Психическое и физическое насилие

Виды и формы насилия

Психическое и физическое насилие

Виды и формы насилия

Выде­ляют четыре основных вида насилия:

  • Физическое — это преднамеренное нанесение физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми.

Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическимпризнакам:

— необъяснимо возникшие кровоподтеки;

— шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;

— следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной пле­ти);

— след от укуса на коже;

— на голове участки кожи без волос;

-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);

— необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;

На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенно­сти поведения ребенка:

— реакция страха при приближении родителя к ребенку;

— общее избегание физического контакта;

— застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);

— появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; — побег из дома.

  • Эмоциональное (психическое) насилие — нехватка внимания и любви, угрозы и насмешки, унижение чувства собственного достоинства, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить, отвержение со стороны роди­телей.

         Формы психологического насилия разнообразны.

Чаще всего, — это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужно­сти, обиды, бессилия, депрессии.

К проявлениям насилия над ребенком относятся: унижение и подавление, обзывание, отверже­ние, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение и игнорирование.

        По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предполо­жить в том случае, если родитель постоянно:

¾  предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребе­нок не в состоянии справиться;

¾  сурово наказывает ребенка;

¾  чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;

¾  злится и устрашающе ведет себя.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:

— ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;

— он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;

— сосет пальцы, монотонно раскачивается;

— замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

— «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

— имеются нарушения сна, ночные приступы страха;

— он не проявляет интереса к играм;

— ночное и/или дневное недержание мочи;

— психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.

— замедленно физическое и общее развитие ребенка.

  • Пренебрежительное отношение ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одеж­де, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.
  • Сексуальное насилие  — использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изго­товления порнографической продукции, а также демонстрация им порно­графической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация экс­плуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребен­ку или третьему лицу. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят Генеральной Ассамбле­ей ООН 25 мая 2000г.) дает им следующие определения.

Детская проституция — означает использование ребенка в деятельности сексу­ального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.

Детская порнография — это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентри­рованные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, ис­пользуя компьютерные программы, также является порнографией.

Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также явля­ется проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних. СМИ много пишут о деле «Голубая орхидея», организации, наладившей создание и продажу через Интернет порнофильмов с участием детей.

Торговля детьми (траффикинг) — означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.

Это явление приобрело международный характер и стало чрезвычайно доход­ным занятием. В отличие от оружия и наркотиков, женщины и дети могут быть про­даны несколько раз. Они являются тем предметом продажи в международной торгов­ле, который приносит миллиарды долларов и позволяет оставаться безнаказанным.

Источник: http://detskiy-dom.grodno.by/147/152/175/

Если партнер не бьет, но лишает воли. 7 способов распознать психологическое насилие | Forbes Woman

Психическое и физическое насилие

2. Частичное игнорирование. Фильтрация вопросов в соответствии со своими целями. Если разрезать блинный торт, то на срезе он полосатый. Так же выглядит «на срезе» общение с моральным насильником. Одни ответы получить удается, другие нет.

— Как насчет пятницы? Я соскучилась.

— Да, дорогая!

— А кто такая Маша Гибискус, она флиртует с тобой на фейсбуке?

Он не отвечает.

— Милый, что ты хочешь на ужин?

— Запеки, пожалуйста, моего любимого сибаса с лимоном и розмарином.

— Слушай, а почему по вечерам ты говоришь по телефону из ванной, включив душ? У тебя кто-то есть?

Он не отвечает.

Можно, конечно, пойти ва-банк, дождаться встречи и спросить: а почему ты пропускаешь неудобные вопросы? На такие случаи у моральных насильников есть другие приемы.

3. Пристальный взгляд без комментариев. Это когда он Удав Каа, а вы … сами понимаете, кто.

– Дорогой, мы могли бы перенести поездку за город, мне совершенно необходимо по работе попасть на эту конференцию.

В ответ он смотрит на вас, не отрываясь.

– Я что-то не то спросила?

Не мигая, он продолжает дырявить взглядом вашу переносицу.

Вы испугались, и ваш вопрос куда-то делся. Потом, когда вы спросите: «Ты не рад, что я отказалась от той конференции, ведь ты же был так против…», — он скажет с подзевком: «Я был против? Прекрати вешать на меня вину за собственные ошибки». И будет прав.

Он же не говорил, что против. Он просто смотрел вам между глаз. Кстати, попробуйте еще пикнуть, что он как-то не так смотрел. Он скажет: «Я смотрел? Я стоял к тебе спиной и смешивал куантро с мартини. Возможно, в тот вечер ты выпила лишнего?».

И это уже называется ….

4. Газлайтинг. Детективный фильм «Gas Light» 1948 года о том, как молодая супруга оказалась заложницей преступных целей своего мужа. Он выставлял ее сумасшедшей в глазах родни, а главное — заставил ее сомневаться в собственной вмемяемости. Газлайтингом обозначают намеренное «сведения с ума» другого человека.

Газлайтер целенаправленно утвержает и даже «доказывает», что психика жертвы работает с ошибками, и полагаться на нее нельзя. И жертва верит. Ваш друг делает мелкие гадости (например, все время немножко врет) или даже какую-то крупную (тратит общие деньги на свое личное альпинистское снаряжение, шантажом заставляет вас сделать аборт или спит с вашей подругой).

А потом говорит одну из фраз: «Что с тобой не так?», «У тебя плохое настроение?», «Неправда, мы договаривались», «Ты сама этого хотела», «Ой, ты опять начинаешь?», «Я не это имел в виду», «Ты неправильно меня поняла», «Этого никогда не было». В романтических отношениях газлайтеры используют общечеловеческое свойство влюбленности — регресс.

Вы влюблены и ощущаете себя немного ребёнком? Так приятно подчиниться мудрому и харизматичному другу? Пусть он делает, как считает нужным, растворяться в нем — наслаждение? Если ваш мужчина сильный и зрелый, он отблагодарит вас за доверие и будет любить только сильнее.

Если вы имеете дело с моральным насильником, очнувшись от любви, вы обнаружите себя в отношениях, где вы ничего не решаете, и где все против вас, если вы с этим не согласны. А на вопрос «почему все так?» он скажет: «ты же сама этого хотела». И будет прав.

5. Шантаж, вызывание чувства стыда или вины и соблазнение. Ваш друг сообщает, что из-за пропущенного визита в родовое гнездо у мамы плохо с сердцем, папа порвал мениск, бегая в аптеку, а сам он теперь так расстроен, что сомневается в перспективности ваших отношений.

(как водится, он смотрит вам в переносицу). В этом примере виден весь «пакет»: манипуляция виной, попытка застыдить/напугать вас, шантаж разрывом отношений.

Если вы одумаетесь и сразу пообещаете все, от чего вчера отказались, он немедленно сделается мил и загладит конфликт лаской, сексом или прогулкой в вашем любимом парке.

6. Игнорирование, исчезновение с целью наказания. Некогда знаменитый педиатр Бенджамин Спок не рекомендовал входить ночью к плачущему младенцу, чтобы тот «понял», что хорошие детки ночью спят, а не плачут.

Одновременно с ним, другой доктор Джон Боулби, с цифрами в руках доказал, что младенец, вновь и вновь переживающий невозможность призвать маму, погружается в «анаклитическую депрессию», от которой даже может умереть несмотря на полный уход.

Слабый раствор младенческого ужаса-отчаяния переживаем и мы, когда дорогой человек исчезает «с радаров» без всяких комментариев.

Моральные насильники интуитивно прибегают к этому инструменту для запугивания своих партнеров: «Хорошие девочки не задают любимому неудобных вопросов про флирт и телефонные разговоры из ванной. Подергайся, перебери нашу ссору по кадрику. Найди ошибку, догадайся, где ты была не права. А послезавтра я, быть может, прощу тебя».

7. На самом деле жертва — он. Помните то воскресенье, когда когда вы не хотели идти в гости, а он тяжело намекал, что бросит вас? Если однажды вы рискнете переиграть его и немедленно среагируете шантажом на шантаж, вы будете изумлены феерической метаморфозой.

Скажите: «Дорогой, я так расстраиваюсь, когда на меня давят, что даже не знаю, какие перспективы у наших отношений…» — тут надо длинно посмотреть ему между бровей. Я знаю историю, когда вчерашний моральный насильник плакал две недели без перерыва и замусорил все мессенджеры своей подруги мольбами простить его. Оказалось, он был не в курсе ее дискомфорта.

Когда шантаж перестает работать, а соблазнение неуместно, он давит на жалость. Вы смягчаетесь, и все начинается снова.

Смысловой стержень любого насилия — объектное манипулирование другим человеком.

Даже обернутое в вежливость, обольщение или хитрость, насилие выдает себя по главному признаку — в отношениях вы предмет, а не субъект, не личность, не человек, обладающий своими чувствами и волей.

И с вами обращаются, как с предметом: манипулируют функционально, перебирая разные техники, подыскивая отмычки. Если вы податливы, пользуются мягкими приемами. Если мягкие не эффективны, используют давление.

Очень часто партнёр, склонный к психологическому насилию, чередует агрессию с соблазнением. Как только вы перестаете гнуться, он делается очарователен и глубоким бархатным голосом просит вас о примирении. И дарит билет на мюзикл или тур на Бали.

Вы расслабляетесь, и через пару дней он снова отчитывает вас, сверлит глазами и наказывает молчанием. Против моральных насильников есть всего одно средство, но его достаточно. Нужно точно знать, чего хочешь (или не хочешь) и уметь говорить это вслух.

Об этом я расскажу в следующей статье.

Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/343011-esli-partner-ne-bet-no-lishaet-voli-7-sposobov-raspoznat-psihologicheskoe

Виды, признаки, формы жестокого обращения с детьми

Психическое и физическое насилие

«Нормативно-правовые документы и другие материалыдля органов опеки и попечительства, учреждений и организаций,работающих с семьей и детьми», Томск, 2009 Утвержден приказом Департаментапо вопросам семьи и детей Томской областиот 28.09.2009 №187-п

I. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание.

Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Внешний вид:

– множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Основные типы травм:

На теле – синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.На голове – ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.

Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.

Возраст 0 – 6 мес.:

– малоподвижность;- безразличие к окружающему миру;- отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;- редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

Возраст 6 мес. – 1.5 года:

– боязнь родителей;- боязнь физического контакта со взрослыми;- постоянная беспричинная настороженность;- плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;- испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 – 3 года:

– боязнь взрослых;- редкие проявления радости, плаксивость;- реакция испуга на плач других детей;- крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности.

Возраст 3 года – 6 лет:

– примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;- пассивная реакция на боль;- болезненное отношение к замечаниям, критике;- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);- негативизм, агрессивность;- лживость, воровство;- жестокость по отношению к животным;- склонность к поджогам;

Младший школьный возраст:

– стремление скрыть причину повреждений и травм;- одиночество, отсутствие друзей;- боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст:

– побеги из дома;- суицидальные попытки (попытки самоубийства);- делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;- употребление алкоголя, наркотиков.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

– противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;- позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;- обвинение в травмах самого ребенка;- неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;- рассказы о том, как их наказывали в детстве;- признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

II.

Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Назовем их:

– мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;- введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;- несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка;- мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;- эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком;- вуаеризм – подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или пребывания в туалете, а также принуждение ребенка к раздеванию.Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;б) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

– повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;- расширение ануса;- следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;- заболевания, передающиеся половым путем;- беременность;- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;- резкие изменения веса (потеря или прибавление);- вагинальные кровотечения;- психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети дошкольного возраста:

– ночные кошмары;- страхи;регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;- открытая мастурбация;- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;- беспричинные нервно-психические расстройства.

Дети младшего дошкольного возраста:

– низкая успеваемость;- замкнутость, стремление к уединению;- изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

– депрессия;- побеги из дома или институциональных учреждений;- низкая самооценка;- угрозы или попытки самоубийства;- сексуализированное поведение;- употребление наркотиков или алкоголя;- проституция или беспорядочные половые связи;- жалобы на боли в животе.

III. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:

– открытое неприятие и постоянная критика ребенка;- оскорбление и унижение его достоинства;- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить – эмоциональное насилие:

– задержка физического и умственного развития;- нервный тик;- энурез- печальный вид;- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

– беспокойство или тревожность;- нарушение сна;- длительно сохраняющееся подавленное состояние;- агрессивность;- склонность к уединению;- чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;- угрозы или попытки самоубийства;- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;- плохая успеваемость;- низкая самооценка;- нарушение аппетита.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

– нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;- оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;- постоянное сверхкритичное отношение к нему;- негативная характеристика ребенка;- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

IV. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка:- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;- нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

– утомленный, сонный вид, опухшие веки;- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, – во время пребывания в больнице или приюте);- – задержка роста или общее отставание в физическом развитии;- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;- выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;- частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;- многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;- повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

– постоянный голод и/или жажда;- кража пищи;- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе – внимание взрослых;- требование ласки и внимания;- подавленное настроение, апатия;- пассивность;- агрессивность и импульсивность;- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;- неумение общаться с людьми, дружить;- неразборчивое дружелюбие;- регрессивное поведение;- мастурбация;- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;- низкая самооценка.

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

Социальные проблемы семьи.
Факторами риска считаются:

– неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;- семьи с приемными детьми;- наличие в семье больного алкоголизма или наркоманией;- социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;- стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;- использование физического и психического насилия в качестве наказания;- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи:

– психические заболевания (психоз, депрессия);- критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);- умственная отсталость;- недостаточный самоконтроль или импульсивность;-наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцесты, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;- родители в детстве сами подвергались жесткому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Факторы риска, характеризующие особенности детей – жертв насилия:

– нежеланный ребенок;- наличие у ребенка физических и умственных недостатков;- низкая масса тела при рождении, недоношенность;- врожденные уродства;-нелюбимый ребенок в семье;- сходство с нелюбимым родственником;- нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;- «трудный» ребенок;- высокоодаренный или талантливый ребенок. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам. Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

Источник: http://old.duma.tomsk.ru/page/18649/

Насилие в отношении детей можно предупреждать

Психическое и физическое насилие

  • Насилие в отношении детей включает все формы насилия в отношении людей в возрасте до 18 лет, совершаемого родителями или другими воспитателями, сверстниками, романтическими партнерами или незнакомыми людьми.
  • По оценкам, в глобальных масштабах до 1 миллиарда детей в возрасте 2-17 лет подверглись физическому, сексуальному или эмоциональному насилию или были оставлены без внимания в прошлом году (1).
  • Перенесенное в детстве насилие сказывается на здоровье и благополучии в течение всей жизни.
  • Задача 16.

    2 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. заключается в том, чтобы «положить конец надругательствам, эксплуатации, торговле и всем формам насилия и пыток в отношении детей».

  • Фактические данные из разных частей мира свидетельствуют о том, что насилие в отношении детей можно предупреждать.

Большинство случаев насилия в отношении детей относится, по крайней мере, к одному из шести основных типов межличностного насилия, совершаемого на разных этапах развития ребенка.

  • Жестокое обращение (включая жестокие наказания) охватывает физическое, сексуальное и психологическое/эмоциональное насилие; и отсутствие заботы о детях раннего возраста и других возрастных групп и подростках со стороны родителей, воспитателей и других авторитетных лиц, в основном, дома, но также в таких учреждениях, как школы и приюты.
  • Травля (в том числе в киберпространстве) – это нежеланное агрессивное поведение другого ребенка или группы детей, которые не являются братьями или сестрами и не состоят в романтических отношениях с жертвой. Она включает неоднократное причинение физического, психологического или социального вреда и часто происходит в школах и других детских учреждениях, а также через Интернет.
  • Насилие среди подростков и молодежи – это насилие среди детей и молодых людей в возрасте 10-29 лет, которое происходит, в основном, в сообществах между знакомыми и незнакомыми людьми. Оно включает травлю и физическое нападение с оружием (таким как огнестрельное оружие и ножи) или без него и может включать насилие, совершаемое преступными группировками.
  • Насилие со стороны интимного партнера (или бытовое насилие) включает физическое, сексуальное и эмоциональное насилие со стороны интимного партнера или бывшего партнера. И хотя жертвами насилия со стороны интимного партнера могут быть мужчины, от него непропорционально страдают женщины. Такое насилие обычно происходит в отношении девочек и девушек, состоящих в детских и ранних/принудительных браках. Среди подростков, состоящих в романтических отношениях, но не в браке, такое насилие иногда называют «насилием на свиданиях».
  • Сексуальное насилие включает совершаемые без согласия сексуальные контакты или действия сексуального характера, совершаемые без контакта (такие как вуайеризм или сексуальные домогательства), или попытки совершения таких контактов и действий; акты торговли с целью сексуальной эксплуатации, совершаемые в отношении лиц, не способных дать согласие или отказаться; и эксплуатацию в Интернете.
  • Эмоциональное или психологическое насилие включает ограничение движений ребенка, унижение, осмеяние, угрозы и запугивание, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы неприязненного обращения.

Любые из этих типов насилия, направленного против девочек или мальчиков в связи с их биологическим полом или половой идентичностью, могут также представлять собой насилие по признаку пола.

Воздействие насилия

Насилие в отношении детей имеет пожизненные последствия для здоровья и благополучия детей, семей, сообществ и стран. Насилие в отношении детей может:

  • Приводить к смерти. Убийства, часто совершаемые с применением оружия, такого как ножи и огнестрельное оружие, являются одной из трех основных причин смерти подростков, причем мальчики составляют более 80% жертв и преступников.
  • Приводить к тяжелым травмам. На каждое убийство приходятся сотни жертв насилия среди молодежи (в подавляющем большинстве мужского пола), получающих травмы в результате драк и нападений.
  • Сказываться на развитии мозга и нервной системы. Перенесенное в раннем возрасте насилие может приводить к нарушениям развития мозга и иметь пожизненные негативные последствия для других частей нервной системы, а также для эндокринной, кровеносной, скелетно-мышечной, репродуктивной, дыхательной и иммунной систем. В этой связи насилие в отношении детей может оказывать негативное воздействие на когнитивное развитие и сказываться на успеваемости и успешности в профессиональной деятельности.
  • Приводить к негативному реагированию на стресс и поведению, представляющему риск для здоровья. Дети, подвергающиеся насилию и воздействию других неблагоприятных факторов, с гораздо большей вероятностью курят, злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотики и имеют сексуальные отношения высокого риска. Среди них также отмечаются более высокие показатели тревожных расстройств, депрессий, других проблем в области психического здоровья и самоубийств.
  • Приводить к незапланированной беременности , искусственным абортам, гинекологическим проблемам и инфекциям, передаваемым половым путем, включая ВИЧ.
  • Способствовать развитию широкого ряда неинфекционных заболеваний позднее в жизни. Повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета и других нарушений здоровья в значительной мере связан с негативным реагированием на стресс и формами поведения высокого риска, обусловленными насилием.
  • Сказываться на возможностях и будущих поколениях. Дети, подвергающиеся насилию и воздействию других неблагоприятных факторов, с большей вероятностью бросают школу и сталкиваются с трудностями в том, чтобы найти работу и удержаться на рабочем месте. Они также с большей вероятностью становятся жертвами межличностного насилия и насилия против себя и/или совершают такое насилие позднее в жизни, и в этой связи насилие в отношении детей может оказывать воздействие на будущее поколение.

Факторы риска

Насилие в отношении детей является многосторонней проблемой с причинами на уровне отдельных людей, близких отношений, сообществ и общества. Важными факторами риска являются:

На уровне отдельных лиц:

  • биологические и личные аспекты, такие как пол и возраст
  • низкие уровни образования
  • низкий доход
  • наличие инвалидности или проблем в области психического здоровья
  • принадлежность к лесбиянкам, геям, бисексуалам или транссексуалам
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков
  • перенесенное ранее насилие.

На уровне близких отношений:

  • отсутствие эмоциональных связей между детьми и родителями или воспитателями
  • ненадлежащее выполнение родительских обязанностей
  • проблемы в семье и развод
  • связи со сверстниками-правонарушителями
  • наблюдаемое насилие среди родителей или воспитателей
  • ранний или принудительный брак.

На уровне сообществ:

  • нищета
  • высокая плотность населения
  • низкие уровни социальной сплоченности и наличие перемещающихся групп населения
  • легкий доступ к алкоголю и огнестрельному оружию
  • высокая концентрация преступных группировок и незаконный сбыт наркотиков.

На уровне общества:

  • социальные и гендерные нормы, способствующие нормализации насилия
  • политика в области здравоохранения, экономики, образования и социального развития, поддерживающая экономические, гендерные и социальные неравенства
  • отсутствующая или ненадлежащая социальная защита
  • постконфликтные ситуации или стихийные бедствия
  • районы с плохим управлением и ненадлежащей правоохранительной системой.

Предупреждение и ответные действия

Насилие в отношении детей можно предупреждать. Для предупреждения насилия в отношении детей и осуществления ответных действий необходимо систематически направлять усилия на факторы риска и защитные факторы на всех четырех взаимосвязанных уровнях риска (на уровне отдельных людей, близких отношений, сообществ и общества).

Под руководством ВОЗ группа из 10 международных организаций разработала и одобрила основанный на фактических данных технический пакет под названием «INSPIRE: Семь стратегий по ликвидации насилия в отношении детей». Этот пакет предназначен для содействия странам и сообществам в выполнении Задачи 16.

2 ЦУР, заключающейся в том, чтобы положить конец насилию в отношении детей.

Каждая буква в слове INSPIRE относится к одной из семи стратегий, многие из которых продемонстрировали свою эффективность в предупреждении нескольких разных типов насилия, а также положительные результаты в таких областях, как психическое здоровье, образование и сокращение преступности.

  • INSPIRE: Семь стратегий по ликвидации насилия в отношении детей

Это следующие семь стратегий:

  • Принятие (Implementation) и обеспечение соблюдения законодательства (например, введение запретов на жестокие дисциплинарные меры и ограничение доступа к алкоголю и огнестрельному оружию);
  • Изменение норм (Norms) и ценностей (например, изменение норм, освобождающих от ответственности за сексуальные надругательства над девочками или агрессивное поведение среди мальчиков);
  • Безопасные (Safe) условия (например, выявление «горячих точек» в микрорайонах с точки зрения насилия и последующее принятие мер в отношении местных причин путем проведения политики, ориентированной на проблему, и других мероприятий);
  • Оказание поддержки родителям (Parental) и воспитателям (например, проведение занятий среди молодых пар, которые впервые стали родителями);
  • Повышение доходов (Income) и улучшение экономического положения (например, с помощью микрофинансирования и обучения по вопросам гендерного равенства);
  • Ответные действия и оказание поддержки (Response) (например, обеспечение доступа детей, подвергшихся насилию, к эффективной неотложной медицинской помощи и надлежащей психологической поддержке); и
  • Обучение (Education) и формирование жизненных навыков (например, обеспечение посещаемости школы и обучение жизненным и социальным навыкам).

Деятельность ВОЗ

Принятая в мае 2016 г. резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения одобрила первый Глобальный план действий ВОЗ по усилению роли системы здравоохранения в рамках национальных межсекторальных ответных мер по борьбе с межличностным насилием, в частности, в отношении женщин и девочек, а также детей.

В соответствии с этим планом ВОЗ в сотрудничестве с государствами-членами и другими партнерами твердо намерена:

  • Проводить мониторинг глобальных масштабов и характерных особенностей насилия в отношении детей и поддерживать усилия стран по документированию и измерению такого насилия.
  • Поддерживать электронную информационную систему, обобщающую научные данные о бремени, факторах риска и последствиях насилия в отношении детей, а также фактические данные, подтверждающие возможность его предупреждения.
  • Разрабатывать и распространять основанные на фактических данных технические руководящие документы, нормы и стандарты для предупреждения насилия в отношении детей и осуществления ответных действий.
  • Регулярно публиковать глобальные доклады о деятельности стран по борьбе с насилием в отношении детей путем проведения национальной политики и принятия планов действий, законов и программ по предупреждению насилия, а также с помощью ответных действий и оказания поддержки.
  • Оказывать поддержку странам и партнерами в проведении основанных на фактических данных стратегий по предупреждению и осуществлению ответных действий, таких как «INSPIRE: Семь стратегий по ликвидации насилия в отношении детей».
  • Сотрудничать с международными агентствами и организациями в целях сокращения и ликвидации насилия в отношении детей в глобальных масштабах с помощью таких инициатив, как Глобальное партнерство по прекращению насилия в отношении детей, «Все вместе на защиту девочек» и Альянс по предупреждению насилия.

Справочные материалы

(1) Global prevalence of past-year violence against children: a systematic review and minimum estimates. Hillis S, Mercy J, Amobi A, Kress H. Pediatrics 2016; 137(3): e20154079.

Источник: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/violence-against-children

Автоправо
Добавить комментарий