Общедомовые платежи для нежилого помещения в жилом доме

Содержание
  1. Расчет расходов ОДН
  2. Если дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (ОДПУ):
  3. Если ОДПУ неисправен:
  4. Если дом не оборудован ОДПУ:
  5. Как заработать на общедомовом имуществе? / Sibdom.ru
  6. Могут ли отличаться тарифы на СОИ для жилых и нежилых помещений в МКД
  7. Почему решение ОСС возмутило собственника помещения в МКД
  8. С каким требованием обиженный собственник обратился в кс рф
  9. Какие аргументы предоставил КС РФ
  10. Что решил Конституционный Суд РФ
  11. Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме
  12. За что платит собственник нежилого помещения в жилом доме?
  13. Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:
  14. Отвечает консультант комиссии по недвижимости общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Анна Горбенко:
  15. Отвечает ведущий юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания» Владимир Бражников:
  16. Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:
  17. Оплата коммунальных услуг собственниками офисов и магазинов, расположенных в многоквартирных домах – Управление персоналом

Расчет расходов ОДН

Общедомовые платежи для нежилого помещения в жилом доме

С 1 сентября 2012 г., согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.

№354, объем электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды (ОДН), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Расчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды (формула №10 Приложения №2 Правил) следующий:

,

где:

– объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

– тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (ОДПУ):

Объем электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, рассчитывается по формуле №12 Приложения №2 Правил:

,

где:

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.

В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

– определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

– общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

– общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

= 12000 кВт*ч ;

= 1000 кВт*ч;

= 4000 кВт*ч;

= 5000 кВт*ч;

= 60 кв. м;

= 2400 кв. м;

= 1,936 руб./кВт*ч.

= (12000 – 1000 – 4000 – 5000) * (60 / 2400) * 1,936 = 96,8 руб.

При этом объем ОДН не зависит от потребления по индивидуальному прибору учета. То есть платеж за «Начисление за общедомовые нужды» по квартире составит 96,8 руб., в независимости от того, сколько электроэнергии потрачено.

Например, если израсходовано по индивидуальному прибору учета 150 кВт, то совокупный платеж по электроэнергии составит:

150 * 1,936 + 96,8 = 387,20 руб.

Если потребитель отсутствовал в расчетном периоде, то совокупный платеж за электроэнергию составит:

0 * 1,936 + 96,8 = 96,8 руб.

Если ОДПУ неисправен:

В случаях, когда общедомовой счетчик неисправен (полный перечень случаев см. в п.60), плата за коммунальную услугу на общедомовые нужды определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления по предыдущим показаниям общедомового счетчика, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Если дом не оборудован ОДПУ:

В этом случае, в соответствии с пунктом 48, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

,

где:

– норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306;

– общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

– общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

– общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

– Норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды для жителей многоквартирных домов, где не установлены общедомовые приборы учета (утвержден постановлением департамента по тарифам Приморского края от 01.08.2012 г. №39/4) – 3,94 киловатт-часа на 1 квадратный метр мест общего пользования в месяц.

– общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме – 1426 квадратных метров.

– общая площадь квартиры – 60 квадратных метров.

– общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме – 2 400 квадратных метров.

= 3,94 * 1426 * 60 / 2400 = 140,461 кВт*ч

Применив к полученному объему электроэнергии тариф в соответствии с формулой 10, получим размер платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды в выбранной квартире:

140,461 * 1,936 = 271,93 руб.

На практике размер платы за ОДН при расчете по нормативу (когда общедомовой прибор учета отсутствует или неисправен) может в несколько раз превышать плату за ОДН при наличии исправного коллективного счетчика. Поэтому все собственники помещений в доме напрямую заинтересованы в его установке.

Источник: https://www.dvec.ru/dalsbyt/private_clients/odn/calculation.php

Как заработать на общедомовом имуществе? / Sibdom.ru

Общедомовые платежи для нежилого помещения в жилом доме

Каждый месяц собственникам квартир приходят квитанции, где отдельной строкой прописаны расходы на содержание общедомового имущества. Эти затраты можно сократить, если общие помещения, земля и даже фасады дома начнут работать сами на себя.

Обязанность по содержанию общего имущества дома лежит на всех собственниках помещений в нем. Для того чтобы поддерживать в порядке подъезды, чердаки, подвалы, дворы и все, что в них находится, жильцы нанимают управляющую компанию. Перечень общего имущества дома обязательно входит в договор управления многоквартирным домом между собственниками и управляющей компанией.

Согласно постановлению правительства РФ № 491 от 13.08.

2006 о правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются помещения, предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые шахты, колясочные в коридорах, чердаки, технические этажи и подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, или иное оборудование для обслуживания помещений дома.

Помимо этого к общему имуществу относят крыши, все ограждающие несущие конструкции, фундаменты, стены, перекрытия, балконы и так далее; ограждающие ненесущие конструкции, обслуживающие больше одного помещения, в том числе окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; земельный участок под многоквартирным домом вместе со всем, что расположено в его границах, — трансформаторными подстанциями, тепловыми пунктами, коллективными автостоянками, гаражами, детскими и спортивными площадками и даже подпорными стенками. Подпорные стенки на территории многоквартирных домов признаются элементом благоустройства, если находятся на земельном участке, принадлежащем дому, и по нынешним правилам благоустройства Красноярска жители дома тоже обязаны их содержать.

Какие помещения сдаются в аренду

В нежилых помещениях на первых этажах, особенно в «проходных» местах, размещаются офисы и магазины, и, как правило, им не хватает собственной площади для устройства подсобных помещений. Выход для предпринимателей — договориться с собственниками квартир в доме и занять техническое помещение, например, подвал.

Так поступили в доме по адресу: пр. Красноярский рабочий, 104, где находится магазин «Шериф». Все помещения на первом этаже приватизированы, многие из них занимают магазины, которым необходимо где-то хранить свои товары.

Владельцы жилья сдают в аренду находящиеся в общей собственности дома подвалы и получают немалые средства за использование общедомового имущества, приводит пример взаимовыгодного сотрудничества жильцов и предпринимателей председатель координационного совета общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков.

По его словам, среднюю цену аренды подвалов назвать невозможно, поскольку альтернативы у магазинов нет: они или арендуют площади за предложенную собственниками цену, или не арендуют вовсе.

Круг пригодных для сдачи в аренду помещений не исчерпывается подвалами. Во многих 9–10 этажных домах на меж­этажных площадках лестниц есть специальные кладовки, часто занятые имуществом отдельных жильцов. Их тоже можно сдавать в индивидуальное пользование кому-то из жителей дома и получать прибыль на счет дома.

Предприниматели часто нарушают санитарные требования

Согласно СанПиН 2.1.2.2645 10, организации, которые занимают общественные помещения в жилом доме, должны соблюдать гигиенические нормативы по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям. Они не имеют права хранить и использовать опасные химические вещества, загрязняющие воздух, либо иначе нарушать условия жизни соседей.

Санитарные нормы жестко регламентируют сферу деятельности предприятий, которые могут занимать такие помещения.

Под запретом оказались магазины с товарами, способными привести к загрязнению территории и воздуха или потенциально опасными для жильцов дома, а также те, что нарушают покой жильцов дома.

Начиная от предприятий с наличием в них взрывоопасных веществ и материалов, магазинов автозапчастей, рентгенкабинетов, химчисток и общественных уборных до похоронных бюро, бань, саун и любых организаций с режимом работы позже 23 часов.

Любое нарушение норм — это повод для жильцов обратиться в суд и отстоять свое право на безопасную и спокойную жизнь или, наоборот, закрыть на нарушение глаза в обмен на помощь предпринимателей в содержании общедомового имущества.

По санитарным нормам помещения общественного назначения в жилых домах должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.

Разгружать в них материалы и продукцию со стороны двора нельзя, это положено делать с торцов дома, где нет окон, из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров либо со стороны улицы.

Во встроенных общественных помещениях площадью меньше 150 кв. м отдельные загрузочные каналы можно не устраивать.

Фактически у предприятий общественного питания нет другой возможности разгружать продукты в свое помещение, кроме как со стороны двора, говорит Роман Казаков: «Наверное, процентов 70 предприятий нарушают требования СанПиН.

?Либо их можно обязать, чтобы они исполняли санитарные нормы (будет трудно, потому что конструктивных возможностей нет), либо прекратить деятельность. Хороший аргумент попросить хозяина этой организации, чтобы помогал дому».

Должны ли провайдеры платить за размещение сетей?

За установку сетей и оборудования в многоквартир-
ном доме провайдеры должны платить арендную плату,
поскольку они размещают свою собственность на чужой
территории

На общей территории многоквартирного дома, особенно если дом находится в центре города, некоторые предприимчивые собственники за мзду предоставляют место банкам для установки платежных (банковских) терминалов.

Еще одно достижение цивилизации, без которого многие жильцы не мыслят комфортной жизни,  — Интернет — требует пространства в доме для размещения телекоммуникационного оборудования и сетей. У провайдеров позиция на этот счет однозначная: если они оказывают жильцам услугу, то их оборудование не должно облагаться арендной платой.

Рейдерски настроенные компании самовольно устанавливают свое имущество на крышах, чердаках, в подвалах, сверлят отверстия для кабелей в стенах и перекрытиях многоквартирного дома, нарушая интересы жителей, которые платят за содержание общедомового имущества.

По информации общественного движения «Народный контроль в ЖКХ», провайдеры с более цивилизованными методами работы все же заключают договоры с управляющими компаниями, но на символические суммы, а часть арендной платы поступает напрямую руководству УК — как один из примеров злоупотребления доверием жителей.

Реклама на фасадах — только с согласия собственников

Жилые дома вдоль оживленных улиц часто становятся рекламными носителями. Если рекламодатель заинтересован в использовании фасада под баннер, он заключает с жильцами дома договор и платит за рекламное место.

Ст. 19 Закона о рекламе регламентирует, что рекламная конструкция на доме может появиться только с согласия собственников помещения в многоквартирном доме, полученном в порядке, установленном Жилищным кодексом.

Кроме того, прежде чем разместить свою рекламу на фасаде дома, предприниматель должен получить разрешение управления наружной рекламы администрации Красноярска.

По договору с собственниками управляющая компания имеет право вести договорные отношения от их лица, однако если жильцы не пускают этот вопрос на самотек и настаивают на контроле, то договор заключает лицо, уполномоченное на это общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

«В протоколе решения общего собрания нужно прописывать все по пунктам, — советует председатель координационного совета общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков.

 — Во первых, зафиксировать размещение рекламной конструкции по проекту, согласованному с городскими властями. Во вторых, утвердить условия договора и размер платы за размещение конструкции.

Кроме того, обозначить уполномоченное лицо».

Договор можно заключить как непосредственно с рекламодателем, так и с рекламным агентством, которое установит на фасаде дома свою конструкцию, и там будут появляться рекламные материалы. Чтобы не было неожиданностей, в договоре должен быть предусмотрен пункт о согласовании макетов, которые размещаются на фасаде дома, например, с председателем совета дома.

500–800 рублей за квадратный метр в месяц жильцы могут выручитьза размещение рекламы на фасадах домов в центре Красноярска

Управляющие компании сдают общее имущество в своих интересах

Пассивность собственников управляющие компании часто используют в своих целях.

Типовой договор ГУК «Жилфонд» гласит: «Если иное не предусмотрено решением общего собрания собственников, управляющая компания вправе заключать от своего имени в интересах собственников помещений в многоквартирном доме договоры на предоставление общего имущества в пользование физическим и юридическим лицам», цитирует документ Роман Казаков. Более того, для собственников, которые подписывали договор управления, не вникая в нюансы, станет большим сюрпризом, что и цену договора управляющая компания вправе устанавливать самостоятельно.

Кроме сдачи общедомового имущества в аренду по заниженной цене к типичным злоупотреблениям управляющих компаний относятся сдача общедомового имущества в аренду без ведома и согласия собственников и несоблюдение СНиП, СанПиН и прочих нормативов при сдаче имущества в найм, к тому же аренда общедомового имущества зачастую приводит к его порче. Между тем, общее собрание собственников — это высший орган управления многоквартирным домом, и его решения управляющая компания вынуждена будет беспрекословно исполнять, даже если по договору управления УК вправе самостоятельно вести договорные отношения с арендаторами.

Участок под павильон, парковку, рекламный щит внаем

Принадлежащий дому участок земли собственники тоже вправе сдать в аренду под размещение временного сооружения, организацию платной парковки, если ее размещение не противоречит санитарным нормативам, или установку рекламного щита.

В пример Роман Казаков приводит девятиэтажный жилой дом на остановке «Улица Лазо», где на придомовой территории стоят несколько павильонов, и председатель организовал, чтобы деньги за использование ими земельного участка шли на счет дома.

Пример того, как можно эффективно исполь-
зовать общедомовое имущество: решением
 общего собрания жильцов этого дома часть
  помещения, зани­маемого правлением ТСЖ, была
реконструирована и отдана в коммерческую аренду

Говоря о земле в аренду, стоит иметь в виду, что земельный участок, который принадлежит дому и включает землю под самим домом и придомовую территорию, и двор — не тождественные понятия. Двор — это та часть придомовой территории, на которую выходят подъездные двери и окна. СанПиН 2.1.2.

2645 10 запрещает размещать на территории дворов жилых зданий любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки общественных организаций.

Парковка во дворе автомобилей сотрудников офисных помещений или магазинов санитарными правилами также запрещена.

Где собрать деньги и как ими распорядиться

Самый простой способ получать доход с общедомового имущества — передать право управления общим имуществом управляющей компании. В этом случае деньги поступают на лицевой счет дома и расходуются по решению общего собрания собственников.

Если в доме создано ТСЖ, а управляет им управляющая компания, можно открыть расчетный счет на ТСЖ и собирать на него платежи за аренду общедомового имущества.

Когда дом обслуживает управляющая компания, и ТСЖ не создано, один из собственников жилья (это может быть председатель совета дома) регистрируется как индивидуальный предприниматель, ему по решению общего собрания сдается все общедомовое имущество за сто рублей, а ИП сдает его в субаренду за более достойную сумму, предназначенную для содержания дома. Разумеется, это должен быть человек честный, которому соседи доверяют, иначе в случае его непорядочности жители никак не будут защищены от потери денег.

Полученные за использование общедомового имущества средства можно направить на содержание и текущий ремонт общедомового имущества, единоразовые общедомовые расходы или вознаграждение председателю и членам совета дома.

© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru

Источник: https://www.sibdom.ru/journal/1390/

Могут ли отличаться тарифы на СОИ для жилых и нежилых помещений в МКД

Общедомовые платежи для нежилого помещения в жилом доме

Размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме нередко становится предметом судебных разбирательств между собственниками помещений и управляющими организациями.

Сегодня расскажем, признал ли Конституционный Суд РФ незаконным решение ОСС об установке разных тарифов для собственников жилых и нежилых помещений в МКД.

Почему решение ОСС возмутило собственника помещения в МКД

Общее собрание собственников установило разные размеры платежей за содержание общего имущества в многоквартирном доме для жилых и нежилых помещений.

Собственник жилого помещения этого МКД не согласился с таким решением, посчитал, что оно принято с нарушением процедурных норм и ставит владельцев жилых помещений в невыгодное положение по сравнению с владельцами нежилых помещений.

Он попытался оспорить решение ОСС в суде, но ничего не получилось. Районный суд и судебная коллегия отказали в удовлетворении требования о признании решения общего собрания недействительным.

Такое решение суды аргументировали отсутствием в действующем законодательстве запрета на установление дифференцированных тарифов за содержание и ремонт общего имущества в МКД в зависимости от назначения и размещения помещений.

Дальше был Верховный Суд РФ, который отказал собственнику в рассмотрении дела. Это стало поводом для обращения в Конституционный Суд РФНарушение правил пользования общим имуществом МКД

С каким требованием обиженный собственник обратился в кс рф

В Конституционный Суд РФ собственник обратился с намерением оспорить конституционность:

  • ст. 181.4 ГК РФ, предусматривающей основания и порядок признания недействительным решения оспоримого решения собрания гражданско-правового сообщества;
  • ст. 181.5 ГК РФ, устанавливающей основания ничтожности решения собрания гражданско-правового сообщества;
  • ч. 1 ст. 185 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущества путём внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Заявитель сослался на то, что оспариваемые им положения закона противоречат ч. 2 ст. 6 и ч. 1, 2 ст.

19 Конституции РФ, так как они не предусматривают запрет установления ОСС дифференцированных тарифов за содержание общего имущества в зависимости от назначения и размещения помещений и препятствуют признанию судом таких решений недействительными.ПП РФ 1498: Особенности содержания общего имущества в МКД

Какие аргументы предоставил КС РФ

П. 1 ст. 130 ГК РФ признаёт самостоятельными объектами недвижимого имущества в многоквартирном доме жилые и нежилые помещения, а также машино-места.

Наличие права собственности на помещение в МКД обуславливает и наличие права общедолевой собственности на общее имущество в таком доме. Участники общей долевой собственности обязаны соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество платить налоги, сборы и иные платежи по этому имуществу, а также издержки по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несёт собственник, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения в таком доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

Справедливое распределение расходов между собственниками помещений в МКД обеспечивается ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, которая закрепляет принцип соответствия обязательных расходов собственника помещения в МКД его доле в праве общей собственности на общее имущество, что согласуется с содержанием ст. 19 Конституции РФ.

Конкретная форма участия собственников помещений в расходах на СОИ МКД зависит от способа управления таким домом. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 закрепляет обязанность собственников нести бремя расходов соразмерно их долям в праве общей собственности.

К многоквартирным домам, управление которыми осуществляют собственники помещений, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иные потребительские кооперативы, не установлены конкретные правила, предписывающие или исключающие возможность учёта особенностей помещений в МКД при определении размера платежей на содержание общего имущества в таком доме.

Действующее законодательство не исключает возможности учёта при принятии на ОСС решения о размере платы за содержание общего имущества особенностей помещений, а также иных объективных обстоятельств, которые при соблюдении баланса интересов различных категорий собственников в МКД, могут служить основанием для изменения долей их участия в расходах по содержанию общего имущества.

При этом дифференциация размеров платежей не должна приводить к неравенству в правовом положении собственников помещений в МКД, относящихся к одной и той же категории.

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22, утверждённый ОСС размер платы за содержание и текущий ремонт ОИ в МКД, работы и услуги по управлению домом не может устанавливаться произвольно, он должен обеспечивать содержание ОИ в МКД в соответствии с законодательством и отвечать требованиям разумности.

ЖК РФ не содержит специальных норм, закрепляющих основания признания ОСС в МКД оспоримым или ничтожным, поэтому в таком вопросе применяются положения главы 9.

1 ГК РФ:

  • решение собрание может быть признано недействительным по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом;
  • основаниями для признания судом собрания недействительным являются нарушения требований закона – порядка созыва, подготовки и проведения, оформления документов собрания, которые могли повлиять на решение участников собрания;
  • решение собрание ничтожно, если противоречит основам правопорядка или нравственности, принято по вопросу, не включённому в повестку дня или вопрос не относился к компетенции собрания.

Ст. 46 ЖК РФ не препятствует собственнику помещения в МКД, не принимавшему участия в общем собрании собственников, на котором рассматривался вопрос об установлении платы за содержание жилого помещения или авшему против принятия решения, устанавливающему конкретные размеры платы, обратиться в суд, если он полагает, что его права и законные интересы нарушены. лестниц в многоквартирном доме

Что решил Конституционный Суд РФ

КС РФ решил, что п. 1, 3 и 7 ст. 181.4, ст. 181.5 ГК РФ и ч. 1 ст.

158 ЖК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения соответствуют действующему правовому регулированию РФ:

  • все собственники помещений в МКД должны участвовать в расходах на содержание ОИ в таком доме;
  • объективные обстоятельства могут служить основанием для изменения долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах по содержанию ОИ в МКД при условии, что дифференцияация размеров платежей не повлечёт за собой необоснованных различий в правовом положении собственников помещений в МКД, относящихся к одной и той же категории;
  • не исключают возможность признания судом недействительным решения ОСС.

Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что тарифы на содержание общего имущества для жилых и нежилых помещений в МКД могут отличаться.

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/8513/mogut-li-otlichatsya-tarify-na-soi-dlya-zhilyh-i-nezhilyh-pomescheniy-v-mkd

Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме

Общедомовые платежи для нежилого помещения в жилом доме

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.

Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Итак, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.

2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов.

Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например.

Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений.

Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина.

Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

Источник: https://raschetgkh.ru/articles/177-nezhilye-pomeshcheniya-v-mnogokvartirnom-dome.html

За что платит собственник нежилого помещения в жилом доме?

Общедомовые платежи для нежилого помещения в жилом доме

Вопрос действительно спорный. С одной стороны, Вы члены ТСЖ, соответственно, как собственник помещения в доме, обязаны участвовать в оплате общих расходов. А уж тем более платить за капитальный ремонт. С другой стороны, Вы многим не пользуетесь.

В разных ТСЖ это решается по-разному: в каких-то по закону, в каких-то – по справедливости, в каких-то – по-братски. Это регулируется общим собранием собственников жилья и членов ТСЖ. Выносите этот вопрос на собрание и пробуйте отстоять свою точку зрения. Или созывайте внеочередное собрание.

Только за капремонт Вам платить все равно придется, так как этот вопрос регулируется законодательством, а не собранием.

Как перевести жилое помещение на 1 этаже в нежилое?

Получает ли ТСЖ доход от коммерческих организаций в доме?

Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ и состоявшейся в соответствии с ним судебной практикой, собственник нежилого помещения в жилом доме должен наравне с собственниками жилых помещений оплачивать и капитальный ремонт дома, и уборку подъезда, и освещение в подъезде, и прочие расходы, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирном доме.

Если у Вас установлены индивидуальные приборы учета, в том числе своя электрическая линия, Вы вправе оплачивать данный вид услуг самостоятельно, уведомив об этом УК и исключив платежи по электроэнергии в отношении конкретно Вашего помещения, что, однако, не освобождает Вас от обязанности участвовать в оплате расходов по содержанию общего имущества в объеме, пропорциональном Вашей доле в собственности всего дома.

В случае, если у Вас имеются два действующих договора с одним предметом и Вам предлагают заключить третий, то Вам необходимо ознакомиться с их условиями. Никто не вправе дважды получать денежные средства за одну и ту же услугу или навязывать ее Вам.

Все возникающие разногласия, касающиеся объемов, стоимости оказанных услуг и лица, которому Вы должны их оплачивать (особенно при смене управляющих компаний), подлежат разрешению в судебном порядке.

Можно ли изменить расчет за отопление нежилых помещений?

Как узнать, законны ли коммерческие организации на 0-м этаже?

Отвечает консультант комиссии по недвижимости общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Анна Горбенко:

Собственник нежилого помещения в МКД так же, как и собственник жилого помещения, обязан платить за содержание общего имущества вне зависимости, пользуется он всем имуществом или нет (ст. 39 ЖК РФ). Таким образом, оплачивать Вы обязаны.

Например, все подъезды освещаются, следовательно, расходы по электроэнергии пропорционально ложатся на всех собственников. Так же как и мытье всех лестниц и пролетов.

Набор платежей может варьироваться в каждом конкретном случае, например, дополняться затратами на обслуживание подъемников для инвалидов и так далее.

Отвечает ведущий юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания» Владимир Бражников:

Жилищное законодательство не содержит различий в правовом статусе нежилого и жилого помещения в вопросе содержания общего имущества и возлагает равные обязанности на собственников любых помещений в доме, в соответствии со ст. 39 ЖК РФ.

Следовательно, собственники как жилых, так и нежилых помещений в равной степени участвуют в содержании общедомового имущества.

Закон устанавливает обязанность физических и юридических лиц оплачивать коммунальные услуги и капительный ремонт в доме своевременно и в полном объеме.

Плата собственника за коммунальные услуги и помещение включает в себя платежи за содержание, а также ремонт помещения (в том числе за работы и услуги, с помощью которых осуществляется управление жилым домом), оплату капремонта и текущего ремонта имущества в многоквартирном доме, в соответствии со ст.154 ЖК РФ. Размер уплачиваемых сумм на содержание зависит от размера доли конкретного собственника в праве общей собственности на общее имущество.

Можно ли убрать забор вокруг многоэтажки?

Дается ли налоговый вычет на покупку нежилого помещения?

Таким образом, собственник нежилого помещения в жилом доме обязан оплачивать содержание общедомового имущества независимо от того, в каком размере и в каком порядке он оплачивает содержание своего помещения.

Наличие собственной электрической линии и договоров на уборку и обслуживание не освобождает собственника нежилого помещения от несения бремени расходов на содержание общего имущества дома. Нежилое помещение не может существовать автономно и является конструктивной частью жилого дома.

Собственник нежилого помещения так же, как и собственники квартир, обязан вносить предусмотренные законом платежи своевременно и в полном объеме. При этом фактическое неиспользование общего имущества собственником помещений не освобождают его от обязанностей по содержанию общего имущества.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Теоретически общим имуществом многоквартирного дома собственник нежилого помещения не пользуется. Однако 36 статьей Жилищного Кодекса предусмотрено, что на праве общедолевой собственности собственникам квартир и нежилых помещений принадлежат несущие конструкции, оборудование, а также сам земельный участок, на котором расположен дом. Соответственно, бремя содержания также лежит на них.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Можно ли зарегистрировать офис в квартире?

Купил нежилое помещение и перевел в жилое. Могу ли я получить возврат налога?

Как перевести квартиру из жилой в коммерческую недвижимость?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/za_chto_platit_sobstvennik_nezhilogo_pomescheniya_v_zhilom_dome/7049

Оплата коммунальных услуг собственниками офисов и магазинов, расположенных в многоквартирных домах – Управление персоналом

Общедомовые платежи для нежилого помещения в жилом доме

Иван Елисеев, руководитель практики, Группа правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С»

С 1 сентября 2012 года изменился порядок исчисления объема потребления коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе и для предпринимателей, занимающих нежилые помещения в таких домах (офисы, магазины). В статье Ивана Елисеева, руководителя практики «Энергетика и право» Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С», проводится сравнительный анализ новых и старых правил расчета.

Старый порядок расчета объема коммунальных услуг

Принципиально законодатель никогда не ставил вопрос об особом правовом статусе собственников нежилых помещений (офисов, магазинов) в многоквартирных домах.

Жилищный кодекс РФ, например, отношения между владельцами коммерческих помещений с другими собственниками и операторами коммунальных услуг не рассматривает как особенные или специфические. Но когда дело доходит до регулирования конкретных ситуаций, становится понятно, что полное отождествление статуса собственников коммерческих помещений с собственниками квартир невозможно.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, детализирующим положения ЖК РФ, собственник нежилого помещения в правах и обязанностях эквивалентен собственнику квартиры. Например, если домом управляет управляющая компания, размер платы за содержание недвижимости должен быть одинаков для собственников любых помещений в этом доме (п. 31 указанных Правил).

Однако при установлении норм и правил взаимоотношений между собственниками коммерческих помещений и операторами коммунальных услуг возникает ряд сложностей, поскольку фактически правила расчета размера потребленных услуг для собственников магазинов и офисов и собственников квартир оказываются разными.

В частности, система расчета оплаты в ЖК РФ предполагает либо приборное определение количества коммунальных услуг, либо бесприборное (безучетное, нормативное) — на основании нормативов потребления.

Однако Правила предоставления коммунальных услуг ситуацию с коммерческими помещениями в многоквартирных домах оговаривают отдельно.

Так, если в доме нет ни общедомовых, ни индивидуальных приборов учета, размер платы собственников коммерческих помещений за водоснабжение определяется исходя из нормативов водопотребления, а при отсутствии таких нормативов — в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

При этом Правила не поясняют, что следует понимать под отсутствием нормативов: либо отсутствие нормативов, принятых в отношении именно коммерческих помещений, либо отсутствие нормативов в принципе.

Судебная практика дает свой ответ: нельзя рассчитывать потребление услуги водоснабжения собственником коммерческих помещений по нормативу, установленному только для жилого помещения.

Водоотведение для нежилых помещений также определяется совсем по-другому, нежели для квартир: не по нормативу, а по объемам потребления холодной и горячей воды.

По нашему мнению, данная норма гораздо справедливее, чем действующая норма о расчете объема водоотведения для квартир: если в последних есть приборы учета горячей и холодной воды, но нет прибора учета объема водоотведения (а это повсеместная ситуация), то формально объем водоотведения должен считаться по нормативу.

Как показывает практика, наличие или отсутствие прибора учета холодной и горячей воды может быть проигнорировано судом при оценке правильности расчета объема водоотведения, произведенного оператором коммунальной услуги.

Если же вести речь о газе и электрической энергии, объем данных ресурсов при отсутствии общедомового прибора учета определяется расчетным путем — в соответствии с мощностью и режимом работы потребляющих устройств, установленных в нежилых помещениях.

Метод расчета собственник нежилого помещения должен согласовывать непосредственно с поставщиком газа или электроэнергии, с которым заключен договор.

Либо, если прямого договора с поставщиком нет, за собственника этот метод согласуют поставщик и исполнитель коммунальной услуги.

Новый порядок расчета объема коммунальных услуг

1 сентября 2012 года вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Документ, в совокупности с другими недавно принятыми актами жилищного права, направлен на поиск золотой середины между интересами участников отношений: поставщик — исполнитель — потребитель.

Согласно новым правилам, объем безучетного потребления коммунальных услуг владельцами любых помещений будет определяться несколько иначе. Плата будет включать две составляющих: доля общедомового потребления коммунальных услуг данным лицом и доля индивидуального потребления.

Индивидуальное потребление холодного и горячего водоснабжения, газо- и электроснабжения в нежилом помещении определяется ненормативным расчетным способом, аналогичным тому, который определен между оператором коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета. В случае заключения прямого договора с поставщиком объем потребления согласуется владельцем помещения и поставщиком коммунального ресурса.

Доля же общедомового потребления определяется одним из двух способов:

1. Если дом не оборудован прибором общего учета, общедомовое потребление коммунальных услуг определяется с помощью применения специального общедомового норматива.

2. Если дом оборудован прибором общедомового учета, то из общедомовых показателей вычитаются индивидуальные показатели потребления (приборные и бесприборные) всех собственников. Оставшаяся сумма распределяется между всеми собственниками пропорционально площади их помещений.

С нашей точки зрения, такое решение в части определения общедомовой доли потребления собственников коммерческой недвижимости следует признать правильным.

Во всяком случае, это корреспондирует общему принципу ЖК РФ: больше площади — больше прав, а соответственно, и больше обязанностей у собственника согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

В то же время двухступенчатая система определения расходов на коммунальные услуги разрешает и ряд проблем собственников коммерческих помещений в жилых домах. Например, многие нежилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами отопления.

Иногда через них могут проходить трубы отопления, которые являются общим имуществом, и за счет потерь тепловой энергии в которых нежилое помещение и получает тепло. Но иногда труб или иных систем общедомового отопления может и не быть.

Естественно, оборудовать узлы учета на общедомовые системы отопления в первом случае бессмысленно или невозможно.

Однако следует признать, что в обеих ситуациях как невольный совладелец общих коммуникаций собственник нежилых помещений обязан нести расходы на их содержание.

По правилам, которые действовали до 1 сентября 2012 года, если собственник коммерческих помещений хотел определиться с размером своего вклада в содержание систем отопления, то он мог освободиться от платежей полностью (на основании соответствующих положений законодательства и сложившейся судебной практики) либо оплатить отопление по нормативу. Ни первое, ни второе нельзя назвать правильным.

Естественно, с введением новой системы нормативов будет возникать меньше вопросов, особенно в части того, почему при определении расчетного потребления коммунальных услуг собственником нежилого помещения включается общедомовое потребление и почему именно в таком размере.

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

№ 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

См.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2010 г. № Ф09-7810/10-С5 по делу № А60-3586/2010-С2.

См.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 г. № 17АП-13386/2010-ГК по делу № А60-23773/2011.

Утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

При этом собственник должен понимать, что принципиально его обязанность нести расходы на общее имущество никак не обусловлена тем фактом, пользуется ли он им или нет.

Например, собственник магазина на первом этаже может вообще не пользоваться лифтом или чердаком, но платить за содержание этого имущества обязан.

См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. № 14801/08 и Рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 15-16 июля 2011 г.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?411

Автоправо
Добавить комментарий