Об установке ГБО на автомобили ВАЗ

Содержание
  1. Lada Vesta CNG комплектация и цены
  2. Комплектация и цены на новую модель Лада Веста
  3. Преимущества и недостатки газобаллонного оборудования
  4. Как заправлять автомобиль газом
  5. Самостоятельная установка ГБО
  6. Применение газового топлива на других моделях
  7. Наши работы | Установка ГБО на ВАЗ (Лада) в Воронеже
  8. Какое лучше устанавливать газобаллонное оборудование на ВАЗ (Lada)
  9. Стоимость услуг по монтажу ГБО на автомобили ВАЗ (Lada)
  10. Как устанавливают ГБО в Воронеже на ВАЗ (Lada) в «ЭЛИТГАЗ-СЕРВИС»
  11. Регистрация ГБО в ГИБДД
  12. ГБО не зарегистрировано, что делать?
  13. Ставим ГБО – с регистрацией или без?
  14. Что нового в регистрации ГБО 2019
  15. Об установке ГБО на ВАЗ в 2019 году
  16. Что такое ГБО
  17. Выгодно ли
  18. Какое поколение ГБО подойдет
  19. Карбюраторный двигатель
  20. Инжектор
  21. О ГБО на «Ниву»
  22. Монтаж оборудования на ВАЗ
  23. Установка своими руками
  24. Какие потребуются документы на ГБО
  25. О регистрации
  26. Выводы
  27. Установка газового оборудования на авто по всем правилам
  28. Правила оформления ГБО при установке на автомобиль
  29. Порядок монтажа газобаллонного оборудования при его установке на автомобиль
  30. -инструкция по установке ГБО на автомобиль
  31. Как правильно установить ГБО на ВАЗ и зарегистрировать в ГИБДД в 2019 году
  32. Совместимость LADA с ГБО
  33. Как выбрать вид газа
  34. Установка своими руками или на сервисе
  35. Комплектующие для монтажа: где и за сколько купить
  36. Порядок оформления
  37. Обслуживание ВАЗ с газовым оборудованием
  38. Гбо ваз 2101: видео

Lada Vesta CNG комплектация и цены

Об установке ГБО на автомобили ВАЗ
Lada Vesta CNG Мотор и бензобак Lada Vesta CNG

Перевод автомобиля на газ позволяет владельцу экономить.

За последние несколько лет многие автолюбители самостоятельно устанавливали газовое оборудование на свои машины. Нередко эти переделки приводили к непроизвольным взрывам баллонов.

И вот появилась заводская версия модели АвтоВАЗ, работающей на газовом топливе. Сразу возникает вопрос: какова цена Лада Веста на газу?

Комплектация и цены на новую модель Лада Веста

Lada Vesta CNG – именно так называется модель АвтоВАЗа, выпускается в кузове седан и соответствует габаритным размерам бензиновой версии. Дата выхода Лада Веста CNG была назначена на первые числа июня 2017 года. А начало продаж новой модификации состоялось через месяц.

Комплектации двухтопливного авто несколько отличаются от оснащения бензиновой версии. В качестве силового агрегата был выбран 1,6-литровый мотор в паре с механической КПП. Базовое оснащение соответствует комплектации Классик с дополнительным пакетом опций Старт, где уже установлены основные системы безопасности и оборудование для комфорта:

  • системы ABS, ESC, HSA, EBD, TCS;
  • подушки безопасности для водителя и переднего пассажира;
  • ЭРА-ГЛОНАСС;
  • кондиционер;
  • иммобилайзер и сигнализация;
  • бортовой компьютер;
  • передние стеклоподъемники;
  • подогрев сидений первого ряда;
  • аудиоподготовка и другие.

Такое щедрое оснащение обойдется покупателю в 600 тысяч рублей. Стоимость Lada Vesta CNG в максимальной комплектации Люкс Мультимедиа составит 715 тысяч рублей.

Преимущества и недостатки газобаллонного оборудования

Lada Vesta CNG
Производство Лада Веста на газовом топливе осуществляется на том же заводе, что и бензиновый седан. Автомобиль подвергся модернизации двигателя, впускной и выпускной системы.

В остальном конструкция осталась прежней. В качестве природного газа используется метан. Он менее опасен, чем другие виды газа.

Установка ГБО на Лада Веста позволила новинке получить ряд преимуществ перед бензиновой версией:

  • денежная экономия (стоимость одного километра на газе в 3 раза дешевле аналогичного расстояния на бензине);
  • автомобиль с двухтопливным двигателем способен преодолевать расстояние в 1000 км без дозаправки;
  • выброс С02 работающего на метановом топливе двигателя минимален;
  • ресурс мотора с установленным ГБО на Лада Веста возрастает.

Использование газобаллонного оборудования накладывает некоторые ограничения на машину:

  • падает мощность силового агрегата с 106 лошадиных сил до 96;
  • Лада Веста на метане теряет свои скоростные характеристики (разгон до 100 км/ч за 12,9 с, а максимальная скорость падает до 170 км/ч);
  • объем багажника сократился до 250 литров;
  • ограниченное количество специализированных заправок (в Москве и в Московской области их 8, по всей стране – около 200).

Как заправлять автомобиль газом

Заправить Весту с газовым оборудованием с завода не составит труда. Специальный заправочный сосок расположен рядом с горловиной бензобака под увеличенной в размере крышкой. Баллон объемом 90 литров расположен в багажном отсеке сразу за задними сидениями. Объем бензинового бака сохранился прежним – 55 литров.

Запуск двигателя всегда осуществляется на бензиновом топливе, затем происходит переход на газ. Водитель может самостоятельно переключать принцип работы двигателя во время движения с помощью специального переключателя в салоне.
Мотор и бензобак Lada Vesta CNG

Важно!

Газовое топливо всегда считалось более опасным в применении, чем бензин. Разработчики топливной системы Лада Веста CNG учли этот факт и сделали ее практически безопасной, установив достаточное количество датчиков утечки газа или разгерметизации баллона. В случае возникновения таких проблем подача газа тут же прекращается.

Самостоятельная установка ГБО

Владельцы Лада Веста могут сами установить на обычный седан газовое оборудование. Средняя цена данной услуги в специализированных местах обслуживания составляет около 30 тысяч рублей.

Многие автолюбители, не имеющие возможности приобрести заводскую версию Лада Веста с ГБО, сделают именно так.

Но приобретая Lada Vesta CNG, покупатель получает автомобиль, прошедший сертификацию, а также различные тестирования, в том числе краш-тесты.

Заводской вариант газовой Лады имеет солидное преимущество в надежности и безопасности. Все особенности его двухтопливной системы указаны в паспорте транспортного средства, что облегчает его постановку на учет.

Интересно!

При расчете стоимости природного газа и его расхода, специалисты подсчитали, что деньги, затраченные на установку ГБО, окупаются уже через 45-50 тысяч км пробега. Это касается и покупателей модели ВАЗ на газу.

Применение газового топлива на других моделях

На сегодняшний день купить модель АвтоВАЗа на газе можно только в кузове седан. На 2017 год запланирована реализация тысячи таких авто. В перспективе тольяттинского концерна расширить модельный ряд двухтопливных автомобилей. Какой тип кузова будет удостоен возможности использования двух видов топлива, пока неизвестно.

До конца этого года в планах АвтоВАЗа начать выпуск нового пятидверного кузова SW и SW Cross. А в следующем году возможен релиз нового хэтчбека Лада Веста. Официальных данных об установке на будущие модели ВАЗ газобаллонного устройства пока нет. И появится ли новая версия, зависит от успеха продаж седанов на газе.

Источник: https://vesta-site.ru/lada-vesta-cng/

Наши работы | Установка ГБО на ВАЗ (Лада) в Воронеже

Об установке ГБО на автомобили ВАЗ

Что дает установка ГБО на ВАЗ (Lada), кроме снижения затрат на заправку? Ведь современные автомобили изначально настроены на экономию топлива и процессы «заточены» именно на бензин, иначе производители переводили бы их на газ еще на заводе. И насколько безопасно ездить с баллоном газа в багажнике?

У автовладельцев много вопросов и сомнений, но сотрудники «ЭЛИТГАЗ-СЕРВИС» обратили внимание, что после использования газа они вновь заказывают установку ГБО 4 поколения на новый автомобиль сразу после покупки. Некоторые автопроизводители выпускают серии техники с ГБО, но не массово – АГЗС встречаются гораздо реже обычных заправок.

Какое лучше устанавливать газобаллонное оборудование на ВАЗ (Lada)

Принципиальной разницы между производителями оборудования нет, установка газа на ВАЗ (Lada) обойдется недорого и будет работать исправно. Основные отличия между фирмами в стоимости, простоте монтажа и настройки:

ГБО Atiker – продукция турецкой фирмы отлично приспособлена к использованию в мороз. Компания производит полный комплект изделий для монтажа ГБО с нуля до первого запуска. При этом Atiker дешевле остальных европейских брендов.

ГБО EUROPEGAS – польские разработчики продумали широкие и точные настройки аппаратуры, надежное исполнение и высокую производительность ГБО.

ГБО Lovato -итальянская компания с солидной историей выпускает целые серии газобаллонного оборудования. В списке продукции можно найти модель для любого типа двигателей. Производителя ценят за универсальность, экономичность и простоту монтажа аппаратуры.

ГБО Tamona – литовское оборудование неприхотливо в обслуживании и ремонте, адаптировано к российской смеси и подходит для установки на любой автомобиль.

ГБО Alaska – внушительный выбор комплектаций позволяет точно подобрать оборудование для автомобиля с любой мощностью двигателя. Cочетает в себе огромное количество функций, легко и просто настраивается, яляется бюджетным аналогом впрысковых систем STAG и DIGITRONIC. Достаточно надежное оборудование несмотря на то, что комплектующие производятся в Китае.

При выборе газобаллонного оборудования на автомобили ВАЗ (Lada) опираются на стоимость установки и пожелания владельца.

Стоимость услуг по монтажу ГБО на автомобили ВАЗ (Lada)

Автомобили ВАЗ (Lada) ГБО 2 поколения ГБО 4 поколения
ALASKA OMVL TAMONA DIGITONIC
4-х цилиндровый двигатель от 15500 руб. от 22000 руб. от 25000 руб. от 23000 руб. от 23000 руб.
5-6-ти цилиндровые двигатели от 34000 руб. от 36000 руб. от 33000 руб. от 35000 руб.
8-ми цилиндровые двигатели от 42000 руб. от 42000 руб. от 43000 руб. от 43000 руб.

В таблице приведены цены на базовые комплекты с учетом установки “под ключ”, которые могут изменяться в связи с конструктивными особенностями автомобиля, при необходимости проведения дополнительных работ (например, переварка выхлопной системы и др.).

Уточнить цену, записаться на установку или обслуживание ГБО и получить консультацию можно по контактным телефонам: +7(473)292-42-52 или +7(920)229-09-49.

Как устанавливают ГБО в Воронеже на ВАЗ (Lada) в «ЭЛИТГАЗ-СЕРВИС»

Баллон монтируют в багажнике, на месте для запаски. Само запасное колесо при этом перемещается в наверх. Если штатного места не хватает, то возможно жесткое закрепление баллона в верхней части.

В обоих случаях емкость представляет не большую опасность, чем полупустой бак бензина или дизельного топлива.

То есть опасаться, что баллон взорвется, стоит только при нарушении правил эксплуатации – пропуске осмотров.

В компании всегда есть комплекты для установки, поэтому монтаж, диагностика и настройка ГБО на автомобилях ВАЗ (Lada) занимает примерно 4 часа (практически это максимум).

За это время мастер устанавливает комплект из редуктора, электромагнитных клапанов, датчиков, баллона, трубопроводов, электронного блока управления, переключателей и всего необходимого для эксплуатации.

Владелец получает автомобиль и комплект документов для регистрации оборудования в ГИБДД.

После установки газобаллонной системы автомобили марки ВАЗ (Lada) сохранят свою привлекательность и ходовые характеристики (на ГБО 4 поколения теряется не более 5% мощности), но теперь поездки на ВАЗ (Lada) будут стоить почти вдвое дешевле.

Источник: https://www.ElitGaz-servis.ru/vehiclemanager/vaz-lada.html

Регистрация ГБО в ГИБДД

Об установке ГБО на автомобили ВАЗ

В 2016 году ужесточились правила регистрации ГБО в ГИБДД.

Формально это привязано к вступлению в Таможенный Союз, однако, в странах партнерах столь жестких требований, вынуждающих водителей терять время и деньги нет.

До лета 2016 года вы могли вообще не регистрировать ГБО в ГИБДД, сейчас же инспекторы могут поинтересоваться наличием отметки о дооборудовании автомобиля в свидетельстве о регистрации.

ГБО не зарегистрировано, что делать?

На текущий момент пройти процедуру регистрации мы бы рекомендовали владельцам ГАЗелей и другого подобного коммерческого транспорта, у них баллоны расположены снаружи – это никак не спрячешь.

Владельцам обычных легковых автомобилей стоит помнить, что просьба инспектора “открыть багажник” без состаставления протокола досмотра в присутствии понятых является только просьбой и ничем более – вежливо ему откажите.

Мало у кого будет желание затевать всю эту бумажную процедуру, ради того чтобы поискать у вас в багажнике газовый баллон(а не факт, что он у вас вообще есть) и таки выписать штраф на 500 рублей.

Ставим ГБО – с регистрацией или без?

Можно ли пройти процедуру установки ГБО как раньше, одним днем за считанные часы или надо обязательно ездить в ГАИ и пройти весь алгоритм, описанный ниже? Как уже сказали – владельцам ГАЗелей все же рекомендуем пройти регистрацию – остальным сейчас трудно ответить на этот вопрос: как часто бывает в нашей стране, сначала вводят какие-то нормативы и правила, потом смотрят что же получилось. Уже сейчас можно сказать, что правила регистрации меняются: изначально хотели запретить торроидальные баллоны, более того(!) запрет какое-то количество месяцев действовал, но сейчас они уже разрешены. Скорее всего правила регистрации ГБО в ближайшее время поменяют в сторону упрощения и удешевления. Можете поставить сейчас, а регистрировать через год. Ну или если у вас есть свободное время, можете заняться регистрацией параллельно установке газового оборудования, это не так сложно, мы поможем разобраться во всем этом и сделаем все необходимые бумаги, но вот в ГИБДД пару раз заехать придется вам:

Что нового в регистрации ГБО 2019

С 2018 правила регстрации практически не изменились, тем не менее на практике процедура отладилась как со стороны сервисов-установщиков, так и со стороны Технадзора (ГИБДД). В Москве все это стало работать реально быстро. В нашем видео мы сделали обзор некоторых моментов и ответили на вопросы:

ЕСЛИ ВЫ ВПЕРВЫЕ СТАВИТЕ ГБО:

Сразу скажем, что все бумажки, образцы, заявления – мы сделаем за вас, тут все просто. Но придется пару раз заехать в ГИБДД и потратить там 30 + 30 минут.

Писать заявления и регистрировать ГБО в ГИБДД может только собственник – те, кто в писан в страховку не смогут это проделать.

1 ШАГ По  правилам регистрации ГБО 2019 года, ещё до установки необходимо получить заключение предварительной технической экспертизы транспортного средства (ТС) на предмет возможности установки ГБО на Ваш автомобиль.

Список необходимых документов на этом этапе: Паспорт собственника ТС, Паспорт транспортного средства (ПТС), Свидетельство о регистрации (СТС)ВАЖНО: Чтобы ускорить процесс и не ждать, пока готовятся бумаги (а они все типовые, на типовое оборудование) – лучше пришлите на почту автосервиса ПТС, СТС с двух сторон и паспорт собственника с пропиской. После этого можете заехать за уже готовыми бумагами и сразу с ними поехать в ГИБДД (шаг 2)

Хотя если вы лично решите привести бумаги в сервис, то сможете обговорить все нюансы установки ГБО, вопросы регистрации с мастерами за это время. Для кого-то это будет даже удобно.

Заключение дают соответствующие эксперты из лаборатории, но этот пункт мы делаем за вас, экономя Ваше время. На руках у вас остается это самое заключение предварительной технической экспертизы:

2 ШАГ Теперь вы должны получить разрешение на установку ГБО в ГИБДД.

Пишете Заявление на установку ГБО. Для этого обращаетесь в территориальное отделение ГИБДД (вне зависимости от места учёта автомобиля), где есть отдел по техническому надзору (см адреса внизу этой страницы). Сотрудник ГИБДД ставит отметку в Заявлении-декларации с приложением фотографий автомобиля, на которое ещё не установлено ГБО.

ВАЖНО: не стоит ехать в первое же попавшее ГИБДД, например ваше районное – время регистрации ГБО там может быть дольше чем в тех ГИБДД, которые порекомендует вам автосервис, а он держит руку на пульсе, имеет обратную связь с водителями и знает что происходит конкретно сейчас. Так же у каждого ГИБДД свой нрав, где-то больше внимание этому уделяют, где-то меньше. ВАЖНО: Регистрацию ГБО в ГИБДД может сделать только собственник! (именно поэтому автосервис не может взять на себя 100% всей этой возни)

Из ГИБДД вы должны будете уйти с этим самым заявлением и отметкой на нем:

3 ШАГ Установка ГБО в нашем автосервисе. Работа занимает от 4х часов до 2х дней, в зависимости от мощности вашего автомобиля и сложности установки ГБО на нем.

После установки у вас на руках будет полный пакет документов, включая форму 2а и 2б, которая вам понадобится для прохождения ТО следующим шагом.

4 ШАГ Получаете новую диагностическую карту.

Не мы придумали эти правила, но в 2019 году для регистрации ГБО вам понадобится снова пройти Технический Осмотр(ТО) вашего автомобиля, с указанием в карте, о том, что установлено ГБО. Если с этим есть какие-то проблемы, подскажем где это пройти ближе, быстрее и легче.

Обратите ВНИМАНИЕ, что в диагностической карте должна измениться (увеличиться) масса (полная стнаряженная) на величину веса установленного оборудования с полностью заправленным баллоном и на указание добавления нового вида топлива в системе питания двигателя.

Диагностическую карту нужно привезти нам в сервис (или отправить ее копию по электронной почте), мы подготовим для вас протокол технической экспертизы

5 ШАГ Последний этап – получение Свидетельства о соответствии конструкции ТС с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности

Для продолжения регистрации ГБО вам нужно приехать в то же подразделение ГИБДД, которое Вы посещали в первый раз, предоставить удостоверение личности, а также все полученные документы и автомобиль с установленным газобаллонным оборудованием.

В результате осмотра транспортного средства ГИБДД регистрирует Ваш автомобиль и выдаёт «Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства» с внесёнными в его конструкцию изменениями, а также делает соответствующую запись в ПТС и СТС автомобиля.

Получить документы вы сможете как только ГИБДД их сделает, это может занять до 2х недель.

ГБО УЖЕ УСТАНОВЛЕНО, НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ:

Теперь расскажем, что делать, если у вас УЖЕ стоит ГБО, вам понадобилось его зарегистрировать

1 ШАГ Приезжаете к нам в сервис, мы осуществляем демонтаж видимых частей ГБО (баллон и подкапотка). Далее, если у вас баллон выпущен до 01.01.2015 года выпуска и у него “старый” паспорт, а сейчас нужен паспорт образца таможенного союза – то вам придется купить новый баллон(Кстати, у нас на сервисе есть самый широкий выбор баллонов для ГБО, мы тут поможем).

Увы, это без вариантов – такие вот правила нам придумало правистельство. Если баллон произведен после 2015 года, и у вас сохранились все документы на ГБО, то после демонтажа ваше же оборудование будет полностью заного использоваться. Зачем снимать ГБО? Что за глупость, кто это придумал? Инспектор ГИБДД будет делать фото вашего автомобиля, нужно чтобы следов ГБО там не осталось.

Таковы правила, придумали их не мы.

2 ШАГ Проходим весь алгоритм, описанный выше, как-будто вы ставите ГБО первый раз, с той лишь разницей, что вам установят ваш же комплект.

А если ГБО установлено, но регистрацию на нем сделать невозможно(нет уже не будет никаких сертификатов например)?

Обычно в этот момент возникают проблемы с продажей машины, либо вас остановил инспектор и нашел у вас незарегистрированное ГБО. И в том и в другом случае на практике поможет вот такой момент: либо сами, либо едите в ближайший газовый сервис и просите там снять видимые части ГБО. В зависимости от загрузки сервиса они потребуют за эту операцию несколько тысяч рублей, потом сами же все это вам поставят после предъявления автомобиля в ГИБДД. Перед продажей авто – лучше заранее найти такой автосервис и договориться. И вам даже не придется делать сколь-нибудь значительную скидку на машину.

ВЛАДЕЛЬЦАМ ГАЗЕЛЕЙ:

У Газелей и подобного коммерческого транспорта баллоны находятся на виду, инспектор ГИБДД сразу видит, что на автомобиле установлено ГБО и может поинтересоваться его регистрацией. Для вас есть специальные предложения на новые баллоны с которыми можно зарегистрировать ГБО (на случай, если ваш баллон был выпущен до 2015 года и у него нет паспорта Таможенным союзом.

БАЛЛОН 130 ЛИТРОВ для Газели – всего 4000 рублей! Есть и другие баллоны по лучшим в Москве ценам.

А так ПОМОЩЬ В РЕГИСТРАЦИИ ГБО НА ВАШУ ГАЗЕЛЬ – оформление всех бумаг и монтаж\демонтаж ГБО по доступным ценам

АДРЕСА ГИБДД ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ГБО:

Помните, что не все отделения ГИБДД занимаются регистрацией ГБО, не во всех могут обслуживаться юридические или физические лица. Прежде чем ехать в отделение, звоните по телефону и уточняйте наличие технического отдела и время работы, оно так же везде индивидуально.

Изначально мы хотели сделать полный список всех отделений ГИБДД, которые занимаются регистрацией ГБО, но в процессе нашей работы выяснилась вот такая интересная деталь: скорость обслуживания везде будет разной! В каких-то ГИБДД уже выделили специальных сотрудников, которые занимаются только регистрацией и ничем больше: там, если повезет вы за 30 минут сдадите все документы… А где-то люди рассказывают, что заявления лежат у начальника по полтора месяца без движений. Поэтому, если вы решите пройти установку или регистрацию ГБО у нас, мы обязательно подскажем в какое отделение ГИБДД лучше сдавать документы, чтобы пройти процедуру максимально быстро.

Итак, если вы решили установить ГБО или вам нужна помощь в регистрации уже установленного ГБО по правилам 2019 года – звоните!

Источник: http://gbo-gas-service.ru/registratsiya-gbo-v-gibdd

Об установке ГБО на ВАЗ в 2019 году

Об установке ГБО на автомобили ВАЗ

Автомобили Волжского автозавода сих пор являются самыми многочисленными на российских дорогах. Еще немало ездит машин первых поколений с карбюраторами, выпуск которых уже прекращен, более новые модели оснащаются инжекторами.

Но ни те, ни другие не отличаются экономичностью, поэтому владельцы часто переводят «Жигули» на альтернативное голубое топливо.

Обычно монтаж ГБО на ВАЗ обходится без дорогостоящей переделки и не требует много времени, но дает возможность существенно экономить на топливе.

Что такое ГБО

Газобаллонное оборудование представляет собой комплект дополнительного оснащения автомобиля, обеспечивающий хранение, безопасное распределение, подачу сжатого метана или жидкого пропан-бутана и его полное сгорание в двигателе.

Установка ГБО возможна на любой тип ДВС, включая самые старые.

После модернизации топливная система способна работать только на газе или двух видах топлива с раздельным питанием (на газе или бензине).

Выпускается оборудование нескольких поколений, каждое их которых оптимально для определенных типов систем впрыска ДВС. Чем новее мотор, тем выше поколение требуется. Поколения отличаются принципами работы, но схема подключения и базовая комплектность, как правило, идентичны. Прочитайте на нашем сайте более подробно об установке ГБО на автомобиль.

Выгодно ли

Не секрет, что расход бензина на отечественных легковушках выше среднего. Несмотря на небольшие объемы двигателей, в среднем ВАЗ потребляет порядка 10 л бензина на 100 км пути. Даже если брать самый дешевый 92 бензин, он будет почти вдвое дороже газа. И это основная причина, почему стоит переходить на газ.

Немного вырастет расход (на литр), чуть упадет мощность (процентов на 15), но при большом годовом пробеге экономический эффект будет ощутимым. По опыту можно точно заявить, что установка второго поколения окупается при пробеге 25 тыс. км. Кроме того, у газа есть и другие преимущества – детонаций меньше, износ деталей не будет таким быстрым, ресурс мотора в целом повысится.

Какое поколение ГБО подойдет

ГБО может быть эжекторным и инжекторным. Первое рассчитано на работу с карбюратором, второе – с инжектором. Отсюда и основное правило выбора.

Остается определиться с поколением, и здесь все тоже зависит от штатной системы впрыска.

Третье не выпускается, поэтому для карбюратора оптимальным считается второе поколение, хотя подойдет и первое, а для инжектора лучше выбрать четвертое или выше.

Карбюраторный двигатель

ГБО на ВАЗ 2106 может быть самым простым, если речь идет о первом поколении. Однако разница со вторым по стоимости не слишком велика, зато второе позволяет более точно настроить систему.

Как результат, на скорости 120 км/ч расход газа составит всего 11 литров. Бензина на этой скорости авто съедает 9 литров, но разница в стоимости поездки будет очевидной.

Установка окупится за год при пробеге 15-20 тыс. км.

То же самое можно сказать и о ГБО на карбюраторный ВАЗ 2107, ведь там двигатель недалеко ушел от «шестерочного». Можно, конечно приспособить четвертое поколение, но это сложнее, обойдется дороже, и смысла в этом нет. В состав системы входят стандартные компоненты:

  1. Газовый баллон.
  2. Одноступенчатый редуктор-испаритель (под метан нужен двух- или трехступенчатый).
  3. Мультиклапан.
  4. Газовый и бензиновый клапаны.
  5. Дозатор.
  6. Смеситель.
  7. Магистрали высокого и низкого давления.
  8. Заправочное устройство.

Как видим, ничего сложного и минимум электроники.

Инжектор

Четвертое поколение ГБО не зря назвали газовым инжектором, ведь система пригодна для монтажа на инжекторных двигателях первых поколений и последующих модификаций, исключая самые последние разработки. Это как раз вариант ГБО на ВАЗ 2110 с 8 клапанами, поскольку прямого впрыска здесь еще нет.

Система получила отдельный инжектор с блоком управления газовыми форсунками, подводящими газ во впускной коллектор. Расход на газе не превышает 9-10 литров на сотню, мощность несколько снижается, но это незаметно.

Зато резких толчков при переключении передач не будет. Авто заводится на бензине, а после прогрева переводится на газ специальным тумблером, установленным в салоне.

Остаток контролируется светодиодами на том же переключателе режимов.

О ГБО на «Ниву»

Сюда подойдет ГБО любого поколения, но для инжектора оптимален газовый инжектор Громыко с одной форсункой. Можно использовать ГИГ 3 DL. Для машин, выпущенных после 2011 года, требуется система с электронным блоком управления с программой, учитывающей тип впрыска. Это ГБО четвертого поколения, хотя на карбюраторные версии прекрасно устанавливается второе.

Вазовский внедорожник не может похвастаться большим багажником, а ведь обычно баллон под газ ставится именно туда. Поэтому, часто его монтаж выполняется снаружи авто, под днищем. Сложность также представляет короткий глушитель на некоторых моделях. Прочитайте о том, чем сложна и как выполняется установка ГБО на «Ниву».

Монтаж оборудования на ВАЗ

А сейчас разберемся, в каком порядке осуществляется установка газового оборудования на вазовские модели. Монтаж, как на карбюраторные, так и инжекторные, сложностей не вызывает.

Все элементарно, за исключением того, что в последнем случае потребуется дополнительно установить форсунки, ЭБУ и эмулятор лямбда-зонда.

Чем проще комплект оборудования и короче список электроники, тем незамысловатее его монтаж.

Начнем, пожалуй, с самого простого и объясним, как установить ГБО на ВАЗ 2101. После выбора и покупки комплекта порядок работы выглядит так:

  1. Определяются места под баллон, магистрали и другие комплектующие.
  2. По фактическим размерам подбираются хомуты, шланги и переходники.
  3. Монтируются баллон, мультиклапан и заправочный вентиль. Используется обычный, а устанавливается в багажнике или под задним сиденьем. Мультиклапан должен стоять не горизонтально, а «смотреть» вверх под углом 30 градусов. Так обеспечивается правильная работа поплавка и отбор газа из баллона. Заправочный вентиль крепится под задним бампером.
  1. Ставится вакуумный редуктор (1). Только в вертикальном положении, чтобы избежать некорректной работы из-за прогибов диафрагмы во время движения. Желательно, чтобы он стоял ниже верхнего патрубка печки для обеспечения эффективной циркуляции охлаждающей жидкости.
  1. Сразу монтируется газовый клапан (2) в топливный шланг между насосом и карбюратором, но так, чтобы был хороший доступ, необходимый для последующей замены фильтра.
  2. Бензиновый клапан устанавливается в моторном отсеке с другой стороны двигателя.
  1. Под карбюратор ставится смеситель (миксер). Герметичность обеспечивается прокладкой и герметиком. Перед установкой рекомендуется притирка поверхностей.
  2. Прокладываются магистрали снаружи и в моторном отсеке. Они не должны быть слишком натянуты или контактировать с подвижными деталями.
  3. Редуктор подключается к патрубкам печки с помощью врезных тройников.
  4. Монтируется переключатель режимов.
  1. Соединения обжимаются и герметизируются.
  2. Выполняется запуск и регулировка.

Установка ГБО на инжекторный ВАЗ 2107 отличается большей сложностью ввиду необходимости размещения ЭБУ и газовых форсунок. Баллон тоже нужен цилиндрический объемом 50 литров, такой идеально ставится под заднюю полку. Мультиклапан должен быть класса А. Переключатель режимов имеет несколько положений. Здесь возможен автоматический переход с бензина на газ после прогрева мотора до 40 градусов.

Теперь пару слов о том, как установить газовое оборудование на ВАЗ 2115. На автомобили последних поколений можно ставить тороидальный баллон объемом 42 литра. На первом этапе монтажа устанавливается насос на раме, а форсунки врезаются перед подключением электрической части.

Если настройка выполнена правильно, расход вырастет всего на 5%.

Установка своими руками

При желании владелец может сделать все сам.

Но кто гарантирует конечный результат? Если в случае с карбюраторной машиной настроек почти нет, кроме настройки зажигания и закручивания пары винтов на редукторе, то с инжектором придется потрудиться.

Но высокой точности настройки аппаратуры добиться не получится все равно. Кроме того, для регистрации установки необходимы определенные бумаги от установщика, а в гаражах такие не выдают.

Какие потребуются документы на ГБО

При регистрации в ГИБДД потребуются:

  • соответствующее заявление;
  • паспорт;
  • документы на авто – СОР и ПТС;
  • экспертное заключение;
  • карта ТО;
  • квитанция оплаты госпошлины.

Сотрудники внесут отметку в ПТС, оформят СОР и сертификат соответствия, который вместе с паспортом на ГБО необходимо возить в автомобиле. Чтобы избежать неожиданностей, до начала установки узнайте, какие нужны документы на ГБО на автомобиль.

О регистрации

Регистрировать ГБО необходимо в течение 10 дней после установки. Но до этого момента придется получить разрешение Госавтоинспекции и пройти техническую экспертизу. Потом нужно установить оборудование, пройти техосмотр.

Установщик передаст владельцу перечень выполненных работ, копии сертификатов и лицензий, а также паспорт на ГБО. Останется собрать бумаги и снова отправиться в ГИБДД.

Больше полезной информации вы найдете в статье «Регистрация ГБО в ГИБДД».

Выводы

В заключение можно сказать, что ГБО устанавливается на любой ВАЗ. Это экономически оправдано. Выбор поколения зависит от штатной системы питания, а установкой должны заниматься специалисты. Только в этом случае перевод на газ действительно не станет разочарованием.

Источник: http://auto-for-you.ru/ob-ustanovke-gbo-na-vaz-v-2018-godu/

Установка газового оборудования на авто по всем правилам

Об установке ГБО на автомобили ВАЗ

Установка газового оборудования на автомобиль позволяет в большинстве случаев существенно снизить расходы автовладельца на топливо. В отличие от бензина газ стоит значительно дешевле. Поэтому если раньше вы проезжали определенный километраж на бензине, например, за 1000 рублей, то на газовом топливе вы его проедете всего за 600-700 рублей.

Ранее мы уже детально рассказывали о газобаллонном оборудовании для автомобилей: его устройстве и принципе работы, видах, поколениях, производителях, и об основных критериях выбора ГБО (все подробности смотрите по этой ссылке).

Следующий важный шаг, как нам кажется, – это ознакомление наших читателей с технологией установки газового оборудования на авто, и процедурой его правильного оформления в органах ГИБДД.

Также обращаем Ваше внимание на то, что если пробег машины в год не превышает 10-15 тыс. км, то окупаемость установки ГБО на авто составит не менее 1-1,5 лет. Более точно рассчитать срок окупаемости газового оборудования Вы можете самостоятельно, используя наш калькулятор окупаемости ГБО.

Правила оформления ГБО при установке на автомобиль

За установку газобаллонного оборудования на легковой автомобиль, в случае отсутствия регистрации данной процедуры, предусмотрен не только штраф в размере 500 руб (КоАП, Ст. 12.5, ч. 1), но и арест машины. Эксплуатация таких транспортных средств запрещена. Впрочем, это касается и внесения других изменений в конструкцию без соответствующего разрешения.

Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, в том числе и установки газового оборудования на автомобиль, предусмотрено Разделом 4 Главы V Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

По новым правилам (приказ МВД России, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию ТС и выдаче свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности) устанавливать ГБО на авто придётся в следующем порядке:

  1. Необходимо написать заявление в МРЭО ГИБДД на получение разрешения для монтажа газобаллонного оборудования и пройти предварительную техническую экспертизу автомобиля. Срок рассмотрения заявления – до одного месяца.
  2. Получив одобрение, можно ехать в сертифицированный сервисный центр для установки газового оборудования. По завершению монтажных работ вам должны выдать копии сертификатов на установленное ГБО и Заявление-декларацию сервисного центра.
  3. Далее необходимо будет провести проверку безопасности и получить свидетельство о соответствии внесенных в конструкцию транспортного средства изменений требованиям безопасности.
  4. С полученным свидетельством нужно снова отправляться в отделение ГИБДД для внесения изменений в ПТС и переоформления свидетельства о регистрации ТС.

На всё про всё может уйти от двух дней до двух месяцев. Но помимо затрат времени, вся эта процедура потребует от автовладельца и определенных финансовых расходов – порядка 10-18 тыс. рублей без учета стоимости ГБО и его установки.

Имейте в виду, что демонтаж газового оборудования, ранее законно установленного и надлежащим образом оформленного в ГИБДД, также будет считаться внесением изменений в конструкцию. А это, в свою очередь, повлечет за собой прохождение тех же процедур и расходов, что и при установке газобаллонного оборудования на автомобиль.

Также стоит отметить, что после установки ГБО законодательством предусмотрено проведение периодических испытаний газового оборудования с оформлением свидетельства по установленной форме. Периодичность испытаний совпадает с периодичностью освидетельствования баллонов:

  • Раз в 2 года для ГБО на сжиженном газе (пропан-бутане);
  • Раз в 5 лет для ГБО на компримированном природном газе (метане).

Для владельцев машин с ранее установленным газовым оборудованием, и не имеющим свидетельства о соответствии внесенных в конструкцию автомобиля изменений требованиям безопасности, мы видим минимум три варианта действий:

  1. Обратиться в сертифицированный сервисный центр для оформления установки ГБО по новым правилам;
  2. Демонтировать газовое оборудование с машины и дальше ездить на бензине;
  3. Ничего не делать и продолжать ездить до первого “залёта”, а после действовать по ситуации.

В любом случае, установка ГБО на автомобиль становится всё менее доступной процедурой для рядового автолюбителя и, на наш взгляд, со временем станет прерогативой в основном коммерческого транспорта.

Порядок монтажа газобаллонного оборудования при его установке на автомобиль

После выбора газобаллонного оборудования можно приступать к его установке в автомобиль. Подробную видео-инструкцию по монтажу газового оборудования 4-го поколения смотрите чуть ниже.

Перед началом установки необходимо определиться с местами крепления заправочного клапана (обычно под бампером или в районе заправочной горловины бензобака) и кнопки переключения топлива (газ/бензин) в салоне машины.

На время монтажа газового оборудования аккумулятор должен в обязательном порядке отсоединяться от бортовой сети автомобиля!

Первым элементом ГБО, который устанавливают на авто, является газовый редуктор. Его задача состоит в снижении давления газа и поддержании постоянного давления на выходе из редуктора. Сам редуктор закрепляют на неподвижных и устойчивых элементах в моторном отсеке.

Затем к нему подсоединяют резиновые шланги, по которым поступает антифриз из системы охлаждения двигателя для подогрева редуктора в процессе работы. В большинстве автомобилей подключаться к системе охлаждения следует параллельно, то есть между блоком двигателя и радиатором печки (так называемый, малый круг).

Далее обычно устанавливают электромагнитный клапан, который также крепится к кузову автомобиля (желательно как можно ближе к редуктору).

После этого монтируют и подключают электронный блок управления или, как его еще называют, контроллер – он является “мозгом” газовой установки. Для выполнения такой работы необходимо владеть базовыми знаниями по устройству электрической системы автомобиля и иметь схему подключения электронного блока управления газом.

Чтобы упростить задачу, нужно отыскать место в пучке электропроводки автомобиля, в котором можно одновременно найти все сигналы:

  • Сигнал от датчика кислорода (лямбда-зонда);
  • Сигнал бензиновых форсунок;
  • Обороты двигателя.

При наличии простого лямбда-зонда нужно подключаться к сигнальному проводу параллельно (напрямую), а если в автомобиле установлен широкополосный зонд UEGO, тогда следует подключаться последовательно, разрезав сигнальный провод (смотрите на видео ниже).

Проводку к бензиновым форсункам можно реализовать с помощью разъема, либо путем впайки в жгут проводки. Обычно к бензиновым форсункам от блока управления впрыском топлива проходят два электрических провода: питающий и сигнальный. Для впаивания в проводку следует найти сигнальные провода форсунок, разрезать их и подключиться по схеме.

Следующий сигнал, который необходим блоку управления газом – это обороты двигателя. Его можно найти в жгуте проводов катушки зажигания.

Переключатель топлива газ/бензин устанавливается в кабине водителя. К нему подключаются несколько проводов:

  1. “Плюс” от замка зажигания: напряжение на этой линии должно появляться при включении зажигания, и исчезать при его выключении;
  2. Провода от 16-ти контактного диагностического разъема OBDII, согласно схеме подключения.

Очень ответственной операцией при установке автомобильного газового оборудования является сверловка отверстий во впускном коллекторе под штуцеры (ввёртыши) от газовых форсунок. Важно чтобы отверстия были выполнены таким образом, чтобы вкрученные в них штуцеры находились под тем же углом, что и бензиновые форсунки.

В полученных во впускном коллекторе отверстиях нарезается резьба под газовые штуцеры, а перед завинчиванием самих штуцеров на их резьбу наносят специальный герметик, устойчивый к воздействию высоких температур.

После завинчивания штуцеров на них надевают газовые шланги, которые, в свою очередь, подключают к газовым форсункам. Эти шланги должны быть одинаковой длины.

Газовые форсунки предназначены для дозирования газа непосредственно во впускной коллектор двигателя.

Они, как правило, располагаются на общей рампе и крепятся в непосредственной близости от впускного коллектора двигателя.

Подключение электрических разъемов к форсункам осуществляется в той же последовательности, что и выполненное ранее на заводе подключение бензиновых форсунок. На фото ниже можно увидеть подключенный блок газовых форсунок.

Окончательную очистку газа, попадающего в форсунку, обеспечивает фильтр паровой фазы. Он устанавливается непосредственно за редуктором и подключается входом к нему, а выходом к блоку газовых форсунок.

Далее в общей части впускного коллектора сверлится отверстие под штуцер для отбора вакуума, после чего на вкрученный в него штуцер надевается шланг, который соединяется с вакуумным патрубком газового редуктора для регулировки производительности последнего.

Газовый баллон обычно подбирается, исходя из размеров ниши для запасного колеса. В нише выполняются два отверстия под болты для крепления баллона и одно большое отверстие для вентиляционного сапуна. Во избежание появления коррозии, полученные отверстия обрабатываются антикоррозийным составом.

Перед закреплением газового баллона в нише автомобиля, в него устанавливается мультиклапан. Этот узел монтируется таким образом, чтобы поплавок уровня газа двигался снизу вверх. Далее баллон помещается в нишу и закрепляется двумя болтами.

К мультиклапану подключаются:

  • Газовая трубка (вход) от заправочного клапана;
  • Газовая трубка (выход) к электромагнитному клапану;
  • Электрические провода индикации уровня и от электромагнитного клапана.

Вентиляционный сапун предназначен для вывода возможных утечек газа наружу машины. Он вставляется в нижнюю часть газового баллона и прикручивается к нему саморезами, а со стороны днища его герметизируют таким образом, чтобы вода не попадала под баллон.

Когда основные части газового оборудования будут установлены в автомобиль, можно начинать монтаж газопроводных трубок согласно монтажной схемы. Все газовые трубки прикрепляются с помощью металлических клипс и саморезов.

Вдоль проложенной газовой магистрали укладываются электрические провода электромагнитного клапана и индикации уровня газа, которые крепятся зажимными пластиковыми стяжками.

На завершающем этапе установки ГБО на автомобиль монтируется заправочное устройство (клапан). В заранее выбранном для этого месте сверлятся три отверстия: одно для самого клапана, и два – для его крепления. После соединения с газовой трубкой клапан устанавливается на место и закрепляется.

После завершения установки газобаллонного оборудования, к блоку управления газа подключается диагностический сканер, который проверяет правильность считывания всех параметров и проводит автокалибровку оборудования. Затем, во время работы мотора на газе, все соединения проверяются на герметичность.

А для того, чтобы автомобиль в любой ситуации правильно работал на газовом топливе, обязательно необходимо провести настройку системы управления газом в движении (так называемая, настройка множителя).

Установка ГБО от профессионалов – это гарантия экономии и Вашей безопасности. Грамотно установить и настроить газовое оборудование на автомобиль могут только специалисты, прошедшие соответствующую подготовку.

На видео ниже вы можете наглядно ознакомиться с профессиональной установкой газового оборудования на автомобиль и его настройкой в сертифицированном сервисном центре.

-инструкция по установке ГБО на автомобиль

Источник: https://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/203-ustanovka-gbo-na-avto.html

Как правильно установить ГБО на ВАЗ и зарегистрировать в ГИБДД в 2019 году

Об установке ГБО на автомобили ВАЗ
Время чтения: 4 минут

Владельцы недорогих отечественных автомобилей – люди, которые стремятся экономить. Так почему же не сэкономить еще и на горючем? К тому же расход штатного топлива для всех автомобилей Волжского автомобильного завода не превышает 8–10 л. Установка ГБО на ВАЗ вполне возможна для разных его модификаций.

Совместимость LADA с ГБО

Газобаллонные установки начали производить в Европе десятки лет назад. Тогда на Западе преобладали примерно такие же карбюраторные и инжекторные автомобили, как ВАЗ. На отечественных дорогах можно встретить первые модели с карбюратором (2101, 2106 и т. д.

), автомобили с простейшими инжекторами (2109, 2110), а также более новые версии с электронным впрыском (Granta, Vesta), но все-таки на данный момент подавляющее большинство составляют старые авто.

Поэтому наиболее актуальный вопрос – как установить газовое оборудование на ВАЗ 2107, 06, 01 и подобные им модели.

Большинство автомобилей ВАЗ в стране (даже относительно новые) по европейским меркам считаются устаревшими, поэтому самые подходящие установки для них – это системы первых поколений.

Наиболее примитивная газовая аппаратура, с раздельным редуктором и испарителем предназначена для авто с карбюратором. Установка ГБО на ВАЗ 2101, 2106, а также на карбюраторный 2110 выполняется идентично. Ведь при монтаже ГБО вмешательство происходит только в топливные магистрали, и единственный параметр, по которому подбирается поколение газовой аппаратуры – это тип питания ДВС.

По этому признаку выделяют 6 поколений ГБО. Для ВАЗов используют первые 4, чаще всего 2-е и 4-е. Можно использовать первое, но оно имеет вакуумный редуктор и, в принципе, устарело. Лучше вместо него использовать ГБО 2 поколения с электромагнитным клапаном.

ГБО 2 поколения можно устанавливать как в карбюраторных, так и в инжекторных ТС, 3-го и 4-го – только в инжекторных ВАЗах.

Установка ГБО на ВАЗ 2115, в двигателе которого предусматривается обычная распределенная подача топлива, отличается от монтажа на LADA Vesta, которая оснащается  электронным управлением впрыска.

Как видим, для различных автомобилей из Тольятти предусмотрены разные версии ГБО. Необходимо определиться, какая из них подойдет именно для вашего ВАЗа. После того, как вы подобрали оборудование, нужно его установить.

Как выбрать вид газа

При выборе оборудования необходимо определиться не только с поколением, но и и с видом топлива. Баллоны для автомобилей можно заправлять:

  • пропан-бутаном (переработанный нефтяной газ, находится в емкости в жидком виде);
  • метаном (природный газ, под огромным давлением закачан в баллон в парообразном состоянии).

Кратко поговорим о преимуществах и недостатках. Для пропана не требуется баллон с толстыми стенками. Поэтому емкость не занимает много места и имеет меньший вес, а это немаловажно для легковых автомобилей ВАЗ.

Пропановые заправки широко распространены по всей стране. Стоимость пропано-бутановой установки меньше, но сам газ дороже метана.

Метановых ГЗС сегодня очень мало. Стоимость метанового ГБО выше, а габариты и вес больше.

Плюсы природного газа:

  • экономия денежных средств;
  • безопасность;
  • экологичность.

Например, для первой версии ВАЗ 2110 с 8 клапанами и нормой Евро-2 установка ГБО на метане позволит сделать выбросы чище и уберечь детали двигателя от нагара. Но баллоны под метан тяжелее, занимают больше места, монтаж дороже, поэтому на LADA редко устанавливают такое оборудование.

Установка своими руками или на сервисе

Монтаж газовых систем на отечественные авто – довольно сложная процедура и лучше ее поручить специалистам, но при достаточных технических навыках и опыте работы с ГБО можно попытаться установить самостоятельно.

Например, вы – владелец ВАЗ 2107 на инжекторе, и вам требуется установка ГБО. Если есть опыт ремонта машины и знание системы питания – очень хорошо. Для перевода на газ просмотрите инструкции по установке, их в интернете предостаточно.

В 2016 году произошли изменения в процессе регистрации газовых установок.

Даже если вы монтировали конструкцию своими руками, теперь все равно нужно посетить станцию техобслуживания для проверки и получения сертификатов, а затем пройти экспертизу и регистрацию в ГИБДД. Эти процедуры платные.

Сэкономив денежные средства на установке газового оборудования на ВАЗ 2107 с инжектором, можно проиграть в качестве. Ведь ГБО, которое продается отдельно, без монтажа (на рынках, в интернет-магазинах), может оказаться некачественным. Уверенность в оборудовании обеспечивает покупка газовой системы в сертифицированном сервисе, там же предоставляют услугу «покупка+установка».

Если же вы приобретаете систему у проверенных людей и способны сами выполнить установку ГБО на ВАЗ 2107 с инжектором или 2106 с карбюратором, целесообразно сэкономить и произвести монтаж самостоятельно. Но при условии, что обладаете знаниями и владеете навыками такой работы. В противном случае лучше обратиться на сертифицированное СТО.

Комплектующие для монтажа: где и за сколько купить

Стоимость на авторынке или в интернет-магазине самого простого комплекта ГБО на ВАЗ стартует с 250 долларов. Цены могут колебаться в зависимости от фирмы, поколения и самого магазина.

Также можно приобрести комплектующие непосредственно на станции установки ГБО. При покупке в таком сервисе больше шансов получить качественные детали, но и цены немного выше.

Порядок оформления

Газовое оборудование теперь обязательно нужно регистрировать в ГАИ. Установка ГБО на автомобиле, будь это старенький ВАЗ 2106 или новая модель, которая не зафиксирована в ГИБДД, – это нарушение ПДД. Если оборудование не указано в документах на авто, владелец получит штраф и будет вынужден его демонтировать.

Для того чтобы установить ГБО, нужно взять разрешение, пройти две технические экспертизы, до и после монтажа, и регистрацию в МРЭО.

Обслуживание ВАЗ с газовым оборудованием

Газовые системы нуждаются в обслуживании. Периодически необходимо заменять фильтры (особенно у новых поколений), посещать СТО для проверки. Раз в несколько лет нужно освидетельствовать газовый баллон в ГАИ (пропановые – раз в 2 года, метановые – чрез 3-5 лет, в зависимости от материала). Там проверят состояние емкости, соответствие сроку годности и т. .д.

Гбо ваз 2101: видео

Источник: https://1avtoyurist.ru/oformlenie/gbo/ustanovka-gbo-na-vaz.html

Автоправо
Добавить комментарий