Оплата за воду и свет в местах общего пользования в коммунальной квартире

Жизнь в коммуналке: как не платить за своего соседа

Оплата за воду и свет в местах общего пользования в коммунальной квартире

В прошлых выпусках рубрики «Управдом» мы рассказывали, откуда берутся цифры в платежках за горячую и холодную воду, отопление, а также электричество, которые потребляют жильцы квартир.

– А как быть со счетами в коммуналках? – задала резонный вопрос наша читательница Елена Кузнецова. – Как разделить на всех траты за воду? Что делать с соседями-должниками?

С этими и другими вопросами нам помогла разобраться представитель проекта «Школа собственников» от УК «Проминвест» Светлана Яковлева.

КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ

– Как в коммуналке распределить показания общеквартирного счетчика на воду между жильцами? К примеру, в комнате живет один человек, а в соседней – три. Неужели все платят одинаково?

– В коммунальной квартире собственники обязаны установить внутриквартирные счетчики на энергоресурсы.

Жители могут по договоренности между собой выбрать порядок оплаты ресурсов: либо делить потребленные ресурсы на количество зарегистрированных людей в квартире, либо на фактически проживающих.

В любом случае обязательство по установке счетчиков с собственников помещений в коммунальных квартирах не снимается.

Например, в коммунальной квартире три ордера. Один собственник не проживает в своей комнате. Другой проживает с супругой и ребенком. В помещении третьего собственника – семья из пяти человек. Таким образом, по факту в коммуналке обитают восемь человек.

Собственник, который не живет в квартире, не тратит воду, газ и электричество, не будет оплачивать внутриквартирные ресурсы.

Значит, итоговую сумму затраченных ресурсов необходимо разделить между проживающими в квартире семьями пропорционально количеству людей, которые занимают площадь, то есть на восемь человек.

К примеру, за месяц в квартире потрачено десять кубов холодной воды. Семья из трех человек оплатит 3/8 от потребленного всеми ресурса: 10 х 3/8 = 3,75 кубов.

Семья из пяти человек оплатит соответственно 5/8, а значит, 6,25 кубов воды. Рассчитываем также: 10 х 5/8

В случае, если собственник вернется в свою комнату, то и доля каждой семьи в сумме затраченных ресурсов изменится. И сумму затраченных ресурсов необходимо будет делить на девять человек, проживающих в квартире.

– Можно ли поставить на каждую комнату прибор учета воды? Или это возможно только с электрическим счетчиком?

– В соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП) обустройство «мокрых» помещений над «сухими» запрещено. Таким образом, организовать холодное водоснабжение каждой комнаты отдельно невозможно, а значит, и счетчики уже не поставить.

СЧИТАЕМ КВАДРАТЫ

– Предположим, счетчики в коммуналке не установили. Люди платят по нормативам. Как быть тогда?

– Собственник будет оплачивать коммунальные ресурсы по количеству проживающих в его комнате людей. Отопление начисляют исходя из занимаемой площади – количества квадратных метров. Электроэнергию отплачивают по счетчику. Вода и газ – исходя из количества зарегистрированных жителей.

– Читательница спрашивает: «Есть ли какие-то правила, законы, постановления по вопросу оплаты электроэнергии мест общего пользования в коммуналке: в туалете, на кухне? Я недавно купила комнату, и пока у меня нет ни холодильника, ни стиральной машины, ни посудомоечной, так что и электричества я трачу куда меньше соседей».

– К сожалению, четкие правила в законе по этому поводу не прописаны. Как я уже говорила, в большинстве коммуналок у каждой комнаты есть свой счетчик и лицевой счет. Но если в квартире установлен один счетчик для всех – соседи должны сами выбрать систему оплаты. Либо по тому, сколько жильцов, либо по количеству электроприборов.

БЕЗ ВОДЫ НЕ ОСТАВЯТ

– Если в коммуналке есть один злостный неплательщик, могут ли всю квартиру отключить от воды, электричества или отопления?

По закону эти меры вправе применять только к должнику, остальных же собственников это касаться не может. Кроме того, отключить неплательщику могут только те ресурсы, которые не затрагивают другие помещения квартиры.

Так, например, практически во всех коммуналках Петербурга у каждого собственника стоит свой счетчик электроэнергии, а значит, есть возможность отключить свет только в одном помещении. Если кран в ванной один, то приостановить подачу воды никто не имеет права.

Разве что вся коммуналка отказывается платить по счетам.

– А вообще могут ли распределить долг соседа на других жильцов, как в случае многоквартирных домов, где люди платят за обитателей так называемых резиновых квартир? Спасают ли в таком случае счетчики?

– Собственники, составив акт о проживании незарегистрированных граждан, могут избежать оплаты за чужие ресурсы как внутри коммунальной квартиры, так и в целом в доме.

С 1 июня текущего года вступило в силу Постановление правительства № 344, по которому домоуправ может составить акт, подтверждающий факт проживания незарегистрированных соседей, заверив документ подписью двух собственников и председателя совета дома, если такой имеется.

На основании акта бухгалтерия управляющей компании либо ТСЖ может доначислить плату для нерадивых собственников комнаты, который пустил нелегальных жильцов. Счет предъявят за весь период пребывания.

Таким образом, бремя по оплате «чужих» кубометров воды будет снято с добросовестных квартиросъемщиков.

Кроме того, решать проблему выселения незарегистрированных жильцов нужно, обратившись в полицию, миграционную службу, суд и другие инстанции.

Участковый по заявлению от собственников должен прийти на место, проверить ваше сообщение и составить протокол об административном правонарушении по статье «Проживание без регистрации». По протоколу собственник комнаты заплатит штраф, а нелегалы будут вынуждены покинуть занимаемые площади.

– Как рассчитать плату на общедомовые нужды для жителей коммуналок?

– Согласно 354-му и 344-му постановлениям правительства плата за общедомовые нужды начисляется в соответствии с долей занимаемой площади, а также количества проживающих граждан. В данном случае система начисления платы такая же: как для жителей отдельных квартир, так и для обитателей коммуналок.

————————————————————

«Управдом» – друг человека!

Коммунальное хозяйство, как чужая душа, – потемки. Всех тонкостей в одиночку не понять. А между тем незнание порой обходится в кругленькую сумму. Вам поможет наша рубрика. Присылайте свои вопросы, сообщайте о проблемах, и мы со специалистами расскажем, как их решить.

Адрес электронной почты ведущей рубрики:spb-red@phkp.ru

Источник: https://www.kp.by/daily/26113.1/3008417/

Кому, как и за что платить?

Оплата за воду и свет в местах общего пользования в коммунальной квартире

Постановление Совмина № 233 от 23 марта 2017 года вносит ясность в механизмы оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Можно, конечно, ознакомиться с официальной версией документа, мы же предлагаем более понятный и доступный вариант – прочитать нашу разъяснительную статью.

Итак, постановление гласит, что основными жилищно-коммунальными услугами являются:

  • техническое обслуживание;
  • санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома;
  • техническое обслуживание лифта;
  • текущий ремонт;
  • капитальный ремонт;
  • горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию),
  • газо-, электро- и теплоснабжение,
  • обращение с твердыми коммунальными отходами

Если по ним будет просрочка, то за каждый такой день нам начислят пеню в размере 0,3 %. А вот штрафные санкции в отношении дополнительных ЖКУ (например, домофон и т.д.) будут начисляться в соответствии с условиями заключенного договора. Ранее, напоминаем, в учет брали сумму всей жировки.

Пустующие просторы. И не совсем.

Оплата услуг по экономически обоснованным тарифам будет взиматься только в квартирах где зарегистрировано частное предприятие. Если в квартире никто не зарегистрирован или в ней отсутствуют приборы учета воды, например, будет действовать несколько иной подход.

В соответствии с  указом № 107 техобслуживание лифта, уборка подъезда, электроэнергия мест общего пользования начисляется исходя из зарегистрированных и проживающих по договору найма в квартире граждан.

Но бывают случаи: в квартире никто не зарегистрирован, но периодически брат-сват в ней появляется. Водой пользуется, на лифте катается и так далее.

Не начислять плату вообще (если она взимается по зарегистрированным) было бы неправильно, как и пользование (подогрев) водой «разбрасывать» на соседей.

Поэтому, как пояснила начальник отдела методологии и экономических процессов Людмила Шостак, была принята такая мера: общая площадь квартиры делится на 20 м2, округляется до целого меньшего числа и получается то количество, за которое необходимо заплатить.

Не будем уподобляться официальным толкованиям, объясним проще.

У вас есть квартира в 48 м2, вы в ней не зарегистрированы. Делим 48 м2 на 20, получаем 2,4. Округляем и получаем, что за техобслуживание лифта, уборку подъезда, электроэнергию место общего пользования вы заплатите исходя из двух зарегистрированных человек. Таким же образом будет начисляться плата за воду и канализацию.

– В Беларуси стоит задача оснастить весь жилой фонд приборами учета воды, – говорит Людмила Шостак, – но сейчас оборудовано около 90% жилья. В Минске около 9 тыс квартир, где нет счетчиков и никто не зарегистрирован. В этом случае плата будет осуществляться аналогичным образом «общая площадь деленная на 20м2».

Внимание: норма вступает в силу только с  1 октября. До этого времени гражданам дана возможность оснастить свои квартиры индивидуальными приборами учета воды во избежание лишних плат. 

Если собственником подобных квартир являются определенные категории граждан, начисления выше указанным способом производиться не будет.

  • несовершеннолетним детям, над которыми установлена опека (попечительство), в том числе выехавшими для проживания по месту жительства опекуна (попечителя), – до достижения ими 18-летнего возраста или до даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак;
  • опекунам или попечителям, покинувшими постоянное место жительства в связи с выполнением соответствующих обязанностей, – в течение всего времени их выполнения;
  • гражданам, проходящим военную службу или службу в резерве, военные или специальные сборы, курсантами военно-учебных заведений – во время прохождения службы, сборов, обучения;
  • гражданам, обучающимся очно в аспирантуре, докторантуре или проходящим подготовку в клинической ординатуре, адъюнктуре в других городах, а также обучающимся очно в учебных заведениях в других городах, – на время обучения или прохождения подготовки;
  • гражданам, выехавшим в сельские населенные пункты для работы в сельском хозяйстве и социальной сфере села по предварительной договоренности с сельскохозяйственными организациями и сельскими Советами депутатов, – в течение всего времени работы в сельском хозяйстве или социальной сфере села;
  • государственным служащим, проживающим в жилых помещениях коммерческого использования, в том числе с членами семьи, – на период исполнения ими служебных обязанностей на должностях, дающих право на получение данных жилых помещений;
  • гражданам, убывшим на работу по трудовому договору (контракту) в организации (учреждения), расположенные в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и временно проживающими (зарегистрированными по месту пребывания) на данной территории, – на период действия трудового договора (контракта).

Где живем, там и платим

Постановлением предусмотрено, что потребитель может выбрать, где ему оплачивать услуги: по месту жительства или по месту фактического пребывания. Это коснется только услуг по водоснабжению, канализации и  обращению с твердыми коммунальными отходами.

Так, если вы решили переехать в другой город, есть возможность обратиться в расчетно-справочный центр по месту временной регистрации. С момента письменного заявления вам будут начисляться субсидированные платежи по новому адресу.

По прежнему адресу – по полной стоимости при условии, что в ней не остались родственники. Если же родственники есть, то за ними сохраняется право на субсидии.

Если с водой все и так по счетчику, но вот по обращению с ТКО финансовая нагрузка немного снизится на родственников, которые вынуждены были оплачивать за того, кто фактически с ними не проживает. Что называется мелочь, а приятно.

Точечные субсидии

Постановлением предусмотрено, что дети до 7 лет освобождаются от платы за техническое обслуживание лифта, электроэнергию, потребляемую лифтом, и содержание мест общего пользования.

Еще одно немаловажное новшество. Пенсионеры и инвалиды (любой группы) имеют право оплачивать электроэнергию по субсидированным тарифам по месту пребывания.

Конкретный пример: вы проживаете в Минске, но на полгода уезжаете в деревню.

Теперь  есть возможность, зарегистрировавшись по месту пребывания в сельсовете, обратиться  в расчетную организацию с заявлением о взимании платы по субсидированному тарифу на электроэнергию по месту пребывания.

Уклонился? Заплати по полной

Снова рассмотрим пример. В квартире не работает счетчик (газ, электроэнергия, вода – любой), но вы решаете не сообщать об этом в соответствующую организацию и, соответственно, «по-тихому» платить меньше или не платить вообще. Схема хорошая, конечно, но уже неработающая.

Если выявят подобный факт, придется заплатить по полной стоимости с момента последнего визита проверяющего, но не более чем за три года.  Кстати, сверка показаний представителями водоканала по закону производится ежегодно. Можно, конечно, проверяющего не пустить.

Но подумайте, что будет дальше? Максимальный срок, за который можно выставить к оплате сумму по экономически обоснованным тарифам – три года…

Считаем. Например, тариф на воду + канализацию сегодня равен 4 653 руб, а экономически обоснованный 15 200 руб.

Счетчик работает исправно. В среднем в месяц вы потребляете 4 куба. За год при субсидированных тарифах получается сумма 223 344 руб.

При условии, что счетчик не работал и это было выявлено работником водоканала, в этом случае  плата начисляется по нормативу потребления (в Минске это 260 литров в сутки или 8,06 кубов на человека) по экономически обоснованным затратам – 802 776 руб. за год. Почувствуйте разницу.

А вот если человек добросовестно подаст сведения, что прибор не работает, то перерасчет за расчетный период (месяц) будет произведен по субсидируемым тарифам. Так что в наших с вами интересах за приборами следить и поверяющих встречать на пороге с улыбкой.

А что там с лифтом?

Плата за техническое обслуживание лифта взимается со второй остановочной площадки.

  • Если лифт начинает движение с первого этажа, то оплата за лифт осуществляется со второго этажа.
  • Если лифт начинает движение с нулевого этажа (цокольного), тогда оплата взимается с первого.
  • Если на втором этаже заблокирована кнопка лифта, оплата – с третьего.

А вот такая ситуация: на второй остановочной площадке расположен офис. В соответствии с новым документом, оплачивать техобслуживание за лифт нужно исходя из количества занимаемой площади (по метру квадратному). А вот за электроэнергию – исходя из количества работников.

И напоследок

Не хотите субсидий от государства? Как хотите. Новое постановление дает четко понять: плательщики жилищно-коммунальных услуг на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, вправе вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, рассчитанную по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.

Анна Дьякова, журнал “Живи Как Хозяин”

25 Март 2017

7391

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ!

Источник: http://gkx.by/poleznye-sovety/868-komu-kak-i-za-chto-platit

Филиал «Единый расчетно-справочный центр г. Минска» – Что изменится с 1 марта в оплате за жилищно-коммунальные услуги?

Оплата за воду и свет в местах общего пользования в коммунальной квартире

Что изменится с 1 марта в оплате жилищно-коммунальных услуг ?

В марте вступят в силу новые правила, упрощающие начисление и оплату жилищно-коммунальных услуг, меняющие порядок перерасчета платы за ЖКУ в случае применения организацией ЖКХ не того тарифа, а также процедуру снятия показаний приборов индивидуального учета, подключенных к системе дистанционного съема. Изменения в постановления от 17 октября 2011 г. № 1394 и от 12 июня 2014 г. № 571 приняты правительством 9 февраля (пост.№ 81). Разбираться в новых правилах Порталу коммунальной грамотности помогала начальник отдела управления экономики Министерства ЖКХ Жанна ПОПУЧЕЕВА.

ЗАРЕГИСТРИРОВАН ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Важный момент изменений — субсидируемый тариф при расчете платы за ЖКУ будет применяться в отношении жилых помещений, в которых есть зарегистрированные по месту жительства граждане, и не будет зависеть от того, состоят ли они в близком родстве с собственником или нанимателем жилья.

Например, на данный момент начисление платы за ЖКУ по субсидируемым тарифам применяется в отношении плательщиков ЖКУ или членов их семьи, зарегистрированных в квартире по месту жительства.

По закону к плательщикам ЖКУ относятся собственники жилья, граждане, владеющие и пользующиеся им (наниматель, поднаниматель, арендатор, лизингополучатель, заключивший договор лизинга жилья, дольщик, заключивший договор о передаче ему во владение и пользование объекта долевого строительства), члены организации застройщиков, а также члены их семей, то есть близкие родственники. Если в квартире не был зарегистрирован плательщик или члены его семьи, а, например, проживал гражданин, по закону близким родственником не являющийся (бабушка — в отношении внука-собственника, брат в отношении сестры-собственницы и т. д.), применялись экономически обоснованные тарифы.

С марта в отношении всех квартир, где есть зарегистрированные по месту жительства граждане будут применяться субсидируемые тарифы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Новое постановление также отменяет дифференцированную плату за техническое обслуживание жилых домов, услуги водоснабжения и водоотведения, электрическую энергию.

Например, если сегодня семья из двух человек, проживающая в квартире площадью 70 м2, за 50 м2 платит по субсидируемым тарифам, а за «лишние» 20 — по экономически обоснованным, то с марта площадь квартиры, в которых есть зарегистрированные граждане, уже не будет иметь значения.

Есть зарегистрированный в квартире гражданин — применяется субсидируемый тариф — 0,1187 руб. за 1 м2 общей площади квартиры.

ОТОПЛЕНИЕ И ГАЗ

Это правило также касается теплоснабжения и газоснабжения.

Например, платить за тепло по экономически обоснованным тарифам будут только те собственники квартир, в которых нет зарегистрированных граждан (а также если собственники жилых помещений — юридические лица; жилое помещение используется для местонахождения ЧУП; сдается для краткосрочного проживания), тогда как в настоящее время подобный тариф применяется и к такому жилью, где зарегистрированы по месту жительства только граждане, юридически не состоящие в близком родстве с хозяином квартиры. Например, брат-сестра, бабушка-внуки, тетя-племянники и т.д. при раздельном проживании. Субсидируемый тариф на теплоснабжение – 16,9259 руб. за 1 Гкал.

ВОДА

Не будут зависеть от норм потребления и тарифы на воду — с марта любой объем воды, потребленный гражданами, будет оплачиваться по субсидируемым тарифам, важное условие в данном случае — регистрация по месту жительства или пребывания (по выбору самих граждан) и наличие приборов индивидуального учета расхода воды. Субсидируемый тариф на водоснабжение – 0,8338 руб. за 1 м3, водоотведение – 0,6383 руб. за 1 м3. 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

В случае регистрации по месту жительства гражданина тариф на электроэнергию с марта текущего года будет следующим: 0,1484 за 1 кВт⋅ч — в домах с электроплитами; 0,1746 за 1 кВт⋅ч — с газом. Дифференцированный тариф по времени суток (дневной/ночной) сохраняется.

Документ выделил также новую группу потребителей электроэнергии, жилые помещения которых оборудованы отдельными счетчиками электроэнергии, отапливаются и подогревают воду электрокотлами при отсутствии в доме централизованного тепло- и газоснабжения. Тариф для данной группы потребителей — 0,0335 рубля за 1 кВт·ч. (при наличии необходимой документации и договора).

По-иному будут возмещаться расходы на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования и лифта. Так, на сегодняшний день гражданам выставляют оплату по показаниям приборов учета, которые снимаются ежемесячно (то есть по фактическим затратам).

Но плата эта не должна превышать предельно допустимых тарифов. На данный момент это 60 копеек на одного проживающего в месяц — на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, 66 копеек — на работу лифта.

Между тем неравномерное потребление электричества (летом — меньше, зимой — больше), приводило к тому, что фактические затраты на электроэнергию превышали возмещаемые расходы, по которым производились начисления.

В результате, например, в домах, обслуживаемых товариществами собственников, приходилось собирать с жильцов дополнительные взносы, чтобы расплатиться с организациями, поставляющими электроэнергию. С марта в извещении будет выставляться сумма по предельно допустимому тарифу.

Если по истечении года (11 месяцев) окажется, что граждане конкретного дома потребили электроэнергии меньше (например, установили энергосберегающие лампы и т. п.), в январе им сделают перерасчет и вернут переплаченные деньги.

ЕСЛИ ПРИМЕНИЛИ НЕ ТОТ ТАРИФ

В документе также предусмотрен порядок перерасчета за жилищно-коммунальные услуги в случае неправильного применения организацией тарифа.

Если речь идет об ошибке организации, которая повлекла доначисление платы за услугу, полученную в предыдущие периоды, то перерасчет с марта можно произвести только за три месяца.

Если ошибка произошла из-за недостоверных сведений, предоставленных потребителем, пересчитают за весь период применения ошибочного тарифа, но не более, чем за три года. 

КОМУ НЕ НУЖНО СООБЩАТЬ ПОКАЗАНИЯ СЧЕТЧИКОВ

Порядок снятия показаний приборов индивидуального учета расхода коммунальных услуг дополнен случаем подключения к системе дистанционного съема показаний. Жильцам домов, где возможен дистанционный съем, не нужно самостоятельно снимать и сообщать показания счетчиков, за них это сделает система.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЖИВЕТ В ОБЩЕЖИТИИ

Что касается проживающих по договорам найма жилого помещения в общежитии, то при оплате за техническое обслуживание лифта, санитарное содержание вспомогательных помещений, возмещение расходов на электроэнергию, потребленную на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, будет учитываться не количество зарегистрированных по месту проживания граждан (как сейчас), а количество граждан, указанных в таких договорах.

Автор – Яна Щука

Источник – Портал коммунальной грамотности
http://gkx.by/novosti/2379-chto-izmenitsya-s-1-marta-v-oplate-zhilishchno-kommunalnykh-uslug

Источник: https://xn--e1awdu.xn--90ais/kommunalnaya-gramotnost-naseleniya/168-chto-izmenitsya-s-1-marta-v-oplate-za-zhilishchno-kommunalnye-uslugi

Электроэнергия в коммунальной квартире: как не платить за соседа и избежать долгов за свет?

Оплата за воду и свет в местах общего пользования в коммунальной квартире

Коммунальная квартира – не самый лучший вариант для проживания. И если есть возможность, лучше разменять комнату в коммуналке на пусть и маленькую, пусть и в худшем районе, но отдельную квартиру. К сожалению, такая возможность есть не всегда.

Тогда приходится в коммуналке жить и пытаться наладить отношения с соседями.

Одна из острых проблем – как платить за коммунальные услуги? И если за большую часть потребляемых ресурсов (вода, газ, тепло, вывоз мусора) жильцы – собственники (наниматели) комнат в коммунальной квартире платят каждый через свой лицевой счет, то с оплатой электроэнергии ситуация во многих случаях складывается аховая.

Как быть, если кто-то  из ваших соседей по коммуналке не платит за свет и нарастает долг, который распределяется на всех жильцов? Давайте разберемся вместе.

Электричество в коммунальной квартире. Что говорит законодательство?

Вопрос платы за электроэнергию в коммунальной квартире, как и большинство вопросов, относящихся в оплате услуг ЖКХ, разъясняются в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), утвержденных постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.

Всего Правила предусматривают четыре варианта оплаты электроэнергии в коммунальной квартире.

Вариант 1. В коммунальной квартире установлен общий (квартирный) счетчик и комнатные счетчики электроэнергии. В таком случае потребление для каждой комнаты рассчитывается как сумма показаний комнатного счетчика плюс приходящаяся на комнату доля потребления электроэнергии в местах общего пользования. Эта доля высчитывается следующим образом:

  • из общего потребления квартиры вычитывается сумма показаний всех комнатных счетчиков
  • получившие показания делятся в пропорции к количеству официально проживающих в комнате.

Вариант 2. В коммунальной квартире установлен общий счетчик, комнатные счетчики установлены не во всех комнатах.

При этом собственники (наниматели) отдельных комнат заключили письменное соглашение о том, как будут распределятся расходы на электроэнергию в местах общего пользования.

Это соглашение должно быть подписано собственниками (нанимателями) всех комнат (или их законными представителями) и передано в энергоснабжающую компанию.

В таком случае собственник комнаты со счетчиком оплачивает потребление электроэнергии исходя из показаний своего счетчика, плюс – приходящуюся на него (в соответствии с соглашением) долю потребления в местах общего пользования.

Вариант 3. В коммунальной квартире установлен общий счетчик, комнатные счетчики не установлены (илиустановлены не во всех комнатах), соглашения о между жильцами о способах оплаты за свет в местах общего пользования нет.

В таком случае плата за свет для собственников каждой из комнат начисляется пропорционально соотношения количества проживающих в данной комнате к общему количеству официально проживающих.

Вариант 4. В коммунальной квартире нет общего (квартирного) счетчика (либо он признан неисправным). В таком случае общее потребление электроэнергии в квартире рассчитывается исходя из нормативов. Нормативы (т.е. расчетный объем потребления электричества) зависят от нескольких факторов:

  • количество жильцов в квартире
  • количество комнат в квартире
  • типа благоустройства дома, в котором расположена квартира (электрические или газовые плиты)

Вычисленное таким образом общее потребление электроэнергии квартиры распределяется между собственниками(нанимателями) комнат пропорционально количеству лиц, официально в них (комнатах) проживающих.

Такова нормативная основа. Почтить текст самих Правил можно по этой ссылке. Вам нужен будет пункт 50.

А теперь о проблемах, которые возникают с оплатой электроэнергии и возможности их решения.

Плата за электричество в коммунальной квартире: что можно сделать практически?

Итак, главная проблема выглядит так: один или несколько собственников комнаты не платят за свет. Долги растут и растут, превращаясь лет через пять в действительно серьезную сумму, тридцать, сорок, а то и пятьдесят тысяч рублей.

Энергоснабжающая организация (в Москве, например, это «Мосэнергосбыт») требует этот долг оплатить. Причем требование это выставляется всем жильцам коммунальной квартиры. И даже если кто-то  из собственников комнаты, как им представляется, оплачивал «свою» часть электроэнергии, требование об оплате общего долга распределяется на всех жильцов.

Дальше следует суд, отключение электроэнергии, принудительно взыскание задолженности. Оплачивают долги за свет в итоге те из жильцов, кто и так платил.

И на все возражения добросовестных плательщиков следует ответ – собственники (наниматели) отдельных комнаты в квартире вопросы расчетов между собой должны решать самостоятельно. Мол, судитесь со своими соседями и получайте с них деньги по судебному решению.

Ну и как получить деньги с человека, у которого нет постоянной работы или других источников доходов? Да никак. Энергосбыт таким образом просто перекладывает свои проблемы на плечи добросоветных плательщиков.

Ну а как надо поступать? Самое очевидное, казалось, бы решение, проблемы – разделить единый лицевой счеты квартиры и оформить отдельный счет для каждой комнаты. Тогда, если кто-то  из соседей не платит за свет, последствия в виде судов, отключений электричества и прочего коснутся только его.

Звучит, конечно, заманчиво. Однако изложенные выше нормы законодательства относительно организации электроснабжения в коммунальной квартире, к сожалению, такого решения не предусматривает.

Во-первых, как следует из судебной практики, энергсобытовые компании отнюдь не рвутся помочь жильцам коммуналки разделить лицевые счета на электроэнергию. И действующее законодательство здесь на стороне энергетиков.

Да, они могут заключить договор с собственниками отдельных комнат. Но делать этого вовсе не обязаны. Даже если жильцы этого требует в судебном порядке.

Здесь, по ссылке, характерное судебное решениепо делу о попытке заставить Мосэнергсбыт разделить лицевой счет в коммунальной квартире.

Во-вторых, в Правилах предоставления коммунальных услуг говорится, что потребление электроэнергии в комнатах может учитываться исходя из показаний «комнатных приборов учета».

Но чтобы показания комнатного счетчика были приняты энергосбытом для расчета платы за электроэнергию, сам счетчик должен быть опломбирован и принят в эксплуатацию. Поставить пломбу может только представитель ресурсоснабжающей организации. Вы сами или нанятый вами электрик (компания) – не может.

А раз пломбы нет, то и расчетным счетчик признан быть не может. Вы можете использовать его показания для расчетов между собой и соседями, но для энергсбыта его, считай, что и нет.

Наконец, в-третьих, во всех вариантах платы за электроэнергию в коммунальной квартиры, описанных в Правилах, неизбежно фигурирует оплата электричества в местах общего пользования. Именно необходимость учета этой части потребления электроэнергии в коммунальной квартире указывается энергосбытовыми компания в качестве ключевой причины для отказа в разделении лицевых счетов.

Хотя, теоретически, возможность обойти это препятствие имеется. Всех «общих» потребителей электроэнергии(лампочка на кухне, в туалет, ванной, розетки в коридоре и проч.) можно продублировать для каждого из собственников. Запитать их через комнатные счетчики. И сделать для каждого из потребителей отдельный выключатель внутри комнаты.

Иными словами, идете вы на кухню – включаете у себя в комнате нужный выключатель и на кухне загорается именно ваша лампа (одна из, допустим, трех, по числу соседей). Потребление электроэнергии в таком случае учитывается вашим комнатным счетчики, отдельной электроэнергии для мест общего пользования нет вовсе.

Вариант этот плох тем, что разводка проводки и дублирование источников освещения обойдется недешево. На это так же потребуется согласия соседей. А еще – необходимо согласования с управляющей организацией вашего дома. Путь конечно, длинный, но в принципе, преодолимый

Хотелось бы посоветовать пойти по нему. Но главное препятствие – соседи!

Оплата электроэнергии в «коммуналке». Все упирается в соседей

Если разногласия с ними имеют, что называется, «принципиальный» характер, у вас с ними ПРОСТО ОЧЕНЬ ПЛОХИЕ отношения, глаза бы на них не глядели. Но за коммуналку они все-таки платят. Деньги у них на это есть. И один раз все-таки договориться о том, как платить, можно. Что же, в таком случае вариант с раздельным учетом электроэнергии в местах общего пользования вам подойдет.

А возможно, подойдет и вариант попроще – со счетчиком в каждой комнате и письменным соглашением о том, в каких пропорциях будет оплачиваться «общее» электричество.

Гораздо хуже, если в соседней комнате обитают, что называется, неблагополучные жильцы. За услуги ЖКХ они не платят и платить не собираются.

И даже если вы сделаете за них всю разводку, установите счетчики и даже организуете установку на них пломб, соседи все равно платить не будут… У них нарастет долг. Оплачиваться он так же не будет.

Как итог — соседям отключат электричество. Они подключатся к другой «внутриквартирной» линии. И все начнется с начала…

И какое же общее резюме? Увы, еще раз, коммунальная квартира – не лучшее место для жизни. Если ваши соседи люди, в принципе, договороспособные и готовы платить за свет, то найти формулу сосуществования возможно. И даже закрепить ее официально (на случае возможных в будущем трений).

Ну а если вам с соседями совсем не повезло… Неплатежи за свет, боюсь, будут не самым большим испытанием. Посоветовать в такой ситуации можно лишь одно – надо разъезжаться. Но это мы уже говорили в самом начале.

Источник: http://energovopros.ru/

Источник: https://alfaopt.ru/n179827-elektroenergiya-kommunalnoj-kvartire.html

Новые правила оплаты за общедомовые нужды: откуда что берётся

Оплата за воду и свет в местах общего пользования в коммунальной квартире
18:37, 24 января 2018, ПАИ

Большинство жителей Пскова в новом 2018 году уже получили квитанции от своих управляющих компаний и с удивлением обнаружили в них три новые строки по оплате «КР на СОИ» – коммунальных ресурсов [горячей и холодной воды, а также электричества] на содержание общего имущества многоквартирного дома. С ещё большим удивлением многие обнаружили, что платить теперь будут заметно больше. Самый распространённый вопрос мне от знакомых за последние несколько дней примерно таков: «Алексей, привет! За январь 2018 года нашему дому выставили 930 кВт электроэнергии ОДН. За предыдущие месяцы значения колебались от 125 кВт до 718 кВт. Куда обратиться, чтобы определили правильность начислений ОДН за электроэнергию?» Или проще: «Скажите, пожалуйста, а у всех квартплата на 1000 рублей выросла?» Вот и в «Народную ленту» ПАИ люди пишут. Что это за …. и откуда это взялось? А главное, что будет дальше? Давайте попытаемся разобраться…

Все эти изменения связаны с постановлением правительства РФ № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которое было на излёте 2017-го – 26 декабря.

Согласно этом документу, с января 2018 года расходы на воду (холодную и горячую) и электричество для содержания общедомового имущества (СОИ) были переквалифицированы с коммунальной на жилищную услугу. В связи с этим они стали включаться в общую плату за содержание жилого помещения.

Она указывается в квитанциях управляющих, а не ресурсоснабжающих организаций. Отсюда и 3 новых строчки в квитанциях «управляек»: ХВ на СОИ, ГВ на СОИ и ЭЛ. на СОИ. 

Но это, конечно, не основное в данном нововведении. Сумма, которую жильцы отныне должны платить на разные общедомовые нужды (те самые ОДН), теперь рассчитывается по-новому.

Раньше многие жильцы жаловались на непомерно большие цифры в квитанциях за на ОДН. Эти цифры рассчитывались на основе 354-го постановления правительства исходя из фактических показаний общедомовых приборов учёта (счётчиков).

Суть данной схемы, если говорить упрощённо, заключалась в простом принципе: из показателей общедомового счётчика, на основании которых управляющая организация рассчитывается с ресурсоснабжающими за воду и электричество, вычиталась показатели счётчиков в квартирах (где они есть), а для квартир без счётчиков применялись утверждённые нормативы – так и получалась сумма расходов на общедомовые нужды. Но, поскольку в некоторых помещениях проживает куда больше жильцов, чем прописано, а некоторые квартиранты за услуги ЖКХ платят, мягко говоря, несвоевременно или не платят подолгу вовсе, добросовестным жильцам приходилось нередко платить «за себя и за того парня» (и за ненормативные потери, вызванные нарушением требований эксплуатации внутридомовых инженерных систем, и за неплатежи соседей). Вот чтобы решить данную проблему, в декабрьском постановлении правительства было сказано о применении только расчётного метода.

Таким образом, начиная с этого года в документы на оплату за жилое помещение включается плата за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из утвержденных нормативов и тарифов. То есть плата за данные услуги будет фиксированной и постоянной вплоть до изменения либо нормативов, либо тарифов.

Результаты применения расчётного метода жильцы увидят в полной мере в квитанциях, которые они получат в феврале. 

Так, по холодному и горячему водоснабжению в домах до 5 этажей месячный норматив снизится с 0,223 кубометра и 0,124 кубометра на 1 квадратный метр общей площади соответственно до 0,034 кубометра (и по холодной, и по горячей воде), в домах от 5 и до 9 этажей – с 0,106 и 0,126 кубометра до 0,024 кубометра. Согласитесь, это очень значительно – тут нормативы снизились сразу в несколько раз.

Что касается остальных нормативов на содержание (по водоотведению и электроснабжению), то они (пока) остались неизменны относительно тех, что были утверждены постановлением №123 псковского госкомитета по тарифам в ноябре 2017 года, то есть ещё до декабрьского постановления правительства. И если по воде у собственников вопросов, почему-то, почти нет (с чего это на холодную и горячую воду они одинаковые?), то водоотведение и электроэнергия заставляют многих вспоминать матанализ.

Начнём с воды: сама логика определения норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме как сумма нормативов на холодную и горячую воду кажется верной.

Но только если не учитывать тот факт, что содержание общего имущества заключается не простом выливании воды на пол лестничной клетки или прямиком в канализацию.

Однако, это вопросы федерального регулирования.

Нам же интереснее норматив на электроэнергию, ведь именно эта статья расходов увеличилась в январских платёжках больше всего. Раньше, напомню, плата за электроэнергию для ОДН рассчитывалась путём вычитания из общего потребления дома потребления всех квартир. Теперь же действует рассчётный норматив.

Для Псковской области приняты следующие параметры: 2,6 кВт/ч на квадратный метр площади для домов без лифта, 5 кВт/ч – для домов с лифтом и 6,1 кВт/ч для многоквартирных домов коридорного и секционного типа (общежитий), оборудованных лифтами.

Надо сразу сказать, что эти нормативы вполне соответствуют тем цифрам, которые утверждены ещё несколько лет назад в других регионах.

Складывается норматив из потребления электрической энергии на освещение, работу запирающих устройств и усилителей телеантенн для домов без лифта. В домах с лифтом сюда добавляются расходы электричества на работу лифтов, а также системы противопожарной автоматики и дымоудаления.

При этом (внимание!) суммарное годовое потребление электрической энергии каждой группой оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, определено в соответствии с нормативным документом, определённым ещё приказом Минжилкомхоза РСФСР аж 1989 года.

Получается, что при расчете норматива не учтены современные меры по энергосбережению: ни датчики движения, ни энергосберегающие светильники, ни современное лифтовое оборудование.

Поэтому выходит, что свет в наших подъездах (а также подвалах и чердаках) должен гореть по 4300 часов (или 179 дней) в году, а удельная мощности систем освещения мест общего пользования в многоквартирных домах в расчете на 1 квадратный метр равна 7,8 Вт.

Та же история и с лифтами, которые, по мнению разработчиков нормативов – одного московского института, – потребляют электричество в режиме 24/7. По-русски говоря, для наших дней это моноговато.

Второй составляющей платы за коммунальные ресурсы (в том числе за электроэнергию) на содержание общего имущества являются сами тарифы на эти ресурсы. Их утверждает госкомитет Псковской области по тарифам и энергетике, они многократно проверяются и контролируются – и лично у меня оснований сомневаться в верности расчётов нет.

С третьей составляющей платы – тоже засада. До сих пор идут споры, какую площадь учитывать при расчете платы. Сейчас учитывается вся площадь, по которой проходит та или иная коммуникация. Например, для электричества это и чердаки, и подвалы, даже если в подвале только маленькое помещение, в котором находится узел учета ресурса.

Да и к исходным данным есть вопросы. Не всегда информация на сайте Реформа ЖКХ и данные применяемые УО совпадают. Техническая документация на многоквартирные дома часто бывает утеряна. Так что проверить достоверность учитываемой площади мест общего пользования бывает проблематично.

Между тем, пока непонятно, почему фактическое потребление электроэнергии на общедомовые нужды, которое рассчитывалось раньше на основе вычитания показателей общедомового счётчика и счётчиков в квартирах, оказалось меньше того, что рассчитали по нормативу, к методике которого, на первый взгляд, нет серьёзных претензий кроме вышеперечисленных.

Что будет дальше? А дальше нам предстоит найти ответы на вопросы – могут ли собственники принять решение оплачивать коммунальные ресурса на содержание общего имущества (то самое КР на СОИ) по прибору учета ограничиваясь нормативом? Кто будет контролировать начисление платы за это? Будет ли налажена практика штрафования управляющих организаций за завышенные суммы в квитанциях? И ещё есть много вопросов. В ближайшее время мы будем искать на них ответы совместно со всеми заинтересованными сторонами. Завтра, например, у нас намечено совещание совместно с представителями прокуратуры.

Автор – председатель Общественного совета при госкомитете Псковской области по делам строительства и ЖКХ

Алексей Кириллов

Сергей Васильев

Источник: https://informpskov.ru/news/233371.html

Автоправо
Добавить комментарий