Нарушение прав несовершеннолетнего

Насилие над детьми в семье. Ответственность родителей за нарушение прав ребенка

Нарушение прав несовершеннолетнего

Насилие над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Актуальность вопроса существует для многих стран, в том числе и для Беларуси. Количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет. Проблема насилия над детьми существует достаточно давно.

Однако долгое время она не подвергалась обсуждению, ведь считалось, что это лишь дело отдельно взятой семьи и выносить ее на обозрение социума неприемлемо. К счастью общество начинает осознавать весь жестокости по отношению к детям.

Перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Детям, которые подвергаются жестокому обращению со стороны родителей, достаточно сложно проходить процесс социализации личности.

Существует реальная угроза их здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию, а также жизни в целом.

Что следует понимать под жестоким обращением?

Под жестоким обращением понимаются все формыфизического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка.

Таким образом,жестокое обращениевключает в себя не только насилие над несовершеннолетними, имеющее физический (избиение, истязание, удары, пощечины, попытки удушения или утопления ребенка и др.

), сексуальный характер (демонстрация ребенку половых органов, все виды сексуальных контактов, вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок), но и психологический (угрозы, запугивание, изоляция, неприятие и постоянная критика, унижение и т.д.).

Сюда также относят пренебрежение основными нуждами ребенка (санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого развития, постоянный голод или жажду и др.)

Правовое регулирование прав несовершеннолетних

Защита прав и законных интересов детей декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики. Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», принятый в 1993 году. Кроме того, Беларусь ратифицировала ряд международных документов: Конвенцию о правах ребенка (01.

10.1990), а также Дополнительный протокол к Конвенции, касающийся продажи детей, детской проституции и детской порнографии (23.01.2002) и Факультативный протокол об участии детей в вооруженных конфликтах (12.12.2005) и др. Также следует отметить Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г.

№ 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет).

Данный Декрет закрепляет процедуру изъятия детей из неблагополучных семей, ответственность обязанных лиц, уклоняющихся от содержания детей, помещенных на государственное обеспечение, категории детей, подлежащих государственной защите, государственные органы и учреждения, призванные выявлять и реагировать на случаи неблагополучия ребенка и др.

Вышеуказанный Декрет говорит, о том, что государственные органы, иные организации ипросто обычные граждане, располагающие сведениями о жестокости по отношению к детям, обязаны немедленно сообщать об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения этих детей.

Ответственность родителей за нарушение прав ребенка

Белорусское законодательство устанавливаетответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Это мера государственно – принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

Однако следует понимать, что основная обязанность по воспитанию и заботе детей лежит не только на государстве, но и на родителях. Обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь.

Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). Так, согласно ст. 68 КоБСродители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов.Частью 1 ст.

75 КоБС установлено, что помимо воспитания детей родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом, а также заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

В случае невыполнения возложенных на родителей обязанностей по воспитанию детей к ним применяются меры воздействия, предусмотренные брачно-семейным законодательством.К таким мерам, в частности, относится лишение родительских прав и отобрание ребенка без лишения родительских прав. В соответствии с ч. 1 ст.

80 КоБС родители могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей и др. Лишение родительских прав является крайней мерой, применяемой в ситуации, когда защитить права и интересы ребенка другим путем невозможно и производится в судебном порядке.

Какие виды административного наказания могут применяться к родителям?

К родителям применяют административные меры (объявить предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф) за: невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки правонарушения (ст.9.4.КоАП); за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения (18.23.КоАП); за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений (17.3.КоАП). Кроме того, Уголовный Кодекс Республик Беларусь (далее – УК РБ) предусматривает ответственность против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних. Так, например, родители могут быть привлечены к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 173 УК РБ), за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством илипопрошайничеством (ст. 173 УК), за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК). И в целом родители могут быть привлечены к уголовной ответственности за истязание, причинение телесных повреждение, оставление в опасности своих несовершеннолетних детей и др. Таким образом, применять различные виды насилия и в целом жестоко обращаться с детьми недопустимо как в соответствии с действующим законодательством нашего государства, так и в целом по морально-этическим соображениям. И не следует оставаться равнодушным к ситуациям, когда очевидно достаточно грубое и неуважительное отношение родителей по отношению к своим детям.Ведь, Вы сможете минимум предотвратить психологическое насилие над ребенком, а иногда и сохранить ему жизнь.

скачать шаблон для dle скачать бесплатно фильмы

Источник: http://bgkso.brest.by/main/455-nasilie-nad-detmi-v-seme-otvetstvennost-roditeley-za-narushenie-prav-rebenka.html

Прокуратура Белгородской области

Нарушение прав несовершеннолетнего

В статье 63 Семейного кодекса РФ закреплено право и обязанность родителей по воспитанию своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Отсутствие надлежащего родительского контроля и должного воспитания нередко становится следствием совершения несовершеннолетним правонарушения.

При наличии причинной связи между совершенным несовершеннолетним противоправным поведением и отсутствием надлежащего родительского надзора родители могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 руб.

В соответствии с ч.1 ст.2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

Однако за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, родители (законные представители) несовершеннолетнего в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ могут быть подвергнуты административному наказанию в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч руб.

Вовлечение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в соответствии с ч.2 ст.6.10 КоАП РФ влечет наложение на родителей (законных представителей) административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса РФ родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

В соответствии с Гражданского кодекса РФ родители также несут обязательства вследствие причинения вреда несовершеннолетним.

Основанием ответственности родителей, иных законных представителей за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет, является поведение ребенка и их собственное поведение, нарушающее нормы гражданского, семейного, административного права и по их вине повлекшее вред либо создавшее угрозу причинения вреда жизни, здоровью, личности или имуществу других лиц.

В соответствии со статьей 1073 Гражданского кодекса РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Если малолетний гражданин причинил вред, находясь в сиротском учреждении, либо когда он временно находился под надзором образовательной, медицинской организации или иной организации, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, такая организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

Обязанность по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением имущества, достаточного для возмещения вреда.

Если родители (усыновители), опекуны либо другие граждане умерли или не имеют достаточных средств для возмещения причиненного вреда, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.

Согласно статьи 1074 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

В случае, отсутствия у него доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, либо организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он бы помещен, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Обязанность законных представителей такого несовершеннолетнего прекращается по достижении им совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

В соответствии со статьи 1075 Гражданского кодекса РФ на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком, в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Источник: http://belproc.ru/newlaw/otvetstvrodit/

ПрокуратураОренбургской области

Нарушение прав несовершеннолетнего

Согласно ст. 27 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20.11.

1989 родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Статья 21 Конституции РФ запрещает любые виды насилия, жестокое или унижающие человеческое достоинство обращение или наказание.

Материнство Рё детство, семья находятся РїРѕРґ защитой государства. Забота Рѕ детях, РёС… воспитание – равное право Рё обязанность родителей (СЃС‚.38 Конституции Р Р¤).

Статья 63 Семейного кодекса РФ возлагает на родителей право и обязанность воспитывать своих детей, а также нести ответственность за их воспитание и развитие, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Согласно ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей

Федеральный закон от 24.06.

1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции обязанность по обеспечению соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. Осуществлению их защиты от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по незамедлительному информированию соответствующих органов согласно их компетенции.

Должностные лица, родители несовершеннолетних или их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством    субъектов Российской Федерации.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по их содержанию и воспитанию образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.35 КоАП РФ.

Статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации. Медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Пленума Верховного суда РФ жестокое обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность.

Версия для печати

Источник: http://www.orenprok.ru/interaction/prok-explains/2019/04/09/9apr19-pr1/

Защита прав несовершеннолетних при выдворении иностранных граждан – законных представителей детей

Нарушение прав несовершеннолетнего

Миграционные процессы, происходящие во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, затрагивают все сферы государственного управления, а субъектами таких отношений выступают различные категории населения. Дети в данной сфере выступают особыми субъектами административно-правовых отношений.

Ведущую роль в системе административно-правового регулирования миграционных отношений играют международные нормативные правовые акты и федеральное законодательство Российской Федерации.

Так на международном уровне права несовершеннолетних мигрантов закрепляют следующие нормативные акты: Всеобщая декларация прав человека (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), которая регламентирует отношения, связанные с перемещением граждан и возможностью определения их гражданской принадлежности, Конвенция о правах ребенка (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), содержащая нормы, направленные на регулирование перемещений несовершеннолетних мигрантов.

В российском законодательстве вопросы въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда за её пределы регламентирует Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», вопросы их пребывания (проживания) – Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Анализ Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» показывает, что законодатель не выделяет в качестве отдельного субъекта несовершеннолетних иностранных граждан и поэтому нормы не отражают особенности их правового статуса.

Дети, прибывшие с родителями или иными законными представителями, рассматриваются как члены их семей и следуют с ними. Но о членах семьи иностранного гражданина речь идет только в абз.3 ч.1 ст.5 в том случае, если он является высококвалифицированным специалистом.

Таким образом, можно сделать вывод, что защита прав и интересов несовершеннолетних иностранных граждан и без гражданства чётко в российском законодательстве не регламентирована, но в совокупности международных и российский норм на практике применяется.

В соответствии с действующими законодательными актами, в случае нарушения миграционного законодательства рассмотрение вопросов о привлечении к административной ответственности отнесено к компетенции федеральных судей районных (городских) судов. И одним из видов административного наказания, предусмотренного за нарушение миграционного законодательства, является выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.

Так, для раскрытия темы необходимо разделять три различных ситуации, в которых оказываются несовершеннолетние при выдворении их законных представителей, иностранных граждан, с территории РФ.

Первая ситуация: несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, находящийся на территории России незаконно, в силу статьи 2.3 КоАП РФ сам несет ответственность за нарушение миграционного законодательства.

Такие несовершеннолетние должны быть направлены в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП), порядок их возвращения на родину, финансирование соответствующих мероприятий регулируется Соглашением о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 07.10.2002года. Несовершеннолетние иностранные граждане из ЦВСНП передаются представителям транзитных учреждений государств-участников СНГ или в сопровождении должностных лиц ЦВСНП доставляются в государства постоянного проживания. В случае доставления в государства постоянного проживания передаются законным представителям или органам государственной власти, исполняющим функции органа опеки и попечительства.

         Для рассмотрения других двух ситуаций, связанных с выдворением несовершеннолетних с их законными представителями с территории Российской Федерации необходимо рассмотреть понятие «выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации».

         В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации может осуществляться в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации либо в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Районные (городские) отделы судебных приставов управлений федеральной службы судебных приставов России либо пограничные органы в соответствии со своими полномочиями осуществляют административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

В таком случае, представители органов опеки и попечительства, привлеченные к рассмотрению дела об административном правонарушении, должны ходатайствовать о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии за пределы Российской Федерации Отделов МВД правонарушителя, законного представителя, совместно с несовершеннолетним ребенком, ссылаясь при этом на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (принятую в Риме, 4 ноября 1950 г.),которая закрепляет право каждого на уважение его семейной жизни и высылка иностранца, разлучившая его с семьей, может рассматриваться как неоправданное вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на семейное благополучие. А также ссылаться на Всеобщую Декларацию прав человека, которая объявляет семью “естественной и основной ячейкой общества”, обладающей правом на “защиту со стороны общества и государства”. И наконец, Конституция Российской Федерации провозглашает государственную защиту “материнства и детства”.

Однако, вопреки вышеуказанным нормам имеет место вынесение постановлений судами о выдворении только родителей без ребёнка, основывающихся на том мнении, что в Центрах временного содержания иностранных граждан не предусмотрено содержание несовершеннолетних, а также отсутствует финансовое обоснование выдворения несовершеннолетних.

Законодательством предусмотрено финансирование выдворения самого нарушителя миграционного законодательства, а ребенок в возрасте до 16 лет не подлежит ответственности за данное нарушение. В ходе судебного заседания необходимо выяснить имеются ли финансовые средства у законных представителей, за счет которых будут выдворять несовершеннолетнего.

И в случае их отсутствия имеется возможность прибегнуть к помощи спонсоров, диаспор и т.д.

Да, рассматриваемая ситуация, самая спорная и сложная для разрешения, но задача органа опеки и попечительства – это защита права несовершеннолетнего на воспитание в семье, и для достижения этой цели необходимо приложить все усилия.

И наконец, рассмотрим третью ситуацию.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Таким образом, при принятии решения о вынесении административного наказания за нарушение миграционного законодательства о выдворении в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. Правонарушитель самостоятельно, как правило, за счет собственных финансовых средств покидает территорию Российской Федерации.

В таком случае задача органа опеки и попечительства в разъяснении иностранному гражданину действующего законодательства. В том числе запрет на въезд на территорию Российской Федерации в течении 5 лет.

И в случае оставления несовершеннолетних детей в Российской Федерации будет отсутствовать возможность какого либо общения с ним, что повлечет нарушение права ребенка на проживание, воспитание в семье и общение с родителями.

Рассматриваемая тема не затрагивается ни одним постановлением Пленума Верховного суда, судебная практика показывает, что суды, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка, как правило, не принимают решения о применении административных мер, связанных с удалением несовершеннолетних мигрантов с территории Российской Федерации. Так, судья, назначая административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранному гражданину, пребывающему в Российской Федерации вместе с малолетними детьми, не вправе указывать на выдворение такого гражданина вместе с ними, поскольку они возраста наступления административной ответственности не достигли и производство по делу в отношении них не осуществлялось (Постановление Президиума Свердловского областного суда от 20 ноября 2013 года).

Например, судья городского суда назначил гражданке Узбекистана Р.

административное выдворение в форме контролируемого самостоятельного выезда совместно с малолетним ребенком 2011 года рождения, на что указал в резолютивной части постановления, фактически подвергнув наказанию этого ребенка (поясняет в своей статье Н.В.

Полякова, кандидат юридических наук, доцент). В другом случае, наличие малолетнего ребенка у гражданки Кыргыстана А.

явилось основанием для замены административного наказания в виде принудительного выдворения контролируемым самостоятельным выездом в связи с тем, что его применение сопровождалось помещением до исполнения наказания в специальное учреждение, в случае чего малолетний ребенок остался бы без попечения родителей. А исполнение принудительного выдворения в отношении А. неизбежно привело бы к тому, что её малолетний ребёнок остался бы в другой стране.

И ещё один пример: Динским районным судом вынесено постановление о назначении наказания гражданке Узбекистана Ж.

в виде штрафа с административным выдворением совместно с несовершеннолетним ребенком, с содержанием в условиях Центра временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии за пределы Российской Федерации Отдела МВД России по Гулькевичскому району по адресу: Гулькевичский район, с. Новоукраинское, ул. Школьная, д. 5.

Как видно из приведенных примеров, судебная практика однозначных ответов не дает, но защитить основные и необходимые права детей на проживание и воспитание в семье является неотъемлемой нашей задачей.

На данный момент миграционное законодательство содержит большое количество пробелов в регулировании правового положения детей иностранных граждан и лиц без гражданства.

Необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части регистрационного учета несовершеннолетних детей иностранных граждан, их правового статуса дополнив Федеральный закон от 25.07.

2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» отдельной главой или дополнительных статей в имеющиеся главы закона.

Назад в раздел

Источник: https://dinskoi-raion.ru/gosserv/16/36920/

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей В РФ

Нарушение прав несовершеннолетнего

Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации совершеннолетия гражданин достигает в возрасте 18 лет. До достижения этого возраста к несовершеннолетним гражданам применяется термин «дети». Семейным Кодексом определяется перечень прав ребенка, которые должны выполняться вне зависимости от условий проживания и воспитания несовершеннолетнего.

Контроль над соблюдением прав ребенка, а также функция защиты его интересов возлагается на родителей. Если таковые отсутствуют либо по какой-то причине лишены своих прав, данная задача возлагается на опекунов, усыновителей, а в случае их отсутствия или отстранения, на администрацию детского учреждения и органы опеки и попечительства.

Права несовершеннолетних

Семейным Кодексом РФ за ребенком закреплен ряд имущественных и неимущественных прав. К последним относятся следующие положения, определенные в ст. 54-58 СК РФ:

  • Дети в возрасте до 18 лет имеют право проживать с родителями по возможности в семье. Если родители не лишены родительских прав, дееспособны и не отстранены от воспитания ребенка в связи с злоупотреблением алкоголем и наркотиками, место проживания ребенка определяется с родителями или с одним из них. Под воспитанием подразумевается весь комплекс мер, направленных на заботу, контроль развития и физического состояния ребенка, обеспечение его образования и содержания. Также родители обязаны уделять внимание моральному состоянию ребенка и формированию нравственных ценностей.
  • Право на общение с родственниками. Если это не исключено решением суда, ребенок имеет право на общение со всеми кровными родственниками, в том числе и с бабушками и дедушками. Если один из родителей препятствует этому общению, он нарушает права несовершеннолетнего.
  • Право детей иметь и выражать свое личное мнение. Мнение ребенка должно учитываться при принятии любого решения, непосредственно касающегося его интересов. Важно понимать, что, начиная с десятилетнего возраста, мнение несовершеннолетнего учитывается, а порой и является определяющим при принятии судебных решений в отношении лишения и восстановления родительских прав, определения места проживания ребёнка, а также при усыновлении и изменении имя, отчества и фамилии.
  • Любой ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Отчество ребенка определяется по имени отца, а фамилия может переходить от одного из родителей.
  • Право ребенка на защиту своих прав и интересов. Основные функции по защите прав и интересов ребенка возлагаются на родителей. Если родители проживают раздельно с ребенком, это не освобождает их от обязанности защищать его интересы. Если родители отсутствуют, лишены родительских прав, недееспособны либо злоупотребляют алкоголем и наркотическими средствами, все функции по защите прав ребенка возлагаются на опекуна, усыновителя или органы опеки и попечительства. На момент, когда ребенок пребывает в детском воспитательном или лечебном учреждении, контролировать соблюдение их прав должна администрация данного центра.
  • Несовершеннолетние имеют право на защиту от злоупотребления родителей и уважение их человеческого достоинства. Под этим пунктом подразумевается широкий спектр факторов. Родители должны обеспечить ребенку комфортные условия для психического развития и поддержания оптимального морального состояния.

Что касается имущественных прав несовершеннолетних детей, они определяются статьей 60 Семейного кодекса РФ. Согласно этому акту, каждый ребенок имеет право на материальное содержание родителей и других родственников.

Если родители уклоняются от содержания детей, материальные средства необходимые для поддержания достойного обеспечения ребенка, взыскиваются в судебном порядке. Также данное положение СК РФ определяет права детей на имущество, полученное в результате наследования или дарения.

До наступления возраста дееспособности (от 14 до 18 лет) распоряжаться имуществом и доходами ребенка должен родитель опекун либо уполномоченное лицо.

По достижении несовершеннолетнего 14-летнего возраста он согласно статьи 26 Гражданского Кодекса РФ может сам заключать имущественные сделки с письменного согласия своего представителя.

Важной особенностью является тот факт, что эмансипированные (освобожденные от родительской опеки) дети и несовершеннолетние, ранее вступившие в официальный брак, могут сами представлять свои интересы, в том числе и в ходе судебного разбирательства.

Куда обращаться?

Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры. Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  1. правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
  2. органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.

Органы опеки и попечительства

Данные организации являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед органами опеки и попечительства направлены на защиту прав как тех лиц, над которыми установлена опека, так и тех, кто выступает опекуном несовершеннолетних или недееспособных лиц. Основные функции Органов опеки и попечительства сводятся к следующим положениям:

  • Выявление и учет лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки.
  • Подбор граждан и семей, которые готовы принять на себя обязанности опекунов и попечителей для детей, оставшихся без опеки родителей и проживающих в неблагополучной семье или детском учреждении.
  • Осуществление надзора за исполнением опекунами и попечителями обязанностей, возложенных на них по закону. В частности, в это положение входит проверка условий жизни и содержания несовершеннолетних.
  • При выявлении явных нарушений, отстранение опекунов от их обязанностей в отношении опекаемого.
  • Соблюдение имущественных прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, вплоть до выдачи разрешений на проведение имущественных сделок.
  • Представление прав и интересов опекаемых в суде и других государственных органах.
  • Оказание всесторонней помощи опекунам в исполнении их законных обязанностей перед опекаемыми детьми и недееспособными гражданами.

Прокуратура

В полномочия прокурора с точки зрения защиты прав несовершеннолетних входит в первую очередь инициация судебного разбирательства по поводу лишения или ограничения родительских прав, а также по вопросам уголовной ответственности за уклонение от своих прямых родительских обязанностей.

Прокурор также принимает активное участие в делах касающихся усыновления и отмены усыновления.

Кроме того, на сотрудников прокуратуры возлагается ответственность в отношении защиты детей от информации и пропаганды, которая может оказать негативное влияние на их нравственное и психическое развитие.

Обращаясь в прокуратуру, каждый гражданин может быть уверен, что заявление будет рассмотрено соответствующими органами и при подтверждении фактов нарушения прав несовершеннолетних, последует возбуждение судебного разбирательства.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссии по делам несовершеннолетних могут создаваться как высшими государственными органами власти, так и органами местного самоуправления.

Являясь коллегиальным органом, основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних заключаются в защите прав и интересов детей, надзоре за развитием, воспитанием и условиями проживания несовершеннолетних, а также в профилактике детской преступности и беспризорности.

Обращаясь в комиссию по делам несовершеннолетних, следует понимать, что данный орган имеет следующие полномочия:

  • разработка программ по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • осуществление мер профилактики беспризорности и правонарушений среди детей;
  • производит выявления и надзор за несовершеннолетними гражданами, которые вынуждены проживать в социально опасных условиях;
  • принимает непосредственное участие в судебных заседаниях, связанных с нарушениями прав детей и т.д.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций.

Так, став свидетелем нарушения прав ребенка, целесообразно также обратиться в Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Как осуществляется защита прав ребенка?

В связи с тем, что довольно часто именно родители, которые по закону должны соблюдать права и представлять интересы своих детей, выступают нарушителями этих прав, законом предусмотрены и иные механизмы защиты прав несовершеннолетних.

В частности, если интересы родителей и ребенка расходятся, в ситуацию должны вмешаться Органы опеки и попечительства, которые призваны защитить права ребенка на жизнь, здоровье, достойное содержание и воспитание.

Как уже упоминалось выше, в качестве основного механизма защиты в законодательстве указано обращение самого ребёнка за помощью, однако чаще всего Органы опеки и попечительства получают информацию о нарушении прав детей от третьих лиц.

Это могут быть педагоги, воспитатели, соседи, родственники и знакомые семьи. На любое подобное обращение Органы опеки и попечительства обязаны отреагировать и проверить положение дел в семье.

В случаях, когда нарушения прав ребенка касаются жестокого обращения и нарушения его половой неприкосновенности, Органы опеки и попечительства тесно взаимодействуют с представителями органов внутренних дел, прокуратурой и комиссией по делам несовершеннолетних.

Следует понимать, что под жестоким обращением подразумевают систематическое унижение ребенка, нанесение побоев и телесных повреждений, не предоставление ребенку полноценного питания, запирание и оставление детей одних и т.д.

Все эти неправомерные действия могут повлечь за собой не только лишение родительских прав, но и уголовную ответственность.

Здесь следует отметить, что подобные нормы распространяются не только на действия родителей и опекунов, но и на педагогов, представителей здравоохранения и других учреждений, сотрудники которых работают с детьми. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей и нарушение прав ребенка может повлечь за собой уголовное наказание и запрет на ведение подобной деятельности от трех лет до пожизненного.

Нарушение и защита прав несовершеннолетних

Согласно СК РФ ребенок в любом возрасте имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с жалобой и заявлением. По достижении четырнадцатилетнего возраста ребенок имеет право обратиться от своего лица в судебные органы. Кроме того, все должностные лица обязаны сообщить в органы опеки и попечительства о нарушении прав ребенка, если таковые были ими замечены.

Если ребенок оказывается в бедственном положении, прокурор инициирует судебное разбирательство, в ходе которого лица, нарушающие права ребенка, могут быть лишены родительских прав, отстранены от совместного проживания с ребенком или аннулированы в праве опекунства или усыновления. Особенно сложными бывают дела о злоупотреблении родителей своими родительскими правами, а также алкоголем и наркотическими средствами.

Вопрос защиты прав ребенка существенно осложняется тем, что дети сами крайне редко обращаются за помощью, даже при серьезных нарушениях их прав.

Это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в детском воспитательном учреждении.

В связи с этим взрослые граждане должны исключительно ответственно подходить к вопросам защиты интересов ребенка, а также сообщать о любых случаях несоблюдения интересов несовершеннолетних.

Полезные ссылки

http://www.dszn.ru/m/activities/podderzhka_detey_sirot/upolnomochennye_organy_v_sfere_opeki/ — контакты уполномоченных в Органах опеки и попечительства.

http://www.dszn.ru/about/missions/334/ — Центы социальной помощи семье и детям.

http://www.dszn.ru/about/missions/325/ — Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

http://ddusolie.ru/ — Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Источник: https://yurcentr.com/zashchita-prav-nesovershennoletnih-detej/

Автоправо
Добавить комментарий