Как на законных основаниях устроить ребенка в школу?

Первоклассное руководство: как в Челябинске зачислить ребёнка в школу не по прописке

Как на законных основаниях устроить ребенка в школу?

Общегородской набор ведут только два челябинских лицея — № 11 и 31

Юлия Реутова

Несколько школ Челябинска уже завершили набор первоклассников по прописке и начали принимать заявления от тех, кто выбрал учебные заведения не по месту жительства. Родители будущих учеников волнуются: подготовительные курсы подходят к концу, а полной информации о зачислении ещё нет. 74.ru подробно рассказывает, как поступить не по прописке.

— Выбрать школу и устроить в неё ребёнка — сложнее, чем удачно выйти замуж, — сетует мама будущего первоклассника.

Родителям приходится разбираться в правилах приёма, потому что в учебном заведении информации о поступлении практически нет, кроме приказов. 

— Мы выбрали школу не по прописке, потому что она рядом с секцией. Это удобнее для нас. Сказали ждать 1 июля, когда начнётся приём заявлений не по закреплённой территории.

Недавно узнала, что в школе уже завершили набор по прописке. Сейчас мы все на нервах, потому что не знаем, какие в очереди.

Гарантий на поступление никто никаких не даёт, — рассказывает мама будущей первоклассницы Юлия.

— Мы выбрали школу год назад. Записались на подготовительные курсы. А теперь нам говорят, что это не гарантирует поступления в школу, — переживает другая мама.

Как традиционно объяснили в комитете по делам образования Челябинска, существует две волны поступления.

— Приём в школу начался 1 февраля. Первыми зачисляются те, кто относится к учебному заведению по закреплённой за ней территории. Эти адреса публикуются на сайте образовательной организации. С 1 июля начинается так называемый набор не по прописке. Он может начаться раньше, если школа уже набрала учеников в классы по месту жительства, — говорят в комитете по делам образования.

Раньше школы принимали заявления в бумажном виде, то есть в назначенный день родители приходили с документами и занимали место в живой очереди. Сейчас все учебные заведения обязаны принимать заявления в том числе в электронном виде.

Полина Авдошина (инфографика)

Итак, подробно рассказываем, что делать, чтобы не оказаться за бортом желаемой школы. 

Шаг 1. Штудируем сайт школы

Все учебные заведения обязаны иметь раздел «Приём в первые классы». Открываем его и изучаем порядок приёма заявлений.

Шаг 2. Подаём электронное заявление

Подать заявление можно через портал госуслуг или через сайт «Образовательные услуги Челябинской области». В комитете по делам образования советуют родителям подать два заявления — в выбранную школу и в школу по прописке — для подстраховки.

Шаг 3. Следим за новостями

Возьмите за правило открывать сайт школы ежедневно. Будьте внимательны: информация о начале приёма документов может появиться в разделе «Приём в первые классы» или в новостной ленте учебного заведения. Там также публикуется информация о днях открытых дверей для родителей будущих первоклассников.

На этих встречах вы сможете задать вопросы, оценить условия в школе, познакомиться с учителями и узнать время для индивидуальных собеседований. Тестирование при приёме в первые классы запрещено законом, тем не менее многие учебные заведения проверяют общий уровень эрудиции будущих учеников.

 

Шаг 4. Позвоните в школу

Если вы увидели, что школа уже начала приём не по прописке, не стоит уповать на то, что вы уже подали электронное заявление. Найдите контакты приёмной комиссии, позвоните, уточните, есть ли ваша заявка в системе, какие вы в очереди, когда вам нужно принести оригиналы документов.

Шаг 5. Собираем документы

Для зачисления ребёнка родители обязаны предоставить документы:

  • оригинал и копию свидетельства о рождении ребёнка;
  • оригинал и копию документа, удостоверяющего личность представителя ребёнка.

Как правило, школы назначают единый день сбора оригиналов документов или приглашают лично в назначенное время, что позволяет избежать очередей.

Шаг 6. Копим на поступление

Если удастся устроить ребёнка в выбранную школу без добровольных пожертвований, считайте, что вам крупно повезло.

Как правило, стоит подготовиться ко встрече с директором, на которой на вас посмотрят оценивающе. Затем в администрации школы или в созданном родительском комитете вам выдадут квитанцию с реквизитами.

Разбег взносов за попадание в первый класс составляет от 10 до 100 тысяч рублей.

Шаг 7. Проверяем приказ о зачислении ребёнка

Ребёнок считается зачисленным в школу только на основании приказа. Этот документ публикуется на сайте учебного заведения.

Всего в этом году челябинские школы планируют принять около 15 тысяч первоклассников. 

Источник: https://74.ru/text/education/66073369/

«От него все стреляются»: как избавить класс от ученика с деструктивным поведением

Как на законных основаниях устроить ребенка в школу?

«У нас Давид посреди контрольной включил на полную громкость какую-то тупую музыку. Татьяна Владимировна стала с ним разбираться, кричать, дневник отобрала. Все отвлеклись, время потеряли, я тоже. Не успела все решить», — объясняет мне дочь тройку по математике. Оценка, конечно, на ее совести, но о подобных выходках Давида она рассказывает то и дело.

Такие дети есть в большинстве классов — независимо от престижа школы и возраста учеников. Они могут кричать на уроках (о переменах и говорить нечего), лупить соседей по парте, обзывать одноклассников, хамить учителям.

Могут вытворять и вещи похуже: воровать, распивать алкоголь в школе, употреблять психотропные вещества и склонять к этому одноклассников. Но такие случаи мы рассматривать не будем — здесь все и проще, и сложнее одновременно: противоправные поступки находятся в ведении полиции.

И если вина ученика будет доказана, убрать его из класса нетрудно.

А как быть тем, кто несколько часов в день находится в одном помещении с неуправляемым одноклассником, который может и харкнуть, и оскорбить, и завопить, но при этом никаких правонарушений не совершает? В первую очередь этот вопрос волнует родителей. На родительских форумах описаний «неадекватов» в классе и того, что они вытворяют, — очень много.

Вот лишь несколько цитат от пользователей сайта umama.ru.

— Ребенок полный неадекват, родителям до фонаря, вчера … требовал в раздевалке подать его одежду, потому что не может ее сам найти … причем требовал грубым матом, свидетели есть.

— Ходили летом в пришкольный лагерь, там Вася пряжкой от ремня разбил одному мальчику голову. Вызывали родителей, скорую, улеглось …Теперь объектом для Васи стал мой сын.

По мелочи рассказывать не буду, но сегодня Вася зарядил ему по уху так, что сын некоторое время ничего не слышал.

[Потом] Вася расцарапал однокласснице МЕЛОМ лицо! Вы представляете, как надо давить на мел, чтобы на лице были царапины?

— У сына был похожий одноклассник, доставал всех, включая классную.

Вот вроде нормальный ребенок, но то на соседа гуашь выльет, у того по всему пиджаку желтая краска растеклась, то мел на уроке ест, то все сидят контрольную пишут, а он сотовый свой разбирает-собирает, ну и лупил всех. Классная каждый день родителей его вызывала на беседы, ее трясло уже потом при одном только упоминании его фамилии.

По словам психологов, «неадекватов» можно разделить на несколько групп:

  • дети с нарушениями здоровья, которые просто физически или психологически не могут долгое время сидеть на одном месте и заниматься каким-то одним видом деятельности;
  • ученики из неблагополучных семей — дети алкоголиков, наркоманов, живущие без родителей, с пожилыми опекунами, бабушками, дедушками, которые в силу возраста не могут обеспечить должное воспитание;
  • избалованные дети.

Подход можно найти к школьникам из любой группы, уверены и родители, и педагоги со стажем.

— В моей практике был случай: в одном из классов появилась такая группа учеников — никому не давали нормально учиться, обижали тех, кто послабее, задирали девочек, курили за школой. Лидер, как водится, один — собрал команду и терроризировал всех вокруг. От них страдала вся параллель — и дети, и учителя. На одном из педсобраний я сказала: возьму его к себе в класс.

А мой класс был дружным, обижать кого-то, насмехаться — такого в привычке у ребят не было. Вначале он пытался и у меня какие-то свои порядки установить, но в итоге перенял тот тип поведения, что был у большинства. Сейчас он уже вырос, выучился, семью завел.

Недавно встретились с ним на улице, говорит: «Если бы не вы, Елена Викторовна, попал бы после школы в тюрьму, и все».

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником.

Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать.

И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью.

И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно.

Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ.

Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое неспособен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».

— У нас в классе похожая ситуация. Уже есть девочка с печеночным кровотечением, мальчик с переломом челюсти… И этот УРОД (кстати, недавно устроивший на перемене сеанс демонстративного онанизма — прямо в классе, пока учительница вышла) преспокойно ходит в школу, а его мамаша на все жалобы реагирует: «Что вы на моего ребенка накинулись? Он гипердинамичный и ВЕСЕЛЫЙ мальчик».

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку.

Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.

Четыре действенных буквы — ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК).

Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Академические задолженности, асоциальное поведение, неумение адаптироваться в коллективе — это основания для направления детей на ПМПК. Еще одна категорией детей, которой необходимы рекомендации комиссии, — подозреваемые, обвиняемые либо подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние дети.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение.

Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия.

Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.

— Все родители подключили своих знакомых во всех инстанциях. Поставили на учет в милицию, постоянно проверяла родителей опека, с родителями мальчика постоянно разговаривали другие родители, не давая уходить от разговора. Угрожали. Может, жестко поступили, но родителей того мальчика и самого мальчика задавили в итоге, и в классе наступил мир и покой.

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

— У знакомой в 8-м классе сын был, образовалась подобная неразрешимая проблема. Учителя не справляются, одноклассник срывает уроки. Знакомая — тетенька решительная, пришла, посидела на уроках. При ней хулиган присмирел.

Оказалось, что она подошла к нему и пообещала физически расправиться. Комплекция позволяла. Он ей, конечно, сперва загонял, что она не имеет права, но она ему объяснила, что ей пофиг на права, с ментами она договорится, а ему от этого легче не будет.

Вот такая непедагогичная история.

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Менее жесткая, но тоже эффективная мера — постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ). В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека.

Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.

Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:

  • систематически пропускает без уважительных причин учебные занятия;
  • был замечен в попрошайничестве;
  • неоднократно нарушал устав школы и правила поведения обучающегося;
  • не успевает по многим школьным предметам;
  • был замечен в употреблении психоактивных веществ.

Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди.

«Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться… с ребенком. И это ужасно.

Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», — считают опытные педагоги.

Иллюстрации: Сергей Логинов для 66.ru; архив 66.ru

Источник: https://66.ru/news/society/196383/

Нужна ли прописка для поступления в школу или садик

Как на законных основаниях устроить ребенка в школу?

Оправданное стремление родителей дать своему чаду самое лучшее иногда наталкивается на препоны, создаваемые территориальными ограничениями. Достаточно распространенной является ситуация, когда лучший садик или образцовая школа, в которой вы желали бы видеть своего ребенка, находится в другом районе, не совпадающим по территориальной принадлежности с вашим местом жительства.

Администрация школы или детского сада вправе отказать в приеме документов и вашего ребенка в свое учреждение, так как будет руководствоваться «Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения”.

Данный закон не относится к частным и специализированных образовательным детским учреждениям и детским садам, в которых чаще всего основой для поступления являются психологические или физические особенности ребенка и платежеспособность его родителей. Поступая в такую школу, все равно необходимо узнать, нужна ли прописка для школы, не являющейся общеобразовательным стандартным учреждением, у ее руководства.

Также необходимо будет поинтересоваться, нужна ли прописка для садика, у администрации специализированных дошкольных учреждений. В них чаще всего не требуется регистрация в указанном районе – необходимо только быть прописанным в городе.

Если же речь идет о стандартном общеобразовательном учреждении или детском садике, то поступить в него без регистрации будет достаточно проблематично. В этом случае решением будет изменение места регистрации вашего ребенка на район, прикрепленный к территории, который обслуживает учреждение, в которое вы желаете поступить.

Теоретически есть вероятность, что вопрос, возьмут ли ребенка в школу без прописки, будет решен положительно при наличии свободных мест в образовательном учреждении.

Перед тем, как устроить ребенка в школу без прописки, родителям стоит лично пообщаться с представителями администрации школы и узнать прогнозируемое заполнение ее учащимися на учебный год.

В случае если заполнение детьми, имеющими прописку в прикрепленном районе, будет полным, ситуацию решит временная прописка ребенка для школы.

Как получить временную регистрацию для школы или садика

Есть несколько вариантов решения такого вопроса, как временная регистрация в Москве для школы или посещения дошкольного детского учреждения.

Самым удобным и малопроблемным является вариант с пропиской у близкого родственника или у бабушки, если они проживают в районе с желаемым учреждением.

В этом случае проблем фактически возникнуть не должно – обратившись в территориальное отделение ФМС и оформив временную прописку для одного из законных представителей ребенка, родители получают право зарегистрировать его по указанному адресу и пользоваться всеми правами гражданина в учреждениях, разделяемых по территориальному признаку.

Если нужно прописать только несовершеннолетнего ребенка и только в определенном районе, то необходимо обратиться в суд. Он примет решение касательно вашей конкретной ситуации

Обосновав необходимость прописки и проживания ребенка в месте, отличном от места регистрации законного представителя, родители вправе получить положительное решение суда, на основании которого будет произведена прописка ребенка.

В пакет документов для этого случая необходимо будет приложить:

  • согласие родителей,
  • собственника, всех прописанных граждан,
  • копию правоустанавливающего документа на жилье,
  • решение суда,
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего гражданина.

Перед тем, как устроить ребенка в садик без прописки, родители вправе попытаться самостоятельно найти обменный вариант между своим районом и желаемым территориальным образованием.

Если достигнута договоренность с родителями другого малыша, которым удобнее посещать садик по вашему месту регистрации, необходимо объяснить ситуацию администрации детского сада, которая вправе будет пойти навстречу и обменять право посещения детьми детских садов в разных районах.

Если указанный вариант не найден, родителям придется искать решение с помощью временной регистрации ребенка в территориальном образовании, к которому прикреплен детский сад. Схема действий в указанном случае аналогична процедуре оформления временной прописки для школы, описанной выше.

Что делать, если вы хотите устроить ребенка в школу не по месту жительства? Ответ смотрите в этом видео:

В законе есть четкие положения о прописке несовершеннолетних детей, в нашей статье мы более подробно рассказываем о нюансах этой процедуры — https://propiskainfo.ru/2510-kak-oformlyaetsya-propiska-na-nesovershennoletnih-detei-do-14-let

Если у Вас остались вопросы, задайте их в комментриях

Источник: https://propiskainfo.ru/2579-nuzhna-li-propiska-dlya-shkoly-ili-detskogo-sada

Как устроить в школу ребенка, прибывшего с Украины

Как на законных основаниях устроить ребенка в школу?

Какие документы нужно предоставить для поступления в российскую школу учащегося, прибывшего из Украины? Нужно ли иметь прописку для поступления в школу? Как подтвердить уровень образования? Как перевести оценки из 12-балльной в 5-балльную систему?

Иностранные граждане и лица без гражданства (равно как и беженцы) обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для ребёнка реализуются бесплатно.

Как выбрать школу?

Родители могут выбирать любую школу вне зависимости от места жительства и наличия прописки. Главное чтобы в школе были свободные места.

Если в школе отказали в приеме в связи с отсутствием свободных мест, родители могут обратиться для решения вопроса об устройстве в школу органы управления образования муниципалитета (в соответствии с п.5 Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г.

№ 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» органы управления образования обязаны решить вопрос и предложить другую школу).

Какие документы нужно предоставить?

Приём ребёнка в школу осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребёнка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца.

Родители (законные представители) детей, прибывших с территории Украины, дополнительно предъявляют

  • документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребёнка),
  • и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.).

Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Обратите внимание: отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приёме в школу.

В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приёме в школу ребёнка могут принять в школу на основании заявления родителя (законного представителя) и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.).

В исключительных случаях (если ребёнок прибыл с территории Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребёнка, либо без сопровождения) ребёнка могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребёнка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребёнка, достигшего возраста 14 лет.

Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребёнка.

Как подтвердить уровень образования

При приёме в школу для получения среднего общего образования  (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.

В силу того, что между Россией и Украиной заключено Международное соглашение о взаимном признании документов об образовании, аттестат об образовании полученном в Украине признается в России идентичным российскому.

Для подтверждения уровня образования желательно предоставить личное дело учащегося с годовыми оценками. Перевод оценок из 12-балльной системы в 5-балльную производится на основании Письма директора международного департамента Министерства образования и науки Российской Федерации № 16-11204 от 04.09.2013 “О соответствии оценок”.

При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования, полученного ребёнком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с согласия родителей организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются школой самостоятельно, с учётом конкретных жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издаётся распорядительный акт школы о приёме ребёнка в школу.

На какие документы можно ссылаться

Письмо директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1081 от 14 августа 2014 г. “О направлении методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины”

Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приёме детей, прибывающих с территории Украины

Источник: https://usperm.ru/content/kak-ustroit-v-shkolu-rebenka-pribyvshego-s-ukrainy

В каком случае школа может не принять ребенка

Как на законных основаниях устроить ребенка в школу?

В четверг Верховный суд России признал законным приказ Минобрнауки о порядке принятия детей в школы. Группа истцов пыталась его обжаловать, так как он, по их мнению, запрещает принимать в школы детей без прописки.

Оговорка “по их мнению” в данном случае имеет принципиальное юридическое значение. Ответчики уверяли, а с их доводами согласился и Верховный суд, что приказ на самом деле не закрывает школьные двери перед иногородними детьми.

Документ, вызвавший споры, вышел в январе прошлого года. Заявители отмечают, что при приеме детей в школу теперь прежде всего требуется регистрация по месту жительства или месту пребывания.

Иначе в приеме отказывают, и подобная ситуация, по словам истцов, возникла с 2014 года. Проблема коснулась детей как мигрантов из других стран, так и россиян, переехавших из одного региона в другой. Так рассказывают истцы.

Но, по словам ответчиков, прописку спрашивают только ради информации.

Эксперты, опрошенные “РГ”, подтвердили, что без прописки попасть в школу не так легко. “Не надо далеко ходить, могу рассказать на личном примере, – поведал один из экспертов. – Мы живем в Московской области.

В этом году моя дочь сдала экзамены в математические классы двух московских школ. Прошла и там, и там. Но в обеих школах нам сказали, что для зачисления нужна прописка, хотя бы временная. Честно говоря, я не увидел в этом большой проблемы.

Тем не менее да – без прописки в школы не берут”.

Более 98 процентов школ в РФ готовы к началу учебного года

В числе прочих заявителем по делу выступает Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие”.

Заявители и правозащитники считают, что приказ противоречит Конституции России, Конвенции о правах ребенка и закона об образовании.

Данными нормативными документами гарантировано право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В свою очередь, министерство образования и науки России подчеркивает, что “свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию”.

Иными словами, запрета как такового нет. Но есть разные обстоятельства, которые иногда могут помешать ребенку поступить в ту или иную школу.

Генпрокуратура проверит сомнительные обложки тетрадей

Отказать в приеме ребенка могут лишь в том случае, если в школе нет мест. Иных причин отказа не предусмотрено

“Доступ к общему образованию согласно российскому законодательству предоставляется всем детям без исключения, – уверяют в министерстве образования.

– В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится”.

Если в конкретной школе отсутствуют места, продолжают в ведомстве, то местные власти в случае поступления обращения родителя обязаны рассмотреть заявление и предоставить место в другой школе. По словам экспертов, так или иначе всегда существовала практика, когда в первую очередь в школу принимаются дети, живущие поблизости.

Вчера в ходе заседания истцы на возражения минобрнауки о неверном толковании норм оспариваемого документа ответили, что указанные пункты приказа расширяют компетенцию министерства в части установления оценки статуса иностранного гражданина на территории России.

А это, по их словам, относится к ведению иного органа исполнительной власти.

На Кубани появится сеть спецшкол для одаренных детей

В свою очередь, представители Минобрнауки отметили, что заявителями не указан нормативно-правовой акт, каким-либо образом вступающий по существу в противоречие с положениями оспариваемого приказа, ведь суть спора – в оспаривании так называемой абстрактной нормы.

К тому же ответчик подчеркивает необходимость соблюдения требований приказа, во-первых, с точки зрения закрепления детей за конкретными школами по территориальному признаку, а во вторых, с целью реализации государственной политики в сфере образования.

Ведомством были предусмотрены различные ситуации при приеме детей в школу, все они зафиксированы в оспариваемом документе, и право на образование гарантировано. А свидетельство о регистрации является лишь подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, не выступая причиной для отказа в приеме в образовательную организацию.

К тому же некоторые оспариваемые нормы, как пояснил ответчик, носят информационный характер и призваны оградить директоров школ от административной ответственности.

Источник: https://rg.ru/2015/08/27/shkola.html

Миграция и мигранты

Как на законных основаниях устроить ребенка в школу?

Закон, регулирующий образование детей в РФ:
«Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
Дети иностранных граждан, как и дети граждан РФ, имеют право бесплатно посещать детские сады и обучаться в школе.

Дети должны находиться в РФ на законных основаниях, т.е. иметь миграционную карту и регистрацию.

Ваши дети должны находиться в РФ на законных основаниях, иметь миграционную карту и уведомление о постановке на миграционный учет (регистрацию).

Дети иностранных граждан, не достигшие 18-летия, не имеют права работать в РФ!

Граждане стран СНГ, не имеющие права на трудоустройство в РФ, не могут находиться в РФ более 90 дней в полугодие. Этот закон касается и детей иностранных граждан – постоянно жить в РФ, выезжая за границу и сразу въезжая обратно, не получится.

Если оба родителя – граждане страны СНГ – находятся на территории РФ на законных основаниях и официально трудоустроены на длительный срок, они могут обратиться в отделение главного управления по вопросам миграции МВД РФ по месту их пребывания для продления срока пребывания в РФ их ребенка, для того, чтобы он мог продолжать обучение в российской школе.

Дети школьного возраста, находящиеся в России, ОБЯЗАНЫ учиться в школе: если Вы не отдаете ребенка в школу, привлекаете его к трудовой деятельности и содержите его в плохих условиях – служба опеки и полиция могут привлечь Вас к ответственности и переправить детей в страну происхождения.

Если оба родителя – граждане страны СНГ – находятся на территории РФ на законных основаниях и официально трудоустроены на длительный срок, они могут обратиться в отделение главного управления по вопросам миграции МВД РФ по месту пребывания (регистрации) для продления срока пребывания в РФ своих детей.

Единственным основанием для отказа в приеме ребенка в школу является отсутствие мест в классах – количество обучающихся в каждом классе детей не должно превышать определенные нормативы. Зачисление в тот или иной класс происходит задолго до начала учебного года – рекомендуем Вам обращаться в администрацию ближайшей к месту Вашего жительства школы заранее.

В случае, если классы школы переполнены и в них не хватает мест, Вас направят в другую ближайшую школу, где есть возможность организовать обучение.

Школа не имеет права отказать в приеме ребенка – иностранного гражданина. В случае неправомерных действий школьной администрации Вы можете позвонить на «горячую линию» инспекции Комитета по образованию в Вашем регионе, а также обратиться в районный отдел образования.

В случае, если оба родителя ребенка – иностранного гражданина имеют патенты на работу, пребывают и трудоустроены в РФ, срок регистрации ребенка должен быть продлен не менее чем на 3 месяца в полугодие на основании законного пребывания обоих родителей в РФ. С заявлением о продлении срока регистрации ребенка необходимо обращаться в отделение главного управления по вопросам миграции МВД РФ по месту регистрации.

Согласно п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС, дети трудящихся мигрантов – граждан стран Евразийского экономического союза – пребывают в РФ на основании и в течение срока действия трудового контракта родителя.

В данном случае миграционный учет ребенка нужно продлить на срок действия трудового контракта родителя – для этого нужно обратиться в отделение главного управления по вопросам миграции МВД РФ по месту регистрации.

Вы должны обратиться в школу, ближайшую к Вам по месту Вашей регистрации.

Вы должны предоставить в администрацию школы следующие документы:
– свидетельство о рождении ребенка, копия свидетельства о рождении;
– нотариально заверенный перевод свидетельства о рождении на русский язык;
– миграционная карта ребенка;
– уведомление о постановке ребенка на миграционный учет по месту пребывания его родителей (регистрация);
– паспорт одного из родителей, копия паспорта;
– миграционная карта одного из родителей, копия миграционной карты;
– уведомление о постановке на миграционный учет (регистрация) одного из родителей, копия регистрации.

У Вас также могут потребовать:
– медицинский полис ребенка;
– сертификат о прививках – оформляется в специальных медицинских учреждениях;
– медицинское заключение о прохождении ребенком медосмотра и отсутствии опасных заболеваний – пройти его можно в специальных медицинских учреждениях;
– медицинскую карту ребенка – заводится и заполняется при прохождении медосмотра, либо привозится из страны происхождения;
– личное дело учащегося – если ребенок ранее обучался в российской школе.

Вы обязательно должны заранее составить короткое заявление о приеме ребенка в школу – в 2 экземплярах.

Заявление составляется на русском языке от имени одного из родителей на имя директора школы, в нем указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения и гражданство ребенка, а также данные его родителей.

В некоторых случаях ребенок должен будет пройти особую комиссию, которая определит степень его готовности к школе, знание русского языка и решит, в какой класс ребенок пойдет учиться.

Источник: http://migrussia.ru/sovety-migrantam/11-o-portale/148-pravila-ustrojstva-v-shkolu

В школу можно брать детей и без регистрации, решил верховный суд россии

Как на законных основаниях устроить ребенка в школу?

Суд не отменил приказ Минобрнауки о необходимости регистрации у детей при приеме в российские школы. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Сергей Фадеичев/ТАСС

Верховный суд России в четверг признал законным приказ Министерства образования и науки, по которому в российских школах с 2014 года перестали принимать детей, не имеющих регистрации по месту жительства. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Документ оспаривала благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие». Также истцами выступали гражданка Сирии Нассер Кавтхар и гражданин Узбекистана Нурбек Курбанов.

Семилетнюю дочь Нассер не взяли в первый класс в Москве из-за того, что хозяин съемной квартиры отказался прописывать мать девочки с ребенком. Она переехала в Пушкино, но и там история повторилась.

Сама женщина в прошлом году получила в России временное убежище в связи с тем, что у нее на Родине идет гражданская война. В четверг она лично приехала в суд.

Гражданин Узбекистана, отец четверых детей Нурбек Курбанов из Твери доверил представлять его интересы юристам «Гражданского содействия». Мужчина столкнулся с тем, что в середине учебного года двух его сыновей — 8-классника Нусратуллоха и 10-классника Умара — отчислили из школы после того, как выяснилось, что у детей окончился срок действия разрешения на временное проживание.

Приказ раздора

В обоих случаях директора школы оправдывали отказы пунктом 9 приказа № 32 Министерства образования и науки от 22 января прошлого года.

В нем прописан порядок для приема в общеобразовательные учреждения начального и среднего общего образования.

В документе говорится о необходимости регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, а также о том, что родители-иностранцы должны предъявить документ, подтверждающий право на пребывание в России.

По словам представителей комитета «Гражданского содействия», с начала учебного года к ним обратились порядка 40 семей мигрантов, у которых возникли проблемы с зачислением детей в школу. Аналогичные жалобы стали поступать к ним уже и от граждан России.

Представлявший интересы организации в суде адвокат Михаил Кушпель заявил, что приказ Минобрнауки противоречит статье 43 Конституции РФ, Международной конвенции «О правах ребенка» и федеральному закону РФ «Об образовании», где сказано, что каждый ребенок имеет право на образование вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, места жительства и т.п. Таким образом, по мнению истцов, обжалованный приказ противоречит основному закону страны, а также международным правовым актам.

Кушпель сообщил, что представители «Гражданского содействия» не раз пытались устроить многих детей иностранных граждан в российские школы, но успехом их попытки не увенчались, «везде идет ссылка на данный пункт приказа».

Глава «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина назвала «опасным для общества» принятие документа, который противоречит Конституции. Она отметила: если дети остаются предоставлены сами себе, их аккумулирует криминальная среда.

Ганнушкина считает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети иностранцев учились в российских школах. «Они становятся носителями нашей культуры и языка. В противном случае мы теряем это влияние.

Язык и культура — это большее влияние на мировое сообщество, чем политика сегодняшнего дня, которую проводит государство», — сказала правозащитница. Она сообщила, что недавно была на конференции в Туркмении, которая шла по-английски. «Дети ничего не понимают по-русски.

Мы не должны терять этот способ влияния и распространения нашей культуры», — убеждена Ганнушкина.

«Если министерство считает, что дети находятся нелегально на территории РФ — ну что ж, обратитесь в ФМС. Но это не может быть функцией Минобразования — следить за регистрацией детей», — уверена правозащитница.

По ее мнению, оспариваемый пункт приказа Минобразования должен быть, если не отменен, то изменен, или же к нему должны появиться разъяснения. «Проблемы надо решать, а не бороться с ними репрессивными методами», — отметила правозащитница.

Сложности поступления в школу

Сотрудница «Гражданского содействия» Анастасия Денисова рассказала суду, что лично общалась с директорами и юрисконсультами школ, которые отказываются брать детей без регистрации. «Они говорили мне, что не знают, как трактовать приказ, и сами крайне недовольны, что выполняют несвойственные им функции.

Они хотят заниматься учебным процессом, подготовкой 1 сентября, а не выполнять функции ФМС. Люди говорят, что хотят взять детей в школу, но не могут», — отметила Денисова. По ее словам, само слово «регистрация» трактуется директорами школ по-разному.

Некоторые из них просят предъявить у родителей годовую регистрацию на ребенка.

Также Денисова поведала о проблемах при подаче заявления о приеме в школу. По ее словам, в настоящее время оно заполняется в электронной форме на портале госуслуг. В заявлении указана графа «регистрация».

Без нее электронная система заявление просто не пропускает, а директора школ не принимают заявление лично от родителей. «Они говорят, идите в ОСИП (Окружные службы информационной поддержки).

Там объясняют: «Мы — техническая служба, мы только можем помочь вам заполнить заявление, если вы не владеете Интернетом. Мы за вас не можем написать регистрацию», — описывала сложности поступления в школу Денисова.

https://www.youtube.com/watch?v=PfYRVMKvckM

Представители истцов просили признать оспариваемый пункт приказа Минобрнауки частично недействующим и отменить пункт №9. В свою очередь, представитель Минобрнауки Ольга Федорова заявила, что приказ министерства правомерен и ясен.

По ее мнению, неправильная трактовка приказа не является основанием для признания его незаконным. Она заявила, что в нормативном акте «нет ни одного пункта, в котором бы говорилось отказывать в приеме детей в школы из-за отсутствия регистрации».

«Отказать в приеме ребенка в школу могут только по одной причине — из-за отсутствия в ней свободных мест», — сказала она.

Федорова отметила, что при издании приказа в министерстве учитывали: устраивать детей в школу пойдут граждане, как с регистрацией, так и без нее. «Поэтому было сформулировано два принципа.

Если ребенок проживает на данной территории, и это подтверждено документом, то самый простой способ — это предъявление регистрации по месту жительства или по месту проживания. В этом случае ребенок попадает в первый поток на зачисление», — сказала она.

В случае же если у ребенка отсутствует регистрация, то родитель или его законный представитель должны предъявить свидетельство о рождении ребенка, сообщила Федорова. «Сложно представить родителей или законных представителей ребенка без этого документа», — сказала она.

«Дополнительный» документ

В то же время представитель гражданки Сирии, член «Гражданского содействия» Анастасия Денисова обратила внимание суда на то, что свидетельство о рождении упоминается в приказе министерства лишь как дополнительный документ к свидетельству о регистрации. В ответ Федорова пояснила, что этот документ прилагается дополнительно к заявлению в школу, а вовсе не к свидетельству о регистрации. По ее мнению, это вполне ясно, и «большинство образовательных организаций понимают этот блок приказа правильно».

Федорова отметила, нормы для поступления детей в школу были приняты с учетом миграционной политики. Она заявила, что директора школ «регулярно предоставляют ответы на запросы ФМС», и, если оспариваемый пункт приказа отменить, то учителей начнут привлекать к административной ответственности по статье 18.11 КоАП (Нарушение иммиграционных правил).

Эти слова вызвали недоумение у Светланы Ганнушкиной. Председатель «Гражданского содействия» заметила, что по данной статье лицо можно привлечь к ответу только за непредоставление или несвоевременное представление в орган исполнительной власти информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства.

По ее словам, если в школу придет запрос из ФМС, педагоги и учителя должны ответить, сколько у них учатся детей без регистрации и написать: «Помогите их зарегистрировать». «Кого и за что тут могут осудить? Я не понимаю», — заметила она.

Привлеченный к спору представитель Министерства юстиции выступил на стороне Минобрнауки, как и Генеральная прокуратура. В итоге, выслушав доводы сторон, судья Юрий Иваненко иск отклонил.

Была оглашена лишь вводная часть судебного акта, поэтому неясно, какой именно из аргументов ответчика суд положил в основу своего решения.

Но судя по всему, судья согласился с доводами представителя Минобрнауки о том, что в школы можно брать детей и без регистрации, достаточно лишь заявления и свидетельства о рождении.

Кто в доме хозяин

Светлана Ганнушкина сказала Business FM, что разочарована принятым решением. Она намерена обжаловать его в апелляции. «Все, что проистекает из приказа Минобрнауки, приводит к тому, что детей без регистрации просто не берут в школы.

Ну, напишите так, чтобы людям было понятно, измените формулировку». По словам правозащитницы, она надеялась, что министерство представит в суд соответствующие письменные пояснения. «Этого было бы достаточно, чтобы отозвать нашу жалобу.

Но они просто решили показать, кто в доме хозяин», — заметила председатель «Гражданского содействия».

Стоит отметить, что Нурбек Курбанов в четверг отозвал свой иск. Это было связано с тем, что в июне этого года Заволжский суд Твери уже защитил его права и отменил приказ руководства школы № 34 об отчислении его сыновей из школы. Тогда суд пришел к выводу, что администрации учреждения не следовало брать на себя функции ФМС.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Источник: https://www.bfm.ru/news/301434

Автоправо
Добавить комментарий