Как обозначить границы земельного участка, который в пожизненном наследуемом владении?

Акт согласования границ земельного участка

Как обозначить границы земельного участка, который в пожизненном наследуемом владении?

24.01.2018

В случае образования нового земельного участка, уточнения границ уже существующего участка или регистрации права собственности на давно используемый земельный участок (например, по «дачной амнистии») необходимой процедурой является согласование границ такого участка с правообладателями смежных земельных участков. Результат данной процедуры отображается в акте согласования границ.

1. Для чего нужен акт согласования границ земельного участка?

Такой документ, как акт согласования границ земельного участка (в случае наличия учтенных в государственном кадастре недвижимости (ГКН) смежных земельных участков) является обязательной частью межевого плана.

Межевой план – фактически единственный документ, который нужен для постановки земельного участка на кадастровый учет, для учета части земельного участка или внесения в ГКН сведений об изменении уникальных характеристик земельного участка.

В свою очередь, постановка земельного участка на кадастровый учет нужна для последующей регистрации права собственности (или иного вещного права) на такой земельный участок.

Согласно закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1.2 ст.

20), «не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Кроме того, даже если участок учтен, государственная регистрация прав на него может быть приостановлена.

Это может произойти в случае, если в ГКН в отношении такого земельного участка «отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка». При этом существуют некоторые исключения, когда регистрация разрешена и при неуточненных границах:

1)  если право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке;

2)  если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;

3)  если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;

4)  если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (исключение действует до 1 января 2018 г.);

5)  если право возникает в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (исключение действует до 1 января 2018 г.);

6)  в иных установленных федеральным законом случаях (исключение действует до 1 января 2018 г.).

Проведение согласования границ смежных земельных участков может быть и самоцелью, когда данная процедура кадастровыми инженерами проводится для разрешения споров между соседями. Если участники спора не придут к соглашению

между собой, разрешение вопроса возможно только в судебном порядке.

При этом кадастровый инженер только фиксирует притязания сторон и не имеет возможности самостоятельно устанавливать границы. Если границы согласованы, кадастровый инженер может обозначить в натуре межевые знаки и подготовить документы для внесения изменений о границах и характерных точках земельных участков в ГКН (для юридического закрепления данных границ).

Таким образом, согласование границ земельного участка и составление акта согласования необходимо:

1)  при образовании новых земельных участков для регистрации на них права собственности и иных вещных прав;

2)  в случае возникновения межевых споров для уточнения границ земельных участков;

3)  в случае регистрации права собственности на земельные участки, которые предоставлены гражданам, но права на которые не зарегистрированы должным образом, в том числе в случае регистрации права собственности на земельные участки по «дачной амнистии».

2. Когда согласование границ земельного участка обязательно?

В соответствии со статьей 39 закона «О государственном кадастре недвижимости» [1], местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ были уточнены границы земельного участка или смежных земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН. При этом согласовывать месторасположение границ необходимо со следующими категориями правообладателей смежных земельных участков (заинтересованными лицами):

1) собственники (исключение составляют случаи, когда смежные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также предоставлены частным предприятиям на праве постоянного (бессрочного) пользования);

2) лица, которые владеют участками на праве пожизненного наследуемого владения;

3) лица, которым участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования (кроме государственных и муниципальных учреждений, органов госвласти, органов местного самоуправления, казенных предприятий);

4)  арендаторы, которые заключили договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок от 5 лет.

3. Каков порядок согласования месторасположения границ земельного участка?

Процедура согласования границ земельного участка с правообладателями смежных участков организовывается кадастровыми инженерами, нанятыми для выполнения кадастровых работ, в том числе для проведения межевания и составления межевого плана.

По выбору заказчика работ согласование может проводиться как с установлением границ земельного участка на местности, так и без него. При этом заинтересованные лица могут потребовать вынесения совместной границы земельных участков на местности.

В некоторых случаях установление границ на местности все же не разрешается (на лесных землях, землях особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных землях, предназначенных для природопользования коренными народами Севера, Дальнего Востока, Сибири).

Законодательством предусмотрено две формы проведения согласования границ земельного участка:

1)  посредством проведения собрания заинтересованных лиц;

2)  в индивидуальном порядке.

Если индивидуальный порядок согласования в законе не регламентирован, то по отношению к организации общего собрания правообладателей смежных земельных участков существуют четкие правила:

1) Общее собрание должно проводиться в населенном пункте, в котором размещен участок, или в ближайшем к нему населенном пункте. Иное место может быть определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами;

2) Для приглашения заинтересованных лиц на собрание им вручается под расписку, высылается почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также направляется на электронную почту извещение.

Контактные данные заинтересованных лиц берутся из сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Извещение должно быть вручено или доставлено за 30 дней до собрания. При этом у заинтересованных лиц должно быть не менее 15 дней для подачи возражений.

В случае если заинтересованные лица отказываются получать извещения, они считаются надлежащим образом извещенными.

3) В случаях, если смежные земельные участки являются лесными участками, если в ГКН отсутствуют сведения об адресе хотя бы одного из правообладателей смежных участков или почтовое отправление возвратилось с пометкой о невозможности вручения, а также если смежным земельным участком является территория общего пользования садоводческого, дачного или огороднического некоммерческого объединения граждан или собственниками смежного участка являются 5 и более лиц, то допускается, что извещение о проведении собрания по поводу согласования границ земельного участка может быть опубликовано в порядке, определенном для опубликования муниципальных правовых актов;

4) В извещении должны обязательно содержаться следующие сведения:

– сведения о заказчике кадастровых работ, в т.ч. почтовый адрес и номер телефона;

– сведения о кадастровом инженере, в т.ч. его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона;

– кадастровый номер и адрес земельного участка, кадастровые номера и адреса смежных земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

– порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

– место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

– сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Кадастровый инженер во время проведения согласования местоположения границ:

1)  проверяет полномочия заинтересованных лиц или их представителей (проверяет документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей, а также документы, подтверждающие права на соответствующие земельные участки);

2) обеспечивает возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с проектом межевого плана и дает необходимые разъяснения;

3) указывает заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования границ с их установлением на местности).

Результат согласования границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ, либо в письменной форме не представили свои возражения, в акт согласования вносится соответствующая запись. При этом акт считается согласованным. В таком случае к межевому плану обязательно прилагаются документы, подтверждающие, что заинтересованное лицо было должным образом извещено о проведении собрания.

Если местоположение границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно согласования, в акт согласования вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке, в том числе в судебном порядке.

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/akt-soglasovaniya-granits-zemelnogo-uchastka/

Уточнение границ земельных участков: обязанность или осознанная необходимость?

Как обозначить границы земельного участка, который в пожизненном наследуемом владении?

23.05.2018

На сегодняшний день подавляющее большинство населения сельской местности проживает в домах усадебного типа либо в жилых домах, предназначенных для проживания нескольких семей.

И в первом и во втором случаях придомовая территория используется собственниками для подсобного хозяйства: возведения хозяйственных построек, содержания домашних животных, выращивания овощей.

Как правило, возникновение прав у таких граждан на земельные участки происходило в начале 90-х годов, посредством выдачи свидетельств на право на землю, в которых содержался схематический чертеж границ земельного участка. Позднее до конца октября 2001г.

выделение земельных участков для ведения подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства осуществляли администрации соответствующих поселений. Такие земельные участки отнесены законом к ранее учтенным, а права на них являются ранее возникшими.

Все чаще и чаще последнее время в средствах массовой информации появляется информация об установлении или необходимости установления границ таких участков.

На учтенные земельные участки, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке, или право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения на которые зарегистрировано и не прекращено до 1 марта 2008 года,  требование об обязательном уточнении границ не распространяется.

Другими словами, для собственников таких земельных участков не установлена обязанность проведения межевания и внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) до какой-либо определенной даты. Однако справедливости ради стоит отметить, что тема установления границ используемых участков заслуживает сегодня должного внимания и вот почему.

Первая причина, это, конечно же, несовершенство проведённых измерений, выполненных в отношении земельного участка. В самом начале земельной реформы основными измерительными устройствами на местности были сажень и рулетка, позднее – теодолит.

Не случайно у многих сельчан в документах на право собственности участка содержится условное описание границ участка без детальной привязки к местности. И такое отсутствие точно определенных границ является одной из основных причин большинства конфликтов между владельцами смежных участков.

Обозначить границы участка по силам лишь современным методам измерений: с помощью спутниковой навигации или аэрокосмической съемки. Современная техника позволяет определять местоположение на местности с точностью до сантиметра!

Вторым действенным аргументом в пользу установления границ на местности может служить и тот факт, что в реальности площадь участка может оказаться больше или меньше площади, указанной в свидетельстве на землю, а размер земельного налога, как известно зависит, в том числе и от размера участка. И если в первом случае заинтересованным лицом является муниципальное образование, в границах которого расположен участок, то во втором случае интерес по проведению межевания возникает у землепользователя (землевладельца).

Кроме того, использование земельной площади, выходящей за границы участка, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, санкция которой для физических лиц предусматривает уплату штрафа от 5 до 10 тысяч рублей, а если кадастровая стоимость захваченного участка определена, то размер штрафа уже составляет от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что при совершении сделки по продаже жилого дома с земельным участком, продавец рискует столкнуться с проблемой, когда покупатель или кредитная организация, предоставляющая денежные средства на приобретение недвижимости захотят увидеть реальные границы участка на местности.

Возникает вполне резонный вопрос, а как узнать, имеет ли участок границы на местности? Вариант первый: по кадастровому номеру участка на публичной кадастровой карте. Ссылка на нее есть на главной странице официального сайта Росреестра – pkk5.rosreestr.ru.

Если там обозначены границы вашего земельного участка, это значит, что они установлены, и межевания не требуется. Еще один вариант – запросить выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Если границы установлены, то она будет содержать план земельного участка.

Если же их нет, то в выписке в графе “Особые отметки” будет указано: “Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства”.

Итак, если границы участка на местности не установлены, а у титульного владельца  появилось твердое намерение их уточнить, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий.

Уточнение границ земельного участка осуществляется посредством проведения кадастровых работ лицом, имеющим на это право – кадастровым инженером. При заключении договора подряда на проведение кадастровых работ с данным специалистом, необходимо обращать внимание на действительность его квалификационного аттестата и на то, что кадастровый инженер является членом саморегулируемой организации.

Под рукой должен быть документ о правах на участок: свидетельство о праве собственности на земельный участок.

Также это могут быть постановление администрации о предоставлении земельного участка, нотариальное свидетельство о праве на наследство, решение суда, договор купли-продажи, мены, дарения и прочее.

Не забудьте про документ, удостоверяющий личность – паспорт, а в необходимых случаях позаботьтесь о доверенности на представителя (если от вашего имени будет действовать представитель).

Кадастровые работы по уточнению границ выполняются кадастровым инженером и включают в себя обычно следующий комплекс работ:

– сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных вами документов на землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних (смежных с вашим) земельных участков;

– подготовку межевого плана, который должен соответствовать заданию на межевание;

– обязательное уведомление соседей по участку (то есть лиц, права которых могут быть затронуты межеванием);

– выезд на место и определение границ участка на местности. Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника. При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями;

– геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков;

– точное определение площади земельного участка;

– чертеж земельного участка со всеми его границами.

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Заявление и необходимые документы можно представить в Управление Росреестра по Ульяновской области одним из следующих способов:

– через центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра);

– почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

– в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

И в заключении хотелось бы сказать, что срок осуществления учетных действий не должен превышать 5 рабочих дней со дня приема Управлением Росреестра по Ульяновской области заявления и необходимых документов, а проведенный кадастровый учет удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Начальник Межмуниципального отдела

по Радищевскому, Старокулаткинскому и Павловскому районам

Управления Росреестра по Ульяновской области

Ю.А. Сальников

в журнале «Недвижимость Ульяновска» от 22 мая 2018г. №5 (310)

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/fghdfgjhfhjkfgxdgfndvj/?contrast=N

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год

Как обозначить границы земельного участка, который в пожизненном наследуемом владении?

Обзор документа

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год

Конституция Российской Федерации гарантирует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

С развитием права частной собственности на землю вопрос о правах на нее приобрел особую значимость. В связи с этим земельные споры сохраняют свою актуальность, несмотря на небольшой удельный вес дел данной категории.

Так, по данным статистической отчетности за 2013 г. земельные споры составляют около 2,2% от общего числа оконченных судами области гражданских дел.

Кроме того, с учетом существенной публично-правовой специфики характера спорных правоотношений значительное число дел, связанных с применением земельного законодательства, учитывается в статистической отчетности по категории “жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, органов государственной власти и местного самоуправления”.

По результатам рассмотрения дел в апелляционном порядке стабильность судебных решений по земельным спорам составляет 88,4%.

Следует отметить, что если ранее большая часть споров была связана с межевыми конфликтами, порядком пользования земельными участками, оборотом земель сельскохозяйственного назначения, то в настоящее время значительным является число дел, связанных с ограничением прав на землю, проведением кадастрового учета земельных участков. Такое положение может быть обусловлено необходимостью легитимизации правообладания и объекта права и возникновением связанных с этим разногласий между субъектами этих правоотношений.

В изъятие из общих правил территориальной подсудности все иски, так или иначе затрагивающие права на земельные участки, предъявляются в суд по месту их нахождения по правилам исключительной подсудности (ст. 30 ГПК РФ).

Следует отметить, что суды по существу правильно подходят к вопросу об определении территориальной подсудности.

Например, определением судьи Центрального районного суда г. Калининграда возвращено в связи с неподсудностью данному суду исковое заявление Г.Н.В. и К.И.Я.

к администрации городского округа “Город Калининград” о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность за плату.

Данное исковое заявление подано в суд по месту нахождения ответчика – администрации городского округа, при этом предметом спора являлся расположенный на Московском проспекте г. Калининграда земельный участок под находящимися в собственности истцов нежилыми помещениями. Возвращая исковое заявление, судья Центрального районного суда г.

Калининграда правильно исходил из того, что истцами заявлено требование о праве на получение земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), в связи с чем спор подлежит разрешению по месту нахождения спорного земельного участка – Ленинградским районным судом г. Калининграда.

Что касается родовой подсудности, то большинство дел по спорам, связанным с землей, разрешается районными судами.

В силу требований п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ к подсудности мировых судей относятся дела об определении порядка пользования земельными участками, за исключением случаев, когда такие споры сопряжены с требованиями иного характера, относящимися к подсудности районных судов.

Кроме того, мировым судьям подсудны дела о правах на земельные участки, если их стоимость не превышает 50 000 руб. (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). При цене иска свыше этой суммы дело рассматривается районным судом.

1. Вопросы кадастрового учета земельных участков

Правовое определение понятия “земельный участок” установлено в ст. 11.1 ЗК РФ, согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

По смыслу приведенной нормы, земельный участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что такой земельный участок имеет установленные границы.

Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации. При этом такая индивидуализация (определение и закрепление на месте границ) означает, что земельный участок прошел кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер.

Согласно Федеральному закону от 4 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (в ред. от 30 декабря 2008 г.

) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1).

В силу требований ст. 7 указанного Федерального закона к индивидуальным характеристикам земельного участка относятся кадастровый номер, месторасположение, площадь, границы, его целевое назначение.

Между тем, на практике нередко в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства. Как правило, это относится к ранее учтенным земельным участкам.

В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 4 февраля 2010 г.

N 42, решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.

При таких обстоятельствах перед правообладателями ранее учтенных земельных участков возникает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.

В силу требований ст. 22 Федерального закона от 4 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка является межевой план, устанавливающий в том числе местоположение границ земельных участков и являющийся результатом проведения кадастровых работ. Указанная процедура проводится и в отношении вновь создаваемых земельных участков, и в отношении ранее учтенных земельных участков.

Согласно ст.

38 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 9. ст. 38).

Особым действием в составе действий по формированию границ земельного участка является согласование местоположения его границ.

Этот порядок в основном определен в ст. 39 Федерального закона от 4 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами – правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ.

При этом заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

В силу ст. 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Установление процедуры согласования местоположения границ обусловлено необходимостью учета законных прав всех заинтересованных лиц при индивидуализации земельных участков и направлено на обеспечение защиты прав в первую очередь смежных землепользователей. Акт согласования границ является неотъемлемой частью межевого плана. Нарушения, допущенные при проведении согласования, могут являться основанием для признания всего межевого плана, а также его результатов, незаконными.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9682532/

Как установить границы земельного участка — информация для владельцев и пользователей

Как обозначить границы земельного участка, который в пожизненном наследуемом владении?
Статья обновлена: 7 февраля 2020 г.

Здравствуйте. В этой статье я распишу как установить границы только того участка, который хоть и стоит на кадастровом учете в ЕГРН (как это узнать), но в кадастре нет его границ. Инструкция подходит для любого участка — ИЖС, ЛПХ, дачного, садового и т.п.

Для начала узнайте есть ли на кадастровой карте границы нужного вам участка — онлайн способ. Ведь инструкция на этой странице подходит, если в кадастровом учете нет четких границ и их нужно установить. Если границы в кадастровом учете есть, то их устанавливать не надо, но можно уточнить на местности.

(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

Участок на карте не отображается

Границы его не установлены

Небольшое отступление — если нужна бесплатная юридическая консультация, можете в любое время написать онлайн юристу справа внизу, можете заказать звонок внизу слева или сами позвонить: 8 (499) 938-45-06 (Москва и обл.); 8 (812) 425-64-92 (Санкт-Петербург и обл.); 8 (800) 350-29-86 (все регионы РФ).

Шаг №1 — Собрать документы

Чтобы установить границы, у собственникам/пользователя участка должны быть на руках два важных документа. А именно:

  • Правоустанавливающий документ на участок; Это может быть свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН (как получить), договор купли-продажи участка или дома на нем, договор/государственный акт/свидетельство бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, различные акты на предоставление участка или предварительного согласования предоставления, договор аренды, договор о праве застройки, решение суда о предоставлении участка или признания права собственности.Образцы правоустанавливающих документов ↔(нажмите на картинку для ее увеличения / горизонтальная прокрутка)
  • План участка, который подтверждает его местоположение, границы и площадь при образовании. Обычно это план-схема участка как приложение к договору/свидетельству/акту, утвержденные схемы расположения/распределения участков, схема расположения участка на кадастром плане территории при решении муниципалитета о предварительном согласовании или предоставлении участка, проекты границ, планы землепользования, материалы инвентаризации, постановление о юридическом закреплении и т.п. Если участок выдан на основании решения суда о признании права собственности на участок в границах, то это будет ситуационный план участка. Иногда на таких планах даже имеются координаты границ участка, а именно его углов (поворотных точек).Образцы планов ↔(нажмите на картинку для ее увеличения / горизонтальная прокрутка)

Если у владельца участка нет одного из этих документов, нужно запросить сведения из ГФДЗ (инструкция ниже). Даже если оба документа на руках, все равно стоит обратиться в ГФДЗ. Лишние документы на участок никогда не помешают при установлении границ.

Запросить сведения об участке в Государственном фонде данных Росреестра

ГФДЗ — это архив различных документов на земельные участки, которые изготавливаются при проведении землеустройства (ст. 24 Федерального закона о землеустройстве). Официальное название — Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В фонде могут быть содержаться копии документов, которые подтверждают права на участок + различные планы/схемы его расположения.

Этими документами могут быть: экземпляры свидетельств о правах на участки, выданные до 2000 года; материалы инвентаризации или перерегистрации участков; землеустроительные дела по межеванию участков до 1 марта 2008 года и т.д. Иногда бывает, что в этих документах даже есть координаты границ участка.

К сожалению, в ГФДЗ не всегда имеются какие-либо документы. На моей практике такое бывает в 40% случаях. Но я все равно всегда советую запрашивать сведения, хуже не будет.

Куда обращаться и как запросить сведения

Сведения из ГФДЗ предоставляют в местных отделах Росреестра, но не все оказывают данную услугу, а какой-то определенный. Лучше позвоните по справочному номеру Росреестра 8 (800) 100-34-34 и уточните адрес нужного отдела. Также можно позвонить любому местному кадастровому инженеру и спросить у него, ведь в дальнейшем все равно придется к нему обращаться для заказа межевания (шаг №2).

Владельцам/пользователям участка нужно подать заявление в отдел Росреестра (заявление о предоставлении сведений из ГФДЗ). Форму и образец выдаст сотрудник. Можете скачать форму заявления и ознакомиться. К заявлению приложить копию паспорта и правоустанавливающий документ на участок.

Сотрудник заберет заявление и выдаст расписку/опись. Остается только ждать. Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 14 ноября 2006 г. № 376, документы со сведениями из ГФДЗ предоставляются в течение 3 рабочих дней (при личном обращении). На практике бывают задержки. Чтобы забрать документы, в назначенный день отдайте ранее выданную расписку/опись и покажите паспорт.

В итоге, если у владельца участка нет одного из вышеуказанных документов и нет никаких сведений из ГФДЗ, то установить границы придется только через суд. По-другому никак.

Источник: https://prozhivem.com/zemlya/granica/kak-ustanovit

Землепользование: излишки могут изъять, а могут и узаконить

Как обозначить границы земельного участка, который в пожизненном наследуемом владении?
15.07.2002 | Рубрика: Законодательство

Оказывается, если следовать букве закона, то можно сделать вывод, что права на дом не переходят автоматически на участок, а наличие забора вокруг участка не есть его граница.

На практике нередки случаи, когда купив земельный участок или дом с земельным участком, новый собственник узнает, что границы участка в натуре не сопадают с границами в акте землепользования. Не менее часты случаи, когда возникает необходимость продать дом с земельным участком, а акта землепользования нет, причем документы по отводу участка либо утеряны, либо отсуствовали изначально.

Думается, что появление Инструкции по установлению, восстановлению и

закреплению границ земельных участков (утверждена постановлением Комитета по земельным ресурсам,геодезии и картографии при Совете министров РБ от 16 мая 2002 г. №3)несколько упростит разрешение проблем, с которыми сталкиваются многие землепользователи в процессе передачи прав собственности на недвижимость или при получении акта землепользования.

Инструкция является обязательной для землепользователей и землевладельцев,

исполнителей работ по восстановлению и установлению границ, а также

землеустроительных служб исполнительных и распорядительных органов.

Работы по установлению границ участков и межевых знаков обязательны при

отводе земель. Основанием для их проведения служит решение ответственного

органа о предоставлении участка, проект отвода последнего, а также

заявление юридического или физического лица, которому предоставлен

земельный участок.

Что касается восстановления границ, то оно производиться по просьбе

землепользователей и землевладельцев, а также при разрешении земельных

споров. Восстановление границ земельных участков может выполняться как

самостоятельный вид работ, а также совместно с установлением границ. При

этом границы конкретного землепользования и землевладения подлежат

восстановлению и закреплению новыми межевыми знаками установленного

образца вместо утраченных или пришедших в негодность.

При восстановлении границ ранее отведенного земельного участка собираются:

материалы (техническое дело) по установлению и закреплению границ

земельного участка; копия документа, удостоверяющего право собственности,

право пожизненного наследуемого владения, право пользования земельным

участком или копия договора аренды этого участка; другие сведения. Если

необходимых документов нет, исполнитель работ за отдельную плату или

заказчик самостоятельно производят их восстановление по архивным данным,

данным землеустроительной, архитектурной и градостроительной служб, БРТИ

и т. д.

Может быть так, что необходимые документы не удастся восстановить. В

этом случае заказчик работ вправе возбудить ходатайство о предоставлении

ему земельного участка в установленном порядке.

Работы по установлению границ земельного участка включают определение его

площади. А что, если эта площадь оказалась меньше или больше указанной в

правоустанвливающих документах? Результат зависит от того, насколько

велика разница. В случае, когда площадь участка больше или меньше

предусмотренной правоустанавливающим документом или решением о

предоставлении земельного участка на допустимую величину, то за

землепользователем (собственником) закрепляется площадь, полученная по

результатам вычислений.

Если площадь земельного участка оказывается больше на недопустимую

величину, то излишки подлежат обрезке. Землепользователь также имеет

право попытаться узаконить свое право на пользование эти излишками.

Однако, как вытекает из инструкции, получить положительное решение по

данному вопросу возможно не всегда. Необходимо, чтобы весь участок

(вместе с излишками), на которые претендует заявитель, не превышал

размеров, установленных Кодексом о земле в зависимости от функционального

назначения участка. Также важно, чтобы не было установолена факта

самовольного занятия территорией.

Вычисление общей площади земельного участка производится с округлением до

1 кв. м. По итогам работ делается план границ участка. На этом плане

указывается, сколько всего земель в границах плана; сколько предоставлено

в пользование (пожизненное наследуемое владение) или передано в

собственность, аренду и т. д.; помещаются описание границ смежных земель;

условные обозначения земель с ограничениями в использовании и другая

информация. На плане границ участка, переданного гражданину в частную

собственность для строительства и (или) обслуживания жилого дома и для

ведения личного подсобного хозяйства, отображается граница между этими

земельными участками целевого назначения и выписываются раздельно площади

земель каждого целевого назначения.

В случае наличия на участке объектов и сооружений, имеющих охранные зоны,

к плану границ земельного участка прилагаются в виде таблицы сведения об

ограничениях в использовании земель на этом участке. Понятно, эти моменты

должны учитываться при исчислении налога на змелю.

До составления документов, удостоверяющих право на земльный участок дело

по установлению или восстановлению его границ представляется на

экспертизу в территориальную инспекцию по качеству землеустроительных и

топографо-геодезических работ (по месту нахождения отведенного земельного

участка). В случае выявления в процессе экспертизы недостатков в

материалах они подлежат устранению исполнителем работ.

Государственные акты и удостоверения, определяющие право на земельный

участок, подлежат государственной регистрации в кадастровом бюро. В

противном случае эти документы не имеют юридичекой силы. Это, пожалуй,

самый важный момент.

Дело в том, что по незнанию, многие граждане, купив дом, считают что они

купили и земельный участок или право пользования им. На самом деле

договор купли-продажи дома и выданный на него техпаспорт имеют юридичекую

силу только в отношение этого дома и других строений, если они указаны в

документах. Юридическое же право на участок, если новый хозяйин не

переоформил (не оформил) на себя акт землепользования и не

зарегистрировал его в кадастровом бюро, остается за прежним владельцем

дома. И в практике уже известны случаи, когда прежние хозяева попытались

использовать это обстоятельство в своих интересах.

Приведем лишь один пример. Дом по завещанию достался одному из детей

прежнего хозяина. Однако земельный участок, оформленный прежде в

собственность, по какой-то причине оказался не вписанным в завещание. И он

стал предметом спора между наследниками, которые на вполне законных

основаниях потребовали свою долю, руководствуясь тем, что участок

находится чуть ли ни в центре Минска.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.

Источник: https://www.nb.by/publikacii-zhilishchnoe-zakonodatelstvo/112/

Автоправо
Добавить комментарий