Как мне добиться полной учебной нагрузки?

Воздействие учебного процесса на организм студентов

Как мне добиться полной учебной нагрузки?

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждаются проблемы адаптации студентов к условиям обучения. Рассматривается воздействие учебной нагрузки на организм студентов. Отмечена значимость двигательной активности. Предложен комплексный подход для повышения работоспособности.

ABSTRACT

The article discusses the problems of adaptation students to the learning environment. Considers the impact of workload for the student body. Noted the importance of physical activity. A comprehensive approach to improve health.

Ключевые слова: адаптация, работоспособность, успеваемость, учебный процесс, здоровье, студенты.

Keywords: adaptation, performance, academic performance, educational process, health, students.

Проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности, связанные с физическим  и психическим  здоровьем, адаптацией  студентов к условиям обучения, повышением работоспособности, составлением правильного расписания с учетом учебной нагрузки,  научно-исследовательской деятельностью, имеют особую значимость.

На протяжении всего периода обучения, студент, находящийся в одних условиях, должен готовить себя к деятельности в других. Поступление в ВУЗ – один из самых ответственных, сложных периодов в жизни студентов.

  На студента начинает действовать комплекс достаточно интенсивных факторов, при адаптации к каждому из которых формируется своя функциональная система. Адаптация обусловлена психологическими характеристиками индивидуальности студента, физиологическими и биохимическими особенностями его организма.

При переходе из школы в ВУЗ, будущий студент переступая порог нового учебного заведения, попадает в иные условия, с более сложной учебной нагрузкой, эмоциональным напряжением, (особенно в экзаменационный период), а также сравнительно низким объемом двигательной  aктивности.

Нарушая каноны и традиции образ жизни и учебный процесс, за последние годы очень сильно  изменился, далеко не каждый  может приспособиться к современной системе обучения в ВУЗе. От постоянства внутренней среды организма зависит приспособление к изменяющимся условиям внешней среды.

Важное значение имеет подготовленность студентов к деятельности, основанной на активных мыслительных процессах. Работоспособный студент, обладающий способностью выполнять большой объем работы производительно. Работоспособность в утренние часы постепенно увеличивается и достигает максимального подъема  к 10-13 часам.

После 14 часов происходит снижение работоспособности, 16-17 часов наблюдается повышение всех функций, после 20 часов характерен спад функциональных возможностей.  В течение учебного дня работоспособность изменяется под влиянием ряда факторов.

 Вначале происходит врабатывание (постепенное включение всех функций и процессов); затем наступает период максимальной устойчивой стабилизации работоспособности; далее наступает утомление, наблюдается период прогрессирующего  снижения работоспособности.

Непосредственно серьезным испытаниям организм подвергается в конце учебного дня, когда уровень информационного объема превышен, трудно сконцентрироваться на получении знаний, когда с трудом протекают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Происходит снижение продуктивности учебной деятельности.

Суточные изменения работоспособности происходят в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года. Рассматривая работоспособность в недельном учебном периоде, понедельник – период врабатывания; период со вторника по четверг характеризуется устойчивой, высокой работоспособностью; пятница, суббота – период снижения работоспособности.

В течение семестра период врабатывания составляет 3-4 недели, затем наступает период устойчивой работоспособности, который длится 2-3 месяца, с началом зачетной сессии работоспособность начинает снижаться.  Учебная нагрузка у студентов составляет 7-9 часов, увеличение нагрузки до 11 – 13 часов происходит с началом зачетной сессии, в неделю 50 – 58 часов.

В связи с этим, у студентов  недостаточно времени для восстановительных процессов. Поэтому целесообразно  в процессе учебного труда временно  переключаться на другие виды деятельности такие как ходьба; непродолжительные игры (бадминтон, настольный теннис); гимнастические упражнения, дыхательная гимнастика.

Не следует забывать про утреннюю зарядку, физкультурные паузы, физкультурные минутки. Как выяснилось, большинство студентов равнодушны к зарядке. Утреннюю зарядку делают 25.1% на первом курсе, 12.2% на втором, 5.8% на третьем курсе. Период врабатывания сокращается у  студентов, регулярно выполняющих утреннюю зарядку.

Комплекс для физкультурной паузы должен состоять из 6-7 упражнений. Проводится  в течение нескольких минут в первой и второй половине дня. Целесообразно использовать упражнения, которые дают тонизирующую нагрузку, способствуют углублению торможения и ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах.

В физкультурные  минутки включают 2-3 упражнения. Выполнять упражнения каждые 1.5-2 часа. Применяются дыхательные упражнения; упражнения для рук, ног, туловища; приседания; упражнения для коррекции осанки. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются.

Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращаются  в норму. Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью – выше, c  хорошей успеваемостью – ниже.

Таким образом, уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду, существенно повышает эффективность производственной деятельности. С каждым годом обучения,  адаптация студентов к условиям  экзаменационного периода улучшается.  Проблемы адаптации студентов к обучению в вузе имеют особую значимость, требующую внимания широкого круга специалистов: социологов, психологов, врачей и др. Вопросы решения возникающих проблем нельзя рассматривать вне администрации вуза, факультетов, спортивного клуба, кафедры физической культуры.

Адаптация студентов тесно связанa с вопросами их здоровья, профилактики заболеваний, вызванных условиями обучения в ВУЗе и разработки способов коррекции состояния организма.

Прежде всего в период обучения увеличивается количество умственно-интеллектуальной деятельности студента, снижается физическая активность, чередование физических и умственных нагрузок сокращается, а то и вовсе сводится к нулю. В результате студент застаивается, усталость накапливается быстрее, снижается общая работоспособность.

Следует отметить, что у студентов зафиксирован низкий уровень физической активности. Свое предпочтение многие отдают только занятиям в обязательном курсе обучения по предмету «Физическая культура». Многие студенты не справляются с контрольными нормативами: 1-3 курс (юноши) – 100м (12.2%), подтягивание (23.1%), бег на выносливость-3000 м (29.9%). 1-3курс (девушки) – 100м (35.

8%), лыжная подготовка – (50.1%), бег на выносливость-2000м (71.4%). Изменяются психические функции: внимание,  память, мышление. Ухудшается качество сна из-за перенапряжения, стрессов и переживаний, учащается бессонница. Сокращается время, установленное на сон. Подавляющее большинство редко соблюдают режим сна: 1 курс -45.3%, 2 курс -47.1%, 3 курс -59.0%.

При хронических недосыпаниях появляются неврозы, снижаются защитные силы организма. При систематическом недосыпании умственная работоспособность снижается. Большая часть студентов не осознают значимость оздоровительного и профилактического эффекта закаливания. Результаты подтверждают этот факт (1 курс – 71.8%, 2 курс – 75.6%, 3 курс – 72.5%).

 Установлено, что редко болеют (1-2 раза в год) – 70.2%, часто болеют (3 раза и более) – 19.8%, сомневаются о наличии хронических заболеваний – 10%.

Сочетание интенсивной умственной работы со снижением двигательной активности способствует появлению и росту заболеваний сердечно-сосудистой системы (порок сердца, артериальная гипертензия), нервной системы (неврозы), психических заболеваний, заболеваний системы пищеварения (гастрит, гастродуоденит, язва желудка), опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие) и органов дыхания. Длительное вынужденное  пребывания в «сидячей позе» для студентов умственного труда, негативно действует на организм,  так как кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца, уменьшается общий объем активно циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда важнейших органов (сердце, печень, мозг). Снижается венозное кровоснабжение, не работает мышечный насос нижних конечностей и других крупных мышечных групп. В следствии длительной статической нагрузки затормаживаются обменные процессы. Кроме нарушений опорно-двигательной системы, при длительной позе сидя развиваются патологии внутренних органов (гастрит, простатит, геморрой, болезни легких и т.д ).  При продолжительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга, что вызывает головную боль и снижения работоспособности. Кроме того, уменьшение объёма движений легких в сидячем положении негативно влияет на функции дыхательной системы и следовательно на кислородный обмен. При интенсивной  кратковременной умственной работе происходит учащение сердечных сокращений, при длительной работе – замедление. В результате напряженной, длительной, умственной работы,  наступает утомление. Умственная деятельность студента связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением.

В процессе высокого темпа учебной деятельности, студентам приходится часто переключать свое внимание с объекта на объект, с важных действий на второстепенные и т.д.

Концентрации и устойчивости внимания можно добиться путем тренировки, используя различные физические упражнения (гимнастические, строевые), эстафетный бег, прыжки в длину с разбега, метание легкоатлетических снарядов, езда на велосипеде.

Эффективным средством развития внимания являются спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол).

Типичные изменения работоспособности студентов во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для освоения учебные дисциплины планируют на 2— 3 пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные — на первые часы учебного дня, на конец и начало недели.

Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности. Учебный процесс характерен неравномерными распределениями нагрузок, а так же во время экзаменационной сессии пагубно влияет на здоровье, проверяет на прочность организм студентов.

Из-за этого происходит снижение умственной,  физической и психоэмоциональной работоспособности, увеличивается  негативное влияние, нарушается баланс между трудом и отдыхом, питанием и сном, утомление наступает быстрее и может перейти в переутомление.

Чтобы продуктивность и работоспособность студента была более высокой, рекомендуют  составлять правильный график учебных занятий: в неделю включать не более 36 часов, 2 дня выходных. Лекционные занятия чередовать с практическими, лабораторными, семинарами, коллоквиумами, компьютерными тренингами,  так как после двух пар лекций усвоение информации ослабевает.

 Наиболее сложные для освоения учебные дисциплины необходимо ставить на 2 –  3 пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные  на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели соответствует динамике умственной работоспособности. Во время лекций необходимо совершать кратковременный отдых (5 – 10 минут).

Учебные занятия начинать в одно и тоже время. Для студента важен режим, чтобы организм быстрее и легче адаптировался к учебному процессу. Работоспособность не всегда восстанавливается к исходному уровню, особенно в период сессии. Полного восстановления, и даже сверхвосстановления можно добиться, используя средства физической культуры и спорта.

Физические нагрузки способствуют высокому физическому развитию и функциональному состоянию; сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды; сохранению и повышению работоспособности и успеваемости; переутомлению ЦНС; росту функциональной деятельности всех органов и систем организма; быстрой и легкой адаптации и восстановлению.

При выборе физических упражнений важно сменить деятельность, переключиться с одних мышечных групп на другие. Студентам, активно занимающимся умственной деятельностью целесообразно использовать ходьбу или легкий бег; приседания; упражнения для рук (махи, вращения); упражнения для туловища (наклоны, повороты, вращения);  прыжки; дыхательные упражнения;  упражнения на концентрацию внимания.

В условиях интенсивной, повышенной учебной нагрузки; нервно-психической напряженности; физическая культура является основой полноценной жизни студентов, продуктивной научной и профессиональной деятельности.

В процессе профессионального становления  будущих специалистов, студенты должны достичь гармонии знаний и умений, физического и духовного; развиваться с культурой общества; научиться использовать средства физической культуры для организации активного отдыха; поддерживать необходимый уровень физической активности.

Список литературы:1. Бароненко В.А. Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. Второе издание. Москва. Альфа-М. ИНФРА-М.2010.2. Бодров В.А «Психологические основы профессиональной деятельности: Учебник Москва, 2007, 482с.3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 2-е изд., перераб. М.: Физкультура и спорт, 2008, 208 с.4. Виленский М.Я.

Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие/М.Я Виленский, А.Г Горшков.-М.;КНОРУС, 2012.5. Коваленко В.А. Физическая культура: Учебное пособие. – М.: Изд-во АСВ, 2000. – 430 с.6. Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2006.

7. Смирнов Д.

М Уровень ценности в структуре личности// Мир психологии.—2007. -№4.-с.220-230.

Источник: //7universum.com/ru/psy/archive/item/5432

Смағұл Бақытбек : ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Как мне добиться полной учебной нагрузки?

депутат Б. Смағұлдың сұрағы

Рахмет құрметті Нұрлан Зайроллаұлы!

Педагогикалық жұртшылық 30 жыл жұмыс өтелі болған кезде еңбек сіңірген жылдары бойынша, зейнетке шығу мәселесін көтеруде. Бұл бірінші кезекте мұғалімге түсетін психоэмоционалдық жүктемеге байланысты болып отыр. Осы мәселені депутаттар бірқатар жыл бойы бірнеше рет көтеріп келеді.

“Қазақстан Республикасында зейнетақымен қамтамасыздандыру туралы” Заңына сәйкес зейнетақы жинағы 10 миллион теңгеден астам болғанда ерлер 55 жастан, ал әйелдер зейнетақы жинағы 13,5 миллион теңгеден астам болғанда 51 жастан зейнетке шыға алады. Әрине мұғалімдердің мұндай жинақтары жоқ.

Айтынызшы, педагогикалық қызметі одан әрі тоқтатылған жағдайда зейнетке мерзімнен бұрын шығуға қатысты норманы енгізу жөнінде Сіздің пікіріңіз қандай?   

Источник: //www.parlam.kz/ru/blogs/smagyl/Details/6/72743

Учителя одной из школ не согласны с нагрузкой:

Как мне добиться полной учебной нагрузки?

В Минской областной средней школе-училище олимпийского резерва учителей, по их словам, просят находиться на рабочем месте больше положенного. С этой инициативой согласны не все.

Фото носит иллюстративный характер. Александр Чугуев

«Если у вас 26 занятий в неделю, то к ним вы должны еще часов 20 отсидеть»

В редакцию TUT.BY обратились несколько учителей из Минской областной средней школы-училища олимпийского резерва. Они рассказали, что недавно им предложили находиться на рабочем месте не только во время уроков, а еще и проводить ненормированное время.

У каждого преподавателя оно оказалось разным и, по их словам, стало зависеть от того, сколько занятий они проводят в неделю. Например, учителя рассказывают, что если у педагога 27 занятий, то всего его просят провести в школе около 49 часов, если 33, то около 60 часов при шестидневном рабочем графике.

Учителя предполагают, что их ненормированную нагрузку рассчитали пропорционально, а за основу взяли то, что при ставке в 20 уроков в неделю находиться на рабочем месте нужно не более 36 часов.

Фотография документа с помеченными часами предлагаемой ненормированной нагрузки, который им показали в школе, есть в редакции.

— Например, если у вас 26 занятий в неделю, то к ним вы должны еще часов 20 отсидеть. В эти часы мы в том числе должны готовиться к урокам, но у нас нет условий для этого: негде все набрать и распечатать.

Поэтому мы и готовимся дома, — рассказывает одна из обратившихся учителей. — Мы говорим: хорошо, мы тогда не будем выполнять обязанности как классные руководители, потому что тебе и утром звонят, и днем, и ночью.

Это ненормированный рабочий график.

Учителя отмечают, что к урокам могут готовиться и в библиотеке, и дома. Также, по словам одного из преподавателей, во время ненормированной нагрузки они ходят на совещания, занимаются дежурствами, выезжают куда-то с детьми, остаются после уроков на субботники.

— Нас хотят привязать к пропускам, чтобы мы приходили в одно время и уходили в другое. Но у нас по-разному бывает. Мы по своим причинам тоже остаемся в школе, — объясняет учитель.

Фото используется в качестве иллюстрации. Александр Чугуев

В средней школе-училище олимпийского резерва учатся спортсмены, здесь готовят резерв национальных команд Беларуси. Дети занимаются с 7-го по 11-й класс, также здесь можно получить среднее специальное образование по специальности «спортивно-педагогическая деятельность» с присвоением квалификации «тренер по виду спорта».

Директор школы: учителя во время ненормированной нагрузки должны заниматься общественно полезным делом

Директор Минской областной средней школы-училища олимпийского резерва Владимир Тайников подробно комментировать ситуацию по телефону не стал, но обратил внимание, что учителя во время ненормированной нагрузки должны это время не отсиживать, а «готовиться к урокам, заниматься общественно полезным делом, участвовать в мероприятиях, готовить эти мероприятия».

— Мне нужны люди, которые работают. Мы создаем музей, в 2018 году училищу 30 лет, есть еще много мероприятий. А у меня есть группа лиц — «урокодатели». Провели урок и ушли… Они хотят так и работать, — заметил он.

Неважно, сколько уроков проводит учитель, общая нагрузка должна быть не больше 36 часов в неделю

Юлия Ошмян, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА», рассказывает, что учитель должен находиться в школе не только непосредственно во время занятий, но и в то время, которое связано с выполнением других трудовых обязанностей. Это могут быть родительские собрания, совещания.

По ее словам, рабочее время учителей неоднородно: оно состоит из нормируемой и ненормируемой части. Согласно нормам постановления Министерства образования, нормированной частью рабочего времени учителя считается педагогическая нагрузка. В нее включается педагогическая деятельность по реализации образовательных программ, а также организационно-воспитательная работа и дополнительный контроль.

— Помимо непосредственно педагогической нагрузки, у учителя есть дополнительные функции, круг которых определяется трудовым договором, должностной инструкцией.

К должностным обязанностям учителя кроме всего прочего, например, отнесены планирование учебного процесса, участие в методической работе учреждения образования, повышение своей квалификации, — объясняет Юлия Ошмян. — Все это ненормированная нагрузка.

Продолжительность нормированной части рабочего времени связана с размером ставки и количеством часов, включаемых в одну ставку. Норма часов педагогической нагрузки за одну ставку в неделю — 20 часов. Соответственно, если нагрузка учителя — 1,2 ставки, нормированная часть его рабочего времени 24 часа.

Юлия Ошмян отмечает, что законодательство не устанавливает продолжительность ненормированной нагрузки. Понятно одно: в совокупности размер нормированной и ненормированной нагрузки учителя в течение одной недели не должен превышать 36 часов. Это касается и тех, кто работает на ставку, и тех, у кого в неделю более 20 уроков.

— Основная правовая проблема состоит в том, что нормы законодательства не дают четкого ответа на вопрос о том, сколько часов в день или в неделю учитель обязан посвящать ненормированной части рабочего времени.

На практике многие руководители учреждений образования считают, что учитель обязан отработать все 36 часов в неделю. Хотя на самом деле это не совсем так.

Продолжительность труда учителя «не более 36 часов в неделю» — это не общеустановленная и обязательная для всех учителей продолжительность рабочего времени, а всего лишь его предельная норма. Ни в одном нормативном правовом акте не указано, что учитель обязан отработать все 36 часов.

Фото используется в качестве иллюстрации. Александр Чугуев

При этом оплачивается учителям только нормированная часть рабочего времени — педагогическая нагрузка. Ненормированная часть нагрузки в ставку не включается и не учитывается при исчислении заработной платы.

Юлия Ошмян вспоминает, что аналогичный вопрос с трактовкой продолжительности ненормируемой части рабочего времени возникал и в России. Но там Министерство образования и науки дало официальные разъяснения, где обратило внимание, что фразу «не более 36 часов в неделю» нельзя понимать как безусловную обязанность учителя отработать все эти часы.

— Это понятно и логично, ведь кто-то готовится к урокам пять часов, а кому-то достаточно и одного часа, — говорит она.

Адвокат отмечает, что еще один важный вопрос — может ли учитель во время ненормированной нагрузки находиться дома, а не в школе.

—  Большинство специалистов сходится во мнении, что может, хоть такая трактовка и не в полной мере соответствует законодательству. Согласно ч. 1 ст. 110 Трудового кодекса, для выполнения своих трудовых обязанностей в течение рабочего времени работник должен находиться на рабочем месте.

Так как ненормируемая часть рабочего времени — это все равно рабочее время, исходя из буквального толкования закона для подготовки к урокам и разработки заданий учитель должен находиться на рабочем месте. Это, кстати, влияет и на корректность учета рабочего времени учителя. Ведь наниматель обязан организовать учет фактически отработанного времени сотрудников.

Если в школе действует пропускная система, сделать это легко. Но как быть со временем, которое учитель тратит на работу дома, как его учитывать и как быть уверенным в корректности его учета? Это важно и для решения вопроса о сверхурочной работе — свыше 36 часов в неделю.

Если учителя привлекают к работе свыше 36 часов в неделю, а при этом 10 из 16 часов ненормируемого времени он отработал дома, доказать этот факт и добиться повышенной оплаты сверхурочной работы крайне сложно.

Собеседница отмечает, что из-за специфики работы учителя они не всегда могут выполнять свои должностные обязанности на рабочем месте.

— Кроме того, нередки случаи, когда учитель просто не может полноценно подготовиться к занятиям в школе. Например, там недостаточно компьютеров с выходом в интернет, необходимо поработать с источниками в Национальной библиотеке.

Обеспечить условия труда сотрудникам — в первую очередь задача нанимателя. И если по каким-то причинам он не может это сделать, у учителя нет другого выхода, кроме как работать вне школы.

Но в таком случае это время тоже будет рабочим, поскольку в это время работник выполняет свои трудовые функции.

— Могут ли учителей обязать «отсиживать» ненормированную нагрузку?

— Здесь нужно разбираться, для выполнения каких обязанностей наниматель просит учителя находиться в школе. Если для выполнения отдельных функций учителю нужно находиться в школе (методические совещания, родительские собрания), то они должны быть на своем рабочем месте.

Если речь идет о подготовке к занятиям, разработке планов уроков, то нельзя заставить учителей находиться в школе в течение конкретного времени. Суть ненормированной нагрузки в том, что каждый сам для себя определяет, сколько часов ему достаточно для выполнения тех или иных функций.

Плюс нужно помнить, что «не более 36 часов в неделю» не означает, что учитель обязан отсидеть в школе все 36 часов в неделю.

Источник: //news.tut.by/society/564832.html

Предварительные итоги первого этапа кампании по рабочему времени педагогических работников

Как мне добиться полной учебной нагрузки?

О Приказе Минобрнауки от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

С осени 2015 года профсоюзы «Учитель» и «Университетская солидарность» боролись за то, чтобы была внесена ясность в самый запутанный вопрос – о рабочем времени педагогов.

Мы резко критиковали разработанный министерством проект приказа о режиме рабочего времени, а чиновники Минобрнауки и руководители Общероссийского профсоюза работников образования отвечали нам, что с проектом приказа все в порядке, а наши замечания, возможно, будут учтены. И вот, наконец-то, приказ подписан и опубликован.

Попробуем сравнить Приказ №536 не с нашими предложениями (потому что нам было ясно сказано, что принимаем решение не мы), а с аналогичным приказом №69 от 27 марта 2006 года, теперь утратившим силу. Нас интересуют три вопроса:

1. Что в нем появилось нового по сравнению с Приказом №69?

2. Будут ли новые нормы способствовать улучшению ситуации с регулированием рабочего времени педагогов?

3. Можно ли использовать этот приказ для защиты трудовых прав учителей?

Оговоримся, что рассматриваем здесь только те вопросы, которые касаются работы школьных учителей. О регулировании рабочего времени вузовских преподавателей напишут наши коллеги из «Университетской солидарности».

Начнем с того, что новые положения составляют примерно четвертую часть всего текста приказа. Следовательно, приказ №536 является, по сути, лишь очередной модификацией действовавшего ранее документа, очевидные недостатки которого и привели к обострению проблемы.

Из старого приказа убран без всякой замены только один, но очень важный для нас пункт:

2.5.

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст.1289; 2005, N 7, ст.560), определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем работы которой регулируется образовательным учреждением.

Постановление №191 отменено в 2011 году, но в действующем Приказе Минобрнауки № 1601 сказано:

2.4.

Учителям, а также преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка снижается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года   выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов учебой (преподавательской) работы, если оно превышает норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Почему разработчики нового Приказа №536 забыли прописать этот вопрос, непонятно. Но на право педагога получать зарплату в соответствии с записанной в трудовом договоре нагрузкой это никак не повлияет.

Наиболее важные добавления и уточнения сделаны, с нашей точки зрения, в разделах I. Общие положения и II.

Особенности режима рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования в период учебного года, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей в период тренировочного года или спортивного сезона.

Во-первых, появился пункт 1.

3 о правах профсоюзов: «Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа)». Его не было в первоначальном варианте Приказа, и мы считаем, что он появился, в том числе, под влиянием наших действий.

Во-вторых, в пункте 2.3 появился важнейший абзац о работе на ЕГЭ:

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобождённым от основной работы на период проведения единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

Он сформулирован достаточно определенно, и, надеемся, с опорой на него педагоги смогут добиться от региональных властей справедливой оплаты своей работы на экзаменах.

К сожалению, ни слова не сказано здесь о работе учителей на ОГЭ.

В-третьих, не идеально, но достаточно внятно прописан вопрос о так называемом методическом дне:

2.4.

В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Разумеется, педагогов больше устроила бы обязанность работодателя обеспечить свободный день, но, по крайней мере, теперь никто не сможет требовать от учителя ежедневного присутствия в школе, несмотря на расписание. А для активистов «Учителя» этот пункт — отличный аргумент в агитации за принятие коллективного договора.

Для педагогов, которые не боятся задавать администрации «неудобные» вопросы, полезным будет пункт 3.1:

При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

Разумеется, добиться полного отсутствия «окон», скорее всего, не получится, но какой-то разумный порядок учета интересов педагогов при составлении расписания разработать возможно.

Теперь обратимся к самому спорному вопросу – о «работе, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов».

Именно из-за наличия в законе «Об образовании» упоминания об этой «ненормированной части рабочего времени» возможен произвол директоров, принуждающих учителей отбывать в школе 36 часов в неделю независимо от учебной нагрузки.

Любую неоплаченную работу директора считают входящей в эту часть. Как же она будет теперь регулироваться в соответствии с пунктом 2.3 нового приказа?

В отличие от приказа №191, в этом пункте конкретизированы виды неоплачиваемых работ, предусмотренных должностными обязанностями, и основания для привлечения к ним педагога.

Эти основания — правила внутреннего трудового распорядка; графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами организации; коллективный договор.

Поскольку все эти документы должны приниматься с учетом мнения педагогов (через профсоюз либо иной представительный орган), у нас появляется возможность влияния на определение списка этих работ.

Защитой от чересчур рьяных директоров, желающих заставить учителей все делать только в школе, должно стать указание, что выполнение некоторых видов работ (подготовки к урокам, разработки учебных программ) регулируется педагогом самостоятельно, то есть без контроля со стороны администрации.

Многие педагоги считают, что все эти виды работ, о которых говорится в пункте 2.

3, — ведение электронного журнала, написание рабочих программ, общение с родителями, посещение педсоветов и других совещаний, составление отчетов и т.д. — следует учитывать отдельно и соответственно оплачивать.

Но добиться такого серьезного изменения в законодательстве можно только совместными, слаженными действиями сотен тысяч учителей по всей стране.

К сожалению, среди перечисленных в Приказе неоплачиваемых работ остались такие, как «выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности».

Мы считаем, что эти работы не входят в должностные обязанности учителя и должны учитываться и оплачиваться отдельно. Небольшую лазейку оставляет пояснение в скобках о том, что в локальных актах, коллективном договоре должен быть указан порядок и условия выполнения этих работ.

Поскольку про остальные неоплачиваемые работы ничего такого не сказано, мы можем трактовать это как признание этих работ требующими оплаты — иначе зачем говорить о каких-то условиях их выполнения? Во всяком случае, для профсоюзной организации здесь открываются большие возможности.

В Приказе несколько раз упоминается дополнительная работа за дополнительную плату по соглашению сторон.

По сравнению с Приказом №191, в новом приказе список этих работ расширен: помимо классного руководства, проверки письменных работ, заведования учебными кабинетами, оплачиваться должны «заведование лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты». Это особенно интересно сейчас, когда в ряде регионов перестали платить за заведование кабинетами и лабораториями.

Подводя итоги, можно сказать, что текст Приказа, по сравнению с первоначальным вариантом, вызвавшим возмущение значительной части педагогического сообщества, стал лучше. Он не решил проблему рабочего времени учителя, но дает профсоюзам и просто активным педагогам дополнительные возможности для борьбы за улучшения условий труда.

МПРО “Учитель” продолжит борьбу за нормализацию ситуации с рабочим временем и принятие адекватных документов, регулирующих труд учителя согласно Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ.

Совет МПРО “Учитель”

Особое мнение

Рабочая группа МПРО “Учитель” оценивает новую редакцию Приказа по рабочему времени, как паллиативную, отмечая – наряду с некоторыми улучшениями – сохранение основной проблемы организации труда учителя, а именно, наличие рычагов принуждения к бесплатному труду и затруднительность в использовании этого документа учителями для защиты своих прав. Остаются актуальными очевидные юридические противоречия данного подзаконного акта Конституции РФ и Трудовому Кодексу РФ.

Изложенные выше рекомендации призваны помочь отдельным учителям и профсоюзным организациям в тех реальных современных условиях, в которых мы вынуждены существовать.

М.Балуева руководитель группы по рабочему времени при Совете МПРО “Учитель”

Источник: //pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/224-2016-06-19-20-47-05

Автоправо
Добавить комментарий