За чей счёт осуществляется межевание з/у?

Содержание
  1. Рассказываем, как провести межевание придомовой территории 14549
  2. Земельный участок под МКД и придомовая территория – сложности правового регулирования
  3. В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
  4. Обязательно ли делать межевание и уточнение границ земельного участка в 2018 году? Что на практике ожидает собственников земли и неузаконенных построек
  5. Как уберечься от кадастровых ошибок при межевании участков
  6. Границы без риска
  7. Посчитают всех
  8. Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа

Рассказываем, как провести межевание придомовой территории 14549

За чей счёт осуществляется межевание з/у?

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом со всеми элементами озеленения и благоустройства, принадлежит собственникам этого дома. Равно так же, как и лестничные площадки, чердак, крыша и прочее общее имущество. Так гласит ст. 36 ЖК РФ.

Однако для того, чтобы жители могли сказать, что земельный участок под домом принадлежит им, необходимо соблюсти два условия:

1. Земельный участок должен быть сформирован. То есть определены его границы и размер (проведена процедура межевания).

2. Земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет. То есть ему должен быть присвоен кадастровый номер, после чего он должен быть занесен в кадастровый реестр.

Именно с момента формирования земельного участка (межевания) и постановки его на учет любой собственник дома может сказать – это земля нашего дома!

С этого момента собственники могут реализовывать свое право распоряжаться этой землей.

Порой жители ошибочно называют процедуру межевания и постановки на учет «приватизацией» земли. Это неправильно, потому что никакой передачи земли в собственность не происходит. Земля просто надлежащим образом оформляется.

ЕСЛИ ЗЕМЛЯ НЕ ОФОРМЛЕНА В СОБСТВЕННОСТЬ

1. Жители (собственники) не вправе распоряжаться земельным участком.

2. С учетом градостроительных нормативов на нем без согласия жителей близлежащих домов могут быть размещены объекты капитального строительства (магазин, кафе, сауна) или временные объекты (металлические гаражи, автостоянка и др.).

3. Жилой дом не сможет участвовать в различных программах и получить денежные средства из бюджета (например, принять участие в программе благоустройства придомовой территории).

4. Юридически отсутствуют основания требовать с управляющих компаний благоустройства и уборки дворовой территории.

ЧТО ДАЕТ МЕЖЕВАНИЕ

1. Межевание поможет спасти свои дворы от точечной застройки.

2. Жители будут точно знать границы своих владений, за что платят, какую территорию содержат и требовать от управляющей организации содержания этого имущества.

3. Появится законное право распоряжаться своей землей, использовать ее по своему усмотрению и даже получать денежные средства для общедомовых нужд.

4. Организовать по своему усмотрению зоны отдыха, детские площадки и т. п.

5. В некоторых случаях возможно будет оградить территорию многоквартирного дома, установив шлагбаум при въезде, и тем самым ограничить нахождение посторонних лиц в своем дворе.

Обязанность проведения межевания участков МКД возложена на органы местного самоуправления.

Законодательством предусмотрено планомерное формирование всех участков под МКД. Такие работы проводятся согласно утвержденным планам-графикам, поэтому можно вообще ничего не делать, а просто дожидаться, когда будет исполнена программа.

Однако такие программы, как правило, финансируются по остаточному принципу. Поэтому ждать придется долго. А в связи с тем, что действующее законодательство обладает особенностью меняться в сторону сокращения норм земельного участка под МКД, совершенно не факт, что через три года оформленный земельный участок под домом будет такого же размера, как если бы вы оформляли его сейчас.

Поэтому необходимо проявить активность.

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя 2 этапа:

1) Подготовка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Утверждаются проекты главой местной администрации с соблюдением процедуры публичных слушаний.

2) Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Проведение этих работ осуществляется кадастровым инженером. В результате кадастровых работ кадастровый инженер выдает межевой план, технический план, акт обследования.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОФОРМИТЬ ПРИДОМОВУЮ ТЕРРИТОРИЮ

Для оформления придомовой территории (если территория еще не отмежевана) необходимо обратиться в полномочный орган местной власти. Такой орган может называться, к примеру, департамент городского имущества или отдел межевания застроенных территорий, или департамент регулирования земельных отношений. Название и время работы можно узнать по телефонам администрации вашего города.

Несмотря на то, что по закону проведение межевания земельного участка под МКД – это обязанность властей, на деле (из-за отсутствия бюджетных средств) все-таки нередки случаи, когда, не дождавшись действий со стороны власти, собственники самостоятельно выступают в роли заказчика и плательщика услуг по оформлению своего участка. Поэтому отвергать этот вариант событий тоже нельзя.

Заявление о формировании придомовой территории многоквартирного дома может подать любой из собственников квартир в доме (так гласит Постановление КС РФ от 28.05.2010 года № 12-П).

Процедура подачи заявления простая и обычно выглядит следующим образом: при обращении специалист отдела межевания прямо при вас составляет заявление по установленной в администрации форме, которое вам надо будет только подписать.

Полномочный орган (департамент, Главархитектура, отдел межевания и т. п.

) на основании обращения заинтересованных лиц, либо по своей инициативе (в рамках принятой и действующей в муниципалитете программы) готовит проект планировки территории и проект межевания.

https://www.youtube.com/watch?v=Y7ohL6ae4DA

Обычно это проект межевания сразу всего квартала.

СправкаПроект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительным регламентом правил землепользования и застройки с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.При разработке проекта межевания территорий должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:– границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним;– границы существующих землепользований при разработке плана межевания не подлежат изменению. За исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков;– межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.

Далее городская администрация назначает публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется законодательством субъекта с учетом положений статьи 46 Градостроительного кодекса.

Информация о проведении публичных слушаний официально размещается для всеобщего обозрения (обычно это официальные СМИ администрации и/или соответствующий официальный сайт). На публичных слушаниях любое заинтересованное лицо вправе внести замечания по проекту.

Это время для активных действий! Поскольку именно на публичных слушаниях жители дома реально могут участвовать в формировании своего земельного участка.

По результатам публичных слушаний утверждается итоговый протокол. (Пример итогового протокола – в Приложении). После проведения публичных слушаний глава администрации своим постановлением утверждает проект межевания. Постановление также официально опубликовывается.

Далее проводятся землеустроительные работы кадастровым инженером. Как правило, эти работы осуществляет выигравшая муниципальный контракт подрядная организация. Как результат– земельный участок под МКД ставится на кадастровый учет.

После этого любой собственник может обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и получить кадастровую выписку о земельном участке с планом земельного участка. Все – теперь можно принимать решения по использованию своего имущества.

Процесс оформления земельного участка длительный и склонен переходить в вялотекущую стадию. Это происходит из-за того, что решение практически всех вопросов зависит не от жителей дома, а от чиновников. Вот почему важно держать этот процесс на постоянном контроле.

Полную инструкцию «Межевание придомовой территории» вы можете скачать на сайте Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия».

Источник: https://domsovet.tv/instruction/rasskazyvaem-kak-provesti-mezhevanie-pridomovoy-territorii/

Земельный участок под МКД и придомовая территория – сложности правового регулирования

За чей счёт осуществляется межевание з/у?

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий. 

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования.

Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/

Обязательно ли делать межевание и уточнение границ земельного участка в 2018 году? Что на практике ожидает собственников земли и неузаконенных построек

За чей счёт осуществляется межевание з/у?

14.08.2018

Юристы отмечают стабильный поток вопросов от граждан на тему, требуется ли обязательное межевание земельного участка в 2018 году. Неясность ситуации во многом связана с так называемой «дачной амнистией», которая в очередной раз была продлена. При этом были анонсированы некоторые изменения, но они так и не вступили в силу.

Дачная амнистия предполагает упрощенный порядок регистрации права собственности на дачные, садовые, огородные участки и участки для ЛПХ, полученные гражданами до принятия Земельного кодекса в 2001 году, а также на постройки, которые имеются там. Откуда пошла информация про обязательное межевание?

Регистрация права на участок по закону «О государственной регистрации недвижимости» производится после его постановки на кадастровый учет, для чего в Росреестр необходимо подать заявление.

Ранее Росреестр сообщал, что Федеральный закон 447-ФЗ о межевании земельных участков 2018 года с 1 января обяжет приобщать к заявлению, поданному в упрощенном порядке, межевой план участка, однако норма была отменена до вступления в силу, поэтому граждане не должны осуществлять межевание, процедуру определения границ участка.

Сведения о границах могут отсутствовать не только у тех участков, право собственности на которые не зарегистрировано, но и у тех, которые находятся в собственности, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРН.

Ситуация, когда сведения об участке в ЕГРН есть, но его границы не определены или сведения о них не актуальны, очень распространена.

Например, в Алтайском крае более 1 млн учтенных участков, но установленные границы есть только у 32% из них.

Никаких ограничений на сделки в отношении участка с неустановленными границами закон не содержит и не предписывает сделать межевание земельного участка после 1 января 2018 года.

Закон говорит одно, а Росреестр настоятельно рекомендует другое: провести межевание обладателям участков без точных границ. Такая рекомендация вызвана возрастающим количеством судебных споров между владельцами граничащих участков, в том числе с органами власти и местного самоуправления.

Нередки и случаи мошенничества при продаже участков, сведения о точном местоположении которых отсутствуют в ЕГРН. Так что интересующимся, нужно ли проводить межевание при продаже дома, следует прислушиваться не к законодателям, а к работникам Росреестра.

Помимо этих неприятностей установление границ участка поможет избежать неправильно начисленного налога на имущество.

Как проводится межевание?

Процедура межевания осуществляется кадастровым инженером согласно требованиям ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Для составления нового межевого плана участка с уточненными сведениями о его границах инженер проводит кадастровые работы.

Сегодня эта процедура осуществляется так же, как и межевание земельных участков до 1 января 2018 года.

Сведения, получаемые кадастровым инженером, отражаются в межевом плане, который записывается на диск и передается лицу, обладающему правами на участок, для дальнейшей регистрации плана в Росреестре на основании его заявления. 

Согласно нормам Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», гражданин вместе с составленным межевым планом участка вправе подать заявление в Росреестр только об осуществлении кадастрового учета участка в связи с уточнением местоположения его границ или заявление об уточнении границ и регистрации права одновременно. Информацию о том, внесены или нет сведения о границах земельного участка в ЕГРН, можно получить по данным публичной кадастровой карты, размещенной в Интернете по адресу http://pkk5.rosreestr.ru. Запрос о предоставлении сведений из ЕГРН можно подать и через МФЦ. Также в Росреестре можно запросить копию старого межевого плана, что обойдется в 1 500 рублей за документ на бумажном носителе и 500 рублей — за копию в электронном виде. Как проводятся кадастровые работы? В случае отсутствия информации о границах участка в ЕГРН граждане привлекают кадастровых инженеров. Это лица, которые не просто знают, как провести межевание, но имеют специальные полномочия на выполнение комплексных работ, необходимых для составления межевого плана. Кадастровые работы выполняются на основании заключенного с гражданином договора. Выбрать инженера рекомендуется из списка аттестованных специалистов, который размещен на сайте Росреестра. В него включены сведения об инженерах по всей России. Сразу стоит отметить для желающих знать, как сделать межевание земельного участка бесплатно, – новый закон в 2018 году, позволяющий это сделать, не появился. Государство оплатит межевание, только если оно проведено по его инициативе (ч. 1 ст. 42.1 ФЗ-221 «О кадастровой деятельности»).

Частные собственники делают межевание за свой счет. Процедура достаточно сложна и стоит денег. Первоначальной задачей кадастрового инженера является исследование документов, имеющихся у клиента на участок, границы которого будут уточняться.

Это нужно для того, чтобы подтвердить наличие у клиента прав на землю, межевание которой он хочет провести. Вместе с этим инженер запрашивает информацию и архивные справки из государственного кадастра недвижимости на участки, граничащие с тем, где ему предстоит работать.

После такой подготовки на объект приезжают геодезисты и делают кадастровую съемку, обычно при помощи GPS-оборудования. После этого инженер, используя данные, полученные в ходе съемки, выполняет работу по изготовлению кадастрового плана участка.

Если в результате межевания были уточнены границы участков, смежных с тем, в отношении которого проводилось межевание, инженер должен согласовать новые границы с правообладателями соседних земельных участков и составить об этом акт.

Подписанный всеми заинтересованными лицами акт, а также межевой план на земельный участок на основе кадастрового плана территории и кадастровой выписки на земельный участок составляют единый пакет документов. Согласно п.4 ст. 21, п. 12 ст.

22 Закона «О государственной регистрации недвижимости», он направляется в Росреестр в виде электронных документов, скрепленных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Регистрация межевого плана является осуществлением государственного кадастрового учета. Межевание земельного участка c 1 марта 2018 года проводится в таком порядке.

При возникновении спора с соседями в связи с уточнением границ, в Росреестр необходимо представить дополнительный документ, который содержит сведения о местоположении границ. Прежде всего, это документы, в соответствии с которыми определялось местоположение границ земельного участка при его образовании.

Если в них нет таких сведений, необходимо использовать проект межевания территории. При отсутствии сведений в проекте границами участка считаются границы, существующие 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.

Наличие границ, существующих 15 и более лет, можно подтвердить с помощью следующих документов: материалы землеустроительной документации; материалы и данные картографо-геодезических фондов; ситуационный план к техпаспортам объектов недвижимости на земельном участке; материалы лесоустройства; планово-картографические материалы; документы по территориальному планированию муниципальных образований; проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков. Заявление об осуществлении учета земельного участка в госкадастре и (или) регистрации права на него подается в Росреестр на бумажном носителе в одном экземпляре, к которому прикладывается межевой план с сопутствующими документами, записанными кадастровым инженером на диск. Если необходимо предоставление каких-то из выше перечисленных документов, то достаточно предоставить распечатанную копию, которую вернут после сканирования при выдаче документов после регистрации права и (или) осуществления кадастрового учета (п.п. 5, 6 ст. 21 Закона).

Как проводится межевание в садовых некоммерческих товариществах? Межевание участка в СНТ и связанные с этим вопросы остро встали перед дачниками в связи с принятием нового закона, который регулирует отношения, возникающие в связи с загородной собственность.

Это Федеральный закон от 29 июля 2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…» № 217-ФЗ).

После его принятия вопрос нужно ли делать межевание земель в СНТ и каких именно стал таким же часто задаваемым, как и вопрос обязательно ли межевание земельного участка после 1.01.2018 года.

Можно с уверенностью сказать, что и в том, и в другом случае ажиотаж не соответствует реальному положению вещей.

Ажиотаж в связи с межеванием в рамках СНТ выгоден, как правило, только правлениям, которые будут собирать на это деньги, ведь бесплатное межевание земельных участков согласно новому закону не предусмотрено (впрочем, «старые» нормы также не предусматривают выполнение этой довольно сложной процедуры безвозмездно).

Дело в том, что по новому закону в отношении земельных участков СНТ, ДНП, ИЖС должны быть обязательно оформлены кадастровые границы территорий общего пользования. Но, во-первых, закон этот вступит в силу только с 1 января 2019 г.

, а, во-вторых, законодатели предусмотрели переходный период сроком на 5 лет для того, чтобы спокойно реализовать многие его положения — до 1 января 2024 г.

Поэтому руководство различных дачных и садоводческих объединений, конечно, может стоять на своем и требовать деньги для проведения кадастровых работ, но такое решение должно быть поддержано большинством участников этих объединений на общем собрании их членов.

Нужно ли делать межевание земли, которая находится в собственности, с целью уточнения границ? Такая обязанность не возлагается, но централизованно это будет на порядок дешевле, чем уточнение границ каждым дачником по отдельности. Перед началом выполнения кадастровых работ в СНТ у председателя правления запросят копии правоустанавливающих документов на землю и копию генерального плана, а также всю имеющуюся информацию по площадям земель общего пользования. Затем инженеры проанализируют кадастровые выписки на земли СНТ и прилегающие территории. На основании полученных данных определяется объем работ, обсуждаются договорная цена, регламенты и сроки их выполнения.

Источник: http://www.expert-russia.ru/m/news/rossiya/obyazatelno-li-delat-mezhevanie-i-utochnenie-granits-zemelnogo-uchastka-v-2018-godu-chto-na-praktike/

Как уберечься от кадастровых ошибок при межевании участков

За чей счёт осуществляется межевание з/у?

Регионы Северо-Запада не попали в число пилотных по производству комплексных кадастровых работ. А значит, эта процедура начнется в регионах уже после 2018 года, но межевание индивидуальных участков владельцы должны завершить до 31 декабря 2017-го. На фоне массового спроса на такие услуги садоводы боятся, что возрастет число ошибок. И эксперты признают: опасения небеспочвенны.

– Количество уже выявленных ошибок только в СЗФО составляет 12 процентов, на территории России в целом – более 35 процентов, притом что более 40 процентов земельных участков до сих пор остаются неотмежеванными. – констатирует Юлия Карпова, руководитель крупного правового центра (Европейской Юридической Службы).

По оценкам Татьяны Шальневой, маркетолога компании, поставляющей оборудование для аэрофотосъемки, в каждом пятом садоводстве, селе или деревне границы определены с грубыми нарушениями, из-за которых возникают проблемы у смежных земельных участков. При этом 70 процентов участков, по мнению эксперта, имеют никому не мешающие, но некорректные границы.

То, что ошибок много, признают и в ассоциации, которая объединяет кадастровых инженеров Санкт-Петербурга и Северо-Запада. Но от точных цифр в СРО воздерживаются. Дело в том, что выявить факт ошибки можно лишь когда наступает противоречие, например границы одного участка вторгаются в границы другого. А это выясняется лишь тогда, когда на соседнем участке происходит процедура межевания.

Садоводов Ленобласти обязали зафиксировать границы своих участков

Сейчас садоводы по всей стране массово потянулись к кадастровым инженерам. Дело в том, что в связи с окончанием дачной амнистии, до 1 января 2018 года владельцы участков должны поставить их на кадастровый учет, иначе люди не смогут продать или подарить свои наделы, могут возникнуть сложности и с подключением инженерных коммуникаций.

Соответственно, с увеличением заявок на межевание растет число конфликтных ситуаций.

Александр Бабийчук, юрисконсульт АСРО “Кадастровые инженеры Санкт-Петербурга и Северо-Запада”, которое объединяет более 700 кадастровых инженеров, объясняет большое количество ошибок тем, что межевание происходило в разные годы, за участки брались разные фирмы, да и работы проводились в период действия разных нормативных актов.

– До вступления в силу закона о государственном кадастре недвижимости, а это 2008 год, работы по межеванию проводили разные специалисты, например изыскатели или геодезисты.

Они использовали приборы разной точности, применялись теодолиты, нивелиры, тахиометры, спутниковые системы позиционирования. Также разные фирмы использовали разные исходные данные. Поэтому нестыковки просто не могли не возникнуть.

Прибавьте к этому разные требования к точности измерений. Например, при межевании садовых участков на землях сельхозназначения допустимая квадратическая погрешность определения поворотных точек составляет 20 сантиметров, а для земель лесного фонда – это 5 метров.

Если садовый участок находится на опушке, то при определении границ лесов половина участка может быть записана в земли лесного фонда, – говорит Александр Бабийчук.

Причем, чтобы вернуть себе право на участки в полном объеме, садоводы идут в суды. А здесь возникает новая неопределенность.

– Успех в судебном разбирательстве никто не гарантирует, поскольку владелец спорного земельного участка не всегда может доказать, где должна проходить граница его земельного участка, – говорит Юлия Карпова.

Ситуация получается абсурдная, ведь спор идет из-за значений координат, в реальности-то заборы поставлены давно, и никто к ним претензий не имеет.

Границы без риска

Садоводы боятся кадастровых ошибок. Они не хотят из-за неверно поставленной точки на карте обивать пороги судов и доказывать права на участок, который обрабатывают уже несколько десятков лет.

И дачников можно понять: они находят кадастрового инженера через Интернет, приглашают его на участок, он его замеряет, затем выдает владельцам документы о согласовании границ, чтобы сами садоводы взяли подписи у соседей, что те, мол, претензий не имеют.

Далее все эти бумаги кадастровый инженер обрабатывает, ставит подпись, а согласовывают границы участка в садоводстве и в районной администрации не кадастровые инженеры, а сами садоводы. И именно они обращаются в итоге в кадастровую палату и ставят участок на учет.

В СРО говорят, что процедура по закону должна происходить несколько по-другому, что садоводов никто не должен бросать один на один с документами, но владельцы участков, которые проводят межевание сейчас, утверждают, что именно так все и происходит.

Проблема в том, на любом из этапов согласований садоводы могут получить отказ, если инженер, к которому они обратились, неправильно оформил документы или до этого кадастровую ошибку допустил их сосед.

В принципе, законодательство защищает права садоводов.

– Кадастровый инженер несет ответственность за нарушения требований федерального законодательства, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, на основании которых сведения о земельном участке вносятся в ЕГРН.

При этом на основании решения суда убытки, причиненные заказчику кадастровых работ, подлежат возмещению за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера”, – говорит директор филиала кадастровой палаты по Ленинградской области Олег Михеев.

Он подчеркивает, что качество работ кадастровых инженеров контролирует саморегулируемая организация. Все кадастровые инженеры обязаны состоять в СРО, без этого они просто лишаются права так себя называть.

– Обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров является, в том числе, сдача теоретического экзамена. По его результатам кадастровому инженеру выдается квалификационный аттестат и присваивается реестровый номер. Данные номера все учтены и размещены на портале Росреестра.

Также на данном ресурсе содержатся сведения о кадастровых инженерах, которых лишили квалификационного аттестата и которые не вправе осуществлять кадастровую деятельность.

Перед заключением договора подряда заказчик кадастровых работ вправе запросить сведения об аттестате непосредственно у кадастрового инженера либо проверить данную информацию самостоятельно на портале Росреестра, – говорит Олег Михеев.

Реестр кадастровых инженеров общий на всю страну, сейчас в нем числится больше 39 тысяч специалистов. Из них 3283 человека сменили вид деятельности, и их реестровые номера были аннулированы. Исключены из саморегулируемых организаций 422 человека.

Статистика показывает, что подавляющее большинство членов СРО работают в рамках правового поля. Но беда в том, что само поле размыто.

Посчитают всех

С кадастровыми ошибками сталкиваются не только садоводы, но и владельцы гаражей, частных домов, фермеры. Ситуация настолько сложная, что несколько лет назад в России заговорили о комплексных кадастровых работах.

Их суть в том, чтобы централизованно обеспечить подготовку карты или плана территории.

При таких работах можно выявить уже совершенные кадастровые ошибки, урегулировать границы во внесудебном порядке и предотвратить возникновение новых нестыковок.

Еще два года назад многие участники рынка были убеждены, что комплексные кадастровые работы стартуют в 2017-м, а к 2019-му будут завершены в полном объеме.

Изначально планировалось, что в программе только на стартовом этапе будут участвовать двадцать регионов, но в 2017-м финансирование получили всего три субъекта, регионов Северо-Запада среди них не оказалось.

Но теоретически программа может заработать в этих субъектах на следующий год или в 2019-м.

В том, что идея комплексных кадастровых работ хорошая, никто не сомневается. Но перед рядовыми садоводами возникла новая дилемма.

Сейчас законопослушные владельцы дач и огородов проводят межевание, платят деньги (10-12 тысяч рублей за участок), бегают по инстанциям, чтобы согласовать проект своего участка, и не имеют гарантий того, что через год-два во время комплексных кадастровых работ не выяснится, что при оформлении их участка все-таки закралась ошибка. И если она затрагивает чьи-либо интересы, то как и за чей счет ее исправлять, совершенно непонятно.

Эксперты, у которых “РГ” спросила, что же делать сейчас садоводам, в один голос заявили, что беспокоиться рано.

Почему граждане все чаще пытаются оспорить кадастровую стоимость земли

– Эти работы только начинают проводиться, механизм их выполнения не отработан, законодательная база оставляет много вопросов, – говорит Татьяна Шальнева.

По ее словам, даже если Ленобласть или другие регионы Северо-Запада попадут в план комплексных кадастровых работ в 2018-м, то в первую очередь кадастровые планы территории начнут составлять на развивающихся территориях, ведь там наведение порядка позволит повысить наполняемость местных бюджетов. В садоводствах участки в целом размечены, люди платят земельный налог.

Конечно, комплексный кадастр нужен и там, но в первую очередь – чтобы навести порядок, на объем налоговых поступлений корректировка большого влияния не окажет, поэтому, по мнению эксперта, такие работы там начнутся очень нескоро.

– Страна у нас большая, а межевание такой территории – это работа скорее не на результат, а на процесс. Если учитывать то, что у нас много юридически неподкованных пенсионеров, простых обывателей и “мертвых душ” (безвестно отсутствующих), то процесс будет небыстрым, – уверен директор по развитию крупной девелоперской компании Евгений Везен.

Но рано или поздно комплексные кадастровые работы все же начнутся везде. И сейчас, как считает Александр Бабийчук, самое большее, что могут сделать садоводы , органы кадастрового учета и кадастровые инженеры на местах, – это минимизировать новые ошибки.

Эксперт советует садоводам объединяться с соседями и всем вместе идти к одному кадастровому инженеру. Так как на территории будет работать один человек и по одной методике, то вероятность наложения границ сведется к минимуму.

И даже если в документы закрадется ошибка,то ее можно будет исправить в процессе подготовки документов, а если же ситуация потребует судебного разбирательства, то человек не окажется один на один с системой, по заседаниям он будет ходить вместе со своими соседями по участку, что значительно сподручнее.

Эксперты признают: определение границ земельного участка – задача очень сложная. Тем не менее все опрошенные “РГ” специалисты склоняются к мнению, что проводить межевание нужно, ведь у собственности должна быть граница.

Источник: https://rg.ru/2017/06/15/reg-szfo/kak-uberechsia-ot-kadastrovyh-oshibok-pri-mezhevanii-uchastkov.html

Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа

За чей счёт осуществляется межевание з/у?

СТ 46 ГрК РФ.

1. Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2 и 5.

2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.

1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

1.1. Утратила силу с 1 января 2017 г.

2.

Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети “Интернет”.

3. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

3.1. Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа.

4. Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса.

По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

5. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

5.1. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении:

1) территории, в границах которой в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;

2) территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества;

3) территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда.

6. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

7. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

8. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

9. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

10. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

11.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

12.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

13.

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

13.

1. Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

14.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети “Интернет”.

15. Утратила силу с 1 января 2017 г.

16. Подготовка документации по планировке межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями настоящей статьи.

17. Утратила силу с 1 июля 2017 г.

18. Утратила силу.

Источник: http://www.gradkod.ru/statya-46

Автоправо
Добавить комментарий