Как защитить здоровье ребёнка от унижения учителя?

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Как защитить здоровье ребёнка от унижения учителя?

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

//www.youtube.com/watch?v=RQowbS8RCf8

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: //eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Просят защитить детей от унижения

Как защитить здоровье ребёнка от унижения учителя?

Письмо с просьбой предать огласке ситуацию, сложившуюся в общеобразовательной школе № 62, пришло в редакцию «СК». Родители пятиклассников считают, что иначе ни администрация школы, ни чиновники не защитят их детей от унижения.

«Вот уже много лет в нашей школе педагог с большим стажем Скрыгина Светлана Викторовна оскорбляет и унижает наших детей, – сообщается в письме, под которым стоит 22 подписи.

– Президент нашей страны Путин постоянно ведет разговор об уважении личности… и в это время учитель русского языка и литературы кричит на детей, обзывая их дураками, ублюдками, дебилами и прочими грязными словами. Дети, приходя домой, плачут и заявляют, что больше в школу не пойдут. И это происходит уже длительное время.

За критику со стороны родителей учитель продолжает преследовать детей и заявлять: «А вы, деревенщина, зачем к нам понаехали?», «Для дебилов я не буду повторять дважды», «Не поняли – нанимайте репетиторов». Учитель Скрыгина С.В.

постоянно раздражается, на детей реагирует болезненно бросает в лицо дневники, рвет тетради и ставит двойки за разные погрешности: уронил стерку или ручку, повернулся или поперхнулся – «два»! Некоторые родители, чтобы избежать конфликта, стараются нанять ее в качестве репетитора на платной основе. Под этим предлогом она направляет к репетитору своему сыну, который еще учится в вузе.

Многие родители вынуждены были перевести своих детей в другую школу. В ответ на наши жалобы Скрыгина С.В.

заявляет, что для нее унижение общаться с дебилами, что она все равно будет работать, а нашим детям будет хуже: «Ваши детки не доживут до 11 класса»… На собрании родителей 5А класса завуч Кочергина Е.Г. постоянно уводила разговор от создавшейся проблемы, характеризуя Скрыгину С.В.

с положительной стороны, ипыталась обвинить во всем детей и родителей. Мы написали очередную жалобу на имя директора, но до сих пор не была принята ни одна мера, чтобы урегулировать создавшееся положение».

К коллективному письму прилагается еще и десяток личных записок от родителей учеников 5А класса. Жалобы в них одни и те же: учительница обзывает детей, кричит, рвет тетради, может ударить палкой.

В частности, Галина Волкова сообщает, что вынуждена была перевести своего ребенка в другую школу, поскольку девочка боялась учителя и пропускала уроки русского языка и литературы. По словам мамы, учительница называла девочку «липовой отличницей» (хотя та успешно окончила начальную школу), кричала на нее.

Елена Пряхина пишет, что ее сын ходит в школу со страхом, поскольку Скрыгина не только оскорбляет детей, но и может ударить. Из-за постоянных переживаний у мальчика стал болеть желудок, а домой он возвращается со слезами. Татьяна Мусатова рассказывает, что учитель Скрыгина посоветовала ей показать ребенка врачебной комиссии из-за его неуспеваемости.

Однако врачи заявили, что ребенок здоров и способен к обучению. Взрослые считают: если учитель настолько раздражителен из-за проблем со здоровьем – а Светлана Викторовна инвалид второй группы, – то ему неуместно работать в школе с детьми.

По рассказам родителей, проблема возникла не в этом учебном году. Подобное обращение пришлось пережить и детям из других классов. В прошлом году Оксана Насретдинова перевела своего сына – теперь уже шестиклассника – в другую школу. Учитель Скрыгина и мальчика оскорбляла, и матери заявила, что она глупая.

Бывший ученик 62й школы Владислав Козлов переживает за своего младшего брата, который сейчас учится у того же учителя, что и он. Правда, в год, когда родители его одноклассников обратились к директору школы Дмитрию Александровичу Зуеву, их требование заменить учителя он удовлетворил.

По словам родителей нынешних пятиклассников, он и им пообещал найти замену, однако слова не сдержал.

Сам директор в телефонном разговоре с корреспондентом «СК» заявил, что речь идет о единичном случае в сентябре, и к нему родители обратились лишь в конце декабря. Он подчеркнул, что с жалобами выступают лишь два-три человека (тогда как письмо подписали родители более 15 учеников 5А класса. Ред.), остальные – а всего в классе 21 ребенок – претензий к учителю Скрыгиной не имеют.

По его словам, проблема не в учителе, а в родителях. Они не пытались уладить конфликт с самой учительницей. Видимо, директор не знал о том, что не только пытались, но и просили о помощи классного руководителя, работавшего с детьми в начальной школе. В результате, рассказывают взрослые, досталось и бывшему наставнику.

По случайному совпадению обратилась в «Курьер» и сама Светлана Викторовна Скрыгина. Она намеревалась приехать в редакцию и лично рассказать о том, что ее оклеветали. Однако по состоянию здоровья приехать не смогла, зато на электронную почту редакции пришло письмо от родителей других пятиклассников – преимущественно учеников 5Г класса.

Нас насторожило и то, что пути всех обратившихся сошлись в нашей редакции, и официальный тон этого «ходатайства», более всего похожего на характеристику с места работы. В нем говорится следующее: «Наши дети эту информацию не подтверждают, характеризуют учителя с положительной стороны. Обвинения, предъявленные в отношении Скрыгиной С.В.

, беспочвенны, голословны и не подтверждаются никакими фактами… Скрыгина С.В.

является грамотным, требовательным, справедливым учителем, который добросовестно относится к своим обязанностям, имеет отличные знания по предмету, возрастной психологии и педагогике, является победителем проекта «Образование» в 2009 году».

В письме также говорится о педагогической проверке деятельности учителя Скрыгиной работниками городского управления образования, «в ходе которой не было выявлено никаких нарушений в работе учителя русского языка и литературы».

Никаких оснований для увольнения выявлено не было, пояснил Зуев: «Ситуация сложная, но она находится под контролем». Об этой проверке нам рассказали и авторы первого письма, согласившись, что во время ее проведения учительница вела себя адекватно.

Кстати, адресовано оно главе города Марине Беспаловой, и родители просят ее принять меры, «если, конечно, по законам РФ не разрешается унижать и оскорблять публично».

Анна Михайлова

Источник: //ulpressa.ru/2014/02/20/prosyat-zashhitit-detey-ot-unizheniya/

Фабрика рабов: что делать, если вашего ребенка унижают в школе

Как защитить здоровье ребёнка от унижения учителя?

История о локальном школьном конфликте вдруг может разлететься по интернету с вирусной скоростью, обрастая предположениями и новыми деталями. Но от этого не перестанет быть правдивой и шокирующей в своей простоте и обыденности.

До сих пор многие родители, как выясняется, не против того, чтобы их детей наказывали в школах. И это несмотря на то, что любой эмоциональный шантаж со стороны учителя, не говоря уж о физическом наказании (заставить стоять пол-урока, ограничить в свободе, применить силу, куда-либо не пустить), — это противозаконно.

Если коротко: в обычной московской школе (№ 1423, в районе Марьино) разразился скандал: стало известно, что учитель запрещала первоклассникам выходить во время уроков в туалет. К тому же некоторых детей якобы скотчем привязывали за руки к стулу или ставили в угол (об этом сначала рассказывали родители учеников 1-го “А” класса, но потом предпочли отмолчаться).

Никаких особых ужасов: детей не били, не истязали в холодных застенках, не издевались с особой изощренностью. Ну не пускает учитель первоклашек в туалет во время занятий, ну описался кто-то из ребят, а класс посмеялся — бывает.

На перемене около туалета нередко очередь: все торопятся “сделать дела” (и, понятно, в спешке некоторые промахиваются).

Двоих первоклассников учитель заставила вытирать салфетками унитазы и мокрый пол в туалете: за ними самими и фактически за всеми остальными. И пригрозила, что в следующий раз мальчишки будут “вылизывать пол языком”.

Но не била же! Такая вот добрая учительница первая — Наталья Анатольевна Лазутина.

Она не злостный преступник, а добропорядочный столичный педагог: приятная, симпатичная дама, участвует в профессиональных конкурсах, есть награды, многие родители ей, скажем так, симпатизируют.

Возможно, у Натальи Анатольевны какие-то личные проблемы, или она не особенно любит детей и “воспитывает” из них послушных маленьких рабов.

Ну а за что их любить, с другой стороны? На уроках вертятся, с первого раза замечания не воспринимают, орут и носятся по коридорам на перемене, и — вот ведь ужас! — просятся в туалет на уроке.

Надо, чтоб терпели! Чтобы сидели тихо, не мешали учителю. А те, кто не понял, — чтобы стояли-боялись.

Да, это далеко не гестаповские методы (как настаивают агрессивные комментаторы в соцсетях), но уже такой вполне внятный психологический садизм версии “лайт”: унизить при всех, чтоб другим малышам неповадно было.

Все это, напомню, происходит не в колонии для несовершеннолетних преступников. Подробности и бурные обсуждения — на странице Владимира Полупанова, папы одного из первоклассников.

После того как Владимир рассказал о сути конфликта, сотни комментаторов были возмущены действиями учителя.

Большинство признались, что их дети сталкивались с подобными проблемами, и чаще всего родители предпочитали быстро поменять школу.

А дальше классика жанра: набежали тролли с однодневных -аккаунтов, несколько мам-активисток, а также знакомых и родственников учительницы и прямо-таки закидали обличительными комментами отца первоклассника. Посыпались оскорбления в адрес всей его семьи, вбросили даже домашний адрес: травля началась.

Неравнодушный папа наверняка уже пожалел, что сразу не перевел ребенка в другую школу безо всяких разбирательств.

Никто не хотел войны

Администрация школы, подчеркну, быстро отреагировала на возмущенный пост родителя: директор школы № 1423 Ирина Ульянова заявила, что было проведено внутреннее расследование, что инцидент в туалете действительно был, что с учительницей расторгнут договор.  Преподаватель Наталья Лазутина принесла извинения.

Школьный инспектор Юго-Восточного округа Москвы Надежда Родина заверила нас в телефонном разговоре, что “все уже в курсе этой истории, меры приняты, учитель уволена”. В пресс-службе городского департамента образования рассказали, что сейчас в Москве зафиксировано несколько похожих жалоб (впрочем, официального ответа на запрос РИА Новости за три дня так и не последовало).

Владимир Полупанов, кстати, подчеркивает, что не хотел добиваться увольнения преподавателя. “Директор звонила мне и сказала, что учитель написала заявление об уходе. Факты она подтвердила, написала еще объяснительную с извинениями, — рассказал Владимир в интервью РИА Новости. — Я попросил не увольнять учительницу, ведь большинство родителей она устраивает”.

Те родители, которые были действительно расстроены информацией об увольнении классной руководительницы, в пятницу собрались в школе и рассказали корреспондентам телеканала “Москва-24” о том, что у них не было никаких претензий к Наталье Лазутиной. 

Первоклассник и заслуженный педагог: кто мудрее?

И директора школ, и учителя наверняка знают о том, что случаи психологического насилия со стороны педагогов — это явное нарушение федерального закона об образовании.

Если бы родители пострадавшего мальчика решились на судебное преследование учительницы, то ей могли бы предъявить обвинение, например, по статье 156 УК России: “Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего лицом, на которое возложены эти обязанности, в том числе педагогическим работником”.

Объяснять взрослым, что унижать детей — это как минимум противоестественно и непедагогично, уже поздно. Они, в конце концов, сами прекрасно знают, что делают и почему: не маленькие, в отличие от тех, кем они манипулируют.

Даже если ребенок в чем-то не прав, даже если у него, допустим, проблемы с дисциплиной — ну как можно сравнивать жизненный опыт первоклассника и заслуженного педагога? Как можно в чем-то обвинять малыша, который еще год назад ходил в детский сад?

Учителя наверняка знают о возможных последствиях конфликтных ситуаций — от увольнения и временного запрета на профессию до уголовного дела, в зависимости от тяжести эмоционального насилия или издевательств. А вот родителям стоит лишний раз напомнить об их правах и возможностях защитить своих детей.

Что делать родителям

Вот что рекомендует делать в похожих конфликтных ситуациях председатель управляющего совета программы “Учитель для России” Федор Шеберстов:

1) Поговорить с учителем: ребенка унижать нельзя ни при каких условиях, не говоря уже о том, что публичное унижение может быть последней каплей перед непоправимым. Но если учитель считает, что он прав, то, конечно же, сразу к директору.

2) Если директор на вашей стороне, то он должен донести до ВСЕХ родителей, что такое недопустимо, что он расстается с учителем именно поэтому и ищет преподавателю замену (в случае с инцидентом в школе № 1423 все так и было).

3) Если произошло все, как описано, то вариантов два.

Первый — пройти с помощью директора нелегкий путь изменения школьной культуры, объяснить всем, что уважение друг к другу не менее важно, чем все остальное.

Поддержку и совет сейчас можно найти и среди правозащитников, юристов, психологов, а также родителей других школ: успешно действуют специальные сообщества и форумы, например Родительская Лига, momshare, mama.ru и другие.

Второй — можно забрать ребенка из школы, хотя там в любом случае останутся дети, с которыми будет происходить то же самое, так как родители считают это нормой.

Нормой будут считать и сами первоклашки — ведь другого обращения в школе они еще не видели, им просто не с чем сравнивать.

Действительно, воспитание детей в школе жесткими методами, оказывается, некоторые до сих пор считают приемлемым: нужна дисциплина, учителя можно понять. Как понимали те родители 1-го “А” класса, которые собрались в пятницу в школе, чтобы заявить о том, что они против увольнения Натальи Лазутиной — их детей она, видимо, не наказывала.

Но если кому-то из первоклассников якобы повезло и они не пострадали от действий педагога-манипулятора, то родителям расслабляться не стоит и проблему замалчивать нельзя.

Пострадавшими от эмоционального насилия в таких случаях становятся не только те, на кого оно направлено, но и другие дети: они невольно примеряют на себя роли следующих жертв. И получается, что от психологического давления и лицемерия взрослых страдает в результате весь класс.

И не надо обвинять вчерашних школьников в жестокости и неуважении к окружающим. Не надо удивляться, если когда-нибудь они будут издеваться над вами — и никто вам не поможет. Ведь рабскую психологию невмешательства, культ силы, неминуемого наказания (вместо спокойной беседы), лицемерия и вранья они наверняка усвоили еще в первом классе. Такие учителя были — и в школе, и в семье.

Источник: //ria.ru/20170417/1492409541.html

Недетские разборки: кто несет ответственность за вашего ребенка в школе?

Как защитить здоровье ребёнка от унижения учителя?

Издевательство над детьми может быть разным: от насмешек над внешностью до физических унижений.

Однако мнение родителей и педагогов о том, что в детские “разборки” не стоит вмешиваться и всё само собой решится — ошибочно. Иногда жестокость детей и подростков не знает границ.

Мы обратились к адвокату Екатерине Коваленко, чтобы узнать, кто несет ответственность за ребенка в школе и куда обращаться, если над ним издеваются.

Педагоги уже давно признали существование такого явления, как школьный булинг — систематического и длительного процесса сознательного жестокого отношения к ребенку или группе детей.

Конфликты между сверстниками уже давно стали неотъемлемым элементом взросления. Как и в любой социальной группе, в школьном классе есть свои лидеры.

Но что делать, если более сильные обижают более слабых и самоутверждаются за их счет?

Ранее мы уже писали о том, как школьница свела счёты с жизнью из-за травли в соцсетях (кибербулинг). Не в состоянии решить проблему самостоятельно и не получив поддержки от родителей и педагогов, некоторые дети решают, что лучше покончить с собой, нежели терпеть унижения.

Поэтому обязательно обращайте внимание на настроение ребенка после его возвращения со школы и интересуйтесь его жизнью, ведь иногда школьное «задирство» толкает детей на непредсказуемые и трагические поступки.

К примеру, за насмешки над рыжим цветом волос 14-летний великобританець повесился в собственной комнате.

Полиция даже не возбудила уголовное дело из-за самоубийства школьника, объяснив это недостаточным количеством доказательств.

Кто, когда и где отвечает за ребенка

Как только ваш ребенок переступает школьный порог, за него начинают нести ответственность администрация школы и учителя. Это касается и времени для перемен.

Если стычка произошла на уроке украинской литературы, то и отвечать за ее последствия обязан учитель этого предмета. Но, конечно, не все дети добросовестно посещают каждый урок.

«Если ребенок пришел на первый урок, а потом на какой-то из последующих не явился, учитель должен сообщить об этом родителям. А речи о том, чтобы подписывать расписки о снятии ответственности с учителей, и быть не может», — объясняет экс-директор одной из винницких школ Валерий Дьяк.

Если речь идет о внешкольном времени препровождения, то, например, в соответствии с инструкцией по организации и проведению экскурсий и путешествий с учащимися и студентами, у каждой экскурсионной группы должны быть руководитель и его заместители. Именно они и несут полную ответственность за жизнь и здоровье детей.

За что обидчика можно привлечь к ответственности

Законодательство по защите прав ребенка достаточно разнообразное. Главным международным документом в этой сфере является Конвенция ООН о правах ребенка. В Украине же это — Конституция, Закон «Об охране детства», Гражданский и Семейный кодексы, Закон «О предупреждении насилия в семье» и «Об образовании».

В частности, согласно Закону Украины «Об охране детства», лица, нарушившие его, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Закон «Об образовании» возлагает на работников образования обязанность защищать ребенка от всех проявлений насилия, в частности психологического.

«Привлечь к различным формам ответственности можно как обидчиков, так и педагогов, которые пренебрегают своими обязанностями и закрывают глаза на нарушения прав детей», — отмечает адвокат.

Бывают случаи, когда над школьниками издеваются не дети, а, собственно, сами учителя. Например, год назад во Львове разразилось сразу несколько таких скандалов. К сожалению, горе-педагогам удалось избежать ответственности перед законом и отделаться только увольнением.

«С этими учителями просто разрывают трудовой договор, их не наказывают. Пусть мне кто-нибудь объяснит: чем отличается педофил, который издевается физически, от учителя, который издевается над психикой ребенка? В таких случаях должны возбуждаться уголовные дела, а не заседать комиссии педагогов.

К нам обратилась женщина, ребенка которой ставили на колени и били папками, издевались. Прикрываясь влиятельными родственниками и педагогическими профсоюзами, такие учителя снова возобновляются на работе и даже в тех же школах», – объясняет председатель ОО «Родительский совет Львовщины» Елена Пономарева.

Родителям следует не бояться испортить отношения со школой и добиваться наказания для таких педагогов: обращаться к юристам, правоохранителям, осуществлять медицинские экспертизы по факту избиения, предавать огласке в СМИ.

Что делать, если ребенка обижают

Если ребенка обижают в школе, большинство неравнодушных родителей сначала прибегают к беседам с обидчиками и их родителями, учителями, классными руководителями и директорами школ.

Если разговоры не помогают, психологи советуют перевести ребенка в другую школу. Но ни в коем случае не оставлять издевательство над ребенком безнаказанным. Как родители вы имеете право защищать в соответствующих государственных органах и суде законные интересы своих детей.

Обратитесь к администрации школы

Первым шагом в защите своего ребенка является обращение к администрации школы. Там всегда должен работать психолог, а помощь в разрешении конфликтов между детьми — его работа.

Если администрация учебного заведения отказывается проводить беседы между детьми и психологом, вы можете обратиться в местный отдел образования, Министерства образования и науки Украины и к Уполномоченному по правам ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства

Также за защитой прав, свобод и законных интересов ребенка нужно обращаться в органы местного самоуправления, службы по делам детей, центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, прокуратуру и другие уполномоченные органы.

Согласно статье Закона «Об образовании», в обязанности педагогических и научно-педагогических сотрудников входит защита детей и молодежи от любых форм физического или психического насилия.

Правоохранители и юристы

Если ни один из “мирных методов” решения вопроса не помог, отстаивайте свои права с помощью правоохранительных органов и юристов.

Кроме учителей, ответственность возлагается на родителей непослушных учеников, которые прибегают к издевательствам над другими.

Нормами Гражданского кодекса, Кодекса Украины об административных правонарушениях и Уголовного кодекса предусмотрено, что именно родители несут гражданскую и административную ответственность за нарушение закона их детьми. А в некоторых случаях — даже уголовную ответственность.

«Гражданский, Уголовный кодексы и Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривают, что за ребенка до 14 лет всю ответственность несут родители, от 14 до 18 — тоже они, если у ребенка нет имущества или доходов, достаточных для возмещения. Возраст наступления уголовной ответственности — 16 лет.

Но Уголовный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень правонарушений, за которые ребенка можно привлечь к ответственности до наступления 16-летия. Это, в частности, умышленное убийство, нанесение тяжких или средней тяжести телесных повреждений, кража, умышленное уничтожение имущества и прочее», — отмечает адвокат Екатерина Коваленко.

Учителя же, который пренебрег своими обязанностями и правами ребенка, администрация школы должна привлечь дисциплинарной ответственности.

Похожие темы:

ЮРИДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ: ответственность за продажу табака и алкоголя несовершеннолетним

Поделитесь полезной информацией с друзьями:

Источник: //ckp.in.ua/ru/articles/13816

Учитель оскорбляет учеников – что можно сделать?

Как защитить здоровье ребёнка от унижения учителя?

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя? 

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст.

45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.

Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действий и оскорбительных высказываний.

Дополнительно читайте по этму вопросу – Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде. 

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым — попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается – родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Нематериальные блага

1.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ

Источник: //usperm.ru/content/uchitel-unizhaet-uchenikov

Автоправо
Добавить комментарий