Понятие о судебной экспертизе после ДТП

Содержание
  1. Судебная экспертиза после ДТП: когда проводится, кем назначается, сроки, стоимость
  2. Какие бывают экспертизы
  3. Для чего проводить судебную экспертизу
  4. Какие могут быть основания для назначения экспертизы
  5. Как подать ходатайство
  6. Процедура назначения судебной экспертизы
  7. Какие понадобятся документы
  8. Кто выступает в роли эксперта
  9. Классификация исследований
  10. Длительность экспертизы
  11. Сколько стоит проведение экспертной проверки
  12. Можно ли обжаловать заключение
  13. Что в итоге
  14. Независимая экспертиза транспортного средства:
  15. Судебная экспертиза после ДТП
  16. Зачем обращаться в суд после ДТП
  17. Зачем нужна экспертиза автомобиля после аварии
  18. Виды судебных экспертиз
  19. Автотехническая экспертиза
  20. Оценочная экспертиза
  21. Трасологическая экспертиза
  22. Судебно-медицинская экспертиза
  23. Кто назначает экспертизу
  24. Кто может быть экспертом
  25. Независимые эксперты
  26. Порядок назначения экспертизы
  27. Документы для проведения экспертизы
  28. Виды исследований
  29. Проведение судебной экспертизы после ДТП
  30. Стоимость судебной экспертизы
  31. Судебная экспертиза автомобиля после ДТП
  32. Когда нужна судебная экспертиза при ДТП
  33. Срок проведения
  34. Ходатайство о назначении судебной экспертизы после ДТП
  35. Как обжаловать судебную экспертизу
  36. Для чего проводить судебную экспертизу и что она из себя представляет

Судебная экспертиза после ДТП: когда проводится, кем назначается, сроки, стоимость

Понятие о судебной экспертизе после ДТП
Время чтения: 5 минут

В некоторых случаях после аварии может понадобиться анализ ситуации и состояния автомобиля.

Это нужно для более точного определения обстоятельств и поиска виновника, если возникают какие-то несостыковки.

Как показывает практика, они есть почти всегда, поэтому судебная экспертиза после ДТП проводится практически всегда, когда дело доходит до суда. Мы расскажем, что она собой представляет и подлежит ли обжалованию.

Какие бывают экспертизы

Зачастую множество нюансов дорожно-транспортных происшествий (ДТП) скрыто и определить их с первого взгляда невозможно. Но опытные эксперты могут практически по секундам воссоздать события аварии. На данный момент существует четыре вида экспертиз, среди которых:

  • Трасологическая – проводится непосредственно на месте ДТП. Призвана воссоздать картину аварии на местности, высчитать скорость автомобиля, при которой он двигался до столкновения, его траекторию, тормозной путь и прочие нюансы. Позволяет определить виновника происшествия и оценить ущерб.
  • Судмедэкспертиза – тоже должна проводиться на местности. Оценивается ущерб здоровью, количество пострадавших и их состояние.
  • Автотехническая – может проводиться на штрафстоянке. По сути, является той же судмедэкспертизой, только не для людей, а для автомобиля.
  • Независимая – производится независимо от местности и призвана оценить ущерб для предъявления этих данных в официальные структуры (в основном для получения компенсации).

Для чего проводить судебную экспертизу

Есть много причин, по которым нужно проводить экспертизу, но все они сводятся к трем основным:

  • Смоделировать аварию.
  • Оценить нанесенный вред (как людям, так и имуществу).
  • Определить виновника.

Первые шаги экспертизы проводятся по инициативе сотрудников ГИБДД на месте аварии. Это трасологическая и судмедэкспертиза. Именно на этом этапе моделируется авария. Затем по результатам следствия определяется виновник и степень его вины. После этого пострадавшая сторона вправе требовать компенсацию.

С этого момента определяется компенсация пострадавшей стороне. Проводится судебная автотехническая экспертиза автомобиля, на основании которой оценивается нанесенный вред.

А также на данном этапе решается, страховой ли это случай аварии и кто будет возмещать ущерб. При условии, что случай страховой, выплачивать компенсацию будет фирма, выдавшая полис.

Если автомобиль был не застрахован – виновник аварии.

Все необходимые доказательства (задокументированные точные данные об ущербе и стоимости возмещения ремонтных работ), а также другие необходимые документы нужно представить следствию. Инициатором экспертизы выступает страховая компания, следствие или водитель, если он желает повторно получить информацию и оспорить предыдущее решение.

Какие могут быть основания для назначения экспертизы

Несмотря на то что право на запрос о проведении экспертной оценки есть как у следственных органов, так и у страховщиков и даже участников, конечное решение принимает суд. Для назначения экспертизы нужно написать заявление и передать его на рассмотрение в суд. Решение суда определит, проводить ли процедуру.

Как подать ходатайство

Как уже отмечалось, пострадавшей в ДТП стороне при необходимости запросить экспертизу следует написать официальную просьбу об этом. Потребуется специальный бланк, пример которого вы можете видеть ниже.

Оформлять нужно по общепринятым стандартам заявлений. Сначала вы пишете кому и куда направлен документ – в правом верхнем углу листа:

А затем указывается предмет заявления:

Процедура назначения судебной экспертизы

Для проведения экспертной оценки только заявления недостаточно. Согласно действующему порядку проведения экспертизы, установленному законом, требуется в официальной форме подать извещение в страховую компанию.

В документе нужно сообщить о случившийся аварии. Как уже упоминалось ранее, страховщики сначала проверят автомобиль, который нужно предоставить им в течение пяти дней с момента подачи заявления о ДТП.

Также следует подать  все необходимые документы.

Если дорожное происшествие несерьезное и вы согласны с решением проводивших проверку экспертов, ничего больше делать не понадобится. Но если это не так, нужно инициировать экспертную проверку – написать ходатайство. Как именно это сделать, читайте выше. Ходатайство следует подать в соответствующий орган. В данном случае в суд.

Если он откажет в проведении экспертизы (обязательно должна быть указана причина), подайте заявление уже через канцелярию. В таком случае нужно следить, чтобы вам поставили штамп, что заявление принято.

Кстати, подавать ходатайство в письменной форме вовсе не обязательно. Можно сделать и устный запрос непосредственно во время проведения заседания суда.

Хотя это и не рекомендуется, так как тогда оно нигде письменно не зафиксируется.

Для принятия решения проводить экспертизу или нет много времени не нужно. Если заявление было сделано устно – все решается на месте во время судебного заседания по итогам рассмотрения доказательств обеих сторон.

Если же документ подавался через канцелярию – может потребоваться несколько дней, в зависимости от загруженности отделения.

Кроме требований сторон, экспертиза может также назначаться по решению суда для уточнения материалов дела.

Какие понадобятся документы

Несложно догадаться, что проведение судебной экспертизы при ДТП требует наличия пакета документов. Кроме автомобиля, для проверки вам понадобится предоставить:

При себе также нужно иметь удостоверение личности.

Кто выступает в роли эксперта

Несмотря на то что существует масса организаций, занимающихся экспертной оценкой автомобилей после ДТП, их есть всего два вида:

  • Государственные учреждения.
  • Частные компании.

Можно без опасения обращаться в любые госучреждения, но с частниками стоит быть предельно внимательными. Стоит проверить наличие лицензии, отзывы клиентов. Все затраты ложатся на заказчика процедуры. Если заключение будет некорректным, то, кроме дезинформации по делу, понадобится проводить дополнительную проверку – тоже за счет заказчика.

Классификация исследований

Вопреки широкому мнению, оценка повреждений, которая проводится страховой компанией не является конечным неоспоримым результатом. Если возникают вопросы, разрешение на проведение дополнительной экспертной проверки нужно запрашивать в суде. Их может быть три вида:

  • Первичная. Проводится в случае сомнений в решении страховщиков. Как правило, сомнения есть всегда, если речь идет о серьезной аварии. Проверяются те же параметры, что и при экспертизе страховой компании.
  • Вторичная. Проводится в случае сомнений в решении экспертной организации, проводившей первичную проверку. Такой вид проверки встречается гораздо реже. Если ею будет заниматься организация, не имеющая отношения к первой экспертизе, нужно обязательно сообщить эту информацию вовлеченным в конфликт сторонам.
  • Дополнительная. Запрашивается только в особенно тяжелых и запутанных случаях. Требует от экспертной организации дополнительных разъяснений или более тщательной проверки какой-то части автомобиля.

Длительность экспертизы

Нужно понимать, что все в данном случае зависит от сложности работ, сохранности автомобиля, загруженности фирмы и ее тарифов. Факторов, влияющих на сроки проведения проверки множество, но в среднем заключение можно получить в течение одной-двух недель. Процедура может длиться от нескольких дней до месяца.

Сколько стоит проведение экспертной проверки

Логично возникает вопрос, сколько стоит судебная экспертиза автомобиля и кто ее оплачивает. Процедуру оплачивает заказчик (по решению суда обязанность оплаты может быть переложена на виновника ДТП или страховую компанию, даже если инициатором был пострадавший), но сумма может значительно варьироваться.

Кроме причин, влияющих на скорость проведения проверки, описанных разделом ранее, на цену влияют и расценки конкретной фирмы и сложность проводимых работ.

Если вы хотите приблизительно подсчитать стоимость судебной экспертизы по ДТП, учтите данные следующей таблицы:

Название процедуры Стоимость, руб
Изучение технического состояния авто. От 5 000
Оценка ущерба. От 3 000
Судмедэкспертиза. 8 000–15 000
Дополнительные проверки, затребованные следствием. Стартуют от 1 000 и могут доходить до десятка, в зависимости от вида.

Приведенные данные являются приблизительными. С уверенностью можно сказать только, что государственные пункты проверки обойдутся дешевле, но работать они будут дольше.

Можно ли обжаловать заключение

Если пострадавшая сторона не согласна с заключением экспертизы, она может побороться за свои права получить компенсацию. Скорее всего, суд откажет принимать ходатайство о повторном проведении экспертизы, но попробовать все же стоит. Опишите что именно вас не устраивает в повторном заявлении и подайте его как полагается.

В случае отказа обратитесь к независимому эксперту и попросите написать рецензию по уже имеющемуся заключению (конечно, это будет небесплатно). Обязательным условием является то, чтобы юрист, пишущий рецензию, не был вовлечен в данное судебное разбирательство.

Но даже в этом случае нет гарантий, что суд выдаст разрешение на перепроверку. Причиной тому послужит нежелание затягивать дело, которое уже якобы решено.

Поэтому экспертную организацию важно выбирать с особой тщательностью, руководствуясь прежде всего надежностью и качеством предоставления услуг, а не ценой.

Споры по дорожно-транспортным происшествиям.

Что в итоге

Судебная экспертиза – важнейший момент в моделировании аварии, оценке ущерба и определении ее виновника. К ней нужно относиться со всей серьезностью и не экономить, если вы являетесь пострадавшей стороной и хотите получить возмещение в полной мере.

Независимая экспертиза транспортного средства:

Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/ekspertiza/sudebnaya-ekspertiza-posle-dtp.html

Судебная экспертиза после ДТП

Понятие о судебной экспертизе после ДТП

Зачастую после ДТП сотрудникам ГИБДД не удается четко определить обстоятельства аварии без специальных исследований. Особенно часто с такими трудностями сталкиваются участники дорожно-транспортного происшествия с жертвами.

Именно благодаря проведению судебных экспертиз судье и сотрудникам ГИБДД удается определить, кто именно выступал виновником и пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Зачем обращаться в суд после ДТП

В соответствии с правилами страхования, судебная автотехническая экспертиза и оценочная экспертиза после ДТП обязательно должны проводиться в каждом страховом случае.

В первую очередь за проведением такой экспертизы обращаются страховые фирмы, чтобы оценить причиненный транспортному средству и пострадавшим ущерб. Проведение такого исследования необходимо для того, чтобы определить точную сумму страхового возмещения, выплачиваемого потерпевшему.

После проведения первой судебной экспертизы, водитель имеет право обратиться за проведением повторной независимой экспертизы. Чаще всего такое обращение поступает в том случае, если автомобилист не доволен результатами первого исследования пострадавшего транспортного средства.

Если виновником аварии стал водитель, у которого нет страхового полиса ОСАГО, то обращение в суд – единственная возможность для пострадавшего автолюбителя получить возмещение за причиненный его транспортному средству и здоровью ущерб.

В особо сложных случаях участники аварии обращаются за многоступенчатой экспертной оценкой. Чаще всего проведение такой экспертизы необходимо в тех случаях, когда жизни и здоровью участников ДТП был причинен серьезный ущерб, а так же если в результате столкновения сильно пострадало имущество.

Зачем нужна экспертиза автомобиля после аварии

В соответствии с требованиями российского законодательства об обязательно страховании автогражданской ответственности, возмещение после наступления страхового случая может быть выплачено только после предоставления страховщику определенного пакета документов.

Оформлением документов по факту дорожно-транспортного происшествия могут заниматься как сотрудники дорожной инспекции, так и сами участники ДТП, путем заполнения европротокол.

Основное предназначение судебной экспертизы – определение точной стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. Помимо этого специалисты, которые осуществляют экспертизу, должны установить наличие повреждений транспортного средства, определить их взаимосвязь с произошедшим ДТП.

От суммы причиненного ущерба, которая была определена экспертами во время проведения исследования, напрямую зависит размер страхового возмещения.

Виды судебных экспертиз

Судебная оценка, проводимая экспертами по результатам ДТП, включает в себя сразу несколько направления исследований. Причем каждое из них акцентируется на отдельных аспектах дорожно-транспортного происшествия.

По результатам проведения всех видов анализов специалистам удается определить все обстоятельства аварии.

Автотехническая экспертиза

Проведение автотехнической экспертизы необходимо для того, чтобы выявить все недостатки, имеющиеся на транспортном средстве, определить точные обстоятельства, при которых они могли возникнуть.

К частым причинам появления недостатков на автомобиле можно отнести:

  1. Дорожно-транспортное происшествие.
  2. Эксплуатация автомобиля.
  3. Некачественный ремонт транспорта.
  4. Производственный брак.

Помимо этого проведение такой экспертизы необходимо для того, чтобы определить, могли ли данные повреждения стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В результате такого исследования сотрудникам ГИБДД удается определить круг виновных в аварии лиц.

Оценочная экспертиза

Проведение оценочной экспертизы после дорожно-транспортного происшествия необходимо для получения точного представления о размерах причиненного транспортному средству вреда. Кроме того проведение такого исследования требуется для того, чтобы соотнести полученные в результате столкновения повреждений с актуальной стоимостью проведения ремонтно-восстановительных работ.

Во время проведения экспертизы специалистами учитывается естественный износ автомобиля, утрата его товарной стоимости. К сожалению, в большем количестве случаев проведение такого исследования инициируется страховыми компаниями. Соответственно, после получения заключения от эксперта, страховщик значительно снижает размер положенного материального возмещения.

Именно по этой причине страхователи часто обращаются за проведением повторной независимой экспертизы, так как их не устраивает выплаченная сумма по страховке.

Трасологическая экспертиза

Проведение трасологической экспертизы после ДТП необходимо для исследования следов аварии, которые возникли на месте дорожно-транспортного происшествия. К таким повреждениям можно отнести:

  1. Следы на дорожном покрытии, оставленные автомобилем в результате столкновения.
  2. Остатки кузовной краски на ограждения.
  3. Остатки кузовной краски с одного транспортного средства на другом.

Проведение такой экспертизы дает заинтересованным лицам возможность определить, как именно вели себя автомобилисты на дороги, совершали ли они движение в момент дорожно-транспортного происшествия, были ли попытки выполнить маневр или снизить скорость.

Судебно-медицинская экспертиза

Проведение судебно-медицинской экспертизы после ДТП необходимо для оценки состояния пострадавших после дорожно-транспортного происшествия. В отличие от других видов исследования, проведение которых назначается непосредственно сразу после столкновения, судебно-медицинская экспертиза может быть проведена только по окончании лечения пострадавшего или после его смерти.

Такая отсрочка проведения исследования необходима для того, чтобы у судьи и заинтересованных лиц появилась возможность учесть медицинское заключение, получить представление о физиологическом состоянии пострадавшего изначально и после всех предпринятых врачами медицинских мер.

Кто назначает экспертизу

В соответствии с нормами российского законодательства, назначить проведение судебной экспертизы после ДТП может ограниченное количество лиц:

  1. Участники аварии.
  2. Представители страховщика.
  3. Следственные органы.
  4. Суд.

Так как количество экспертиз законом не ограничено, каждый участник дела имеет право обратиться за проведением повторного исследования. Все полученные результаты должны быть приняты всеми сторонами конфликта и третьими лицами, принимающими участие в разбирательстве.

Кто может быть экспертом

В Российской Федерации существуют специальные государственные экспертные учреждения, специалисты которых сотрудничают с судебными инстанциями и следственными органами.

Независимые эксперты

В поисках лицензированного экспертного учреждения можно натолкнуться на множество негосударственных организаций, которые занимаются экспертным анализом транспортных средств и пострадавших после дорожно-транспортных происшествий. Однако несмотря на то, что они представленные в огромных количествах, стоит помнить о том, что не все сотрудники таких компаний могут продемонстрировать высокий уровень профессионализма.

Помимо этого не каждый такой эксперт может похвастаться своей объективной оценкой случившегося.

Именно поэтому автомобилистам, желающим получить экспертную оценку, стоит внимательнее отнестись к выбору специалиста, который сможет провести исследование.

Порядок назначения экспертизы

В рамках действия федерального закона №40 определен порядок, по которому должна проводиться независимая экспертиза после дорожно-транспортного происшествия при наличии споров между страховщиком и страхователем.

К примеру, если у страхователя есть в планах получение от страховщика выплат, необходимых для ремонта транспортного средства, прежде всего ему нужно направить извещение об аварии в офис страховой компании.

По требованию страховщика автомобилист также должен в течение 5 дней предоставить на осмотр свой автомобиль.

Исчисление данного срока начинается с момента передачи всех документов о ДТП и заявления о страховой выплате.

В течение 5 дней после проведения такого осмотра страховщик должен принять решение о выплате страховки или назначении дополнительной экспертизы. Если между сторонами договора возникли разногласия относительно количества повреждений, характеру или обстоятельствам, при которых они были получены, страховая компания обязательно должна назначить проведение экспертизы.

Данный порядок обязательно должен быть соблюден. Исключение возможно только в том случае, если страховщик категорически отказывается проводить экспертизу. В такой ситуации страхователь имеет право организовать проведение такой экспертизы самостоятельно.

Документы для проведения экспертизы

В соответствии с требованиями российского законодательства, для проведения судебной экспертизы после ДТП собственник транспортного средства должен представить не только сам автомобиль и его оставшиеся части, но и определенный пакет документов, куда входят:

  1. Регистрационные документы на транспортное средство.
  2. Справку о дорожно-транспортном происшествии.
  3. Документы об аварии, которые были направлены страховой компании.
  4. Если заказчиком экспертизы выступает страховщик, то необходимо предоставление соответствующего направления.
  5. Прочие документы, связанные с происшествием.

Предоставление такой услуги производится по гражданско-правовому договору, сторонами выступают эксперт и страхователь/страховщик.

Заказчик должен оплатить все расходы по проведению такого исследования.

Виды исследований

В целом вся судебная экспертиза транспортного средства или пострадавших в результате ДТП может быть разделена на три вида:

  1. Первичная.
  2. Вторичная.
  3. Дополнительная.

Первичная экспертиза проводится после дорожно-транспортного происшествия. Как правило, основанием для проведения такого исследования выступают сомнения в правильности выводов сотрудников страховой компании.

Если же заказчик недоволен выводами, сделанными экспертом, он имеет право запросить проведение повторного исследования. Проведение вторичной экспертизы должно быть осуществлено по тем же основанием, что и первичной, то есть, эксперт должен давать ответы на те же вопросы.

В том же случае, когда у страхователя или страховщика возникают дополнительные вопросы к эксперту, должна быть назначена дополнительная экспертиза.

При назначении повторной экспертизы заказчиком должны быть соблюдены следующие требования:

  1. В том случае, если исследованием занимается другой эксперт или экспертная организация, они должны быть оповещены о том, что первичное исследование уже было проведено.
  2. Перед проведением второй экспертизы также важно сообщить об этом всем заинтересованным лицам.

Проведение судебной экспертизы после ДТП

В целом, проведение судебной экспертизы после ДТП – это практически то, что и независимая оценка причиненного транспортному средству вреда. Одно из немногих исключений заключается в том, что ее проведением занимается не участники дорожно-транспортного происшествия, а суд.

Участники судебного процесса имеют право поставить перед экспертами все интересующие их вопросы, равно как и судья. Но последний участник не имеет права потребовать от специалистов различных правовых вопросов, так как их рассмотрением может заниматься только судебный орган.

Стоимость судебной экспертизы

При расчете стоимости проведения судебной экспертизы после дорожно-транспортного происшествия стоит учитывать тот факт, что данное исследование заключается в решении большого количества задач, поставленных перед экспертом.

Примерная стоимость оценки технического состояния транспортного средства после ДТП – от 5 до 7 тысяч рублей. Оценка причиненного ущерба обойдется заказчику еще в 2-3 тысячи рублей.

Проведение судебно-медицинской экспертизы оплачивается отдельно и может обойтись заказчику в 8-5 тысяч рублей.

Помимо этого эксперту может потребоваться проведение анализа в различных смежных отраслях, к примеру, оценка дорожного покрытия, проверка достоверности записей с видеокамер, представленных в качестве доказательства. Каждая такая дополнительная процедура оплачивается отдельно.

  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!

Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/sudebnaya-ekspertiza-posle-dtp/

Судебная экспертиза автомобиля после ДТП

Понятие о судебной экспертизе после ДТП

По факту дорожных происшествий бывает трудно определить виновника инцидента, не обладая обширными знаниями в определенных научных областях. Поэтому для установления истины и защиты собственных прав у участников аварий нередко возникает потребность в профессиональной помощи специалистов.

С этой целью проводится судебная экспертиза ДТП, которая является возможностью поставить в споре точку.

Когда нужна судебная экспертиза при ДТП

В каких же ситуациях стоит обращаться к экспертам? Существует несколько случаев, когда без экспертного мнения не обойтись. Если причины аварии не очевидны или невозможно однозначно определить виновника случившегося, даже учитывая показания свидетелей и самих участников столкновения, заключение специалиста обычно становится решающим.

Но поскольку от сделанных выводов нередко зависит не только компенсация материального ущерба, но и судьба человека, которому грозит реальный тюремный срок, если в аварии получили травмы или погибли люди, не всегда мнение экспертов полностью удовлетворяет спорящие стороны. В подобных ситуациях закон предусматривает возможность для участника процесса, при несогласии с мнением специалистов, реализовывать право на ходатайство о назначении судебной экспертизы во второй или даже третий раз.

Экспертиза автомобиля после ДТП относится к специальному виду исследований не только транспортных средств, ставших участниками инцидента, но и разного рода объектов, имеющих прямое отношение к происшествию. Результаты этого исследования должны помочь получить ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы были обстоятельства, факторы и причины, приведшие к ДТП.
  2. Кто является виновником произошедшего.
  3. Какими являются последствия аварии с точки зрения ущерба, полученного пострадавшей стороной.
  4. Существовала ли возможность предотвратить столкновение или наезд на человека.
  5. Какими были действия автомобилистов.

В процессе проведения исследования по оценке эксперта, который является опытным специалистом и владеет обширными знаниями в определенной области науки и техники, производится:

  • определение на момент столкновения реального технического состояния получивших повреждения автомобилей;
  • расчет скоростных параметров в период движения;
  • анализ действий лиц, управлявших автомобилями;
  • выявление наличия скрытых дефектов, выведших машину из-под контроля;
  • уточнение стоимости предстоящего ремонта для каждой из сторон.

Следует учитывать, что судебная экспертиза после ДТП является комплексной процедурой, включающей проверку различных аспектов, каждый из которых мог привести к происшествию. Чтобы дать ответы на все вопросы необходимо провести исследование:

  • технического состояния машины, подразумевающее изучение ее узлов, двигателя и кузова;
  • трасологическое, позволяющее определить траекторию движения автомобиля и его положение относительно других машин и объектов;
  • инженерно-психологическое, направленное на оценку эмоционального и психологического состояния водителя во время сложившейся транспортной ситуации, помогающее понять, мог ли он предотвратить наезд или столкновение.

Кроме того, судьёй для определения размера компенсационных сумм может быть назначена судебно-медицинская экспертиза при ДТП. При нанесении вреда здоровью или гибели участников инцидента СМЭ становится обязательной.

Если водитель не доверяет экспертному мнению и хочет перепроверить результат, по его желанию судебная экспертиза по ДТП может проводиться несколько раз. Закон весьма лоялен в этом вопросе, ведь стоимость исследования инициатор оплачивает из собственного кармана.

Срок проведения

Действующим российским законодательством на сегодняшний день не утверждены конкретные сроки, по истечении которых эксперты обязаны выдать заключение.

Конечно, организации или частные лица, проводящие исследования, не заинтересованы в затягивании работ. Но все же по разным причинам они могут быть проведены в срок от 3 до 5 дней или могут растянуться на месяц.

Практика показывает, что чаще всего ожидание заказчика длится от 14 до 30 дней. Однако некоторые компании предлагают подготовить заключение в сжатые сроки.

Конечно, делают они это за дополнительную оплату срочных услуг.

Сколько инициатору предстоит ждать результата, зависит от нескольких основных факторов. Главными из них являются:

  • загрузка специалистов;
  • сложность транспортного происшествия;
  • объем выполняемых работ;
  • выбранный заказчиком срочный или стандартный вариант подготовки отчета.

Если назначение автоэкспертизы производится судом, то конкретный срок, в течение которого необходимо подготовить заключение, указывается в соответствующем постановлении. Если исследование длилось дольше определенного судом срока, проволочка способна обернуться для эксперта неприятностями в виде наложения штрафа.

Ходатайство о назначении судебной экспертизы после ДТП

Порядок назначения экспертного исследования в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве не имеет особых отличий и регламентируется действующим законодательством.

Подать ходатайство о его назначении имеет право как сторона разбирательства, так и судья. Инициировать проверку имеет право любая из сторон, независимо от того, является ли она истцом или ответчиком по делу.

При этом назначена она будет лишь в том случае, если заявитель докажет ее необходимость, а в тексте ходатайства обозначит, какие именно обстоятельства, необходимые для вынесения объективного решения, она должна прояснить.

Обращаться с заявлением нужно к суду первой инстанции в период рассмотрения доказательств по делу. Если первое судебное решение вынесено, инициировать проведение исследования параллельно с апелляцией можно лишь при наличии весьма веских оснований, объясняющих, по какой причине оно не было проведено ранее.

Если во время аварии пострадали люди, следователь нередко назначает проведение автоэкспертизы еще до передачи материалов в суд. Однако и в этом случае исследование все равно считается судебным.

Инициатор может составить ходатайство в свободной письменной форме, но с указанием обязательных реквизитов:

  • наименования судебного органа и номера рассматриваемого дела;
  • основания, убеждающие в необходимости проведения экспертизы;
  • вопросов, на которые эксперт должен дать исчерпывающие ответы;
  • желаемого исполнителя работ;
  • перечисления предоставляемого для исследования оборудования или частей транспортного средства, а также предметов, имеющих отношение к аварии.

Стороны процесса имеют право составлять перечень интересующих их вопросов, но окончательный список устанавливает судья.

Прошение может быть озвучено устно в ходе судебного заседания. Однако, если судья не примет доводы инициатора, ему будет трудно доказать обоснованность своей просьбы.

Поэтому ходатайство лучше всего подавать в письменном виде, используя для его составления доступные образцы документа или привлекая помощь автоюриста.

Следует обратить внимание на то, что приложениями к ходатайству должны являться только документы, доказательства или свидетельские показания, фигурирующие в деле. Если заявителю стали доступны новые доказательства, он обязан приобщить их к материалам дела.

Закон разрешает инициатору самостоятельно определить исполнителя работ. Желательно, чтобы он не сотрудничал со страховой компанией, иначе существует риск занижения суммы ущерба.

Если заявитель желает указать компанию или частное лицо, выполняющее экспертные услуги на основании лицензии, следует помнить, что в рамках ОСАГО на подобную работу имеет право только специалист, состоящий в реестре экспертов-техников при МинюстеРоссии.

Как обжаловать судебную экспертизу

Во время судебного разбирательства любая из сторон может приводить доказательства в свою пользу, другая же сторона может с ними не соглашаться. На этом основании участник разбирательства может обжаловать и выводы эксперта. Для этого он должен знать, как оспорить судебную экспертизу по ДТП.

Настаивать на мнении независимого специалиста недовольная сторона может на основании того, что по ее мнению:

  • экспертная рецензия является ошибочной;
  • эксперт составил ложное заключение.

Опротестовать результат можно, подав прошение о назначении независимой процедуры проверки. Однако если вы хотите добиться повторной проверки, нужно определиться, какие именно критерии заставляют думать, что рецензия специалиста-техника неверна, ведь только веские аргументы могут убедить судью согласиться с назначением повторного или даже третьего исследования:

  1. Обе стороны обязаны быть ознакомлены с выводами эксперта, в противном случае появляется повод для оспаривания.
  2. Участник процесса должен убедиться, что получил ответы на все интересующие его вопросы. При наличии выводов, позволяющих толковать данные двояко, появляется повод сомневаться в квалификации специалиста и попытаться добиться повторного исследования.
  3. Заключение эксперта обязано быть полным и не вызывать сомнений, иначе недовольный участник может подавать ходатайство о повторном исследовании.

Оформляя ходатайство о назначении вторичной экспертизы, заявителю следует придерживаться делового стиля при составлении документа и соблюдать правила его написания:

  1. Обозначить адресата, которому направляется документ, и данные заявителя.
  2. Указать в названии: ходатайство о назначении повторной экспертизы.
  3. Во вступлении обозначить данные о сделанной ранее экспертизе, а также сведения о специалисте-технике.
  4. В описании указать выводы предыдущего эксперта и доводы, заставляющие усомниться в их достоверности.
  5. В заключении высказать просьбу к суду удовлетворить ходатайство и назначить повторное исследование. Кроме этого, следует приложить список вопросов, на которые необходимо получить ответ.
  6. Закончить оформление документа нужно проставлением даты его составления, подписью и расшифровкой фамилии заявителя.

К ходатайству следует приложить все доказательства и документы, которые заявитель посчитает необходимыми. Получив прошение, судья принимает соответствующее его мнению решение в ходе рассмотрения дела. При этом он может удовлетворить его полностью или частично, но может и отклонить вовсе, посчитав аргументы заявителя неубедительными.

Именно поэтому, независимо от того, оспариваем мы результаты первичного исследования, или подаем ходатайство о проведении повторного, лучше воспользоваться услугами опытного автоюриста. Ведь от того, удовлетворит ли суд ходатайство, может зависеть будущее конкретного человека.

Все ещё остались вопросы?

Позвоните по номеру 8 (800) 350-83-19 и наш ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ юрист ответит на все Ваши вопросы!

Источник: https://zakoniavto.ru/dtp/sudebnaya-ekspertiza-avtomobilya-posle-dtp.html

Для чего проводить судебную экспертизу и что она из себя представляет

Есть много причин, по которым нужно проводить экспертизу, но все они сводятся к трем основным:

  • Смоделировать аварию.
  • Оценить нанесенный вред (как людям, так и имуществу).
  • Определить виновника.

Первые шаги экспертизы начинаются уже на месте аварии и проводятся в обязательном порядке по инициативе сотрудников ГАИ для дальнейшего следствия. К таковым можно отнести трасологическую и судмедэкспертизу.

Именно на этом этапе моделируется авария, а значит и решается одна из трех причин проведения процедуры. Затем по результатам следствия определяется виновник и степень его вины.

После этого пострадавшая сторона вправе требовать компенсацию.

С этого момента и начинается основная цель экспертизы – определение стоимости компенсации пострадавшей стороне. Проводится судебная автотехническая экспертиза автомобиля, на основании которой определяется оценка вреда.

А также на данном этапе решается страховой ли случай аварии, а соответственно и кто будет возмещать ущерб.

При условии, что случай страховой – этим будет заниматься фирма, выдавшая полис, в противном случае (или если автомобиль был не застрахован) – виновник аварии.

Все необходимые доказательства (задокументированные точные данные об ущербе и стоимости возмещения ремонтных работ), а также другие необходимые документы нужно будет предоставить следствию. Инициатором экспертизы выступает страховая компания, следствие или водитель, если он желает повторно получить информацию и оспорить предыдущее решение.

Автоправо
Добавить комментарий