Сокращение должности на госслужбе при реорганизации

���������� ����� � ����������� ���������� ��� �������������

Сокращение должности на госслужбе при реорганизации

� ������������ �� ��. 64 ��� ����������� �������������� ���������� ���� ��������������� ���������, ������������� ����������� ���������� � ������� ����������.

����, ��� ������������� (����� ����������) ������������ �������������� ������� ���������� ��������������� ��������� ����� ����������� � ��������� ����������� �������������, ���������� � ���������� ����������.

����� ����������� �������� ���������� ������������� �������� �� ��������������� ��������� ����� �����������, ����������� � ���������� �������������, ������������ �� ������� ���������� � ��������� ���������� ������������ ���������� � ������� ������, ����������� ������������.

��� ����� ����� ���������������� ����������� ����� �������� ����������� ���������� � ������� ������, � ������� ����������� �� ����� ������������ �����������, ������� ��� �������� ���������� �� ���������� ����� ��� ����������� ����������.

��� ������ ���������� ��� ����������� ���������� ����������� � ���� ���� ���������� �������������.

��������, ��� � ������������ � �. 1 ��. 40 ���� �������� ������� ��� ������������� (����������) ����� ��������� ������������ ������ � ������ ��������� � ����������� ������������ � ������ � ���������� ����������� ��� ����� ����������.

� ���������, �������������� ������� ��� �� 06.11.92 �.

� 9 ����������, ��� ���������� � ����������� ������������ � ����� ���������� �������������� ������� ����, ��������� ����� ���� ����������� �����, ��������� ��������� �������, ���������� � �. �. ���� �������� �� �������� �������������.

� ���� ����� �������� � ������������������ ������������ ��� ���������� ������ ������������ ��������� ���� ������������������ �����������. �������, ����� ���������� ���� ������������.

� ����� ������ ��� ���������� ���������� � ����� � �������������� ���������� �������������� ������������� ��������� ����������.

����� ���������� ����������

����������� ����������� ���������� ������������� ��������� ���������� ���������� ����������. ��� ����� ������� ��������� ��������� ���������� � ����������� ��� ��� �����, ������� ����������� � ���������.

1. ������� ������� � ���������� ����������� ��� ����� ����������. ������� ����������� �������������� �������������� ������� ���������� ������������, ������� ��������������.

2. ��������� ��������� � ��������������� ���������� ��� ������� ��������� ����������� ����������� �� �����������, � ����� ���� �������� �������� ������ ���������.

������������ ������ �� ������� ��� �� ��� ������ �� ��������������� ���������� ������������ ��������� ����������� ������������ ���������� �� ���� ������������ ������ � ����������� � �������� ����������� ����������, ���������� � ���������� ����������, ������� ��� ����� ��������, ������ ���������� ���������� (�. 3 ��. 22 ������ � 1045).

��� ���� ���������������� ������� ���� �������������� (��. 494 ����) ��������� � ����������� ���������� ����������� ��� ����� ����������.

���������������� ����� ����� ����� ������� ����������� ��������������� ������� � �������� ������ ��� ��������� ����������� ���� ������ �����������, ��������� � ����������� ����������.

� ������ ���� �� ����������� ��� ���������, ��������� ������� ���������� ������������� � �������� �������������� �� ��������� ����������; ������� �������� �������� �� ��������� ������ ��������� ����������� ����������� (������������ �������������) �� ����������� ��������� �������� �� ����������, ��������������� �. 1 ��. 40 ���� (��. ����������� ������� �� 25.01.2011 �.).

3. ������ ��������������� ������ � �������� ��������� � ����������� ������������ � �����, � ������� ������������ ���������� ���� ���������, ��������� �������� �� ���������� ���������� ��� �������������, ������� ���������� ����������� �����������, ��������� � ����������� ��� �������������� �����������.

4. ������ ������, ������� ������������ ����� ������ ��� ������ ����� �����������, �� ������� ��������� ������������� ������� ������ ������, �������� ����������� ����������� � ����� � ����������� ����������.

5. ��������� � ��������� � ������������� ������� ����� ������� ����������, ���������� ����������, ���������� ����������.

��� ����������� ������� � �������� ��������� � ������� ���������� � �������������� ����� ���������� ����������� ���������� ����������, � � ���������������� � �������� ����������� ����������, ������������� ��� �� ���������� ��������� ���������� ��� �� � �������� ����������� �������� (��� �������������).

����� ���������� ����������, ����������� ��� ����������, ���������� ��������� ���������������� ����� �� ���������� �� ������.

��������, ��� ���������������� ����� �� ���������� �� ������ ��������������� ����������, ������� ����� ������� ������������ � ������������������ �����.

��� ����� ����� ���� ������: �������� �� �����������, ���������� ���������������� �������� (�������, ���������, ������), ��������� ���������� ������������ ����� ����������������� ����������, ��������� ������������, ���������� ���� ���������, ������� ��������� �� ������ � ������ � ���������� �������������� ��������� � �. �.

��� ������ �������� ������������������ ����� � ������������ ������������ � ���������� �� ������ �������� ���������� ����������, ��������� � ��. 42 ����, � ����� ������ ���������� ����������, ���� ��� ������������� ����������������� ������� � ������������ ���������.

��� ����������� ���������� �� ���������� ������� ��������, ��� �� ����� ��� ���, � ��������� ������� ����������� ����������� �� ����������.

��������, ��� ����� ���� ����������� �� ���������� ������ ��� ������ ���������� �����������:

� ���������� ������� � �������, ������� ����� � �������� �� ���� ��� (�� ����� ��� � � ������� � �������, ��������������� �. 6 ��. 179 ����), �������� ������ ��� ������� ������� � �������� �� ������������ ��� ��� �������-�������� (�. 3 ��. 184 ����);

� ��������, ������������� ����� ��� ������ (� ��� ����� � ������ ����������� ���������� ������ � �������� ���������), � ����� ������� (����������) (��. 1861 ����);

� ���������, ������� �� ����������� 18 ��� (��. 198 ����).

������ ���������� ���� ��������� ��� ����������� ��� ������� �� ������������� ���������������.

6. ������������ ���������� � ����������� ���������� �� ������� ��� �� ��� ������ �� ����������. � ������������ � �. 1 ��. 492 ���� � ����������� ���������� ��������� ����������� ��������������� �� ������� ��� �� ��� ������.

������ ������������� ����� ���������� �� ���, ���������� �� ���� �������������� ��������� � ��� ���������� (��. 253 ���).

Источник: http://bz.ligazakon.ua/magazine_article/BZ010238

За время декрета должность сократили

Сокращение должности на госслужбе при реорганизации
Случается так, что за время отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком должность работника сократили. Разберемся, как в этом случае действовать работодателю, чтобы не нарушить закон и права сотрудницы.

Трудовым законодательством установлен запрет на увольнение женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее — отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком).

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске*(1).

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность)*(2).
Таким образом, работодатель не имеет права не только уволить по сокращению штата работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, но и сократить должность такого работника.

Заметки на полях. При сокращении численности или штата организации работодатель не имеет права сократить должность работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет без письменного согласия работника.

Что делать, если должности находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком работников подлежат сокращению? Как соблюсти интересы работодателя и не нарушить закон?

Порядок сокращения должности

Уволить работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, на основании сокращения численности или штата организации*(3) нельзя. Что же делать, если в организации идет сокращение?

Установленная законом процедура сокращения численности (штата) работников предусматривает обязательное уведомление работников о предстоящем сокращении должности и увольнении не менее чем за два месяца до увольнения, сообщение о предстоящем увольнении выборному органу первичной профсоюзной организации, в службу занятости.

При этом закон не устанавливает ограничений по максимальному сроку уведомления работников.
Вместе с тем суды по-разному разрешают вопрос о допустимости заблаговременного уведомления работника о предстоящем увольнении по сокращению штата.

Так, одни суды признают законным увольнение работника по прекращении отпуска по уходу за ребенком и достижении ребенком возраста трех лет с учетом заранее дважды направленного работнику уведомления: за два года и за два месяца до увольнения*(4).

Другие же настаивают, что сообщение о предстоящем увольнении относится к начавшейся процедуре увольнения в связи с сокращением штатов, однако такое сообщение не может быть сделано в период временной нетрудоспособности, в период отпуска, в период отпуска по уходу за ребенком, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет*(5).

Поэтому, принимая решение о моменте уведомления работника о сокращении его должности после достижения ребенком возраста трех лет, работодателю необходимо учитывать отсутствие единообразия судебной практики по данному вопросу.

Вместе с тем, учитывая требования закона о недопустимости расторжения трудового договора по сокращению штата с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет*(6), гарантии сохранения за ней должности на период отпуска и право женщины вернуться на работу после окончания отпуска, наиболее правильным будет осуществление увольнения работника в связи с сокращением должности спустя два месяца после возвращения его на работу по достижении ребенком возраста трех лет и получении им уведомления о предстоящем увольнении.

Таким образом, в момент начала осуществления мероприятий по сокращению штата работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, можно уведомить о сокращении должности по достижении его ребенком возраста трех лет. При этом обязательно необходимо предложить имеющиеся вакантные должности. Такое уведомление должно быть вручено работнику обязательно под роспись.

Возможно несколько вариантов развития событий. После получения уведомления о сокращении должности работник может игнорировать предложение о занятии вакантных должностей или согласиться занять другую должность.

Если работник согласился занять вакантную должность, необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий трудового договора: наименования должности работника, условий оплаты труда и прочее, а также внести в трудовую книжку запись о переводе на другую работу (должность) у прежнего работодателя. После окончания отпуска работник приступает к работе по новой должности.

Заметки на полях. При сокращении должности работодатель должен предложить работнице перевод на работу по другой должности по окончании отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Данный перевод осуществляется только с письменного согласия работника. При этом к трудовому договору обязательно оформляется дополнительное соглашение.

Если работник не согласился перейти на одну из предложенных должностей, принудить его к этому нельзя. Мы рекомендуем в день выхода работника из отпуска уведомить его под роспись о сокращении его должности через два месяца и предложить имеющиеся на этот момент у работодателя вакантные должности.

Обратите внимание: отказ работника от предложенных вакансий лучше получить в письменной форме, особенно если работнику предлагается только одна вакансия. Так как в случае спора отсутствие доказательств отказа работника от предложенных должностей суд может расценить как подтверждение согласия работника занять предложенную должность*(7).

Заметки на полях. Отказ работника от предложенных вакансий необходимо оформить в письменной форме. Так как в случае спора отсутствие доказательств отказа сотрудника от предложенных должностей суд может расценить как подтверждение согласия работника занять предложенную должность.

Нужно иметь в виду, что работник, находящийся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, может не проживать по известному работодателю адресу или не получать корреспонденцию.

Поэтому, если вручить под роспись уведомление такому работнику не удалось, процедуру уведомления о сокращении должности следует отложить до выхода сотрудника на работу.

В день выхода на работу после окончания отпуска по уходу за ребенком сотрудника следует уведомить о предстоящем через два месяца увольнении в связи с сокращением должности. При этом обязательно предложить имеющиеся на данный момент вакансии.

Если работник не изъявит согласия на увольнение до истечения срока предупреждения об увольнении, на следующие два месяца работодатель обязан обеспечить вышедшего из отпуска сотрудника работой по его трудовой функции (должности).

Стоит отметить, что все установленные законом в отношении работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, гарантии распространяются как на основных работников, так и работников по совместительству*(8).

Перевод работника на другую должность

Часто работодатели исключают из штатного расписания должности, занимаемые работниками, находящимися в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, считая, что если работника не уволили, то требования закона соблюдены.

Такой подход является ошибочным и может привести не только к конфликту с работником, когда он выйдет на работу по окончании отпуска, но и повлечь административную ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о труде*(9).

Работники имеют право вернуться к работе на прежних условиях, досрочно прервав отпуск, или по достижении ребенком возраста трех лет. Это означает, что место работы, должность, условия оплаты и прочие условия трудового договора должны остаться прежними и не могут быть изменены работодателем в одностороннем порядке.

Иногда в практике встречается мнение о том, что в случае если должность работника была сокращена в период его нахождения в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, то после выхода сотрудника на работу ему может быть предложен перевод на другую должность на основании статьи 74 Трудового кодекса (по инициативе работодателя в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора). При этом, если сотрудник отказывается работать в новых условиях, он может быть уволен. А причиной увольнения в данной ситуации будет отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора*(10).

Мы не можем согласиться с данной точкой зрения.

Согласно части 1 статьи 74 Трудового кодекса допускается изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работы*(11).

Таким образом, если работник не согласен с предложением работодателя продолжить работу по другой должности (выполнять другую трудовую функцию) после окончания отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, уволить такого работника на основании отказа от продолжения работы*(12) нельзя. Такое увольнение будет признано судом незаконным.

Как мы указывали выше, в случае сокращения должности работника работодатель может предложить работнику перевод на работу по другой должности по окончании отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Такой перевод возможен только с письменного согласия работника с оформлением дополнительного соглашения к трудовому договору*(13). При этом новая работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья.

Реорганизация

По общему правилу, смена собственника имущества организации, изменение ее подведомственности (подчиненности), реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не могут являться основанием для расторжения трудового договора с работниками организации*(14). То есть, условия трудового договора с работником остаются прежними, несмотря на то, что изменился собственник имущества или произошла реорганизация.

Закон не требует уведомлять работников о реорганизации.

Однако мы рекомендуем ставить работников в известность о предстоящей реорганизации либо смене собственника имущества организации, поскольку работники имеют право отказаться от продолжения работы у нового собственника имущества либо в реорганизованной организации.

Чтобы иметь возможность реализовать свое право, работники должны быть проинформированы об изменениях. При этом часто изменяется наименование работодателя, что должно быть отражено как в трудовой книжке работника, так и в трудовом договоре.

Работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, также должны быть проинформированы о предстоящих изменениях.

Реорганизация компании, смена собственника ее имущества не влекут прекращения выплаты либо изменения размера назначенных пособий, трудовых договоров с работниками либо изменения их условий (кроме наименования работодателя).

Для случаев смены собственника организации прямо установлено, что сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности*(15).
При реорганизации либо изменении ее подведомственности всегда имеется правопреемник ее обязательств, в том числе по отношению к работникам.

Реорганизация путем присоединения означает, что одна организация присоединяется к другой.

При этом с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединившейся организации все ее работники становятся работниками присоединившей организации.

Записи об изменении наименования работодателя в связи с реорганизацией в форме присоединения вносятся в трудовые книжки таких работников.

С работниками подписываются дополнительные соглашения к трудовым договорам об изменении наименования работодателя. Только с этого момента могут начаться процедуры по изменению организационной структуры организации, в том числе по сокращению штата, с соблюдением установленного законом порядка.

При этом должности работников, находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, не могут быть сокращены, и такие работники не могут быть уволены на основании сокращения численности или штата организации*(16).

Без их письменного согласия они не могут быть переведены на другие должности.
В случае слияния нескольких организаций в одну работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, становятся работниками вновь образованной организации.

Их должности не могут быть исключены из нового штатного расписания такой организации.

В случае выделения из организации одной или нескольких организаций работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, не могут быть переведены в штат новой организации без их письменного согласия, их должности не могут быть изменены работодателем в одностороннем порядке.
Таким образом, осуществляя мероприятия по сокращению численности или штата организации, работодатель не может сократить должность работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет без письменного согласия работника.

Если работник согласен занять другую должность, с ним заключается дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должности (трудовой функции).

Если работник не дал своего письменного согласия на занятие предложенной ему вакантной должности, после прекращения отпуска по уходу за ребенком по достижении последним возраста трех лет работника следует уведомить о предстоящем через два месяца увольнении по сокращению штата. Ему также необходимо предложить имеющиеся вакансии, соблюсти другие установленные законом для осуществления сокращения численности или штата работников процедуры.

Т. Кунах,адвокат, юрист Адвокатского бюро

«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Экспертиза статьи:Б. Чижов,заместитель начальника отдела делопроизводстваУправления делами Федеральной службы

по труду и занятости, государственный советник РФ 2 класса

«Актуальная бухгалтерия», N 4, апрель 2013 г.

*(16) п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

Источник: https://garant-vrn.ru/articles/as270513/

В Украине ожидается сокращение госслужащих райадминистраций, но не только

В Украине готовят масштабное сокращение чиновников.

О “лишних” госслужащих сказал президент Владимир Зеленский на недавнем обсуждении проекта бюджета на следующий год ко второму чтению. И поставил задание правительству сократить расходы бюджета на содержание чиновников на 10%.

“Это позволит сэкономить средства и направить их на социально важные статьи бюджета”, -отметил он.

10% – это порядка 19 тысяч человек.

“Почистят” прежде всего штатное расписание районных госадминистраций, но не только.

Как написал на своей странице в министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет, уже принято решение о сокращении 1770 должностей в Государственной службе статистики – в подразделениях районного уровня.

Помещения, в которых они размещаются, а это более 280 объектов, планируется выставить на приватизацию.

“Хотел бы отдельно обратиться к сотрудникам, которые попали по это сокращение. Нам очень жаль, что приходится идти на эти меры, но мы вынуждены это сделать, чтобы перезапустить экономику Украины. Я очень надеюсь, что вы сможете найти в этой новой экономике свое место. Мы будем рады над этим работать вместе с обновленной службой занятости”, – написал Дубилет.

Впрочем, это вряд ли успокоит людей, которые уже завтра рискуют остаться без работы. Как сообщила читательница “Страны”, жительница Кременчуга (Полтавская область) Ольга Зорина, среди чиновников, которым уже сообщили о сокращениях, и даже вынудили написать заявления с 1 января 2020 года, – настоящая паника.

“Там много людей предпенсионного возраста. Куда они пойдут – работы в регионах не так много, и такие специалисты особо никому не нужны”,- говорит она.

“Без решения социальной составляющей чистка в чиновничьих рядах действительно может стать проблемой”, – считает глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. При этом, как считает эксперта института Grouford Алексей Кущ, экономия по итогу откажется не такой большой, как рассчитывают власти.

“Страна” разбиралась как в Украине будет проходить зачистка чиновников.

На самом деле “черный список” из 20 тысяч чиновников, которых собираются сократить, – только вершина айсберга. Презентуя проект бюджета ко второму чтению, премьер-министр Алексей Гончарук сказал, что на самом деле их будет больше.

Основных причин, по которым чиновники вдруг стали не нужны, две.

Во-первых, по словам Гончарука, реформа по децентрализации скоро будет завершена, поэтому в районных госадминистрациях уже не требуется такого большого штата госслужащих.

Как пояснил “Стране” заместитель главы Ассоциации городов Украины Олег Гарник, в рамках реформы по децентрализации в районах создаются объединенные территориальные общины и они частично перебирают на себя функции РГА.

“У нас есть некоторые районы, где органы местного самоуправления уже фактически дублируют функции районных госадминистраций, в частности, по социальной защите, образованию, здравоохранению. Они выходят на прямые взаимоотношения с центральной властью и получают субвенции из госбюджета”, – пояснил он.

Но, по словам Гарника, децентрализация прошла далеко не везде. И есть регионы, где территориальных общин пока мало, то есть, там загрузка районных госадминистраций такая же, как и раньше.

“Поэтому в вопросе с сокращениями нужен максимально индивидуальный  подход”, – считает он.

Другой аргумент властей – максимальная цифровизация государственного управления. По словам Гончарука, планируется максимально упростить предоставление административных услуг, в том числе, через электронные кабинеты, поэтому огромная бюрократическая машина нам особо не нужна.

Дмитрий Дубилет, поясняя сокращения в структуре Госстата, отметил: “с учетом того, что большинство отчетов , которые компании подают в Госстат, подаются в электронном виде, поддержка районных подразделений стала лишней”.

“Часть функций, которые выполняли районные подразделения, будут переданы на областной уровень. Кроме того, мы планируем упростить отчеты, которые подаются в Госстат, и уменьшить их количество”.

Впрочем, по мнению Алексея Куща, провести “турбо-цифровизацию” за считанные месяцы вряд ли получится.

“Чтобы в административных услугах было задействовано как можно меньше людей, нужна концептуальная реформа.

Сначала – новый алгоритм (чтобы человеку не нужно было для получения конкретной справки, бегать по многочисленным кабинетам и собирать подписи), на внедрение которого нужно 2-3 года. А затем – встроить этот новый алгоритм в “государство в смартфоне”, а это еще пару лет.

То есть, всего потребуется не меньше 5 лет. Что будет происходить, если реформу пока не проведут, а чиновников уже уволят, остается только догадываться”, – говорит Кущ.

Стоит отметить, что это уже далеко не первая зачистка чиновников.

“Каждая новая власть увольняет “лишних” госслужащих. И почему-то всегда – по 10%”, — говорит Алексей Кущ. Но, как показывает практика, ни более эффективным, ни более дешевым госаппарат при этом не становится.

“Вместо расформированных управлений и ведомств со временем появляются другие, и туда по новой набирают людей, иногда на более высокие зарплаты”,- отмечает Забловский.

К примеру, при Порошенко уволенных чиновников заменили советниками, которым назначили оклады уже не как госслужащим, в привязке к тарифной сетке, а “рыночные” – в несколько раз больше.

При отдельных ведомствах и вовсе появились советники, оформленные как физлица- предприниматели, через которых затем прокачивали немалые суммы грантовой помощи.

И никто не гарантирует, что подобное не произойдет и в этот раз. 

Миллиарды “лишних” чиновников

Сторонники массовых чиновничьих сокращений говорят, что решать вопрос радикально нужно было уже давно. Дескать, многие попросту “просиживают штаны” в государственных кабинетах, а то и вовсе строят разного рода коррупционные схемы. И при этом получают зарплаты из бюджета, за счет остальных налогоплательщиков.

Ключевой вопрос – сколько удастся сэкономить на “лишних” чиновниках и куда пойдут эти деньги. В проекте бюджета ко второму чтению особого сокращения на госаппарат пока  не видно. Более того, по отдельны статьям – есть даже увеличение.

“В своей презентации глава правительства рассказал о сокращении на 10% расходов на госслужащих. Проект бюджета к первому чтению по статье расходов 0410000 Хозяйственно-финансовый департамент секретариата Кабинета министров – 1 млрд 777,8 млн грн.

Проект бюджета ко второму чтению по этой же статье – уже 3 млрд 608,7 млн грн, то есть, увеличение на 103: или больше чем вдвое. Интересные у правительства калькуляторы.

Как оказалось, такого увлечения расходов добились за счет переноса в эту статью расходов а Госстат, которому как раз “порезали” финансирование”, – отметил экономист Юрий Гаврилечко.

Если предположить, что каждый из чиновников, которые пойдут под сокращение, получал зарплату в 10 тысяч гривен (с учетом налогов), а многие получают значительно меньше, то экономия для бюджета – порядка 2,8 млрд гривен в год.

Но, по словам Алексея Куща, при этом потеряют местные бюджеты, которым идет 18% НДФЛ с чиновничьих зарплат, и Пенсионный фонд, получающий ЕСВ. “То есть, государство, как минимум, должно будет увеличить финансирование дефицита ПФ из госбюджета”,- говорит он.

Плюс попавшим под сокращение чиновникам, по словам главы адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислава Кравца, должны будут заплатить выходное пособие, а это два месячных оклада и поставить их на 6 месяцев на биржу труда с выплатой пособия по безработице, а это тоже огромная нагрузка на бюджет.

Единственное, что может, с точки зрения экспертов, оправдать подобные сокращения с точки зрения интересов государство – это повышение зарплат оставшимся чиновникам. То есть, самих госслужащих станет меньше, но получать они будут больше, а значит снизятся коррупционные риски и повысится их мотивация к добросовестному труду.

Однако, судя по тому, что власти делают упор именно на экономию бюджета, тему повышения зарплат в данном контексте они не рассматривают.

“Повышение зарплат – это единственное для чего можно было бы сокращать чиновников.

Потому что сейчас главная проблема – это крайней низкий уровень оплаты труда большинство рядового персонала, которая провоцирует повальную мелкую коррупцию и абсолютно наплевательское отношение к своей работе, которую просто за такие копейки никто не ценит.

Но в бюджете заложено очень скромное повышение зарплат госслужащих. А значит после сокращений ситуация еще более ухудшится – нагрузка возрастет за те же деньги. А значит и коррупция, и наплевательское отношения только усилятся”, – сказал “Стране” руководитель одной из райдминистраций. 

Начнут “вспоминать” о коррупции и судиться

Но эксперты не исключают, что, когда начнутся массов увольнения, вопрос экономии отойдет на задний план. Ведь неизвестно каким будет социальный эффект “зачисток”.

“Люди в панике, многие боятся, что не найдут работу. Пообещали выходное пособие и хорошие условия на бирже труда, дескать, выделят личных консультантов. Но работы не так много, не факт, что удастся как-то устроиться.

Особенно людям предпенсионного возраста, которым осталось пару лет до пенсии. Кто их возьмет? Если бы власти разрешили им сразу выйти на пенсию, ведь у многих уже есть необходимый стаж, то это как-то решило бы проблему.

Те, кто помоложе собираются уезжать на заработки в Польшу”, – рассказала нам Светлана Зорина.

По ее словам, к  примеру в районном управлении статистики, функции которого Дубилет считает лишними из-за цифровизации отчетности, пообещали оставить двух экономистов.

Им придется бегать по местным предприятиям и собирать ту самую отчетность, которая, якобы, поступает в электронном виде.

При этом люди будут работать без кабинета, так как помещение у них забирают, и исключительно на минимальную зарплату, а это меньше 4 тысяч гривен на руки.

“Поймите, это трагедия не только для 20 тысяч чиновников, но и для их семей”, – говорит Зорина.

По словам Забловского, запускать сокращения без проработки социального вопроса и гарантий того, что людей просто не выбросят на улицу, нельзя – иначе получим социальный взрыв в регионах.

“Во многих странах есть специальные программы адаптации уволенных госслужащих, переобучение. Такие услуги предлагают и наши центры занятости. Но госслужащие – специфическая аудитория, и на биржах труда нет опыта работы с ними”, – говорит Забловский.

“Сокращать расходы на госаппарат необходимо. У нас избыточное количество силовиков, избыточное количество чиновников в министерствах, в т.ч. вследствие незаконченной реформы госслужбы, когда параллельно со старыми департаментами были созданы директораты. Много ненужных функций, требующих пересмотра.

Но с другой стороны, такие сокращения в маленьких, депрессивных городках подрывают их без того на ладан дышащую местную экономику. Потому что это падение платежеспобного спроса по цепочке дальше: о продуктов до коммуналки.

При этом правительство поступает как самый плохой работодатель, обещая лишь то, что обязано сделать по закону: предупреждение за 2 мес. и курсы в центре занятости.

Хотя было бы справедливым сделать дифференцированный подход: кому-то разрешить раньше выйти на пенсию, кому-то дать грант на свой бизнес, а кому-то просто увеличить сумму отступных.

Ну и сокращать при условии создания новых рабочих мест”, – написал в экс-советник НАПК Александр Ярецкий.

Кравец не исключает, что уволенные чиновники массово пойдут в суды. “Возможны две формы увольнения – при реорганизации предприятия или при его ликвидации. Раз РГА полностью не ликвидирую, то это реорганизация и чиновникам должны предложить другие вакансии. Иначе увольнение можно оспорить”, – говорит он.

Он также допускает, что после принятия так называемого закона о расследователях коррупции (в котором украинцам предлагают сообщать о коррупционерах за вознаграждение), обиженные чиновники начнут что-то “вспоминать”, а то и просто придумывать коррупционные истории.

Ведь в этом случае в рамках защиты расследователей запрещено увольнение с работы как их самих, так и их родственников.

Также эксперты говорят о необходимости решить вопрос со стажем. Многие сотрудники, которые попадут под сокращения – старше 50-55 лет. До наступения срока выхода на пенсию (60 лет) большинство работу уже не найдут.

И потому у многих будет проблема с минимально необходимым для получения пенсии стажем. Это большая социальная проблема для этих людей, которые всю жизнь на маленькую зарплату проработали на государство.

И, возможно, требует отдельного законодательного решения. 

Источник: https://strana.ua/articles/analysis/231941-sokrashchenie-chinovnikov-v-ukraine-2019-chto-nuzhno-znat-ob-uvolnenii-hossluzhashchikh.html

Некоторые вопросы, возникающие при сокращении должностей государственной гражданской службы

Сокращение должности на госслужбе при реорганизации

(Осин А. А.) («Трудовое право», 2007, N 6)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

А. А. ОСИН

Осин Александр Александрович, главный специалист юридической службы Министерства финансов Калужской области.

1. Сокращение: раньше и сейчас

В ныне утратившем силу Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 119-ФЗ) процедура сокращения штата государственного органа (в период с 1 февраля 2002 г. по 1 февраля 2005 г.) была идентична той, что содержалась в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Происходило это потому, что Федеральный закон N 119-ФЗ содержал норму, в соответствии с которой на государственных служащих распространялось действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 4).

Особенности, предусмотренные статьей 16 данного Закона, заключались в установлении некоторых дополнительных гарантий для государственных служащих при сокращении штата государственного органа и не затрагивали саму процедуру сокращения, отдав ее на откуп ТК РФ. Гарантии эти служили дополнительной и существенной защитой государственному служащему.

Если государственный служащий не мог быть трудоустроен в государственном органе, где проводилось сокращение штата, ему должна была быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности (пункт 1 статьи 16).

Ему гарантировалась переподготовка (переквалификация) при невозможности трудоустройства (пункт 2 статьи 16). Для государственного служащего устанавливались также повышенные выплаты при увольнении в связи с сокращением штата.

В случае непредставления государственному служащему работы он оставался в реестре государственных служащих и за ним сохранялся непрерывный стаж государственной службы в течение года (пункт 2 статьи 16). Увольнение с государственной службы при сокращении штата государственного органа производилось по статьям ТК РФ.

Дополнительных оснований увольнения по сокращению штата Федеральный закон N 119-ФЗ не предусматривал. С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ, Закон о гражданской службе) ситуация в сфере государственно-служебных правоотношений изменилась на противоположную.

Теперь в указанном Федеральном законе установлен приоритет его норм перед статьями и положениями трудового законодательства, которые применяются лишь в части, не урегулированной Федеральным законом N 79-ФЗ (статья 73) . ——————————— В новой редакции ТК РФ (от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) статья 11 также дополнена нормой, устанавливающей, что на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Этим и объясняется то обстоятельство, что Федеральный закон N 79-ФЗ определил все ключевые моменты, связанные с процедурой сокращения должностей государственной гражданской службы (далее — гражданская служба), вплоть до установления новой терминологии.

Федеральный закон N 79-ФЗ ввел особый термин для этого случая — «сокращение должностей гражданской службы», в отличие от термина «сокращение численности или штата работников организации», употребляющегося в ТК РФ и поныне.

Кроме этого в Законе определено специфическое основание прекращения служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы и установлены иные нормы, позволяющие в более полном объеме регулировать указанные правоотношения.

Однако такое доскональное освещение государственно-служебных отношений, возникающих между представителем нанимателя и государственным служащим в связи с сокращением должностей гражданской службы, «не спасло» Федеральный закон N 79-ФЗ от неясностей, а в некоторых случаях породило ранее не существовавшие проблемы, о которых мы и поговорим.

2. Процедура сокращения должностей гражданской службы: что изменилось?

Итак, нормы, регулирующие отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы, излагаются преимущественно в статье 31 Федерального закона N 79-ФЗ .

——————————— Следует отметить, что все нижесказанное будет также касаться правоотношений, возникающих в связи с реорганизацией государственного органа или его ликвидацией.

Для краткости в тексте работы будет упоминаться только термин «сокращение должностей гражданской службы».

Основанием для сокращения должностей гражданской службы обычно являются какие-либо объективные обстоятельства или события.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 реорганизация государственного органа или изменение его структуры могут являться основаниями для сокращения должностей государственной гражданской службы и, соответственно, прекращения государственно-служебных отношений с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе. Иные основания в Законе о гражданской службе не оговариваются, что дает представителю нанимателя широкий простор для принятия самостоятельных решений в этой сфере. Согласно пункту 5 статьи 31, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Эта норма «перекочевала» в Федеральный закон N 79-ФЗ из статьи 180 ТК РФ практически в неизменном виде. Кроме этого представитель нанимателя в письменной форме информирует о возможном расторжении служебного контракта в связи с сокращением выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы (статья 38). В пункте 1 статьи 31 оптимистично утверждается, что при сокращении должностей отношения, связанные с гражданской службой, продолжаются, и называются два условия, при которых происходит продолжение служебных отношений: — при предоставлении гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; — при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Если сравнить эти гарантии с теми, которые содержались в Федеральном законе N 119-ФЗ, можно констатировать, что их объем заметно сузился. Если раньше государственному служащему в первую очередь должны были предложить вакантную должность, а в случае невозможности трудоустройства ему гарантировалась переподготовка (переквалификация), то теперь ему предлагается выбор — или иная должность, или переподготовка (повышение квалификации). Причем отказ от любого из этих двух вариантов влечет увольнение по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ.

3. Предложение государственному служащему иной вакантной должности: обязанность или право представителя нанимателя?

Источник: http://center-bereg.ru/n2625.html

Автоправо
Добавить комментарий