Как защитить педагога от увольнения в данной ситуации?

Увольнение неугодного учителя

Как защитить педагога от увольнения в данной ситуации?

“Кадровик. ру”, 2012, N 11

УВОЛЬНЕНИЕ НЕУГОДНОГО УЧИТЕЛЯ

Школа со своим коллективом учителей, родителями учеников и самими учениками представляет собой отдельную ячейку общества с особыми взаимоотношениями сторон. И если на обычном предприятии имеются, как правило, две стороны: работник и работодатель (иногда к ним добавляется активный или пассивный профсоюзный орган), то школа не так однообразна.

Родительский коллектив с учениками по значимости почти равны (если не превосходят) руководству школы и учителям. В связи со столь заметной ролью родителей и учеников, а также в силу особенностей регулирования нагрузки и оплаты труда в коллективе школы довольно часто возникают конфликты, которые условно можно разделить на внутренние и внешние.

К внешним конфликтам можно отнести:

1) конфликт учителя и ученика;

2) конфликт учителя и родителей.

К внутренним конфликтам относятся:

3) отсутствие конфликта с учителем, но наличие законного требования и основания для увольнения;

4) конфликт учителей между собой;

5) конфликт руководства школы и учителя;

6) конфликт бывшего и настоящего руководства школы.

Каждый из указанных конфликтов имеет разную природу, хоть и возникает в одном и том же месте – в школе. И каждый из них имеет разную развязку.

Часто случается, что конфликты, как и большинство разногласий, каким-то образом разрешаются или сами себя исчерпывают. Однако в критических случаях конфликт развивается по нарастающей.

И тогда перед руководством встает вопрос: как правильно и с наименьшими потерями расстаться с неугодным учителем? И возможно ли это законными способами? Обсудим данные вопросы подробнее.

Внешние конфликты

Конфликт учителя с учениками и их родителями

Это наиболее распространенный из конфликтов. В силу личностных качеств учителя ученики перестают его слушаться, бойкотируют уроки, срывают их.

Такое отношение передается по цепочке родителям, которые начинают пристально следить, как ведет себя и учит их чад именно этот учитель. И, конечно, находят много изъянов.

При этом те же изъяны, но случайно обнаруженные у другого учителя, с которым конфликта нет и не было, практически никем не замечаются. Такой конфликт имеет обыкновение развиваться двумя путями:

1) руководство всячески защищает учителя от нападок родителей и учеников. В этом случае учителя за допущенные ошибки в педагогической деятельности могут разово наказать, например, объявив замечание. Это максимальная мера ответственности. И то – примененная под давлением родительского комитета;

2) руководство принимает сторону родителей и учеников и начинает планомерно избавляться от неугодного учителя. Успех данного мероприятия целиком и полностью зависит от:

– наличия действительных оснований для недовольства родителей и руководства школы (противопоставление учителя всему коллективу или только руководству школы; устаревшая методика преподавания; отсутствие собственного развития в избранном предмете; отсутствие успехов по предмету у учеников; конфликтность учителя; неразборчивость в методах воспитания и воздействия на дисциплину учеников и т. д.);

– последовательных действий руководства школы – от попыток мирного урегулирования конфликта до сбора доказательств профнепригодности или постоянного нарушения дисциплины;

– правильного выбора основания для увольнения;

– четкой и безошибочной процедуры увольнения учителя по избранному основанию.

В большинстве случаев руководство школы в качестве такого основания избирает п. 5 ч. 1 ст.

81 ТК РФ – неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Правильный выбор основания и тщательная подготовка не позволяют работнику оспорить увольнение. А спор возникает не менее чем в половине случаев увольнения по рассматриваемому основанию.

Конфликт учителя и учеников с родителями.

Недопустимые действия учителя

Одно из бесспорных оснований для безоговорочного и немедленного расставания с педагогом – применение недопустимых методов воспитания и аморальное поведение. Педагогика – особая сфера деятельности, в которой для работников установлены дополнительные ограничения, запреты и требования.

В зависимости от проступка, совершенного учителем, руководство школы применяет одно из нижеследующих оснований для увольнения.

Основание N 1, самое распространенное среди работодателей: увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Применяется, если работник, выполняющий воспитательные функции, совершил аморальный проступок, несовместимый с продолжением данной работы.

Из преамбулы Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” усматривается, что преподавательская деятельность представляет собой не только целенаправленное обучение граждан для получения ими соответствующего образования, но и их воспитание.

На практике. З. обратился в суд с иском к школе об отмене приказа об увольнении. В обоснование иска указал, что был уволен с должности учителя математики по п. 5 ч. 1 ст.

81 ТК РФ (неоднократное неисполнение должностных обязанностей).

С приказом не согласен, считает нарушенной процедуру привлечения его к дисциплинарной ответственности, а также указывает на отсутствие оснований для наказаний.

Суд установил, что истец имеет 50-летний стаж педагогической деятельности, успехом у учеников не пользуется. Руководству школы многократно поступали обращения родителей с просьбой заменить педагога.

Допросив несколько свидетелей-родителей, суд установил, что дети не хотят ходить к нему на уроки, так как они не понимают учителя, он пользуется учебниками и программой старого образца. Ученики четырех классов бойкотировали его уроки, не приходя на них.

Директор школы применил к нему дисциплинарное взыскание за утаивание сложившейся ситуации (срыв уроков).

Впоследствии к истцу дважды были применены и другие взыскания: за непредставление рабочих программ (истец прилюдно отказался выполнять общеобязательное для всех учителей требование), а также отсутствие на конференции (о назначении которой истец был своевременно уведомлен).

Суд установил, что процедура применения взыскания во всех случаях была работодателем четко соблюдена, а при увольнении учтено и мнение профкома, давшего положительное заключение на увольнение истца. Однако решение по существу суд принимать… не захотел. И отказал З. только на основании пропущенного срока для обращения в суд без уважительных причин (Решение Краснозоренского районного суда Орловской области от 01.12.2011).

Новодеревеньковский районный суд Орловской области п. Красная Заря http://krasnozorensky. orl. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op=print_text&cl=1&id= 57600081112081708407501000028247.

Источник: https://hr-portal.ru/article/uvolnenie-neugodnogo-uchitelya

Уволить нельзя оставить: благовещенского учителя начальных классов винят в унижении ребенка

Как защитить педагога от увольнения в данной ситуации?

В амурской столице инициировано расследовании в отношении учителя начальных классов одной из школ города. Поводом для разбирательств стала жалоба родителей второклассника. Они утверждают, что классный руководитель публично унижала ребенка, называя его вором.

Повторная жалоба

Инцидент произошел 18 октября во время классного часа. По словам мамы ребенка, педагог разбирала конфликт, который ранее завязался между ее 8-летним сыном и одноклассницей. Учитель якобы встала на сторону девочки, которая заявила, что мальчишка украл у нее ручку.

— Весь классный час был посвящен тому, что ручку украл мой сын, что это некрасиво. Его принуждали признаться, что он вор, хотя он говорил, что ручку не брал. Его заставили просить прощения.

Потом учитель взяла стул, поставила у входной двери и посадила туда ребенка. Дети над ним смеялись, подшучивали.

То есть моего сына публично унижали, — рассказала «Амурской правде» по телефону мама мальчика, попросившая не афишировать ее имя.

Женщина возмущена, что о конфликтной ситуации ей рассказала не педагог, а ребенок. Обстоятельства произошедшего, по заверениям мамы, подтвердили родители четверых одноклассников.

«Даже если бы мой сын украл ручку, почему об этом не сообщили мне? Почему не было записей в дневнике? Почему устроили самосуд?» — задается вопросами мама.

Родители, которые считают себя пострадавшими, написали жалобу директору школы с просьбой разобраться, а также направили письмо в Министерство просвещения России.

В мэрии Благовещенска сообщили, что по факту конфликта в школе проводится служебная проверка. «19.10.2018 г.

в ходе беседы с педагогом в присутствии родителей и без них факт разговора учителя о кражах в классе и определение таких людей, как воры, подтвержден.

Факт оскорбления ученика 2 «Б» класса учитель отрицает, однако дети частично подтверждают», — следует из ответа управления образования на запрос АП.

По официальной информации, учителю, в отношении которой ведется проверка, 38 лет, ее педагогический стаж составляет 12 лет, восемь из которых она работает в данной школе. Также в образовательном учреждении сообщили, что в 2016 году на педагога уже поступала жалоба от других родителей с похожими претензиями. Ученица, с которой возник конфликт, была переведена в другой класс.

«Верните учителю доброе имя»

В редакцию «Амурской правды» обратились мамы одноклассников в защиту педагога. «Мы хотим, чтобы учитель работала дальше. Чтобы восстановили ее доброе имя. Она активистка и заслуженный педагог. Многие родители специально записывали детей к ней в класс», — отмечают секретарь родительского комитета 2 «Б» класса Татьяна Деминова и представитель родителей Олеся Караева.

По их словам, подавляющее большинство детей на сегодняшний день не подтверждают информацию о публичных унижениях. Родительская общественность также возмущена, что конфликтная ситуация была вынесена на общественное обсуждение. Как отмечают представители родительского комитета, в классе до сих  пор не знают, кто впервые передал информацию в СМИ.

Известно только, что журналисты сами обратились к родителям.

– Мы не собирались предавать дело огласке и даже не предполагали, что ситуация примет такой оборот. Мы не требуем, чтобы учителя уволили и готовы перевести ребенка в другой класс, — подчеркнула разговоре с АП мама мальчика, подавшая жалобу.

Пока учитель продолжает трудовую деятельность, в том числе ведет уроки в классе, где произошел инцидент. В пресс-службе мэрии Благовещенска сообщают, что решение о карьере педагога в данной школе будет принято по итогам служебного расследования.

Судмедэксперт не нашел побоев на теле школьника из села Октябрьский05.12.2019, 11:16На учителя школы в Зейском районе поступила жалоба об избиении ребенка28.11.2019, 10:46Версия: благовещенский школьник ударил ножом одноклассника из-за замечания16.10.2019, 10:49В Благовещенске школу эвакуировали из-за двух учеников, распыливших перцовый баллончик12.03.2019, 16:40Благовещенской учительнице объявили замечание за некорректное поведение16.11.2018, 13:06«Я плакала навзрыд»: обвиненная в унижении ученика благовещенская учительница останется в школе16.11.2018, 08:45Раздававшая еду руками повар сковородинской школы уволилась01.11.2018, 15:33«Мы все немного в шоке»: в школе Сковородина прокомментировали скандал с раздачей еды руками12.10.2018, 16:21Ученица благовещенской школы исколола грязным скарификатором больше 20 первоклашек12.05.2017, 12:35Амурский колледж выплатит студенту-столяру компенсацию за отрезанные пальцы12.04.2017, 12:18

Источник: https://www.ampravda.ru/2018/10/26/085045.html

Записали за ноготочки: родители пытались уволить учителя литературы за маникюр

Как защитить педагога от увольнения в данной ситуации?

Учителя лицея из Ростова-на-Дону требуют уволить, из-за того что он пришел на работу с маникюром. Встревоженная мать пятиклассника забрасывает жалобами директора и региональное управление Рособрнадзора.

В управлении образования уже заявили, что наказывать преподавателя за внешний вид не станут: мужчина остриг ногти, и на этом инцидент сочли исчерпанным.

Из-за чего учителю литературы запретили думать о красе ногтей и попытались высмеять в соцсетях — в материале «Известий».

Следили за руками

Пост с фотографией преподавателя с французским маникюром моментально разлетелся в соцсетях.

Его анонимно опубликовала в городском паблике «Ростов главный» мама ученика пятого класса, которая сопроводила картину обличительным постом.

В частности, она обвинила учителя литературы в том, что он завышает оценки мальчикам и занижает девочкам. А помимо этого, иногда пользуется тональным кремом и подкрашивает ресницы.

Фотографий, подтверждающих то, что мужчина приходит на уроки с макияжем, ростовчанка не предоставила. Она посетовала на то, что родителям другой школы уже удалось уволить учительницу за фото в купальнике, и попросила совета, куда лучше жаловаться, чтобы добиться прекращения «беспредела» и отстранения преподавателя литературы от работы.

«Как педагог он, может, и хороший, но внешний вид очень красноречив, накрашенные ресницы, тональник на лице, нарощенные ногти, а, на минуточку, это мужчина», — написала раздосадованная мама пятиклассника.

Пост собрал свыше 3 тыс. комментариев, в которых пользователи призывали к «расправе над извращенцем» и сравнивали такое поведение с употреблением наркотиков на глазах у детей. Родители других детей также присоединились к обсуждению добавив, что такой учитель действительно есть, но нареканий к его работе у них нет.

По словам других родителей, никакого предпочтения ни мальчикам, ни девочкам он не отдает. Высказались и ученики лицея, заявившие, что учитель прекрасно преподает свой предмет, а на его странности во внешнем виде никто не обращает внимания.

В городском управлении образования назвали вымыслом информацию о том, что учитель приходит в школу с макияжем.

Об увольнении учительницы за фото в купальнике обеспокоенная мама пятиклассника вспомнила неспроста. Полгода назад такая же кляуза от негодующих родителей стала причиной для увольнения Татьяны Кувшинниковой из Барнаула. На защиту любительницы зимнего плавания встали другие родители и пользователи соцсетей, но женщине всё же пришлось оставить работу.

В случае с преподавателем с ухоженными руками профессиональное сообщество также встало на его сторону, но в соцсетях началась травля.

Без явных на то причин мужчину обвинили в гомосексуальности и растлении детей.

Никаких прямых доказательств того, что преподаватель, сделавший себе маникюр, имеет какое-либо отношение к представителям секс-меньшинств, ни у кого из знакомых с ситуацией не нашлось.

Мужской маникюр является достаточно популярной процедурой, которую можно получить в подавляющем большинстве салонов. Опрошенные «Известиями» работники салонов красоты рассказали, что в последние годы число мужчин, ухаживающих за своими руками, растет и это никак не связано с сексуальной ориентацией клиентов.

Принеси справку

Жертвой похожего по степени своей абсурдности обвинения стал студент Уральского государственного экономического университета.

Руководство вуза потребовало, чтобы 18-летний парень предоставил справку об отсутствии у него гомосексуальности. Поводом для этого стала подписка на паблик в соцсети.

Из-за этого молодой человек оказался под угрозой отчисления: директор института вызвал студента к себе в кабинет и потребовал забрать документы из вуза.

«Мне позвонил директор моего института, сказал, что произошла неприятная ситуация и нужно поговорить. На встрече объяснил, что создана группа мониторинга соцсетей студентов и они обнаружили, что я подписан на группу ЛГБТ-сообщества.

Потом меня вызвал к себе проректор по воспитательной работе Роман Краснов и заявил, что я «порочу имя института», что у меня розовый телефон и что наличие девушки, на его взгляд, не оправдание и не доказывает, что я не гей», — рассказал юноша местному изданию ЕАН.

В частности, от него потребовали характеристики из школы и с места работы.

В университете подтвердили, что такая ситуация действительно произошла, и объяснили это тем, что вуз отслеживает страницы студентов в соцсетях, чтобы «смотреть за их моральным обликом».

«Мы имеем право посмотреть, чем живет наш студент. Ведь это же публичные страницы. И что мешает нашему управлению по молодежной политике, нашему социальному управлению посмотреть: как, чем занимаются наши студенты во внеучебное время? Мы, конечно, смотрим социальные сети», — заявил проректор Краснов.

Обсуждать сложившуюся ситуации решили на отдельном совещании, куда пригласили самого юношу и его законного представителя. Родители студента погибли несколько лет назад, идти на эту встречу со своей бабушкой он отказался.

В пресс-службе УрГЭУ рассказали ТАСС, что проверку в отношении первокурсника провели «после обращения других студентов». Ректор университета Яков Силин заявил, что разговора об отчислении студента не велось, однако руководство вуза продолжит мониторить социальные сети студентов.

Развели детский сад

Стремление копаться в моральном облике работников сферы образования нередко выходит далеко за рамки существующих этических кодексов. Родители готовы бежать в прокуратуру, из-за того что в школе на детей повышают голос, а в детском саду наказывают за непослушание.

К примеру, на Урале два года назад уволили помощника воспитателя, из-за того что, по мнению родителей, эту должность в детском саду не может занимать мужчина, чем косвенно обвинили ни в чем не повинного человека в педофилии.

Его коллегу из Калуги уволили из-за татуировки в виде иероглифа на шее. На внешний вид работницы детсада пожаловалась мама ребенка, которая среди прочего отметила, что ребенок стал «материться как сапожник». Несмотря на то что в ходе разбирательств выяснилось, что ни один из детей не употребляет в речи бранные слова, воспитательница решила уйти по собственному желанию.

Темам прав ребенка в образовательных учреждениях посвящены сотни постов на форумах для мам.

Посыл советов сводится к тому, чтобы всеми правдами и неправдами наказать, нажаловаться на все возможные инстанции и устранить человека как источник проблемы.

Если же во внешнем облике педагога замечено что-то необычное: не важно купальник ли это, маникюр или татуировка — конфликт безо всяких личных бесед может в одночасье стать достоянием широкой публики.

Найти изъян

В основе этого явления лежит не столько желание посрамить конкретного преподавателя, сколько общее стремление искать изъяны друг в друге и отсутствие общественных и морально-нравственных границ, считает педагог Дима Зицер.

«Заниматься этими вопросами должны педагоги. Директору приходится действовать довольно тонко, чтобы выйти за рамки дискуссии «Вы его уволите! — Нет, я его не уволю! — А тогда мы нажалуемся в прокуратуру!» Это ерунда и не человеческий путь, путь — это всегда обсуждение проблемы и право другого человека на собственное мнение, не ограничивающее других.

Когда я вижу проблему в чужих ногтях, это значит, что мои раздражители находятся не внутри меня, а вовне. Это совсем волчья стая — заниматься чужими ногтями, туфлями или прическами. На каком уровне закомплексованности должен находиться человек, чтобы, увидев учительницу в спортивном купальнике, тревожиться о том, что под ним голое тело?» — отмечает Зицер.

Причинами подобной реакции, по его словам, являются страх и неумение людей рефлексировать, задавать себе вопросы. Человек, делегирующий любой спорный для него вопрос лицам, принимающим решения, начинает везде искать опасности для себя и своих детей.

«Мамам, которые столкнулись с чем-то необычным для себя, можно было подойти к учителю и задать человеческий вопрос. Мы же учим своих детей задавать вопросы, если что-то кажется им непонятным, а не попытаться сразу убить.

В тот момент, когда мы видим непривычное, мы чувствуем внутренний укол страха, который хочется устранить. На первичном уровне я понимаю, чем обусловлен этот страх.

Но я абсолютно не понимаю, почему профессиональные педагоги, в том числе директор, не ведут большое собрание и не заводят важный разговор о том, каким мы видим будущее наших учеников.

Хотим ли мы, чтобы они делили мир на черное и белое или чтобы они видели в другом человеке повод для развития, взаимодействия, контакта? Чтобы они, понимая, как устроен другой человек, умели себя защитить. Потому что, если человек во всем видит угрозу, он перестает различать истинную опасность», — пояснил доктор педагогических наук.

Задача директора школы или вуза в любой спорной ситуации заниматься просвещением, а педагогический процесс в том числе включает в себя рассуждения о том, чем отличаются люди, что такое принятие другого человека и что такое границы.

«Если людей с детства будут натравливать друг на друга, то они научится выдавать животную реакцию на всё происходящее.

Наша человечность заключается в умении отрабатывать собственные сигналы на непохожего человека. То, что мы разные, — наша сила, а не слабость.

Если учить детей тому, что наша сила в единстве одинаковых, то они будут искать на каждом углу, кого бы выдавить из своего общества», — резюмировал Зицер.

Источник: https://iz.ru/923285/anastasiia-chepovskaia/zapisali-za-nogotochki-roditeli-pytalis-uvolit-uchitelia-literatury-za-manikiur

Увольнение сотрудников образовательных учреждений – Центр социально-трудовых прав

Как защитить педагога от увольнения в данной ситуации?

05/04/2016

Данная статья впервые была опубликована на сайте профсоюза”Учитель”. В ней кратко излагаются ход вебинара, рассмотренные на нем темы, и ответы на вопросы слушателей.

Полное видео семинара можно посмотреть по прямой ссылке….

“Мы благодарим проект “Теплица социальных технологий” за возможность проведения семинара на их платформе.

https://www.youtube.com/watch?v=t0YPJuDC4ME

Предлагаем вашему вниманию краткое изложение выступлений экспертов с дополнениями и ответы на некоторые вопросы. Ведущие ответили не на все вопросы, в том числе потому, что некоторые из них не касались темы семинара. Но вы можете поискать ответ на свой вопрос на сайте ЦСТП или задать через форму «Напишите нам», размещенную на сайте профсоюза «Учитель».

Итак, увольнение. Событие неприятное, но нужно помнить, что на этом жизнь не кончается. Если вы хороший педагог, трудоустроитесь без проблем. Такой настрой позволит вам сохранить «трезвый ум» в непростой ситуации, а это важно для принятия правильных решений.

Второй совет — не подписывайте сразу заявление об увольнении по собственному желанию. Именно так чаще всего пытается уволить сотрудника директор учреждения. Даже если на вас оказывают сильное моральное давление, скажите, что вы подумаете и позже сообщите о своем решении.

Восстановиться на работе через суд после подачи такого заявления очень сложно: вы должны доказать, что имело место принуждение к увольнению, а под таким суд подразумевает физическое насилие или пограничные действия — например, вас не выпускают из учительской, требуя написать заявление «по собственному желанию». Угрозы «уволить по статье», «устроить ад на работе» и прочее принуждением не считаются. У вас есть право забрать заявление об увольнении «по собственному» в течение двух недель, но если новый работник на ваше место приглашен в письменном виде, то забрать его не получится.

Третий совет. С момента возникновения конфликтной ситуации начинайте документировать ваше общение с администрацией школы: все ваши претензии, объяснительные, запросы подавайте в канцелярию в письменном виде и получайте отметку о получении на втором экземпляре.

Не исключено, что администрация будет пытаться уволить вас за нарушение трудовой дисциплины или прочие провинности. Например, от вас намеренно начинают прятать журнал, а затем выносят взыскание за не вовремя проставленные оценки. Вам нужно найти свидетелей, которым вы покажете отсутствие журнала на полке.

Затем составьте акт и дайте им подписать его и подайте в канцелярию жалобу на то, что вам не обеспечили условий для выполнения должностных обязанностей.

Если вас вызывает директор, пригласите пойти с вами руководителя методического объединения или председателя профкома. Поищите людей, которые вас готовы поддержать, среди коллег и родителей.

Помните, что у директора немало «уязвимых мест», в том числе, им важно отчитываться перед вышестоящими организациями, что школа работает прекрасно, учителя и родители довольны.

Угроза выхода конфликта за пределы школы иногда действует на руководство отрезвляюще.

Если работодатель действительно создает вам невыносимые условия на работе, можно попробовать уволиться по соглашению сторон. В этом случае вы можете сделать ситуацию увольнения более выгодной для себя: например, договориться с работодателем о денежной компенсации или о том, что вы доработаете до конца учебного года, получите отпускные и тогда уволитесь.

Как противодействовать попыткам заставить вас уволиться по собственному желанию можно прочитать в статье Сергея Саурина.

Следующая разновидность увольнений: по инициативе работодателя без вины работника, как правило, это сокращение штата. Директор школы как работодатель имеет право принять управленческое решение по сокращению штатов.

В тоже время, работники своими коллективными действиями могут на это решение повлиять, аргументируя ухудшением условий труда, падением качества образования, невозможностью обеспечить безопасность детей и т.д.

В этом случае еще более актуально получить поддержку родителей.

Процедура увольнения по сокращению подробно регламентирована Трудовым кодексом РФ и предполагает денежные выплаты.

Допустим, вас за два месяца уведомили о сокращении. Вы можете внимательно отслеживать наличие вакансий в вашем образовательном учреждении и собирать доказательства, что они были. Так как, если вам не были предложены эти свободные вакансии, вы сможете восстановиться на работе через суд.

Кроме того, вас могут уволить как непрошедшего аттестацию (можно обжаловать в суде) и по истечении срока трудового договора.

Об увольнении при сокращении штатов подробно написано в статье Юрия Стародумова, юриста Центра социально-трудовых прав.

Допустим, работодатель считает, что вина ваша есть: вы плохой учитель и надо вас уволить именно поэтому. Если вы с ним не согласны, то нужно отстаивать свое право остаться на работе. Как правило, увольнению предшествует одно или несколько взысканий (выговоров, замечаний).

Как только вас ознакомят с претензиями руководства, нужно написать объяснительную о том, почему вы действовали именно так, а не иначе. (Копию объяснительной с отметкой о вручении оставить себе.

) Возможно, что работодатель так и не вынесет взыскание, удовлетворившись объяснительной. Если все-таки оно вынесено, у вас есть три месяца, чтобы обжаловать взыскание в суде. Увольнение можно обжаловать в течение месяца с момента вручения приказа об увольнении.

Мнение об увольнении сотрудника должно быть запрошено у профсоюзной организации, в которой он состоит.

Ответы на вопросы слушателей

Вопрос: Я нахожусь в декретном отпуске 5-й год (двое детей 4 и 2 года), администрация школы вынуждает меня написать заявление об увольнении. Угрожает, если я не уйду, то устроит мне жизнь “малину”. На вопрос “за что?” – ответ “я так решил”. Покидать данное учебное заведение не хочу. Как мне быть в данной ситуации?

Ответ: Нужно попробовать выяснить причину такого отношения директора. Возможно, на вашем месте работает учитель, которого директор не хочет увольнять, но будет вынужден, если вы вернетесь.

Найти сочувствующих коллег в коллективе школы, которые вместе с вами пойдут к директору, и в их присутствии попробовать найти решение конфликтной ситуации. Моральное давление может иметь место в любом случае, но возможно директор только угрожает.

У вас есть все права выйти на работу и не быть уволенной по сокращению до достижения ребенком трех лет, но также вы можете остаться в декрете до исполнения ребенку 3 лет в надежде, что к этому времени отношение директора изменится.

Вопрос: Можно ли рассчитывать на принятие коллективного договора на уровне центра в составе комплекса образовательных учреждений?

Ответ: Есть такое понятие как «обособленное структурное подразделение», в таких подразделениях допускается принятие отдельного коллективного договора.

Но нигде не дано определение «обособленности», судебная практика противоречива, Верховный суд РФ толкует обособленность так: территориальная обособленность и отсутствие ущерба для остальных подразделений в случае тех или иных действий, то есть, если в вашем подразделении начинается забастовка, это должно никак не влиять на функционирование остальных.

Но если директор не согласится с тем, что это структурное подразделение является обособленным, доказывать право на отдельный колдоговор в вашем подразделении вам придется через суд, поэтому это реально только в случае сплоченного коллектива.

Вопрос: Учителю правомочно предлагать должность (вакантную) уборщика школы (при сокращении штатов)?

Ответ: Да, и более того, администрация обязана вам ее предложить. Она обязана предлагать все должности, для занятия которых у вас достаточно квалификации и нет медицинских противопоказаний.

Вопрос: Можно ли находясь на соответствии (имея высшее образование), учить детей в 10-11 классе? Нам говорят, что нельзя, что нужно аттестоваться, хотя документа такого нет.

Ответ: Специальных требований по квалификации для работы с 10-11 классами законодательством не предусмотрено. Если работодатель заключил трудовой договор, то он посчитал, что ваша квалификация достаточна для выполнения этой работы. С другой стороны, вы должны проходить аттестацию раз в пять лет как и все остальные педагоги.

Статья 46 ФЗ «Об образовании» говорит о том, что должны выполняться требования, закрепленные в Едином квалификационном справочнике. Там изложены требования к квалификации педагогов.

Правильнее всего попросить вашего директора направить вас на обучение, чтобы соблюсти эти требования, тогда даже если Управление образования попытается вас уволить, вы сможете восстановиться через суд.

Вопрос: Директор добавил в должностные инструкции дополнительные обязанности. А затем вынес взыскания за невыполнение должностной инструкции, чтобы впоследствии нас уволить. Имел ли он право на это, и что делать?

Ответ: Если в трудовом договоре есть отсылка к должностной инструкции, то она считается приложением к договору и ее нельзя менять без согласия работника. Если отсылки нет, то это локальный нормативный акт, который касается неопределенного круга лиц, и при его изменении должно быть запрошено мнение профсоюза.

Если мнение запрошено не было, то инструкцию можно оспаривать в суде.

Если же все процедуры были соблюдены, а изменение инструкции привело к серьезной трансформации ваших трудовых функций, можно защищаться в индивидуальном порядке: обратиться в суд с требование ее отмены, так как для вас фактически это означает перевод на другую работу, а он запрещен без согласия работника по ст. 72 ТК РФ.

Последнее время появились случаи подмены должностных инструкций, положений об оплате труда и других локальных нормативных актов, действующих в образовательном учреждении. (Эти акты не регистрируются и не хранятся нигде кроме школы.) Но доказать эту подмену сложно.

Это можно сделать, например, при помощи коллег, которые готовы выступить как свидетели, заявить в суде, что их знакомили с инструкцией и ее текст был другой.

Свидетельские показания в суде в отличие, например, от электронной переписки с работодателем, являются аргументом весомым.

Чтобы предупредить такую ситуацию, нужно заранее получить все документы, которые касаются ваших трудовых обязанностей, у работодателя с проставленной датой и заверением подписью и печатью на каждой странице.

Таким образом нельзя будет обвинить вас с неисполнении обязанностей, просто сфабриковав положение или инструкцию.

Проще всего запросить акты профсоюзной организации, так как, запрашивая эти документы, она действует в общих интересах, а «педантичный» работник, требующий их для себя лично, может настроить против себя администрацию.

Вопрос: Как оформляется процедура ознакомления с локальными актами или приказами? Нужна ли личная подпись под словами “ознакомлен” и дата?

Ответ: В некоторых документах есть отдельная графа «ознакомлен», в которой нужно поставить ФИО, подпись и дату, а также полезно потребовать себе копию этого документа.

В других (особенно многостраничных) такой графы может и не быть, а ознакомление фиксируется вашей подписью в списке сотрудников на отдельном листке бумаги.

В этом случае особенно важно получить у администрации заверенный документ с датой заверения, так как впоследствии его можно подменить, а ваша роспись будет означать, что вы ознакомлены”.

Источник: http://trudprava.ru/expert/article/employart/1649

Учитель оскорбляет учеников – что можно сделать?

Как защитить педагога от увольнения в данной ситуации?

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя? 

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст.

45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.

Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действий и оскорбительных высказываний.

Дополнительно читайте по этму вопросу – Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде. 

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым — попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается – родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Нематериальные блага

1.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ

Источник: https://usperm.ru/content/uchitel-unizhaet-uchenikov

Как защитить педагога от кляузы в соцсетях

Как защитить педагога от увольнения в данной ситуации?

Почему кляуза в соцсети или фото в “Инстаграме” становится основанием для увольнения учителей? Кто защитит педагога от неадекватных родителей? Где искать управу на учеников, которые оскорбляют учителя? Образование – услуга, а потребитель всегда прав? Эти вопросы, которые сегодня раскололи общество на две части, обсуждались на Совете экспертов в редакции “РГ”.

За учениками наблюдение ведется только на ЕГЭ, а за учителями – почти круглосуточно. Сергей Михеев/РГ

Поводом стала скандальная история, о которой мы рассказали в “РГ” от 13 марта в статье “Охота на учителя”. В одной из школ родители устроили травлю классного руководителя и отправляли детей в школу с включенными диктофонами.

В Красноярском крае педагог по вокалу была вынуждена уволиться из-за записей в соцсетях. В Новосибирске учительница ушла с работы после того, как ученица опубликовала в “Инстаграме” ее фотографию с нецензурной подписью…

И таких случаев множество.

Как соцсети перевернули жизнь заслуженного педагога

– Если раньше у нас в школе учитель был всегда прав, то теперь маятник качнулся в противоположную сторону – педагоги оказались бесправными. Сейчас мы считаем, что ученик всегда прав.

Да, в центре образования должен быть ребенок. Но у нас “детоориентированность” сменилась понятием “клиентоориентированность”.

В этой подмене и состоит ключевая проблема, – считает директор московской школы N2095 Илья Новокрещенов.

По его мнению, педагог оказался как в шоу “за стеклом”, потому что есть дети с диктофонами, с фотоаппаратами в мобильных телефонах. Ребенок снимает. И через несколько минут мама, если она популярный блогер, выложит все в соцсетях.

А если во все школы поставить видеокамеры? Помогут они защититься от необоснованных претензий родителей?

При этом есть родители, которые помнят только о своих правах, а не об обязанностях. Доходит до того, что приглашение прийти на родительское собрание некоторые воспринимают как… вмешательство в личную жизнь! И как вы думаете, что делают учителя? Пишут электронные письма и прилагают скриншоты, чтобы родители были в курсе того, что обсуждалось на собрании.

Мало того, что родители относятся к школе потребительски, они стали вступать в откровенные конфликты с педагогами.

Если раньше в классе было 2-3 гиперактивных ребенка, то сейчас по негласному правилу – 8-9. Есть дети с неконтролируемым, девиантным поведением. При этом никаких медсправок родители школе предъявлять не обязаны. Что получается? Приходит такой ребенок в первый класс.

Через 2-3 месяца начинаются противоречия не только между учеником и учителем, но и между родителями, которые недовольны тем, что кто-то противопоставляет себя классу, срывает уроки. И тогда мама хулигана уходит в оппозицию. Пишет письма, жалобы, собирает доказательства.

А что, если во все школы поставить видеокамеры? Помогут они защититься от необоснованных претензий родителей? Ведь тогда в случае чего на обвинения по смонтированной записи, где, предположим, учитель оскорбляет ребенка, можно будет предъявить другую и доказать, что все было совсем не так?

После самоубийства школьника в Бабаево его учителя подвергли травле

Директор школы N 1518 Марина Фирсова уверена, что камеры проблемы не решат. В ее школе есть видеокамеры, но к каждой парте экран и микрофон не подцепишь. Учитель – живой человек. Неудачно пошутил, побранил, упрекнул ученика с глазу на глаз – вот и готова жалоба родителей. В школе был такой случай.

Можно ли наказывать детей в школе? Марина Фирсова считает, что одному можно сказать: встань в угол и постой. И это не будет для него наказанием. А для другого ребенка это будет оскорблением человеческого достоинства. Здесь учитель должен найти ту грань, которая отделяет, что можно, а что – нет.

– В школу приходят дети тех, кто родился в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, когда шло крушение Советского Союза и разваливалась система воспитания.

Вот мы и получили родителей, которые начинают судить учителя, – говорит председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор МГУТУ Валентина Иванова.

– Очень важно, чтобы в такой ситуации были слышны голоса тех родителей, которые поддерживают педагога. Учителям нужна публичная защита.

Педагог оказался как в шоу “за стеклом”, потому что есть дети с диктофонами, с фотоаппаратами в мобильных телефонах

Действительно, есть сложности, когда в классе сидят трудные дети. 22 процента педагогов признались, что им нужна помощь. Но это не повод унижать и оскорблять учителя.

Валентина Иванова рассказала, что Всероссийское педагогическое собрание подготовило поправки к закону, которые будут гарантировать педагогам защиту государства.

“Применение насилия в отношении педработника, а также публичное оскорбление будут приравниваться к применению насилия в отношении представителя власти”, – пояснила эксперт.

Часто оскорбления педагогов идут через соцсети. Но виртуальная реальность пока очень слабо учитывается в нашем законодательстве. Например, нет понятия троллинг.

Это провокация или издевательства в сетевом общении.

Валентина Иванова подчеркнула, что подготовлены детальные разъяснения, буквально по пунктам, для педагогов, что и как делать в таких случаях, кому жаловаться и как предъявлять претензии к провайдеру.

Еще одно предложение экспертов – поменять программы в педвузах и дополнить их психологическими и юридическими курсами, чтобы избежать ситуаций, когда молоденькая учительница, которая, безусловно, имеет право на личную жизнь, вынуждена писать заявление об уходе только потому, что разместила на своей страничке свое фото с пляжа. Это, к слову, совершенно реальный случай.

Учительница обиделась, что к 8 марта ей подарили 5 тысяч рублей

– Надо учить умению себя преподнести в блогсферах, информационном пространстве. Учителям нужны юридическая помощь и сопровождение. На каждый неадекватный поступок в сторону педагога должен быть ответ, – считает Сергей Горбун, заместитель председателя Московской городской организации профсоюза работников образования и науки.

Проректор Московского государственного педуниверситета Елена Болотова рассказала, что уже разработаны новые подходы к формированию учебных планов.

– Профсоюзы защищали учителя от директора, а сейчас нужно директора защищать от агрессивного родительского сообщества и некомпетентности некоторых СМИ, которые выплескивают эти проблемы на публичное обсуждение, – заметила проректор. – Презумпцию невиновности никто не отменял.

А если бы в современную школу пришел знаменитый педагог-воспитатель Антон Семенович Макаренко? С его-то методами жесткой дисциплины и наказания. Между прочим. он дал пощечину своему ученику Задорову, после чего потом Задоров ему сказал: “”Мы не такие плохие… мы понимаем”.

Наверное, сегодня Макаренко на второй же день отправили бы в колонию строгого режима на пожизненное заключение…

Источник: https://rg.ru/2017/03/16/kak-zashchitit-pedagoga-ot-kliauzy-v-socsetiah.html

Автоправо
Добавить комментарий