Нужно ли проходить сотрудникам переподготовку на должность преподаватель?

Содержание
  1. Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста
  2. Сроки введения профстандартов
  3. Ответственность за неприменение профстандарта
  4. Особенность используемой терминологии
  5. Основные последствия введения профстандартов
  6. В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?
  7. Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?
  8. Обязан ли работодатель оплачивать расходы работника на переподготовку, если тот прошел ее самостоятельно?
  9. Суть дела
  10. Позиция нижестоящих судов
  11. Позиция ВС РФ
  12. Профстандарты — кому необходимо пройти обучение?
  13. Ответы на самые важные вопросы по аттестации педагогических работников. Дистанционные курсы повышение квалификации для педагогов
  14. Нужно ли проходить курсы повышения квалификации для педагогов?
  15. Зачем нужно повышать квалификацию?
  16. Как часто необходимо проходить курсы повышения квалификации?
  17. Что получает педагог после прохождения курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?
  18. Какова продолжительность одного курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?
  19. Необходимо ли педагогу проходить курсы повышения квалификации, если он прошел переподготовку?
  20. Какие курсы повышения квалификации обязательны для педагогов?
  21. Нужны ли курсы повышения квалификации для прохождения аттестации?
  22. Где пройти курсы повышения квалификации?
  23. Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации учителю?

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Нужно ли проходить сотрудникам переподготовку на должность преподаватель?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Обязан ли работодатель оплачивать расходы работника на переподготовку, если тот прошел ее самостоятельно?

Нужно ли проходить сотрудникам переподготовку на должность преподаватель?

По общему правилу, работник имеет право на подготовку и дополнительное профобразование (ч. 1-2 ст. 197 Трудового кодекса).

Для этого ему необходимо оформить с работодателем ученический договор, в котором стороны определят условия и порядок прохождения такого обучения.

Однако как быть, если работник прошел переподготовку за свой счет – обязан ли в этом случае работодатель возместить ему понесенные расходы? ВС РФ разобрался в этом вопросе.
 

Суть дела

С 1 сентября 2012 года М. занимает должность старшего механика судна. Поскольку срок действия выданного ему диплома истекал, М.

обратился к работодателю 22 февраля 2012 года и 31 июля 2013 года с заявлениями о направлении его на обучение с целью подтверждения диплома. И поскольку работодатель этого так и не сделал, М.

самостоятельно в период с 20 октября по 18 ноября 2014 года прошел переподготовку в университете за свой счет.

О том, признаются ли в целях налогообложения прибыли расходы на обучение по программам MBA, МСФО, внедрения международных стандартов ИСО, узнайте из материала “Учет расходов на обучение работников” в “Энциклопедии решений” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный

доступ на 3 дня!

Получить доступ

После этого М. подал работодателю заявление о компенсации ему понесенных затрат на обучение. Однако руководство отказало ему, объяснив свое решение отсутствием денежных средств на эти цели. При этом работнику напомнили, что обучение осуществляется лишь в тех учебных заведениях, с которыми у работодателя заключены договоры на оказание образовательных услуг.

Не согласившись с отказом, М. обратился с иском в суд и попросил взыскать с работодателя понесенные им расходы на обучение в размере 39 950 руб., на оплату услуг представителя в размере 10 тыс. руб., на оформление нотариальной доверенности в сумме 1,5 тыс. руб., а также компенсацию морального вреда в размере 20 тыс. руб.

Свои исковые требования М. мотивировал тем, что для продолжения работы по занимаемой им должности ему необходимо иметь диплом, который требуется периодически подтверждать или заменять (гл. III Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, п. 1-2 ст.

54 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ, Приказ Минтранса РФ от 15 марта 2012 г. № 62 “Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов”). При этом руководство свою обязанность по направлению его на переобучение надлежащим образом не исполнило.

Представитель работодателя, в свою очередь, пояснил, что М. от работы никто не отстранял, несмотря на истечение срока действия его диплома. Намерений увольнять истца у работодателя не было. Более того, в трудовом договоре, заключенном с ним, нет требований о необходимости прохождения переобучения и подтверждения диплома.
 

Позиция нижестоящих судов

Изучив доводы сторон, суд первой инстанции согласился с позицией истца и удовлетворил исковые требования М. в полном объеме за одним исключением – размер компенсации за причинение морального вреда был уменьшен с 20 тыс. до 1 тыс. руб. (решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 15 июля 2015 года по делу № 2-609/2015).

Принимая такое решение, суд исходил из того, что обязанность работодателя направлять работников для прохождения профессиональной подготовки и переподготовки не может зависеть от наличия или отсутствия финансов на эти цели. Неисполнение работодателем этой обязанности не может служить поводом для наступления для работника неблагоприятных последствий.

КРАТКО
Реквизиты решения: Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19 сентября 2016 г. № 60-КГ16-6.

Требования заявителя: Отказать в иске работнику, требующему возместить ему расходы на обязательное переобучение, которое он был вынужден пройти самостоятельно.

Суд решил: Требования ответчика удовлетворить, поскольку в ТК РФ нет норм, позволяющих работнику по своему усмотрению определять время и место прохождения переподготовки, даже в том случае, когда повышение квалификации работника является обязанностью работодателя.

Поскольку М.

для работы в занимаемой должности и осуществления своей трудовой функции необходимо подтверждать профессиональную пригодность квалификационным документом, а работодатель не исполнил возложенную на него обязанность направить его на переподготовку для получения соответствующего диплома, то, по мнению суда первой инстанции, истец имел полное право пройти обучение самостоятельно и требовать компенсации понесенных на это расходов.

Более того, поскольку сотрудник предоставил все необходимые документы, подтверждающие сумму затрат на обучение, а работодатель отказался возместить ему эту сумму, трудовые права М., по мнению суда первой инстанции, были существенно нарушены. Тем самым суд также решил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу истца.

Ответчик с этим вердиктом не согласился и обратился в суд апелляционной инстанции, но и тот встал на сторону работника, оставив вынесенное решение без изменения (определение Камчатского краевого суда от 21 сентября 2015 года по делу № 33-1717/2015).

Подобный исход дела ответчика не устроил, поэтому он обратился с кассационной жалобой в ВС РФ, в которой попросил об отмене данных судебных постановлений и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных М. требований. И Суд нашел эту жалобу обоснованной. 
 

Позиция ВС РФ

Суд напомнил, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1-2 ст. 196 ТК РФ).

При этом условия и порядок такого обучения определяются им в коллективном договоре, соглашениях либо трудовом договоре с сотрудником. Работники действительно имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ч. 1-2 ст. 197 ТК РФ).

Однако указанное право реализуется только путем заключения договора между работником и работодателем. Каких-либо исключений из этой процедуры законом не установлено.

Трудовое законодательство, подчеркнул ВС РФ, не содержит норм, позволяющих работнику по своему усмотрению определять время и место прохождения переподготовки, в том числе в случаях, когда повышение квалификации работника является обязанностью работодателя. Не предусмотрена трудовым законодательством и возможность компенсации работнику затрат, связанных с обучением, когда работник самостоятельно, по своей инициативе, прошел такое обучение.

Получается, что работодатель не направлял М. на переобучение, не издавал соответствующего приказа, не заключал договор с образовательным учреждением на переобучение истца. А М. самостоятельно выбрал образовательное учреждение и заключил с ним договор, а также без согласования с работодателем оплатил обучение.

А что касается положений Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ и Приказа Минтранса РФ от 15 марта 2012 г.

№ 62 “Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов”, на которые ссылался истец, то они, подчеркнул Суд, распространяются только на торговые коммерческие суда. Тогда как судно, на котором работает М., относится к военно-вспомогательным судам, находящимся в собственности государства и используемым для некоммерческой службы.

Следовательно, наличие действующего диплома не является необходимым и обязательным условием для продолжения истцом работы по его должности.

Таким образом, Суд заключил, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для взыскания с работодателя расходов, понесенных М. на обучение, противоречат закону и являются неправомерными.

В результате ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих судов и вынес по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных М. исковых требований было отказано.

***

Вывод ВС РФ не умаляет право сотрудников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, он лишь защищает установленный законом порядок направления работодателем работников на такое обучение.

При этом сотруднику, оказавшемуся на месте истца и намеревающемуся пройти переподготовку за счет компании, следует уточнить, действительно ли его должность предусматривает эту обязанность. Такое условие может быть указано как в трудовом либо коллективном договоре, так и в законе (например, ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 27 ноября 2010 г.

№ 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”).

Тем не менее, данный судебный акт ВС РФ может быть истолкован недобросовестными работодателями в своих интересах. Ничто не мешает им отказать в компенсации даже тем сотрудникам, которые должны были пройти обучение, но не дождались направления со стороны руководства и оплатили его сами.

Следует иметь в виду, что прямой отказ работодателя исполнить свою обязанность, связанную с переобучением сотрудника, или склонение работника к самостоятельной оплате такого обучения незаконны и являются явным злоупотреблением.

В этом случае сотрудник вправе обратиться с соответствующей жалобой в ГИТ или прокуратуру.

Документы по теме:

Источник: http://www.garant.ru/article/1029210/

Профстандарты — кому необходимо пройти обучение?

Нужно ли проходить сотрудникам переподготовку на должность преподаватель?

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профстандарты, установленные Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).

В связи с введением профстандартов возникает множество вопросов.

Необходимо ли сотрудникам проходить профпереподготовку? Где и за чей счет будет организовано обучение? Как введение профстандартов влияет на сферу образования? Нововведения разъясняет начальник отдела кадров НИУ ВШЭ — Пермь Ирина Калявина.

— Ирина Николаевна, профессиональные стандарты обязательны и для государственных, и для коммерческих компаний? Отличаются ли они?

— Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части: — наименований должностей – согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений; — требований к образованию, знаниям и умениям — согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если работодатель не применяет обязательные профстандарты,его ждет административная ответственность за нарушение трудового законодательства – штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Но есть хорошая новость для государственных и муниципальных учреждений, внебюджетных фондов, государственных и унитарных предприятий, а также госкорпораций и госкомпаний с долей государства более 50%: в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 №584 они вправе внедрять профстандарты поэтапно до 1 января 2020 года на основе утвержденных планов-графиков. Но это не означает, что работу по внедрению профстандартов можно отложить в «долгий ящик». Одним из этапов этой работы является приведение уровня квалификации работников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов, поэтому и этим учреждениям необходимо уже сейчас активнее проводить работу по организации повышения квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников. — Если сотрудник не подходит под профессиональные стандарты по какому-то критерию – его уволят? Или ему придется пройти обучение? За свой счет или за счет компании? — Если будет установлено несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта к определенному уровню квалификации, уволить такого сотрудника нельзя. В законодательстве нет такого основания для увольнения. Но если требование о соответствии является обязательным, а работник этому требованию не соответствует,  работодатель может направить его на профессиональное обучение, чтобы привести  квалификацию работника в соответствие с профстандартами. Статьей 196 Трудового кодекса РФ определено, что подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. После прохождения работником профессионального обучения работодатель может провести его аттестацию, и если результаты аттестации будут неудовлетворительными, вот тогда уже у работодателя появится законное основание для увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

— Как профстандарты повлияют на сферу образования?

— Совершенно не случайно пунктом 19 Правил, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23, определено, что информация об утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональных стандартах и внесенных в них изменениях направляется в Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 10 дней со дня их вступления в силу для учета при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Это обусловлено необходимостью сокращения разрыва между знаниями, полученными студентами во время обучения, и знаниями, которые им нужны при выполнении определенной трудовой функции.  —

 Прием на работу теперь будет также осуществляться по профстандартам?

— При приеме на работу работника работодатель обязан руководствоваться профессиональными стандартами только в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ.  

— Какие ключевые направления предусмотрены для применения профстандартов?

— Применение профстандартов возможно при проведении работы по следующим направлениям: — в организации  подбора персонала для более четкого определения уровня квалификации, набора знаний и умений, необходимых работнику при выполнении работы по конкретной должности или профессии; — при составлении трудовых договоров и должностных инструкций для конкретизации трудовых обязанностей; — при проведении аттестации, сокращении штата для объективной оценки уровня профессионализма и квалификации работников; — при определении потребности в профессиональной подготовке кадров и планировании обучения работников.

Стоит отметить, что в НИУ ВШЭ — Пермь сейчас идет прием документов на 17 направлений факультета профессиональной переподготовки в различных областях, таких как бухгалтерский учет, финансовый и налоговый менеджмент, управление персоналом, маркетинг, бизнес-информатика, юриспруденция, организация и управление малым бизнесом и др.

Получайте качественное образование в короткие строки и диплом государственного образца! Звоните — тел.: (342) 205-52-52.

Источник: https://perm.hse.ru/news/187270005.html

Ответы на самые важные вопросы по аттестации педагогических работников. Дистанционные курсы повышение квалификации для педагогов

Нужно ли проходить сотрудникам переподготовку на должность преподаватель?

Вопрос-ответ

Повышение профессионального уровня призвано помочь педагогам, воспитателям и другим педагогическим работникам осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять формы и методы обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образования. Оно реализуется через систему дополнительного профессионального образования: разнообразные программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.

Однако необходимость систематически повышать квалификацию, закрепленная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вызывает массу вопросов – для чего, как часто, а главное, где проходить курсы повышения квалификации и как много времени на это потребуется?

Нужно ли проходить курсы повышения квалификации для педагогов?

Да, систематическое повышение профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является необходимым условием педагогической деятельности (ст. 48 ФЗ «Об образовании).

Зачем нужно повышать квалификацию?

Квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Повышение профессионального уровня призвано обеспечить непрерывное профессиональное развитие и соответствие квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 78 ФЗ «Об образовании»).

Как часто необходимо проходить курсы повышения квалификации?

Требования к периодичности освоения программ дополнительного профессионального образования устанавливаются самими образовательными учреждениями, однако законодательно закреплена периодичность не реже, чем один раз в три года (ст.

47 ФЗ «Об образовании»). Необходимо помнить, что профессиональное развитие – процесс непрерывный.

Меняющиеся условия профессиональной деятельности требуют от современного педагога открытости инновационным технологиям и своевременного внедрения их практику обучения и воспитания.

Что получает педагог после прохождения курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Освоение программы курса завершается итоговой аттестацией, форма которой определяется организацией – это может быть тестирование, экзамен и т. п.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (ст. 76 ФЗ «Об образовании»).

Образец бланка документа о квалификации устанавливается организацией самостоятельно.

Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации. Он дает право заниматься определенной профессиональной деятельностью и выполнять конкретные трудовые функции, для которых определены обязательные требования к наличию квалификации (ст. 60 ФЗ «Об образовании»).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации (получившим неудовлетворительные результаты или освоившим лишь часть дополнительной профессиональной программы), выдается справка об обучении или о периоде обучения.

Какова продолжительность одного курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (ст. 76 ФЗ «Об образовании»). Продолжительность курса зависит от количества часов, обеспечивающих достижение планируемых результатов образовательной программы и получение новой компетенции или квалификации.

При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовкименее 250 часов (согласно Приказу Минобрнауки «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).

Обратите внимание, что краткосрочные образовательные мероприятия, такие как лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы и т. п., не являются курсами повышения квалификации!

Необходимо ли педагогу проходить курсы повышения квалификации, если он прошел переподготовку?

Обратите внимание на различия между данными двумя программами дополнительного профессионального образования:

  • Программа повышения квалификациинаправлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

  • Программа профессиональной переподготовкинаправлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ст. 76 ФЗ «Об образовании»).

В случае, если педагогический работник получил диплом о профессиональной переподготовке, однако освоил не все компетенции, требуемые для профессиональной деятельности, ему необходимо пройти соответствующий курс повышения квалификации.

Например, педагог освоил курс профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «учитель биологии», однако в программе данного курса не было предусмотрено получение компетенции по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

В случае, если данная компетентность требуется педагогу для реализации профессиональной деятельности, ему следует дополнительно пройти курс повышения квалификации по работе с учащимися с ОВЗ.

Необходимость прохождения тех или иных программ дополнительного профессионального образования определяется спецификой профессиональной деятельности и организации.

Какие курсы повышения квалификации обязательны для педагогов?

Необходимость прохождения тех или иных курсов дополнительного профессионального образования определяется спецификой профессиональной деятельности и организации.

В наиболее общем виде предъявляемые требования к умениям и знаниям педагогического работника определены Профессиональным стандартом.

Педагогу необходимо повышать квалификацию как в области преподаваемого предмета, так и по общепедагогическим компетенциям.

Нужны ли курсы повышения квалификации для прохождения аттестации?

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности (один раз в пять лет) и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории (ст. 49 ФЗ «Об образовании»).

Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» определяет в числе необходимых сведений о педагогическом работнике, предоставляемых аттестационной комиссии, информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности. Таким образом прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является обязательным условием аттестации педагога. Количество курсов или объем часов освоенных программ дополнительного профессионального образования, требуемых для успешного прохождения аттестации, законодательно не закреплены.

Где пройти курсы повышения квалификации?

К организациям дополнительного образования предъявляются следующие требования: организация должна иметь лицензию, подтверждающую право оказания услуг в области дополнительного профессионального образования, и выдавать по итогам обучения документ установленного образца о повышении квалификации или профессиональной переподготовке. При этом проходить повышение квалификации или профессиональную переподготовку слушатель может вне зависимости от территориальной расположенности образовательной организации.

Обучение может проводиться как в очной, так и заочной (дистанционной) форме. Дистанционная форма является наиболее гибкой, поскольку позволяет слушателю освоить материалы курса в определяемый им самим срок, в удобное время и в любом месте.

Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации учителю?

Расходы на курсы повышения квалификации педагогов закладываются в бюджет и обязать сотрудника самостоятельно платить за курсы, входящие в положенный «минимум», администрация учебного заведения не вправе.

Исключением являются лишь длительные (от 250 часов) программы переподготовки, когда речь идет по сути о получении образования «с нуля». Этот вопрос стал актуален в связи с введением новых профессиональных стандартов педагогов, согласно которому для работы с детьми в обязательном порядке требуется педагогическое образование.

Поэтому выпускники, к примеру, биофаков «академических» вузов, преподающие в школе биологию, или же инженеры, ведущие детские кружки технической направленности, столкнулись с тем, что их образование перестало соответствовать занимаемой должности.

В таком случае педагогическая переподготовка осуществляется за счет самих сотрудников – образовательная организация вправе полностью или частично профинансировать курсы, но не обязана это делать.

Если педагогическое образование у сотрудника имеется, но администрация школы хочет, чтобы он «расширил профиль», освоил смежную профессию и взялся за преподавание новых предметов – переобучение должно проходить за счет образовательной организации.

Наши курсы прошли уже более 20 000 педагогов и воспитателей из всех регионов РФ. Отзывы об обучении на курсах можно прочитать здесь

Получите качественное обучение и официальные документы об образовании дистанционно на наших курсах повышения квалификации по самым доступным ценам, не выходя из дома.

Повышение квалификации по самым актуальным

темам

-50%

Скидка -50%
на все курсы

Комфортное обучение
в удобное время

Бесплатная
доставка документов

Для кого курсы повышения квалификации: Директор, Руководитель, Заведующий, Заместитель руководителя, Заместитель директора по УВР, Логопед, Дефектолог, Преподаватель, Педагог, Учитель-предметник, Педагог дополнительного образования, Тьютор, Педагог инклюзивного образования, Специалист по охране труда, Методист, Классный руководитель, Воспитатель, Социальный педагог, Психолог, Библиотекарь, Инструктор по физической культуре, Музыкальный руководитель, Учитель начальных классов, Мастер производственного обучения, Преподаватель-организатор ОБЖ, Педагог-организатор, Олигофренопедагог, Вожатый, Воспитатель группы продленного дня.

Курсы повышения квалификации по предмету: ИЗО (Изобразительное искусство), Иностранный язык, Литературное чтение, МХК (Мировая художественная культура), ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики), Физическая культура, Алгебра, Астрономия, Биология, География, Экология, Геометрия, Информатика, История, Литература, Математика, Музыка, Обществознание, Окружающий мир, Природоведение, Русский язык, Технология, Труд, Физика, Химия, Основы финансовой грамотности, Кубановедение, Английский язык, Немецкий язык, ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России), Родной язык, Родная литература.

Источник: https://www.prodlenka.org/kpk-dlja-pedagogov/voprosy-attestacii

Автоправо
Добавить комментарий