, нужно учитывать содержание данного договора. Согласно его условиям нанимателя могут обязать, например, возместить государству расходы, затраченные на обучение специалиста .

Гарантия N 2 «Выплата единовременной матпомощи»

Суть гарантии

Наниматель обязан выплатить единовременную матпомощь уволенным после прохождения срочной военной службы, альтернативной службы и принятым на прежнее место работы .

Кто должен предоставить

Данная гарантия предоставляется всеми нанимателями независимо от их формы собственности.

Кому предоставляется

Единовременная матпомощь предоставляется лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы, альтернативной службы и принятым на прежнее место работы .

Порядок предоставления

Единовременная матпомощь выплачивается в размере не менее одной минимальной заработной платы .

Обратите внимание!
Так как законодательством установлен только минимальный размер такой матпомощи, наниматель в коллективном договоре, ином ЛНПА организации может предусмотреть больший размер.

Порядок оформления и сроки выплаты данной матпомощи законодательством не определены. Полагаем, наниматель вправе не требовать от работника заявления о выплате матпомощи. Достаточно будет оформить соответствующий приказ. По нашему мнению, наниматель вправе указанную матпомощь выплатить вместе с зарплатой.

Если принимаем на первое рабочее место

Гарантия N 3 «Предоставление первого рабочего места»

Суть гарантии

Наниматель обязан принять на первое рабочее место молодых специалистов, бывших военнослужащих срочной военной службы, уволенных из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, а также граждан, уволенных с альтернативной службы (далее — бывшие военнослужащие).

Кто должен предоставить

Данная гарантия предоставляется всеми нанимателями независимо от формы собственности.

Кому предоставляется

После окончания срочной военной службы, альтернативной службы наниматель обязан принять на первое рабочее место :

— бывших военнослужащих, которые пришли устраиваться на работу в счет брони от органов по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по месту их жительства;

— выпускников государственных учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения, т.е. молодых специалистов.

Данная гарантия не предоставляется выпускникам, которые получили справку о самостоятельном трудоустройстве, а также гражданам, которые уволены с военной службы по контракту или военной службы офицеров по призыву.

Порядок предоставления

Он различается в зависимости от лица, имеющего на него право.

1. Бывшие военнослужащие для получения данной гарантии должны предоставить нанимателю броню.

Необоснованный отказ в приеме на первое рабочее место бывшим военным, направленным на работу в счет брони, запрещен. В связи с этим, если предоставить первое рабочее место невозможно, наниматель обязан по требованию письменно известить их о мотивах отказа не позднее трех дней после обращения .

На заметку
При невозможности предоставления бывшим военнослужащим первого рабочего места по полученной профессии (специальности) из-за отсутствия потребности в таких специалистах им может быть предложена с их согласия работа по смежной, родственной или иной профессии (специальности) с учетом общественных потребностей, выполнение которой требует профессионального обучения .

2. Молодые специалисты обязаны:

— письменно уведомить нанимателя о своем прибытии или неприбытии для трудоустройства за два месяца до окончания срока службы ;

— представить свидетельство о направлении на работу.

На заметку
В случае невозможности трудоустроиться по месту работы, указанному в свидетельстве о направлении на работу, молодому специалисту необходимо обратиться в учреждение образования за перераспределением или получением справки о самостоятельном трудоустройстве .

Наниматель при невозможности предоставить молодому специалисту место работы в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией по его требованию обязан письменно известить его о мотивах отказа не позднее трех дней после обращения . Кроме того, обоснование отказа также целесообразно направить в учреждение образования, чтобы решить вопрос о перераспределении выпускника в другую организацию .

Обратите внимание!
Предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 базовых величин за необоснованный отказ в приеме на работу :
— гражданина, направленного органами по труду в счет брони;
— выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем.

Источник: https://ilex.by/prinimaem-na-rabotu-posle-sluzhby-v-armii/

Автоправо
Добавить комментарий