Как педагогам защитить свои права в данном случае?

Права ребенка vs права учителя: где искать идеальную формулу образования?

Как педагогам защитить свои права в данном случае?

Неприятный инцидент в гомельской школе, когда ученики 4-го класса сняли на видео, как учитель ругается матом на их одноклассника и при этом держит над его головой парту, дает повод задуматься о наличии определенных проблем в отечественной системе среднего образования.

Это вопросы дисциплины и безопасности образовательного процесса, которые связаны не только с соблюдением прав несовершеннолетних, но также с созданием определенного механизма защиты для педагогов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Нет человека – нет проблемы?

Не нужно забывать, что за последние несколько лет в Беларуси вследствие нападений со стороны школьников один учитель был тяжело ранен, а второй – вообще убит. После этого много рассуждали о появлении в школах неких охранных структур, однако дальше разговоров дело не пошло.

Подавляющее большинство педагогического состава (более 85%) в наших школах – женщины. И как им защитить себя от случаев физической агрессии – совершенно непонятно. Не говоря уже об оскорблениях и насмешках со стороны учащихся, на которые вообще никто давно не обращает особого внимания.

Можно, конечно, начать рассуждать о том, что профессиональный педагог сумеет выстроить свои отношения с учениками так, чтобы до подобных ситуаций не доходило.

И в гомельской школе мы имеем дело не со вчерашним выпускником университета, а с опытным учителем высшей категории, у которой за плечами 37 лет педагогического стажа не только без взысканий, но и с многочисленными благодарностями, грамотами и поощрениями.

Вспомните недавнюю историю с осуждением директора средней школы в Пинске, который также был далеко не мальчиком в педагогике, имел прекрасные характеристики, но из-за конфликта не справился с эмоциями и нанес незначительные телесные увечья провоцировавшим его несовершеннолетним.

© Sputnik / Павел Лисицын

Можно припомнить и другие эпизоды, когда учителя срывались и доходили до нецензурной брани и физического насилия, за что впоследствии несли дисциплинарную и уголовную ответственность.

Реакция со стороны государства в таких ситуациях объективно формальная – “закон суров, но это закон”, и педагог несет всю полноту наказания согласно нормам трудового, административного и уголовного законодательства. Ту же гомельскую учительницу чиновники просто уволили по статье, одним решением перечеркнув все былые заслуги.

Но сталинская формула “нет человека – нет проблемы” в данном случае не работает. Ведь вопрос не в отдельно взятой личности, а в недостатках системы.

Как защитить учителей?

Удивительно, что никто не задается вопросом, почему взрослые, хорошо образованные, законопослушные люди вдруг начинают выходить из себя, нецензурно ругаться, а то и решать конфликт с помощью физического воздействия.

А ведь, на самом деле, какие инструменты есть у учителя для того, чтобы защитить свою честь и достоинство? Кричать нельзя, выставить нарушителя за дверь нельзя, а о том, чтобы поставить в угол, как это было в нашем босоногом детстве, даже подумать страшно – “психологическое насилие над ребенком”. При малейшей чрезвычайной ситуации в школу прибегают современные мамы-папы, отлично знающие свои права, пишут жалобы “куда надо”, и педагог теряет работу.

Школьники конспиративно записывают учителей на диктофон, снимают на камеры, а впоследствии монтируют эти материалы таким образом, чтобы исключительно педагога выставить в негативном свете, и распространяют в социальных сетях.

Парадоксально, но факт: подобная “самодеятельность”, которая является абсолютно незаконной, в итоге принимается компетентными структурами в качестве доказательства вины и служит основанием для принятия решений о судьбе человека.

Так как же вести себя педагогу в случае возникновения внештатной ситуации, с учетом столь пристального внимания к “правам ребенка”? Сделать устное замечание? Смешно и неудобно, ибо хулиганы плевать на это хотели! В обычной ситуации учителя просто проигнорируют, а могут и матом послать по известному адресу или кое-что похуже.

Может, стоит вызвать милицию? Так это значит ввязаться в тяжбу по административному правонарушению с родителями учащегося, да и далеко не всякая администрация будет рада “скандалу” в родной альма-матер.

Звонок из районного управления образования с вопросом “что там у вас опять произошло?” чаще всего вызывает нервную дрожь у директора, которая затем по цепочке передается заместителям по учебной и воспитательной работе, а впоследствии доходит до несчастного педагога, который из жертвы становится обвиняемым, потому как “это все произошло из-за вас, Мария Петровна”.

Поэтому у рядовых учителей и даже у руководителей учреждений образования иногда сдают нервы, что их, естественно, не оправдывает с точки зрения закона, но позволяет понять “по совести”.

Степень эмоционального выгорания у белорусских учителей чрезвычайно высока, о чем, собственно, и свидетельствуют все вышеперечисленные казусы.

Ведь, чтобы заработать в школе мало-мальски приличные деньги, педагог должен вести по шесть уроков в день плюс классное руководство, а кроме того, безропотно участвовать в различных мероприятиях, которые имеют весьма формальное отношение к образовательному процессу, но спускаются на школу в виде “общественной нагрузки”.

В сухом остатке

Сейчас крайне остро стоит вопрос о защите прав учителей. В погоне за “правами ребенка” общество несколько упустило из виду эту тему. Крайне важно определиться с тем, как мы видим процесс образования: либо школа – цирк, а учителя в ней клоуны или “старшие партнеры” для детей, либо это реальная кладовая знаний и кузница кадров.

Если второе, то необходимо иметь совершенно конкретные меры воздействия на тех, кто мешает организации образовательного процесса, а также к их родителям.

Не исключено, что стоит оборудовать классные помещения видеокамерами, чтобы иметь возможность полно и надлежаще разбираться в каждом конфликте, наделить администрацию школы правом временного отстранения отдельных учащихся от занятий до прибытия родителей.

Нужно перестать гнаться за показателями и не бояться выставлять двоечникам заслуженные “ноли” и “колы”, вернуть практику отчисления из школ и выдачи справок вместо аттестата о среднем образовании.

Не нужно забывать, что учитель – это опора государства и он должен быть всесторонне защищен законом, в этом случае неповиновение законному требованию учителя должно иметь конкретные правовые последствия, как в случае с неповиновением законному требованию сотрудника милиции.

Наведение порядка в этом вопросе – первоочередная задача, иначе подобных “тревожных звоночков” будет все больше.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Источник: https://sputnik.by/columnists/20190916/1042737270/Prava-rebenka-vs-prava-uchitelya-gde-iskat-idealnuyu-formulu-obrazovaniya-.html

Работа школы по защите прав ребенка. Как помочь подростку защитить свои права – Электронный журнал

Как педагогам защитить свои права в данном случае?
Полинская Наталья Федоровна, социальный педагог ГБОУ школы №558 Выборгского района Санкт-Петербурга

О правах ребенка заговорили во всем мире не потому, что детям решили предоставить нечто большее, чем остальным людям.

Достаточно прочитать тексты Конвенции о правах ребенка и любого международного документа по правам человека, чтобы убедиться: взрослые и дети обладают одинаковыми правами и свободами. Никаких привилегий у детей нет.

Есть иное: признание простого факта, что ребенку, в силу его физических и психических способностей, сложнее отстаивать свои права (те же самые, что у взрослых). Взрослый человек может постоять за себя сам – ребенок просто не поймет, что произошло и как надо действовать.

Конвенция о правах ребенка и обращена не к самому ребенку, а ко взрослым. Знать и соблюдать статьи Конвенции должны родители, педагоги, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и другие властные структуры.

У детей же знакомство с текстом Конвенции может способствовать росту иждивенческих настроений: «Взрослые должны обеспечить мне то-то и то-то…» Именно поэтому с детьми надо говорить не о правах ребенка, а о правах человека.

Как показало проведенное нами изучение работы нашей школы, в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед школьным коллективом, является использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка.

Должно быть общепризнанной нормой такое положение дел, когда права самостоятельно реализуются самим ребенком, а государство, педагогический коллектив, родители содействуют ему, специалисты несут ответственность за создание условий для реализации им прав и законных интересов.

И тогда Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» должен стать в социальном государстве наиболее актуальным педагогическим средством.

Позиция ребенка как равноправного субъекта права выступает важным условием для внедрения в повседневную жизнь российских граждан вообще и в образовательный процесс в частности новой системы межличностных отношений, — системы, основанной на гуманистических принципах, на принципах взаимоуважения и толерантности.

Однако сделать это только путем принятия правозащитных законов невозможно. Не менее важным условием является осознание всеми членами общества, всеми участниками образовательного процесса необходимости признания ребенка самоценной личностью, имеющей наряду с обязанностями определенные права и свободы.

Социально-педагогическая деятельность в данном направлении связана:

1. С осуществлением практической деятельности по контролю за соблюдением прав и интересов ребенка.

2. С педагогической поддержкой социального самоопределения и самореализации ребенка.

3. С обеспечением развития социальной субъективности ребенка.

В этой сложной и многоплановой работе принимает участие весь коллектив образовательного учреждения, но особая роль принадлежит директору, социальному педагогу и заместителю директора школы по воспитательной работе.

Только в том случае, если эта работа будет осуществляться на всех ступенях образования слаженно и синхронно, можно добиться желаемого результата. Рассмотрим работу школы по защите прав учащихся на конкретных примерах.

Директор школы выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению.

Объясняет, что права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.

Администрация школы осуществляет распределение функциональных обязанностей между сотрудниками школы и оформляют их в письменном виде, формирует мотив ответственного отношения к выполнению должностных обязанностей.

Ориентацию сотрудников на уважение прав детей рассматриваем как одну из значимых задач управления, без решения которой различные организационно-педагогические меры не дадут заметного результата. По инициативе директора каждый учебный год проводится круглый стол для учащихся ” Школа и права ребенка”, результаты которого обсуждаются на педагогическом совете школы.

Совместно с педагогическим коллективом определяется мера ответственности образовательного учреждения, педагогических работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей, заключается договор между учреждением и родителями.

Совместно с родительским комитетом школы проработан механизм защиты прав детей и родителей от административного и педагогического произвола (проводится анонимное анкетирование родителей и сотрудников).

На первой недели нового учебного года социальный педагог проводит круглый стол «Это надо знать» для новеньких учащихся и их родителей, на котором знакомит с Уставом школы, правилами, обычаями, традициями учебного заведения.

Библиотека школы приобретает и предлагает для изучения в коллективе основные нормативно-правовые документы федерального уровня, а также региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей, а также новинки литературы для работы с родителями и подростками по правам человека.

Родители сегодня являются субъектами образовательного и воспитательного процесса наравне с педагогами.

В распоряжении родителей гораздо больше механизмов для защиты прав детей, чем у учителей и школьной администрации, именно в семье у ребенка складываются правовые представления (об ответственности, справедливости, честности, законности).

Судя по наблюдениям за молодым поколением родителей, во взаимоотношениях с детьми появилось некое новое понимание родительской ответственности, которое скорее определяется понятием «право» и которое принимается с готовностью его защищать. Первоочередной задачей социального партнерства в защите прав подростка является правовое воспитание родителей.

Оно обязательно должно находиться под контролем школы и компетентных специалистов. Родителям необходимо разъяснять их права, обязанности и ответственность за воспитание детей.

Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации.

К сожалению, мы встречаемся еще с нарушением прав ребенка со стороны семьи, где родители используют метод насилия в воздействии на ребенка. Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению.

Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты прав и законных интересов.

Социальная служба выявляет такие семьи, выясняет причины отклонений в семейных отношениях, проводит рейды совместно с инспекторами ОДН 58 отдела полиции и общественностью в эти семьи, устанавливает контроль над ними.

Выполняя охранно-защитную функцию подростка, социальный педагог проводит разъяснительную работу и просвещение родителей: «Азбука школьной жизни для родителей», «Ребенок ушел из дома», «Права и обязанности родителей», «Агрессивность». Эти презентации касаются семейно-правовой защиты ребенка. Проводим консультации для родителей на темы: «Семейная жестокость», «Семейная атмосфера».

Для родителей школа выпустила брошюру «В помощь родителям» с рекомендациями по разным школьным вопросам. Сейчас готовится к выпуску второй номер брошюры с актуальным материалом по воспитанию подростков.

На родительских собраниях и индивидуально классные руководители поднимают тему отношений между детьми и родителями, говорят о любви, о добром отношении к детям, привлекают родителей к участию в делах класса и школы.

Традиционными в школе являются весенние Благотворительные концерты, в которых выступают дети, родители и даже целые семьи. Последние два года все собранные средства от концертов идут на лечение наших учеников.

Родители принимают активное участие вместе с детьми в традиционном районном осеннем беге «Испытай себя».

Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у учеников, начиная с первого класса.

Используются разнообразные средства и методы: этические беседы, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п.

В помощь классным руководителям социальный педагог составляет презентации на правовые темы: «Азбука школьной жизни», «Что делать в сложной ситуации?», «Права ребенка в школе», «Правовой статус несовершеннолетнего».

Школьная театральная студия «Недоросль» поставила мини-спектакли по данной теме: «Ай, болит» или «Преступление и наказание» (как не стать жертвой преступления); «Горе не только Федоры» (экологические и нравственные вопросы); «Школьная страна – государство Детства» (о правах ребенка); «Возьмемся за руки, друзья! (вопросы толерантности).

В течение трех лет школа проводит встречи с волонтерами Молодежного центра по правам человека, которые знакомят учащихся с документами по правам человека, устраивают просмотры и обсуждение фильмов. Также мы контактируем с Благотворительной общественной организацией «Детский кризисный центр» куда может обратиться подросток за помощью.

Каждый ребенок имеет право на образование, но, к сожалению, есть учащиеся, которые это право не используют полностью.

Для того чтобы помочь подростку реализовать это право наша школа несколько лет сотрудничает с «Новым поколением» и «Балтийским берегом».

В этих организациях с подростками занимаются психологи, которые настраивают подростков на положительную мотивацию учения и помогают в их профессиональной ориентации.

Социальный педагог помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между взрослыми (учителями) и детьми. Суть проблем заключается в том, что неумение договориться, порождает противостояние интересов. Формы взаимодействия учителя с ребенком зависят от того, как он воспринимает ситуацию – позитивно или негативно.

Социальная служба стремится настроить учителя в любой ситуации с подростком на позитивное восприятие взаимодействия. И это сопровождается чувством внутренней уверенности и силы, которое воодушевляет учителя на конструктивные взаимоотношения с подростком.

В школе для разрешения конфликтов создана Конфликтная комиссия, задача которой заключается в преодолении враждебности, создания атмосферы взаимопонимания конфликтующих сторон.

Чаще всего в школе мы сталкиваемся со словесным оскорблением, а иногда и с физическим воздействием между учащимися. В данной ситуации необходимо проанализировать конфликт, в котором пребывает подросток и помочь ему выйти из этого положения.

В школе существует «Служба примирения», в которую входит Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог и волонтеры представители из 7-11 классов.

Эта служба, проанализировав ситуацию, предлагает обеим сторонам заключить примирительный договор, который ставит «точку» в конфликте.

Особое внимание педагогический коллектив уделяет просветительской работе среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркологических веществ. Проводим конкурсы плакатов, презентаций на данную тему. Привлекаем родителей в проведении классных часов о вредных привычках.

Для эффективности в направлении правовой защиты детей в социальной работе школы необходимо проводить раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних. Что мы и делаем. Ведется работа с “трудными” детьми по защите их прав. Но эффективность этой работы снижена по причине слабой возможности школы законодательно воздействовать на семьи, где родители уклоняются от воспитания детей.

Каждый год вместе с психологами ЦМПСС Выборгского района мы проводим исследования по выявлению уровня и характера тревожности наших учащихся, связанных со школой. В исследовании принимают участие ученики 5 классов.

Результат их показывает, что уровень тревожности у 82% учащихся в норме, у 15%- наблюдается повышенный уровень тревожности и только у 3% учащихся показатель тревожности высок.

Эти результаты дают почву для работы непосредственно учителям по взаимодействию в системе учитель – ученик.

В школе оборудован постоянный стенд «Подросток и Закон». На нем информация: “Права ребенка с момента рождения и до совершеннолетия”, выдержки из Устава ГБОУ школы № 558 “Права и обязанности ученика”, “Права и обязанности учителя”, “Права и обязанности опекуна (родителя) в школе”.

На стенде есть место для информации “На вопросы отвечает школьный социальный педагог “. Каждый ученик знает, к кому он может обратиться за защитой в случае, если считает, что его права ущемлены. Для эффективности в направлении правовой защиты детей в социальной работе школа проводит раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних.

Частыми гостями школы бывают инспектора ГИБДД, инспектора 58 отдела полиции, психологи.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие была и остается неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы.

Список литературы:

1. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005

2. Шуман С.Г. Как избежать конфликта с детьми. М.: Педагогика,1989

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.,2009

4. Фролов Б.С., Рубина Л.П., Овечкина И.В. Профилактика кризиса у детей. СПб, 2008

5. Луховицкий В.В. Как защитить права детей и учителей. Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2008

6. Болотова Е.Л. Права ребенка в школе. М., Арсенал образования, 2011

Источник: https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-23-maj-2014/innovacii-metodika-i-praktika/rabota-skoly-po-zasite-prav-rebenka-kak-pomoc-podrostku-zasitit-svoi-prava

Права школьника: защитите своего ребенка!

Как педагогам защитить свои права в данном случае?

О том, как вести себя родителям, если в школе возникла конфликтная ситуация, рассказывает адвокат Юлия Никифорова.

Закон «Об образовании» в 41 статье, пункте 1 очень четко про­писывает, что именно на школу ло­жится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной по­мощи. И если ребенку стало плохо, то учитель обязан незамедлительно вызвать медсестру или проводить ученика в процедурный кабинет.

Ребенку могут дать воды, обрабо­тать рану йодом или зеленкой, дать понюхать нашатырный спирт. Мед­сестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку какие-то серьезные медикаменты. И если школьнику не становится лучше, преподаватель обязан немедленно вызвать скорую помощь и прокон­тролировать, что учащийся будет доставлен в медицинское учрежде­ние.

При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ребенка.

На учителя также ложится обя­занность выяснить, почему ребенку стало плохо или определить вино­вного. И, конечно же, в срочном по­рядке оповестить родителей о произошедшем телефонным звонком.

В такой ситуации не существует отговорок вроде «мы не дозвони­лись», «как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей», ведь в случае ухудшения состоянии ребенка или летального исхода вся ответственность (вплоть до уголов­ной) ляжет на директора школы.

Учитель обязан быть внимателен к жалобам учащихся на здоровье, не отпускать ребенка из школы, если ему стало плохо: может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение. Осложнение может воз­никнуть потом, а виновен будет пре­подаватель, проигнорировавший жалобу учащегося.

ТРАВМА В ШКОЛЕ

Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Граж­данского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязан­ностей, возмещает работодатель.

Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родите­лям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся.

Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

Любая неприятность, случившая­ся в школе в часы учебного процес­са, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а мате­риально — школа.

Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возме­щении физического и морального вреда.

Но в этом случае они долж­ны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Конкретные виновники най­дены — требуйте возмещения вреда.

Схема простая: необходимо обра­титься в школу и отдел образования. В Москве телефон Горячей линии

Минобрнауки 8 (499) 553−0963. Если же мирным путем вопрос не решает­ся, то необходимо обратиться в суд. У вас есть все факты причиненно­го вреда, есть расходы, вызванные повреждением здоровья ребенка.

Пункт 1 статьи 1085 ГК РФ относит к расходам, вызванным поврежде­нием здоровья: расходы на лечение, дополнительное питание, приоб­ретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-ку­рортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бес­платное получение.

ВАЖНО! В некоторых школах есть практика использования магнит­ных карточек, с помощью которых учащиеся входят в школу или поки­дают ее. И если, предположим, драка между учащимися произошла даже рядом со школьным крыльцом, но ребенок уже покинул школу (о чем свидетельствует магнитный про­пуск), учителя ответственности не несут. Внимательно читайте Устав учебного заведения!

РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ТРАВЯТ ДЕТИ

Ответственность за то, что происходит в стенах школы, лежит на директоре школы и педагоге. Все словесные оскорбления, травля ре­бенка другими учащимися, порча его вещей и тому подобное нарушение прав школьника — это зона от­ветственности школы.

Однако в по­следнее время все чаще приходится слышать жалобы на оскорбления в соцсетях, а это уже — ответствен­ность родителей.

К сожалению, в рос­сийском законодательстве больше не существует статьи 130 Уголовного ко­декса «Оскорбление личности», к ко­торой можно было прибегать, если ребенка оскорбляют в соцсетях или фотографируют в нелицеприятных ситуациях и отправляют фото общим знакомым. Но никто не отменял мер воздействия с помощью школы или через родителей.

Обязательно объ­ясните ситуацию классному руково­дителю и попросите принять меры. Нелишне будет пообщаться и с ро­дителями таких детей и объяснить, что вы готовы написать заявление в полицию, и ребят (даже девочек) поставят на учет, а это отметка в ха­рактеристике при дальнейшей учебе и поступлении. Убеждения не помо­гают — пишите заявление в полицию.

В какое ведомство обращаться по поводу нарушения прав детей, детально прописано в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про­филактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних».

В случаях, когда дети, например, при помощи фотошопа прилепляют голову девочки к телу порноактрисы и вывешивают свое «творчество» в соцсетях, чем могут довести ребенка до нервного срыва или самоубийства, помните, что существует статья 128.1. УК РФ «Клевета».

И здесь закон очень суров финансово. Родителям следует обязательно обратиться к нотариусу и сделать скриншоты этих «произ­ведений», заверяя через нотариуса этот публичный источник. Затем об­ратиться в полицию и через суд тре­бовать уголовного преследования.

РЕБЕНКА ОСКОРБЛЯЕТ ПЕДАГОГ

Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на празд­ник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образова­нии».

В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других роди­телей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте за­мены преподавателя.

До тех пор, пока родители не вмешались в ситу­ацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попро­сить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жало­бой. Неплохо, если ребенок запи­шет оскорбления на диктофон.

Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет суще­ственным аргументом в общении с директором школы.

Запись не надо показывать педагогу, угрожая рас­правой, но следует обязательно об­ратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказа­тельством в гражданском суде — потребуется ая экспертиза.

Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отве­чать тем же, всегда надо быть веж­ливым и корректным.

ПРОИЗОШЛА КРАЖА

Если в школе случилась кража, учитель не имеет права досматри­вать школьника, которого он может подозревать. Это прерогатива толь­ко сотрудников полиции. Именно их незамедлительно и следует вы­звать для проведения досмотра и оперативно-розыскных меропри­ятий.

Учитель может только по­просить добровольно продемон­стрировать содержимое сумки или портфеля, или же вызвать родителей и попросить это сделать в их присут­ствии, но ученик вправе проигнори­ровать эту просьбу.

Ведь может быть так, что украденную вещь ребенку подбросили в сумку, поэтому досмо­тров без полиции и родителей несо­вершеннолетнего быть не должно.

Желая избежать подобных ситу­аций, педагоги обычно дают роди­телям совет, к которому стоит при­слушаться: давайте ребенку вещи попроще, покупайте недорогие теле­фоны и, тем более, у ребенка в школе не должно быть драгоценностей. Это важно для защиты прав школьника. fotoimedia.

Источник: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/prava-shkolnika-zashchitite-svoego-rebenka/

Права и обязанности детей: вопросы и ответы

Как педагогам защитить свои права в данном случае?

Права и обязанности детей

Права детей

Декларация прав ребёнка 1959 г.

провозгласила, что ребенок ввиду его фи­зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, на­циональные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резо­люция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

Кто такой ребёнок?

                                             Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (приме­чание редакционной комиссии).

2.Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

·         с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

·         в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

·         при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

    Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:                                                                         

·         с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

·         на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

·         на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

·         на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

·         на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

·         на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет.

Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);

·         на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей.

Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке.

Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

·         на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов.

Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет.

Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

·         на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

·         на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

·         на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

                                                Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

·         на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

·         жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;

·         на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

·         на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;

·         на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

·         на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);

·         на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

·         ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

·         дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

·         жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

·         помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

·         при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

·         право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

·         право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

Источник: http://vrn-sch60.edusite.ru/p61aa1.html

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Как педагогам защитить свои права в данном случае?

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Автоправо
Добавить комментарий