Угнали машину и совершили на ней ДТП, как действовать?

Страховой случай. Как страховая платила за угнанный и разбитый в ДТП Toyota Fortuner

Угнали машину и совершили на ней ДТП, как действовать?

Страшный сон автовладельца: подходишь к месту парковки, а машины уже нет — угнали. Такое случается и наяву — угоняют и «Мерседесы», и «жигули». Никто не застрахован от чужого желания покататься на вашем авто? Специалисты так не считают — автокаско позволит автовладельцу спать спокойно.

Сегодня мы рассмотрим случай, когда страховая за свой счет починила угнанную и разбитую угонщиком машину.

Угнал и разбил

Чем привлекла его внимание Toyota Fortuner 2011 года выпуска, угонщик будет объяснять в суде. Но ночью 18 февраля он проник в припаркованную на улице Есенина Toyota, завел двигатель и поехал в сторону Дзержинска. В 01.

50 на дороге Минск -Дзержинск мужчина совершил ДТП с участием другого автомобиля. Fortuner — машина крепкая, поэтому угонщику удалось еще уехать на ней от места первого ДТП, прежде чем он «добил» авто о барьерное ограждение.

Разбитый автомобиль нашли и вернули владельцу. Toyota была застрахована на сумму 332 400 000 рублей по варианту «полное каско» по рискам: ДТП, попадание и падение посторонних предметов и тел, пожар, ураган, ливень, снегопад. В нашем случае сработал риск «угон транспортного средства».

Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков страховой компании «Промтрансинвест»:

— Угон — это неправомерное завладение транспортным средством и поездка на нем без цели хищения. В рассматриваемом случае повреждения транспортного средства были получены в результате совершенных с его использованием ДТП и являются следствием угона.

Перед оценщиком стояла задача определить размер ущерба, полученного Toyota в результате ночных приключений. Удар пришелся в переднюю часть автомобиля — бампер, капот, фары разбиты.

В списке под замену: лобовое стекло, решетка радиатора, диск колеса, левый порог и подкрылки, молдинги, эмблема. Счет за детали и материалы (краски, лаки, абразивные материалы) составил чуть больше 120 миллионов рублей.

Еще в 22 миллиона рублей оценила свои услуги СТО, на которой ремонтируется Toyota Fortuner.

Общий размер ущерба — 143 миллиона рублей. Эту сумму и выплатят по договору страхования каско владельцу Toyota.

Наталья Хомич:

— А вот владельцу потерпевшего автомобиля, застрахованного по ОСГО, ущерб страховая компания не возместит, потому что в соответствии с п.

 153 Положения о страховой деятельности договор ОСГО, заключенный владельцем транспортного средства, распространяется на всех лиц, управляющих данным транспортным средством, за исключением случая противоправного завладения этим транспортным средством.

В нашем случае потерпевший должен обратиться в Белорусское бюро по транспортному страхованию, которое будет производить выплату потерпевшему, а потом разбираться с непосредственным виновником.

Что делать, если ваш автомобиль угнали?

  1. Сообщите об угоне в отделение милиции по телефону 102. После этого пишите заявление в органы внутренних дел.
  2. Сообщите об угоне в свою страховую компанию. Дальше страховая делает запросы, ждет результатов рассмотрения дела от компетентных органов. По результату принимается решение о выплате.

Наталья Хомич:

— Сроки выплат страховых компенсаций в таких случаях зависят от органов внутренних дел. Если мы говорим о Республике Беларусь, то обычно дело рассматривается около двух месяцев после возбуждения.

Как рассчитывается размер страхового возмещения при угоне (хищении)?

Если застрахованный по полному каско автомобиль угнали и милиция его не смогла найти, автовладельцу выплачивается страховое возмещение. Его рассчитывают по следующей формуле:

страховая стоимость по договору за вычетом:

  • франшизы (если она была установлена договором);
  • за минусом неоплаченных взносов, если таковые имеются;
  • за вычетом выплат, которые ранее производились по договору страхования по другим случаям.

Наталья Хомич:

— Если выплата произведена, а автомобиль все же нашли, то страхователь должен вернуть деньги страховой компании.

В Правилах страхования ЗАСО «Промтрансинвест» есть такая норма: если после выплаты страхового возмещения угнанное (похищенное) транспортное средство или его отдельные части, детали, а также дополнительное оборудование возвращены Страхователю (Выгодоприобретателю), то он обязан в течение 15 рабочих дней вернуть Страховщику полученное за них страховое возмещение за вычетом стоимости необходимого ремонта, связанного с угоном (хищением) транспортного средства (дополнительного оборудования).

Что будет, если…

…автовладелец поддастся соблазну обмануть страховую компанию, например имитирует угон собственной машины? Им заинтересуются следственные органы. И если замысел «потерпевшего» будет раскрыт, то ст.

 853 Гражданского кодекса Республики Беларусь освобождает страховую компанию от выплаты страхового возмещения.

А вот самого обманщика освободят лишь лет через 5 — такой можно получить срок за «покушение на незаконное завладение имуществом в особо крупном размере путем обмана».

ЗАСО «Промтрансинвест»

  • на рынке более 20 лет, один из лидеров страхового рынка Республики Беларусь;
  • более 50 видов обязательного и добровольного страхования;
  • развитая региональная сеть по всей территории Республики Беларусь.

+375 (17) 228−12−48, www.promtransinvest.by, skype: promtransinvest. insurance

Источник: https://auto.tut.by/news/autobusiness/495127.html

Что делать если страховой случай произошёлза границей? Инструкция по применениюЗелёной карты и полиса КАСКОс расширенным покрытием

Угнали машину и совершили на ней ДТП, как действовать?

ДТП или угон машины за рубежом могут обескуражить даже самого опытного автомобилиста. Языковой барьер, незнание местных законов и правил только усугубляют ситуацию. К счастью, на помощь страхователю приходят полисы «Зелёная карта» и КАСКО. Что стоит предпринять, чтобы гарантировать выплату по этим страховкам за страховой случай за рубежом?

Неприятности с машиной за рубежом могут озадачить даже опытного автомобилиста. Разобраться в действиях, необходимых для получения выплаты по КАСКО или «Зелёной карте», непросто, ведь порядок действий зависит от различных факторов:

  • Государство, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП) или иное событие.
  • Характер произошедшего события (есть ли пострадавшие? какой размер ущерба? и прочее).
  • Вид страховки ответственности виновника («Зелёная карта» или ОСАГО страны, где случилось ДТП).

Эти факторы определяют алгоритм действий при ДТП за границей. При этом общие рекомендации подойдут для большинства случаев.

Данные рекомендации помогут избежать сложностей при получении компенсации:

  • Обратитесь в полицию или иные профильные  службы. В Европе действует единый номер 112. Телефоны профильных служб в других государствах придётся дополнительно уточнить. В большинстве стран полиция не выезжает на мелкие ДТП, но всё равно обязательно позвоните в полицию и уточните порядок дальнейших действий.
  • Зафиксируйте место происшествия на фото. Данные материалы послужат «подстраховкой» при выяснении обстоятельств случившегося. Вопросы могут возникнуть как у страховой компании, так и у компетентных органов.
  • Запишите контакты и идентификационные данные свидетелей события.
  • При ДТПзаполните форму европейского Извещения о ДТП. Если виновник застрахован по «местному» полису (не по «Зелёной карте»), лучше использовать бланк местного ОСАГО. Это облегчит дальнейшее общение со страховой компанией.

Если машина застрахована по КАСКО, сообщите о случившемся в свою страховую компанию.

При ДТП важно получить информацию о полисе страхования ответственности второго водителя (или остальных водителей, если их много).

Не забывайте и об общих требованиях к участникам происшествия. Если есть пострадавшие, окажите посильную помощь. Если событие произошло в пределах дороги, должен быть использован знак аварийной остановки и включена «аварийка». Во всех случаях необходимо принять разумные меры по уменьшению ущерба.

«Зелёная карта» – это зарубежный аналог ОСАГО , поэтому по ней нельзя получить возмещение за ущерб своего автомобиля. Компенсация выплачивается по полису виновника ДТП. Определить страховую компанию и реквизиты договора можно одним из трёх способов:

  1. Получить информацию непосредственно от участника аварии. Нелишне при этом сфотографировать его полис. Иногда комплект страховки включает отрывные копии для потерпевших (по аналогии с российской «Зелёной картой»).
  2. Переписать данные с наклейки на лобовом стекле. В некоторых странах они являются обязательными для автомобилистов.
  3. Получить сведения в компетентной организации: это может быть полиция, надзорный орган или иные структуры. В данном случае потребуется сообщить данные о машине виновного лица.

Если виновник застрахован по внутренней страховке своей страны, скорее всего обращаться за возмещением придётся в его компанию. Предварительно по телефону лучше получить информацию касательно урегулирования убытка:

  • В какие подразделения организации можно предоставлять документы по страховому случаю (заодно узнайте, где находится ближайшее из них)?
  • Какие документы потребуются для рассмотрения случая?
  • Если необходим осмотр повреждённого авто, каким образом и когда можно его провести (это особенно актуально, если машина не на ходу)?
  • Что ещё нужно сделать, чтобы получить выплату?

Порой виновник сам «не из местных» и тоже застрахован по «Зелёной карте». Тогда обращаться необходимо в Бюро «Зелёной карты» государства, в котором произошла авария. Соответствующие контакты указаны на оборотной стороне полиса.

Оператор предоставит инструкции о необходимых действиях, в частности, в какую компанию необходимо подавать бумаги для выплаты. Вместе с тем, нелишне уведомить и свою страховую компанию, чтобы скоординировать планируемые шаги.

Иногда за компенсацией можно обратиться к корреспонденту (представителю) иностранной страховой компании на территории России. О таком варианте нелишне осведомиться при первичном телефонном обращении. В то же время данная возможность не всегда удобна.

Например, автомобиль может быть слишком сильно повреждён для дальнейшего передвижения. При этом европейские страховые компании нередко готовы компенсировать затраты на ремонт «на месте». В целом же сумма выплаты определяется в основном одним из трёх способов:

  • Оценка затрат на восстановление машины экспертом или специализированной организацией.
  • Оплата счетов авторемонтного предприятия по месту ДТП.
  • «Договорная» выплата – если сумма, предложенная страховщиком без оценки, устраивает потерпевшего.

Точный перечень документов лучше уточнять предварительно. Обычно он не сильно отличается от привычного для россиян перечня:

  • Документы на автомобиль. Обычно это свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Удостоверение личности. Как правило, заграничный паспорт.
  • Водительское удостоверение человека, находившегося за рулём в момент ДТП.
  • Документы полиции или иных служб. Однако полиция в Европе не оформляет небольшие аварии, а подтверждающие документы нередко предоставляет только по запросу страховой компании. В таких случаях данный пункт не актуален.
  • При ДТП: извещение о ДТП европейского образца. Данный документ в целом похож на российский аналог. Кстати, виновник ДТП обязан направить свой экземпляр Извещения в свою компанию.
  • Диагностическая карта (требуется далеко не во всех случаях).
  • Банковские реквизиты. Как правило, открыть счёт в евро проще, чем ездить ещё раз за границу для получения выплаты наличными. Пункт не актуален, если ремонт осуществляется в полном объёме за счёт страховой компании.
  • Документы, подтверждающие восстановительные расходы. Бумаги могут содержать как фактическую сумму (по факту ремонта), так и оценочную (исходя из анализа повреждений). Сюда же можно отнести документы о дополнительных расходах, например, по эвакуация и так далее.

Зачастую многие вопросы удаётся решить по электронной почте или факсу. Без оригиналов документов, конечно, вряд ли обойтись, но иногда их электронные версии могут ускорить процесс урегулирования. Сроки выплат обычно варьируются от нескольких дней до двух-трёх месяцев.

При ДТП важно получить информацию о страховках ответственности других участников происшествия. Это позволит страховщику КАСКО требовать компенсацию с компании виновника. Даже если виновником является застрахованный по КАСКО, его страховая компания формально может обжаловать данный факт.

Специфика действий потерпевшего во многом зависит от особенностей страхового продукта. Например, иногда страховщики работают по «европейским» убыткам через специализированных партнёров.

Такие организации могут оказывать телефонную поддержку на русском языке, а также организовывать техническую помощь за рубежом. Кроме того, встречаются отдельные документы, прописывающие шаги при страховом случае в иностранных государствах (например, специальное приложение к страховому договору).

Условия урегулирования страховых случаев за рубежом имеют свои особенности:

  • Ограничение компенсации расходов на эвакуатор (например, 3 000 евро).
  • Позиция об осуществлении утилизации или эвакуации машины за счёт клиента при тотальной гибели (обычно при стоимости ремонта свыше 70-75%).
  • Обязанность клиента за свой счёт организовать экспертизу повреждений в «местной» экспертной организации с последующим возмещением расходов при страховой выплате.
  • Обязанность клиента перевести на русский язык предоставляемые документы без последующей компенсации соответствующих расходов.
  • Право клиента на организацию «необходимого ремонта» – минимально необходимое восстановление авто, обеспечивающее возможность передвижения до территории РФ.
  • Увеличенные сроки рассмотрения «зарубежного» убытка.

У разных компаний свой перечень подобных нюансов. Некоторые страховые организации и вовсе за рубежом платят только за «ущерб» (то есть без «угона»).

Так или иначе, любые мероприятия стоит согласовывать со страховой компанией и сверять с позициями договора КАСКО. В зависимости от законодательства страны происшествия в требования полиса могут вынужденно вноситься коррективы. Важно, чтобы соответствующие указания при этом исходили от страховой компании.

Получение страхового возмещения по убытку за рубежом требует тщательного контроля со стороны автовладельца. Важным фактором является практика автострахования конкретного государства, о которой потерпевший может ничего не знать, например:

  • Наличие омбудсмена, привлечение которого к решению вопросов по урегулированию убытков является привычным явлением.
  • Практика привлечения адвокатов для получения страховой выплаты (услуги оплачиваются страховой компанией виновника вместе с выплатой).
  • Далеко не везде распространён английский язык. Порой требуется знание французского, испанского или немецкого.

Стоит понимать, что зарубежные страховщики отнюдь не идеальны. Здесь можно столкнуться как с привычным занижением суммы ущерба, так и с затягиванием срока выплаты. К сожалению, языковой барьер и незнание принятого порядка работы существенно увеличивает вероятность подобных случаев.

Поэтому нелишне использовать все возможные ресурсы для обеспечения безошибочности своих действий. Для получения русскоязычной консультации при ДТП можно (и нужно!) обращаться в РСА по номеру 8 (800) 200-22-75.

Кроме того, следует максимально точно разобраться в официальных документах по произошедшему событию перед их подписанием. К счастью, чаще всего не возникает вопросов в отношении порядочности и профессионализма европейских страховых и компетентных структур.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_sluchaj_za_granicej

Александр Паутов: Как возмещается ущерб при ДТП

Угнали машину и совершили на ней ДТП, как действовать?

По данным МВД, в собственности белорусов на конец 2017 года было около 3 млн легковых автомобилей. За год произошло более 3,3 тыс. ДТП. О том, как возмещается ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан при ДТП, а также о судебной практике по таким делам накануне Пленума Верховного суда корреспонденту БЕЛТА рассказал судья, секретарь пленума Александр Паутов.

– Александр Михайлович, что показало изучение и обобщение практики рассмотрения судами дел этой категории?

– В судебной статистике дела, связанные с возмещением вреда, причиненного в ДТП, отдельно не выделяются. Поэтому для обобщения судебной практики было истребовано более 500 дел – как гражданских, так и экономических.

Анализ показал, что иски потерпевших к причинителям вреда или владельцам транспортных средств единичны. В большинстве случаев (более 90%) участниками споров являются страховые организации.

Поэтому тема возмещения вреда, причиненного в ДТП, неразрывно связана с вопросами страхования ответственности владельцев транспортных средств.

– Какие нормативные акты регулируют отношения по возмещению вреда в таких случаях? Затронет ли пленум последние изменения, произошедшие в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

– При рассмотрении дел этой категории суды опираются на Гражданский кодекс и Положение о страховой деятельности. Не всегда страховая организация обязана возместить вред в полном объеме.

Но это не значит, что интересы потерпевших в ДТП будут ущемлены.

Если по каким-то причинам вред остался не возмещенным страховой организацией, на основании норм Гражданского кодекса это ложится на плечи или причинителя вреда, или владельца источника повышенной опасности.

Положение о страховой деятельности было принято в 2006 году. Сегодня действует его новая редакция от 2014 года. Новации, произошедшие в этой сфере четыре года назад, во многом легли в основу изменений, которые Верховный суд вносит в действующее постановление пленума.

Есть как технические (полностью изменилась нумерация глав и статей), так и сущностные изменения. Среди наиболее значимых, например, увеличение с 200 евро до 400 евро размера страховых выплат при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ по так называемому европротоколу.

Сняты ограничения в размере трехкратного лимита ответственности при причинении ущерба в ДТП нескольким потерпевшим. То есть ранее с учетом лимита в 10 тыс. евро сумма страхового возмещения не могла превышать 30 тыс. евро на всех потерпевших – не важно, было их трое или пятеро.

Сейчас этот порог снят: каждому потерпевшему вред будет возмещаться в пределах установленного лимита, то есть до 10 тыс. евро. Если потерпевших будет, к примеру, пятеро, общая сумма страховых выплат не должна превысить 50 тыс. евро.

У потерпевших есть возможность получить страховое возмещение в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства, за вычетом стоимости обновления деталей. Таким образом, если в дальнейшем при ремонте автомобиля выяснится, что стоимость затрат выше первоначальной оценки ущерба, страховщик выплатит разницу в пределах своего лимита.

– Расскажите, когда вред, причиненный потерпевшему, возмещает страховщик, а когда виновник ДТП? Подлежит ли страховому возмещению моральный вред?

– Есть четкий перечень видов вреда, который будет возмещать страховая компания. Речь идет о вреде, причиненном жизни, здоровью и имуществу. Всех остальных видов, например морального вреда или упущенной выгоды, это не касается.

Аналогичная ситуация и в случае утраты товарной стоимости транспортного средства. Но это не означает, что потерпевший вообще не получит выплату.

В этом случае возмещение происходит по общим нормам Гражданского кодекса – потерпевший предъявляет иск причинителю или владельцу транспортного средства.

Нормы страхования будут действовать, если вред причинен транспортным средством, владелец которого застраховал свою ответственность или обязан был это сделать. Не подлежит страхованию, в частности, гужевой транспорт, велосипеды. Приведу пример.

В автомобиль водителя, который застраховал свою ответственность, врезался велосипедист.

В этом случае водитель будет требовать возмещение ущерба не у страховой компании, а у велосипедиста, потому что ответственность последнего не подлежит страхованию.

Если виновный в ДТП водитель не застраховал ответственность, потерпевший все равно получит страховое возмещение. Таким образом государство защищает своих граждан. Далее страховая организация обратится с суброгационными требованиями к причинителю вреда или владельцу транспортного средства, чтобы взыскать с них выплаченную сумму в судебном порядке.

В Положении о страховой деятельности перечислены случаи (ст.158), когда ДТП не будет являться страховым случаем. Наиболее явный пример – когда не были вызваны сотрудники ГАИ или не составлен европротокол. Участникам в этом случае предстоит выяснять отношения друг с другом без привлечения страховых организаций.

– Как возмещается вред, причиненный в ДТП, после того как исчерпан лимит в 10 тыс. евро по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств? Есть ли в судебной практике иски о возмещении вреда на сумму, которая составляет разницу между страховым возмещением и фактически понесенными затратами?

– Если вред в совокупности составил, допустим, 12 тыс. евро, то 10 тыс. евро выплатит страховая организация, а за остальной суммой потерпевший будет обращаться к виновнику или владельцу автомобиля.

Обращу внимание на важный нюанс. Если реальная стоимость ремонта оказалась выше, чем было первоначально рассчитано, потерпевший может получить разницу со страховщика, но только в пределах лимита.

Для этого ему нужно доказать сумму реально понесенных расходов: сначала отремонтировать автомобиль, а затем представить доказательства, свидетельствующие о размере затрат. Если первоначальная расчетная стоимость составила свыше 10 тыс.

евро, но реальные затраты оказались еще выше, в этом случае потерпевший, получив страховое возмещение, может обратиться к виновнику за разницей, не проводя до этого ремонт. Однако и в этом случае нужны достоверные доказательства стоимости работ.

В судебной практике незначительное число исков, когда потерпевший вынужден обращаться к виновнику ДТП за возмещением ущерба, превышающего лимит в 10 тыс. евро.

– Какой порядок действий, если виновник ДТП не согласен с суммой, которая предъявляется ему к возмещению, и считает, что реальный ущерб был меньше? Могут ли быть назначены дополнительные экспертизы?

– Безусловно, это будет судебный спор. Если виновник не согласен, то добровольно, разумеется, он не выплатит деньги – и потерпевшему придется идти в суд с исковыми требованиями. В судебном заседании будет проверяться обоснованность расчетов, в том числе на основании каких документов запрашивается определенная сумма.

– Рассмотрим ситуацию, когда договор страхования ответственности владельца транспортного средства не заключен. Допустим, не успел автовладелец этого сделать или срок страховки истек на момент ДТП. Как тогда решается вопрос о возмещении вреда?

– В любом случае потерпевший получит страховое возмещение. Поэтому добросовестные участники дорожного движения могут не переживать по этому поводу. В этой ситуации оплатит всю сумму причиненного ущерба в пределах лимита Белорусское бюро по транспортному страхованию, но после этого предъявит иск к владельцу транспортного средства о возмещении выплаченной потерпевшему суммы.

В некоторых случаях виновник уже после аварии заключает договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но он не будет учтен, потому что договор должен действовать на момент ДТП.

– Есть ли случаи, когда потерпевший может не получить страховое возмещение?

– Да, такие ситуации оговорены в Положении о страховой деятельности. Назову наиболее распространенные. Не будет возмещен вред, который причинен самому себе. То есть виновник ДТП не получит возмещение, если вред причинен его транспортному средству. Аналогично, если ДТП произошло с участием двух машин, каждая из которых принадлежит виновнику.

Страхового возмещения не будет, если ДТП по каким-то причинам не было зарегистрировано в ГАИ. Исключения составляют случаи, когда заполняется европротокол, но в этом случае лимит ответственности снижается до 400 евро.

При этом если выяснится, что ущерб на самом деле больше, потерпевший недополучит от страховой организации (хорошо, если виновник возместит добровольно, а если нет – придется идти в суд).

Определенный риск есть и для виновника: при вызове сотрудника ГАИ возмещение в пределах 10 тыс.

евро выплатит страховая организация, свои деньги ему тратить не придется (если он не был пьян, имел страховку, водительское удостоверение), а при оформлении европротокола все, что свыше 400 евро, придется взять на себя. Риск связан с тем, что на первоначальном этапе порой довольно сложно просчитать ущерб.

Не будет возмещаться вред, если столкнулись транспортные средства, которые были сцеплены друг с другом при буксировке. Это же касается ущерба, причиненного во время спортивных соревнований и гонок.

В каждом случае приходится очень скрупулезно вникать в суть произошедшего. В судебной практике была ситуация, когда снегоуборочный трактор повредил автомобиль прикрепленной щеткой.

Суд первой инстанции посчитал, что повреждение причинило работающее оборудование, а это не является страховым случаем. Но в данном случае трактор двигался задним ходом и просто задел машину. Щетка в этом случае была конструктивным элементом транспортного средства.

Поэтому вышестоящий суд пришел к выводу, что это все же был страховой случай.

– В какие сроки потерпевший может обратиться за возмещением страховых выплат?

– В настоящий момент в соответствии с действующим порядком в страховую организацию можно обратиться в течение пяти суток с момента страхового случая. Хотя в целом пропуск этого срока не лишает права на возмещение вреда.

Сейчас готовятся изменения в указ о страховой деятельности, в соответствии с которыми планируется убрать указание на пятидневный срок.

– Если ДТП совершил человек, которому авто продано по генеральной доверенности, кто будет отвечать?

– Есть такое выражение “продал автомобиль по доверенности”. Но оно полностью не согласуется с законодательством. Продать автомобиль по доверенности нельзя. Автомобиль можно продать только по договору купли-продажи, зарегистрированному в ГАИ.

Передавая авто другому человеку без заключения такого договора, нужно понимать, что можно оказаться заложником недобросовестных действий водителя и понести ответственность за причиненный автомобилем вред при отсутствии вины.

Полностью обезопасить себя от предъявления требований со стороны потерпевших или страховых организаций, передав автомобиль по доверенности, невозможно.

Любая передача транспортного средства другому лицу так или иначе несет риск, потому что в Гражданском кодексе есть положение о том, что владелец источника повышенной опасности может отвечать при отсутствии вины.

– При подготовке к заседанию пленума выявлены ли недочеты в работе судов при рассмотрении этой категории дел? На какие из них в первую очередь обратит внимание пленум? Какими положениями будет дополнено его итоговое постановление?

– Из вопросов, которые мы затронем и которые могут быть интересны широкому кругу читателей, хотелось бы обратить внимание на разъяснения, касающиеся определения круга ответчиков.

Если речь идет о причинении вреда транспортным средством, ответственность владельца которого должна быть застрахована, суду необходимо принять меры по привлечению к участию в деле страховщика. Даже если по каким-то причинам потерпевший хочет предъявить иск непосредственно к причинителю вреда, суд в любом случае должен рассматривать этот вопрос.

На страховщиках лежит обязанность по возмещению вреда в пределах лимита и, если они ее не выполнили, рассмотрение исковых требований без их участия может привести к вынесению незаконного решения.

Вторая группа разъяснений касается наиболее распространенных споров, когда страховые организации взыскивают с виновных или ответственных за причиненный вред выплаченное потерпевшему возмещение.

Здесь стоит заметить: лицо виновное и лицо ответственное за причинение вреда не всегда один и тот же субъект. В первом случае речь идет о водителе транспортного средства, во втором – о законном владельце авто.

Суброгационные требования могут предъявляться в зависимости от ситуации к обоим либо кому-то одному из них. Например, если транспортное средство выбыло из законного владения человека по независящим от него причинам (угон, кража), то суброгационные требования будут предъявляться к причинителю вреда.

Если владелец не обеспечил надлежащую сохранность авто (были случаи, когда владельцы не закрывали дверь автомобиля), здесь есть и его вина. В этом случае требования будут предъявляться к обоим.

Такая же ситуация, если причинен вред человеком, управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения. Есть ситуации, когда законный владелец не знал и не мог знать при передаче автомобиля, чем в будущем это обернется. А бывают ситуации, когда он знал или мог знать, но все равно умышленно передал управление человеку в состоянии опьянения. В этом случае будут отвечать оба.

Порой суды допускают ошибки, когда привлекают к ответственности по суброгационным требованиям в солидарном порядке владельца и причинителя вреда. Солидарный порядок означает, что сумма взыскивается с обоих до полного возмещения. То есть с одного может быть взыскано даже 100% ущерба, в то время как со второго – ничего, если у него нет имущества.

Однако в соответствии с Гражданским кодексом к солидарной ответственности привлекаются лица только тогда, когда они причинили вред вместе. Но в этом примере один причиняет вред, а второй – ответственный за него. В таких ситуациях предусмотрена долевая ответственность: суд назначает каждому ту долю, которую он должен выплатить самостоятельно.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Источник: https://www.belta.by/interview/view/kak-vozmeschaetsja-uscherb-pri-dtp-6320/

Скрыться с места ДТП: несколько типичных историй с печальным концом – МК

Угнали машину и совершили на ней ДТП, как действовать?

«Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули»

У меня нет ни гаража, ни тем более личного шофера, вот и приходится бросать авто где придется. Поэтому сюрпризы где-нибудь на бампере оттого, что кто-то неловко к нему притерся, увы, не редкость. Относиться к этому философски, как, к примеру, во Франции, где принято парковаться впритык, не всегда удается, потому что ремонт — это дорого. Но предъявлять счет обычно некому: не пойман — не вор.

Ясным апрельским вечером, гуляя с собакой, я вдруг услышала визг тормозов, вой клаксона и звук удара в узком проезде с тыльной стороны дома, где жители, и в том числе ваша покорная слуга, паркуют своих «коней».

Первая мысль — двое не разъехались, и произошло глупейшее лобовое столкновение из-за того, что никто не хотел уступать. Но, к моему изумлению, водители, громко обменявшись «любезностями», благополучно разъехались. Нехорошее предчувствие заставило меня подойти поближе.

Незнакомый мужчина сидел на корточках рядом с моей машиной.

— Извините, что вы тут делаете? — спросила я, думая, что это он меня зацепил и как честный человек не «свинтился», а решил рассмотреть повреждения и вызвать полицию.

— Записываю номер автомобиля, который вас стукнул, — ответил он, старательно выводя пальцем на пыльной двери буквы и цифры, вплоть до региона.

— Может, вы и марку запомнили?

— Запомнил: «Шкода Октавия».

— Боюсь спросить: а на цвет тоже обратили внимание?

— Белый. И еще. За рулем была женщина, наглая такая, даже не остановилась! — наблюдательный свидетель пылал праведным гневом.

Повреждения, на мой взгляд, выглядели скромно — потертости и царапины, но на этот раз я решила довести дело до конца: зря, что ли, свидетель старался!

Экипаж ДПС прибыл довольно быстро. Составили протокол. Предупредили, что если водителя установят — он наверняка будет все отрицать, и вообще надо готовиться к мучительному хождению по инстанциям: в подразделение ГИБДД, в суд, в страховую компанию, на сервис…

По наивности я думала, что виновницу аварии найдут молниеносно. Есть госномер, цвет и марка — что еще надо? К тому же информация была передана в «02», что называется, по горячим следам, и лихачка вряд ли успела покинуть пределы района.

Увы, механизм розыска раскручивается неспешно, особенно когда речь идет о мелком ДТП. Но Ирине П. в тот день отчаянно не везло! Ровно через четверть часа она устроила новое ДТП — на этот раз уже серьезную аварию. Надо ли говорить, что в группе разбора ее ждал неприятный сюрприз, потому что злополучная «Шкода» уже числилась в базе розыска.

«Подумаешь, притерли кого-то»

В таких случаях, что бы ни говорили автоюристы, приемлемой альтернативы лишению прав — в виде, допустим, крупного штрафа — нет, и нарушителю даже в случае мелкого ДТП (та же царапина на бампере) грозит почти то же, что и пьяному за рулем. Короче, сбежал с места аварии — стань пешеходом на год или полтора!

Впрочем, иногда судьи назначают административный арест до 15 суток, и некоторые водители радостно отправляются в спецприемник мести улицы или в настольные игры играть — главное, можно будет сразу сесть за руль.

По статистике, место ДТП оставляет каждый десятый водитель. Реальные цифры, конечно, выше, потому что далеко не все потерпевшие обращаются в полицию, считая, что это бесполезно.

— Каждый день водители скрываются с места аварии. Только за пять месяцев этого года в нашем административном округе произошло 248 случаев ДТП с пострадавшими, 33 человека оставили место аварии, 21 из них удалось разыскать.

За этот же период зафиксировано 8690 мелких ДТП, скрылись 650, — рассказывает майор полиции Денис Муравьев, старший инспектор розыска Отдельного батальона ДПС ГИБДД по Западному административному округу.

— В основном это достаточно молодые водители, в возрасте 25–35 лет; в последнее время отмечаем, что среди них стало больше женщин. Не потому, что они плохие водители. Просто количество автоледи стремительно растет.

Майор полиции Муравьев: «Ежедневно кто-то скрывается с места ДТП». Денис Стихарев.

Забавно, что некоторые даже не считают, что совершили ДТП: подумаешь, притерли кого-то на дороге или на парковке. Обычные отговорки: не заметил, не услышал, опаздывал за ребенком в школу, торопился к больному родственнику…

— Многие водители лукавят и в очень редких случаях признают свою вину, — говорит мой собеседник. — Особенно если нет свидетелей.

Пытаются узнать, что у нас на них есть, в частности, интересуются видеозаписью с камер наружного наблюдения. К сожалению, часто мы сталкиваемся с плохим качеством записи, расплывчатым изображением.

В такой ситуации водитель возмущается: «А где видно, что это я за рулем?!».

Интересуюсь, к каким еще хитростям прибегают люди, чтобы скрыть свою причастность к ДТП.

Около 6 утра на Минской улице водитель совершил наезд на пешехода и скрылся. Человек погиб, машину нашли во дворах. За рулем находился бывший сотрудник полиции. Такое тоже случается, хотя и очень редко, — констатирует майор Муравьев.

— Он хотел заявить о якобы угоне своего автомобиля, но не успел: его быстро задержали. А по мелким ДТП часто бывает, что водители, которые покинули место аварии, обращаются в полицию в других округах, чтобы оформить ДТП, если у них КАСКО, и скрыть следы.

Ремонтируют даже у официальных дилеров, но тем не менее есть достаточно примеров, когда этих предприимчивых автолюбителей удавалось изобличить.

Виновника вычислили по звонку в «скорую»

Для гаишников все аварии, в которых пострадало только «железо», от едва заметных потертостей во дворе до трассовых ДТП, где другие скорости и последствия, когда машина «в хлам», считаются мелкими. Виновников ищут, но, наверное, с меньшим рвением, чем тех, кто устроил ДТП с пострадавшими. Трещина в бампере или перелом руки — комплекс мероприятий по розыску один и тот же.

Когда пострадавший в результате аварии обращается за медицинской помощью в травмопункт или больницу, информация в обязательном порядке передается в службу 02. Как правило, описываются телесные повреждения и сообщается адрес, где произошло ДТП. Естественно, медики не знают ни номера, ни цвета машины, которая совершила наезд, а пострадавшему тем более не до этого.

— Некоторое время назад произошла такая история, — вспоминает старший инспектор розыска. — Бабушка 90 лет шла из аптеки домой. Во дворе стояла машина, в которой сидели молодые люди.

Как нарочно, когда старушка проходила мимо, автомобиль двинулся задним ходом. Бабушка упала — ей много не надо. Перелом тазобедренного сустава. Кто-то из молодых людей вызвал «скорую», дождались приезда и уехали.

Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули. Водитель был установлен и привлечен к ответственности.

Оставление места ДТП — тяжелая практика для водителей автобуса. Пожилого возраста пассажиры при резком торможении падают, ломают тазобедренный сустав.

Это всегда расценивается как тяжкий вред здоровью, а в таком случае неизбежно наступает уголовная ответственность.

Водитель обязан остановиться и вызвать полицию, но многие, передав пострадавшего в руки врачей, продолжают движение по маршруту, как будто ничего не случилось.

Вот человек случайно сбил пешехода и, чтобы не терять время, отвез его в больницу. Неужели это тоже расценивается как оставление места ДТП? Он ведь не просто сбежал, а действовал из лучших побуждений! Может быть, чью-то жизнь спасал. В такие моменты не до формальностей.

Так вот, инициатива наказуема. Даже если водитель лично отвез пострадавшего в медицинское учреждение, он обязан после этого вернуться на место и сообщить в полицию. Все-таки в городе лучше вызывать «скорую», потому что в некоторых случаях бывают такие повреждения, когда пострадавшего нельзя ни трогать, ни перемещать.

Записки на лобовом стекле и шантаж

Дорога в ад, как известно, вымощена благими намерениями. Моя коллега, выезжая из двора, случайно задела припаркованный автомобиль. В результате — трещина на бампере. Ждать приезда полиции журналистка не могла — опаздывала на важное интервью.

Но как порядочный человек оставила под «дворниками» на ветровом стекле записку со всеми своими координатами в расчете на то, что владелец с ней свяжется, и они урегулируют вопрос компенсации вреда.

Через несколько дней ей действительно позвонили, только из полиции, и сообщили, что она оставила место ДТП. Дальше — суд и лишение прав на год.

Так что записки лучше не писать. Очень часто пострадавшего не устраивает предложенная сумма, он начинает шантажировать честного водителя, выдвигать новые требования и в конечном счете заявляет на него в полицию.

— Я мог бы рассказать не одну историю на эту тему. Вот водитель задел пешехода. Остановился, переговорил с ним, тот махнул рукой: «Езжай, все нормально!», а потом написал заявление в полицию. По-человечески все понятно, водителю можно посочувствовать, но «лирика» в судах не применяется.

Нельзя уезжать, даже если в вашу припаркованную машину врезался на велосипеде ребенок. Вы ни в чем не виноваты, но на следующий день мать потерпевшего заявит, что машина двигалась задом.

И если происшествие не попало в камеру наружного наблюдения, доказать, что автомобиль стоял, будет практически невозможно.

Или пешеход сам налетел на машину, ушиб ногу или ударился лбом — надо обезопасить себя на месте и вызвать полицию. Лучше опоздать на работу, не успеть на свидание, пропустить визит к стоматологу, чем лишиться водительского удостоверения на год или полтора.

Помню только один случай, когда федеральный судья переквалифицировал такое правонарушение на более легкую часть, — рассказывает Денис Муравьев. — Водитель, останавливаясь на пешеходном переходе, в самый последний момент слегка задел пожилую женщину. Он довез ее до ближайшего медицинского учреждения, дождался, пока ей окажут помощь, и доставил ее домой.

Съездил в аптеку, купил лекарства, дал денег и оставил свой телефон. А через три недели старушка обратилась с заявлением в полицию. Она рассчитывала, что мужчина будет и дальше оказывать ей материальную поддержку, а он «пропал и трубку не берет!».

Мы этого водителя, конечно, установили, направили материал в суд, но судья учел все обстоятельства и назначил наказание в виде штрафа.

«Иногда машину прячут в соседнем дворе»

Если нарушитель все-таки благополучно скрылся после совершения ДТП и никаких сигналов от правоохранительных органов не получил, не стоит думать, что теперь можно расслабиться и забыть неприятный инцидент, как страшный сон. А вдруг в тот самый момент, когда он быстро сматывал удочки, его засекла местная «мисс Марпл» или чудесным образом сработала камера наружного наблюдения?..

По словам моего собеседника, в случае, когда в аварии есть пострадавшие, возможно продлить расследование на срок до 6 месяцев, потому что необходимы временные затраты на истребование медицинских документов. Потом назначается судебно-медицинская экспертиза, и тогда нарушителя могут привлечь к ответственности уже по второму составу — причинение вреда здоровью.

Через какое время информация об оставлении водителем места ДТП появляется в базе? В любом случае — не сразу. Часто это зависит от тяжести последствий.

Если на ваших глазах произошел наезд, и пешеходы полетели на крышу, а вы успели «отсканировать» госномер уходящего на скорости автомобиля, дежурная часть по вашему звонку оперативно примет информацию и передаст в управление ГИБДД.

В любой камере на дороге, а их сегодня сотни, автомобиль будет «светиться».

— Иногда машину прячут буквально в двух шагах от ДТП, где-нибудь в соседнем дворе, — рассказывает майор Муравьев. — Девушка недавно сбила женщину с собакой, которые переходили дорогу в неположенном месте, да еще и в вечернее время.

Удар пришелся на поводок, собака не пострадала, а женщину-пешехода затянуло под колеса. Девушка в панике бросила автомобиль в близлежащем дворе. Его нашли ровно через два часа по разбитому зеркалу и характерным повреждениям на капоте.

А недавно удалось разыскать водителя, который, сдавая задом во дворе, задел девочку на самокате. В полицию сообщили только цвет седана, тем не менее мы его нашли.

Мальчики-мажоры тоже иногда фигурируют в сводках. Некоторые торопятся открутить номера, но это не всегда помогает. А шестнадцатилетнего студента МГИМО, который на своем квадроцикле сбил пешехода, от наказания спас возраст. Водительского удостоверения у юноши не было, а административный арест возможен только с 18 лет.

…В назначенное время мы с Ириной П. приехали в подразделение ГИБДД, где инспектор сравнил характер механических повреждений и их высоту на обоих авто — все совпало до сантиметра.

На суде Ирина свою вину признала частично, уверяла, что просто не заметила наезда, и звука удара тоже не слышала: в салоне играла громкая музыка.

И вообще во всем винила неизвестного водителя встречной машины, который якобы чуть не всадил ей в лоб.

Но суд признал женщину виновной в административном правонарушении и назначил ей наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на один год.

Если бы Ирина не уехала с места ДТП, она не угодила бы в другую аварию и рулила бы себе дальше. После таких историй волей-неволей начинаешь верить в знаки судьбы, которые мы часто игнорируем…

Источник: https://www.mk.ru/social/2016/06/16/skrytsya-s-mesta-dtp-neskolko-tipichnykh-istoriy-s-pechalnym-koncom.html

Автоправо
Добавить комментарий