Каковы условия становления директором школы?

Содержание
  1. Как директора школ воспитывают своих детей
  2. 8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо
  3. 1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы
  4. 2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск
  5. 3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ
  6. 5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя
  7. 6. Не секрет, что в школе много сложных детей
  8. 8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения
  9. Современный директор школы – кто он?
  10. Безопасность в школе | Министерство образования и науки
  11. В школе заключаются взаимные соглашения для повседневных действий
  12. Задачи и полномочия Управляющего совета
  13. Что может делать Управляющий совет
  14. Чего не может делать Управляющий совет
  15. Полномочия Управляющего совета
  16. Ответственность
  17. В вопросах функционирования школы
  18. В организации образовательного процесса
  19. В сфере финансово-хозяйственной деятельности
  20. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда
  21. В определении стратегии развития школы
  22. Общие вопросы по законодательству об образовании | Федеральный ресурсный методический центр развития образования в сфере культуры и искусства

Как директора школ воспитывают своих детей

Каковы условия становления директором школы?

Образование и воспитание — те сферы, где почти невозможно говорить о голой теории. «А что там в семье у автора этих книжек?», «А правда, что у этого учителя дети экзамен провалили?» Такие вопросы просто не могут не возникать. «Мел» вооружился любопытством и расспросил директоров московских школ о том, как они воспитывают своих детей.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ КАРПОВ,

директор СОШ № 261 (по июнь 2015 года)

Директоров школ не учат быть директорами школ. У каждого разный профессионализм, разное прошлое.

Считаю, как, наверное, и большинство московских директоров школ, что одна из базовых компетенций директора, основа его профессионализма — педагогическая компетенция; директор — это учитель учителей, а школа — меритократия, в которой руководитель должен быть наиболее способным, достойным членом педагогического коллектива.

Это сложно. Может, недостижимо.

Но внутренняя склонность к учительству, педагогической позиции — конечно, без недостатков этой позиции, без гордыни и чванства, — безусловно, важнейшее условие профессии.

Наверняка каждый сталкивался с ситуациями, например, в транспорте, когда человеку становится плохо. И первый возглас окружающих — «есть ли врач?»

Я много думал о том, каково это — быть врачом? Быть готовым в каждую минуту прийти на помощь, применить все свои знания, быть компетентным и «соразмерным» жизненному вызову. А ведь как легко сказать — я не врач, не могу ничем помочь, простите, спешу…

В педагогике тоже так. Нельзя выйти с работы и перестать быть учителем. Нельзя работать «с 9 до 18».

Внутренне постоянно сжимаюсь, когда вижу родителей, кричащих на своих детей. «Щас я тебя дяде отдам, если не будешь слушаться».

Ужасно. Разрушитель для ребенка и в дальнейшем для школы. Антипедагогично. А значит, и бесчеловечно.

Но легко нормировать других. А что насчет себя? Самый сложный вопрос, на который иногда не хочется искать ответ. Известен феномен «учительских детей» — зачастую самых трудных и инфантильных учеников в школе, головной боли всего педагогического коллектива.

И вот директор мечется между «внутренним учителем» и «внутренним управленцем». Как управленец он сбивается в «руководство мамой по некоторым вопросам воспитания и обучения ребенка», тем более что сам постоянно занят и пропадает на работе. Как учитель — ставит учебные цели перед своим ребенком.

Я умеряю свои амбиции в отношении результатов моих детей. Например, я совершенно равнодушен к отметкам. Когда дочь с замиранием сердца сообщает о тройке по географии, я совершенно равнодушен. Совершенно. И спокоен.

Нет, конечно, я обязательно позвоню учителю географии и спрошу, в чем дело. Но учителя в нашей школе — свободные люди, я им в деле оценки результатов учеников не указ.

А потом начну сам себя увлекать географией. И этим новым увлечением постараюсь увлечь своего ребенка.

Ну это же круто — знать столицу Лагоса. Ой, Лаоса. Лагос сам столица! Общее движение с ребенком приведет к главному — стиранию страха перед предметом, который не дается. И — азарт от узнавания нового.

В результате мы обязательно исправим оценку. Ну, или дело в учителе и нужно подумать о подборе кадров.

Шутка.

Или все же нет?

Как же сложно быть директором.

ЕФИМ ЛАЗАРЕВИЧ РАЧЕВСКИЙ,

директор ГАОУ ЦО № 548 «Царицыно»

История про сапожника без сапог — надумана. Так же, как и предположение, что у директоров школ совершенно нет времени. Поверьте, занятость директорского сознания сильно преувеличена. Да, мы несем ответственность за жизнь своих подопечных — у нас их две с половиной тысячи. Ну и что? Все люди за что-то отвечают.

Надумано, что врачи не лечат, а учителя не учат своих детей. Приятно иметь в резерве парадокс (ведь действительно парадокс: человек воспитывает две тысячи учеников, а своего единственного ребенка — не успевает или не может).

Дочери я всегда уделял столько времени, сколько мог. С четырех до семи лет ею занималась необыкновенная бабушка, которая вложила в Лизу массу прекрасных вещей. Они жили в Подмосковье. Мы видели Лизу несколько раз в неделю (моя жена была тогда ведущей актрисой драматического театра), но это не мешало нам быть самыми близкими людьми.

В дальнейшем воспитании дочери я не основывался ни на какие педагогические концепции. Мы просто жили в диалоге. Общались, делились впечатлениями, идеями… Уроки? Я даже не помню, задавал ли я ей вопрос о них.

Все мы были заняты делом, и, видимо, этот факт избавил от необходимости напоминать, призывать, поучать… Я всегда предоставлял Лизе неограниченные свободы, не удручал ее своими советами. Позволял оступаться.

Если, конечно, это не было сопряжено с риском для здоровья и жизни. Она прошла через множество проб и ошибок. Например, окончив школу, выбрала сомнительное учебное заведение «Институт радио и телевидения». Курс отучилась, бросила и пошла работать.

Только через несколько лет она поступила на филологическое отделение достойного ВУЗа. Когда сама пришла к пониманию того, что именно ей нужно.

Как видите, мне особо нечего рассказать о воспитании своей дочери. Да и не задумывался я об этом никогда. Но сегодня могу порадоваться тому, что она получилась очень хорошим человеком.

ВЕРА АЛЕКСЕЕВНА ИЛЮХИНА,

директор СОШ № 2006

Первая школа жизни ребенка — это семья. Его первые учителя — родители.

Мне, наверно, повезло, потому что мама была еще и моей первой школьной учительницей. Ее влюбленность в профессию передалась и мне (я представитель династии педагогов, насчитывающей уже более 150 лет).

Как ученице и как дочери мне нельзя было ее подвести. Из четверых детей в семье я была старшей, и это добавляло ответственности.

Когда я создала свою семью, многое позаимствовала у родителей. К счастью, мне досталась мамина работоспособность. В нашем доме всегда порядок, уют; каждая вещь на своем месте. Сын и дочь ни разу не видели оставленной на ночь грязной посуды или обуви.

Я никогда не хвалила и не выпячивала своих детей, когда они были моими учениками. Хотя люблю их не меньше, чем любая мать. Считаю, что никто не должен почувствовать, что твой ребенок — особенный для тебя. Мой принцип — любить, а не залюбливать, быть добрым, но не добреньким.

Любовь не должна быть слепой.

Я убеждена, что к детям надо предъявлять требования, у них должны быть обязанности. Никогда не приветствовала родительское стремление создать своему ребенку тепличные, идеальные условия для жизни. Ведь для достижения цели человеку необходимо приложить усилия. Лишь тогда результат будет иметь для него ценность.

Я прислушивалась к тому, что говорили о моих детях учителя, потому что иногда они видят больше, чем мамы и папы. Я не боялась просить у своих детей прощение, если считала себя не правой; признавать ошибки. Старалась воспитать уважение к окружающим людям, особенно к старшему поколению. Как? Собственным примером.

Не нужно сажать детей рядом с собой и читать нравоучения: «это делай так, а это — вот так!» Перед глазами ребенка всегда пример родителей, и этим примером можно взрастить качества, которые ты хочешь в нем видеть. Сама я формировалась на примере мамы, и, судя по жизни, которую живу, она все делала правильно.

Мои дети выросли. Дочь — учитель, моя коллега. Сын служит государству. Я чувствую себя счастливым человеком и в профессии, и в семейной жизни. Хотя в случае нашей семьи школа — это скорее второй дом, чем работа.

Из истории известно, что знаменитые династии в течение многих столетий процветают и крепнут, потому в них дети вырастают в духе священных веками славных семейных традиций.

Они читают книги о предках, становясь духовно богаче, предки зорко следят за ними с портретов на стенах, их заповеди и наказы ведут по жизни, а честь фамилии не позволяет совершать дурные поступки, вживляя в сознание мысль, что не только живущее, но и будущие поколения «будут уважены за имя» (А.С. Пушкин).

Эти слова в полной мере отражают мое отношение к проблеме воспитания.

Источник: https://mel.fm/lichny_opyt/9657021-principals

8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо

Каковы условия становления директором школы?

«Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет.

По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь».

Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы.

Одним из плюсов советской школы, я, представитель нового поколения учителей, считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство.

Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.

Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищённое существо. Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.

В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что, когда приходишь домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.

Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?

Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами и начну с простого и очевидного.

1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы

Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности.

Кроме электронного журнала, есть ещё ИСКО (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам и куда за год вносят контрольные работы с полным анализом.

Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.

Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность

В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели, — наша большая победа.

Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчётности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.

2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск

Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!

Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»). Вот прямо сейчас у меня скопилось десять отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.

3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ

Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие.

Объяснить далёким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена и что для многих учеников требуется минимум в два раза больше часов — невозможно.

Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.

Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.

Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ

Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чём-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле мы все так думаем. Но он думал слишком громко.

5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя

За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это больше длинный хвост из лжеповодов.

Чаще всего причина была в том, что учитель мешал ребёнку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с её кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку.

Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.

А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности.

Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребёнок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили.

А в другой школе чересчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000». То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!

6. Не секрет, что в школе много сложных детей

Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную.

По идее, школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее.

Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге.

Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.

В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать

И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.

8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения

Мы все — «не друг и не враг, а так». Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской. Но этому я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори.

Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей) и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?).

Значит, посочувствовать.

iStockphoto (Wavebreakmedia), mos.ru

Источник: https://mel.fm/pedagogika/712964-poor_teacher

Современный директор школы – кто он?

Каковы условия становления директором школы?

Педагог, психолог, менеджер, стратег, финансист, эффективный управленец – все это относится к главному человеку в современной школе – к директору. Современный директор школы – какой он? Своими размышлениями на эту непростую тему с пресс-службой Московского центра качества образования поделились руководители нескольких школ города.

Ольга Тертухина, директор гимназии № 1554:

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха.

А.С. Пушкин

Еще со времен Советского союза идет спор о роли директора школы. Одни считают, что «Если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь, прежде всего, быть хорошим педагогом…» (В.А. Сухомлинский), другие – педагогом можешь и не быть, а эффективным менеджером быть обязан.

Если посмотреть на изменение содержания работы директора за последние 3-4 года, то можно увидеть, что у него стало больше свободы в плане финансов, распределения ресурсов, а значит, стало больше и ответственности. Директору сегодня как никогда нужны навыки управления организацией – основы менеджмента, он должен быть эффективным управленцем.

Вместе с тем, стало больше свободы и в содержательном плане. Директор должен разбираться в современных образовательных парадигмах и приоритетах, а также в перспективных образовательных технологиях. Он должен понимать суть и особенности педагогической работы.

Таким образом, современный директор – менеджер, стратег, понимающий современные тенденции образования, умеющий предвидеть будущее.

Современный директор должен сам постоянно развиваться и совершенствоваться и вместе с тем формировать инновационный механизм, направленный на развитие творческой атмосферы в образовательном учреждении, культивировать у подчиненных интерес к инновациям и новшествам.

Но что может сделать директор один, даже если он самый-самый? – Важно уметь подбирать команду. Термин «команда», думаю, пришел к нам из бизнеса и уверенно прижился в педагогической среде, где традиционно сильно «чувство локтя». И здесь директору очень важно, чтобы его заместители были подлинными профессионалами, неравнодушными управленцами, умеющими работать в команде.

Александр Тверской, директор лицея № 1581:

Кто такой современный директор школы? Квалифицированный и опытный педагог, понимающий суть образовательного процесса или грамотный администратор? Убежден, что современный директор школы – это больше, чем просто хороший педагог и администратор – это эффективный управленец.

Сейчас у школы появилось больше свободы и самостоятельности, как в ведении финансово-хозяйственной деятельности, так и в определении содержания образования, что существенно повышает ответственность за принятые решения.

Поэтому директор – это человек, который может и готов принимать управленческие решения для достижения поставленных целей.

Однако, зададимся вопросом: может ли директор принимать одинаково эффективные решения как в области управления ресурсами, так и в научно-методических, образовательных областях? – Может, если он способен собрать управленческую команду профессионалов, организовать ее работу и не бояться делегировать ответственность членам своей команды.

Конечно, надо помнить, что современный директор – это ключевая фигура в сфере образования, так как он представляет интересы государства в школе и одновременно интересы школы перед государством и обществом. Директор выстраивает взаимодействие, общение, связи между учащимися, родителями, педагогами, партнерами образовательной организации, государственными и муниципальными органами управления.

Современный директор школы должен иметь не только профессиональные компетенции, которые позволяют ему быть эффективным руководителем, но и личные качества, такие как стрессоустойчивость, упорство и настойчивость, уравновешенность, доброжелательное отношение к людям, уверенность в себе.

Елена Савчук, директор школы № 2005:

Результат деятельности любой школы зависит, прежде всего, от того, какой руководитель стоит во главе ее управления. В современных условиях конкурентной среды перед директором школы стоит непростая задача – найти экономически целесообразное направление обучения и качественно организовать образовательный процесс.

Попробуем составить портрет современного руководителя.
Эффективное управление кадрами, регулирование образовательной деятельности, материальное обеспечение классов методическими материалами и техническим оборудованием, ремонт и обслуживание помещения школы – все это необходимо выполнять и координировать директору в современных, меняющихся условиях жизни.

Директор современной школы обязан быть педагогом и организатором, юристом и экономистом. Разработать свой стиль управления школой, в котором проявятся личностные качества руководителя, – первостепенная задача.

Людей, обладающих выраженными чертами лидера от природы, не так много, но этому качеству при желании можно научиться. Необходимо терпение и работоспособность, терпимость к окружению, умение разбираться в людях и видеть их проблемы, не только связанные с учебным процессом, но и личного характера.

Директор является той основой, на которую опираются идеи модернизации российского образования.

На мой взгляд, главная задача современного директора школы – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, а также находить пути их решения, правильно выстраивать приоритеты. Такая постановка вопроса предполагает, что директор школы – это профессиональный и умелый управленец.

Современный директор должен быть универсальной личностью, прекрасно эрудированной, с гибким мышлением.

Важными качествами руководителя являются талант управленца и хозяйственника. Сегодня в московские школы пришла новая система финансирования. От количества учащихся и воспитанников зависит бюджет образовательного учреждения. Чтобы привлечь детей в школу, нужно быть конкурентоспособными.

При этом имеет значение абсолютно все: и уровень качества преподавания, и санитарное состояние зданий и территорий. Директор – менеджер, он обязан просчитывать на много шагов вперед, насколько экономически выгодным будет то или иное его решение, насколько оно будет эффективным.

Привлечь детей в школу, рационально распределить средства и приумножить их – непростая задача для руководителя.

Управляться с графиками и таблицами, цифрами и диаграммами трудно, но еще сложнее управлять людьми. Управлять мудро и деликатно, соблюдая необходимый баланс.

Труднее завоевать авторитет у родителей, ведь они разные, но, тем не менее, объединены общим – любовью к детям. В общении с детьми и родителями, педагогами и сотрудниками главное для директора современной школы – оставаться человеком.

Директор – главный психолог в школе, в его компетенции – и подбор кадров, и сохранение атмосферы в коллективе. Умение общаться с людьми, находить необходимые компромиссы – одна из важных черт современного директора школы, ключ к успеху.

Если у штурвала школы находится директор, который сочетает в себе все необходимые качества руководителя новой формации, можно с уверенностью говорить, что школа – в надежных руках.

Источник: https://mcko.ru/articles/202

Безопасность в школе | Министерство образования и науки

Каковы условия становления директором школы?

Учитель отвечает за профессиональное проведение учебного процесса, а также за формирование в школе поддерживающей и безопасной среды. Учитель формирует учебную среду, выбирает методику и темп, а также подходящую для учащегося степень сложности заданий.

Разрешением повседневных легких конфликтов и недоразумений учитель занимается сам. Учитель договаривается с родителем о том, каким образом реагировать на возможное неподобающее поведение ребенка, а также когда и как происходит обмен информацией.

В ситуациях, когда соученики или учитель чувствуют себя в опасности, учитель обязан потребовать и имеет право получить поддержку со стороны коллег и директора школы.

  • Учитель имеет право получить четкие и конкретные указания о том, как вести себя в возможных ситуациях проявления насилия. В случае постоянных проблем с поведением необходима работа сети. В такой ситуации учитель и семья имеют право получить необходимую помощь у специалистов.

    Родитель несет ответственность за воспитание ребенка и формирование его ценностных оценок. Родитель имеет право ждать, что ребенок в школе ухожен и защищен и что учебная работа проводится на хорошем уровне.

    Родитель должен учитывать, что его права и свободы, как и права и свободы его ребенка, ограничены правами и свободами других людей.

    Родитель обязан вести со школой открытое и дружественное сотрудничество, а также имеет право на такое же обращение со стороны школы.

    Управляющая школой структура отвечает за то, чтобы школа была обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями обеспечения безопасности.

    За основу принимается совместно составленная программа развития школы, внутренний распорядок, план решения экстренных ситуаций и учебная программа.

    Управляющая школой структура должна контролировать, организовал ли руководитель школы школьную жизнь полностью обеспечивающим физическую и психическую безопасность образом, и при необходимости вмешиваться.

    Государство несет ответственность за обеспечение функционирующего и дающего школам достаточную опору законодательства, а при необходимости и надзора, позволяющего участникам процесса развития ребенка брать на себя ясную ответственность за соблюдение профессиональной этики и всестороннюю защиту развивающейся личности.

  • В школе заключаются взаимные соглашения для повседневных действий

    Работники школы, учащиеся и попечительский совет вместе и на понятном для учащихся языке договариваются о следующем:

    • что делается для предотвращения угрожающих безопасности ситуаций; в качестве примера профилактических действий можно привести систему дежурства и прочие меры надзора, применение профилактических методик и методик вмешательства, регулярных совместных круглых столов и других мер по организации труда, участие в проектах, поддерживающих формирование безопасной среды. Также важна доверительная и откровенная связь с ребенком и его семьей, позволяющая вовремя заметить потенциальную опасность и найти возможность минимального необходимого вмешательства.
    • кто и в каких ситуациях должен вмешиваться и как он это сделает; в зависимости от разделения труда в школе и состава персонала устанавливается, в каких ситуациях заметившее проблему лицо должно вмешаться само и в каких ситуациях обратиться за помощью к классному руководителю, завучу, опорному специалисту или к иному работнику, и каковы их функции. Что касается основных типовых ситуаций, на сайте в части опорных материалов даны рекомендации к действию. В школе их следует проговорить между собой и приспособить для школы. Что касается детей, из поведения которых вытекает прогнозируемая и постоянная опасность, должна быть принята отдельная инструкция по поведению. При разрешении опасных ситуаций только лишь опора на импровизированное поведение работника не станет поддерживающим работника решением.
    • кто руководит в школе решением случаев и осуществляет последующий контроль; что касается более сложных случаев, в которых только личное вмешательство учителя не является достаточным, в школе надо договориться о том, кто руководит работой со случаями. Важно, чтобы через некоторое время после рассмотрения случая была вновь проведена беседа со связанными со случаем лицами, чтобы убедиться, что ситуация разрешена.
    • кто и когда организует последующее обсуждение опасной ситуации, которое даст участникам возможность получить обратную связь на будущее; под обсуждением понимается тематический круглый стол, ковизия, супервизия и дебрифинг.
    • кто и когда привлекает специалистов из-за пределов школы (полиция, служба защиты детей, социальный работник МСУ); если решение случая передается другому ведомству, то необходимо четко договориться о том, какова будет роль школы и кто будет контактным лицом. Обратиться к специалистам за пределами школы имеет право любое лицо. Для упрощения сотрудничества все же разумно договориться и о постоянном контакте между работниками школы и специалистами других ведомств, чтобы сотрудничество было системным.
    • кто кого оповещает о случаях и об их разрешении. Чтобы все стороны получили необходимую для них информацию и сотрудничество между домом, школой и ведомствами было эффективным, договариваются о том, какой будет схема движения информации внутри школы, с родителями и другими необходимыми партнерами.

    Соглашения отражаются в правилах внутреннего распорядка школы, в учебной программе и в плане решения экстренных ситуаций.

    Источник: https://www.hm.ee/ru/meropriyatiya/bazovoe-osnovnoe-i-srednee-obrazovanie/bezopasnost-v-shkole

    Задачи и полномочия Управляющего совета

    Каковы условия становления директором школы?

    Версия для печати

    Управляющий совет создается для решения следующих основных задач:

    1. определение основных направлений (программы) развития общеобразовательного учреждения, особенностей его образовательной программы;
    2. повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения;
    3.  содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
    4. контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении.

    По вопросам стратегического управления школой решения принимает Управляющий совет в целом.

    Поэтому школьный управляющий в персональном качестве не может непосредственно вмешиваться в профессиональную деятельность директора и педагогов, требовать от них или от учащихся выполнения своих пожеланий.

    В это же время многое в работе Управляющего совета зависит от личной инициативы и вовлеченности его членов.

    Что может делать Управляющий совет

    Управляющий совет может проводить заседания, создавать рабочие группы и комиссии, разрабатывать и принимать локальные нормативные акты, разрабатывать рекомендации,  проводить контрольные мероприятия, исследования, мониторинги, создавать аттестационные, аккредитационные, медальные, конфликтные и иные комиссии; в рамках контроля за качеством образования осуществлять процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся; направлять обращения, выполнять представительские функции и т.п. по вопросам, которые отнесены Уставом образовательного учреждения к сфере  компетенции Управляющего совета.

    Также Управляющий совет может поднимать вопрос и выносить рекомендации по иным вопросам, которые прямо не включены в перечень его полномочий. Решения Управляющего совета в этом случае будут иметь рекомендательный характер, не обязательный для участников образовательного процесса и администрации школы.

    Управляющий совет имеет право требовать от администрации предоставления информации по вопросам, находящимся в его компетенции.

    Администрация обязана предоставлять помещения для проведения собраний Управляющего совета.

    Управляющий совет разрабатывает, принимает и участвует в реализации нормативно-правовых документов, регламентирующих жизнедеятельность школы, педагогического, ученического коллективов и ассоциации родителей при итоговом согласовании с администрацией школы.

    Чего не может делать Управляющий совет

    Управляющий совет не вправе принимать локальные нормативные акты по вопросам, которые выходят за пределы его полномочий, а также по вопросам, которые отнесены законодательством и Уставом к компетенции других субъектов управления образовательным учреждением. Такие положения не должны включаться в перечень полномочий Управляющего совета.

    Объем полномочий Управляющего совета, предусмотренный Уставом, не должен отличаться от Полномочий, прописанных в Положении об Управляющем совете школы.

    Полномочия Управляющего совета

    В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, к полномочиям Управляющих советов могут относиться:

    1. согласование компонента образовательного учреждения, государственного стандарта общего образования, «школьного компонента» и профилей обучения;
    2. утверждение программы развития учреждения;
    3. согласование выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобразования и науки России;
    4. установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;
    5. решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся;
    6. рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала учреждения;
    7. содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения;
    8. заслушивание отчета руководителя учреждения по итогам учебного и финансового года;
    9. рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в учреждении.

    В Законе «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа», помимо вышеперечисленных полномочий, упоминаются:

    1. представление ежегодного публичного отчета общеобразовательного учреждения общественности и учредителю;
    2. участие в определении системы стимулирования качественного труда работников общеобразовательного учреждения.

    Закон Республики Саха (Якутия) «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования в Республике Саха (Якутия)» предлагает закрытый перечень полномочий Управляющего совета:

    1. участие в разработке образовательной программы;
    2. утверждение положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
    3. утверждение распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
    4. привлечение средств для нужд образовательного учреждения;
    5. установление режима работы образовательного учреждения;
    6. содействие созданию в образовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
    7. осуществление контроля за соблюдением условий обучения, воспитания и труда в образовательном учреждении, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников;
    8. осуществление контроля за соблюдением общих требований к приему граждан в образовательные учреждения, а также к переводу их в другие образовательные учреждения;
    9. осуществление контроля за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством;
    10. участие в осуществлении контроля за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений;
    11. участие в осуществлении контроля качества дошкольного и общего образования;
    12. утверждение публичного отчета о результатах деятельности образовательного учреждения;
    13. разрешение конфликтных ситуаций.

    В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, Управляющий совет может при наличии оснований ходатайствовать перед руководителем учреждения о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала.

    Ответственность

    Совет несет ответственность перед учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор учреждения вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки.

    Учредитель вправе распустить Совет, если Совет не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству РФ.

    В этом случае либо происходит новое формирование Совета по установленной процедуре, либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данном учреждении Управляющего совета на определенный срок.

    1)    определение основных направлений развития общеобразовательного учреждения; 2)    участие в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного стандарта общего образования и иных значимых составляющих образовательного процесса в целом (профили обучения, система оценки знаний обучающихся и другие); 3)    содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса; 4)    финансово-экономическое содействие работе общеобразовательного учреждения за счет рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, доходов от собственной, приносящей доход деятельности и привлечения средств из внебюджетных источников; 5)    обеспечение прозрачности привлекаемых и расходуемых финансовых и материальных средств; 6)    участие в формировании единоличного органа управления общеобразовательным учреждением и осуществление контроля за его деятельностью;

    7)    контроль за качеством и безопасностью условий обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении.

    В вопросах функционирования школы

    1)    разработка Устава школы; 2)    внесение изменений и дополнений в Устав школы;  3)    установление режима занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели – пятидневная или шестидневная; 4)    определение времени начала и окончания занятий; 5)    разработка графиков каникул и определение сроков их начала; 6)    принятие решений о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды обучающихся и персонала школы; 7)    рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждения; 8)    осуществление контроля над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе; 9)    рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей)  ; 10)    при наличии оснований – право ходатайствовать перед руководителем Учреждения о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала; 11)    содействие в обеспечении социальной защиты несовершеннолетних; 12)    принятие решений об исключении учащихся из школы по представлению педагогического совета школы;

    13)    представление педагогических и других работников школы к различным видам поощрения, включая материальное поощрение из средств школы;

    В организации образовательного процесса

    1)    согласование с администрацией школы компонента образовательного государственного стандарта общего образования (“школьный компонент”); 2)    согласование профилей обучения в старшей школе;  

    3)    выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;

    В сфере финансово-хозяйственной деятельности

    1)    согласование по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; 2)    согласование сметы бюджетного финансирования; 3)    утверждение сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников; 4)    утверждение сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников; 5)    содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы; 6)    согласование сдачи в аренду школой закрепленных за ней объектов собственности; 7)    содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения; 8)    заслушивание отчета директора школы по итогам учебного и финансового года;

    9)    привлечение дополнительных финансовых средств для укрепления и развития материально-технической базы школы;

    Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда

    Периодичность и суммы выплат стимулирующей части заработной платы для каждого педагогического работника образовательного учреждения определяется на основании Публичного Доклада общеобразовательного учреждения о распределении стимулирующей части платы труда педагогических работников.

    Доклад представляется руководителем образовательного учреждения на заседании Управляющего совета образовательного учреждения, посвященного вопросам распределения стимулирующей части заработной платы.

    В Докладе отражается: 1)    Структура фонда оплаты труда образовательного учреждения, общий объем, объем базовой части, объем стимулирующей части фонда оплаты труда. 2)    Перечень нормативно-правовых и регламентных документов, определяющих порядок распределения стимулирующей части заработной платы педагогических работников.

    3)    Ознакомление с методикой расчета стимулирующей части заработной платы педагогических работников образовательного учреждения. 4)    Представление основного расчетного показателя для определения размера стимулирующих выплат каждому работнику – денежный вес одного балла оценки профессиональной деятельности педагогического работника.

    5)    Представление списка педагогических работников (с перечислением должности и выполняемых функций) с указанием количества баллов, набранных по показателям оценки качества, используемым для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда (с подробным указанием оснований для начисления по каждому пункту).

    6)    Предложения по количеству баллов, набранных педагогическим работником и рассчитанного на сновании этого размера выплат стимулирующего характера. 7)    Указание общего объема распределенных средств стимулирующего фонда оплаты труда.

    8)    Предложение утвердить предложенный список.

    В определении стратегии развития школы

    1)  утверждение программы развития  школы по представлению руководителя образовательного учреждения; 2)  определение путей взаимодействия школы с научно-исследовательскими, производственными, кооперативными организациями, добровольными обществами, отделениями творческих союзов, другими государственными и общественными институтами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития учащихся и творческой деятельности педагогов;

    3)  поддержка общественных инициатив по совершенствованию и развитию обучения и воспитания молодежи, творческих поисков и опытно-экспериментальной работы педагогов

    Источник: https://usperm.ru/clarify/zadachi-i-polnomochiya-upravlyayushchego-soveta

    Общие вопросы по законодательству об образовании | Федеральный ресурсный методический центр развития образования в сфере культуры и искусства

    Каковы условия становления директором школы?

    Вопрос: В наше время реформ за все ошибки и поспешности отвечают, к сожалению, дети. Они имеют огромную нагрузку в общеобразовательной школе (у нас сейчас третьеклассники имеют по 6! уроков в день.) Из школы их отпускают примерно в 14-30. Таким образом – обучение в ДМШ начинается с 15 часов, и учеба в ДМШ – это 7-8 часов в неделю.

    Учащиеся ДМШ – это и одаренные, и умные, и ответственные дети, но в общеобразовательной школе отношение к ним самое ужасное. Там делают все, чтобы усложнить этим детям жизнь: задерживают на последних уроках, устраивают дополнительные и ненужные уроки (6 и 7 часы), а объемы домашних заданий ужасают.

    Как нам, преподавателям, в дальнейшем готовить самых лучших к профессии, если детям некогда заниматься?

    Ответ: Вы затронули очень важные проблемы, стоящие перед детскими школами искусств, именно те проблемы, которые имеют социальный, системный характер, и решение которых, в большей степени, связано с преодоление многих негативных тенденций последнего двадцатилетия.

    Есть надежда, что новый закон “Об образовании в Российской Федерации” постепенно позволит изменить ситуацию, так как в нем предусмотрено сетевое взаимодействие образовательных учреждений, и дополнительное образование в детских школах искусств может учитываться как совместная деятельность организаций, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (статья 15). Конечно, все эти нормы закона постепенно будут входить в нашу жизнь, но мне кажется, что данное взаимодействие двух школ – общеобразовательной и школы искусств – реально и взаимовыгодно.

    Вопрос: Первое. Как в ДШИ будет представлено общемузыкальное или же – шире – общеэстетическое направление образования, которое определяло содержание образования в ДМШ, ДШИ.

    Ведь если мы готовим любителя музыки, то средства и содержание программ не будет совпадать с целями и задачами предпрофессиональной подготовки (узкоспециальными). Второе.

    Прием в школу предполагает проведение отбора детей; значит не все дети смогут получить общее музыкальное образование, не противоречит ли это законодательству?

    Ответ: Цели общего музыкального (общего эстетического, общего художественного) образования не противоречат направленности и содержанию предпрофессиональных программ. Именно предпрофессиональные программы имеют весь спектр возможностей в художественном образовании и воспитании детей.

    Почитайте внимательно федеральные государственные требования (например, по программе “Фортепиано” и другим программам): “ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства”. Многих смущает формулировка “выявление одаренных детей”, но данная задача всегда ставилась перед детскими школами искусств, Вы почему-то ограничиваете наши традиции только общехудожественным образованием. Но “выявление одаренных детей” – это длительный процесс, государство “дает” нашим школам на этот процесс даже 8-9 лет! В этом процессе мы выявляем особенно способных, но ВСЕ дети при этом получают качественное образование, основные показатели этого качества как раз и указаны в этом цитируемом фрагменте. Не следует также трактовать предпрофессиональные программы как программы особой сложности. В ваших программах учебных предметов вы можете отразить различные по уровню сложности, например, исполнительские программы и т.д. Кроме того, введение предпрофессиональных программ не исключает действие общехудожественных программ. И еще – у нас прием в школы существовал всегда, школы всегда “отбирали” детей (надеемся, что конкурс на все программы школы у нас будет только увеличиваться).

    Вопрос: В связи с введением новых образовательных программ, в устав учреждения были внесены новые формулировки ОП, а именно: ” Учреждение осуществляет следующие основные виды образовательной деятельности: – реализация образовательных программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности; – реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств”.

    Достаточно ли таких формулировок, и можно ли оставить название “художественно-эстетической направленности”?

    Ответ: Лучше названия действующих программ оставить в том виде, в котором они сейчас сформулированы, а вот новые программы – назвать соответственно законодательству – правильно, дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств.

    Что касается деления всех дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные – это дело будущего, применение новой терминологии будет возможно с момента вступления в действие нового федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.

    Вопрос: Где можно посмотреть ФГТ “Фортепиано” и ФГТ “Хореографическое творчество”?

    Ответ:

    Источник: http://iroski.ru/node/992

    Автоправо
    Добавить комментарий