Не хватает ОСАГО для восстановления

Что делать если Выплаты по ОСАГО (гражданской ответственности, автогражданки) не хватает для ремонта автомобиля. | Страховой юрист

Не хватает ОСАГО для восстановления

Автогражданка существует в Украине более 6 лет.  За это время, несмотря на все позитивные моменты данного вида страхования, явственно прослеживается большая проблема, что подрывает доверие как и страхователей так и потерпевших к этому виду страхованию,  а именно несоответствия страховой выплаты размеру ремонта автомобиля на СТО.

Проанализировавши все обращения Клиентов к нам, можем смело констатировать, что почти каждая вторая выплата по автогражданке не покрывает прямой ущерб пострадавшего. В данной статье мы постараемся объяснить почему размера страховой выплаты не хватает для восстановления своего авто потерпевшим.

Итак, почему так происходит? По двум причинам:

  1. Недобросовестные действия страховщиков.
  2. Изъяны в законодательстве.

Далее мы детально остановимся на вышеизложенных причинах.

1. Действия страховщика.

Согласно статье 29 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» в связи с повреждением транспортного средства возмещаются расходы, связанные с восстановительным ремонтом транспортного средства с учетом износа, рассчитанного в порядке, установленном законодательством.  Для определения размера ущерба страховщик привлекает «независимых» экспертов. Цены на запчасти и на материалы эксперты берут с программного обеспечения, цены на работы прописываются как средние по региону (если нет акта выполненных робот с официала, но об этом позже). Кроме того существуют вилки расчетов, применение которых напрямую влияет на размер ущерба. Соответственно, без больших усилий со стороны эксперта его расчет будет значительно меньшим за счет СТО (уже не говоря о счете официального СТО).

Также, часто возникают споры о необходимости ремонта, а не замены деталей и озвучивания экспертом тез о том, что полученные повреждения не относятся к ДТП, за которое должна отвечать его компания. Таким образом, сума выплаты может уменьшаться на разницу между заменой и ремонтом детали, а также на суму деталей и работ, какие с точки зрения эксперта не относятся к ДТП.

2.  Несовершенное законодательство.

Подпункт а). Вопрос износа. Данный вопрос стоит очень остро, и подлежит усовершенствованию.

Износ насчитывается, когда автомобилю больше пяти или семи лет (автомобиль отечественный или иностранный соответственно), если на кузове автомобиля есть деформации, и в других случаях, что предусмотрены Методикой проведения исследования транспортных средств.  Согласитесь, например, в Киеве,  трудно найти пятилетний автомобиль вообще без повреждений.

Соответственно даже если на автомобиле есть деформация в форме вмятины на капоте, а машину ударили в бок износ все равно будет насчитываться.  Недавний пример с нашей практики: автомобиль нашего клиента  (Mazda 3 MPS) ударили в лоб. Размер восстановительного ремонта на СТО  составил (по счету) больше 80 тысяч гривен.

Ожидая выплату в лимите 50 тысяч гривен Клиент подал все необходимые документы страховщику. Страховая компания, в свою очередь насчитала к выплате приблизительно 35 тысяч гривен.

Почему: 1) самостоятельно определила размер ущерба в размере до 70 тысяч гривен 2) с 70 тисяч гривен отняла почти 50%  износа, так как на автомобиле клиента, а именно на крышке багажника была вмятина (размером  1см2). Но это еще не все отчисления, которые насчитал страховщик, а именно…

Подпункт б) Вопрос НДС. Из сумы возмещения страховщик может вычитать еще и суму НДС, если потерпевший не предоставил документы, которые подтверждают уплату данного налога. Правильно это или нет, в данной статье рассматривать не будем.

Специальная статья на эту тему уже есть на нашем сайте (к слову добавим, что, не смотря на нелогичность,  законодатель в новой редакции закона четко указал, что страховщик имеет право не платить НДС без наличия соответствующих документов).

  Таким образом страховщик еще уменьшил размер выплаты нашему Клиенту на 20%, соответственно при затратах на ремонт в 80 тысяч гривен, наш Клиент получил от страховщика 28 тысяч гривен (35 тысяч гривен -20%).

Можно ли получить весь размер ущерба, чтобы все же отремонтировать автомобиль? Можно, главное не опускать руки, а действовать. Для этого потребуется проведения независимой экспертизы и наличия актов выполненных работ. В отдельных случаях будут необходимы только акты выполненных работ.

Эти документы подтвердят правомерность размера восстановительного ремонта, стоимость работ и запчастей, размера неуплаченного НДС. Также при соблюдении некоторых нюансов, можно будет получить размер износа с виновника ДТП. Помните, Вы также имеете права, а не только обязанности.

При этом расчеты страховщика далеко не окончательны, и их можно и нужно оспаривать.

Как было написано выше – главное действовать, и если что…

Обращайтесь к нам. Мы поможем.

С уважением, Страховой юрист.

П.С. В свою очередь ждем реализации прямой выплаты (т.е. человек за выплатой обращается непосредственно к своему страховщику, а не в чужую компанию). Посмотрим, как это повлияет на методику определения размера ущерба страховой компанией.

Комментариев

Источник: http://insur-law.com.ua/chto-delat-esli-vyplaty-po-osago-grazhdanskoj-otvetstvennosti-avtograzhdanki-ne-xvataet-dlya-remonta-avtomobilya/

Ремонт вместо денег

Не хватает ОСАГО для восстановления

Что изменилось для автовладельца

Процедура обращения за возмещением осталась прежней. Автовладелец, попавший в ДТП, должен позвонить или написать в компанию, в которой он приобрел ОСАГО.

Страховщик обязан в течение 14 дней выдать потерпевшему направление на ремонт, рассказывает официальный представитель «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

При этом страховая компания должна отправить автомобиль на ремонт в станцию техобслуживания не более чем в 50 км от места ДТП или дома потерпевшего. Если подходящих мастерских в радиусе 50 км не окажется, автовладелец имеет право получить денежную выплату.

«Предварительно страховая компания обязана заключить со станцией техобслуживания годовой договор, в котором ремонтники подтверждают работу по ценам и методикам Российского союза автостраховщиков», — рассказывает замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.

Особых критериев, помимо расстояния мастерской от места ДТП или дома потерпевшего, в законе не прописано.

При этом клиент вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня, а страховщик, в свою очередь, обязан организовать транспортировку до нужной мастерской или выплатить страховку деньгами.

Ответственность за ремонт несет сам страховщик, а уже перед ним отвечает станция техобслуживания, уточняет адвокат Вадим Рождественский. Поэтому, согласно новому закону, клиент не должен вступать в споры с ремонтником — со всеми претензиями он будет обращаться к своему страховщику.

При наличии претензий к качеству ремонта клиенту придется направлять жалобу страховщику, который должен будет обратиться к независимым оценщикам, уточняет Рождественский.

По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, некачественный ремонт будет обозначать для страховщиков возможные репутационные или даже финансовые потери (если потерпевший подаст на страховую компанию в суд), так что в их интересах обеспечить хороший уровень ремонтных работ.

Каким должен быть ремонт

Согласно поправкам к закону, ремонтники обязаны использовать для починки автомобиля только новые детали, не учитывая степень его износа. Если новые детали для автомобиля, нуждающегося в ремонте, недоступны, страховщик вправе предложить автомастерской использовать старые детали.

Конечное решение при этом остается за потерпевшим. В законе не оговаривается, кто именно должен быть производителем этих деталей, но если машине меньше двух лет, то мастерская, в которую ее направят на ремонт, должна быть авторизованной производителем авто.

То есть если ремонтируется автомобиль марки Ford, то его должны направить в автосервис с сертификатом компании Ford.

Ремонтник обязан завершить работы над автомобилем за 30 суток. При нарушении сроков ремонтных работ страховщика будут ждать штрафы. В частности, страховая компания должна будет выплатить клиенту компенсацию в 0,5% страхового возмещения за каждый пропущенный день.

Также, если прогнозируемая длительность ремонта — не в заявленный срок, клиент имеет право получить деньги. Гарантия на работу отремонтированных частей составляет полгода, на покраску автомобиля — год.

Согласно поправкам, претензии по гарантии клиент предъявляет своему страховщику.

А что с деньгами?

Впрочем, эти поправки не означают, что клиент больше не сможет получать денежные выплаты: в документе приведен перечень исключений.

Потребитель имеет право на гарантированную денежную выплату, если автомобиль не подлежит ремонту; потерпевший получил средние или тяжелые травмы; страховку получают родственники погибшего в ДТП; потерпевший является инвалидом; ремонт оценен дороже максимальной выплаты (400 тыс. руб.).

Также потерпевший имеет право договориться со страховой компанией о выплате денежных средств без опоры на перечень исключений. В таких случаях решение остается за страховщиком.

 Юрий Нехайчук, впрочем, заявил, что его компания намерена оставить вопрос формата страховой выплаты (деньгами или ремонтом) на усмотрение клиента.

В свою очередь, директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников отмечает, что в каждом конкретном случае решение будет приниматься индивидуально.

Подводные камни

Поправки не решают ряд проблем, связанных с ОСАГО, считает Вадим Рождественский. «Они заменили одну проблему на другую. Если раньше были споры о размере выплат, то теперь будут споры о качестве ремонта», — поясняет он.

Юрист добавляет, что если раньше у клиента была гарантированная возможность доплатить за лучший сервис, то теперь все зависит от решения страховщика.

«Возможно, в ближайшие полгода сложится судебная практика в рамках урегулирования», — заключает эксперт.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин склонен считать, что новый закон снизит популярность ОСАГО.

«После всех неминуемых проблем с качеством ремонта и сроками люди будут возмущаться этому виду навязанного страхования​», — рассказывает Янин.

Частично депутаты смягчили пожелания страхового лобби: например, ввели в закон пункт о новых запчастях и игнорировании изношенности автомобиля, отмечает эксперт.

Также остается открытым вопрос о росте тарифов ОСАГО. «Когда рассчитывалась стоимость тарифов ОСАГО, страховщики не учитывали ремонт новыми запчастями без учета износа.

Следовательно, тарифы будут неизбежно расти», — считает Иванов из «РЕСО-гарантии». С его словами, впрочем, не соглашается директор департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук.

В своем комментарии РБК он отметил, что пока поднимать тарифы компаниям не потребуется, но ЦБ будет внимательно следить за ситуацией.

Андрей Писарев

Источник: https://www.rbc.ru/money/28/04/2017/590338839a7947b2aeb46d6e

Как выжить после ДТП по новому закону об ОСАГО

Не хватает ОСАГО для восстановления

2017-04-28T09:00+0300

2017-08-22T15:47+0300

https://ria.ru/20170428/1493254302.html

Как выжить после ДТП по новому закону об ОСАГО

https://cdn24.img.ria.ru/images/149332/58/1493325840_0:285:5472:3363_1036x0_80_0_0_1663955404c4a5e1613441128a6de44a.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

27 апреля 2017, 17:57

27 апреля 2017, 17:57

27 апреля 2017, 17:56

27 апреля 2017, 17:55

27 апреля 2017, 17:53

27 апреля 2017, 17:52

27 апреля 2017, 17:51

27 апреля 2017, 17:50

27 апреля 2017, 17:48

27 апреля 2017, 17:16

28 апреля вступил в силу новый закон об ОСАГО. Теперь страховые компании в ряде случаев смогут направлять автомобиль потерпевшей стороны на ремонт в автосервисы вместо выплат денежной компенсации за причиненный ущерб. РИА Новости объясняет, как теперь будут строиться взаимоотношения страховщиков и автолюбителей.

Если ремонт выполнен некачественно, а решения этой проблемы не последовало, то потерпевший вправе написать жалобу на страховую компанию в Российский союз автостраховщиков (РСА) либо в Банк России.

Если Банк России за год выявит два или более нарушений порядка организации и оплаты восстановительного ремонта, он вправе ограничить право такого страховщика на натуральное возмещение.

В этом случае страховая будет, как и раньше, платить исключительно денежную компенсацию.

Гарантия на все ремонтные работы составляет 6 месяцев, а на работы по восстановлению лакокрасочного покрытия — один год. Все претензии по качеству ремонта необходимо высказывать страховой компании перед подписанием окончательных документов. В случае некачественного ремонта страховщик обязан организовать работу по устранению недостатков.

Многие СТО уже отказались давать гарантию на ремонт для машин старше 5-7 лет. В качестве доводов автосервисы приводят пример с покраской царапины на ржавом крыле старой машины. Если все сервисы, отобранные страховой компанией, откажутся ремонтировать такой автомобиль, его владелец либо получит денежную компенсацию, либо согласится на ремонт без гарантии.

Если ремонт стоит больше, чем покрывает страховая сумма (по состоянию на апрель 2017 года это 400 тысяч рублей), то владелец разбитого автомобиля может доплатить из своего кармана. Если страховая согласна, то заключается письменное соглашение. Если не согласна или если у владельца нет желания вкладываться в ремонт — выплачивается денежная компенсация.

На отправку транспортного средства в автосервис по новому закону дается 20 рабочих дней, а если потерпевший предложил свой автосервис и страховая согласилась, то ждать придется до 30 рабочих дней.

Ремонт должен быть выполнен в течение 30 рабочих дней, срок исчисляется со дня приемки автомобиля сервисом либо с момента передачи автомобиля страховщику для доставки на СТО. За каждый день сверх нормы страховщик будет выплачивать потерпевшему денежный штраф в размере 0,5% от суммы восстановительных работ.

Например, если ремонт машины стоит 100 тысяч рублей, а срок его выполнения увеличился на 10 дней, то владелец получит пять тысяч. Однако общая сумма штрафа не может быть выше стоимости ремонта.

Ремонт автомобилей, находящихся на официальной гарантии, должен осуществляться только официальными дилерами либо сервисами, имеющими договор с автопроизводителем.

Увы, все машины по новому закону считаются гарантийными только в течение двух лет со дня их производства, а не со дня их продажи. Если ваша гарантийная машина окажется старше двух лет, ее отправят на любой автосервис из списка страховой.

Случись какая поломка после такого ремонта, официальный дилер может начать увиливать от исполнения гарантийных обязательств. Решать вопросы придется через суд.

К слову, двухлетнюю гарантию в России предлагают немецкие автопроизводители, правда, с недавних пор компания Audi увеличила срок гарантии на свои автомобили до трех лет. Во многих случаях дилеры продают “прошлогодние” автомобили с большими скидками, что, согласно новому закону об ОСАГО, также сильно сократит их гарантийность.

В законе четко прописано, что во время ремонта должны использоваться только новые запчасти. Однако производителя этих запчастей выбирает автосервис, а их оплату производит страховщик. Первому нужно уложиться в бюджет ремонта, а второму – максимально сэкономить, поэтому рассчитывать на “оригинал” не стоит.

СТО должна располагаться на расстоянии не более 50 км от места ДТП или от места жительства потерпевшего.

Расстояние высчитывается по дорогам общего пользования (как кратчайший путь в навигаторе), а отправную точку выбирает сам пострадавший в ДТП.

То есть житель Москвы или Санкт-Петербурга, попавший в аварию в Москве или Питере соответственно, может легко быть направлен на ремонт на другой конец города или вообще за город.

Если автосервис находится дальше полусотни километров, то доставку транспортного средства в таком случае оплачивает страховщик. Если потерпевший отказывается от транспортировки автомобиля на расстояние свыше 50 км, то ему выплачивается денежная компенсация.

Полный список автосервисов, соответствующих требованиям страховой компании, должен быть размещен на сайте страховщика. У станций техобслуживания (СТО) могут быть ограничения. Например, некоторые СТО будут ремонтировать только определенные марки машин определенных годов выпуска. У всех должны быть указаны примерные сроки ремонта.

С 28 апреля 2017 года при покупке полиса ОСАГО у автовладельцев появилось право выбирать автосервис из такого списка, после чего выбранная СТО будет использоваться страховой “по умолчанию” для направления на ремонт.

Автовладелец может и сам предложить любой другой автосервис для ремонта своей машины, но страховщик должен на это согласиться.

Страховщик может предложить ремонт по ОСАГО вместо денежной компенсации любому пострадавшему, но есть те, кто может выбирать деньги вместо “натуры”.

К таким относятся юридические лица, иностранцы, а также физические лица, владеющие грузовым транспортом. Согласно новой редакции пункта 15 и новому пункту 15.

1 статьи 12 закона об ОСАГО, на ремонт безальтернативно будут направляться только легковые автомобили, находящиеся в собственности граждан и зарегистрированные на территории России.

Деньги также выплачиваются инвалидам I и II групп, в случаях полной гибели транспортного средства, смерти потерпевшего или причинении ему тяжкого или среднего вреда здоровью, если стоимость ремонта оказывается выше, чем страховое покрытие (400 тысяч рублей), а также в случае наличия письменного соглашения между пострадавшим и страховщиком.

Если владелец автомобиля купил полис ОСАГО после 28 апреля и обращается за возмещением вреда в свою страховую компанию (соблюдены условия прямого возмещения убытков — ПВУ), то его направят на ремонт.

Денежную компенсацию в таких случаях теперь не выплачивают. Если договор ОСАГО заключен до 28 апреля, то можно настаивать на выплате, а можно поехать в автосервис. Тут все зависит от решения пострадавшего.

Если условия ПВУ не соблюдены (например, столкнулось более двух автомобилей), то пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП, и тут полис последнего становится приоритетным. Если виновник заключил договор ОСАГО до 28 апреля, то потерпевшему выплачивается компенсация, а если после вступления в силу нового закона — тогда обязательным становится ремонт.

Источник: https://ria.ru/20170428/1493254302.html

Полис ОСАГО не гарантирует полное восстановление попавшей в аварию машины

Не хватает ОСАГО для восстановления

Автовладельцам, которым довелось попасть в аварию, не повезло дважды: первый раз – во время дорожно-транспортного происшествия, второй раз -при обращении в страховую компанию за компенсацией убытков по обязательному страхованию автогражданской ответственности.

Компенсация с учетом износа

Люди рассчитывают на сумму страховки, достаточную для проведения ремонта с установкой новых деталей, а у страховщиков эти притязания вызывают ироническую усмешку. Клиенты страховых компаний ищут правду в суде. Однако она, эта правда, оказывается для них весьма горькой.

– Обязанность страховщика по полису ОСАГО при наступлении страхового случая – восстановить автомобиль застрахованного лица в его первоначальном состоянии, – рассказывает директор нижегородского филиала одной из крупных российских страховых компаний Денис Морозов.

– Некоторые клиенты хотят, чтобы на их старую машину поставили новые детали, но это не соответствует тарифам, расчетам и принципам ОСАГО. Поэтому экспертные бюро, которые и рассчитывают убытки участников ДТП, делают это с учетом физического износа машины.

Правоту такого подхода подтвердили поправки в федеральный закон об ОСАГО, вступившие в силу 1 марта этого года.

Приобретайте КАСКО

По словам представителя одного из адвокатских бюро Нижнего Новгорода Татьяны Гвоздевской, к ним довольно часто обращаются владельцы полисов ОСАГО, недовольные суммой страхового возмещения.

Свою позицию они обосновывают тем, что денег, выданных им страховой компанией, не хватает на проведение ремонта, ведь новые детали очень дороги, бывшие в эксплуатации запчасти в специализированных магазинах не продают, а покупать таковые на авторынке весьма опасно – можно нарваться на некачественную подделку. Люди не понимают, за что платят деньги страховщикам. А посему подают на них в суд. Однако суд в большинстве случаев встает на сторону страховщиков. Исключение составляют лишь раритетные автомобили, являющиеся коллекционной экспозиционной частной собственностью. Такие транспортные средства судьи приравнивают к выставочным экспонатам, поэтому их физический износ не должен учитываться при расчете убытков.

Но что же делать владельцу “копейки” или любой другой машины с приличным пробегом, которая не является шедевром автомобильной старины?

Денис Морозов советует в таком случае не ограничиваться полисом ОСАГО, а приобрести еще и КАСКО – добровольное страхование транспорта. Тогда машина будет восстановлена без учета износа.

Однако решение о том, стоит ли приобретать КАСКО, всегда остается за втовладельцем.

Закон, похожий на обычай

Корень всех разногласий между страховщиками и клиентами состоит в следующем, утверждает начальник отдела выплат нижегородского филиала одной из многофилиальных российских страховых компаний Дмитрий Климцов:

– Пострадавшее в ДТП лицо, которое не виновато в происшедшем инциденте, ведет речь о стоимости восстановительного ремонта, в то время как закон об ОСАГО говорит о компенсации ущерба и о величине страхового возмещения. Стоимость восстановительного ремонта априори не может быть равна величине страхового возмещения.

По мнению финансового директора одной из нижегородских оценочных компаний Владимира Козлова, урегулирование споров по ОСАГО больше напоминает не закон, а обычай.

Так уж сложилось, что ущерб от ДТП определяют оценщики, хотя с точки зрения закона об ОСАГО это должны делать эксперты-автотехники. Но таких экспертов в действительности не существует.

Некоторые оценочные компании порой грешат тем, что предоставляют не отчет об оценке, а экспертное заключение. Последнее не подпадает под действие закона об оценочной деятельности, это просто мнение специалиста.

К тому же есть несколько методик оценки ущерба, разработанных разными ведомствами. Одна оценочная компания использует одну методику, другая – другую. Соответственно и результат оценки по одному и тому же ДТП может получиться разный у разных компаний.

Выбирай компанию без шлейфа

Немаловажным моментом для автовладельца является и выбор страховщика. Не секрет, что некоторые страховые компании демпингуют, устанавливают очень низкие тарифы, а при наступлении страхового случая просто не платят клиенту.

Поэтому Дмитрий Климцов советует не гнаться за дешевизной полисов ОСАГО, а выбирать надежную компанию, за которой не тянется шлейф судебных исков обманутых клиентов.

ОСАГО – это страхование ответственности перед другими участниками дорожного движения.

С этого года введен новый порядок возмещения ущерба по ОСАГО, когда застрахованный может урегулировать убыток не в страховой компании виновника ДТП, а в своей компании. Но на этой норме закона многие страховщики стали еще и зарабатывать дополнительные деньги.

Если крупные компании с вступлением в силу этой нормы закона стали платить своим клиентам существенно больше, то остальные игроки страхового рынка по крупным убыткам отправляют застрахованных к традиционному страховщику (так именуют страховую компанию виновника ДТП), а сами урегулируют только мелкие убытки.

Своеобразный итог подводит заместитель генерального директора одной из нижегородских оценочных компаний Юрий Козловский.

По его словам, некоторые страховщики или вовсе не выплачивают страховое возмещение по ОСАГО, или занижают выплаты по нему.

Последнее делается путем занижения расценок на детали и ремонтные работы, искажения технологии, предусмотренной заводом-изготовителем на то или иное транспортное средство.

комментарии

Игорь Кондаков, оценщик первой категории нижегородского отделения Российского общества оценщиков:

– По договору КАСКО страховщик страхует имущество, в данном случае автомобиль, на определенную сумму. Поэтому при наступлении страхового случая компания возмещает убытки в рамках этой суммы, то есть без учета износа.

А по договору ОСАГО страховщик страхует ответственность застрахованного лица.

Следовательно, страховая премия зависит не от величины страховых взносов, а от норм и правил возмещения убытка, прописанных в действующем законодательстве.

Антон Ковригин, юрист:

– При рассмотрении страховых споров относительно взыскания страховых выплат с учетом или без учета износа практика судов общей юрисдикции разнится с практикой арбитражных судов.

Так, суды общей юрисдикции при вынесении решений по подобным делам основывают свою правовую позицию на пункте 63 “Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, где говорится о необходимости учитывать износ деталей.

Арбитражные суды, в свою очередь, придерживаются противоположной позиции, которая изложена в постановлении президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20 февраля 2007 года по делу N 13377/06.

Однако арбитражные суды не рассматривают споры между физическими лицами и страховыми компаниями – такие дела подведомственны только судам общей юрисдикции. Таким образом, практика по вопросу износа идет двумя совершенно разными путями и тот путь, на котором стоят простые автовладельцы, явно не в их пользу. Я думаю, что практика впоследствии станет единой, согласно позиции арбитражных судов, и это вопрос только времени.

Запомните советы

От начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области Игоря Михайлушкина:

1 Если во время движения на своем автомобиле вы в кого-то въехали (или въехали в вас), то для начала успокойтесь и не паникуйте.

2 Остановите свое транспортное средство.

3 Если есть возможность, то зафиксируйте все следы дорожно-транспортного происшествия (можно сфотографировать или снять на видео).

4 При необходимости окажите первую медицинскую помощь пострадавшим в ДТП. Если вашей компетенции недостаточно, вызовите бригаду скорой медицинской помощи.

5 Если материальный ущерб от ДТП с участием не более двух транспортных средств меньше 25 тысяч рублей и нет пострадавших, а у обоих участников происшествия есть общее понимание, кто виноват и кто прав, то они могут самостоятельно оформить ДТП и затем зарегистрировать его в УГИБДД.

6 Если же участники ДТП не могут оценить ущерб, или у них есть разногласия относительно того, кто виноват в возникновении аварийной ситуации, или не соблюдены другие вышеупомянутые условия, то необходимо вызвать на место ДТП сотрудников УГИБДД.

7 В случае неадекватного поведения второго участника ДТП вы можете не покидать салон своего автомобиля до прибытия сотрудников милиции.

8 Обязательно сразу же сообщите о ДТП в свою страховую компанию.

От экспертов страхового рынка:

1 Не ограничивайтесь покупкой полиса ОСАГО, а приобретайте еще и полис КАСКО.

2 Прежде чем подписывать договор о страховании гражданской ответственности (при ОСАГО) или автомобиля (при КАСКО), внимательно прочитайте его, и если возникли вопросы, получите на них ответ от сотрудников страховой компании. Если ответ вас не устраивает, поищите другого страховщика.

3 Не гонитесь за дешевизной страховых полисов – это верный признак, что компания испытывает финансовые трудности и пытается с помощью демпинговых цен собрать с клиентов побольше денег, а потом исчезнуть. Покупайте полисы только в крупных страховых компаниях с незапятнанной репутацией.

4 В случае аварии проследите, чтобы оценочная компания предоставила вам именно отчет об оценке ущерба, а не экспертное заключение.

5 Если оценка ущерба вам представляется заниженной, поинтересуйтесь у представителя оценочной компании, по какой методике они считают ущерб. Попробуйте найти другого оценщика, использующего иную методику, подсчет ущерба по которой будет более адекватным для вашего случая.

Источник: https://rg.ru/2010/04/29/reg-privolzhe/osago.html

Зачем ОСАГО если виновник платит за ущерб

Не хватает ОСАГО для восстановления

Как решается вопрос по возмещению ущерба, если страховая выплата не покрывает ремонт автомобиля? В каких случаях пострадавщий в ДТП может требовать с виновника дополнительного возмещения для ремонта авто?

Казалось бы, ответ на вопрос, кто платит по ОСАГО в случае аварии, очевиден. Если происшествие относится к страховому случаю, это делает страховщик. Однако не все так просто.

Весной 2017 года Конституционный суд России принял решение, по которому платит за ремонт виновник ДТП, если тех денег, которые предусматривает страховка, не хватает на полное восстановление автомобиля.

При этом замена запчастей рассчитывается по стоимости новых, и тот факт, что машина б/у и ее цена (а значит, и всех ее деталей) значительно ниже рыночной, зачастую игнорируется.

Таким образом, платит разницу виновник ДТП как за восстановление нового транспортного средства.

Многих автомобилистов эта ситуация не устраивает.

А на вопрос, кто платить должен потерпевшей стороне, мы получаем другой ответ – тот, из-за кого случилась авария, если ущерб превысил сумму покрытия. Получается, что водителю, устроившему аварию, придется раскошелиться дважды.

При этом открытым остается другой вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник аварии вместе со страховой компанией, у которой он уже купил полис?

Для кого страхование убыточно

При возмещении ущерба потерпевшей стороне убытки несет страховая компания, которая обязана выплатить по договору нужную сумму.

Но если раньше водителю, по чьей вине произошло ДТП, достаточно было просто оформить все документы на месте происшествия, а дальше спокойно заниматься ремонтом своего собственного автомобиля (если он тоже пострадал в аварии), то теперь нужно еще и тратить собственные деньги на восстановление чужого транспортного средства.

И хорошо, если пострадало недорогое авто бизнес-класса. Тогда основную часть ремонта может покрыть страховой полис. А что делать, если придется оплачивать ремонт дорогостоящего джипа премиум-класса или лимузина, у которого отдельные запчасти стоят по 100-200 тысяч рублей – как целый автомобиль? Для многих автовладельцев ситуация может обернуться настоящей финансовой катастрофой.

При этом существует два мнения – страховщиков и водителей.

Первые уверены, что новый принцип возмещения ущерба сделает водителей внимательнее на дорогах и стимулирует их тщательнее соблюдать правила дорожного движения. По их мнению, ситуации, когда тот, по чьей вине произошла авария, не несет ответственности, являются неправильными.

Ведь основные хлопоты как раз достаются потерпевшей стороне. Водитель, автомобилю которого причинен ущерб, должен сам оформлять все справки, чтобы получить страховое возмещение, а тот, чьи действия привели к ДТП, фактически не должен ничего предпринимать.

В связи с этим страховые компании поддерживают решение Конституционного суда.

А вот представители сообщества автомобилистов с ними не согласны. Мало того, что страховка является обязательной и обходится многим водителям недешево (особенно владельцам новых дорогих иномарок, имеющим маленький стаж вождения и высокий КБМ). По данным РСА, средняя стоимость полиса на 2019 год составляет порядка 6 тысяч рублей.

Ситуация, когда придется из своего кармана оплачивать ущерб потерпевшей в аварии стороне, может привести к тому, что водители массово перестанут страховаться и будут всеми способами избегать покупки настоящего полиса ОСАГО (или будут ездить с поддельными документами).

И в моральном плане они будут отчасти правы – на каком основании они должны платить дважды? И кроме того, получается, что полис обязательного страхования не выполняет своей функции – не избавляет водителя от дополнительных расходов, если он становится виноват в ДТП.

Тогда вообще зачем ОСАГО, если платит виновник еще и помимо стоимости полиса?

Одной из инициатив автомобилистов сегодня является замена выплат по страховке ремонтом пострадавшего автомобиля. На сегодняшний день (время написания статьи – март 2019 года) эта идея еще не стала законопроектом и не вынесена на рассмотрение в парламенте.

Когда ОСАГО выгодно страховщику

Согласно новым правилам, если пострадавшему водителю не хватит на ремонт тех денег, которые выплатят по ОСАГО, остальную сумму он вправе требовать с виновника ДТП.

Начиная с 2017 года в России действует Единая методика расчета расходов на восстановление транспортного средства по договору страхования гражданской ответственности. Стоимость деталей рассчитывается при этом с учетом изношенности.

К примеру, запчасти отечественных авто после трех лет эксплуатации оцениваются в половину своей цены. Максимальный износ может составить не более 50% (как правило, такой показатель у транспортных средств, бывших в эксплуатации более 5 лет).

Если суд встал на сторону потерпевших и обязал водителей, по чьей вине произошло ДТП, возмещать материальный ущерб дополнительно.

Но тогда зачем оформлять ОСАГО?

Ведь если страховка не снимает всей ответственности с застрахованных водителей, почему они должны платить фактически дважды (за сам полис и за возмещение материального ущерба потерпевшей стороне)? Вопрос остается открытым.

Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне

Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины.

Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны.

И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?

Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у.

Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше.

Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?

К сожалению, для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.

Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.

Когда страховка выгодна виновнику ДТП

Что же делать тому, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие? Чтобы ответить на вопрос, зачем ОСАГО, если платит виновник, нужно рассмотреть реальную правоприменительную практику возмещения ущерба. Она показывает, что все не так плохо для того, по чьей вине случилась авария, как выглядит на первый взгляд. Ситуаций, когда можно не доплачивать разницу в стоимости ремонта, несколько:

  1. Страхового покрытия хватает на восстановление авто;
  2. Тот, кто виноват в аварии, оплачивает по соглашению сторон не весь ремонт, а только его часть;
  3. Стоимость запчастей в официальном справочнике может быть заниженной относительно рыночных расценок и фактически равняться цене деталей б/у;
  4. Покупаются не оригинальные и новые запчасти, а более дешевые аналоги или комплектующие, бывшие в употреблении.

А теперь перечислим случаи, когда виновник аварии платить не должен. Их два:

  • дорожно-транспортное происшествие оформлено по европротоколу;
  • возмещение ущерба производится в виде направления на ремонт. В этом случае доплата потерпевшей стороне может осуществляться только на добровольной основе и не может быть взыскана в принудительном порядке.

Во всех остальных случаях, если суммы страхового покрытия не хватит на возмещение ущерба, доплачивать придется тому, кто устроил аварию.

Судебная практика по возмещению ущерба без учета износа

35 статья Конституции России наряду со статьями 19 и 52 (гарантирующими права собственности) определяет, что возмещение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия и его объем определяются после объективной оценки понесенного потерпевшим ущерба. Тогда фактически возмещать стоимость деталей водитель, виновный в аварии, и должен по актуальной цене – с учетом того, что машина была в эксплуатации.

По общим правилам Гражданского кодекса возмещение имущественного ущерба происходит за счет того, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие. А в том случае, если авто участника ДТП признано источником повышенной опасности, возместить затраты на ремонт потерпевшей стороны он обязан даже в том случае, если авария случилась не по его вине.

Для страховой компании главным будет наличие признаков страхового случая, если столкнулось два и более транспортных средства.

Рассмотрим порядок возмещения ущерба по страховке. Если причинен вред не только автомобилям, но и здоровью людей, он будет компенсирован за счет источников, перечисленных ниже:

  • по программе полиса обязательного страхования, если ущерб был причинен в результате происшествия, которое относится к страховому случаю. При этом полис ОСАГО виновник ДТП должен иметь действующий;
  • за счет гражданина, управлявшего авто (своим или чужим – по доверенности), если авария не относится к страховому случаю;
  • за счет водителя, управлявшего транспортным средством без законного основания (в результате угона или без согласия владельца);
  • за счет лица, управлявшего авто, если у него нет полиса ОСАГО или истек срок действия страховки;
  • за счет автовладельца, если участником аварии стал наемный водитель или лицо, которое оказывает другие услуги собственнику транспортного средства на возмездной основе.

Но даже при наличии страхового случая нередко суммы возмещения не хватает на покрытие расходов потерпевшей стороны, и тогда водитель, виновный в ДТП, будет возмещать разницу из своего кармана.

Напомним, страхование автогражданской ответственности предполагает максимальную сумму возмещения ущерба в 400 тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью – 500 тысяч. Потерпевший должен ждать компенсацию в течение 20 дней.

Заключение

Фактически решение Конституционного суда вскрыло это противоречие, но при этом четких указаний в области правоприменения дано не было.

Таким образом, водителям, виновным в аварии, просто приходится полагаться на справедливое решение суда пользу и ждать новых законодательных инициатив, которые изменят порядок страхования автогражданской ответственности и возмещения ущерба.

И хотя нередко оплачивать приходится не всю стоимость ремонта, на вопрос, кто платит по ОСАГО, ответ будет один – тот, по чьей вине случилась авария, если ущерб превысил размер страхового покрытия.

Источник: https://www.vbr.ru/strahovanie/help/osago/zachem-osago-esli-platit-vinovnik/

������ ������ �� ������� �� ������ ����?

Не хватает ОСАГО для восстановления

31.10.2015

������ ������ �� ������� �� ������ ����?

������ ������������� ��������, ��� ��������� �������� ��������� �� ����� � ������� ������� �������, ������ ��� ���������� ������ �� �������������� ���� ����� ������.

“��� ���������� 2004 �.�. �������� ������ ����������. ����������� �������������� – ������ � ���������� ������������ �����. ��������� �������� ������� ����� � ��������� ��� 1 400 000 ������, ������, ��� �� ���������� ���, ���� � ���������, �������, ��� ������ ������ ���� ����� ����� �� 2 500000 � 3 000000 ������. ����� ��� ����� �����������?” – ����������� ���� �� �����������.

� ������ ������ ���� ���� �� ������������ ����������� ����������� ��������������� ���������� ������������ ������� ( ��������� – « �������������»).

������ �� ������������� �������, ��� �� �������������?

�� ����� ����, ��������� �������� ������ ���������� ��������� ������������� ���������� ��������� ��� �������������� �� �������������� ���������, � �� ������� ��� �����, ��� �� ���.

    ������ �����, ������������ ������������� �������� � ���, ������������ �� ��������� ��� �������������� �� ������� ��������� ������ ���������� ������, � ����� ���������� �������� ������������.

   ����� ������������� �������� ������������ ����� ������ �� ��������������� �������, ��������� ������������� ���������, ����� ������, �������� ������������� �������� � ��������� ��� ��������� ������.

�� ������� ����������� ������� �������� ����� � ���, ��� �����  �������������� ������ � ��� ������, ���� �����-���� ������, ���� ��� �������� ������������� �������� �������� ������ � ���� ������������������ �������.

������������� �������� � ����������� ������ ������� ��� ����� ������������� �������� ����������� ��� ������, ��� ��� ������ ������� ������������� �������� �� ������� ������������� ����� ������, ���� ������ ������������� ����� ���������� ������ ����������� ������������� �������� � ������� ������������ ������ �� ������������.

� ���������� ��������� ����� ������� ����� (������� � ��������� ����� ������ � ������ � ��������), ������� � �������� ������� ������������� ��������. ����� ����������� � ������� ������ ������������ ������������� ��������.

���� � ��������� ���� ��������,��������������, ��� �����-�� ������ �������� �� ������� �� ����� — ��������, �� �������� �������� ������ � ����, – �� ��������� �������� �� ��� �������� ���������� ����� ������ �� ������������ ����� ������������. ��� ����������� ������ ����������� ��������� ������� (�� ���� ����������) ����������, ��� �������, ������ � ������, ��� ����������� ������������ ��������.

� ��������  ������������ ��������� �� ����������� – ������ � �������, – ������� ���� �� ���������� �� ���. ��� ����� ���� ��� ��������������� �� ������������ �������, ��� � �� �������. ������� ��� �� ������ �������� � ���� �������.

– ��������, � ��� ���������� �����. �� ��� ���� �����������, ����������� ��� ��������� ���� ������, � ���� ����, ������� ���� ���� �������� �����. ��� �� – ������� �� �������� ������: �������� ����������, ��� ��� ������������ � ���������� ���.

�������, ��� ������ ���������, �������� ��������: � �������� ������ ���� ������, �������������� ������ �� ���������� �� ������� ��� �����, ������� ��� ����������� ������ �������� ���������� (���������� ����� ����) – � ������ ��������� �������� ��� �������� ��-�������.

��������, �� ������ ������� ��������� �������, ���� ���������� � ������, � ������ � ��� ������� ����� ������� �� ���-�������� � ��� ������������ �������. � ���� ������ �������� �� ������� ���������� ���������� �� ��������� ��� ������ – ��, ��� �������� ����������� � ���, �� �� ������� ���� �������� ����� ������ ��� �� ������.

���, ��������, ����� �� �������� ��������� ����� �� ���� ������� ������ – ������� ���������, ��� �����������, ���������� � ���, ��� ����� �� �������� ��� ���������. � ��� ������ ����� ������, �������������� ��������, �������� �������� �� ����������� ��������� “��������” � ������ ������� �� �����. 

���� ������ ���������� ����� – “�������������� ������������ ��������� ����������, ����������� ������ �� ��������� � ���������� ���“.

�� ���� ����, ��������, ����� ���� ���������� � ��������� � ������� �� ���, ����� �������� ������� � ����� �������� � ������, �� ���������� �������� �� ������ ����� � ���������� �� � ������� – �� �� �� ���� �������: ��� �������� ������ ��� ����� ������� ���.

– ���� �� ���������� � ���� ������ ������� � �������� ��������, �� ������ �� ���� ����������� ����� �� �����, �� ���� ������, ��� ���� �� ���.

�������, ��� «������», ���������� ������ �� «�������������» ����� ���� ������ ��������� ������ ����������, �� �������� ���������������� ��������.

��������� �������� ������, � ���� �� � �������������� ������ �������� ���������� ������������, ������?

����������� ����� ���������� �������� � �������� ���������� ������ �� ������ ��� –  «��������� «����».

�� ����� �������� ����� ���� ������������ �������� ���������� ��������� �� 10 ��� �� ������ ������ (������) ��� ����������� � ���������� �������-������������� ������������, ������ �� ������  ���������������� � ���, �� � � �������, ����������� �� ��� ����������� «�������������» (�.�. ��� ������� ����������� ����������������).

������ «��������� «����» ������� � ���, ��� ��� ����� ���������� ������ � ������� 2,3% ��  ��������� ����������, �� �������� ������� ���������� ���������� ��� ����� ������ ���������� ������ ������ � ������� ������������� �������� ��� �� ����������� � ���������� ���������� ������.

������ ������� �������, �������� �� ������� ����� (��������, ������������ ����, ���������� ���������, ����� �������� ���������� � �.�.), ��� ������� ���������� ������ �� �����������.

�������� ������� «��������� «����», �� ��������� ���� �� �������������� ������ � ������� ����������� �� ���� ����������, ���� ������� ���������� ���.

Источник: http://brest.bgs.by/presscenter/press/7730/

Автоправо
Добавить комментарий