Пропуск срока давности налоговой

Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

Пропуск срока давности налоговой

Срок исковой давности по налогам — это период времени, когда налоговый орган вправе принудительно взыскать задолженность по уплате налогов. Однако у плательщиков довольно часто образуются задолженности по налоговым платежам. Поэтому важно разобраться в том, есть ли срок давности по налогам для физических и юридических лиц и какие в этом вопросе есть нюансы.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Налоги — это обязательные, так называемые индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые взимают с организаций, физических лиц, а также ИП, чтобы обеспечить деятельность государства и(или) муниципальных образований.

Задолженность образуется при несоблюдении сроков их уплаты, которые устанавливаются по каждому платежу в соответствующих главах части 2 НК. Их изменение происходит в порядке, описанном в гл. 9 НК. При нарушении установленных периодов уплачивается пеня (ст.

75 НК).

Когда сумму платежа рассчитывает ИФНС (например, это земельный или транспортный платежи), его оплата обязательна после получения соответствующего уведомления (в течение месяца со дня его получения). Большая длительность предусматривается в самом уведомлении.

Исковая давность, предусмотренная гл. 12 ГК, в налоговой сфере не применяется.

Срок давности по налогам физических лиц

При задолженности физического лица ему (независимо от факта привлечения к ответственности за налоговые нарушения) направляют требование об уплате налога. Оно содержит информацию:

  • о сумме долга;
  • размере пеней (на момент его направления);
  • периоде его исполнения (восемь рабочих дней с даты получения, если не указано иное);
  • взыскательных и обеспечительных мерах, которые будут использованы при игнорировании требования;
  • основаниях взимания платежа и законодательных периодах его уплаты.

Его направляют либо не позже трех месяцев со дня выявления недоимки (это следующий день после наступления даты внесения платежа), либо в пределах года от этого дня (когда сумма неуплаты меньше 500 руб.). Соответствующее требование налогоплательщику по результатам налоговой проверки направляют в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения.

Налоговая проверка бывает:

  • камеральной — сотрудники ИФНС проверяют предоставленные налогоплательщиком декларации, расчеты и др. документы в своих служебных кабинетах;
  • выездной — проверка проходит по адресу проживания налогоплательщика.

Налоги за недвижимость или транспорт, которые платят физлица, исчисляются ИФНС не более чем за три налоговых периода перед календарным годом, когда направлено уведомление об их оплате. Таким образом максимальная сумма долга, которая может прийти по названным платежам в 2020 году, будет состоять из слагаемых за 2016, 2017 и 2018 года.

Срок давности по уплате налогов физическим лицом зависит от суммы долга:

  • если задолженность больше 3000 руб. — шесть месяцев со дня истечения времени удовлетворения налогового требования;
  • когда долг равен 3000 руб., срок давности по неуплате налогов составляет полгода с момента превышения указанной суммы;
  • если сумма не превысит 3000 руб. и прошло три года с момента, когда следовало исполнить налоговое требование, срок взыскания налогов с физических лиц равняется полугоду после указанных трех лет.

В пределах указанных периодов налоговики подают иск о взыскании налоговой задолженности в суд общей юрисдикции (ст. 1 ФЗ от 07.02.2011 № 1).

Пропуск сроков означает, что задолженность признается безнадежной и на этом основании списывается по надлежащему заявлению в ИФНС или суд. Когда ИФНС уже подала в суд, там также нужно заявить о пропуске, подав ходатайство. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен.

Срок исковой давности по налогам юридических лиц

Юридическим лицам при недоимке поступает требование об уплате налога (в аналогичном с физлицами порядке и в периоды, которые указаны выше).

Его игнорирование чаще всего означает взыскание долга без суда (в бесспорном порядке). Есть случаи, когда возможно только судебное взыскание, они указаны в п. 2 ст. 45 НК.

Например, когда с лицевых счетов компаний взыскивают сумму более 5 000 000 руб.

С юрлица недоимка взимается в режиме ст. 46 – 47 НК. Первоначально налоговики посылают в банки, где находятся счета должника, инкассовые поручения о списании с них средств.

Это происходит на протяжении двух месяцев после истечения времени исполнения требования. При пропуске указанного времени налоговики уже не смогут бесспорно взыскать деньги со счетов. При этом срок исковой давности по уплате налогов составляет полгода.

Причем суд оценит как правомерность начисления, так и правильность расчета платежа.

Нехватка средств на счетах в течение года по прошествии периода требования порождает постановление ИФНС о взыскании долга за счет имущества, которое направляется в подразделение судебных приставов. Если этот период пропущен, налоговики могут получить задолженность через суд (в пределах двух лет).

Указанные правила распространяются и на ИП.

Давность по налоговым нарушениям

Названная давность аналогична рассмотренной выше (при взыскании налогового долга) по правилам и длительности. Давность привлечения к ответственности — это временной отрезок, когда ИФНС начисляет штраф. Он равен трем годам с момента совершения нарушения либо после окончания налогового периода, если речь идет о ст. 120, 122 НК.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/sroki-iskovoy-davnosti

Сроки давности в налоговом праве: странные новации законодателя

Пропуск срока давности налоговой

О.Р. Михайлова,
канд. юрид. наук

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ изменил порядок определения течения срока давности взыскания санкций за налоговые правонарушения. Эти изменения, направленные на совершенствование налогового администрирования, в действительности внесли неопределенность и дополнительные проблемы в правоприменительную практику.

История вопроса

Сроки давности привлечения к налоговой ответственности и взыскания налоговых санкций впервые были введены в налоговое законодательство Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 113 НК РФ регулирует вопросы давности привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Истечение сроков давности в соответствии со статьей 109 НК РФ исключает привлечение лица к ответственности.

Лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности по прошествии трех лет с момента совершения правонарушения. По общему правилу начало течения срока определяется со дня совершения правонарушения. Для правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, срок давности исчисляется со следующего дня по окончании налогового периода, в котором было совершено правонарушение.

В первоначальной редакции норма предусматривала, что срок давности может прерываться, если до его истечения будет совершено новое налоговое правонарушение. Это положение было исключено Федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ, в результате чего срок давности привлечения к налоговой ответственности стал пресекательным.

Процедура принятия решения предусмотрена статьей 101 НК РФ, согласно которой налогоплательщик привлекается к ответственности решением руководителя налогового органа. Поэтому практика арбитражных судов исходила из того, что течение срока давности привлечения к ответственности заканчивается принятием решения о привлечении к ответственности.

Статья 115 НК РФ ограничила давность взыскания налоговых санкций шестью месяцами. В течение этого срока налоговые органы могут обратиться в суд за взысканием налоговой санкции. Срок исчисляется со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таким образом, в НК РФ в редакции Федерального закона № 154-ФЗ существовали два пресекательных независимых срока.

В деле о проверке конституционности положений статьи 113 НК РФ [ сноска 1 ] Конституционный Суд РФ увязал эти сроки воедино, указав, что течение срока давности привлечения лица к ответственности прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, а в случае необходимости составления такого акта — с момента вынесения решения о привлечении к ответственности. И соответственно с этого момента начинает действовать срок взыскания налоговых санкций. По мнению Конституционного Суда РФ, в случае воспрепятствования налогоплательщика проведению налогового контроля суд может признать уважительными причины пропуска срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.

Трое судей КС РФ высказали особое мнение в связи с принятием этого Постановления.

Судья Г.А. Гаджиев высказал мнение, что статья 113 НК РФ противоречит статье 19 Конституции РФ в части, устанавливающей недифференцированный срок давности. Не согласились с Постановлением также судьи А.Л. Кононов и В.Г. Ярославцев.

По мнению А.Л.

Кононова, произвольно выведенное судом понятие противодействия проведению налоговой проверки неясно и юридически неопределенно, так как Конституционный Суд РФ связывает свой упрек одновременно и с возможностью злоупотребления «правом не быть привлеченным», и с неправомерными действиями, то есть с правонарушениями. Однако это теоретически несовместимые понятия, поскольку злоупотребление предполагает недобросовестные действия в границах права, а правонарушение — за его пределами.

В.Г. Ярославцев напомнил, что срок давности привлечения к ответственности — это конституционная гарантия государственной защиты. Сославшись на пресекательный характер срока давности и его отличие от срока исковой давности и процессуальных сроков, он подкрепил свою позицию прецедентами Европейского суда по правам человека.

Судьи сошлись во мнении, что налогоплательщик не может воспрепятствовать проведению налоговой проверки, так как налоговые органы располагают арсеналом средств для получения от налогоплательщиков необходимых сведений. Они также могут и обязаны использовать расчетный метод определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» изменил редакцию статей 113 и 115 НК РФ.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности остался прежним — три года. Не изменилось и начало отсчета срока. Законодатель также уточнил, что прекращается он принятием решения о привлечении к ответственности, и внес новое положение о приостановлении срока.

Теперь течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговым органом сумм налогов, подлежащих уплате.

Полностью изменилась концепция статьи 115 НК РФ. Срок давности изменен на срок исковой давности. Исчисляется он теперь с момента окончания срока исполнения требования об уплате штрафа и может быть восстановлен судом, если пропущен по уважительной причине. Неизменной осталась только продолжительность этого срока — шесть месяцев.

Несмотря на то что изменения, внесенные Законом № 137-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2007 года, уже очевидны проблемы, которые возникнут при применении новой редакции Налогового кодекса РФ.

Проблемы правоприменения

В статье 113 НК РФ законодатель применил те же неопределенные термины об активном противодействии проведению проверки и непреодолимых препятствиях для ее проведения и определения налоговой обязанности.

Статья 113 отсылает к пункту 3 статьи 91 НК РФ. Течение срока давности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного этой нормой. Акт составляется в случае, если лицо, обязанное платить налоги и сборы, препятствует доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, на его территорию или в помещение.

Таким образом, из буквального толкования в системной связи пункта 1.

1 статьи 113 и пункта 1 статьи 91 НК РФ следует, что под противодействием проведению выездной налоговой проверки следует понимать недолжное поведение проверяемого лица, препятствующего доступу проверяющих на его территорию.

Этот вывод подтверждается также тем, что это касается противодействия только выездной налоговой проверке на территории проверяемого лица. Расширительное толкование нормы недопустимо (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Однако в этом случае сумму налога к уплате налоговый орган определяет самостоятельно по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии. Следовательно, отсутствие доступа на территорию не является непреодолимым препятствием для проведения проверки и определения суммы налоговой обязанности.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1.1 статьи 113 НК РФ исключают применение абзаца первого этой же статьи.

Существует также неопределенность в вопросе о моменте возобновления срока давности. Кодекс связывает его с днем, когда прекратили действовать обстоятельства, препятствующие проведению проверки, и вынесено решение о ее возобновлении. Однако эти обстоятельства могут не совпадать во времени.

Возможно, в данном случае, чтобы пресечь недолжное поведение налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки, следует применить иные негативные для него последствия. Сумму налога к уплате, расчетно-определенную налоговым органом, следует принять за основу, а бремя доказывания того, что налоговый орган использовал неверные данные, возложить на налогоплательщика.

Статья 115 Налогового кодекса Российской Федерации в прежней редакции устанавливала сроки давности взыскания налоговых санкций. Теперь она регулирует вопрос исковой давности взыскания штрафов. Институты срока давности и срока исковой давности имеют различную правовую природу и применяются по-разному.

Срок исковой давности применяется в исковом производстве, а дела о взыскании налоговый санкций относятся к административной юстиции и в соответствии с АПК РФ и ГПК РФ рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Попытка приспособить гражданско-правовой институт к административным правоотношениям привела к смешению понятий и институтов, что порождает сложности правоприменения.

Сроки исковой давности применяются в частно-правовых отношениях в условиях равенства субъектов. Согласно главе 12 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Он применяется судом только по заявлению стороны в споре. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Срок может быть восстановлен в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. д.). Срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не восстанавливается. Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.

Статья 115 НК РФ предлагает совершенно новое решение начала отсчета срока исковой давности — с момента истечения срока исполнения требования об уплате штрафа, то есть связывает его с истечением срока досудебного урегулирования спора.

По правилам статей 69 и 70 НК РФ требование об уплате штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если в нем не указан более продолжительный срок исполнения. То есть по усмотрению налоговых органов наступление срока исковой давности может отодвинуто на неопределенный срок.

Не совсем понятно, как может повлиять на момент наступления срока исковой давности пропуск налоговым органом сроков проведения мероприятий налогового контроля и направления требования.

Источник: http://nalogoved.ru/art/1423.html

Срок налоговой давности или срок давности по налогам

Пропуск срока давности налоговой

Зачастую, налогоплательщикам приходят требования об уплате налогов за давно прошедшие периоды либо такие налоговые долги взыскиваются через суд. Обычно, в таких ситуациях налогоплательщиков интересует существование срока давности по налогам.

Срок давности по налоговому законодательству

Применительно к налоговым отношениям под сроком давности обычно подразумевается срок, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность взыскания долга.

При этом, в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» не установлены. Не определен в НК и срок исковой давности – понятие, знакомое многим из Гражданского кодекса РФ. Здесь следует помнить, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Хотя срок налоговой давности в НК не определен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Так, в указанных статьях в НК определены:

  • сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом, в том числе сроки проведения налоговой проверки (с момента начала проверки до момента вступления в силу решения по ее итогу) –  до 2 лет 1 месяца для выездных налоговых проверок и не более 9,5 месяцев для камеральных проверок ( п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК). Важно помнить еще об одной особенности порядка проведения налоговых проверок – инспекция может проверить в порядке выездной налоговой проверки период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК. Следовательно, если налогоплательщик не был проверен в течение трех лет с момента образования налоговой недоимки, то возможность выявить и взыскать  налоговый орган потеряет;
  • срок, для  предъявления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга  (20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля  – п.1 ст. 70 НК);
  • срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате  долга в добровольном порядке (не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);
  • срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга (шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга при взыскании долга за счет денежных средств, или два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате  при взыскании долга за счет имущества– ст. 46-48 НК).

Пропуск инспекцией сроков  взыскания налогов  – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика. Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

При этом, нарушение налоговым органом сроков, установленных НК для проведения контрольных мероприятий, а также сроков для направления требования об уплате налогов, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов (п.37, 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) .

Следовательно, срок налоговой давности можно определить  как  установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга, по истечению которого, налоговый орган может потерять возможность взыскать долг.

На основании выше приведенных норм НК, в совокупности,

срок налоговой давности составляет:

  • от 2 лет 6 месяцев до 4 лет,  с момента начала выездной налоговой проверки налогоплательщика – если долг выявлен в ходе выездной налоговой проверки;
  • от 1 года 5 месяцев до 2 лет 10 месяцев, с момента начала камеральной проверки декларации налогоплательщика – если долг выявлен по результатам камеральной проверки.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг выявлен (камеральная, выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля).

Также на его длительность влияет способ взыскания долга – взыскание  налога за счет денежных средств либо за счет имущества налогоплательщика.

Можно порекомендовать налогоплательщикам следующее – при получении требования об уплате или судебного заявления налогового органа  о взыскании налогов за давние периоды, необходимо проверить не только обоснованность начисленных в требованиях сумм, но и соблюдение налоговыми органами сроков налоговой давности. В случае если сроки выявления и взыскания налоговым органом пропущены, можно заявлять это в суде  в качестве основания для отказа налоговому органу в иске о взыскании налогов.

Своевременное обращение к профессиональному налоговому юристу или адвокату поможет сформировать грамотную позицию по налоговому спору в суде либо разрешить налоговый спор в досудебном порядке.

Списание задолженности по налогам по иску налогоплательщика

Срок давности для привлечения к налоговой ответственности

Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/srok-davnosti-dlya-vyiyavleniya-i-vzyiskaniya-nalogovoy-nedoimki.html

Срок исковой давности по налогам

Пропуск срока давности налоговой

Срок исковой давности необходим, чтобы сторона, понесшая ущерб, могла в этот период обратиться в суд, даже если прошло немало времени. Общий срок исковой давности по Гражданскому законодательству равен трем годам.

А есть ли срок давности по налогам и переплатам, и какова его продолжительность? В нашей статье мы рассмотрим, какие сроки отведены налоговым законодательством для взыскания налогов с юрлиц, предпринимателей и обычных граждан, а также для возврата им налоговых переплат.

Срок давности по налогам

При совершении лицом налогового правонарушения, срок исковой давности, по истечении которого его уже не привлечь к ответственности, равняется трем годам. Отсчет срока начинается со дня совершения правонарушения либо сразу по завершении налогового (отчетного) периода, в котором оно совершено (ст.113 НК РФ, ст. 196 ГК РФ).

Но налоговым законодательством не устанавливается никаких сроков, по истечении которых с должника снималась бы обязанность заплатить налог.

Поэтому понятие «срок давности по уплате налогов» предполагает период, в течение которого неуплаченный (или не полностью уплаченный) налог может быть взыскан с налогоплательщика фискальными органами.

Если налог не перечислен в положенный срок в госбюджет и по нему возникла недоимка, для ИФНС это становится основанием обратиться к налогоплательщику с требованием о его уплате (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Требование передается лично в руки плательщика-должника или отправляется ему почтой заказным письмом. Исполнить требование нужно в течение 8 дней с даты получения, или в срок, прямо указанный в нем.

После этого начинается исчисление срока исковой давности по уплате налогов.

При невыполнении налогоплательщиком-должником требования в срок, в течение 2-х месяцев, налоговики могут принять решение о взыскании неуплаченных сумм. Если по окончании и этого срока недоимка не будет погашена, ее взыскание возможно только через суд.

Для подачи в суд заявления о взыскании недоимки за счет денег, имеющихся на банковских счетах налогоплательщика, срок исковой давности по налогам юридических лиц и ИП составляет полгода после завершения срока, отведенного для исполнения выставленного ранее требования ИФНС (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если взыскание недоимки «нацелено» на имущество должника, в том числе его наличные деньги, то срок давности по налогам ИП и организаций, взыскиваемым в судебном порядке, составит 2 года с момента окончания срока исполнения требования налоговиков (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Все перечисленное одинаково относится как к налогоплательщикам, так и к налоговым агентам, имеющим долги по перечислению соответствующих платежей.

В случае, когда налоговиками срок исковой давности по неуплате налогов для подачи заявления пропущен, суд по ходатайству ИФНС может его восстановить, если сочтет уважительными причины такого пропуска.

Срок исковой давности по налогам, переплаченным в бюджет

Установив переплату налогов, пеней, штрафов, ИФНС должна сообщить об этом факте налогоплательщику в 10-дневный срок (п. 3 ст. 78 НК РФ). Переплата идет в зачет будущих налоговых платежей либо возвращается на счет плательщика налога.

Когда переплата возникла по вине налогоплательщика, он вправе написать в инспекцию заявление на возврат (зачет) в течение 3 лет со дня уплаты им лишней суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ), а при неправомерном отказе налоговиков зачесть или вернуть переплату – подать исковое заявление в суд.

Срок давности по налогам, излишне взысканным, составляет 3 года. Это означает, что налогоплательщик, переплативший налог по вине ИФНС, может подать на нее в суд в трехлетний период с момента обнаружения им такой переплаты.

Заявление в инспекцию о возврате переплаченной в бюджет суммы подается в течение 1 месяца после того, как плательщику стало известно об излишне «снятом» налоге, либо со дня вступления в силу судебного решения о взыскании суммы, превышающей реальный размер задолженности (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Десятый арбитражный апелляционный суд

Пропуск срока давности налоговой

15 Июня 2011

ОБЗОР

 практики Десятого арбитражного апелляционного суда

по вопросу «Практика применения статьи 78 Налогового кодекса РФ»

Неточное указание кода бюджетной классификации не препятствует проведению инспекцией зачета ранее уплаченных сумм по налогу.

По делу № А41-38516/09 ИП обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России по Московской области в части начисления недоимки по УСН, штрафов за неполную уплату налога по УСН, пени по УСН.

Суммы, уплаченные налогоплательщиком, не были приняты налоговым органом в качестве оплаты, так как уплачивались в качестве единого налога, применяемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (15% от разницы между доходом и расходом), а проверкой установлено, что налогоплательщик должен был уплачивать единый минимальный налог (1% от полученной выручки).

Однако инспекцией должным образом не учтено, что сумма налога была фактически уплачена предпринимателем. При этом налогоплательщиком допущено неточное указание кода бюджетной классификации.

Данное обстоятельство не препятствует проведению инспекцией зачета ранее уплаченных сумм по налогу при применении упрощенной системы налогообложения, поскольку зачет в данном случае, с учетом положений п. 5 ст. 78 НК РФ, должен быть произведен инспекцией самостоятельно.

Апелляционный суд обратил особое внимание на следующее.

Основанием для доначисления спорной суммы налога явилось то, что налогоплательщиком в адрес налогового органа представлена декларация на бланке устаревшей формы, в связи с чем декларация была возвращена налогоплательщику. Впоследствии почтовое отправление возвратилось в инспекцию, в связи с неполучением его налогоплательщиком. При этом обязанность по зачету ранее уплаченных сумм налоговой инспекцией исполнена не была.

Обязанность по возврату (зачету) суммы излишне уплаченного налога возникает в случае установления обстоятельств свидетельствующих об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

По делу N А41-3669/09 Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившееся в не вынесении решения о зачете налога на имущество организации излишне уплаченных заявителем, обязании Межрайонной инспекции ФНС России по Московской области вынести решение о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме в счет предстоящих налоговых платежей.

Проводившей проверку налогоплательщика аудиторской организацией было высказано мнение о неправомерном использовании Обществом указанного специального налогового режима. Налогоплательщик произвел перерасчет налоговых обязательств и предоставил в налоговый орган по месту своего нахождения налоговые декларации по налогу на имущество организаций.

Вместе с этим, налогоплательщик, самостоятельно установив неправомерность данного вывода, руководствуясь п. 2 ст.

80 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате, в связи с применением специальных налоговых режимов, представило в налоговый орган письмо об отзыве поданных ранее налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, а также заявление о возврате излишка уплаченного налога на имущество организаций на основании ст. 78 Налогового кодекса РФ.

В силу п. 6 статьи 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно приниматься налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Довод Инспекции о том, что заявитель не подавал уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, поэтому по данным налогового органа у него не возникло переплаты по этому налогу, не основан на законе.

В силу пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Следовательно, заявитель не должен был представлять в Инспекцию налоговые декларации по налогу на имущество организаций и по другим налогам, от уплаты которых заявитель был освобожден в связи с применением специального налогового режима.

Заявитель также не имел обязанности представлять уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций, поскольку вышеприведенные положения пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса освобождают налогоплательщика от представления налоговых деклараций.

Направление в Инспекцию письма об отзыве налоговых деклараций по налогу на имущество организаций является не противоречащим закону способом исправления ошибки, допущенной при подаче налоговых деклараций лицом, применяющим специальный налоговый режим и освобожденным от подачи таких деклараций.

Поскольку у заявителя отсутствовала обязанность уплаты налога на имущество организаций и ошибочное представление налоговых деклараций по этому налогу не привело к занижению сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, у заявителя и в силу этой нормы отсутствовала обязанность представлять уточненные налоговые декларации по этому налогу.

Пропуск срока для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате суммы переплаты не лишает заявителя права на обращение в суд за защитой нарушенных прав в пределах общего срока исковой давности.

По делу N А41-27148/09 налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога, обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченного налога на и начислить проценты за несвоевременный возврат денежных средств.

Согласно акту сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам по состоянию на 15.02.2007, обществу стало известно об имеющейся переплате по налогам.

Наличие переплаты налоговым органом не оспаривалось и подтверждено последующими актами сверки расчетов. Налогоплательщик обращался в инспекцию с заявлением о зачете переплаты.

Источник: http://10aas.arbitr.ru/article/633200051/255/Praktika-primeneniya-stati-78-Nalogovogo-kodeksa-RF-a-hrefmailtopriemmail10aasruNapravit-otzyva

О сроках давности по налогам, пеням, штрафам — audit-it.ru

Пропуск срока давности налоговой

Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

Главная

В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги).

В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

  1. сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

  2. срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

  3. срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

  4. срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы.

В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст.

46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга.

О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/999054.html

Судебные тяжбы по возврату излишне уплаченного налога | ООО

Пропуск срока давности налоговой
На сегодняшний день опубликовано немало статей и разъяснений на тему зачета (возврата) излишне уплаченного налога. Причина тому — неутихающие споры между налоговиками и организациями, реализующими свое право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога в соответствии со ст. 78 НК РФ, которые в большинстве своем разрешаются лишь в суде.

Дело в том, что внесудебный формат общения «контролер — налогоплательщик» ограничен трехлетним периодом для проведения процедуры зачета (возврата) налога (п. 7 ст. 78 НК РФ), выйдя за рамки которого, организация получает от налоговиков отказ.

Однако тот факт, что налогоплательщик в силу ряда причин пропустил указанный в НК РФ срок, вовсе не лишает его права на возврат имеющейся переплаты в судебном порядке.

В данной статье мы предлагаем обсудить судебный формат общения «контролер — налогоплательщик», расставив акценты на особо важных моментах, связанных с процедурой зачета (возврата) через суд.

Проблема — определить момент возникновения переплаты

В случае отказа контролеров в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налогов и пеней, в том числе и при пропуске срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 5*(1)).

Конституционный суд также указал, что положения ст. 78 НК РФ не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного в п. 7 названной статьи срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (Определение от 21.06.2001 N 173-О).

(При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства и отсчитывается с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

) Таким образом, основная задача, стоящая перед налогоплательщиком, который намерен вернуть излишне уплаченную сумму налога через суд, — доказать, что между датой обращения в судебные органы и датой, когда ему стало известно об имеющейся у него переплате, прошло не более трех лет.

Предлагаем, проанализировав сложившуюся арбитражную практику, выяснить, какой позиции придерживаются арбитры при определении момента, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, и на что необходимо обратить внимание организации, желающей удовлетворить свои имущественные требования в судебном порядке.

Момент 1. О возникновении переплаты узнаем в день уплаты налога или при подаче первоначальной налоговой декларации

Здесь необходимо обратить внимание на Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10. Суть его такова.

Предприятию выделялись бюджетные средства на компенсацию убытков, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, а также на капитальный ремонт автомобильных дорог и объектов жилого фонда.

Данные средства включались в базу по НДС, с них начислялся и уплачивался в бюджет налог.

Привлеченные для оценки бухгалтерской и налоговой отчетности сторонние специалисты выявили у предприятия излишне уплаченную сумму налога.

Налогоплательщик без обращения в налоговую инспекцию с заявлением о возврате, без представления уточненных деклараций и документов, подтверждающих ошибочную уплату налога, обратился в суд с заявлением о возврате переплаты по налогу. Суд встал на его сторону, посчитав, что факт излишней уплаты доказан.

Однако высшие судьи отменили решения нижестоящих судов, указав на то, что в соответствии со ст. 78 НК РФ срок давности исчисляется со дня уплаты налога налогоплательщиком (то есть с момента, когда налогоплательщик самостоятельно исполнил обязанность перед бюджетом)*(2).

Кроме того, арбитры сделали акцент на самой процедуре возврата, установленной данной статьей, а именно: для возврата излишне уплаченной суммы необходимо направить в налоговый орган заявление, которое он обязан рассмотреть в соответствии с определенными правилами и принять решение в установленные сроки.

Только в случае отказа контролеров в его удовлетворении организация вправе обратиться в арбитражный суд.

Президиум ВАС обращает внимание на то, что возврат допускается только после проведения налоговиками зачета излишне уплаченной суммы в счет погашения недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным в пользу того же бюджета.

Поэтому обращение налогоплательщика в арбитражный суд без соблюдения предусмотренного законом порядка означало бы необоснованное переложение на суд обязанности налогового органа по проверке документов налогоплательщика с целью установления наличия или отсутствия у него недоимки.

Обратите внимание! Президиум ВАС указал, что уплатой налога признается как перечисление налогоплательщиком в бюджетную систему денежных средств, так и проведение зачета налоговиками.

Высшие арбитры пришли к выводу, что трехлетний срок для зачета излишне уплаченных сумм подлежит исчислению с даты проведения налоговиками зачета, признавая тем самым проведенный зачет формой уплаты налога (Постановление от 10.11.2011 N 8395/11).

Источник: http://garant-rb.ru/articles/as090812/

Автоправо
Добавить комментарий