Страховая внесла поправки в акт осмотра авто после подписания, законно ли это?

Содержание
  1. Взыскание страховщиком с виновника ДТП регрессивных выплат по Европротоколу и можно ли их избежать
  2. Что такое регресс в ОСАГО
  3. За что чаще всего взыскивают: регресс по Европротоколу
  4. Ненаправление виновником Извещения о ДТП вовремя
  5. Ремонт или утилизация повреждённого автомобиля в течение 15 дней
  6. Непредставление автомобиля на осмотр
  7. Срок исковой давности регресса по Европротоколу
  8. Как считается срок в 5 (15) дней
  9. Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел
  10. Страховщик не может диктовать условия осмотра
  11. Утраченному праву на экспертизу – еще несколько месяцев
  12. Ущерб можно обосновать непосредственно в суде
  13. Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота
  14. Доверенность – это тоже владение
  15. Работа над ошибками
  16. Новости для юриста (подготовлено экспертами компании
  17. Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей
  18. Устоявшаяся практика судов
  19. Новый взгляд суда на существующую проблему
  20. Новая практика
  21. Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
  22. Понятия износа в обязательном страховании гражданско-правовой ответственности. | Страховой юрист
  23. Правила постановки автомобиля на учет
  24. Какой срок дается на регистрацию ТС и какой штраф за езду на незарегистрированном авто
  25. Порядок регистрации

Взыскание страховщиком с виновника ДТП регрессивных выплат по Европротоколу и можно ли их избежать

Страховая внесла поправки в акт осмотра авто после подписания, законно ли это?

Привет всем читателям блога!

Возможность оформления ДТП без участия уполномоченных представителей власти должна была облегчить работу ГИБДД и упростить жизнь участникам аварии. Но страховые компании проинформировали водителей не обо всех нюансах.

Мало кто знает, что к виновнику дорожно-транспортного происшествия может применяться регресс по Европротоколу. Сегодня я расскажу вам что это такое и можно ли его избежать. С вами Илья Кулик, поехали!

Что такое регресс в ОСАГО

Сначала необходимо разобраться в терминах:

  • Европротокол представляет собой документ, с помощью которого можно оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Воспользоваться им участники аварии могут лишь в определенных случаях.
  • Регресс в гражданском праве – это право лица, выполнившего обязательство перед другим лицом (или вместо него), требовать возмещения убытков с виновного. Разберем на бытовом примере: у квартиры по документам два хозяина и за услуги, предоставленные управляющей компанией, они должны рассчитываться вдвоем. Причем первый платит, а второй не хочет или не может. Чтобы не отключили воду или отопление, один из владельцев жилой площади может заплатить за обоих. А потом взыскать понесенные расходы через суд в порядке регресса с неплательщика.
  • Регресс в ОСАГО – представляет собой обратное требование страховой компании к виновнику ДТП вернуть денежные средства, выплаченные потерпевшему. Право регресса появляется у страховой компании, если виновное лицо нарушило один из подпунктов п. 1 ст. 14 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».

Пример регресса в ОСАГО: виновник аварии не передал вовремя заполненное извещение о ДТП. СК выплатит возмещение ущерба потерпевшему, но эта сумма будет взыскана с причинителя вреда.

Внимание! Основные правила регресса: страховщик должен фактически возместить ущерб потерпевшему, а взыскать эти деньги с виновного он сможет лишь в судебном порядке.

Статьи в тему:

Всё о Европротоколе: что это, когда применяется и как получить возмещение по ОСАГО

Как правильно оформить Европротокол при ДТП: пошаговая инструкция + образец заполнения

За что чаще всего взыскивают: регресс по Европротоколу

Распространенные основания:

  1. Заполненное извещение не было передано в страховую компанию (СК) в течение 5 рабочих дней после аварии.
  2. Виновник начал ремонтировать машину или утилизировал ее в течение 15 календарных дней после аварии.
  3. Транспортное средство не было предоставлено на осмотр по требованию СК в течение 5 дней.

Если проигнорировать эти требования у страховщика появляется право на регресс (именно к лицу, по чьей вине ущерб был получен).

Ненаправление виновником Извещения о ДТП вовремя

Если виновник аварии не отправит извещение своему страховщику в пятидневный срок, ущерб потерпевшему, в итоге, заплатит он сам. После оформления ДТП с использованием европротокола, причинитель вреда должен это сделать в соответствии с подпунктом «ж» статьи 14.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Согласно п. 3.8 Правил об ОСАГО, утвержденных Положением Банка России № 431-П, виновник аварии может привезти свой экземпляр лично в офис. Или отправить факсом, но одновременно продублировать отправку оригинала заказным письмом.

Обращаясь в СК с бланком европротокола, будьте готовы к хитростям с их стороны. Пользуясь незнанием законов, менеджеры СК снимают копию документа, а оригинал возвращают автовладельцу. Это не будет считаться оповещением страховщика, как бы вас не убеждали. На какие еще уловки идут СК:

  • Отказ принять документы по различным причинам.
  • Если вам не сделали отметку о принятии документов, они могут «случайно» затеряться.
  • Утверждают, что письмо, отправленное вами по почте, оказалось пустым (или в конверте совсем другие бумаги, или вообще ничего не получали).

Внимание! Даже если у участников ДТП одна страховая компания, виновник должен предоставить свой экземпляр в оговоренное законом время.

Статья в тему: Как правильно заполнить Извещение о ДТП: подробная инструкция + образец заполнения и схемы аварий

Ремонт или утилизация повреждённого автомобиля в течение 15 дней

Если виновник аварии займется восстановлением своей машины, раньше, чем пройдут установленные законодательством 15 дней, ему придется возвращать СК всю сумму, выплаченную потерпевшему (ФЗ «Об ОСАГО» ст. 14.1 пп. «з»).

Запрет обоим водителям устранять полученные в аварии повреждения в течение 15 календарных дней содержится не только в ст. 14 этого закона, но и во втором абзаце п. 3 ст. 11.1.

Ремонтировать машину можно через 15 суток после аварии. Но лучше все-таки дождаться пока ее осмотрят представители страховой компании. Если страховщик долго не присылает требование о предоставление авто на осмотр, можно воспользоваться услугами независимого оценщика. Таким образом, вы себя подстрахуете в случае возникновения споров.

Статья в тему: Когда и как проводится независимая автоэкспертиза, оценка повреждений после ДТП: инструкция по самостоятельной организации автотехнической экспертизы + вопросы

Непредставление автомобиля на осмотр

Обязанность всех участников аварии представить машины на осмотр и экспертизу (при необходимости) по требованию страховой компании в течение 5 рабочих дней регламентируется первым абзацем п. 3 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Как правило требование о предоставлении автомобиля на осмотр страховой компании направляется почтой, поэтому необходимо обеспечить контроль за поступлением всей почтовой корреспонденции на адрес своего места жительства, во избежание негативных последствий, в том числе регрессных требований.

То же самое прописано и в последнем абзаце п. 3.6 Правил обязательного страхования, утвержденных Положением Банка России № 431-П. Допускается изменение этого срока (5 дней), но только по взаимному согласованию сторон.

Срок исковой давности регресса по Европротоколу

Страховая компания имеет право обратиться в суд, чтобы взыскать денежные средства с виновника ДТП в порядке регресса, в течение трех лет. Этот срок начинает отсчитываться не с момента ДТП, а с того дня, как потерпевшему будет возмещен ущерб (п. 3 ст. 200 ГК РФ).

Согласно гражданскому законодательству, течение срока исковой давности начинается с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В случае с регрессом по Европротоколу, говорить о возмещении ущерба виновником ДТП в пользу страховщика нет смысла до тех пор, пока потерпевший не получит свою компенсацию от СК.

Статья в тему: Срок исковой давности по ОСАГО: что это такое и как считается + судебная практика

Как считается срок в 5 (15) дней

Как посчитать правильно 5 дней, отведенных участникам ДТП на передачу извещения об аварии страховщику? Учитывают только рабочие дни. Выходные и праздники мы пропускаем. Отсчет начинается со следующего дня после ДТП.

Пятидневка, отведенная для предоставления машины на осмотр, начинает отсчитываться на следующий день после получения письменного требования от страховой компании. Выходные тоже пропускаем и считаем только рабочие дни.

Например:

  • Сегодня, 13.03.2018 г., произошла авария.

Источник: //kulikavto.ru/dtp/regress-po-evroprotokolu-chto-ehto-kak-osporit-i-ne-platit-sudebnaya-praktika.html

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Страховая внесла поправки в акт осмотра авто после подписания, законно ли это?

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Есть обновление от 16:55 →

Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о санации страховщиков

ТАСС, Игорь Акимов

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU – Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии “страховых” судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ.

Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны – страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство.

Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений “недобросовестных страхователей”.

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО.

Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла.

Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал “Интерфаксу” заместитель гендиректора СК “МАКС” Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. “Росгосстрах” на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход.

В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении.

А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности.

“Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра – это вполне разумные действия”, – сказал “Интерфаксу” начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. “Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков”, – отметил он.

Утраченному праву на экспертизу – еще несколько месяцев

Второе дело – тоже “росгосстраховское”. Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. “Росгосстрах” посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. “Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований”, – сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

“Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений”, – резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании “Согласие” Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании “ВСК” платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец.

В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС.

Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

“Верховный суд принял обоснованное решение”, – считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК “МАКС”, у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все “пьяные” наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

“Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 – ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП”, – предупреждает он. “Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны”, – опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании “Оранта”, у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику – “СК Мегарусс-Д” – за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: “Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат – безо всяких судов, просто по закону”.

Доверенность – это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании “Гелиос” компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение.

Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности.

“Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица”, – говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. “Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны”, – сказал “Интерфаксу” адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. “Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты”, – сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. “В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства”, – отметил Михальчик.

“Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями”, – отметила руководитель юридического отдела юридического бюро “Падва и Эпштейн” Татьяна Манакова.

При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Источник: //www.interfax.ru/business/589199

Новости для юриста (подготовлено экспертами компании

Страховая внесла поправки в акт осмотра авто после подписания, законно ли это?

Появится новое ограничение на представление уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган

Проект федерального закона N 858441-7

В Госдуму внесен правительственный законопроект, направленный на недопущение ликвидации юридических лиц, в отношении которых проводится камеральная таможенная проверка. Соответствующие изменения планируется внести в ст. 20 Закона о госрегистрации юридических лиц и ИП.

С 27.01.2018 пунктом 4 указанной статьи установлен запрет на представление в регистрирующий орган уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, до завершения выездной таможенной проверки.

Это положение планируется уточнить: предусмотренное им ограничение будет применяться при проведении в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, любой таможенной проверки (выездной и камеральной).

В пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту отмечается, что ранее сроки проведения камеральной таможенной проверки правом Евразийского экономического союза и законодательством РФ о таможенном регулировании ограничены не были.

Поэтому положения, касающиеся запрета на ликвидацию юридических лиц, в отношении которых проводится камеральная таможенная проверка, установлены не были. Теперь же, согласно ст.

228 Закона о таможенном регулировании в РФ сроки проведения камеральной таможенной проверки ограничены сроком в 90 календарных дней с возможностью однократного продления на 120 календарных дней в определенных случаях. В связи с этим планируется внести изменения в ст. 20 Закона о госрегистрации юридических лиц и ИП.

Рекомендуем:

____________________________________________

Какими будут контрольно-надзорный кодекс и закон об обязательных требованиях: обзор внесенных в Госдуму проектов

Проект федерального закона N 850621-7

Проект федерального закона N 851072-7

На прошлой неделе Правительство РФ внесло в Госдуму проекты нового контрольно-надзорного кодекса и закона о регуляторной гильотине (об обязательных требованиях).

Первый должен заменить действующий ныне Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и стать базой для создания новой “контрольно-надзорной” отрасли законодательства. Проект довольно объемный, по структуре и содержанию его можно назвать кодексом.

Перечислим некоторые предложенные законопроектом новеллы:

– так же как и сейчас, часть видов надзора будет осуществляться в отдельном, своем собственном, порядке, например, пограничный, банковский, финансовый, акционерный, антимонопольный, налоговый, оперативно-разыскные мероприятия и т.п.

, в том числе – контроль за деятельностью регоператоров капремонта и обращения с ТКО (по основаниям из ЖК РФ).

Любопытно, что прокурорский надзор, согласно проекту, должен будет проводиться “на общих основаниях”, исключения для него не предусмотрено (сейчас – наоборот);

– риск-ориентированная система останется, но будет называться “системой оценки рисков и управления рисками”, изменятся также ее отдельные нюансы;

– все должностные лица всех надзорных органов, осуществляющие надзор/контроль, будут именоваться одинаково – инспекторы;

– проверочная активность инспекторов будет воплощаться, в частности, в контрольно-надзорных действиях, которые складываются в контрольно-надзорные мероприятия.

Первые – это такие небольшие акции, направленные на добычу сведений и доказательств, – осмотр, допрос, отбор проб, эксперимент, отбирание письменных объяснений и т.п., и которые сами по себе, “просто так”, проводиться не могут.

Вторые – это самостоятельные надзорные процедуры – проверка, рейд, закупка и т.п.;

– важное значение, наконец, получит профилактика нарушений, а не только их выявление. Для этого проектом предусмотрен широкий ассортимент профилактических мероприятий (выдача рекомендаций, консультирование, самообследование, профилактический визит, меры поощрения за добросовестность и т.п.);

– в числе профилактических мероприятий, например, предусмотрено профилактическое сопровождение – это когда по отдельному соглашению между контролируемым лицом и надзорным органом последний предварительно оценивает состояние законности у поднадзорного лица и затем предоставляет рекомендации об оптимальном способе соблюдения обязательных требований;

– еще одна новелла – профилактический визит: инспектор приходит, оценивает, дает рекомендации. О визите сообщают заранее – за 5 дней минимум, причем от визита можно отказаться. Наказывать и выдавать предписания по итогам профвизита нельзя. Такой визит точно будет к новичкам – в течение первого года работы вновь открывшихся фирм, а к остальным – по обстоятельствам;

– основания для надзорных мероприятий изменятся. Их будет всего четыре: наличие индикатора риска причинения вреда/ущерба; наступление сроков проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий; поручение Президента РФ, Правительства РФ; требование прокурора;

– гражданам станет труднее “инициировать” проверку ИП или организации – обидчика, потому что не все жалобы граждан будут рассматриваться как сообщение о нарушениях, а только поданные на личном приеме в органе власти либо в МФЦ, или направленные c использованием ЕСИА. Правда, если уж жалоба без ЕСИА будет очень интересной, то инспектор может принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Еще один способ – жаловаться через прокурора;

– перечень надзорных мероприятий значительно расширится.

Помимо уже знакомых бизнесу проверки, контрольной закупки и рейда инспекторы начнут проводить выездное обследование (инспектор приходит и сам, без взаимодействия с контролируемым, осматривает “общедоступные производственные объекты); мониторинговую закупку (добыча образцов, которые затем отправят в лабораторию на исследование); выборочный контроль (изъятие образцов товара для исследования) и инспекционный визит (внезапная и стремительная выездная проверка, сроком не более одного дня);

– инспекторы вправе будут опрашивать свидетелей (очевидцев). И хотя опрос – дело добровольное, но их должны предупредить об ответственности за дачу ложных показаний. Представители контролируемого лица свидетелями быть не могут;

– инспектора можно отвести от проведения мероприятия по ряду причин. В том числе, если лично он или его родственник пострадал от деятельности контролируемого лица;

– все виды надзора будут занесены в специальный реестр, при этом виды регионального (14 видов) и муниципального контроля (5 видов) полностью перечислены в приложениях в законопроекту и станут частью федерального закона.

Вводить дополнительные виды регионального и муниципального контроля можно будет только путем изменения контрольно-надзорного кодекса.

Это не касается регионального надзора по предметам ведения субъектов РФ – тут субъекты вправе проявлять инициативу;

– реестр проверок станет единым реестром контрольно-надзорных мероприятий. В нем будут оперативно появляться все сведения обо всех контрольных мероприятиях. Если на момент начала надзорного мероприятия никакой информации о нем в реестре проверок нет – инспектора можно не пускать и отказаться от общения;

– у каждого ИП и юрлица будет собственный электронный личный кабинет – вероятно, в рамках портала контрольно-надзорной деятельности. Через кабинет можно будет, в том числе, передавать документы в надзорный орган.

Вообще контрольно-надзорный документооборот станет полностью электронным, кроме специально оговоренных случаев, а акты проверок и другие документы, составляемые инспекторами, будут только электронными.

Во всяком случае, с 2025 года, – точно;

– по окончании проверки и иного контрольно-надзорного мероприятия контролируемое лицо получит не только акт, предписание и протокол об АП (как сейчас), но и рекомендации по соблюдению обязательных требований.

Одновременно Правительством РФ в Госдуму был внесен и проект закона об обязательных требованиях: под ними понимаются установленные нормативными правовыми актами условия, ограничения, запреты, а также обязанности граждан и организаций, направленные на защиту охраняемых федеральными законами ценностей.

При этом предлагается вводить все новые обязательные требования либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем через 3 месяца после дня официального опубликования соответствующего НПА, а корректировать текущие обязательные требования – только с отсрочкой в 3 месяца со дня принятия соответствующего НПА.

Проект предполагает автоматическое прекращение юридической силы всем актам СССР и РСФСР, содержащим обязательные требования, в ночь на 01.01.2021 года. Во всяком случае, наказывать за их неисполнение будет нельзя.

Правда, Кабмину дадут возможность “спасти” от регуляторной гильотины какие-то акты СССР и РСФСР.

Аналогичная судьба ждет те НПА, которые не были официально опубликованы, но, тем не менее, являются источниками ныне действующих обязательных правил (кроме тех, что касаются гостайны).

Рекомендуем:

Энциклопедия решенийПроверки организаций и предпринимателей

____________________________________________

Источник: //base.garant.ru/57401944/

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Страховая внесла поправки в акт осмотра авто после подписания, законно ли это?

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: //pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Понятия износа в обязательном страховании гражданско-правовой ответственности. | Страховой юрист

Страховая внесла поправки в акт осмотра авто после подписания, законно ли это?

Не редки случаи, когда потерпевший, ожидая, от страховщика покрытие расходов на ремонт автомобиля после ДТП получает от него гораздо меньшую сумму, несмотря на предоставлении счета или проведены отчеты оценщиков.

С целью узнать, почему полученный размер возмещения не соответствует  размеру восстановительного ремонта пострадавший обращается к страховщику, где ему объясняют, что из суммы возмещения страховая компания отняла размер износа.

Ниже раскроем понятие и суть износа, когда и как он начисляется.

Что такое износ?

Вопрос износа регулируется Методикой товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств, утвержденной Приказом МЮУ и ФГИУ от 24.11.2003 за N 142/5/2092 (далее Методика).

Согласно п.1.6. Методики физический износ это потеря стоимости автомобиля (его составляющих), что обусловлено частичной или полной потерей первоначальных технических и технологических качеств автомобиля (его составляющих) по сравнению со стоимостью нового подобного автомобиля (его составляющих).

Иными словами физический износ — это количественная мера физического старения имущества под влиянием внешних и внутренних факторов, полученная в процессе его эксплуатации и характеризует состояние как всего имущества в целом, так и его отдельных элементов. То есть в количественной мере износ означает то, насколько автомобиль, который был в эксплуатации потерял в цене по сравнению с новым автомобилем.

Забегая наперед, следует отметить, что вследствие несовершенного законодательного определения сути и оснований для начисления,  наличие износа для потерпевшего является крайнее отрицательным обстоятельством, что существенно уменьшает размер страховой выплаты, о чем будет сказано ниже.

Почему страховое возмещение выплачивается с учетом износа?

Вычет износа с размера восстановительного ремонта предусматривается статьей 29 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств». Именно эта норма регулирует процедуру возмещения ущерба при частичном повреждении автомобиля.

Статья отмечает, что в связи с повреждением транспортного средства возмещаются расходы, связанные с восстановительным ремонтом с учетом износа, рассчитанного в порядке, установленном действующим законодательством.

Именно руководствуясь этой нормой, страховщики имеют право от стоимости восстановительного ремонта отнимать износ, размер которого рассчитывается в соответствии с законодательством.

Таким образом, страховщиком возмещается не стоимость восстановительного ремонта (без учета износа), а материальный ущерб (с учетом физического износа). Данный момент является очень важным для потерпевшего, поскольку напрямую влияет на размер возмещения (к сожалению, в сторону его уменьшения).

Когда начисляется износ?

Износ считается равным нулю для новых автомобилей и для автомобилей, срок эксплуатации которых не превышает пяти или семи лет (для легковых автомобилей производства стран СНГ и других стран производителей соответственно).

То есть, если срок эксплуатации автомобиля превышает вышеприведенные значения — износ на автомобиль будет начисляться.

Кроме того, износ будет начисляться и тогда, когда автомобилем пользуются меньше указанного времени, но:

1) автомобиль эксплуатируется в интенсивном режиме (это тогда, когда фактический пробег минимум вдвое больше нормативного)

2) составные части кузова, кабины, рамы ремонтировались (в том числе проводилась замена составных) или ни них есть следы коррозии либо повреждения в виде деформации;

3) автомобиль использовался как такси или эксплуатировался вне дорог общего пользования не менее 30% от общего пробега.

4) автомобиль использовался со специализированным назначением (скорая, милиция).

Внимание нужно обратить именно на второй пункт, поскольку, во-первых, он зачастую становится основанием для начисления износа, а во-вторых, не регулируется Методикой, что дает слишком широкий круг для разночтений и злоупотреблений со стороны страховщиков и их оценщиков.

Согласно указанному пункту оценщик страховщика будет начислять износ в тех случаях, когда до наступления ДТП кузов (часть кузова) автомобиля восстанавливали ремонтом (меняли составляющие, красили, рихтовали и т.д.) или на кузове автомобиля имеется повреждение в виде коррозии или деформации, что не относится к заявленному ДТП.

При этом за коррозию оценщики страховщика могут принимать почти любую царапину, а за деформацию любую вмятину, в том числе и от обычного каштана.

Еще один немаловажный момент заключается том, что не важно где именно на автомобиле присутствует коррозия или деформация (или, что именно ремонтировалось). Если виновник происшествия вызвал лобовое столкновение, а на крышке багажника была царапина — оценщик страховщика износ на автомобиль все равно насчитает.

Как именно, и на, что именно начисляется износ.

Износ рассчитывается по формуле: Е = 1-С/Цн

где

Е — размер износа

С — рыночная цена автомобиля который оценивается

Цн — цена аналогичного, но нового автомобиля.

Пример:

Автомобиль Chevrolet Lacetti 2008 года выпуска и с рыночной стоимостью в 75 000 гривен. Цена нового автомобиля составляет примерно 135 000 гривен. При таких данных износ автомобиля будет составлять 0,45, а именно 1-75000/135000.

На что именно начисляется износ?

Износ начисляется при определении материального ущерба, что рассчитывается по формуле:

В = Ср + С м + Сс х (1-Е) + ВТВ.

где

С р — стоимость ремонтно-восстановительных работ, гривен.

С м — стоимость необходимых для ремонта материалов, гривен;

С с — стоимость новых частей, подлежащих замене при ремонте, гривен;

УТС — величина утери товарной стоимости;

Таким образом, износ начисляется на стоимость новых частей, подлежащих замене при ремонте автомобиля. Пример:

Стоимость ремонта поврежденного автомобиля на СТО составляет 25 000 гривен, среди которых 8000 гривен это стоимость работ, 1000 гривен это стоимость материалов, которые будут использоваться, 16000 это стоимость новых деталей, подлежащих замене. Таким образом, размер материального ущерба (именно то, что выплачивает страховщик) будет составлять 8000 + 1000 +16000 * на коэффициент износа.

Какие последствия применения износа?

Для пострадавшего в ДТП последствия исключительно отрицательные. Судите сами, при начислении износа страховщик почти во всех случаях платит не более 60% от стоимости новых деталей, так как коэффициент износа почти всегда больше 40%. Учтем вышеупомянутый пример.

При стоимости ремонта в 25 000 гривен (стоимость новых деталей 16 000), страховщик выплатит 18600 (применяя коэффициент износа к новым деталям) гривен.

При этом следует помнить, что износ будет насчитываться при наличии коррозии, деформации или проведенного в прошлом ремонта даже тех запчастей и деталей, которые никакого отношения к заявленному ДТП не имеют.

На выходе мы имеем, что из-за несовершенства в законодательстве, будучи пострадавшим в ДТП лицо не получает полное возмещение убытков, и не сможет отремонтировать поврежденный автомобиль.

Какие последствия применения износа для страховщиков, вопрос скорее риторический.

Комментариев

Источник: //insur-law.com.ua/ponyatiya-iznosa-v-obyazatelnom-straxovanii-grazhdansko-pravovoj-otvetstvennosti/

Правила постановки автомобиля на учет

Страховая внесла поправки в акт осмотра авто после подписания, законно ли это?

Регистрация Регистрация авто

Время чтения: 18 минут

С конца 2013 года процедура постановки авто на учет в ГИБДД значительно упростилась. Все же те водители, которые регистрируют свой автомобиль впервые, могут столкнуться с некоторыми сложностями.

Какие существуют правила и порядок постановки авто на учет в 2020 году, сколько дней на это дается, какие документы необходимо собрать, во сколько обойдется регистрация авто и можно ли на ней сэкономить, а также ответы на другие вопросы по регистрации ТС Вы найдете в материале ниже.

Какой срок дается на регистрацию ТС и какой штраф за езду на незарегистрированном авто

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 собственник транспортного средства обязан его зарегистрировать в течение 10 дней после покупки или любых других обстоятельств, из-за которых потребуется внести изменения в регистрационную информацию.

Если машина не была зарегистрирована в положенный срок, собственника автомобиля ожидает штраф по ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ:

  • 1500 – 2000 руб. для граждан;

  • 2000 – 3500 руб. для должностных лиц;

  • 5000 – 10000 руб. для юридических лиц;

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река – море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ.

Водитель незарегистрированного в должном порядке ТС привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ. Штраф за это нарушение составляет от 500 до 800 руб.

Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП за повторное управление ТС без регистрации нарушителя ждет:

  • Штраф 5000 руб.;

  • Либо лишение водительских прав от 1 до 3 месяцев.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП.

Порядок регистрации

Зарегистрировать автомобиль в ГИБДД по новым правилам 2020 года не составит труда. Для этого Вам нужно собрать необходимый пакет документов и отправится на ТС, которое Вы собираетесь поставить на учет, в любое отделение регистрации ГИБДД.

Не обязательно обращаться в отдел ГИБДД города, где Вы прописаны. Зарегистрировать автомобиль Вы можете в любом регионе страны.

В отделении ГИБДД прежде всего необходимо взять талончик на электронную очередь через терминал. Для этого в окне терминала:

1Кликните на “Записаться на прием”.

2Выберите необходимую услугу. В случае, если Вы оформляете новый или подержанный автомобиль, выберите “Постановка на учет ТС, смена собственника ТС”.

3Выберите удобную дату и время приема.

4Введите свою фамилию и номер ПТС.

5Проверьте правильность введенных данных и нажмите “Согласен”.

Терминал выдаст талон, на котором обозначены дата и время. На талоне крупным шрифтом также указан номер. Этот номер высветится на табло в зале ожидания, когда придет Ваша очередь.

Дождавшись своей очереди, подойдите к нужному окошку (номер Вашего окна будет указан на табло) и передайте сотруднику ГИБДД пакет документов. Если все в порядке, сотрудник примет Ваши документы, выдаст Вам квитанции об оплате и заявление, которое Вам понадобится при осмотре машины.

Оплатите квитанции и отправляйтесь на осмотр авто, который проходит в порядке живой очереди. После осмотра Вам необходимо снова встать в очередь к окошку, чтобы отдать оплаченные квитанции и заявления. Когда Ваши документы примут, Вам останется только подождать пока подготовят новые документы. Когда все будет готово, Вас вызовут по фамилии.

Подробно каждый документ мы рассматривали здесь, если в кратце, то согласно п. 15 Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605 для регистрации авто Вам потребуется следующий набор документов:

  • Паспорт РФ.

  • ПТС и СТС (если оно есть), документы на номерные агрегаты (при наличии).

  • Договор купли-продажи (или другой документ, на основании которого возникло право собственности на ТС).

  • Заявление о регистрации ТС (выдается не во всех отделениях, но зачастую его можно получить заполненным на месте за дополнительную плату).

При наличиии любого из нижеследующих документов, предоставить их также необходимо:

  • Документы на номерные агрегаты;

  • Таможенные документы о временном ввозе транспортных средств на срок свыше полугода (п. 15.4.1 приказа МВД России от 7 августа 2013 г. N 605).

  • Документы об утилизации транспортного средства (при восстановлении регистрации фактически не утилизированных авто, но уже снятых с учета) (п.15.10 приказа МВД России от 7 августа 2013 г. N 605).

  • Постановление следственного органа и документы, являющиеся основанием идентификации транспортного средства (например, экспертное заключение), в ситуации возврата ТС после хищения (п.15.11 приказа МВД России от 7 августа 2013 г. N 605).

Обратите внимание, что Приказом МВД России от 20.03.2017 N 139 отменено:

  • Право сотрудников ГИБДД требовать предъявления полиса ОСАГО при регистрации – его получают в рамках электронного обмена (исключен п. 15.6 приказа МВД России от 7 августа 2013 г. N 605);

Источник: //zakon-auto.ru/reg/registraciya-v-gibdd.php

Автоправо
Добавить комментарий