Может ли несовершеннолетний ребенок самостоятельно уйти в детский дом?

С какого возраста ребенка можно оставлять дома одного

Может ли несовершеннолетний ребенок самостоятельно уйти в детский дом?

01.02.2018

6

17965

В какой-то момент перед родителями встает вопрос: а можно оставлять ребенка одного дома, и в каком возрасте начинать прививать любимому чаду самостоятельность? Мнение психологов едино – конкретного возраста нет – есть психологическая зрелость.

Со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома по закону?

Многие родители спрашивают, с какого возраста оставлять ребенка одного. Однако, закон суров! Во многих странах, в том числе и в нашей, детей до 14 лет оставлять без присмотра родителей, педагогов или ответственных лиц запрещено.

Это означает, что если с ребенком что-то случится в отсутствии взрослых в доме или в квартире, где он живет постоянно, то с буквы закона происшествие будет считаться результатом халатности родителей, а не просто несчастным случаем.

Как узнать, можно ли уже оставлять одного?

Мало написать многотомные инструкции и прочитать многочасовые лекции – важно убедиться, что ребенок способен вести себя безопасно, и окружающая обстановка исключает потенциальную угрозу для жизни малыша.

Как понять, что оставлять ребенка одного дома уже можно? Детские психологи предлагают понаблюдать за ребенком в течение некоторого времени и обратить внимание, как он ведет себя в стандартных ситуациях:

  • пытается ли привлечь к себе внимание, играя самостоятельно;
  • начинает ли искать взрослого, если Вас нет в поле его зрения;
  • начинает ли нервничать, если в комнате закрыта дверь;
  • может ли ребенок самостоятельно организовать себя: почистить зубы, помыть за собой посуду, убрать в комнате, заправить постель;
  • не боится ли засыпать с выключенным светом.

Почему ребенка опасно оставлять дома одного?

Родители должны знать, до какого возраста нельзя оставлять ребенка одного. Скорее всего, вопрос о том, с какого возраста ребенка можно оставлять одного, заинтересовал вас не в контексте потенциального несения административной или уголовной ответственности, а в связи со стремлением позаботиться о своем малыше. Поэтому начнем с того, что выясним, почему это в принципе важный вопрос.

Вероятно, вы замечали, что стоит только отвернуться – как ваш ребенок уже находит себе новое веселье. Причем в лучшем случае оно может быть связано с порчей имущества, а в худшем – с возникновением угрозы для его здоровья или жизни.

Даже в аккуратной квартире с относительно безопасной техникой кроется множество потенциальных источников опасности. Открытые розетки и слабые сетки на окнах, тяжелые предметы на верхних полках шкафов, даже лампочки в люстрах и обычная ванна.

И если вы думаете, что ваш ребенок никогда и ни за что не додумается набрать полную ванну воды и поиграть в ней в подводную лодку, создав опасность своего утопления, то не зарекайтесь.

Вы должны понимать, что дети живут в своем мире, который достаточно разительно отличается от нашего, мира взрослых. И это продолжается достаточно долго (по сути, вплоть до тех пор, пока ребенок сам не вырастет в относительно взрослого человека).

У него хорошо развито воображение и фантазия, и он вполне может придумать себе занятие, которому вы не найдете никакого логического объяснения.

И сделает он это не для того, чтобы вас разозлить, не для того, чтобы что-то испортить, а просто потому, что он так воспринимает мир.

Как обезопасить ребенка, оставшегося одного дома?

  1. Уберите как можно дальше все, что теоретически может представлять для него опасность. Это колющие и режущие предметы, лекарства, спички и тому подобные вещи.

    Причем лучше сделать это не под непосредственным «присмотром» малыша: ему может стать интересно, что вы от него прячете, и в ваше отсутствие он полезет в тот самый верхний ящик шкафа, в который вы, например, спрятали интересные разноцветные «конфетки».

  2. Закройте балконы и окна, в крайнем случае – откройте их в режиме для проветривания.

    Ребенок не понимает, что если сильно опереться о сетку, то упадет. Равно как и не понимает, что если он выпадет из окна, то он будет травмирован (или даже погибнет). Поэтому вероятность подобного нужно свести к нулю.

  3. Обучите ребенка использованию газовой плиты, чайника, телевизора и других приборов, которые теоретически могут ему понадобиться. Об этом нужно побеспокоиться заранее.

    Если же вам срочно понадобилось уйти, а ребенок еще, например, не приучен пользоваться газовой плитой – на всякий случай перекройте газ. Одних наказов не подходить к ней может оказаться недостаточно.

  4. Убедитесь, что у вашего чада есть достаточный запас еды, и он знает, где она расположена.

    В противном случае он может полезть куда-нибудь, куда ему лезть не стоит, просто в стремлении найти что-нибудь съестное.

  5. Четко и понятно объясните малышу, куда вы уходите, почему вы это делаете, и когда вы вернетесь. Это очень важно для его психологического комфорта. Крайне желательно оставить ребенку телефон, чтобы он мог позвонить вам, если начнет волноваться.

    Или чтобы вы сами могли набрать ему и поговорить, если засомневаетесь, что с ним все в порядке.

  6. Расскажите ребенку, что делать, если кто-то позвонит в дверь или по телефону. В случае с дверью, вероятно, лучше всего запретить малышу открывать ее в принципе. В случае с телефоном – запретить рассказывать кому-либо, что он остался дома один.

  7. Объясните ребенку, что такое полиция, МЧС, служба газа, скорая помощь, и научите дозваниваться до этих служб. Само собой, у него также должен быть ваш номер, а еще номера соседей, если у вас с ними хоть сколько-нибудь неплохие отношения. Малыш должен иметь четкую инструкцию действий на тот случай, если кто-то начнет ломиться в дверь, или если в квартире начнется возгорание.
  8. Помогите малышу выучить свою фамилию, имя и отчество, а также ваши ФИО и точный адрес своего проживания. Это может понадобиться в том экстренном случае, если ему все же придется звонить в полицию или МЧС. При этом нужно дать ребенку понять, что выдавать такую информацию каждому встречному ни в коем случае не стоит.

Если вы позаботитесь обо всем вышеперечисленном, то сможете оставить ребенка дома одного относительно спокойно.

Как подготовить детей?

Если в результате наблюдений, вы пришли к выводу, что некоторые пункты далеки от совершенства, это значит пора их прививать.

Как это сделать? Психологи рекомендуют начинать процесс уже с пяти лет, постепенно давая ребенку больше свободы. Пусть малыш играет один в комнате, самим же находитесь где-то неподалеку. Это сформирует у него чувство безопасности. В пятилетнем возрасте самое время приучать ребенка к домашним делам: попросите малыша помочь накрыть на стол, нарезать хлеб, налить себе молока.

Специалисты утверждают, что ребенок должен знать и помнить о запретах – это игра с зажигалкой, спичками и электроприборами.  На всякий случай стоит убирать с легко доступных мест опасные предметы – ножи, ножницы. Подальше спрятать лекарства и алкоголь. Вдруг в озорную головку взбредет мысль попробовать, что там пью взрослые?

Научите ребенка пользоваться телефоном, пусть он выучит ваш номер наизусть. Убедившись, что материал усвоен и успешно применяется на практике, задайте малышу главный вопрос: хочет ли он оставаться дома один? Если вы услышите утвердительный ответ, не спешите убегать из дома на долго, начните с непродолжительных временных промежутков с каждым разом увеличивая время отсутствия.  

Самый лучший вариант перед тем, как оставить ребенка одного дома в первый-второй раз, вручите ему долгожданный подарок: игрушку трансформер, любимую раскраску, коробку пластилина, книжку с яркими картинками. И тогда у занятого новой вещью малыша не останется возможности шалить!

Источник: https://smartum.by/about_us/blog/vospitanie-detej/odin-doma-s-kakogo-vozrasta-mozhno-ostavlyat-rebenka-odnogo-v-kvartire/

Один дома: в каком возрасте ребёнок готов оставаться без взрослых? – Телеканал «О!»

Может ли несовершеннолетний ребенок самостоятельно уйти в детский дом?

Можно ли оставлять ребёнка одного дома? На час? А на два? С планшетом или без? В каком возрасте? С этими вопросами неизменно сталкивается каждый родитель, ведь момент, когда вам позарез нужно «выбежать буквально на пять минуточек», приходит ко всем. Специально для «О!» эту тему рассматривает наш эксперт, детский психолог Анна Скавитина, причем не только с психологической точки зрения, но и с точки зрения закона.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

— Помогите нам! Мой сын ни на минуту не остаётся один, я даже в аптеку выйти не могу. А ему уже 5 лет!

— Ему 5 лет, и вы хотите, чтобы он оставался один дома, без взрослых?

— Ну да! Мамы на детской площадке рассказывают, что у них дети остаются одни спокойно. Планшет в руки — и всё, тишина. Можно даже в супермаркет съездить. Моего планшет не спасает, он всё равно на мне виснет. Меня мама тоже оставляла дома лет с трёх. Молоко и бутерброд на стол, и убегала по делам. Я грустила, конечно, но не истерила, в неё не вцеплялась.

— Да, так было со многими детьми. В СССР не было даже закона, который регулировал бы, с какого возраста ребёнка можно оставлять дома одного. Когда бы родители работали, если бы были заняты присмотром за детьми? Недаром это поколение называют поколением «дяди Фёдора». Никого особенно не удивляло, что шестилетний мальчик живёт в деревне один с котом и собакой.

— А что тут такого? Мы же выжили!

— Да, выжили. Знаете такое понятие — «ошибка выжившего»?

— Нет. А что это?

— Тот, кого оставляли дома, и он не выжил, уже ничего рассказать не может. Это так называемая систематическая ошибка выжившего. Но если я выжил, значит, это нормально, или не так уж и вредно.

Я же выжил! Например, бьют родители своего ребёнка по мягкому месту, по голове, но делают это исключительно для пользы и воспитания, потому что они, родители, когда-то выжили, справились с такой же тяжёлой и страшной ситуацией.

А раз они выжили, значит, это полезно или не так уж и вредно и для их ребёнка. Никто ведь не будет вспоминать про тех, кого били, чья жизнь сложилась неудачно, а то и вовсе не сложилась. Может быть, они и детей решили не заводить. Случайно. Просто так получилось.

Как-то сами дети не стали заводиться, да и любимого себе для семейного счастья найти не получается, а так бы они ого-го сколько детей нарожали.

Когда вы просите совет, вам отвечают выжившие. Они когда-то приняли правильное для себя решение, сумели адаптироваться в сложных условиях. Но вовсе не обязательно их совет поможет и вам. Ну и, конечно, универсальных рекомендаций не существует, иначе все давно были бы счастливы.

Одна мама рассказывала мне, что её младенец так прекрасно спал, что по вечерам она ходила в кино. Она сказала, что проснулся он только однажды — она застала его кричащим. Ну, утешила. Сколько раз он надрывался, пока она оставляла его одного, мы никогда не узнаем. Жив — это главное.

Она уверена, что ничего страшного в том, чтобы оставить ребёнка без присмотра, пока он спит, нет.

— То есть оставлять ребёнка в пять лет одного нельзя совсем? А закон есть?

— Я не юрист, я — психолог, но знаю, что закон в России есть. Прямого запрета или разрешения оставлять детей с определённого возраста дома в российском законодательстве не найти, есть только косвенный.

Однако в УК РФ есть статья 125 «Оставление в опасности», которая говорит о том, что оставив малолетнего дома, родители будут наказаны.

Малолетние, согласно гражданскому кодексу России — «несовершеннолетние, не достигнувшие возраста 14 лет».

Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, —
наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Так, в России оставление ребёнка без помощи недопустимо до достижения им возраста 14 лет. Нахождение ребёнка младше 18 лет одного на улице и в общественных местах без сопровождения ответственных взрослых с 22:00 до 6:00 тоже является нарушением закона. Если ребёнок задержался где-то в гостях, то родители обязаны за ним приехать. Этого, кстати, многие просто не знают.

Если вы оставили ребёнка в возрасте до 14 лет одного дома — и ничего не случилось, то это одна ситуация, но если что-то всё же произойдёт, то вы несёте за это, в том числе, и уголовную ответственность.

Но мы сейчас с вами будем обсуждать не законодательную базу, а то, почему не стоит так делать, а также попытаемся понять, когда вы испытываете в этом необходимость и что можно предпринять, чтобы избежать таких ситуаций.

— Я буквально прикована к ребёнку, мне нужно его одевать и собирать, чтобы выйти на улицу, дойти до аптеки. Это не всегда удобно. Проще оставить его дома и быстро выбежать.

— Согласна. Есть ситуации, когда выйти одной с детьми трудно, особенно когда у вас не один ребёнок, а несколько, или если дети болеют. Есть ли у вас муж, соседки, подружки, знакомые мамы с детской площадки, родственники?

— Есть, но их не всегда удобно просить.

— Понимаю, мамам без поддержки другого человека справляться сложно. Но это же вопрос безопасности вашего ребёнка. И вашей ответственности. Вы же знаете номера телефонов всех знакомых, чтобы выручать друг друга? Сейчас в больших городах много служб доставки, которые могут помочь в критических ситуациях.

— Нет, не знаю номера телефонов. Кстати, хорошая идея, можно же общий чат создать, чтобы помогать друг другу. Но что страшного — выбежать на минуточку, если ребёнок остаётся сам и не чудит?

— Однажды я остановилась возле рыдающей женщины, которая упала и сломала ногу, поскользнувшись на льду. Вызвала ей скорую помощь и спросила: «У вас дома кто-то есть?» Она начала рыдать еще сильнее: «Да. Трехлетний ребёнок. Один!» Мама решила «прошвырнуться по магазинам, пока он спит». Где муж? В командировке.

У кого-нибудь есть ключи? Да, у свекрови недалеко от Москвы. Вы ей звонили? Пока нет. Почему? Свекровь будет на меня орать. Я попросила позвонить свекрови немедленно. Скорая увезла женщину на носилках — двойной открытый перелом. Сказали, что несколько дней она точно проведёт в больнице.

Это и есть ситуация оставления ребёнка в опасности. Я могу понять, что эта женщина устала сидеть дома, ей очень хотелось ненадолго выйти, она привыкла всё делать сама, не просить никого о помощи. Ничего ужасного она, конечно, не предполагала.

Не буду рассказывать другие страшные истории, поверьте, у меня их за годы работы накопилось немало, а у реаниматологов и травматологов намного больше.

Нам трудно поверить, что что-то может случиться неожиданно — с нами, с электропроводкой, с газовой плитой. Но такое, к сожалению, бывает, и нередко. Даже если у вас самый самостоятельный и ответственный ребёнок на свете, он далеко не всегда в состоянии справиться с происходящим.

Когда вы уходите из дома, даже «на минуточку», дети могут воображать, что вы уходите навсегда! Любой ребёнок знает, что самое безопасное место на свете — это рядом с мамой, и старается, по возможности, его придерживаться.

Если ребёнок не отпускает маму из виду — это самый яркий показатель того, что он не уверен в собственной безопасности, не знает, как он может справляться в разных ситуациях один, без мамы. Наша задача не убеждать его на словах — никто вам не поверит, а учить действовать. Главное в этом вопросе — постепенность.

Давайте обсудим, как научить ребёнка быть самостоятельным, чтобы впоследствии вы могли оставлять его дома в безопасности, чтобы он сумел справляться со своей жизнью в дальнейшем. Наша задача — не водить за ручку до старости, а учить жить и выживать.

  1. Дайте возможность ребёнку поиграть одному. Вначале рядом с вами, потом в другой комнате. Так он постепенно будет убеждаться, что может быть некоторое время один, но вы всегда где-то недалеко.

  2. Разрешайте ребёнку как можно больше самостоятельных действий по обслуживанию себя. Самому одеваться, раздеваться, наливать воду в стакан, пользоваться вилкой и ножом, нарезать салат.

  3. Покажите, где лежит еда, откуда ребёнок может ее взять. Старайтесь не прятать вкусненькое в дальних шкафах. Часто дети ищут, чего бы такое съесть, и залезают туда, где небезопасно.

  4. Показывайте, как правильно пользоваться бытовыми электроприборами. Включать и выключать чайник, плиту, стиральную машину.

  5. Научите не открывать дверь посторонним людям, пользоваться телефоном, знать номера родителей, родственников, службы спасения. Пусть все номера будут записаны на бумаге и лежат на видном месте, а не только в памяти телефона. На всякий случай, проговорите, что нужно сообщить по телефону в службу спасения: ФИО, адрес, ситуацию.

  6. Продумайте безопасную систему закрытия окон с того момента, как ваш ребёнок начнёт перемещаться по квартире, то есть к концу первого года жизни. Москитные сетки часто обманывают детей, создавая ложное ощущение, что на них можно опереться.

  7. Ребёнок должен уметь не только не открывать дверь незнакомым людям, но и быстро выбираться из квартиры в случае, если источник опасности находится внутри.

Как только ваш ребёнок научится находиться в квартире самостоятельно, то есть не посидеть часок с планшетом, а осознанно начнёт понимать, как справляться с разными ситуациями внутри дома, тогда и наступит возраст оставления его одного на какое-то время.

Некоторых детей можно ненадолго оставить уже в 7−8 лет, других — и в 14−15 рановато. В европейских странах быть дома одним разрешают детям с 16 лет. В США все меняется от штата к штату, но на сегодняшний день есть запрет находиться дома одному, если подростку меньше 15 лет.

В отдельных штатах возраст увеличен до 16−17 лет. В штате Невада детям до 21 года нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21:00. В Японии мальчики с 12 лет, а девочки с 11 лет могут оставаться дома без взрослых, а в Индии — с 8−10 лет.

При этом браки в этой стране заключаются в возрасте 12−13 лет.

Главное, что ответственность за детей и тестирование их возможности оставаться дома одним лежит на родителях. Мы все боимся внешней опасности, живём за железными дверями, которые, если что-то случится, даже невозможно быстро вскрыть.

Запирают детей, при этом часто из ложного представления о заботе, от страха, желания избежать неприятностей, быть хорошими родителями: пусть в машине поспит — не будить же, пусть дома останется — не с собой же таскать, там инфекции. Иногда хочется просто прийти в себя, подзарядиться впечатлениями, спастись от родительского выгорания.

Многие родители сами выросли с комплексом брошенности — их регулярно оставляли одних с ключом на шее, и они так же легко оставляют своих детей в одиночестве, не только не видя в этом ничего особенного, но даже с долей гордости: мои уже могут и сами посидеть.

Прекрасно, если ничего страшного не произодёт, но простить самому себе, если что-то случится с ребёнком в отсутствии взрослых, почти невозможно. Оставленные в квартирах, машинах дети оказываются страшным жертвоприношением нашим страхам и ложным представлениям о безопасности. Берегите себя и детей.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/12442

Юлия Джеймс Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Семейный архив Image caption Алексей с приемной дочкой

Просыпаясь по утрам, Алексей первым делом замечает непривычную тишину в доме. Еще год назад их с женой Таней будил смех и беготня трех приемных дочек.

В феврале этого года Татьяну ограничили в опеке по подозрению в умышленном причинении легкого вреда здоровью и неисполнении обязанностей по воспитанию.

Трех сестер поместили в детский дом на время разбирательств.

Следствие по этому уголовному делу идет уже девять месяцев. За это время Татьяна и Алексей видели девочек только на фотографиях в соцсетях, на страницах детского дома.

Им не разрешают навещать детей, которые полгода называли их мамой и папой, поскольку в рамках уголовного дела Татьяна в статусе подозреваемой.

Супруги регулярно возили подарки и посылки девочкам в детский дом.

Из последней психологической экспертизы сестер они узнали, что сотрудники учреждения рассказали дочкам, что Татьяну, Алексея, дедушку и всех домашних животных убили полицейские.

“Я не знаю, что было с детьми, когда им сказали, что мы все умерли. Но лично я после этой новости не мог разговаривать два дня, – рассказывает Алексей, – мы тут бьемся, бьемся, а нас уже похоронили до суда”.

Правообладатель иллюстрации Семейный архив Image caption Новый 2018 год семья отмечала в Петрозаводске

Алексей и Татьяна пришли к выводу, что подарки и посылки девочкам не передавали или говорили, что их принесли другие люди.

Что произошло?

Татьяна и Алексей хотели большую семью и решили взять на воспитание детей из интерната. Они окончили школу приемных родителей, собрали все необходимые медицинские справки и прошли прочие проверки.

В прошлом году Татьяна увидела в базе данных детей сирот троих сестер и сразу позвонила в местную опеку. Несмотря на то, что у девочек были кровные родственники, они пробыли в интернате целый год.

В июне 2018 года Татьяна оформила на себя опеку над девочками, поскольку они тогда не были официально расписаны с Алексеем. Они провели вместе счастливое лето, съездили в городок Мышкин на Волге и в Эмираты.

Правообладатель иллюстрации Семейный архив Image caption Летом 2018 года сестры впервые полетали на самолете и увидели море

В конце 2018 года Татьяна и Алексей устроили пышную свадьбу, чтобы отметить создание своей большой семьи.

В январе этого года Татьяна готовила еду со старшей дочкой. Младшая и средняя играли в детской. По словам Татьяны, девочки не поделили куклу и сильно подрались.

Татьяна общалась с кровной родственницей сестер и отправила фотографию девочек с синяками на лице.

“Я ей отправила фотографию – посмотри, как девочки подрались, что они наделали. Она мне – да, вот, как же так, ты держись. А через два дня она пошла в полицию и написала заявление: жестокое обращение с детьми”, – вспоминает Татьяна.

Через несколько недель Татьяну ограничили в опеке, а девочки снова оказались в детском доме.

“Девочки рассказывали, как они дрались, зачем они подрались, почему, как, что. Нет, им надо было отработать, они завели дело”, – объясняет Татьяна.

Одно из основных доказательств в деле против Татьяны – это показания сестер возраста от трех до пяти лет. В ходе следствия показания девочек постоянно меняются.

Супруги вынуждены жить не дома в Москве, а в Петрозаводске, где идет следствие. На момент изъятия семья гостила у папы Алексея в Карелии. Девочек тем временем перевели в детский дом в Москве.

Татьяна заметила, что сестры снова появились в базе данных детей на усыновление.

Алексей – журналист, теперь он пишет книгу под рабочим названием “Как государство отберет ваших детей”.

“Детей посадили в тюрьму, мы ходим и передачки им передаем, как в тюрьму”, – рассказывает Татьяна.

“Нет, в тюрьме есть свидания, а тут и этого нет”, – возражает Алексей.

“Забрать ребенка просто, вернуть – очень сложно”

В последнее время в СМИ и социальных сетях появляется огромное количество сообщений об изъятии родных и приемных детей.

Причины изъятия очень разные: предполагаемое насилие в семье, бедность, нетрадиционная сексуальная ориентация, алкогольная или наркотическая зависимость и даже участие родителей в акциях протеста (хотя в последнем случае дело решилось в пользу родителей).

С 2015 года существует такая форма устройства ребенка в интернат, как трехстороннее соглашение.

https://www.youtube.com/watch?v=ISD1A7QkV2w

Когда родители сталкиваются с бытовыми, финансовыми и другими трудностями, органы опеки предлагают им на время отдать ребенка в детский дом, пока они не решат проблемы.

Ничего страшного, убеждают родителей сотрудники опеки, в детском доме есть необходимые условия, игрушки, школа. А вы пока найдете работу, наладите быт, сделаете ремонт в доме.

Казалось бы, государство действительно пытается позаботиться о благополучии и безопасности ребенка.

Однако правозащитники и работники благотворительных фондов утверждают, что на практике многие дети получают психологическую травму, когда из привычных семейных условий попадают в интернаты.

Помимо травмы от разлуки с родителями, в учреждениях дети могут столкнуться с сексуальным, физическим и психологическим насилием.

У родителей опускаются руки из-за чувства вины от того, что их дети не с ними. Некоторые родители понимают, что никогда не смогут обеспечить ребенка такими же бытовыми условиями, как в детских домах.

“Среди родителей, у которых отобрали ребенка, смертность в ближайший год просто взлетает. Потому что единицы могут в ответ на это мобилизоваться, прорваться и вернуть ребенка, – рассказывает психолог Людмила Петрановская, которая более 20 лет занимается темой сиротства, – забрать ребенка очень просто, вернуть его очень сложно”.

“Получается, что если с этой семьей не работают, она ухудшает свое состояние, и возвращать ребенка просто некуда”, – объясняет Алина Киприч, сотрудница благотворительного фонда “Дети наши”.

Алина – социальный педагог, она ведет уникальный проект фонда по профилактике социального сиротства в Смоленской области под названием “Не разлей вода”.

Image caption Практически каждый день Алина ездит по деревням Смоленской области и пытается помочь семьям в беде

Благотворительный фонд заключил договор с местной опекой. Теперь в этом районе прежде чем изъять детей из неблагополучных семей, органы опеки просят фонд попробовать помочь родителям справиться с кризисной ситуацией.

“Опека – это не тот орган, который направлен на помощь априори. Их задача – обеспечить безопасность ребенка, – рассказала Алина, – то есть даже если бы они очень хотели, дело в том, что у них нет таких ресурсов”.

Алина согласилась познакомить меня с семьями в Смоленской области, в которых дети могут попасть в интернат из-за материальных трудностей родителей.

Сломалась печка? Детей – в интернат

Как и в других сельских районах, главная проблема в деревнях Смоленской области – отсутствие работы. Местные жители помоложе ездят в города на вахту, а старики полагаются на пенсии и огороды.

Когда случается крупная поломка, например, печки, у родителей часто нет 50 тыс. рублей на новую. Отсутствие отопления в доме – это прямой повод для органов опеки, чтобы разместить детей в интернате.

Прошлой зимой органы опеки пришли к многодетной вдове Надежде и увидели, что в ее печи образовалась такая большая дыра, что дом мог попросту сгореть.

Image caption Надежда – вдова, она раньше работала санитаркой в реанимации, но ее отделение закрыли

Женщина неделями не могла выйти из дома, так как боялась оставить печь без присмотра. По просьбе опеки благотворительный фонд установил ей новую печь.

Если бы трое детей Надежды оказались в одном из детских домов Смоленска, государство тратило бы на них около 150 тыс. рублей в месяц. Благодаря помощи фонда государство смогло сэкономить бюджетные средства, а дети смогли бы остаться с родной мамой.

“Мы любим друг друга, это самое главное. На самом деле у нас в доме любовь”, – считает Надежда.

Эксперты, работающие в других регионах, рассказали нам, что такой интерес к судьбе семьи органы опеки испытывают далеко не всегда. В других районах нет благотворительных фондов, а если они есть, то их ресурсов не хватает, чтобы помочь всем.

Фонду “Дети наши”, где работает Алина, часто приходится ремонтировать или ставить новые печи. По словам Людмилы Петрановской, размещение детей в детские дома из-за поломки печей – это “классика жанра по всей стране”.

“У тебя есть, например, на территории детский дом, значит туда проще отправить ребенка. У тебя нет способа починить печку. Не прописан, не продуман, – объясняет Людмила. – Хорошо, если подвернется некоммерческая организация, которая решит этот вопрос. А если нет, то у тебя есть натоптанная лыжня”.

В Смоленской области такая НКО есть. В основном фонд помогает матерям-одиночкам и воспитанникам детских домов, которым сложно адаптироваться к самостоятельной жизни. НКО помогает 17 семьям только в этом регионе, но в стране, где более 21 млн человек живут за чертой бедности, это капля в море.

Image caption Местная опека и благотворительный фонд “Дети наши” работают вместе, чтобы сохранить семьи

Алина считает, что в России так остро стоит проблема социального сиротства еще и потому, что в обществе размещение детей в интернат считается приемлемым.

“Дети попадали в интернат после войны. И с этого началась такая “династия”. Для этих детей, которые подросли, интернат – это нормальное место, – объясняет Алина, – в конечном итоге через третье поколение они все так живут, и все в их семье считают, что это абсолютно нормальная история”.

Случаи, когда детей забирают у родных родителей из-за не проведенного в доме ремонта, недостатка еды в холодильнике или отсутствия отопления, случаются по всей России. Более 10 тыс. детей ежегодно оказывается в детских домах, около 80% из них попадает туда по трехстороннему соглашению.

Александр Гезалов, директор социального Центра Святителя Тихона при Донском монастыре и специалист по проблемам сиротства, часто сталкивается с такими случаями. Александр сам вырос в детском доме и написал об этом автобиографию “Соленое детство”.

Правообладатель иллюстрации Личный архив Image caption Александр Гезалов считает систему воспитания в советских детских домах бесчеловечной

“Если честно, я сам не знаю, как я выжил после такого детства”, – признается Александр.

Из тринадцати выпускников его года в живых остался он один. Наверное, выжить ему помогло искрометное чувство юмора. Даже разговаривая на такую серьезную тему, как социальное сиротство, Александр иронизирует и мрачно шутит.

Александр перечислил ряд причин социального сиротства: низкий уровень жизни многодетных семей, некорректная работа органов исполнительной власти и опеки и отсутствие единого государственного органа, отвечающего за семейную политику.

“Семейная политика у нас сводится к тому, чтобы не помогать семье, а отбирать детей. Государство интересуют дети, но не интересует семья. Нет понимания, что семья, родители – это высшая ценность”, – рассказал он.

По самым скромным подсчетам, на детские дома государство тратит более 70 млрд рублей в год.

И даже благотворительным организациям гораздо легче собирать деньги на помощь детям-сиротам, живущим в учреждениях, чем на помощь родителям с детьми, которые, согласно общественному мнению, “сами виноваты”.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-50379876

Почему благополучные дети сбегают из дома?

Может ли несовершеннолетний ребенок самостоятельно уйти в детский дом?

Вы считаете себя лучшими родителями на свете и  думаете, что ваш жизненный опыт – бесценен, хотя ваш ребенок, на самом деле, успевает узнавать за день больше, чем вы за неделю.

Конечно, вы любите свое чадо, вот только ваша любовь очень часто превращается в сплошное “Я-знаю-как-тебе-жить-я-знаю-как-тебе-быть”. А потом вы однажды приходите домой, а ваш ребенок исчез, в лучшем случае оставив записку.

Вы думаете, что не виноваты в этом? Как бы ни так!

В Беларуси ежегодно в органы внутренних дел Республики Беларусь поступает  около 2 тысяч заявлений и обращений граждан о безвестном исчезновении детей.

Подавляющее большинство ушедших из дома или интернатных учреждений детей находятся в течение одних-трех суток. Однако некоторые из пропавших остаются не разысканными на протяжении многих лет.

Так, на 1 января 2014 года по данным МВД не разыскано 62 ребенка, 35 из них – свыше 5 лет, 5 – от 3 до 5, 10 – от 1 года до 3 лет.

Товарищи родители, подумать не хотите ли?

Вы думаете, что главное в жизни вашего ребенка – это вы, ну и еще школа. О, этот повсеместный родительский заговор “Учитель-всегда-прав”.

Вам никогда и ни за что не доказать, что учитель – это всего лишь человек, и не всегда хороший и умный.

Вы даже представить не хотите, что некоторые будущие учителя поступают в педагогический, потому что там конкурс меньше, а потом учат детей, ненавидя их от всей души.

Вам не нравятся друзья ваших детей, для них у вас прибережен рефрен “они на тебя плохо влияют”. И хорошо, если заботливые мама и папа говорят это своим детям, а не тем самым друзьям.

Наряды детишек громогласно ужасают не только вас, но и всех многочисленных родственников, а невинный пирсинг в пупке скрывался от папы три месяца.

От вас только и слышно: “Делай уроки, ложись спать, сделай тише музыку, где шляешься, убери бардак в комнате, из тебя ничего не получится, как ты разговариваешь с родителями, мы тебя кормим-поим, помой посуду, ты без нас никто, прекрати жевать жвачку…” Вы можете говорить это до бесконечности.

Самое интересное, что вы и вправду считаете это формой выражения заботы и проявления любви.

Хмм, а вы, мама двоих детей, во времена, когда этих детей еще не планировалось, обрадовались, если бы ваш будущий муж проявлял свою любовь именно таким навязчивым способом? Явно после таких “ухаживаний” у вас бы до детей дело не дошло. Так почему вы делаете свою родительскую любовь таким тяжелым бременем для своих детей?

У детей и подростков очень хрупкая, чувствительная психика. И может наступить момент, когда во время очередного промывания мозгов они не выдерживают и выбирают только один выход – уйти из дома. Причем вопрос “Куда?” даже не поднимается. В воздухе висит только вопль “От кого?”.

Ваш ребенок – с другой планеты

То, что вы живете на разных планетах, стало для вашего ребенка ясно лет в шесть. И с тех пор он считает собственных родителей инопланетянами, и думает, что от пришельцев ничего хорошего ожидать не приходится.

И мечтает ваш ребенок о том, как неплохо было бы получить пособие “Как выжить среди родителей”. А вам, родители, не помешало между заботами о насущном хлебе ребенка хоть однажды задуматься, что он, как ни странно, не ваша собственность.

Но вы живете на разных планетах, у вас в ушах огромные клоки ваты, и никакие слуховые аппараты здесь не помогут.

Короче, ваш ребенок собирает рюкзак и уходит. Прекрасно. А дальше начинается жизнь. Довольно невкусное лекарство от иллюзий.

Как это бывает

Пятнадцатилетняя Аня ушла из дома, поссорившись с мамой из-за оценок. Хлопнула дверью и пятеро суток не давала о себе знать.

Пока родители обзванивали больницы и морги, милая барышня спокойно отрывалась у своей подружки, родители которой были в командировке, и которая, невинно гладя в глаза Аниным родителям, вещала о том, что не видела Анечку уже давно, потому что в школу она ходить отчего-то перестала. Закончилась вроде бы невинная история плохо.

С одноклассниками девочки пили водку дома у той самой подружки. Аня сидела на подоконнике открытого окна и, потеряв равновесие, упала вниз. Сломала позвоночник. И теперь никто не знает, сможет ли она когда-либо ходить.

Сергей был единственным ребенком в семье. Мама и папа, научные работники, относились к сыну с обожанием, он хорошо учился и ничем криминальным себя не проявил. Но, начиная с шестого класса, стал постоянно убегать из дома. Находили его в самых разных точках республики, и несколько раз даже за ее пределами.

Родители не могли с этим справиться, искали причины в себе и в школе, в отношениях с друзьями и первой любви. Когда Сергею исполнилось 18, он отправился служить в армию. Несколько раз сбегал и оттуда, что создавало уже проблемы с законом.

Наконец догадались обратиться к психологу, который и сказал, что у Сергея – болезнь, которая не позволяет человеку контролировать такие свои порывы и которая с годами будет усугубляться.

Оля ушла от мамы и папы с твердым желанием никогда их больше не видеть. Они запретили ей встречаться с любимым мальчиком Сашей, без которого, Оленька, разумеется, не могла прожить и дня. Мальчик о ней “позаботился”, поселил в подвале многоэтажки, где у их компании была “камора” (место для вечерних тусовок и прогуливания школы).

Кормил котлетами, принесенными из дома, и всячески радовался ее крутому поступку. Правда, почему-то не захотел присоединиться к любимой и спокойно жил себе дома. После двух недель такого вольного проживания ночью на Олечку наткнулся пьяный бомж. Он ее изнасиловал и смылся. Она вернулась домой, но вряд ли скоро захочет вообще с кем-то видеться.

Игорь сбежал от родителей просто потому, что они его не понимали. А папа у Игоря был большой милицейский начальник, очень властный и авторитарный человек.

Парадокс состоит в том, что пока товарища искала все городская и даже республиканская милиция, он преспокойно обитал на минском вокзале, каким-то чудом просачиваясь через постоянные облавы на беспризорников. Подружился с вокзальными бродяжками и даже успел завоевать у них авторитет. Путешествовал по стране и чувствовал себя абсолютно свободным и счастливым.

Когда его все-таки вернули домой, сказал, что при первом же удобном случае убежит снова. Но решил вопрос по-другому. После девятого класса поступил в училище в другом городе и домой старается приезжать как можно реже.

…Может быть, эти истории благополучных детей покажутся просто глупыми в сравнении с бедами тех, кто уходит от побоев и скандалов родителей-алкоголиков, от постоянно сменяющихся сожителей своих мам, от банального голода. Но от этого ситуация не становится лучше.

О чем они думают, сбегая?

Далеко убежать удается немногим. Денег маловато или нет вообще. Жить негде, потому что все друзья вашего ребенка – такие же благополучные детки, живущие с мамами и папами. Уличные компании ваше чадо пугают с раннего детства. Это хорошая сторона. Но есть и плохая.

Возвращаться домой вашему ребенку уже просто страшно. И еще он хочет отстоять свою позицию. О'кей, пусть доказывает, какой он еще маленький и несдержанный, пусть хлопает дверью и устраивает истерики.

Когда чадо найдется и вернется через несколько дней, вы, конечно, не станете его ругать. Вы будете ему очень рады, будете ходить вокруг него на носочках и сдувать налипшую за время длинной прогулки пыль.

А потом начнется все заново. И будет продолжаться снова и снова. Не до бесконечности.

Ровно до того момента, как ваш ребенок докажет вам, что уже взрослый и самостоятельный человек, может принимать важные решения и планировать свою жизнь.

Не ждите рецидивов, объясните своему ребенку, что для того, чтобы изменить свою жизнь, нужно измениться самому. Иначе – никак. Он, конечно, принадлежит только себе, но для того, чтобы иметь на себя все права, и он, и вы, его родители, должны точно знать, что он способен управлять таким сложным механизмом.

Что делать родителям, когда ребенок ушел из дома?

Сразу же вспомните все, о чем чадо говорило в последнее время. Обзвоните всех знакомых и друзей вашего ребенка, причем разговаривайте не только с детьми, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш ребенок появится в их поле зрения. Позвоните своим родственникам и знакомым, опросите их.

Проверьте, не пропали ли из дома деньги и ценные вещи. Попытайтесь определить, какие вещи ребенок взял с собой, какую одежду, возможно – книги. Все это тщательно проанализируйте.

Если пропажу ребенка обнаружили вечером – обязательно позвоните классному руководителю, а утром отправляйтесь в школу и опросите всех одноклассников. Вспомните или узнайте у сверстников, где и с кем ваш ребенок чаще всего проводил свободное время, кому мог сообщить о своих планах.

Если вы не видите никаких признаков сознательного ухода ребенка из дома, позвоните в скорую помощь, узнайте, не доставлялся ли туда ваш ребенок, став жертвой несчастного случая. Позвоните в милицию, узнайте, не был ли ребенок задержан – у детей часто не бывает с собой документов, и они не желают (не могут) сказать, как их зовут и куда можно позвонить родителям.

Если все эти действия не принесли результата, срочно обратитесь для организации поисков ребенка в соответствующие органы.

Идите в районное отделение милиции, взяв с собой документы на ребенка и его фотографии. В отделении милиции пишите заявление и подавайте в розыск.

Сотрудники милиции обязаны по первому требованию принять у вас заявление, никакие халатные отговорки “Побегает и вернется” не принимайте.

Далее вы идете к инспектору по делам несовершеннолетних, оставляете ему фотографию ребенка и всю информацию, которая у вас есть.

Продолжайте звонить ближайшим друзьям ребенка, акцентируя внимание на том, что вы очень его любите, волнуетесь, ждете его дома и совсем не сердитесь.

Можете обойти всех друзей, поговорить — ничего не стоит спрятать под кроватью девочку 13 лет так, чтобы родители даже не догадывались, что в доме есть кто-то еще. К тому же личный контакт, возможно, заставит друзей “расколоться”, если они знают, где прячется ваше чадо.

Применяйте хитрость, говорите: “Я точно знаю, что ты в курсе, потому что Сережа говорил, что доверяет тебе все свои секреты, и если что-то случится, скажет только тебе”.

Найдя своего сына или дочь, не нападайте на него сразу с расспросами. Но через некоторое время попытайтесь поговорить на тему побега, узнать, что послужило его причиной, постарайтесь понять своего ребенка и найти взаимопонимание с ним. Помните о том, что вы – не надсмотрщик на галерах, и вашей целью не должно быть тотальное навязывание ребенку своих взглядов на жизнь.

Материал подготовлен при содействии психотерапевта Леонида Шемлякова

Источник: https://interfax.by/news/obshchestvo/society-different/32742/

Автоправо
Добавить комментарий