Срок давности преступления

Содержание
  1. «Даже для нашего зазеркалья это чересчур». Адвокат Вадим Клювгант про отмену срока давности для налоговых преступлений
  2. Об освобождении лица от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности
  3. Верховный суд фактически отменил срок давности
  4. Сроки давности в уголовном процессе в Украине
  5. Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
  6. Преамбула
  7. Статья I
  8. Статья II
  9. Статья III
  10. Статья IV
  11. Статья V
  12. Статья VI
  13. Статья VII
  14. Статья VIII
  15. Статья IX
  16. Статья Х
  17. Статья XI
  18. Срок давности по экономическим и налоговым преступлениям
  19. Пример экономического преступления и срок давности
  20. Тяжесть преступления и срок давности
  21. Сроки давности по экономическим злодеяниям
  22. Какова суть экономических и налоговых преступлений?
  23. Что понимается под «сроком давности»?
  24. В чем особенности срока давности для ип?
  25. Закон о сроке давности по экономическим преступлениям
  26. О сроках давности привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления
  27. Что такое исковая давность по финансовым преступлениям?
  28. Почему увеличился срок исковой давности?
  29. Объекты и субъекты финансовых преступлений

«Даже для нашего зазеркалья это чересчур». Адвокат Вадим Клювгант про отмену срока давности для налоговых преступлений

Срок давности преступления

Верховный суд РФ готовится к фактической отмене срока давности по налоговым преступлениям. Кому это выгодно и чем опасно, «Фонтанке» рассказал адвокат Вадим Клювгант.

Константин Мельницкий/Коммерсантъ

О подготовке соответствующего проекта постановления Пленума ВС стало известно в начале июня 2019 года.

«Следует считать такие преступления длящимися, а срок давности исчислять с момента «фактического прекращения преступной деятельности», то есть со дня добровольного погашения или принудительного взыскания недоимки», – гласит документ.

Сейчас срок давности по налоговым преступлениям составляет от 2 до 10 лет.

Предложение идёт вразрез с нормами Конституции России и является следствием перемен в российском праве, которые начались с делом ЮКОСа, уверен партнёр, соруководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen&Paper Вадим Клювгант. В интервью «Фонтанке» адвокат, который представлял интересы Михаила Ходорковского в известном деле, объяснил суть и риски предлагаемых новелл.

– Сколько лет существует этот момент в отечественном праве? Срок давности в целом и для экономических преступлений в частности.

– Срок давности привлечения к ответственности – один из фундаментальных и бесспорных постулатов уголовного права. Да и других отраслей права, предусматривающих ответственность.

Дамоклов меч не может висеть над человеком вечно, потому что общественная опасность преступления и его последствий со временем сглаживается – это закон жизни.

И если государство не сумело или не захотело привлечь человека к уголовной ответственности в пределах срока давности, и при этом человек не скрывался, то истечение этого срока освобождает от ответственности. 

К экономическим преступлениям  это тем более относится. Есть единичные исключения, когда срок давности может не применяться в силу особо высокой общественной опасности: преступления против мира и человечности, терроризм, особо тяжкие убийства.

– Как давно в России обсуждается идея отмены срока давности для налоговых преступлений?

– Эта идея в таком виде никогда не обсуждалась и не может обсуждаться всерьёз, поскольку означает подрыв основ уголовно-правовой доктрины.

Именно поэтому и придумываются обходные пути, чтобы срок давности формально продолжал существовать, но исчислялся таким образом, что фактически его невозможно было бы применить.

Именно такая конструкция и содержится в проекте постановления Пленума Верховного суда.

– В 2006 году ВС уже высказывался о налоговых преступлениях. И сейчас, и тогда момент окончания налогового преступления определяется с момента неуплаты налога в установленный законом срок. Сейчас об этом сказал представитель Верховного суда Павел Одинцов. Какова в этом роль дела ЮКОСа?

– Дело ЮКОСа явилось антиправовым прецедентом во многих отношениях, в том числе – в применении изменившегося в худшую для налогоплательщика сторону закона с обратной силой, двойного вменения налоговых претензий и санкций, надуманных конструкций «недобросовестного поведения» налогоплательщика и просто взаимоисключающих решений. Потом все эти и другие «находки» тиражировались во многих других  делах и стали повседневной практикой. 

– В проекте нового постановления ВС есть уточнение, которого не было ранее: срок давности исчисляется с момента добровольного погашения налоговой задолженности. Пока лицо не погасило налоговый долг, срок давности не начинает отсчитываться. Кому это решение выгодно и чем?

– Ничем, кроме глобального доминирования фискальных целей, в том числе над правом и законностью, объяснить это не могу. 

– Коллеги-юристы ужасаются, что фактически вводится «обратная сила» закона. Почему?

– Согласен – заложенное в проект постановления Пленума ВС разъяснение момента окончания налоговых преступлений прямо противоречит закону и  фактически делает невозможным применение срока давности, если налогоплательщик не признаёт предъявленные ему обвинения, оспаривает их, а следовательно – не погашает недоимку и санкции.

Никакое ухудшающее положение обвиняемого нововведение в законе применяться с обратной силой не может – это прямо запрещено законом. Разъяснение Пленума Верховного суда  – тем более. Это прямо запрещено Конституцией и уголовным законом. Но от этого немногим легче, да и попытки такие в практике нельзя исключить.

Остаётся надеяться на то, что это «креативное» решение не войдёт в итоговый текст постановления.

– Идея объясняется тем, что налоговые преступления – «длящиеся». Насколько это справедливо с правовой точки зрения?

– Есть пределы всему, в том числе – манипулированию юридическими терминами.

Состав преступления описан в законе: «уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации  (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений». Вот как только эти действия совершены, преступление окончено. И уж точно не имеют никакого отношения к моменту его окончания последующие действия по заглаживанию причинённого вреда, в том числе погашение недоимки. 

– Коллеги-юристы указывают на «массу противоречий», которые порождает новый документ из Верховного суда. Например, с примечаниями к статье 199 УК РФ, которая трактует погашение недоимки как деятельное раскаяние и основание для прекращения дела. Для вас что является главным в идее отмена срока давности за налоговые преступления?

– Эта новелла, если она станет законом, как раз и будет тем самым вечным дамокловым мечом, вынуждающим руководителей, бенефициаров и сотрудников организаций-налогоплательщиков к возмещению государству всего, что оно потребует, вне зависимости от согласия или несогласия с этими претензиями и от истечения срока давности налоговой ответственности организации. Не говоря уже о том, что по налоговым обязательствам юридического лица вообще-то не должны нести имущественную ответственность лица физические. Когда-то (до дела ЮКОСа) это было постулатом, с которым никто не спорил. Теперь другие времена, и всё очевидное стало невероятным… Механизм деятельного раскаяния, предусмотренный примечанием к статье 199 УК РФ, в случае внедрения в практику обсуждаемого нововведения, предложенного Верховным судом, тоже, конечно, будет нивелирован.

– По действующей редакции Налогового кодекса безнадежная недоимка должна быть списана. Корректировка Налогового кодекса будет неизбежной?

– Если эта позиция останется в постановлении Пленума ВС, неизбежна очередная и драматическая по масштабам разбалансировка правоприменительной практики в уголовном и налоговом праве. Но корёжить ещё и налоговое законодательство из-за этой прихоти – по-моему, даже для нашего зазеркалья чересчур.

– По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова 37% всех обращений к нему – дела о налогах, которые зачастую возбуждаются без исследования умысла фигурантов таких дел, а просто по факту фиксации неуплаты налогов по данным налоговой проверки. Разве есть необходимость упрощения работы следователей?

– Доказывать преступный умысел на уклонение от уплаты налогов наши «правохоронители» не хотят и не умеют – это давно и хорошо известно всем, кто имеет отношение к этой стороне жизни. Так же, как и то, что согласно закону без прямого умысла нет налогового преступления.

– Налоговые инспекции фактически становятся «органом предварительного следствия»?

– Вообще-то уже не первый год налоговые органы работают вместе и по общим циркулярам с органами МВД, ФСБ и Следственного комитета. Это тоже не секрет.

– Бизнес-сообщество просит уточнить само понятие «неуплата налогов», привязав к нему умышленность действий. А также разграничить фиктивные операции с операциями, совершенными с приоритетной налоговой целью, т.к. в последнем случае речь идет не о преступлении, а лишь о злоупотреблении правом. Решение ВС может быть скорректировано?

– Решения ВС пока нет, есть проект постановления Пленума. И он, безусловно, может и должен быть скорректирован в части того, что мы обсуждаем. Это возможно, если будет продемонстрирована и аргументирована солидарная позиция всех, кому важно сохранить остатки права и экономики в нашей стране.

– Происходящее может быть связано с так называемым «третьим делом ЮКОСа», существование которого подтвердил генпрокурор Юрий Чайка? Якобы оно базируется на данных аудита нефтяной компании перед подготовкой продажи её части американским акционерам.

– Начнём с того, что прокуратура последние двенадцать лет вообще никакие дела не расследует – нет у неё таких полномочий. Но почему-то именно из Генпрокуратуры время от времени исходят некие «сенсационные» заявления о каких-то «новых находках по делу ЮКОСа». Это во-первых.

Во-вторых, «дело ЮКОСа» бессмертно, как Кощей, – уже шестнадцать лет некая следственная группа в Следственном комитете РФ что-то там «расследует». Лейтенанты из этой группы стали генералами, некоторые из них уже лишились и званий, и должностей, и свободы.

Другие пока продолжают карьерный рост.

Так что генпрокурору, наверное, виднее, что и зачем он в очередной раз «подтвердил»… Могу лишь сказать, что, будучи знакомым с этим делом не понаслышке, ничего нового, чего уже не было бы сказано в приговорах по так называемому «делу ЮКОСа», в последних информационных вбросах я не услышал и не увидел.   

– Получается, что мантра «хватит кошмарить бизнес» пока продолжает работать ровно наоборот. Является ли это проблемой для экономики?

– Если регулировать экономику, да и всё государство, с помощью дубины уголовной репрессии, как у нас происходит уже второе десятилетие, то и направление дрейфа, и его конечная точка, думаю, сомнений не вызывают…

– Возможно, мы не одиноки, и это «международный опыт». Кто такой же ловкий в мире в «борьбе с налоговыми преступлениями»?

– Государство, реализуя свою фискальную функцию, всегда и везде, на протяжении всей истории человечества, ищет новые возможности. А налогоплательщик этим попыткам всегда и везде противостоит.

Масштабы этого противостояния могут быть очень разными, и всегда лучшим выходом является разумный компромисс. В противном случае получается то, что мы здесь обсуждаем, и кончается это всегда плохо для обеих сторон.

Вот, например, первыми переселенцами в Соединенные Штаты Америки были британцы, сильно недовольные резко усилившимся налоговым гнётом короны. Британия потеряла многих предприимчивых людей, а Америка их обрела. Налогов же в казну короны не добавилось.

«Маневров», подобных тому, что предложил сейчас Верховный суд России, лично мне раньше наблюдать не доводилось. А в России досоветской для подобных «манёвров» был специальный и очень точный термин – извороты…

https://www.youtube.com/watch?v=Z0A43EUFM2o

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»

Источник: https://www.fontanka.ru/2019/06/10/041/

Об освобождении лица от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности

Срок давности преступления

Законодательством Республики Беларусь установлены сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений.

Согласно статье 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Освобождение лица от уголовной ответственности означает, что лицо не может быть осуждено судом Республики Беларусь за совершенное преступление, у него не возникает состояние судимости и к нему не может быть применено наказание за совершение преступления (ст. 44, 45 УК).

Для решения вопроса о прекращении производства по уголовному делу за истечением сроков давности следует руководствоваться статьей 83 УК (редакции 1999 года) либо статьи 46 УК (редакции 1960 г.), где указаны сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности в зависимости от категории преступлений, предусмотренных статьей 12 УК (редакции 1999 года) и сроки их исчисления.

Статьей 83 УК предусмотрены основные условия, при наличии которых лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности.

Очевидно, что, прежде всего, это сроки, истекшие со дня совершения преступления. Из ч. 1 ст. 83 УК следует, что продолжительность указанных сроков зависит от тяжести преступления, совершенного лицом.

Согласно ч. 2 ст. 83 УК сроки давности исчисляются со дня совершения преступления до дня вступления в законную силу приговора суда. Таким образом, даже если в отношении лица вынесен обвинительный приговор, но он не вступил в законную силу ко дню истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности, лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности по этому основанию.

Статья 83. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (УК 1999г.)

1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

1) два года – при совершении преступления, не представляющего большой общественной опасности; (за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание).

2) пять лет – при совершении менее тяжкого преступления; за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

3) десять лет – при совершении тяжкого преступления; за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше десяти лет.

4) пятнадцать лет – при совершении особо тяжкого преступления, кроме случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи. за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет, пожизненного заключения или смертной казни.

Согласно статье 12 УК (редакции 1999г.), преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие.

К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание.

К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виделишения свободы на срок не свыше десяти лет.

К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет, пожизненного заключения или смертной казни.

В ст. 46 Уголовного кодекса РБ (в редакции 1960 года) были установлены следующие сроки давности привлечения к уголовной ответственности:

1) один год со дня совершения преступления, за которое по закону может быть назначено наказание, не более строгое, чем исправительные работы или направление в дисциплинарный батальон;

2) три года со дня совершения преступления, за которое по закону могут быть назначены арест или лишение свободы на срок не свыше двух лет;

3) пять лет со дня совершения преступления, за которое по закону может быть назначено лишение свободы на срок не свыше пяти лет;

4) десять лет со дня совершения преступления, за которое по закону может быть назначено более строгое наказание, чем лишение свободы сроком на пять лет.

К примеру, за преступление, предусмотренное ч.1 статьи 192 УК РБ, совершенное в 1998 году, следует руководствоваться нормами Уголовного кодекса Республики Беларусь редакции 1960г.

(подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков), санкция за которое предусматривает лишение свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок, срок давности составляет 3 года со дня совершения преступления.

Если предусмотренные ст. 83 УК (1999г.) либо ст. 46 УК (1960 г.) сроки давности истекли, лицо освобождается от уголовной ответственности, и в этом случае предварительное следствие по уголовному делу прекращается на основании и в порядке, предусмотренных п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 29 УПК.

Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скроется от органа уголовного преследования или суда. В этих случаях течение сроков давности возобновляется со дня задержания лица или явки его с повинной.

В то же время лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со времени совершения преступления прошло пятнадцать лет и течение сроков давности не было прервано совершением нового умышленного преступления, за исключением случая совершения лицом преступления, за которое ему может быть назначено наказание в виде пожизненного заключения или смертной казни. В соответствие с частью 5 статьи 83 УК такой вопрос разрешается судом. Если суд не найдет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, пожизненное заключение или смертная казнь не могут быть применены, а назначается наказание в виде лишения свободы.

Блог Оленская Инесса Витальевна

Источник: http://www.rka.by/blogs/ob-osvobozhdenii-lica-ot-ugolovnoy/

Верховный суд фактически отменил срок давности

Срок давности преступления

Верховный суд (на фотографии – его председатель Вячеслав Лебедев) изящно решил вопрос о продолжительности преступления /Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Верховный суд предлагает считать уклонение от уплаты налогов преступлением, которое продолжается, пока должник окончательно не рассчитается с государством.

Такое разъяснение содержится в проекте постановления пленума Верховного суда, который планируется обсудить в четверг, «Ведомостям» удалось познакомиться с его копией.

Подлинность содержания документа подтвердили два участника рабочей группы, готовившей проект постановления.

Последний раз к налоговым преступлениям Верховный суд обращался в 2006 г., в проекте нового постановления – практически дословная цитата из того решения: под уклонением от уплаты налогов следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное непоступление налогов в бюджет.

Теперь к этому добавлено разъяснение: преступление следует считать оконченным с момента неуплаты налогов в установленный срок. Но такие преступления являются длящимися, поэтому срок давности уголовного преследования по ним исчисляется с момента фактического прекращения преступной деятельности, т. е.

со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки.

Фактически это означает отмену срока давности – да еще с обратной силой, хотя закон не менялся, ужасается Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». Получается, еще вчера нельзя было привлечь за неуплату налога 10 лет назад, а сегодня – уже можно. По ст. 198 и ч. 1 ст.

199 срок давности – 2 года, он тоже восстанавливается по всем делам, где налог еще не уплачен, продолжает он, и, чтобы освободиться от уголовного преследования, надо будет самому заплатить налог, пеню в размере налога и штраф, на который налоговая и не рассчитывала по истечении давности по Налоговому кодексу, а также потому, что выездную проверку за тот период не проводила.

Момент окончания налогового преступления в проекте постановления пленума определяется так же, как и в предыдущем (принятом 28.12.

2006): преступление считается оконченным с момента неуплаты налога в установленный законом срок, говорит представитель Верховного суда Павел Одинцов.

Но есть важное дополнение, которого в старом постановлении не было: срок давности исчисляется с момента добровольного погашения налоговой задолженности, т. е., пока лицо не погасило налоговый долг, срок давности не начинает отсчитываться.

Важно иметь в виду, что это только первое рассмотрение, предупреждает Одинцов, – будет образована редакционная комиссия и в проект могут быть внесены изменения.

Длящееся преступление – хрестоматийный вид, говорит профессор МГУ Леонид Головко: например, если кого-то похитили и удерживают в заключении, оконченным преступление считается, когда человека отпустили. Этот подход применим к делам о неуплате алиментов, неисполнении судебных решений и т. д., объясняет он.

В случае с налогами подобная трактовка – способ обойти закон, уверен Дмитрий Костальгин из Taxadvisor: состав преступления образует не наличие недоимки, а внесение недостоверных данных при декларировании либо отсутствие декларации. И это действие (бездействие) совершается один раз.

Трактовка Верховного суда порождает массу противоречий: если считать преступление оконченным в момент погашения недоимки, то что делать с примечанием к ст. 199, она трактует такие действия, как деятельное раскаяние и основание для прекращения дела.

А что с Налоговым кодексом, по которому безнадежная недоимка должна быть списана, удивляется он.

По данным уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, 3,7% обратившихся к нему в 2018 г. привлекались к уголовной ответственности за налоговые преступления.

И хотя формально диспозиция соответствующей статьи требует доказывать наличие умысла на уклонение, в реальности уголовные дела возбуждаются просто по факту неуплаты сумм, указанных в решении налоговой проверки, к ответственности могут привлекаться лица, полагавшие свои действия соответствующими действующему налоговому законодательству, говорится в докладе уполномоченного.

Как рассказал руководитель экспертно-правовой службы бизнес-омбудсмена при президенте Алексей Рябов, в Верховный суд были переданы предложения к проекту постановления – в частности, в них говорилось о необходимости более четко разграничить уклонение от уплаты налогов и собственно факт неуплаты.

Среди прочего предлагалось разграничить фиктивные операции и операции, совершенные с приоритетной налоговой целью. В последнем случае речь идет не о правонарушении, а всего лишь о злоупотреблении правом.

Также эксперты предлагали уточнить само понятие «уклонение от уплаты налогов» – речь должна идти именно об умышленном введении налоговых органов в заблуждение относительно размера налоговых обязательств.

В проекте нового постановления к формулировке 2006 г.

, что «уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты», добавилась фраза, что «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика», а также что «подлежит установлению и доказыванию, что лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, осознавало, что оно своими действиями (бездействием) нарушает требования законодательства о налогах и сборах, в том числе вносит искажения в соответствующие документы, желая тем самым уклониться от уплаты налогов».

Рябов говорит, что еще продолжает изучать итоговый текст проекта постановления. «Но в целом можно сказать: прорыва, на который мы надеялись в вопросе повышения уровня защищенности бизнеса от преследования по налоговым статьям УК, не произошло», – констатирует он.

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/06/05/803495-verhovnii-sud

Сроки давности в уголовном процессе в Украине

Срок давности преступления

Многие, кто сталкивались с уголовной ответственностью, задавались вопросом о сроках давности в украинском уголовном судопроизводстве. И, конечно же, в первую очередь интерес вызывает возможность избегания уголовного преследования.

Уголовный кодекс Украины предусматривает две варианта применения сроков давности:

1) для освобождения от уголовной ответственности (ст. 49 УК Украины);

2) для освобождения от уголовного наказания (ст. 80 УК Украины).

Принципиальное отличия между названными двумя «освобождениями» заключается в том, что в случае освобождения от уголовной ответственности, у человека будет отсутствовать судимость со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Освобождение от уголовной ответственности применяется при одновременном наличии трёх условий:

1) окончания определённых в законе сроков;

2) не совершения в течение этих сроков нового преступления определённой степени тяжести;

3) отсутствие уклонения лица от следствия или суда.

Сроки давности распределены в зависимости от вида совершённого преступления. В случае, если лицом совершено несколько видов преступлений, сроки давности в отношении каждого из деяний, которые составляют совокупность преступлений, исчисляются самостоятельно.

Начальным моментом отсчёта срока давности является день совершения лицом преступления.

При совершении приготовления к преступлению или покушения на преступление срок давности начинает истекать со дня прекращения преступного деяния по причинам, не зависящим от воли виновного.

Сроки давности начинают истекать с 0 часов тех суток, которые настали после суток совершения преступления, срок давности заканчивается после того, как истекло предусмотренное ст. 49 УК Украины количество полных лет, в 24 часа последних суток соответствующего срока.

Так, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения им преступления и до дня вступления приговора в законную силу истекли такие сроки (согласно ст. 49 УК):

1) два года — в случае совершения преступления небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание менее суровое, чем ограничение воли;

2) три года — в случае совершения преступления небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание в виде ограничения или лишение свободы;

3) пять лет — в случае совершения преступления средней тяжести;

4) десять лет — в случае совершения тяжкого преступления;

5) пятнадцать лет — в случае совершения особенно тяжкого преступления.

При этом согласно ст. 12 УК Украины преступлением небольшой тяжести является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет, или другое, более мягкое наказание.

Преступлением средней тяжести является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет. Тяжкое преступление – это преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет.

Особенно тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы.

Исчисление срока давности останавливается, если лицо, которое совершило преступление, уклонилось от следствия или суда. В этих случаях ход давности возобновляется со дня появления лица с признанием или его задержания. В таком случае лицо освобождается от уголовной ответственности, если со времени совершения преступления прошло пятнадцать лет.

Исчисление срока давности прерывается, если до окончания вышеуказанных сроков лицо совершило новое преступление средней тяжести, тяжкое либо особо тяжкое преступление. Исчисление давности в этом случае начинается со дня совершения нового преступления. При этом сроки давности исчисляются отдельно за каждое преступление.

Уголовное законодательство предусматривает также освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания в связи с окончанием сроков давности в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Так, статья 106 УК Украины устанавливает такие сроки давности в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста:

1) два года – в случае совершения преступления небольшой тяжести;

2) пять лет – в случае совершения преступления средней тяжести;

3) семь лет – в случае совершения тяжкого преступления;

4) десять лет – в случае совершения особенно тяжкого преступления.

В отношении указанных лиц устанавливаются такие сроки исполнения обвинительного приговора:

— два года – в случае осуждения к наказанию, не связанного с лишением свободы, а также при осуждении к наказанию в виде лишения свободы за преступление небольшой тяжести;

— пять лет – в случае осуждения к наказанию, в виде лишения свободы за преступление средней тяжести, а также при осуждении к наказанию в виде лишения свободы на срок не более пяти лет за тяжкое преступление;

— семь лет – в случае осуждения к наказанию в виде лишения свободы на срок более пяти лет за тяжкое преступление;

— десять лет – в случае осуждения к наказанию в виде лишения свободы за особенно тяжкое преступление.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: если соблюдены условия, необходимые для освобождения от уголовной ответственности, а именно: закончились определённые в законе сроки; лицо не совершило в течение этих сроков новое преступление определённой степени тяжести; лицо не уклонялось от следствия и суда, — то в таком случае предусматривается освобождение от уголовной ответственности в связи с окончанием сроков давности.

Как уже говорилось, украинское уголовное законодательство предусматривает также возможность освобождения от уголовного наказания в связи с истечением сроков давности исполнения обвинительного приговора. Сами сроки для такого освобождения совпадают с уже рассмотренными из ст. 49 УК Украины: 2, 3, 5, 10 и 15 лет.

Исчисление срока давности останавливается, если осужденный уклоняется от отбытия наказания. В таких случаях ход давности восстанавливается со дня появления осужденного для отбытия наказания или со дня его задержания, при этом сроки в 2, 3, 5 лет удваиваются.

В случае совершения до истечения сроков давности нового преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого, ход давности прерывается. Исчисление сроков в таких случаях начинается со дня совершения нового преступления.

Следует отметить, что давность не применяется ни к освобождению от ответственности, ни к освобождению от наказания в случае совершения преступления против мира и безопасности человечества.

Вопрос о применении давности к лицу, которое совершило особенно тяжкое преступление, за которое согласно закону может быть назначено пожизненное лишение свободы, решается судом.

Адвокаты ЮФ «Зильвер» помогут Вам разобраться с порядком применения сроков давности в уголовном процессе, а при необходимости, и защитят интересы в судах Киевской и Днепропетровской областей по уголовному делу. Связаться с нами можно по телефонам: +38 050 140 95 60, +38 098 002 78 25, e-mail:  info@zilver.com.ua.

Источник: https://zilver.com.ua/sroki-davnosti-v-ugolovnom-protsesse-v-ukraine/

Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Срок давности преступления

Принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 года

Преамбула

Государства — участники настоящей Конвенции,

ссылаясь на резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 170 (II) от 31 октября 1947 г. о выдаче и наказании военных преступников, на резолюцию 95 (I) от 11 декабря 1946 г.

, подтверждающую принципы международного права, признанные Уставом Международного нюрнбергского военного трибунала и приговором этого Трибунала, и на резолюции 2184 (XXI) от 12 декабря 1966 г. и 2202 (XXI) от 16 декабря 1966 г.

, в которых ясно осуждаются как преступления против человечества нарушение экономических и политических прав коренного населения, с одной стороны, и политика апартеида, с другой,

ссылаясь на резолюции 1074 D (XXXIX) от 28 июля 1965 г. и 1158 (XLI) от 5 августа 1966 г. Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества,

отмечая, что ни в одной торжественной декларации, акте или конвенции, касающихся судебного преследования или наказания за военные преступления и преступления против человечества, не содержится положения о сроке давности,

считая, что в соответствии с международным правом военные преступления и преступления против человечества относятся к самым тяжким преступлениям,

исходя из убеждения, что эффективное наказание за военные преступления и преступления против человечества является важным фактором в деле предупреждения таких преступлений, защиты прав человека и основных свобод, укрепления доверия, поощрения сотрудничества между народами и обеспечения международного мира и безопасности,

отмечая, что применение к военным преступлениям и преступлениям против человечества внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является вопросом, вызывающим серьезную озабоченность мирового общественного мнения, так как оно препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, ответственных за такие преступления,

признавая необходимость и своевременность утверждения в международном праве, посредством настоящей конвенции, принципа, согласно которому не существует срока давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечества, а также обеспечения повсеместного применения этого принципа,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям, независимо от времени их совершения:

a) военные преступления, как они определяются в Уставе Международного нюрнбергского военного трибунала от 8 августа 1945 г. и подтверждаются резолюциями 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 95 (I) от 11 декабря 1946 г. Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а также, в частности, «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.;

b) преступления против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Международного нюрнбергского военного трибунала от 8 августа 1945 г. и подтверждаются в резолюциях 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 95 (I) от 11 декабря 1946 г.

Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.

Статья II

В случае совершения какого-либо из преступлений, упомянутых в статье I, положения настоящей Конвенции применяются к представителям государственных властей и частным лицам, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений или соучастников таких преступлений, или непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, равно как и к представителям государственных властей, допускающим их совершение.

Статья III

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для выдачи лиц, указанных в статье II настоящей Конвенции.

Статья IV

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются принять в соответствии с их конституционной процедурой любые законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения того, чтобы срок давности, установленный законом или иным путем, не применялся к судебному преследованию и наказанию за преступления, указанные в статьях I и II настоящей Конвенции, и чтобы там, где такой срок применяется к этим преступлениям, он был отменен.

Статья V

Настоящая Конвенция открыта до 31 декабря 1969 г.

для подписания любым государством — членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений или членом Международного агентства по атомной энергии, любым государством — участником Статута Международного Суда, а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником настоящей Конвенции.

Статья VI

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья VII

Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства, указанного в статье V. Документы о присоединении депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья VIII

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования у Генерального секретаря Организация Объединенных Наций десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединится к ней после депонирования десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования им его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья IX

1. После истечения десятилетнего периода со дня вступления в силу настоящей Конвенции просьба о пересмотре настоящей Конвенции может быть выдвинута в любое время любым государством — участником Конвенции путем письменного уведомления, направленного на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций принимает решение о том, какие меры, если таковые необходимы, следует провести в связи с такой просьбой.

Статья Х

1. Настоящая Конвенция хранится у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает заверенные копии настоящей Конвенции всем государствам, указанным в статье V.

3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства, указанные в статье V, о нижеследующем:

a) о подписании настоящей Конвенции и о сдаче на хранение в соответствии со статьями V, VI и VII ратификационных грамот или документов о присоединении;

b) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей VIII;

c) о сообщениях, полученных в соответствии со статьей IX.

Статья XI

Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, датирована 26 ноября 1968 г.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, надлежащим образом для этого уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/warcrimes_limit.shtml

Срок давности по экономическим и налоговым преступлениям

Срок давности преступления

Срок давности по экономическим и налоговым преступлениям — это волшебная палочка-выручалочка, которая в руках умелого чародея-юриста может помочь избежать ответственности за экономические преступления. Или, по крайней мере, максимально уменьшить ответственность.

Как этого добиться? В таком непростом деле все зависит от сопутствующих обстоятельств и от умения адвоката растянуть время следствия до момента истечения срока давности совершения преступления.

Пример экономического преступления и срок давности

Предположим, некто Иванов организовал в своем офисе небольшое казино. Без лицензии, не получив разрешения соответствующих государственных органов. В один прекрасный день это заведение прикрыли, организатора арестовали.

Согласно ст.171.2 УК РФ, подобное деяние может наказываться лишением свободы до 2 лет. А значит, относится к преступлениям небольшой тяжести.

Если посмотреть ч.1 ст.78 УК РФ, то срок давности по преступлениям небольшой тяжести составляет 2 года с момента совершения. То есть, если Иванов сумеет растянуть срок следствия свыше 2 лет, то будет впоследствии освобожден от ответственности.

Тяжесть преступления и срок давности

Рассмотрим сроки давности более подробно. Исходя из тяжести нанесенного ущерба, бдительный законодатель в статье 78 Уголовного кодекса РФ разграничил возможности освобождения от уголовного преследования. Получилось 4 разновидности (ч.1 ст. 78 УК РФ):

  1. освобождение от ответственности при небольшой тяжести преступления, если с даты совершения прошло свыше 2 лет;
  2. при совершении преступления средней тяжести — 6 лет;
  3. тяжкие преступления — были совершены более 10 лет назад;
  4. особо тяжкие преступления, произошедшие 15 лет назад.

Сроки давности по экономическим злодеяниям

Преступлениям в области экономики посвящена глава 22 УК РФ. А именно, статьи 169-200.5.

Большинство из них относятся к преступлениям небольшой или средней тяжести. А значит, в большинстве случаев с помощью опытного адвоката существуют возможности избежать уголовной ответственности, применив срок давности, затянув расследование дела.

Какова суть экономических и налоговых преступлений?

Экономические и налоговые преступления наносят ущерб финансам и бюджету страны. Наносимый при этом урон может быть колоссальным, достаточно вспомнить печально известную финансовую пирамиду МММ, вкладчиками которой являлись миллионы людей.

А может быть и совсем маленьким, например, индивидуальный предприниматель недоплатил в бюджет 900 000 рублей.
Соответственно, исходя из суммы понесенного ущерба, рассчитывается и срок давности по экономическим преступлениям.

Значение сроков давности

Смысл существования института срока давности подразумевает:

  1. возможность быть освобожденным от наказания в результате истечения определенного срока, установленного законом;
  2. отсутствие применения такой возможности в случае совершения преступления, наказанием за которое предусмотрены смертная казнь либо пожизненное заключение.
  3. наличие определенных в законе рамок, пересечение которых правонарушителю законное основание требовать освобождения.

Что понимается под «сроком давности»?

По сути, срок давности — это узаконенная возможность избежать ответственности за совершенные правонарушения. Прообраз этого института современного права был введен еще древними римлянами. Мудрые латиняне справедливо отметили, что если проступок был совершен давно, а плачевные последствия для общества незначительны, то можно простить виновника.

Сегодня законодатель, применяя срок давности по преступлениям, руководствуется теми же принципами. В том числе, налагая кару при совершении экономических, налоговых и финансовых противоправных деяний.

В чем особенности срока давности для ип?

Индивидуальный предприниматель действует в пределах небольшого сегмента рынка. По этой причине наносимый им ущерб обычно незначительный. Меры ответственности к ИП, соответственно, применяются упрощенные.
К примеру, за налоговые упущения ИП могут освободить от ответственности в следующих ситуациях (ст. 59 Налогового кодекса РФ):

  1. объявление банкротом;
  2. смерть должника.

Закон о сроке давности по экономическим преступлениям

Главным и основным документом, регулирующим порядок освобождения от ответственности по экономическим преступлениям, является Уголовный кодекс Российской Федерации. В ст.78 закона перечислены сроки, истечение которых позволяет виновному лицу заявить об освобождении от ответственности.

О сроках давности привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления

В УК РФ перечислены несколько статей, позволяющие привлечь лицо к уголовной ответственности за налоговые преступления. К ним относятся, в частности:

  1. ст.198 — уклонение от уплаты налогов физическим лицом (преступление небольшой тяжести);
  2. ст.199 — уклонение от уплаты налогов компанией (преступление небольшой тяжести);
  3. ст.199.1 — неисполнение обязанностей налогового агента — субъектом этой статьи являются должностные лица налоговых органов (преступление средней тяжести);
  4. ст.199.2 — сокрытие денег или другой собственности в целях избежания налогообложения (ч.1 — небольшая тяжесть, ч.2 — средняя тяжесть).

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что сроки давности по данным статьям будут следующими:

  1. ст.198 — 2 года;
  2. ст.199 — 2 года и 10 лет.
  3. ст.199.1 — 6 лет;
  4. ст.199.2 — ч.1 — 2 года, ч.2 — 6 лет.

Что такое исковая давность по финансовым преступлениям?

К финансовым преступлениям можно отнести все экономические преступления. Исковая давность по ним является идентичной срокам давности, установленным ст.78 УК РФ.

Почему увеличился срок исковой давности?

Раньше, до исторических нововведений в законодательство в 2014 году, налоговики могли инициировать уголовное дело по налоговым преступлениям лишь по материалам проверки. Поскольку большинство преступлений относились к деяниям небольшой тяжести, обычно к началу их рассмотрения срок давности уже проходил.

Поэтому сейчас уголовное дело могут возбудить по всякому поводу, включая сообщения в СМИ. Основываясь на ст.78 УК РФ, следствие может ориентироваться и на срок до 10 лет, если имеются признаки тяжкого преступления.

Подобная ситуация, конечно же, увеличивает риск привлечения к уголовной ответственности, даже просто на основании любых источников.

Объекты и субъекты финансовых преступлений

К объектам финансовых преступлений относятся отношения в сфере финансов. Причем финансов не личных, а публичных. Относящихся, например, к распределению бюджетных государственных средств. Или к реализации и распространению ценных бумаг.

К субъектам финансовых преступлений относятся лица, их совершающие. Это могут быть, например, налогоплательщики, налоговые агенты.

Заключение

Экономические преступления — это деяния, наносящие ущерб финансовой составляющей государства. Коррупция, которая, подобно ржавчине, разъедает узлы и крепления государственного механизма.

Сокрытие налогов, теневые финансовые махинации, контрабанда, создание фирм-однодневок.

Все эти действия, граничащие, а иногда и переплетающиеся с мошенничеством и созданием преступных групп, являются экономическими преступлениями.

Как и было указано ранее, все они имеют различные степени тяжести и виды наказаний. И в зависимости от указанных параметров срок давности позволяет виновному лицу избежать ответственности за совершенные экономические преступления.

Источник: https://nalog-blog.ru/ugolovnaya/srok-davnosti-po-ekonomicheskim-i-nalogovym-prestupleniyam/

Автоправо
Добавить комментарий