Какие законы или другие правовые акты содержат понятие молодой специалист?

Консультация по вопросам трудового законодательства для молодых

Какие законы или другие правовые акты содержат понятие молодой специалист?

1. Трудовое законодательство и иные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в Российской Федерации

Регулирование трудовых отношений в Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда.

Трудовое законодательство Российской Федерации состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Коллективный договор является правовым актом, который заключают работники и работодатель в лице их представителей, который также регулирует трудовые отношения.

Коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения в организации (в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях) или у индивидуального предпринимателя.

и структура коллективного договора определены в статье 41 Трудового кодекса РФ и включают следующие вопросы:

– формы, системы и размеры оплаты труда;

– выплата пособий, компенсаций;

– механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

– занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

– рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

– улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

– соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

– экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

– гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

– оздоровление и отдых работников и членов их семей;

– частичная или полная оплата питания работников;

– контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

– отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

– другие вопросы, определенные сторонами.

При этом важно помнить, что содержание и структура коллективного договора определяются по соглашению сторон (соглашению, достигнутому между работодателем и представителями работников).

Кроме того, в коллективном трудовом договоре могут быть определены дополнительные льготы и преимущества для работников, более благоприятные условия труда (по сравнению с установленными действующими законами). Однако, возможность установления дополнительных льгот и преимуществ работникам конкретной организации (учреждения, предприятия) напрямую зависит от финансово-экономических возможностей работодателя.

Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли.

В настоящее время идет подготовка к заключению Трехстороннего соглашение между Правительством РХ, Федерацией профсоюзов РХ и работодателями РХ.

и структура соглашения определяются по договоренности сторон (представителей работодателя и работников), которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения.

В соответствии со статьей 46 Трудового кодекса РФ в Соглашение могут быть включены следующие вопросы:

оплата труда;

– условия и охрана труда;

– режимы труда и отдыха;

– развитие социального партнерства;

– иные вопросы, определенные сторонами.

В действующих Отраслевых Соглашениях по договоренности сторон включены отдельные разделы, предусматривающие льготы, гарантии и компенсации молодым специалистам и учащейся молодежи.

Вместе с тем, работодателям рекомендуется устанавливать дополнительные социальные льготы и гарантии молодым специалистам, во-первых, за счет собственных средств и с учетом собственных финансовых возможностей, во-вторых, с обязательным включением их в коллективный договор.

2. Работодатели (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции и в соответствии с трудовым законодательством вправе принимать локальные нормативные акты, содержание нормы трудового права. Ст. 8 ТК РФ.

При этом важно помнить следующее:

Локальные нормативные акты

а) не должны ухудшать положение работника;

б) должны соответствовать действующему трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договорам и соглашениям;

в) должны учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии).

3. Понятие молодого специалиста в российском законодательстве

В действующем федеральном законодательстве (Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений) не содержится понятия «молодой специалист».

Однако понятия «молодой специалист», «молодой работник» используется в различных нормативных правовых актах субъектов, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения с участием молодых специалистов. Например,

– Закон Республики Хакасия от 22.12.1993 N 25 “О реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия”

Источник: http://fprh.ru/legal-protection/detail.php?ID=1056

Понятие молодой специалист в Трудовом кодексе

Какие законы или другие правовые акты содержат понятие молодой специалист?

Если этого не происходит, статус «молодой специалист» не присваивается. Между компанией и сотрудником возникают трудовые отношения, которые регулируются Трудовым кодексом РФ, ст. 70. В этом случае молодой кадр приступает к работе без прохождения испытательного срока.

  • нормативно-правовых актах. В каждом городе РФ действуют свои законы, регулирующие выплаты. К примеру, в Санкт-Петербурге тарифы и соответствующие суммы прописаны в Социальном кодексе;
  • договорах организаций, куда сотрудник отправился по распределению;
  • положении о статусе специалиста, которое устанавливается как в пределах определенного предприятия, так и на региональном уровне.

В итоге у оставшихся 3 дежурных накопились переработанные часы. Как нам должны их компенсировать? Табельщица на наш поставленный вопрос ответила, что нам их отдадут в качестве неоплачиваемых выходных дней. Но в итоге получается, что 3 человека выполняли функции четвёртого человека и часы, которые отрабатывали 3 дежурных ушли в никуда?

Максимальный размер северной надбавки в данных областях составляет 100% от заработной платы. В остальных районах Крайнего Севера надбавка рассчитывается по таким же правилам.

Но когда размер доплаты достигает 60% от заработка, 10-процентное повышение производится после каждого отработанного года. В данных районах максимальная величина надбавки установлена в пределах 80% от зарплаты.

Для расчета северной надбавки для жителей местности, приравненной к Крайнему Северу, используется 10% ставка от зарплаты, которая начисляется через год работы.

Подъемные выплаты для молодых специалистов в 2019 году

  1. Подъемные станут доступны только после заключения первого трудового договора. Перед его подписанием, выпускник обязан представить работодателю свой диплом о полученном образовании. С момента его получения должно пройти нем более года,только в этом случае можно претендовать на помощь государства.
  2. Второе условие — трудоустройство по той специальности, которая указана в дипломе. Если, например, педагог устраивается на работу продавцом, то это не дает ему право на получение подъемных.
  3. Трудоустройство сопровождается не только подписанием трудового договора, но и изданием приказа о приеме на работу.

    Этот документ обязательно предъявляется новому работнику для ознакомления и подписи. Только после этого трудоустройство можно считать состоявшимся.

  4. Новый сотрудник должен написать и передать руководителю заявление на выплату подъемных. Оно пишется в произвольной форме. Прикладывать в нему подтверждающие документы нет необходимости, их копии у работодателя имеются.

  5. Рассмотрев заявление, руководитель составляет приказ о назначении подъемных новому сотруднику. Приказ этот, как и любой другой, касающийся работника, предъявляться ему для подписи.
  6. Производится перечисление средств новому работнику обычным для организации способом. Или они выплачиваются наличными через кассу.

Ряд регионов предусматривает дополнительные меры поддержки молодых специалистов. Для их получения, заявление и документы передаются уже в местную администрацию.

Потребуется диплом и трудовой договор, подтверждающие необходимый статус.

  • возраст до 35 лет;
  • высшее образование или перспектива получить его в ближайшее время;
  • отсутствие в собственности жилой недвижимости: квартиры или дома;
  • жилищные условия не соответствуют существующим социальным нормам;
  • проживание в сельской местности или готовность в нее переехать.

Молодой специалист по трудовому кодексу рф 2019

— Как такового понятия «молодой специалист» в нынешнем трудовом законодательстве нет. Но Трудовой кодекс РФ в ч. 4 ст.

70 предусматривает, что невозможно устанавливать испытание для лиц, которые окончили учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, и впервые поступают на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения. Каких-либо иных особенностей правового положения для тех, кого можно отнести к «молодым специалистам» (в том числе запрета увольнения)

Рекомендуем прочесть:  Налог с дарения

Кампанию по привлечению молодых педагогов в сельскую местность было решено продолжить, а потому и льготы сельским учителям в 2019 году сохранятся почти в том же составе – об этом еще в сентябре 2015 года заявила руководитель Минздрава Т. Голикова.

Однако полный перечень льгот учителям в сельской местности, а также размер материальных компенсаций молодым педагогам зависят не только от государственных директив, но и от регионального законодательства – это значит, что фактически специалист может получить за свою работу в селе вовсе не то вознаграждение, о котором так красноречиво рассказывают представители Правительства. Увеличенный оплачиваемый отпуск (предоставляется раз в год).

Подъёмные выплаты молодым специалистам в 2019 году

Предоставление работодателем льгот молодому специалисту может означать необходимость трудиться на его предприятии минимальный оговоренный срок, обычно составляющий 3-5 лет. Подъёмные выплаты молодой специалист может получить сразу в полном объёме в виде разового начисления или ежегодно на протяжении 3 лет – во втором случае каждый год начисления будут становиться меньше.

  1. Выплаты могут оформить выпускники средних и высших медицинских учебных заведений.
  2. Подъёмные средства предназначены также выпускникам образовательных учреждений, предлагающих профессиональную педагогическую подготовку.
  3. Финансовая поддержка может быть оказана также будущим молодым специалистам, на данный момент окончившим обучение в колледжах и высших учебных заведениях РЖД.

Выплаты молодому специалисту по Трудовому Кодексу РФ 2019

  • возраст молодого специалиста – до 35 лет;
  • диплом о получении средне-специального или высшего педагогического образования в аккредитованном государством образовательном учреждении;
  • специалисту отводится 3 месяца для трудоустройства на государственную службу в учебное заведение.
  • до скольки лет? Максимальный возраст получателя не должен превышать 45 лет;
  • трудовое соглашение заключается не менее чем на 5 лет;
  • наличие диплома о высшем медицинском образовании;
  • специалист обязан пройти ординатуру или интернатуру;
  • если супруги медики, то государственная помощь выплачивается обоим;
  • оплату производит Фонд обязательного медицинского страхования;
  • полученные денежные средства не облагаются налогом;
  • для оформления помощи заявителю необходимо обратиться в территориальное отделение ФОМС по месту жительства;
  • место работы по распределению определяется из наличного списка;
  • отказ от заключенного трудового соглашения порождает обязанность вернуть полученные средства;
  • декретный отпуск не приостанавливает начисление трудового стажа.

Поощрения для молодого специалиста по Трудовому кодексу РФ в 2019 году

Если хотя бы одно из этих условий не будет выполнено, то получать социальную выплату человек не имеет права. Это же касается и выпускников с несоответствующим возрастом, которые соблюли все условия, связанные с обучением и трудоустройством — для них получение пособия также будет невозможным.

  • человек закончил учебное учреждение, которое имеет действующую аккредитацию от государства. При этом оно должно иметь статус среднего или высшего учебного заведения;
  • обучение производилось на дневном (очном) отделении, при этом финансировалось за счет государства;
  • специалист получил диплом государственного образца, который подтверждает его знания и навыки;
  • трудоустройство производится в течение года после окончания учебы;
  • работа по полученной специальности первая, это же считается и при трудоустройстве по направлению из заведения;
  • для работы было выбрано учреждение, финансируемое из государственного бюджета.

Молодой специалист трудовой кодекс рф

Молодой специалист — это работник, окончивший образовательное учреждение начального, среднего или высшего профессионального образования и впервые поступивший на работу по полученной специальности Трудовой кодекс запрещает устанавливать испытание для этой категории работников (ст. 70 ТК РФ). Если вопреки требованиям закона работодатель все же устроит профессиональную проверку, работник без особого труда оспорит это решение, пожаловавшись в суд или правовому инспектору.

В статье 59 подробно рассмотрены и указаны случаи, когда может заключаться срочный трудовой договор .

И если мы говорим о молодых людях, которые поступают на работу в общеобразовательные учреждения, то этот случай предусматривает конкретные условия — лица, которые в данный момент учатся на очных отделениях профессиональных учебных заведений могут быть приняты на условиях срочного трудового договора, но это не потому что они молодые, а потому что они учатся.

Согласно постановлени ю Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года № 1002-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 23 марта 2004 года N 172-ПП» (введен в действие 19 января 2008 года) государственным образовательным учреждениям, подведомственным Департаменту культуры города Москвы, начиная с 19 января 2008 года при установлении статуса «молодой специалист» необходимо руководствоваться следующим: молодыми специалистами считаются лица не старше 35 лет, непосредственно (не позднее трех месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования) поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе), при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы независимо от объема педагогической нагрузки.

Источник: https://dk-kupavna.com/ponyatie-molodoy-spetsialist-v-trudovom-kodekse/

Молодой специалист: эволюция понятия в современных условиях

Какие законы или другие правовые акты содержат понятие молодой специалист?

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О.А. Парягина, доцент кафедры гражданского права Юридического института Иркутского государственного университета, кандидат юридических наук

В статье дан сравнительный анализ понятия «молодой специалист» в дореформенном отечественном законодательстве и действующих федеральных подзаконных правовых актах и законах субъектов Российской Федерации, регулирующих трудоустройство и меры социальной поддержки выпускников учреждений профессионального образования в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы села, государственных и муниципальных учреждениях. Динамика понятия исследуется во взаимосвязи с вопросами правового статуса молодого специалиста и развития социального партнерства в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, молодой специалист, трудоустройство, социальное партнерство, трудовой договор, социальная поддержка, законы субъектов Российской Федерации.

Как отмечается в Концепции действий на рынке труда на 20082010 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. № 1193-р [1]1 в настоящее время в России около 834 тыс. человек (37,9%), окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет являются безработными. Вместе с тем в 2004-2007 гг. в стране вследствие структурной пере-

1 Далее – Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы.

стройки экономики, роста инвестиций, повышения потребительского спроса, а также снижения численности населения трудоспособного возраста возникла проблема обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми квалифицированными кадрами. В этой связи в указанном документе обоснованное значение придается мерам по обеспечению сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, развитию региональных рынков труда и кадрового потенциала организаций,

повышению качества рабочих мест и территориальной мобильности рабочей силы, совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере занятости.

В русле приоритетных направлений государственной политики в сфере занятости и, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, актуализируется институт молодого специалиста.

В конкурентной борьбе за квалифицированную рабочую силу российские работодатели проявляют заинтересованность в приеме на работу молодых работников как носителей новых знаний и технологий, создают необходимые условия для их трудовой и социально-бытовой адаптации, закрепления в организациях и профессионального роста.1 Нормы о гарантиях, компенсациях и льготах молодым специалистам включаются в акты социального партнерства, локальные нормативные акты организаций, заключаемые с этой категорией работников трудовые договоры. Получает развитие междисциплинарный подход к решению проблем молодых специалистов, основанный на использовании многих отраслей знаний (социологии, экономики, психологии, права и др.).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» [3] предус-

1 За рубежом проблемы отбора молодых специалистов и содействия им решаются в рамках информационного менеджмента и встраиваются в общую систему критериев успешной деятельности предприятии, важнейшим из которых становится его конкурентоспособность [2, с. 39-55].

мотрено участие государства, регионов, муниципальных образований в софи-нансировании затрат, связанных с жилищным обеспечением молодых семей и молодых специалистов в сфере сельского хозяйства.

В нескольких субъектах Российской Федерации законодательно установлены основы статуса молодых специалистов в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы села, в государственных и муниципальных учреждениях, финансируемых из региональных и муниципальных бюджетов.

На федеральном и региональном уровнях правового регулирования трансформируется сложившееся ранее в отечественном законодательстве понятие «молодой специалист».

По сути, молодым специалистом является тот, кто начинает самостоятельную работу по специальности. Однако с юридической точки зрения не каждый начинающий специалист – это молодой специалист.

В дореформенное время к молодым специалистам относились выпускники вузов и техникумов, причем в эпоху господства государственной собственности и плановой экономики они направлялись на работу в предусмотренном порядке и обязаны были отработать по месту распределения в течение определенного срока со дня заключения с ними трудового договора. Так, в соответствии с п. 3 принятого на закате перестройки и официально не отмененного Положения о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений, утвержденного приказом Гособразования СССР от 22 августа 1988 г. № 286

(далее – Положение 1988 г.

), «выпускник высшего или среднего специального учебного заведения, закончивший полный курс обучения и защитивший дипломный проект (работу), сдавший государственные экзамены и направленный на работу комиссией по персональному распределению, считается молодым специалистом в течение трех лет со дня заключения им трудового договора с администрацией предприятия, учреждения или организации» [4]. Предоставление выпускникам вузов и техникумов ряда гарантий и компенсаций (оплачиваемый отпуск по окончании обучения, единовременное пособие, оплата проезда к месту работы и др.) также зависело от соблюдения ими установленного порядка трудоустройства.

Рыночные преобразования в России предопределили неприемлемость установленного в советское время порядка распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений, необходимость утверждения договорных начал при привлечении их к труду.

На современном этапе целям обеспечения занятости молодежи и удовлетворения потребностей работодателей в квалифицированных кадрах служит использование механизмов долгосрочного и конструктивного сотрудничества участников образовательного процесса, государства и бизнес-сообщества.

Вслед за изменением методов регулирования рынка труда направление выпускников учреждений профессионального образования на работу в едином предусмотренном порядке утратило значение квалифицирующего признака

при определении понятия «молодой специалист».

Нынешний уровень теоретической и нормативной разработки понятия и статуса молодых специалистов выразительно характеризует то, что в недавно изданном Толковом словаре-справочнике трудового права есть, например, определение слова «батрак», но нет статьи «молодой специалист» [5]. В журнале «Кадровик.

Трудовое право для кадровика» на вопрос читателей о понятии «молодой специалист» ответили, что «…как такового его определения нет. Законодательные акты употребляют это понятие применительно к вопросам предоставления различных льгот (например, жилья и т.д.).

При этом, как правило, под молодым специалистом понимается гражданин, получивший образование высшего, среднего или начального профессионального уровня, впервые поступающий на работу по полученной специальности либо отработавший по полученной профессии (специальности) непродолжительный срок» [6, с. 18].

Рассматривая данное определение в качестве обобщающего, уточним, что понятие «молодой специалист» отсутствует в федеральных законах, а в законах субъектов Российской Федерации не является единым.

В актах федерального и регионального значения субъекты, указанные в приведенном определении, признаются молодыми специалистами в первую очередь с учетом сферы их трудоустройства.

По сравнению с дореформенным периодом в определениях понятия «молодой специалист»/«молодые специалисты» на федеральном и региональном уровнях правового регулирования

содержатся дополнительные элементы.

Одни из них (например, типы учреждений профессионального образования, степень завершенности процесса обучения, возраст субъекта) связаны с реализацией правосубъектности молодого специалиста в трудовых отношениях, а другие (например, нуждаемость в улучшении жилищных условий, постоянное проживание в сельской местности, гражданство) – в жилищных, семейных и иных отношениях социальной направленности. Поэтому, если в юридической науке советского периода подчеркивалась трудоправовая принадлежность понятия «молодые специалисты» [7, с. 231; 8, с. 177], то теперь более очевидна его многоотраслевая правовая природа.

На трудоправовых аспектах понятия «молодой специалист» сосредоточены нормы законов субъектов Российской Федерации, определяющие статус молодых специалистов в государственных и муниципальных учреждениях. Так, в ст. 1 Закона Калужской области от 4 февраля 2005 г.

№ 25-ОЗ «О молодом специалисте в Калужской области» предусмотрено, что молодой специалист – это выпускник образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования в возрасте до 30 лет включительно, получивший соответствующий документ об уровне образования и (или) квалификации, принятый в порядке, установленном трудовым законодательством, на работу в организацию в первые три месяца после окончания образовательного учреждения и работающий в ней в течение трех лет с момента

приема на работу (в указанные периоды не включаются: время прохождения военной службы по призыву и отпуск по уходу за ребенком) [9]. Согласно ст. 38 Кодекса Омской области «О социальной защите отдельных категорий граждан», принятого Законом Омской области от 4 июля 2008 г.

№ 1061-0З, право на получение социальной поддержки предоставляется молодым специалистам, впервые поступившим на работу в государственные и муниципальные учреждения Омской области, расположенные на территориях муниципальных районов Омской области, возраст которых не превышает 28 лет включительно, имеющим высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и заключившим по полученной специальности трудовой договор с учреждениями на срок не менее трех лет [10].

Пример определения понятия «молодые специалисты», и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/molodoy-spetsialist-evolyutsiya-ponyatiya-v-sovremennyh-usloviyah

Правовое регулирование труда молодых специалистов

Какие законы или другие правовые акты содержат понятие молодой специалист?

Нормативно-правовой механизм регулирования трудоустройства молодых специалистов в современных условиях, их адаптация на рынке труда, обеспечение их прав и обязанностей – эти вопросы являются приоритетными в рамках проводимой государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года N 2403-р.

В структуре действующего федерального законодательства, включающего Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений, не закреплено понятие молодого специалиста.

Определение данной категории лиц имеет место быть в отдельных нормативно-правовых актах, регулирующих трудовые отношения в данной сфере, положение, а также правовой статус молодых специалистов частично закреплены на региональном и местном уровне законодательства.

Следовательно, законодатель счёл необходимым «отдать» в ведение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вопрос о правовом регулировании труда молодых специалистов.

Каждый субъект РФ и муниципальные образования самостоятельно, в зависимости от располагаемого бюджета, географических, демографических и иных особенностей, определяют положение молодого специалиста, его правовой статус, устанавливают гарантии его трудоустройства и обеспечивают их реализацию.

Таким образом, трактовку понятия «молодой специалист» можно встретить в содержании отдельных нормативно-правовых актов на региональном и местном уровне, а также в отраслевых соглашениях.

Молодой специалист – это лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение определенного срока со дня окончания образовательного учреждения.

Трудовые отношения в Российской Федерации, а значит и труд молодых специалистов, регулируются трудовым законодательством РФ. Более того на федеральном уровне законодательства в Трудовом кодексе РФ установлены основные критерии отнесения работников к данной категории лиц, среди которых необходимо выделить следующие:

– лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию;

– лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности;

– лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Отраслевые соглашения и отдельные нормативно-правовые акты устанавливают дополнительные критерии, которым должен отвечать выпускник, относящий себя к данной категории.

Но при этом не выработаны и не закреплены в законодательстве единые критерии отнесения работников к категории «молодые специалисты».

Данный пробел в федеральном законодательстве является актуальной проблемой всего нормативно-правового регулирования трудоустройства молодых специалистов.

На уровне субъектов РФ данная сфера трудовых отношений достаточно широко регулируется региональными правовыми актами. К примеру, закон Хабаровского края от 30 сентября 2015 №117 «О молодежи и молодежной политике в Хабаровском крае».

В нём даётся понятие молодого специалиста, где говорится, что это гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов – до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией. Также определяется правовой статус молодёжи и молодых специалистов, устанавливаются общие положения, предусматривается нормативно-правовой механизм реализации государственных гарантий трудоустройства для выпускников на рынке труда.

На местном уровне органы местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты, регулирующие положение молодого специалиста как участника рынка труда муниципального образования. В большинстве случаев, такие акты местного характера содержат меры социальной поддержки, и иные формы обеспечения гарантированного трудоустройства.

Ведь большинство муниципальных образований, находящихся в отдаленных и труднодоступных (из-за географических особенностей) районах, на сегодняшний день испытывают сильнейший кадровый голод.

Тем самым, муниципальные органы власти пытаются привлечь новую «рабочую силу» в лице молодых специалистов из других регионов, путём совершенствования нормативно-правовой базы и предоставления государственных гарантий трудоустройства выпускникам.

Для примера, муниципальная программа «О мерах социальной поддержки, предоставляемых гражданам в период их обучения» утвержденная Постановлением Администрации Николаевского муниципального района от 03.02.2015 N 35-па, предусматривает подготовку специалистов в интересах Николаевского муниципального района. Ее задачами являются:

– привлечение и закрепление молодых специалистов в социальной сфере и народном хозяйстве муниципального района;

– повышение квалификационных требований работников, осуществляющих деятельность в социальной сфере и народном хозяйстве муниципального района.

В рамках выполнения поставленных задач администрация Николаевского муниципального района предоставляет следующие меры финансовой и социальной поддержки:

– выплаты ежемесячной стипендии;

– компенсация расходов по оплате стоимости проживания в общежитии;

– компенсация расходов по оплате стоимости проезда к месту практики;

В Николаевском муниципальном районе остро стоит проблема нехватки кадров в педагогической, медицинской, культурной отраслях, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, строительстве и других сферах.

Это связано с оттоком населения в краевой центр и другие крупные промышленные центры РФ, выпускник ВУЗа, получив образование, не возвращается в муниципальный район.

Именно поэтому задачей механизма нормативно-правового регулирования на местном уровне является введение и успешная реализация государственных гарантий трудоустройства для молодых специалистов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на современном этапе развития трудового законодательства РФ, есть определенные пробелы в законодательстве, которые необходимо доработать.

Существует необходимость установить единые критерии отнесения работников к данной категории специалистов на федеральном уровне, а также определить понятие «молодой специалист» в нормативно-правовом акте федерального законодательства.

Механизм правового регулирования труда молодых специалистов на местном и региональном уровне строится на принципе того, что каждый субъект или муниципалитет самостоятельно определяет правовой статус такого специалиста, в зависимости от финансовых возможностей и социальной необходимости, поэтому допустима разработка определенных рекомендаций для органов местного самоуправления. Рекомендации могут отражать конкретные проблемные аспекты проводимой политики местных властей в отношении выпускников – будущих молодых специалистов и содержать возможные варианты решения существующих недочетов в законодательстве.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/social/lxv/110175

Трудовой договор, трудовое законодательство и трудовые отношения: гарантии и льготы

Какие законы или другие правовые акты содержат понятие молодой специалист?

На вопросы отвечает О. А. Чернова, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин ТОГУ, кандидат юридических наук.

1. Трудовое законодательство и иные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в Российской Федерации

Регулирование трудовых отношений в Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда.

Трудовое законодательство Российской Федерации состоит из Трудового кодекса Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 г., действует с изм. на 19.05.2013 г.), федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения регулируются также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, как то:

  • указами Президента Российской Федерации (к примеру, указ Президента РФ от 29 апреля 2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»);
  • постановлениями Правительства Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года». Программа включает мероприятия, в том числе направленные на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности);
  • нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (к примеру, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 449 от 28 июня 2007 г. утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства, в том числе безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые);
  • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства Хабаровского края от 15 июня 2009 г. № 178-пр «О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» скачать (261.9 KБ);
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления (к примеру, решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района в 2008 г. были утверждены муниципальные целевые программы «Кадры отрасли «Культура» скачать (249.0 KБ) , «Педагогические кадры» скачать (273.5 KБ), предусматривающие мероприятия по целевой подготовке и закреплению молодых специалистов);
  • коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.

Коллективный договор является правовым актом, который заключают работники и работодатель в лице их представителей.

Коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения в организации (в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях) или у индивидуального предпринимателя.

Коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения в организации (или у индивидуального предпринимателя).

и структура коллективного договора определены в статье 41 Трудового кодекса РФ и включают следующие вопросы:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

При этом важно помнить, что содержание и структура коллективного договора определяются по соглашению сторон (соглашению, достигнутому между работодателем и представителями работников).

и структура коллективного договора определяются по соглашению сторон.

Кроме того, в коллективном трудовом договоре могут быть определены дополнительные льготы и преимущества для работников, более благоприятные условия труда (по сравнению с установленными действующими законами). Однако, возможность установления дополнительных льгот и преимуществ работникам конкретной организации (учреждения, предприятия) напрямую зависит от финансово-экономических возможностей работодателя.

Соглашение – правовой акт, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями.

Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли.

В настоящее время заключено значительное количество отраслевых соглашений, в которых установлены общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли. Приведем лишь отдельные из них:

  • Федеральное отраслевое соглашение по радиоэлектронной промышленности Российской Федерации на 2009 – 2011 годы скачать (361.4 KБ);
  • Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 – 2012 годы скачать (362.5 KБ);
  • Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010 – 2012 годы скачать (310.3 KБ);
  • Отраслевое соглашение организаций и учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2009 – 2011 годы скачать (297.9 KБ);
  • Отраслевое соглашение по организациям рыбного хозяйства на 2010 – 2012 годы скачать (306.5 KБ)
  • Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2011 – 2013 годы скачать (306.8 KБ);
  • Отраслевое соглашение по организациям ракетно-космической промышленности Российской Федерации на 2011 – 2013 годы скачать (284.0 KБ).

и структура соглашения определяются по договоренности сторон (представителей работодателя и работников), которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения.

и структура соглашения определяются по договоренности сторон.

В соответствии со статьей 46 Трудового кодекса РФ в Соглашение могут быть включены следующие вопросы:

  • оплата труда;
  • условия и охрана труда;
  • режимы труда и отдыха;
  • развитие социального партнерства;
  • иные вопросы, определенные сторонами.

В действующих Отраслевых Соглашениях по договоренности сторон включены отдельные разделы, предусматривающие льготы, гарантии и компенсации молодым специалистам и учащейся молодежи.

Вместе с тем, работодателям рекомендуется устанавливать дополнительные социальные льготы и гарантии молодым специалистам, во-первых, за счет собственных средств и с учетом собственных финансовых возможностей, во-вторых, с обязательным включением их в коллективный договор.

Справочно:

Название Отраслевого соглашенияРаздел Соглашения, предусматривающий льготы, гарантии и компенсации молодым специалистам
Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 – 2012 годы Раздел 8. Социальная защита молодежи, работающей в учреждениях
Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010 – 2012 годы Раздел VII. Гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых специалистов и учащейся молодежи
Отраслевое соглашение организаций и учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2009 – 2011 годы Раздел 5. Работа с кадрами и молодыми специалистами
Отраслевое соглашение по организациям ракетно-космической промышленности Российской Федерации на 2011 – 2013 годы Раздел VII. Работа с молодежью

Работодатели (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции и в соответствии с трудовым законодательством вправе принимать локальные нормативные акты, содержание нормы трудового права.

При этом важно помнить следующее: Локальные нормативные акты

  • не должны ухудшать положение работника;
  • должны соответствовать действующему трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договорам и соглашениям;
  • должны учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии).

Примером локального нормативного акта может служить Положение о молодом специалисте ОАО «РЖД», утв. ОАО «РЖД» 23 декабря 2005 г.

Данное положение было разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», коллективным договором ОАО «РЖД», и направлено на привлечение молодых специалистов на работу, закрепление их в ОАО «РЖД», расширение предоставляемых им социальных гарантий.

В Положении определены:

  • статус и обязанности молодого специалиста;
  • предоставляемые молодому специалисту гарантии и компенсации;
  • обязанности ОАО «РЖД» по отношению к молодому специалисту.

2. Понятие молодого специалиста в российском законодательстве

В действующем федеральном законодательстве (Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений) не содержится понятия «молодой специалист».

Однако понятия «молодой специалист», «молодой работник» используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения с участием молодых специалистов. Данные понятия можно встретить и в названиях правовых актов и по тексту.

При этом единые критерии, позволяющие отнести конкретную категорию работников к молодым специалистам, до сих пор не выработаны.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Рамбуйе, 27 ноября 2009 года) молодой специалист рассматривается как гражданин государства одной Стороны в возрасте от 18 до 30 лет, уже работающий или приступающий к трудовой деятельности, который отправляется на территорию государства другой Стороны для улучшения своих трудовых перспектив и углубления своего знания общества принимающего государства благодаря приобретению опыта оплачиваемой работы на основании трудового договора, заключенного с работодателем государства другой Стороны.

Указ Президента РФ от 29.04.2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» распространяет свое действие на молодых инженерно-технических работников, специалистов и высококвалифицированных рабочих организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в возрасте до 35 лет.

В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р) под молодым специалистом понимается выпускник высших и средних специальных учебных заведений искусств.

Источник: http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/legal-aspects/

Автоправо
Добавить комментарий