Страховая отказывает в выплате по действующему полису ОСАГО

Реформа ОСАГО: пишите жалобы

Страховая отказывает в выплате по действующему полису ОСАГО

Омбудсмен будет разбирать споры между автомобилистами и страховыми компаниями по ОСАГО на сумму до 500 тыс. рублей с 1 июня. Его решения обязательны для исполнения, но могут быть оспорены в суде как автовладельцем, так и страховой компанией.

Для россиян обращение к омбудсмену будет бесплатным, но страховщики будут платить за рассмотрение жалобы 45 тыс. рублей, если решение примут в пользу клиента.

Если в пользу страховщиков, то страховой компании платить не придется. При этом если во время рассмотрения жалобы компания добровольно выполнит условия потерпевшего, то тариф будет варьироваться от 7,5 тыс. рублей до 30 тыс. рублей.

К омбудсмену можно обратиться даже по выплатам трехлетней давности.

Если, например, в прошлом году потерпевший обращался в страховую компанию и даже получил компенсацию, но ему показалось, что финансовое решение по ДТП несправедливое, он также можно обратиться с жалобой к омбудсмену. Если же по спору вынесено решение суда, то омбудсмен его рассматривать не будет.

Компенсации наследникам

Также с 1 июня вступают в силу еще несколько изменений в закон об ОСАГО. Например, водители смогут оформить документы о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции, даже если в аварии участвовала автомашина, зарегистрированная и застрахованная за рубежом.

Поправки также расширяют список тех, кто имеет право на компенсационные выплаты. Это наследник, представитель потерпевшего (по нотариальной доверенности). При наличии несогласия страхователя по величине произведенной страховой компанией выплаты по договорам автострахования автовладелец сначала должен написать претензию страховщику.

Если со дня нарушения прошло не более 180 дней, заявление составлено по форме, утвержденной финансовым омбудсменом, и направлено в страховую компанию в электронном виде, то страховщик обязан дать мотивированный ответ на него в течение 15 рабочих дней.

Если претензия страхователя будет представлена в ином виде, то на подготовку ответа страховой компании отводится 30 дней.

«Мы уверены, что институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО. Уже сейчас, благодаря натуральному возмещению, их число снизилось почти в 2 раза — с 400 тысяч в 2017 году до примерно 200 тысяч в 2018-м», – пояснял ранее президент Российского страхового союза Игорь Юргенс.

Полис подешевел?

Но самих автовладельцев больше интересует, не вырастет ли стоимость полисов ОСАГО из-за нововведений? На этот вопрос 28 мая ответила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в нижней палате российского парламента.

Глава Центробанка заверила законодателей, что повышение тарифов ОСАГО некоторыми страховщиками в Москве не спровоцировало рост средней цены полиса.

По ее словам, в среднем москвичам полис стал обходиться дешевле на 6% с начала реформы.

В конце мая некоторые СМИ сообщили о повышении крупными страховщиками ставок по ОСАГО в столице. «Но пока это повышение все равно не превысило среднюю цену полиса, которая была до реформы», — заверила глава ЦБ.

Изменения во взаимоотношениях водителей и страховых компаний ожидаются и с 1 октября 2019 года.

По всей стране у автовладельцев появится возможность получить по европротоколу (по упрощенной схеме) максимальную выплату, возможную при ОСАГО — 400 тыс. рублей.

Сейчас такую сумму выплат назначают только в четырех регионах: Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Для получения выплаты в 400 тысяч рублей участники аварии не должны иметь разногласий, а обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы с помощью системы «Эра-ГЛОНАСС» или мобильного приложения.

Ряд изменений в ОСАГО этого года касается нетрезвых водителей.

Так, если виновник ДТП отказался от прохождения медицинского освидетельствования на опьянение, страховая компания может предъявить ему регрессивное требование (заставит оплатить выплату пострадавшим в аварии).

До этого момента такое правило распространялось только на водителей, которые прошли медицинское освидетельствование, и факт опьянения доказан.

Также теперь электронные и бумажные полисы получили равный статус. Исключен порядок двойного учета полисов ОСАГО с помощью присвоения каждому уникального порядкового номера. Это исключит путаницу в учете полисов. Напомним, с 1 апреля 2019 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, касающиеся коэффициента «бонус-малус»: он начисляется водителю один раз в год.

Дтп становится меньше

В 2018 году, по данным ГИБДД, произошло 168099 ДТП, что на 0,8% меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

Количество погибших на дорогах страны за годовой период уменьшилось на 4,6%, или на 18 тыс. человек.

С грузовыми автомобилями произошло почти 11 тыс. ДТП (рост на 0,1%). Был отмечен рост ДТП с участием водителей автобусов (3,7%) и мотоциклистов — 4500 (+5,1%).

Страховщики рассчитывают получить положительный финансовый результат (сборы минус выплаты и расходы) около 2,5 млрд руб. по договорам ОСАГО 2018 года против убытков в 2016-2017 годах.

Об этом 28 мая сообщил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. В 2016 году результат страховщиков по ОСАГО составил минус 12,3 млрд руб., в 2017 году — минус 15,7 млрд руб.

, следует из данных РСА.

В 2018 году страховщики собрали по ОСАГО 230,7 млрд руб., прогноз выплат по договорам 2018 года — 228, 4 млрд руб., они растянутся на несколько лет, следует из данных РСА. Из них 42,1 млрд руб. было выплачено в 2018 году, 103,5 млрд руб.

страховщики ожидают выплатить по итогам 2019 года. Еще 53,05 млрд руб. составят расходы на ведение дел и комиссионное вознаграждение агентам.

РСА ожидает, что финансовый результат по договорам 2019 года останется примерно на уровне прошлого года.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2019/05/31_a_12387661.shtml

Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно

Страховая отказывает в выплате по действующему полису ОСАГО

Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.

А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.

Расчет натурой 

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/osago-remont/

Страховая отказала в выплате: что делать?

Страховая отказывает в выплате по действующему полису ОСАГО

Процедура оформления ДТП по полису ОСАГО довольно проста, но что делать, если страховая компания отказывает в выплате? Давайте разберемся!

Может ли страховщик вообще отказаться от возмещения ущерба?

Да, если происшествие подходит под один из следующих параметров:

  • Имел место умысел потерпевшего;
  • Из-за действия силы, которую невозможно было преодолеть (например, землетрясение или ураган);
  • Из-за радиации, от ядерного взрыва;
  • По причине войны, в т. ч. гражданской, а также прочих общественных беспорядков.

Эти положения зафиксированы в любом договоре ОСАГО, хотя последние две причины и маловероятны.

Ущерб не возместят и по следующим причинам:

  • автомобиль, причинивший урон, не застрахован по ОСАГО;
  • потерпевший страхователь произвел с автомобилем действия, из-за которых невозможно оценить ущерб;
  • несвоевременно оповестили страховщика (в некоторых случаях возможно оспорить в суде);
  • не предоставили необходимые документы (далеко не все, что может потребовать страховая, является действительно необходимым)
  • причинен только моральный ущерб или упущена выгода;
  • страховой случай произошел при обучении вождению или во время соревнований;
  • вред причинен из-за груза, если вероятность его причинения должна была страховаться отдельно;
  • вред нанесен пассажирам, если они должны быть застрахованы отдельно;
  • вред причинен работнику, если возможность его возникновения должна быть застрахована другим договором;
  • работник причинил ущерб своему работодателю;
  • водитель нанес вред автомобилю и грузу;
  • повреждения произошли при погрузке/разгрузке;
  • причинен существенный вред окружающей среде;
  • пострадали антиквариат, уникальные вещи, в т.ч. здания, драгоценности, деньги, произведения искусства и науки¸ предметы, относящиеся к религии.

Если ваш случай подходит под один из этих пунктов (некоторые из них довольно специфичны и наступают крайне редко), то, увы, страховая компания имеет все основания для отказа в выплате. В ином случае отказ страховщика будет немотивированным.

Когда страховая не может отказать:

Чаще всего страховая компания пытается отказаться от возмещения ущерба, оперируя следующими причинами:

  • у страховщика отозвали лицензию
  • у виновника отсутствовали водительские права
  • виновник ДТП был в алкогольном или наркотическом опьянении
  • виновная сторона умышленно причинила вред жизни и/или здоровью
  • причинивший вред скрылся с места ДТП (но потом нашелся)
  • авария случилась из-за неисправности, которая не указана в диагностической карте, хотя выявить ее при техосмотре было возможно
  • не предоставили документы, не требуемые в конкретном случае
  • лицо, управлявшее автомобилем, причинившего ущерб, не записано в страховке
  • полис виновника содержит неверные данные, указанные им, чтобы сэкономить на страховой премии
  • виновник не предоставил страховщику свою часть бланка извещения в положенный срок (если ДТП оформлялось без сотрудников ГИБДД)
  • ДТП произошло в период, не предусмотренный страховкой
  • виновник не предоставил машину на экспертизу
  • устроивший ДТП восстанавливал или утилизировал свое авто до окончания 15 суток после ДТП (при оформлении по Европротоколу).

Что делать, если вам неправомерно отказали в выплате по ОСАГО:

Доказывать свою правоту можно и нужно – иногда компания соглашается на возмещение ущерба еще до суда.

«Поставщики ОСАГО, отказывая в выплатах, часто рассчитывают на неосведомленность клиента, поэтому даже сбор необходимых для суда документов может побудить их удовлетворить ваши требования. Главное в этой ситуации – действовать быстро и настойчиво.» – Ирина, специалист по страхованию корпоративного транспорта МониторингАвто.

№1. Мотивация отказа

Обязательно потребуйте письменный отказ – он понадобится, если дело дойдет до суда. «На практике, одного требования иногда оказывается достаточно, чтобы страховая совершила выплату.»

№2. Жалоба

Если причина отказа сомнительна и противоречит правилам, следует оформить жалобу на компанию в Российский союз автостраховщиков (РСА) и Центральный банк (ЦБ). В таком случае процесс пойдет быстрее, чем через судебную систему, и не потребует дополнительных издержек.

В первую очередь, стоит обращаться именно в ЦБ: подать заявление (Шаблон заявления) можно, отправив заказное письмо с уведомлением по адресу 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России;  онлайн через портал ЦБ; лично по адресу Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1.

№3. Досудебная претензия

Если жалоба в РСА и ЦБ не дала желаемого результата, нужно подать досудебную претензию в страховую компанию.

В претензии обязательно указывается:

  • название страховой компании, ее юридический и фактический адрес, а также сведения о ее руководителе (ФИО);
  • реквизиты заявителя (ФИО, место жительства);
  • краткое описание обстоятельств ДТП, а также номер вашего страхового полиса;
  • точный список тех требований, которые вы предъявляете к компании-страховщику. Если со времени подачи заявления прошло больше 20 дней, указывайте в претензии выплату неустойки за просрочку – 1% от всего возмещения за каждый день.
  • Обстоятельства, которые послужили основаниями для обращения – отказ в выплате (при этом будет правильно сослаться на нормы действующего законодательства);
  • Фамилия заявителя, подпись и дата подачи вашей претензии.

Комплект документов (оригиналы или заверенные у нотариуса копии):

  • Свидетельство регистрации и данные юридического лица;
  • Доверенность, если подает документы представитель;
  • Бумаги, свидетельствующие о нахождении авто в собственности;
  • Документы из ГИБДД о ДТП (справка, протокол и т.д.) или извещение;
  • Страховой полис и договор;

Обязательно получите подтверждение из страховой компании о том, что ваша претензия была принята.

№4. Суд

Если страховая в течение 10 рабочих дней присылает отказ в ответ на претензию или не отвечает совсем, составляйте судебный иск. Правильнее всего будет предоставить эту работу опытному юристу – штатному сотруднику или посреднику из юридической фирмы. В случае удовлетворения ваших требований, судебные издержки покроет страховая.

«Не бойтесь менять страховую компанию. Для корпоративных клиентов всегда есть скидки или специальные предложения. Часто бывает так, что сменить страховщика более эффективно, чем пытаться выбить скидки из настоящего.

Если возникает конфликт с выплатой и ремонтом, это – весомый повод посмотреть предложения других фирм.» – рассказывает Ирина – «Многие компании остаются со своими страховщиками в течение многих лет и не всегда выигрывают от этого сотрудничества.

Мы всегда рекомендуем нашим клиентам выбирать наиболее оптимальные предложения вместо привычных.»

Источник: МониторингАвто

Промышленность

Избранное Промышленность

Ритейл

Избранное Ритейл

Автомобили и запчасти

Избранное Автомобили и запчасти

Интернет-торговля и фулфилмент

Избранное Интернет-торговля и фулфилмент

Продукты питания и фреш

Избранное Продукты питания и фреш

ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ

Дополнительная информация

О сервисе “Умная Логистика”

Источник: https://logistics.ru/upravlenie-logisticheskimi-riskami/strakhovaya-otkazala-v-vyplate-chto-delat

Когда могут отказать в выплате автостраховки

Страховая отказывает в выплате по действующему полису ОСАГО

Эксперты Росконтроля назвали 12 ситуаций, в которых автолюбителю не выплатят страховку.

Фото Сергея Паршукова

Зарубежные поездки

Автовладельцу стоит помнить, что ОСАГО и КАСКО действуют только на территории России. Если вы планируете зарубежную поездку на машине, то в этом случае нужно приобрести специальный страховой полис. Обратиться в страховую компанию лучше еще до поездки, услуги страховых компаний, которые доступны на границе – как правило дороже, и выбора у Вас уже не будет.

Пострадавший водитель был пьян

В случае, когда виновник ДТП управлял автомобилем в нетрезвом состоянии, страховщик не освобождается от обязанности компенсации ущерба, но если в нетрезвом состоянии находился сам пострадавший, как правило, выносится постановление суда об обоюдной вине участников ДТП, и, соответственно, выплата не производится.

Расчет на месте ДТП

Страховщик не будет выплачивать компенсацию в том случае, если стороны договорились между собой и рассчитались на месте, не фиксируя факт ДТП и не вызывая сотрудников ГИБДД.

Документы не собраны

Страховая выплата не будет осуществлена, если потерпевший не предоставил документы, предусмотренные ст. 35 закона об ОСАГО: заявление, первичную и расширенную справку из ГИБДД, постановление суда.

В этой ситуации необходимо в кратчайшие сроки получить все недостающие документы (например, максимально ускорить судебное разбирательство, присутствуя на заседаниях, а при необходимости — и на судебных экспертизах).

У виновника ДТП нет полиса ОСАГО

Если виновник ДТП не имел полиса ОСАГО, соответственно нет и страховщика. Если же на виновное авто есть полис ОСАГО, в котором указано от 1 до 5 водителей, но во время ДТП за рулем находился водитель, не указанный в полисе, страховщик все равно обязан произвести выплату.

Важно! В случае отказа следует в крайне сжатые сроки получить все необходимые документы и обращаться за выплатой к страховщику, а при необходимости — в суд.

Отсутствует вина – отсутствует выплата

Страховщик не заплатит пострадавшему, если второй участник ДТП, имеющий полис ОСАГО, не виновен в наступлении ДТП. На страховку КАСКО данное ограничение не распространяется. Если вина участников ДТП обоюдная, то выплаты производятся обеим сторонам, пропорционально степени вины каждого участника. Степень вины, равно как и размер возмещения, может определить только суд.

Мошенничество

О страховой выплате можно и не мечтать если потерпевшего и виновника уличат в мошенничестве. В таких случаях, если потерпевший не при чем, необходимо обращаться за помощью к адвокату и судиться со страховщиком.

Пассажиры застрахованы

Выплаты может не быть в том случае, если пассажиры авто, пострадавшие в ДТП, уже были застрахованы от несчастных случаев на транспорте. В этом случае ущерб им будет возмещен именно по этому полису, а не по полису ОСАГО.

Место ДТП не прописано в договоре.

Развенчаем миф о том, что при повреждении автомобиля на парковке страховая компания не выплатит возмещение.

На сегодняшний день закон и правила ОСАГО не содержат указания на то, что для возмещения ущерба автомобиль должен находиться только на автодороге.

То есть автомобиль находится под защитой страховки на любой территории, где имеется возможность проезда транспортного средства, если не оговорено иное.

Истёк срок действия полиса

Нередко мы забываем о том, что срок действия полиса истек, в таких случаях страховая выплата по определению невозможна, так как фактически отсутствует страховщик.

Банкротство страховщика

Перед заключением договора желательно проверить надежность страховой компании, благо сейчас эта информация легко доступна в интернете. Вы сможете увидеть как общий рейтинг, характеризующий надежность компании, так и посмотреть, например, насколько просто в компании урегулировать спор по стоимости ущерба.

Важно! В случае несостоятельности (банкротства) страховой компании, если речь идет об ОСАГО, выплаты всё равно будут произведены. А вот с КАСКО рассчитывать на компенсации крайне затруднительно.

Оплата КАСКО в рассрочку

В том случае, если Вы решили оплатить страхование КАСКО частями, существует нюансы, связанные с правилами каждой страховой компании. Если до момента полной оплаты произойдет ДТП, то страховая компания может попросить оплатить страховую премию целиком, либо уменьшит сумму страховой выплаты на остаток задолженности по оплате.

Некоторые компании всё же выплатят полную стоимость ущерба без дополнительных затрат с вашей стороны. Кроме того, следует обратить внимание, что действие страховки в случае просрочки платежа приостанавливается, и вы будете не вправе требовать возмещения.

Источник: https://www.bnkomi.ru/data/news/102351/

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Страховая отказывает в выплате по действующему полису ОСАГО

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Есть обновление от 16:55 →

Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о санации страховщиков

ТАСС, Игорь Акимов

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU – Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии “страховых” судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ.

Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны – страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство.

Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений “недобросовестных страхователей”.

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО.

Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла.

Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал “Интерфаксу” заместитель гендиректора СК “МАКС” Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. “Росгосстрах” на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход.

В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении.

А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности.

“Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра – это вполне разумные действия”, – сказал “Интерфаксу” начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. “Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков”, – отметил он.

Утраченному праву на экспертизу – еще несколько месяцев

Второе дело – тоже “росгосстраховское”. Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. “Росгосстрах” посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. “Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований”, – сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

“Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений”, – резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании “Согласие” Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании “ВСК” платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец.

В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС.

Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

“Верховный суд принял обоснованное решение”, – считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК “МАКС”, у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все “пьяные” наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

“Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 – ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП”, – предупреждает он. “Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны”, – опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании “Оранта”, у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику – “СК Мегарусс-Д” – за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: “Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат – безо всяких судов, просто по закону”.

Доверенность – это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании “Гелиос” компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение.

Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности.

“Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица”, – говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. “Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны”, – сказал “Интерфаксу” адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. “Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты”, – сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. “В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства”, – отметил Михальчик.

“Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями”, – отметила руководитель юридического отдела юридического бюро “Падва и Эпштейн” Татьяна Манакова.

При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Источник: https://www.interfax.ru/business/589199

Что делать, еслиофициально отказалив возмещении убытков?Как добиться справедливости?

Страховая отказывает в выплате по действующему полису ОСАГО

Обычно страховые компании не отказывают в выплате без оснований, но бывает всякое. Не стоит расстраиваться после получения письменного отказа в возмещении ущерба, ведь его можно обжаловать. Как заставить страховую компанию соблюдать закон и условия договора?

На любые неправомерные действия страховой компании можно пожаловаться в Центробанк. Специалисты этого учреждения проверят соответствие решения об отказе условиям страхования и действующим законам. При наличии нарушений страховую компанию обяжут их устранить.

Однако подобное развитие событий противоречит интересам автовладельца. Если он, минуя Центробанк, сразу обратится к финансовому омбудсмену или в суд, страховая компания не только выплатит возмещение, но и заплатит штраф. Размер такой дополнительной выплаты зависит от следующих факторов.

  1. Вид страхования.
  2. Срок рассмотрения убытка.
  3. Величина ущерба.

Таким образом, выгоднее обращаться не в Центробанк, а сразу к финансовому омбудсмену.

При этом следует учесть существующий порядок досудебного разрешения споров, касающихся автострахования.

Чтобы адекватно оценить перспективы тяжбы со страховщиком, автовладельцу нужно знать, в каких случаях практически нет шансов на успех.

Следует рассмотреть законные основания для отказа как по КАСКО, так и по ОСАГО, ведь страховщики могут использовать различные аргументы в зависимости от вида страхования.

Стоит сразу упомянуть про все случаи, когда автовладелец вправе получить возмещение по автогражданке. Итак, страховая компания обязана возместить ущерб, если:

  • причинён вред здоровью либо жизни людей;
  • повреждено какое-либо имущество, включая транспорт.

Кроме того, собственник машины может компенсировать расходы, связанные со страховым случаем. В частности страховая компания обязана возместить затраты на:

  • эвакуацию транспорта с места аварии;
  • хранение повреждённого транспорта;
  • доставку граждан в лечебное учреждение.

Получить возмещение за вред имуществу может гражданин, признанный потерпевшим в дорожной аварии, но только если у виновника есть полис ОСАГО .

В случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего выплата производится даже при отсутствии у виновника ДТП полиса ОСАГО, как и в случае, когда виновник происшествия не установлен.

Такие выплаты называются компенсационными, их производит Российский Союз Автостраховщиков.

Что касается причин для отказа в возмещении ущерба, то страховая компания вправе отказать потерпевшему исключительно в следующих случаях.

  • Умысел потерпевшего, включая фальсификацию факта дорожной аварии.
  • Ядерный взрыв либо действие радиации.
  • Военные действия или мероприятия.
  • Народные волнения, забастовка или гражданская война.
  • Действие непреодолимой силы.

В иных случаях, в том числе при отсутствии каких-либо документов, страховая компания может только отсрочить возмещение ущерба. Таким образом, если в письменном отказе не фигурирует какая-либо причина из вышеприведённого списка, автовладелец наверняка выиграет спор у омбудсмена или судебный процесс.

Каждый страховщик самостоятельно определяет перечень безусловных причин для отказа в возмещении ущерба по полису КАСКО. Однако можно выделить общие для всех компаний основания для отказа:

  • нарушение сроков уведомления страховщика о происшествии;
  • отсутствие необходимых документов;
  • лишение страховщика права на суброгацию;
  • фальсификация происшествия.

Нет смысла затевать тяжбу со страховщиком лишь в том случае, если клиент сфальсифицировал факт происшествия.

Суд обязательно станет на сторону страховой компании. Кроме того, автовладельца ждёт не только отказ в выплате, но и уголовная ответственность.

Выше приведены отнюдь не все возможные причины для отказа в возмещении. Как правило, страховщики указывают в правилах КАСКО , что автовладелец не сможет получить выплату, если нарушил условия действия полиса. Нарушение любого пункта страховых правил автоматически приведёт к отказу в возмещении ущерба.

Однако при этом следует учесть одну особенность договорных отношений в сфере добровольного страхования.

Если положения договора или правил КАСКО противоречат действующему законодательству, омбудсмен или суд в любом случае обяжет страховую компанию произвести выплату.

Конечно, судебная практика существенно разнится от региона к региону, но всё же суды чаще оказываются на стороне автовладельца.

В отдельных случаях страховщику приходится выплачивать возмещение, даже когда страхователь не уведомил его о происшествии или машиной управляло лицо, не включенное в список водителей.

Следовательно, автовладелец почти всегда имеет шансы добиться положительного решения в тяжбе относительно отказа в выплате.

Правда, при этом не приходится рассчитывать на скорое возмещение ущерба, ведь судебный процесс может продлиться несколько месяцев.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_osporit_otkaz_v_vyplate

Автоправо
Добавить комментарий