Вывоз мусора в частном секторе при отсутствии заключенного договора

Штраф за отсутствие договора на вывоз мусора

Вывоз мусора в частном секторе при отсутствии заключенного договора

Еще в феврале текущего года Минстрой РФ опубликовал законопроект о введении в КоАП штрафов за отказ или уклонение от заключения договора на вывоз мусора (ТКО).

Для граждан штраф составит от двух тысяч до пяти тысяч. На должностных лиц – от тридцати до сорока тысяч. На юридических лиц – от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.

Об этом законопроекте я рассказывал в феврале (За отсутствие договора на вывоз мусора собираются штрафовать).

Теперь и МинЖКХ планирует внести в КоАП ответственность за отказ жителей заключать договор на вывоз отходов.

На Ставрополье ведь раньше всех в стране началась мусорная реформа. Вся Россия только к 1 января 2019 года должна перейти на новые правила обращения с отходами.

Вот вчера в краевой думе и состоялось совещание по вопросам мусорной реформы с участием заместителя председателя Государственной думы РФ Ольги Тимофеевой и зампреда комитета Госдумы РФ по природным ресурсам Михаила Кузьмина.

“Сейчас в законодательстве отсутствует административная ответственность за невыполнение обязанностей по заключению договора по обращению с ТКО с региональным оператором. Мы планируем внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменения о введении административной ответственности за такие действия, – рассказал Марченко (Министр ЖКХ края). Также готовятся изменения в Закон Ставропольского края об административных правонарушениях.

То есть речь уже идет как минимум о трех законопроектах, предлагающих ввести штрафы за отказ от заключения договора на вывоз мусора.

Не удивлюсь, если к концу года в Государственной думе будет с десяток подобных законопроектов, а в каждом регионе страны будет по своему штрафу за это нарушение.

Я правда не вижу смысла один и тот же штраф вводить одновременно в КоАП России и в региональный КоАП. Штрафовать в этом случае всё равно будут по одному из законов – по КоАП РФ.

Впрочем, депутатам виднее.

Сомнений в том, что к концу года такой штраф появится, у меня практически нет.

Мне только кажется, что эти штрафы проблему не решат.

По словам министра ЖКХ, договоры на вывоз мусора заключили только 57% граждан. Это, наверное, средняя температура по больнице.

В отдельных районах этот процент гораздо меньше:

“Сейчас в Изобильненском районе договора заключили 35% граждан, а в Труновском – около 14%” По информации newstracker.ru (орфография сохранена)

То есть половина, а местами даже больше 80% жителей могут попасть под эти штрафы.

Реально ли оштрафовать 80% населения? Ну, хотя бы половину жителей реально оштрафовать?

Затея мне кажется сомнительной. Нельзя оштрафовать половину населения края.

И самое главное, за что они собираются штрафовать?

За неподписанную бумажку?

С 1 января 2018 года все жители на территории обслуживания регионального оператора уже заключили договор на вывоз ТКО. И при этом не имеет никакого значения, подписали они что-то или не подписали.

В Гражданском кодексе есть статья 426 “Публичный договор”.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлятьв отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Напомню, цена услуги по вывозу ТКО определяется тарифной комиссией; региональный оператор обязан на единых для всех условиях заключить договор с каждым (каждый обязан заключить договор с региональным оператором).

Согласитесь, очень похоже на публичный договор. Прям, один в один.

А в какой момент этот публичный договор считается заключенным?

Это я еще с первого курса помню:

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14, договор будет признан заключенным, не только в случае оплаты потребителем товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями проекта договора как это предусмотрено п. 3 ст.

438 ГК РФ, но и в случае фактического потребления (пользования) потребителем товаров (работ, услуг) коммерческой организации, независимо от факта оплаты.

В ряде случаев закон прямо указывает, что публичный договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к сети энергоснабжения (статья 540 ГК РФ), тепловой энергии, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой (статья 548 ГК РФ).

Таким образом все граждане фактически уже заключили договоры с региональным оператором с того момента, когда он начал оказывать услуги.

При этом никто не скажет, что пользовался в этот момент услугами другого регионального оператора, потому что оператор один-единственный.

С юридическими лицами и предпринимателями немного сложнее, но там и проблема заключения договоров, судя по публикациям в прессе, отсутствует.

А чего же тогда они с этими договорами…?

Мы в каком веке живем? Правильно, в информационном веке.

Региональному оператору макулатура в виде бумажных договоров вряд ли необходима, ему информация нужна: сколько собственников, сколько жителей, где они живут, сколько мусора и откуда вывозить, кому и в каком размере направлять платежки?

По многоквартирным домам такую информацию должны предоставлять управляющие организации. Тут вообще никакого смысла в бумажных договорах с собственниками и жильцами квартир нет.

Если не ошибаюсь, для управляющих компаний за непредоставление такой информации даже штрафы установлены.

Особенно остро проблема с получением информации о жителях возникает в отношении частного сектора: дома и дачи.

Потому в частном секторе гораздо меньше процент “заключивших” договоры на вывоз ТКО. Там жители годами за вывоз мусора не платили и платить не собираются.

Объяснение обычно очень простое “Мы весь мусор сжигаем”. К слову, за сжигание отходов штрафы установлены, и странно, что местные власти за эти чистосердечные признания еще не штрафуют. Впрочем, не об этом речь.

Как региональному оператору получить информацию о жителях частного сектора?

Первый вариант – получить ее у других коммунальщиков.

Если дом жилой, значит в нем есть коммуникации (газ, вода, свет, тепло). Соответственно у кого-нибудь из коммунальщиков есть сведения о количестве жителей в этих домах.

Почему бы этими сведениями не поделиться?

Ссылки на Закон “О персональных данных” в данном случае очень сомнительно выглядят. Региональный оператор – такой же оператор персональных данных, как водоканал, горгаз или рассчетно-кассовый центр.

Вариант второй – содействие местных властей.

Борьба с мусором и забота об экологии это ведь дело общее. Уже который месяц в СМИ твердят, что местные власти содействуют в проведении мусорной реформы. Вот, пусть посодействую.

В местных администрациях тоже имеется информация о жителях. Иногда эта информация даже актуальнее, чем у коммунальщиков.

У них же сведения о предпринимателях и юридических лицах, осуществляющих деятельность в соответствующем населенном пункте.

Разъяснительная беседа с населением это хорошо, объявления на подъездах и заборах тоже неплохо (хотя в этом случае жалко леса и дворников), но можно бы и сведениями поделиться с региональным оператором.

Вариант третий – паспортный стол.

Они то к МВД относятся, то к Миграционной службе, то еще к чему-то. Я по-старинке.

В паспортном столе вообще вся информация о жителях региона. Зарегистрированные постоянно, временно, не зарегистрированные вовсе – все жители на виду, а главное в базе МВД находятся. Передавать сведения из одной базы в другую должно быть удобно.

Конечно, МВД вряд ли согласиться делиться информацией с какими-то региональными операторами. Для МВД эта ваша экология параллельна, у них свой мусор.

Тут просто фантазирую. Вдруг кто из депутатов прочитает…

Есть у нас система ГИС ЖКХ. Хотя это скорей ГИС МКД, потому что содержит информацию по многоквартирным домам. Но это не какая-нибудь частная лавочка, а вполне себе федеральный ресурс, на котором собирается информация по объектам и услугам в сфере ЖКХ.

Почему бы эту ГИС МКД не превратить в настоящую ГИС ЖКХ и не включить туда информацию о частном секторе.

Ее можно сделать площадкой для обмена сведениями о жителях. Сведения в такую систему смогли бы предоставлять все коммунальщики и местные власти. Да и МВД, думаю, не стыдно было бы актуальные сведения в такую систему публиковать.

По предпринимателям информация есть у налоговой службы и Пенсионного фонда.

Мне кажется правильнее было бы наладить обмен информацией и получение актуальных сведений о жителях, чем штрафовать половину населения. Это и самим жителям удобнее должно быть.

В общем штраф за отсутствие договора на вывоз ТКО, судя по всему, появится до конца этого года.

Хотя, на мой взгляд, разумнее было бы наказывать за не предоставление информации.

Само по себе заключение или не заключение договора, подписание или не подписание бумажки погоды не делают. Проблема в недостатке информации, актуальных сведений.

Могу ошибаться, ведь за мусорной реформой наблюдаю хоть и давно, но всё же со стороны.

Будем посмотреть. Продолжение следует…

Другие мои заметки можете прочитатьна каналеи насайте.Приятно получать “палец вверх”, если статья Вам нравится.Вопросы и пожелания пишите на почту:myzen@inbox.ruПодписывайтесьна канал в Телеграме, чтобы получать уведомления о новых заметках.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/b26/shtraf-za-otsutstvie-dogovora-na-vyvoz-musora-5ae0e0912f578c8a0d342114

Что будет, если не платить за мусор?

Вывоз мусора в частном секторе при отсутствии заключенного договора

Придут ли к вам судебные приставы, если проигнорировать квитанцию, и продолжат ли вывозить отходы у домов-должников.

– С чего мы должны платить за мусор в разы больше, если ничего не меняется? Я за капремонт ни разу не платил, и насколько знаю, по истечении трёх лет накопленный долг уже не взыскать. С мусором это прокатит?

В начале января жители многих российских городов начали получать рассылку в мессенджере WhatsApp с призывом не платить за мусор.

Неизвестные авторы сообщали, что платёжную квитанцию можно проигнорировать (напомним, в Кирове плата за мусор будет указана в одной платёжке с платой за электричество), так как договор с регоператором по вывозу мусора якобы считается заключённым только с момента оплаты первой квитанции.

– Направленный вам документ постарайтесь сохранить, возможно, в суде он будет единственным доказательством вашего отказа от заключения договора.

Отнеситесь, пожалуйста, со всей внимательностью к этому процессу, так как при неосторожном заключении договора в дальнейшем расторгнуть его можно будет только через суд, а суммы задолженности за это время могут вырасти до неподъёмных, – такой текст распространялся в мессенджере.

До Кирова волна рассылок в мессенджерах пока не докатилась. Однако в социальных сетях кировчане уже активно обсуждают, можно ли не платить за вывоз мусора и какие могут быть последствия.

– Найти провокаторов и интересантов вброса – дело правоохранителей, – прокомментировал рассылку вице-спикер ОЗС Кировской области Роман Титов в своём телеграм-канале.

– Но пыл любителей коммунальных лайфхаков хочется охладить: по закону конклюдентными действиями (простите за юридический термин) по принятию договора-оферты с регоператором является вовсе не оплата квитанции, а пользование контейнерами (или площадками складирования), равно как и принятие регоператором обязанности по вывозу мусора из контейнеров.

Таким образом, даже если вы не заключали договор с региональным оператором – компанией «Куприт» – и не оплачивали первую квитанцию, обязанность платить всё равно есть.

Однако если ваши соседи саботируют платёжки, это не значит, что двор утонет в мусоре. В «Куприте» заявили, что долги конкретных домов никак не повлияют на качество услуг.

Региональный оператор продолжит выполнять работу в своей зоне ответственности вне зависимости от того, как платит население.

Но в «Куприте» говорят, что будут вести претензионную работу с должниками в судах. Далее последствия неоплаты вывоза мусора будут такими же, как в случае неоплаты любой другой коммунальной услуги:

  • взыскание суммы долга, в том числе на лицевых счетах в банках;
  • взыскание суммы долга на зарплату, пенсию и другие доходы должника, в том числе возможно удержание с банковской карты;
  • арест имущества с его дальнейшей реализацией в счёт уплаты долга;
  • временное ограничение на выезд за границу;
  • ограничение регистрационных действий с имуществом (например, на продажу квартиры).

Если суд постановил заплатить долг, а должник не погасит его в течение пяти дней, судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о взыскании исполнительского сбора, что предполагает дополнительные денежные взыскания – 7% от суммы долга, но не менее 1 000 рублей для граждан и 10 000 рублей для должников-организаций.

По теме

Мэрия: форма оплаты за мусор в Кирове меняться не будет

1687 12

Также в случае неоплаты квитанции должнику будут начисляться пени. С 31-го по 90-й день просрока платежа пени составит 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки, с 91-го дня – 1/130 от ставки рефинансирования. Рассчитать пени можно с помощью онлайн-калькуляторов (их можно найти в интернете).

Когда в 2015 году появился взнос за капремонт, в сети также появлялись призывы не платить.

Использовался такой же аргумент, что и с мусором: если собственник не заключил договор с Фондом капитального ремонта, то платить якобы необязательно.

Также апеллировали к тому, что организация носит название НКО «Фонд капитального ремонта», а это значит, что взносы в неё могут быть только благотворительными.

В попытке оспорить законность взимания взносов в «общий котёл» оппозиционные партии дошли до Конституционного суда. Но тот в конце концов признал эти платежи законными. Можно вспомнить и многочисленные митинги против «поборов» на капремонт, и масштабный сбор подписей в 2015 – 2016 годах. Все эти действия по большому счёту ни к чему не привели.

В городской администрации и «Куприте» говорят, что учли возможный риск неоплаты вывоза отходов на первых этапах реализации мусорной реформы. По словам сити-менеджера Ильи Шульгина, у регоператора есть финансовый запас прочности на несколько месяцев, чтобы продолжать работу вне зависимости от собираемости платежей.

Собственно, и за капитальный ремонт кировчане поначалу тоже платили неохотно: к марту 2015 года собираемость составляла всего около 40%. В августе неплательщики взносов получили первые квитанции с пени, а руководство Фонда капремонта Кировской области напомнило о своём праве подать на должников в суд, что и было сделано.

В конце 2015 года за капремонт платили уже 77% собственников, а сейчас собираемость взносов составляет 84%, несмотря на ежегодный рост тарифа. С должниками продолжает работать служба судебных приставов.

По данным на начало 2018 года, на исполнении в службе судебных приставов находилось более 1 000 исполнительных производств, связанных с неоплатой капремонта.

Коротко – о главном:

  1. Договор оферты с региональным оператором «Куприт» считается заключённым с момента начала оказания услуги по вывозу мусора, то есть с 1 января 2019 года. Не имеет значения, заключали ли вы с «Купритом» отдельный договор и оплачивали ли первую квитанцию. Обязанность оплачивать услугу всё равно есть.
  2. Если у вашего дома низкая собираемость взносов, это не значит, что двор утонет в мусоре – отходы всё равно будут вывозить, но «Куприт» будет подавать на должников в суд.
  3. Собственникам, которые не оплачивают услугу вывоза отходов, как и любую другую коммунальную услугу, грозит начисление пени, запрет на выезд за границу, разбирательства в суде. У службы судебных приставов есть возможность списать долг с вашей банковской карты.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Михаил Целоусов

Источник: https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/chto-budet-esli-ne-platit-za-musor-23163/

Любишь сорить, люби и платить

Вывоз мусора в частном секторе при отсутствии заключенного договора

Исторически частный сектор занимает значительную площадь территории всех городов Приморья, включая Владивосток.

Поэтому проблеме вывоза и утилизации мусора, который скапливается в зонах одноэтажной застройки и дачных массивах вблизи приморских городов, не один год.

Разные муниципалитеты борются с проблемой с разной эффективностью, сочетая методы убеждения и принуждения.

К сожалению, иногда физические и юридические лица «экономят» на вывозе и утилизации мусора, сбрасывая отходы в укромных местах на окраинах населенных пунктов. Муниципалитеты вынуждены тратить бюджетные средства на вывоз мусора со стихийных свалок и вести постоянную разъяснительную работу, сочетая это со штрафами для особо злостных нарушителей.

Мусорят горожане – платит бюджет

Во Владивостоке поэтапно решать проблему вывоза бытовых отходов из частного сектора начали еще несколько лет назад, усилив разъяснительную работу с населением о важности заключения договоров на вывоз мусора.

На тот момент во Владивостоке насчитывалось около 8,5 тысяч частных домов, однако заключенных договоров на вывоз и утилизацию отходов было заключено менее тысячи.

Специалисты АТУ и управления охраны окружающей среды администрации Владивостока стали регулярно проводить рейды, чтобы напомнить жителям частного сектора об их обязанностях соблюдения законодательства, рассказать о необходимости заключения договоров на вывоз мусора, а также оставить письменные уведомления.

Параллельно была проведена инвентаризация всех площадок для складирования мусора в частном секторе, определено необходимое количество контейнеров. Однако полностью проблема «нелегального» мусора не решена и по сей день.

Муниципальное предприятие Владивостока « городских территорий» еженедельно собирает и вывозит для утилизации с улиц и пустырей десятки тонн мусора. Прошлой зимой сотрудниками СГТ были ликвидированы свалки на улицах Капитана Шефнера, Слуцкого, Луговой, Шестой, Шошина, Серова, 2-й Поселковой, Борисенко.

Только за первые три месяца 2019 года муниципальному предприятию пришлось ликвидировать почти столько же свалок, как за весь предыдущий год!

Кучи мусора чаще всего образуются вблизи частного сектора, около незаконных торговых объектов, в лесопарковых зонах и на пустырях. А в летний период городские службы практически ежедневно вынуждены вывозить отходы еще и с прибрежных территорий. На нелегальных свалках можно найти бытовой и строительный мусор, старую мебель, картонные коробки и старые покрышки.

Часто через несколько дней на месте, где все было убрано, вновь вырастают горы мусора. Специалисты напоминают, что за сброс мусора в местах, не установленных для этих целей, во Владивостоке предусмотрены штрафы. Такие нарушения фиксируют специальные комиссии во время рейдов.

Административное наказание позволяет хотя бы отчасти компенсировать затраты бюджета на вывоз «ничейного» мусора.

Нужно больше контейнеров. И договоров

Проблему вывоза ТКО в конце сентября обсуждали и в администрации Артемовского городского округа. Озвученная на совещании статистика красноречиво говорит о «мусорной» дисциплине жителей частного сектора.

Так, из жилых массивов с многоквартирными домами при численности населения 74 тысячи человек вывозится около 20 тысяч кубометров отходов, а с частного сектора, в котором живет 41 тысяча человек, – менее 1 тысячи кубометров.

То есть значительная часть людей, проживающих в частном секторе, не заключает договор на вывоз ТКО и «выносит мусор» в контейнеры жилого сектора.

Главой АГО Александром АВДЕЕВЫМ было принято решение на «неразграниченных» территориях, прилегающих к контейнерным площадкам и не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, вывозить мусор силами МКУ «Управление благоустройства», на что из бюджета выделены дополнительные средства.

Кроме того, администрация города предложила управляющим компаниям рассмотреть вопрос переноса контейнерных площадок на придомовые территории с обустройством их закрытого типа. Также прорабатывается вопрос определения мест для установки контейнерных площадок в ТОСах и на территории частного сектора.

В другом приморском городе, Арсеньеве, жители многоквартирных домов, расположенных вблизи частого сектора, также жалуются на то, что в мусорные контейнеры, установленные возле многоэтажек, выбрасывают бытовой мусор – в том числе крупногабаритный – жители частных домов. При этом жители многоквартирных домов, территории которых оборудованы контейнерными площадками, платят за вывоз мусора «за себя и за того парня».

С одним из подобных случаев недавно разбирались члены административной комиссии: поступила жалоба на стихийную свалку около железнодорожных путей в районе школы № 9 на территории, подконтрольной железной дороге.

По характеру мусора было ясно, что это место «облюбовали» жители частного сектора: они просто выбрасывали свой бытовой мусор на ближайшем пустыре. Свалка была ликвидирована за счет средств железнодорожного вокзала.

А жителям частного сектора напомнили, что отсутствие заключенных договоров на вывоз отходов и талонов сдачи отходов на полигон ТКО является основанием для привлечения к административной ответственности.

С переменным успехом борются с мусором в частном секторе и его окрестностях в Находке. Жители многоквартирных домов жалуются на «чужой» мусор не только из частного сектора, но и со строек и из магазинов.

Несколько лет назад городская администрация провела эксперимент по установке контейнерных площадок для сбора бытового мусора на месте крупных свалок в частном секторе, а сотрудники специализированного предприятия усилили разъяснительную работу среди домовладельцев.

Отчасти это помогло решить проблему, поскольку на тот момент из 30 тысяч находкинцев, проживающих в частном секторе, договоры на вывоз мусора имели только несколько сотен.  

Добавим, что в некоторых регионах России со значительным количеством дач – например, в Подмосковье – возникает множество вопросов, связанных с мусором, образующимся в дачных массивах.

Чтобы стимулировать граждан к заключению договоров на вывоз и утилизацию ТКО, для дачных домов установлена плата за вывоз мусора в зависимости от площади дома, а не из количества проживающих – большинство дачников редко регистрируются в своей усадьбе.

Летом, когда фактическая численность населения в небольших поселках и деревнях резко возрастает, начисление по площади является единственным способом собрать достаточный объем средств, чтобы вывезти весь мусор, который образуют дачники.

В то же время, ряд категорий граждан имеет льготы по оплате услуг по вывозу и утилизации ТКО: в Подмосковье они предоставляются пенсионерам в возрасте до 70 лет в размере 30% от платежа, от 70 до 80 лет – в размере 50%, старше 80 лет – 100%.

«Частников» впишут в новую схему ТКО

Со следующего года Приморье вслед за большинством регионов России должно перейти на новую схему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

В конце июня было определено, что с января 2020 года принимать мусор от населения и юрлиц сможет только КГУП «Приморский экологический оператор» – именно эта организация была выбрана в качестве регионального оператора по обращению с ТКО.

Власти Приморья выделили КГУП субсидию в размере 212 млн рублей на мероприятия по внедрению новой системы по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку повышение качества и доступности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг является одной из целей государственной программы «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Приморского края» на 2013-2021 годы.

Отметим, что на официальном сайте КГУП «Приморский экологический оператор» уже размещена типовая форма договора на вывоз и утилизацию мусора для физических лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах.

Отправить вопросы по поводу заключения договора можно через форму обратной связи.

Однако до утверждения единого тарифа на оказываемые «Приморским экологическим оператором услуги» обращение с ТКО осуществляется согласно ранее заключенным договорам между образователями ТКО и лицензированными компаниями.

Стоимость услуг, оказываемых региональным оператором, будет зависеть от установленного единого тарифа и нормативов накопления ТКО.

Нормативы накопления ТКО утверждены приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 4 декабря 2017 года №365.

Согласно данному приказу, норматив накопления ТКО для индивидуальных жилых домов составляет 312 кг в год из расчета на одного проживающего. 

ВАЖНО

За сброс мусора в неустановленных местах предусмотрены штрафы: правонарушение обойдется для физических лиц в сумму от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, для юридических – от 50 до 80 тыс.

рублей. За организацию несанкционированной свалки на нарушителей могут быть наложены следующие штрафы: на граждан – от 2 до 5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 20 до 50 тыс. рублей, на юридических – от 200 до 500 тыс.

рублей.

Виктор КУДИНОВ, фото автора.

Газета “Золотой Рог”, Владивосток.

Источник: https://www.zrpress.ru/business/primorje_01.10.2019_95867_ljubish-sorit-ljubi-i-platit.html

Платить за вывоз мусора или доказывать в суде, что ты платить не должен?

Вывоз мусора в частном секторе при отсутствии заключенного договора

Одному жителю Красноуфимска пришла идея обратиться в суд с иском о защите прав потребителей. Конечно, это его право, которое никто не оспорит. Тем более – если страдает семейный бюджет. 

А вдруг деньги незаконно требуют? И счета выставляются ежемесячно! Но кем и за что? Оказывается, ОАО «Энергосбыт Плюс» за вывоз мусора организацией МУП ГО Красноуфимск «Чистый город». Оплатил он услуги по вывозу мусора за энный период времени в сумме чуть более трёх с половиной тысяч рублей.

И затерзали его сомнения (а может, кто и подсказал): а зачем это я плачу им, когда мусор сжигаю сам, а что не горит – в огороде хороню. Тем более, лично из рук в руки договор с «Чистым городом» никто не заключал, это была публичная оферта.

Авось и взыщется потраченное из семейного бюджета, да ещё и моральный вред в материальном выражении можно попытаться взыскать.

Сказано – сделано.

И истец в своём заявлении в суд просит признать публичный договор на оказание услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов ничтожным и применить последствия недействительности ничтожной сделки, признав незаконным наложение обязанности на него по оплате услуг по вывозу ТБО при отсутствии договора на оказание этой услуги. В связи с чем он требует взыскать соразмерно с обоих ответчиков – организаций «ЭнергосбытПлюс» и «Чистый город» – компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Суд стал разбираться. Да, действительно, красноуфимец говорит, что мусор сжигает в печи и закапывает в огороде. В противовес ответчик свою линию гнёт – услугу населению оказываем в полном объёме, договор считается заключённым и истцом не оспаривался после его официального опубликования.

Третье лицо от городской администрации поясняет, что да, действительно, договор публичной оферты опубликован в газете «Вперёд», а газета – официальный источник опубликований, тем более, что доступна всем гражданам.

Предмет определён, цена определена, тариф фиксированный, договором пользуется неограниченный круг лиц, поэтому не признавать публичную оферту оснований нет. И ещё хочется напомнить, что на сбор, транспортировку, захоронение ТБО должна быть лицензия.

А есть ли такая лицензия у обратившегося в суд красноуфимца? Нет? Тогда почему же он сжигает мусор и закапывает его в землю? Тем самым он сам нарушает закон, ведь он не может поручиться, что делает это с соблюдением всех мер безопасности для себя, соседей и окружающей среды.

Напомним, что согласно Федеральному Закону органы местного самоуправления обязаны организовать сбор, транспортировку и утилизацию ТБО, и эту задачу муниципалитет решил путём создания специализированной организации.

Эта организация имеет полигон, лицензию на сбор и транспортировку, а также имела лицензию на захоронение, но в связи с изменениями законодательства и необходимостью продления лицензии документы переоформляются.

Но «Чистый город» не лишён

лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению отходов 1 – 4 класса опасности, значит – его деятельность осуществляется на законных основаниях.

Суд выслушал все стороны и огласил некоторые постулаты, то есть действующие нормы законов в России (не будем утомлять читателя их многообразием).

К примеру, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством. К вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Для выполнения этой работы было создано специализированное предприятие МУП ГО Красноуфимск «Чистый город» с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Функции по сбору, транспортированию и утилизации отходов от жителей частного сектора возложены на эту организацию как единственного поставщика данной услуги в городе и имеющего соответствующую лицензию.

А что касается договора, опубликованного как публичная оферта, то он считается заключённым, и это не противоречит нормам закона. Он опубликован в специальном выпуске общественно-политической газеты «Вперёд» от 31.07.

2012 в качестве публичной оферты, в соответствии с которой исполнитель обязуется осуществлять вывоз ТБО по графику с мест загрузки спецтранспортом и с мест установки контейнеров, а потребитель обязуется оплачивать предоставленные услуги.

Это правовой договор возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

И поскольку истец не представил суду доказательств, что он самостоятельно вывозит и утилизирует бытовые отходы, не нарушая санитарное законодательство, а также не доказал обратное, что «Чистый город» не выполнил свои обязательства по оказанию услуг истцу, суд в удовлетворении исковых требований красноуфимцу решил отказать в полном объёме.

Этот материал отнюдь не должен быть расценен читателем как попытка отговорить от защиты прав потребителей, пусть даже и в судебном порядке.

Просто хочется, чтобы люди были более грамотными в правовом плане и не ввязывались в судебную тяжбу, которая заведомо проиграна, потому что закон в этом конкретном случае организацией, оказывающей платную услугу, не нарушен.

Обратись этот красноуфимец в администрацию города или за бесплатной консультацией и разъяснениями, если не доверяет организации, которая вывозит мусор, – и ему бы всё подробно объяснили, опираясь на букву закона. Глядишь, и не пришлось бы тогда отдавать свои кровные тем, кто вряд ли гарантирует вынесение судом решения именно в вашу пользу.

Пресс-служба АГО Красноуфимск по материалам решения суда

Источник: http://krasnoufimsk.ru/novosti/7049-platit-za-vyvoz-musora-ili-dokazyvat-v-sude-chto-ty-platit-ne-dolzhen

Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников

Вывоз мусора в частном секторе при отсутствии заключенного договора

Транспортирование и обработка бытовых отходов теперь самостоятельные коммунальные услуги наравне с отоплением и водоснабжением. Чтобы избежать административной ответственности, владельцы домов должны позаботиться о заключении договора об оказании услуги по обращению с отходами, а собственники квартир – убедиться в его наличии

В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена.

Теперь обращение с ТКО оплачивается отдельно, как вода и электричество (подробнее об этом читайте в публикации «Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить»).

Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО.

По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.

В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ).

Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.

21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.

Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.

При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).

Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.

Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.

Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора.

В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО.

В этом случае к ответственности собственника не привлекут.

Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»).

Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов.

Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.

Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов1. Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора.

Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов.

В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).

Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.

Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.

Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е.

он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора.

Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.

Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.

У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.

В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.

Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным.

Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.

Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.

1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).

2 Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. по делу № АКПИ19-128.

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/zaklyuchenie-dogovora-o-vyvoze-musora-stalo-obyazannostyu-sobstvennikov/

Автоправо
Добавить комментарий