Можно ли обжаловать действия пристава исполнителя при нарушении сроков исполнительного производства?

Оспаривание постановлений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

Можно ли обжаловать действия пристава исполнителя при нарушении сроков исполнительного производства?

Для защиты нарушенных гражданских прав и свобод необходимо не только принятие судом судебного постановления, вступление его в законную силу, но и надлежащее исполнение судебного акта. В силу ст.

5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и нормами главы 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить должностных лиц службы судебных приставов, исполняющих судебные постановления или постановления иных органов, а также должностных лиц службы судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

В соответствии с ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

 Допускается исчисление этого срока со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия) судебным приставом-исполнителем. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.

Однако при недоказанности уважительности причин пропуска данное обстоятельство может быть основанием к отказу в удовлетворении заявления.

В силу ч. 1, 8 ст.

30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если исполнительный документ соответствует требованиям ст. 13 данного Закона и предъявлен в срок, предусмотренный ст. 21.

Дела об оспаривании действий судебных приставов по возбуждению исполнительного производства – одна из самых распространенных категорий, удовлетворение подобного рода заявлений имеет значимые правовые последствия, поскольку все последующие действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными.

Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).

В качестве оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства незаконными указывались также нарушение сроков возбуждения исполнительного производства по заявлению взыскателя; не направление либо несвоевременное направление сторонам исполнительного производства копий постановления о возбуждении исполнительного производства; несоответствие постановления судебного пристава-исполнителя требованиям, предъявляемым ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; технические и иные ошибки, допущенные при вынесении постановлений о возбуждении исполнительного производства. Однако в подавляющем большинстве случаев требования заявителей по данной категории дел признаются судами необоснованными, а действия судебных.

Анализ причин, побудивших заявителей обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных, по их мнению, в результате окончания исполнительного производства, свидетельствует, что их значительную долю составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов.

Можно выделить основные причины, по которым суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, а постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства признаны законными и обоснованными:

– пропуск заявителями, установленного ст. 441 ГПК РФ десятидневного  срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя;

– отсутствие предмета спора в связи с добровольной отменой судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления. Суды, установив, что обжалуемое постановление отменено как незаконное (необоснованное), предмет обжалования отсутствует, отказывали в удовлетворении  требований по указанному основанию.

При этом, рассматривая заявления по существу, исследуется вопрос о том, были ли устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей, о чем указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.

2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

– отсутствие правовых оснований для признания незаконным обжалуемого постановления ввиду его соответствия требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

– обжалование действий судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся стороной исполнительного производства, не заинтересованным лицом.

Одной из актуальных на сегодняшний день категорий жалоб, подаваемых должниками по исполнительному производству, являются жалобы об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора.  

Статья 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает установление судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. При неисполнении должником требований исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора.

Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены размер, сроки и условия взыскания исполнительского сбора с должника по исполнительному производству.

В соответствии с указанной нормой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по взысканию исполнительского сбора во всех случаях сводятся исключительно к оспариванию постановлений о взыскании исполнительского сбора по существу, то есть к требованиям о признании постановления незаконным в целом или в части. Требования об уменьшении размера исполнительского сбора, освобождении от его уплаты, о рассрочке, отсрочке его уплаты, заинтересованными лицами как правило, не заявляются.

В обоснование заявленных требований можно указать либо на несвоевременное получение или неполучение постановления о возбуждении исполнительного производства, либо на уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок.

В первом случае доказательствами правомерности действий судебного пристава-исполнителя является соблюдение им порядка и сроков направления постановления о возбуждении исполнительного производства (документальное подтверждение либо не подтверждение указанного факта), во втором – наличие оснований для взыскания исполнительного сбора.

Основными причинами неисполнения требований исполнительного документа являются обжалование судебного или иного акта, на основании которого выдан исполнительный документ в вышестоящую инстанцию, отсутствие возможности (тяжелое материальное положение) исполнить требование.

Во всех случаях ссылка заявителей на обжалование судебного акта или исполнительного документа не принимается судами в качестве доказательства обоснованности требований, поскольку в данном случае должник может одновременно обратиться с заявлением о приостановлении исполнительного производства.

Помимо указанных выше причин для отказа в удовлетворении требований об оспаривании решений и действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, можно также указать на вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа при наличии реальной возможности исполнить требования исполнительного документа и отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об уважительных причинах неисполнения требований.

В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать  исполнительные действия, перечисленные в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также применять меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 Закона.

Наиболее часто заявителями обжалуются такие действия судебных приставов-исполнителей, как обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства,  наложение ареста на имущество должника, запрет регистрационных действий, временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации. В некоторых случаях действия судебного пристава-исполнителя признавались судами незаконными в связи с преждевременным применением тех или иных мер принудительного исполнения.

Правомерность применения мер принудительного исполнения в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, является основанием для отказа в эффективном оспаривании действий и решений судебного пристава-исполнителя.

Однако чаще всего взыскателями оспаривается бездействие судебных приставов-исполнителей, допускаемое при исполнении решений суда.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основными задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Бездействие может быть вызвано как причинами, не зависящими от судебного пристава-исполнителя, так и субъективными, связанными с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей.

Тем не менее, своевременное информирование взыскателя о ходе исполнительного производства во многих случаях может повлиять на снижение количества поданных жалоб.

Основаниями удовлетворения судами заявлений данной категории явились непринятие судебными приставами-исполнителями предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер для своевременного, полного и правильного исполнения судебного решения: непринятие мер по направлению необходимых запросов; несвоевременное совершение исполнительных действий; непринятие мер по направлению сторонам исполнительного производства постановлений, принимаемых судебным приставом-исполнителем.

При рассмотрении заявлений об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя суд устанавливает факт нарушения прав заявителя.

В случаях, когда судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что судебным приставом-исполнителем принимаются необходимые меры к исполнению исполнительного документа, что подтверждалось соответствующими доказательствами, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия суды отказывают.

Выход за пределы двухмесячного срока совершения исполнительных действий, предусмотренного ст.

36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку превышение срока исполнения исполнительного документа было обусловлено особенностями ведения исполнительного производства, связанными с необходимостью розыска имущества должника в целях исполнения требований исполнительного документа, отсутствием у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, а также  установленной возможностью исполнения  только путем обращения взыскания на периодические выплаты должнику из его заработной платы.

Источник: https://zakon.ru/blog/2014/12/28/osparivanie_postanovlenij_i_dejstvij_bezdejstviya_sudebnyx_pristavovispolnitelej

Как правильно обжаловать действия 

(бездействие) судебного исполнителя

В каждом исполнительном производстве участвуют две стороны – должник и взыскатель. В ходе процесса принудительного исполнения у сторон могут возникнуть вопросы законности и обоснованности проведенных судебным исполнителем принудительных действий или вынесенных им постановлений и соответственно возникает вопрос каким образом сторонам защитить свои права и законные интересы, учитывая тот факт, что одним из принципов исполнительного производства является принцип равноправия и добросовестности сторон.  Первое, что нужно понимать, что если вопросы касаются конкретного исполнительного производства и сторонами (должником или взыскателем) в обращении ставятся вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя, о несогласии с постановлением судебного исполнителя, то данное обращение не подлежит рассмотрению в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан и юридических лиц). Действительно, порядок обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, иные организации и порядок рассмотрения таких обращений установлен Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан и юридических лиц), Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ). Однако под действие данных нормативных актов попадают лишь вопросы касающиеся организации работы органов принудительного исполнения, соблюдении профессиональной этики и трудовой дисциплины (п. 12 Приложения к Указу).  Между тем,  в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.  Поскольку вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя (о несогласии с постановлением судебного исполнителя) в рамках конкретного производства носят процессуальный характер, и порядок их рассмотрения  установлен отдельными нормами Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), соответственно  обращение по данным вопросам поданное в рамках Закона об обращениях граждан и юридических лиц  будет оставлено без рассмотрения по существу.

Таким образом, если у сторон исполнительного производства возникают вопросы к работе судебного исполнителя, то разрешение их возможно только в рамках обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения в соответствии с главой 12 Закон об исполнительном производстве.  Иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа могут защитить свои интересы аналогичным образом (статья 124 Закона).
В соответствии со статьей 124 Закона об исполнительном производстве постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением – в суд.

Это значит, что жалоба на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя подается начальнику районного отдела принудительного исполнения, при котором состоит судебный исполнитель. Жалоба рассматривается начальником отдела в десятидневный срок (учитываются только рабочие дни) и по результатам рассмотрения выносится постановление, которое направляется сторонам и лицу, подавшему жалобу. Если лицо подавшее жалобу несогласно с результатом ее рассмотрения начальником отдела, то дальнейшее обжалование постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя и постановления начальника отдела осуществляется в судебном порядке и подаются в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения. Таким образом жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного отдела не рассматриваются областным управлением принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома и в случае поступления такой жалобы она возвращается заявителю, как поступившая не по подведомственности. В компетенцию начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома входит рассмотрение жалоб на постановления, действия (бездействие) начальников районных отделов принудительного исполнения связанные с непосредственным исполнением ими исполнительных документов. Особо обращаем внимание, что с учетом того, что обжалование действий, постановлений судебного исполнителя носит процессуальный характер, то Закон об исполнительном производстве устанавливает требования к форме и содержанию жалобы, а также устанавливает сроки подачи жалобы. Требования к форме и содержанию жалобы изложены в статье 126 Закон об исполнительном производстве. Здесь особое внимание следует обратить на то, что к жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), судебному исполнителю постановления, действия (бездействие) которых обжалуются. Этим документом, например, может быть квитанция о направлении копий жалобы заказной корреспонденцией. Сроки подачи жалобы установлены статей 127 Закона об исполнительном производстве и составляют десять дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, либо со дня совершения судебным исполнителем действий (установления факта бездействия), либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении. Соответственно из текста жалобы, приложенных к ней документов или исполнительного производства должно быть видно, что срок на обжалование не пропущен. Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность восстановления  пропущенного срока подачи жалобы. Порядок восстановления срока изложен в статье 128 настоящего Закона и предусматривает в обязательном порядке подачу ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы одновременно с этой жалобойСледует обратить внимание, что в случае, когда пропущены сроки подачи жалобы, установленные статьей 127 настоящего Закона, и лицо, подавшее жалоб, не обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано, а также когда не соблюдены форма и содержание жалобы, установленные статьей 126, то жалоба возвращается без рассмотрения. По результатам рассмотрения жалобы соответствующий руководитель органа принудительного исполнения вправе признать постановления, действия (бездействие) законными и отказать в удовлетворении жалобы или же признать жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений:

отменить полностью или частично обжалованные постановления;

отменить обжалованные постановления и обязать судебного исполнителя принять новое решение в соответствии с законодательством или же самому принять новое решение;

признать обжалованные (опротестованные) действия (бездействие) судебного исполнителя незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных ими нарушений.

Также по результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение о привлечении судебного исполнителя к ответственности в случае установления фактов нарушения требований законодательства, регулирующего   принудительное исполнение.

Кроме того, перед направлением жалобы, с целью объективности изложения обстоятельств, на которых основана жалоба, а также с целью соблюдения установленных требований к форме и содержанию ее, рекомендуем сторонам ознакомиться с материалами исполнительного производства, так как предоставление судебными исполнителями письменной информации о ходе исполнения Законом не предусмотрено. 

Управление принудительного исполнения

главного управления юстиции 

Гродненского облисполкома

Источник: https://just.grodno.by/actual/975-kak-pravilno-obzhalovat-deystvie-bezdeystvie-sudebnogo-ispolnitelya.html

Обзоры практики

Можно ли обжаловать действия пристава исполнителя при нарушении сроков исполнительного производства?

Обзоры юридической практики >

Д.В. Желудков – Начальник отдела

организации исполнительного производства

 Управления Федеральной службы судебных приставов

по Иркутской области, советник юстиции 3-го класса

М.В. ТрофимоваЗаместитель начальника

отдела организации исполнительного производства

 Управления Федеральной службы судебных приставов

по Иркутской области, советник юстиции 3-го класса

Корчагина Н.П. – Заместитель начальника

отдела правового обеспечения

Управления Федеральной службы судебных приставов

по Иркутской области, советник юстиции 3-го класса

ОБЗОР по результатам обобщения судебной практики обжалования действий (бездействия)

судебных приставов-исполнителей Иркутской области в порядке закона «Об исполнительном производстве»

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон) на Федеральную службу судебных приставов возложены задачи по правильному, своевременному и в полном объеме исполнению требований судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (ст. 2 Закона).

Исполнение требований исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, являясь стадией гражданского и арбитражного процессов, имеет цель восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций и государства.

При этом деятельность Федеральной службы судебных приставов связана с постоянным влиянием на различные права граждан и организаций, в том числе конституционные права. И в целях защиты своих прав участники исполнительного производства, а также иные лица обращаются в судебные инстанции.

Мотивы обращений сторон исполнительного производства в судебные инстанции различны.

Условно их можно разделить на 3 вида: 1) совершение судебным приставом незаконных действий (бездействий); 2) неправильное понимание закона лицом, подавшим жалобу; 3) злоупотребление правом, выраженное в желании усложнить исполнение исполнительного документа, либо уклониться от его исполнения.

В последние годы отмечается постоянное увеличение обращений в судебные инстанции Иркутской области участников исполнительного производства с жалобами на действия и бездействия должностных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее – Управление).

Настоящий обзор подготовлен с целью выявления основных причин, способствовавших увеличению количества предъявленных заявлений об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц Управления, фактических оснований, побудивших заявителей к обращению в суды с соответствующими заявлениями, мотивов, которыми руководствовались суды при принятии судебных актов.

Согласно данным ведомственной статистической отчетности в 2010 году судами Иркутской области рассмотрено 812 заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Управления. Из них обоснованными признано 58 заявлений, что составляет 7,1% от общего числа рассмотренных заявлений.

Для сравнения в аналогичном периоде 2009 года судами Иркутской области рассмотрено 598 заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов – исполнителей. Из них обоснованными признано 50 заявлений, что составляет 8,4% от общего числа.

В 2008 году судами Иркутской области рассмотрено 486 заявлений, из них признано обоснованными 46 заявлений, или 9,5% от общего числа рассмотренных заявлений.

Как видно из приведенных статистических данных, несмотря на постоянное  увеличение поступающих в суды заявлений на действия (бездействия) должностных лиц Управления, доля удовлетворенных заявлений сокращается.

Анализ сложившейся судебной практики

 (по предмету оспаривания)

Анализ сложившейся судебной практики свидетельствует о следующем.

Из 787 заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия)  судебных приставов-исполнителей, рассмотренных судами Иркутской области в течение 2010 года, основные категории поданных заявлений распределились в следующим образом:

134 (17% от общего числа рассмотренных судами заявлений) заявления об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора;

123 (15,6%) заявления об оспаривании бездействия судебных приставов-исполнителей;

93 (11,8%) заявления об оспаривании постановлений о возбуждении исполнительного производства;

75 (9,5%) заявлений об оспаривании действий по аресту имущества;

38 (4,8%) заявлений по окончанию исполнительного производства;

40 (5%) заявлений по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов;

31 (3,9%) заявление по наложению штрафных санкций;

21 (2,6%) заявление по обращению взыскания на денежные средства;

12 (1,5%) заявлений по исполнению исполнительных документов неимущественного характера (в том числе о вселении или выселении);

8 (1%) заявлений по ограничению права выезда за пределы РФ.

Однако количество удовлетворенных заявлений по категориям в процентном отношении к общему количеству распределилось несколько иначе. Так, из  58 удовлетворенных судами заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей можно выделить следующие:

1 (50% от заявлений данной категории) – заявление об оспаривании действий, постановлений судебных приставов-исполнителей по хранению имущества;

3 (37,5%) – заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по ограничению права выезда за пределы РФ;

6 (19,3%) – заявления об оспаривании постановлений о наложении штрафа;

11 (8,9%) – заявления об оспаривании бездействия судебных приставов-исполнителей;

6 (4,4%) – заявления об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора;

6 (10,5%) – заявление по окончанию исполнительных производств;

3 (14,2%) – заявления по обращению взыскания на денежные средства;

3 (7,5%) – заявления по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов;

1 (8,3%) – заявление по исполнению исполнительных документов неимущественного характера (в том числе о вселении или выселении).

Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, связанных с возбуждением (отказом в возбуждении) исполнительного производства

Источник: http://clinic.lawinstitut.ru/ru/practice/10/2.html

Образовательная программа «Юриспруденция» (Санкт-Петербург)

Можно ли обжаловать действия пристава исполнителя при нарушении сроков исполнительного производства?
Полная версия программы учебной дисциплины

В результате изучения курса студенты узнают понятие, место и роль исполнительного производства в российской правовой системе, особенности правового регулирования исполнительного производства, а также изучат институты исполнительного производства и основные нормативные положения, регулирующие осуществление исполнительного производства. При изучении дисциплины пристальное внимание уделяется обучению студентов логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам исполнительного производства, получению навыков самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными правовыми актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой, анализа практики разрешения вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, оценки правовых последствий судебных актов судов, постановлений судебных приставов-исполнителей, принятых по итогам разрешения такого рода вопросов.

  • Целями освоения дисциплины «Исполнительное производство» являются формирование у студентов целостного представления об условиях и порядке принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также о деятельности службы судебных приставов по такому принудительному исполнению.
  • В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: – понятие, место и роль исполнительного производства в российской правовой системе; – особенности правового регулирования исполнительного производства; – категории, понятия, институты исполнительного производства и основные нормативные положения, регулирующие осуществление исполнительного производства;
  • 2) уметь: – логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам исполнительного производства, – применять на практике полученные знания; – давать взвешенную оценку деятельности законодательных, судебных органов, органов принудительного исполнения, осуществляемой в сфере принудительного исполнения исполнительных документов;
  • 3) иметь навыки: – самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными правовыми актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; – анализа практики разрешения вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, оценки правовых последствий судебных актов судов, постановлений судебных приставов-исполнителей, принятых по итогам разрешения такого рода вопросов;
  • Знает правовые последствия вступления судебного акта в законную силу. Может отграничить исполнительное право от иных отраслей права, знает понятие и систему исполнительного права. Понимает значение суда в осуществлении исполнительного производства, его роль в принудительном исполнении исполнительных документов. Понимает сущность принципов исполнительного производства и применяет их при толковании норм законодательства и решении задач (казусов).
  • Ориентируется в видах исполнительных документов и знает требования к их содержанию, а также правовые последствия нарушения этих требований. Знает об установленных законодательством сроках в исполнительном производстве и их значении для надлежащего исполнения требования исполнительного документа.
  • Знает стадии исполнительного производства и его последовательность. Отличает основания для приостановления, окончания, прекращения исполнительного производства. Перечисляет исполнительные действия и меры принудительного исполнения и формулирует их сущность, предназначение и отличия.
  • Знать порядок обращения взыскания на имущество должника.
  • Знает правовую природу исполнительского сбора, порядок его расчета и взыскания. Понимает, в каких случаях подлежит удовлетворению заявление должника о рассрочке, отсрочке по уплате исполнительского сбора, об освобождении от его уплаты. Отличает виды расходов по совершению исполнительных действий.
  • Знает порядок обжалования постановлений, действий (бездействия), принятых, совершенных в рамках исполнительного производства. Понимает, в каких случаях лицо вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или об исключении из описи. Различает подачу заявления об обжаловании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц в суд и в порядке подчиненности. Знает порядок поворота исполнения судебного акта судом и установленные при этом ограничения.
  • Понятие исполнительного производства.Законная сила судебного акта. Добровольное и принудительное исполнение требований исполнительного документа. Исполнительное право как отрасль права. Система законодательства об исполнительном производстве. Развитие законодательства об исполнительном производстве.Роль суда в исполнительном производстве.Принципы исполнительного производства.
  • Порядок исполнительного производстваСтадии исполнительного производства. Лица, участвующие в исполнительном производстве. Возбуждение исполнительного производства. Исполнительные действия, место и время их совершения.Приостановление исполнительного производства. Окончание исполнительного производства. Прекращение исполнительного производства. Меры принудительного исполнения. Соотношение мер принудительного исполнения и исполнительных действий. Изменение способа и порядка исполнения исполнительного документа.
  • Исполнительные документы.Виды исполнительных документов, их характеристика.Требования , порядок выдачи исполнительных документов. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, их течение, приостановление, восстановление. Сроки в исполнительном производстве. Последствия пропуска срока в исполнительном производстве.
  • Обращение взыскания на имущество должника.Понятие обращения взыскания на имущество должника. Обращение взыскания на денежные средства, иное имущество должника. Очередность обращения взыскания на имущество. Обращение взыскания на имущество организации. Наложение ареста на имущество должника, его изъятие, оценка, хранение и реализация. Реализация имущества на торгах. Признание торгов недействительными.Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника.Исполнение требований неимущественного характера.Очередность удовлетворения требований взыскателей.Исполнительский иммунитет.
  • . Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Расходы по совершению исполнительных действий.Понятие исполнительского сбора и основания его наложения. Взыскание исполнительского сбора. Отсрочка или рассрочка при уплате исполнительского сбора, освобождение от его уплаты. Виды расходов по совершению исполнительских действий, порядок и основания их возмещения.
  • Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий. Обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.Порядок обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия). Иск об освобождении имущества от наложения ареста или об исключении из описи.Жалобы на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов в порядке подчиненности. Взыскание убытков в целях защиты прав и законных интересов сторон исполнительного производства. Поворот исполнения судебного постановления.
  • Created with Sketch.Работа на семинарах Оценка за решение задач и участие в дискуссии по теме семинара формируется следующим образом. Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины на лекции или на предыдущем семинаре, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение. Преподаватель, ведущий семинарское занятие оценивает решение задачи и сообщает студентам правильное ее решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы и правильность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли.По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии.
  • Created with Sketch.контрольная работаКонтрольная работа выполняется в письменной форме. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам. Студентам также сообщается перечень нормативных правовых актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных правовых актов.Каждый студент должен самостоятельно в течение 45 минут изложить в письменном виде решение задачи аргументировав свой ответ. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в- третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок.
  • Created with Sketch.экзаменЭкзамен проводится в письменной форме. Целью проведения экзамена является проверка знаний в рамках изученной дисциплины. Проведение экзамена включает в себя письменное решение каждым студентом двух задач по тематике дисциплины. Конкретная тематика задач определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 90 минут изложить в письменном виде решение обеих задач, аргументировав свой ответ. Каждая задача оценивается по десятибальной шкале. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению каждой из задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, на наличие/отсутствие фактических ошибок.
  • Промежуточная аттестация (1 модуль)0.2 * контрольная работа + 0.1 * Работа на семинарах + 0.7 * экзамен
  • – Гуреев В.А., Гущин В.В. — Исполнительное производство – Общество с ограниченной ответственностью “СТАТУТ” – 2014 – ISBN: 978-5-8354-0965-5 – Текст электронный // ЭБС Лань – URL: https://e.lanbook.com/book/61855
  • – Ярошенко Л.В.Судебный контроль в исполнительном производстве. МонографияЯрошенко Л.В. – Ярошенко Л.В.ПроспектЯрошенко Л.В. – Ярошенко Л.В.2017Ярошенко Л.В. – ISBN: Ярошенко Л.В.978-5-392-21846-2Ярошенко Л.В. – Текст электронный // ЭБС Проспект – URL: Ярошенко Л.В.http://ebs.prospekt.org/book/35258
  • Решетникова, И.В. Исполнительное производство. : учебник / Решетникова И.В. — Москва : Юстиция, 2019. — 353 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-4365-3105-2. — URL: https://book.ru/book/931392 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.

Источник: https://spb.hse.ru/ba/law/courses/298722639.html

О порядке обжалования действия судебных приставов-исполнителей

Можно ли обжаловать действия пристава исполнителя при нарушении сроков исполнительного производства?

Порядок Оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) регламентирован Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 121 указанного закона постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Жалоба подается в письменной форме, должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности составляет десять дней со дня ее поступления.

В соответствии со ст. 128 закона постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В остальных случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.

Административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей иск предъявляется непосредственно к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, а в случае прекращении его полномочий – к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, если же полномочия не передавались – к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России.

К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также должен быть привлечен территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав- исполнитель.

В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

По административным исковым заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

Источник: http://www.admuvelka.ru/city/socs/prokurotura/2018/o-poryadke-obzhalovaniya-deystviya-sudebnykh-pristavov-ispolniteley.php

Автоправо
Добавить комментарий