Как избежать солидарной ответственности по ДТП, если я продал автомобиль?

Содержание
  1. Просроченный техосмотр на автомобиль штраф 2018
  2. Можно ли ездить с просроченным техосмотром 2018
  3. Техосмотр просрочен, что делать?
  4. Если просрочен техосмотр но есть страховка
  5. Какой штраф за просроченный техосмотр в России?
  6. Что будет если попал в ДТП с просроченным техосмотром
  7. Убийцы без лица. Почему ДТП на
  8. А отвечают не по доверенности… – кузнецкий рабочий
  9. Взыскание долга по расписке (долговая расписка)
  10. Вопрос: Имеет ли юридическую силу долговая расписка, написанная собственноручно и никем не заверенная?
  11. Вопрос: При какой сумме займа расписка обязательна?
  12. Вопрос: Нужны ли в расписке паспортные данные заемщика?
  13. Вопрос: Прошло уже более 3-х лет с момента выдачи расписки. Можно ли взыскать денежные средства?
  14. Вопрос: На какие суммы я могу рассчитывать при взыскании долга по расписке?
  15. Вопрос: В каком случае я имею право на получение процентов по долговой расписке и в каком размере?
  16. Вопрос: Какие именно мне действия предпринять, чтобы забрать долг по расписке?
  17. Заключение и выводы
  18. Автовладелец помог вытащить автомобиль из грязи – произошло ДТП
  19. Знайте свои права! Не хотите отвечать за чужую аварию — оформляйте документы при передаче автомобиля
  20. Что было в суде
  21. Кассационная жалоба и выводы суда
  22. Mercedes-Benz: для автономного автомобиля жизнь водителя превыше всего

Просроченный техосмотр на автомобиль штраф 2018

Как избежать солидарной ответственности по ДТП, если я продал автомобиль?

Сотрудники ГИБДД России лишились полномочий проверять техосмотр у водителей. Для многих водителей эта новость стала знаковой, и они решили, что техосмотр можно просрочить или не проходить его длительное время.
Так ли это на самом деле? Нужна ли теперь вообще диагностическая карта в России? И в каких случаях штраф за неоформленную диагностическую карту, все же имеют право выписать?

Можно ли ездить с просроченным техосмотром 2018

Техосмотр водителю автомобиля придется предъявить только при оформлении страховки. Причем даже в последний день действия ТО страховку все равно дадут.

(О постановке на учёт мотоциклов читайте по ссылке:) Возникает вопрос, а нужен ли вообще тогда технический осмотр автомобиля в России?
Отвечаем – нужен.

Первое – не для всех категорий машин, было введено ограничения по проверке ТО сотрудниками ГИБДД и снят штраф. К таким транспортным средствам относятся:

  • такси;
  • ТС, которые имеют 8 пассажирских мест и более;
  • машины, перевозящие опасные грузы.

Данные категории транспортных средств обязаны иметь весь комплект документов, в том числе и ТО. За его отсутствие сотрудник ГИБДД вправе применить наказание в виде штрафа или даже изъятие талона. О том какой размер штрафа может быть выписан водителю за отсутствие полиса ОСАГО читайте здесь: 

Техосмотр просрочен, что делать?

Владельцам легковых автомобилей с категорией «В» в России не нужно предоставлять ТО на проверку сотрудникам ГИБДД. Но оформление диагностической карты необходимо для самого водителя и его уверенности в исправности автомобиля. Прохождение техосмотра позволяет убедиться в исправности таких важных моментов как:

  • состояние двигателя;
  • рулевая система;
  • тормозная система;
  • световые устройства;
  • стеклоочистительные приборы.

Если автомобиль новый то первые три года на нем можно ездить без ТО, затем до семи лет нужно проходить ТО раз в два года, а после семи лет – ежегодно. Автомобили, которые перевозят людей и опасные грузы, обязаны не иметь просроченного ТО, а проходить его раз в шесть месяцев.

О том, какое грозит наказание за езду с просроченным техосмотром подробнее смотрите ниже.

Дополнительная информация: Штраф за утерянный паспорт гражданина РФ.

Если просрочен техосмотр но есть страховка

Наказание за езду без страховки в России 500 рублей, об этом автомобилисты знают и поэтому стараются соблюдать сроки. При оформлении страховки обязательно иметь действующую диагностическую карту. Ограничений по сроку ее изготовления нет, даже если срок диагностики истекает завтра, сегодня можно приобрести страховку.

Для езды на автомобиле владелец должен иметь полис, чтобы чувствовать себя защищенным и не получить штраф. Отсутствие диагностического талона не препятствует вождению автомобиля и его движению по дорогам.

О том, как продлить водительские права, если срок их действия закончился, читайте в статье:

Какой штраф за просроченный техосмотр в России?

Водители России, которые не подпадают под категории ТС, обязанных проходить ТО раз в полгода, такие как автобусы, грузовики с опасными грузами и машины с пассажирскими местами от 8 человек, не могут получить штраф за езду без диагностического талона.

А перечисленные категории транспортных средств по закону могут получить штраф в размере 500 рублей. Обратите внимание, что за данное правонарушение никаких других наказаний последовать не может.

О штрафе за отсутствие путевого листа читайте по ссылке:

Что будет если попал в ДТП с просроченным техосмотром

Что случиться если попал в ДТП без техосмотра в России? Большинство автолюбителей ездит с просроченным ТО, а проходят его только для получения страховки. Как показывает практика, обернуться это может серьезными последствиями, гораздо большими чем штраф.

https://www.youtube.com/watch?v=Up2zfPYeba8

Если в наличии есть страховка, то следует провести стандартную процедуру оформления ДТП, после чего обратиться в свою страховую компанию. Для автомобилей категории «В» есть некоторая надежда получить страховку при отсутствующем диагностическом талоне.

При незначительных повреждениях, возможно, получить выплаты. Будьте, однако, готовы к тому, что страховка не будет покрыта, если ДТП было спровоцировано неисправностями автомобиля.

Но отказ в оплате ущерба, это не самое неприятное, что может случиться с водителем, у которого просроченный ТО.

Согласно действующего закона о страховании к виновнику ДТП, у которого нет действующей диагностической карты, могут быть применены регрессные требования, а именно все расходы по ремонту могут возложить на него.Для категорий, с обязательным полугодовым прохождением ТО, последует 100% отказ в выплате сумм по страховке.

Помните автомобиль это всегда риск попасть в ДТП, по своей или по чужой вине.

Источник: https://classomsk.com/dtp-gibdd-pdd/prosrochennyj-texosmotr-na-avtomobil-shtraf.html

Убийцы без лица. Почему ДТП на

Как избежать солидарной ответственности по ДТП, если я продал автомобиль?

В Украине участились случаи, когда после ДТП с участием авто на европейской регистрации, последнее просто оставляли на месте трагедии или старались быстро продать, чтобы избежать ответственности.

Реально ли  полиции найти виновника аварии, и что грозит водителю, который ездит на европейских номерах, Факты  ICTV узнали у генерального директора Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко.

Какая ответственность у украинском водителя, который управляет автомобилем на европейской регистрации?

Никакой. Никто не знает фамилию человека, который передвигается на этом автомобиле. Этого не знают даже те люди, которые привезли автомобиль, и которым он, условно говоря, заплатил деньги.

На таможне зафиксирован этот автомобиль, как ввезенный нерезидентом Украины, то есть на таможне по документам, на этой машине передвигается “верблюд” (нерезидент Украины, имеет право передвигаться на автомобиле с иностранной регистрацией до одного года. – Ред.).

Далее, например я вношу деньги за этот автомобиль, а ездит на нем вообще мой товарищ. То есть никто не знает в Украине фамилию и другие данные человека, который передвигается на этом авто. Более того, даже в Киеве есть импровизированные авторынки, где продаются автомобили на европейских номерах. Туда может подойти любой, заплатить деньги и дальше ездить на этой машине.

Что будет, если этот автомобиль на “литовских” номерах попадет в ДТП?

Этот автомобиль вообще не застрахован, в Литве покупают зеленую карту на 15 дней, только для того, чтобы въехать в Украину. Никто не будет страховать на год, потому что это полная ерунда, там страховка очень дорого стоит. А в Украине они вообще не страхуются. По некоторым данным, этих автомобилей застраховано около 80 тысяч из 1,5-2 миллионов.

Что будет, если водитель на иномарке с европейскими номерами собьет человека, или въедет в другой автомобиль с украинской регистрацией?

Он просто убегает и никто не найдет, потому что по документам автомобилем управлял нерезидент Украины, который ввозил сюда этот автомобиль. Тем более, этот водитель на “литовских бляхах” убежит, если собьет человека.

Теоретически его могут искать, могут проводить расследования, проверять по камерам, где эта машина была, где больше всего появлялась, в каком районе, затем проводить допросы свидетелей, идти по квартирам, искать, не видел ли кто-то такую ​​машину. Кто-то может скажет, где эта машина стояла. Далее следователи идут к сторожам стоянки, проводят опрос.

Спрашивают у людей на автостоянке, которые паркуют машины, и возможно кто-то сможет что-то рассказать и указать на того, кто мог быть причастен к сбиванию человека.

Теоретически этого водителя можно найти. Но тогда нужна доказательная база, дактилоскопия, чтобы можно было снять отпечатки пальцев с руля этой машины и сравнить с отпечатками подозреваемого. Но тот водитель будет все отрицать, и это дело может зайти в тупик. Поэтому вряд ли кто-то такое расследование будет проводить.

Если расследование вряд ли будут проводить, что же будут делать в таком случае правоохранители?

Скорее всего, полиция сразу начнет искать владельца автомобиля.

А так как этот автомобиль завез, например, житель Молдовы или какой-то африканский студент, то полиция формально напишет запрос в страну, где этот африканский студент теоретически должен жить.

И даже если его найдут, что маловероятно, он просто скажет, что ему платили за каждую машину, на которой он пересекал границу Украины. То есть истинного виновника трагедии найти почти нереально.

А если после ДТП водитель дождется полиции, что ему в таком случае грозит?

В таком случае полиция зафиксирует его паспортные данные и дальше это дело передадут в суд. А ответственным, скорее всего, сделают того, кто этот автомобиль ввозил на территорию Украины. Однако в Украине существует практика солидарной ответственности, когда убытки возмещают все стороны – и водитель, и владелец автомобиля поровну.

Что будет с автомобилем на европейской регистрации, который попал в ДТП?

Этот автомобиль отправляется на штрафплощадку, откуда его может забрать только владелец, например литовская фирма, или представитель собственника – лицо, заехавшее на нем на территорию Украины.

И то только после того, как возьмет в суде соответствующую справку о возмещении всех убытков.

Но если владелец в течение 5-7 лет не появится, то этот автомобиль признается бесхозным и передается в пользу государства.

Ярослав Марченко.

Источник: https://fakty.com.ua/ru/lifestyle/auto/20170620-vbyvtsi-bez-oblychchya-chomu-dtp-na-lytovskyh-nomerah-zalyshayutsya-bezkarnymy/

А отвечают не по доверенности… – кузнецкий рабочий

Как избежать солидарной ответственности по ДТП, если я продал автомобиль?

Публикации

Опубликованное 20 марта интервью со старшим помощником прокурора Центрального района Екатериной Бложис привлекло внимание автолюбителей и вызвало новую волну обращений. Как в прокуратуру, так и в редакцию. Поэтому сегодня мы снова публикуем разъяснения, которые дала Екатерина Викторовна. Темы сформулированы в двух вопросах.

«Я продал машину по доверенности, чтобы избежать волокиты, связанной с оформлением документов. А потом мне сказали: если покупатель совершит дорожно-транспортное происшествие, отвечать придется мне.

Так ли это? И вообще, как закон разграничивает ответственность между водителем и владельцем? В каких случаях владелец несет ответственность, а в каких нет?»«За какие нарушения автомобиль могут поставить на штрафстоянку? Если тормоза не работают — понимаю.

Ну, а если я права забыл дома, неужели у меня тоже могут забрать машину?»-Напомню, что автомобиль — это источник повышенной опасности. Владелец несет за него ответственность.

Владельцем в соответствии со статьей 1179 Гражданского кодекса Российской Федерации является организация или гражданин, которая или который эксплуатирует транспортное средство в силу принадлежащего ей или ему права собственности.

Это имеет принципиальное значение, если совершается дорожно-транспортное или какое-либо другое преступление и потерпевший ставит вопрос о возмещении материального и морального вреда.

Не несет ответственности за причиненный потерпевшему вред человек, находящийся за рулем в силу трудовых отношений с владельцем — например, водитель такси или грузовой машины, принадлежащей какому-то предприятию или частному лицу. Бывает так, что иск о возмещении вреда потерпевший предъявляет водителю, в отношении которого возбуждено уголовное дело, автоматически.

Но подобные иски суды не рассматривают, так как надлежащим ответчиком является только владелец источника повышенной опасности.Владелец автомобиля не будет нести ответственность за причиненный кому-либо вред, если автомобиль вышел из-под его контроля в результате действия непреодолимой силы (например, погодных условий) или противоправных действий других людей.

Проще говоря, если машина была угнана. Причем только в том случае, если владелец докажет, что не бросал ее без присмотра, что оснастил ее противоугонным устройством, сигнализацией, запирал в гараже, оставлял на охраняемой стоянке. Если же автомобиль находился, допустим, ночью под окнами, его угнали и совершили ДТП, то отвечать все равно придется владельцу.

Потому что он хранил свое транспортное средство ненадлежащим образом. Угонщик, как и владелец автомобиля, тоже может быть признан виновным в ДТП, но только по решению суда.Были случаи, когда водители, совершившие ДТП, убегали с мест происшествия. Потом утверждали, что их автомобили были угнаны. С помощью хитрости они рассчитывали избежать ответственности.

Но закон освобождает от ответственности только того, кто докажет, что машину угнали из гаража и о ее пропаже сразу же было сообщено в милицию.Если виновным в аварии оказывается человек, который управляет автомобилем по доверенности, то отвечает владелец. Возможна долевая или солидарная ответственность.

Это касается и скрытой продажи машины, так называемой продажи по доверенности — когда деньги старому хозяину выплачены, но на нового машина не переоформлена. Люди вроде бы хотят сэкономить свои время и средства, но результат получают прямо противоположный, если новый хозяин, который ездит по доверенности, попадает в ДТП. Ответственность несет истинный владелец.

И таких случаев очень много.

Ну, а если автомобиль, проданный по доверенности, сам пострадал в дорожном происшествии и на его восстановление требуется взыскать с виновника деньги? Или транспортное средство вообще не может быть восстановлено — кто в этом случае является надлежащим истцом? Кто имеет право получить компенсацию за понесенный ущерб? Все права остаются тоже у старого владельца, так как право собственности по-прежнему принадлежит ему. Если спор между ним и человеком, выплатившим за автомобиль деньги, но управляющим им по доверенности на право управления, дойдет до суда, то у последнего шансов выиграть дело нет. Хорошо, если они между собой договорятся или покупатель докажет в суде право собственности. Именно так восстанавливал свое право на машину молодой человек, который купил ее у хорошего друга за очень крупную сумму (причем без расписки) и управлял по доверенности. А после того как автомобиль пострадал в аварии, иски о возмещении ущерба в суд подали оба. Причем прежний владелец утверждал, что машину он не продавал и денег за нее не брал.Теперь о штрафстоянках. Жалоб много. Свежий пример. Обращается женщина, говорит, что их автомобиль поставили на штрафстоянку. Выясняю обстоятельства. Сын сел за руль отцовской машины, его остановили, у парня не было доверенности, и в полис автогражданской ответственности, в графу «лица, которые вправе управлять» автомобилем, имя сына не внесено. Она пришла, чтобы забрать машину, но ей не отдали. Сказали, что явиться должен владелец. Владелец — муж, он в долгосрочной командировке за границей. Женщина спрашивает: законны ли действия сотрудников автоинспекции? Законны.В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях есть статья 27.13, которая называется «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации». Эта статья предусматривает случаи, когда автомобиль может быть задержан и поставлен на спецстоянку на хранение. Похоже, многие автовладельцы о них не знают. Перечисляю: нет при себе документов (забыл), заведомо неисправная тормозная система, отсутствие права на управление транспортным средством (нет либо доверенности, либо водительского удостоверения), алкогольное опьянение, нарушение правил остановки или стоянки (под знаком, на тротуаре, на газоне), невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.Иногда люди спрашивают: «Как должна оплачиваться штрафстоянка?» Когда водителю вручают протокол об административном правонарушении или протокол о задержании транспортного средства, ему обязательно должны вручить и протокол о месте хранения машины. Срок задержания исчисляется с момента составления протокола. Срок хранения — с момента помещения автомобиля на специализированную стоянку. Исчисляется он не в сутках, а в часах. Но первые три часа не подлежат оплате. Человеку дается возможность устранить нарушения — предъявить документы, исправить тормозную систему (для чего он может привести специалиста), пройти медицинское освидетельствование. Плата за транспортировку и хранение взимается обязательно.В порядке разъяснения добавлю: для водителя-владельца (или представителя владельца) доступ на штрафстоянку к машине разрешен, но в присутствии сотрудника, отвечающего за хранение. Допустим, человек не согласен с тем, что у его машины неисправна тормозная система. В течение трех часов он может пригласить специалиста, который сделает соответствующее заключение. С ним потом можно будет обратиться в суд.Получить транспортное средство водитель-владелец (или его представитель) может на основании письменного разрешения после оплаты расходов, связанных с перемещением автомобиля на специализированную стоянку и его хранением. Если хозяин пьян, он все равно имеет право забрать машину со штрафстоянки, когда приведет с собой человека, имеющего водительское удостоверение. Чтобы было кому сесть за руль.Некоторые граждане задают вопрос: «Вдруг на стоянке с машиной что-то произойдет?» В этом случае вред, причиненный задержанному транспортному средству и находящемуся в нем имуществу, возмещается в соответствии с законодательством.

И в любом случае граждане должны знать, что действия должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Подготовила Ирина Лавренова Публикации 06.05.2004

Источник: http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=3317

Взыскание долга по расписке (долговая расписка)

Как избежать солидарной ответственности по ДТП, если я продал автомобиль?

Люди часто занимают друг другу деньги для различных целей. Например, для покупки автомобиля, недвижимости, для развития бизнеса или для каких-то других важных целей.

В подтверждение человек, который берет деньги, как правило, составляет расписку (долговую расписку). Это как правило делается в простой письменной форме собственноручно заемщиком.

Иногда также заключается договор займа денежных средств.

Но когда подходит момент возврата денежных средств, часто возникают проблемы. Со стороны заемщика логика простая: «Берешь чужое, а отдаешь – свое».

Причин невозврата долга, взятого по расписке может быть множество:

  • отсутствие денежных средств у заемщика,
  • надежда на то, что можно подождать еще какое-то время и оттянуть погашение своего долга по расписке,
  • восприятие выданной долговой расписки не всерьез заемщиком,
  • надежда на то, что займодавец после нескольких неуспешных попыток переговоров с заемщиком махнет рукой на свои деньги, выданные в долг по расписке,
  • другие причины невозврата заемных денег по расписке.

Но, как говорится в русской пословице: «Долг платежом красен». И деньги, взятые по расписке рано или поздно все равно необходимо отдать их законному владельцу.

Приведем наиболее часто задаваемые вопросы, с которыми нам обращаются люди, желающие взыскать долг по расписке.

Вопрос: Имеет ли юридическую силу долговая расписка, написанная собственноручно и никем не заверенная?

Да, имеет. Это прямо предусмотрено ч. 2 ст. 808 Гражданского кодекса РФ, где установлено, что в подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы.

Какое-либо заверение (нотариусом или свидетелями) не требуется.

Так что к расписке надо относиться в достаточной степени серьезно, потому что в случае, если заемщик в указанный в расписке срок не отдаст свой долг – займодавец имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании денежных средств по долговой расписке.

Вопрос: При какой сумме займа расписка обязательна?

Согласно ч. 1 ст. 808 Гражданского кодекса РФ договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы. 10 МРОТ – это 1000 рублей.

Вопрос: Нужны ли в расписке паспортные данные заемщика?

Обязательных требований об указании паспортных данных в расписке нет. Но в целях лучшей идентификации заемщика их, конечно, лучше указывать.

Вопрос: Прошло уже более 3-х лет с момента выдачи расписки. Можно ли взыскать денежные средства?

Имеется в виду 3-х летний срок исковой давности.

И здесь надо понимать то, что по обязательствам, срок исполнения которых определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. Иными словами 3-х летний срок начинает исчисляться с даты, когда заемщик должен отдать деньги согласно расписки.

Также очень важным является то, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. То есть если ответчик (должник) не придет в суд и не скажет, что необходимо применить срок исковой давности, то суд по своей инициативе не вправе его применить.

Самостоятельно взыскать деньги с должника через суд вы можете воспользовавшись образцом искового заявления.

Вопрос: На какие суммы я могу рассчитывать при взыскании долга по расписке?

Вы имеете право взыскать с заемщика:

  • сумму основного денежного долга по расписке,
  • проценты на сумму займа, указанные в долговой расписке или определенные законом,
  • штрафные санкции за нарушение срока возврата денежных средств, указанные в долговой расписке или проценты за пользование чужими денежными средствами, установленные законом, если штрафные санкции не определены самой долговой распиской.

Таким образом, вы не только можете вернуть сумму основного долга, но и покрыть все свои издержки, связанные с займом денежных средств по долговой расписке.

Вопрос: В каком случае я имею право на получение процентов по долговой расписке и в каком размере?

Во-первых: Проценты на сумму займа могут быть указаны в тексте самой расписки (или договора займа). Например: «Проценты на сумму займа составляют 20 % (двадцать процентов) годовых ».

Во-вторых: Даже, если в расписке не указан конкретный размер этих процентов — Вы все равно имеете право на получение процентов.

В таком случае размер процентов определяется существующей в месте жительства займодавца ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Размер этой ставки можно посмотреть на сайте Центрального Банка РФ. По состоянию на февраль 2010 г. размер этой ставки равен 8,75%.

Проценты на сумму займа не платятся в следующих случаях:

  • если в самой долговой расписке указано, что заем является беспроцентным.
  • если договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон.

Обращаем внимание на то, что процент на сумму займа – это не штрафная санкция, а установленная договором или законом денежная сумма за пользование заемными денежными средствами по долговой расписке. То есть это деньги по сути за саму услугу «заем денежных средств», которую предоставляет займодавец заемщику.

Вопрос: Какие именно мне действия предпринять, чтобы забрать долг по расписке?

Во-первых: следует предупредить должника о том, что Вы собираетесь обращаться в суд, а также за помощью к юристу, занимающегося взысканием долгов по расписке и сделать последнее «китайское» предупреждение. При этом поставить конкретный срок для возврата долга.

Во-вторых: необходимо подготовить мотивированное исковое заявление с требованиями о взыскании денежных средств по долговой расписке со ссылками на нормы права российского законодательства. К заявлению приложить копию самой расписки, расчет процентов на сумму займа, расчет штрафных санкций, квитанцию об уплате государственной пошлины за обращение в суд.

В-третьих: сдать исковое заявление в суд, дождаться даты назначения судебного заседания.

В-четвертых: присутствовать на всех судебных заседаниях, доказывать свою позицию, основываясь на конкретных нормах права российского законодательства, противостоять возражениям ответчика.

В-пятых: если суд пройдет успешно – получить решение суда и исполнительный лист.

В-шестых: если должник добровольно не будет возвращать заемные денежные средства – применять меры к принудительному исполнению решения суда.

Решение всех этих вопросов лучше доверить юристу, занимающемуся судебной практикой по вопросам взыскания денежных средств по долговой расписке. Это сэкономит и время, и нервы, и деньги.

Заключение и выводы

Конечно, не все так просто при возврате долга по расписке. Часто текст расписки можно понимать двояко и неоднозначно.

К тому же надо понимать, что должник, как правило, будет всячески уходить от долга и оспаривать расписку.

Например, заявит в суде, что «подпись в расписке не моя» или «деньги давались не в долг, а на ведение совместного бизнеса» или «доллары брал не американские (США), а австралийские (или канадские)».

Но понятно одно, что в случае, если должник не возвращает деньги добровольно – необходимо обращаться в суд.

Источник: https://yuristprav.ru/vzyskanie-dolga-po-raspiske-dolgovaya-raspiska

Автовладелец помог вытащить автомобиль из грязи – произошло ДТП

Как избежать солидарной ответственности по ДТП, если я продал автомобиль?

Порой так бывает: не везет людям отзывчивым, готовым прийти на выручку другому. Впору разочароваться и раз и навсегда отказаться от идеи протягивать руку помощи? Мы спешим уверить вас в обратном и рассказываем, что из любой трудной ситуации есть выход.

Читательница ABW.BY: “Летом прошлого года мы с семьей отдыхали в деревне. К нам в дом постучался незнакомый человек и попросил помочь вытащить его автомобиль из огромной грязевой лужи. Мой отец, понимая, что сам может оказаться в такой же ситуации, завел свой автомобиль и поехал на помощь.

Так как “лужа” находилась за нашим огородом, я с родственниками пошла посмотреть, что да как. Помочь вызволить машину согласились еще трое прохожих, которые возвращались из гостей. Отец договорился с пострадавшим водителем, что когда тот выедет – посигналит. Так и было: вытащил, посигналил, папа остановился.

Остановился и тот водитель, но через пару секунд начал двигаться снова, однако уже без помощи сцепки. Объехав машину моего отца сзади, водитель, чтобы избежать наезда на стоявший рядом забор, выкрутил руль и въехал в автомобиль моего папы. Мы, конечно, все прискакали к месту происшествия. Пока махали руками и охали, водитель-нарушитель стал “уходить огородами”. Вызвали ГАИ.

Спасибо их сотруднику! Подняв с утра участковых, он нашел горе-водителя и составил протоколы. Мы все похлопали в ладоши, а оказалось – рано! 

Белгосстрах в Слуцке отказал в рассмотрении дела, отправив его в Минск. У самого горе-водителя не было “прав”, машина не его, а на момент, когда его нашел сотрудник ГАИ, он был еще и пьян. Хороший набор “заслуг”, ничего не скажешь.

Тем временем прошла оценка повреждений оценщиком, составили все необходимые для получения страхового возмещения документы. Но в августе сотрудник Белорусского бюро по транспортному страхованию позвонил и сказал, что в выплате страхового возмещения отказано.

Якобы автомобили были на сцепке, поэтому страховой возмещение в таких случаях не выплачивается.

Как так? Что нам делать? Ведь мы уверены, что сцепка в данном случае была лишь формальностью! А оценили ущерб в 800 рублей. Конечно, папа не оставляет все на самотек, сейчас идет процесс подачи документов в суд, но водитель-нарушитель не способен оплачивать расходы. Он вообще оказался безработным”. 

Начнем с того, что инспектором ГАИ данный инцидент был квалифицирован как ДТП, о чем была выдана соответствующая справка. То есть у нас есть потерпевший и виновник.

Поскольку у потерпевшего страховой полис был в наличии, то он особо не переживал насчет получения страховки от страховой компании.

Но, как иногда бывает, все может в один момент перевернуться с ног на голову. Так и произошло в нашем случае.

Указ Президента РБ №5430 “О страховании”

158. Не являются страховыми случаями факты причинения вреда:
– владельцами транспортных средств друг другу или одному из них, чьи транспортные средства были прицеплены или иным образом присоединены друг к другу…

Таким образом, ДТП по факту есть, а страхового случая – нет. И ничего не попишешь, таковы особенности действующего законодательства. В данной ситуации у Белорусского бюро по транспортному страхованию даже юридических оснований в выплате страхового возмещения нет. И получается, что желание помочь обернулось против самого неравнодушного водителя.

Но расстраиваться рано. Взыскать ущерб с виновника можно в судебном порядке путем подачи иска. Да, дольше, сложнее и затратнее, но это единственный способ возместить причиненный вред. За основу можно взять общие основания для возмещения вреда.

§ 1. Общие положения о возмещении вреда

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда

1.Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя.

В рамках иска нужно просить суд наложить арест на имущество виновника в счет обеспечения возмещения вреда. Но наш случай отличается тем, что водитель-нарушитель не является собственником автомобиля, которым был причинен вред, и не имеет места работы. Печально, но и здесь есть выход. Ущерб можно взыскать с владельца транспортного средства, указанного в свидетельстве о регистрации.

Статья 948. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.

), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 952 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем (статья 611), по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.

2. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Если, конечно, автомобиль не выбыл из владения собственника незаконно, например не был угнан. 

Так что ситуация не такая безысходная, как казалось вначале, правовые механизмы возмещения вреда существуют.

Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Мы запустили правовой отдел ABW.BY.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Источник: https://www.abw.by/novosti/law/208937/

Знайте свои права! Не хотите отвечать за чужую аварию — оформляйте документы при передаче автомобиля

Как избежать солидарной ответственности по ДТП, если я продал автомобиль?

Грустные истории последствий передачи автомобилей третьим лицам много раз размещались на Onliner.by.

Героиня сегодняшней публикации, владелица BMW 5-Series, впрочем, позаботилась об оформлении документов и сумела доказать в суде непричастность к чужому ДТП, тем самым избавив себя от необходимости уплачивать 70 миллионов (неденоминированных) рублей. Автор статьи — юрисконсульт, которая регулярно сталкивается с подобными ситуациями.

Она дает совет: «Даже если передаете свой автомобиль на некоторое время — оформите доверенность: эта услуга стоит недорого, но вы обезопасите себя. Если кто-то совершит ДТП, то пусть с него и требуют компенсацию. Иначе будьте готовы возмещать ущерб за чужую аварию».

…У Светланы был дизельный BMW 5-Series, но в силу жизненных обстоятельств она им не пользовалась. Автомобиль простаивал. Об этом узнал ее знакомый Евгений, который попросил машину — мол, дай попользоваться. Важное «но»: женщина предусмотрительно решила оформить доверенность и отправилась к нотариусу.

Большинство белорусов считают это лишней формальностью и передают автомобиль, что называется, под честное слово. Рассуждают так: дай бог ничего не случится, зачем думать о плохом, ну а если произойдет, то как-нибудь разберемся. Однако когда речь заходит об исках на крупные суммы, то даже самые близкие друзья становятся врагами, судебные претензии меняют диспозицию.

Для справки: за составление нотариусом доверенности на право пользования, владения и распоряжения транспортным средством установлена плата — 0,3 базовой величины. За ее удостоверение придется заплатить 2 б. в., а если доверенность оформляется на близкого родственника — 1 б. в. Напомним, сейчас базовая величина составляет 23 рубля.

Итак, Светлана оформила доверенность на три года и после этого все документы на BMW и сам автомобиль передала Евгению. Не прошло даже года, как женщину вызвали в суд. Как оказалось, на машине, принадлежащей ей, была совершена авария, поврежден также другой автомобиль — Ford Transit. Ущерб составил около 70 миллионов (неденоминированных) рублей.

Истцом выступало Белорусское бюро по транспортному страхованию, которое выплатило потерпевшему ущерб. Как выяснилось в суде, Евгений поменял BMW на другую машину, которая принадлежала его знакомому Александру. Отметим, что эта сделка документально оформлена не была.

На BMW, который принадлежал Светлане, Александр и совершил ДТП. Сам он был пьян, не имел действующих водительских прав и обязательной страховки. Классический нестраховой случай. В такой ситуации компенсацию выплачивает Бюро по транспортному страхованию, а регрессный иск затем выставляется виновнику аварии.

Для справки: Белорусское бюро по транспортному страхованию осуществляет расчеты с потерпевшими в случаях причинения вреда транспортным средством, владелец которого не заключил договор страхования. При этом компенсация выплачивается при условии наличия у потерпевшего договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (абз. 4 ч. 1 п. 39 Устава Белорусского бюро по транспортному страхованию, утв. Указом от 01.12.1999 №701).

В любом случае вызов на судебное заседание стал большой неожиданностью для нашей героини. Она считала, что любые вопросы, связанные с автомобилем, должен решать Евгений.

Что было в суде

Изначально иск был предъявлен к Евгению и Александру. Однако в качестве соответчика суд решил привлечь и Светлану, так как она была собственником автомобиля.

Для справки: по общему правилу обязанность возместить вред, причиненный источником повышенной опасности (то есть автомобилем) возлагается на лицо, которое им владеет на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе по доверенности (ч. 2 п. 1 ст. 948 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Разумеется, Светлана ссылалась на то, что передала автомобиль по доверенности Евгению, а про дальнейший обмен слыхом не слыхивала. Но ее доводы услышаны не были. Позиция же Евгения сводилась к тому, что отвечать за ДТП должен его знакомый, ведь именно он причинил ущерб.

По результатам первого рассмотрения спор был разрешен следующим образом: взыскать с Александра и Светланы в солидарном порядке всю сумму, выплаченную потерпевшему.

Для справки: страховщик (Белорусское бюро по транспортному страхованию) имеет право взыскать с лица, ответственного за причинение вреда, и (или) лица, причинившего вред, сумму, выплаченную потерпевшему. Но только в определенных случаях, в частности: управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения; отсутствия у лица, причинившего вред, предусмотренных в законодательстве оснований на право управления транспортным средством; использования транспортного средства в дорожном движении без заключения договора страхования (п. 206 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом от 25.08.2006 №530).

Кассационная жалоба и выводы суда

Светлана не согласилась с решением суда первой инстанции и была права. Женщина обратилась за помощью к адвокату, и уже через пару дней в судебную коллегию по гражданским делам областного суда была направлена жалоба. Там разобрались, кто все-таки считается в такой ситуации законным владельцем автомобиля в момент ДТП и, соответственно, должен нести ответственность.

Напомним, BMW был передан Евгению по доверенности.

На основании этого документа он мог заключать все разрешаемые законом сделки, уплачивать страховые взносы, получать возмещение, снимать машину с учета в ГАИ и т. п.

Поэтому на момент совершения ДТП владельцем транспортного средства на законных основаниях являлся ответчик Евгений. Более того, это он обязан был заключить договор страхования гражданской ответственности.

Как следствие, предыдущее решение в отношении Светланы было отменено, ее освободили от ответственности. А вот Евгению пришлось отвечать, хотя ДТП он и не совершал. Суд в этот раз возложил ответственность на него и Александра в равных долях. Оформи Евгений документы по обмену автомобилями или хотя бы доверенность на Александра, финансовых потерь можно было бы избежать.

Вы можете дать свою машину лучшему другу на время или передать потенциальному покупателю, договорившись оформить документы по ее продаже позже.

Однако если отдадите автомобиль и не оформите хотя бы доверенность, а на нем будет совершено ДТП, отвечать за причиненный вред будете именно вы.

При этом в случае продажи машины надо оформлять соответствующие документы — доверенность не заменяет договор купли-продажи.

регистраторы в каталоге Onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2017/01/27/pravo

Mercedes-Benz: для автономного автомобиля жизнь водителя превыше всего

Как избежать солидарной ответственности по ДТП, если я продал автомобиль?

Автономные транспортные средства, по мнению экспертов, могут стать привычной частью нашего быта уже через 5 лет. Прямо сейчас запуск массового производства автомобилей такого типа для потребителей невозможен в силу ряда причин. Одна из них — несовершенство технологии.

Компьютерная система управления еще не может реагировать на сложные ситуации на дороге так, как нужно, поэтому безопасность водителя под вопросом.

Кроме того, есть и ряд важных этических вопросов. Один из них получил даже собственное название — «проблема вагонетки».

Что делать электромобилю, если возникает ситуация, когда нужно либо подвергнуть опасности жизнь водителя (съехав в кювет, врезавшись в дерево и т.п.

), либо спасти водителя, но наехать на человека? А что, если впереди не один человек, а несколько, и это дети? Подобных вопросов, на самом деле, больше, чем один, и четкого ответа на озвученный вопрос автопроизводители не давали.

Несколько ситуаций, связанных с «проблемой вагонетки», рассматривает компания Cognitive Technologies, которая сейчас занимается разработкой автоматической системы управления для КАМАЗа. В числе прочих две такие ситуации: 1. Беспилотный автомобиль движется со скоростью примерно 80 км/ч. Внезапно перед ним на дороге появляется собака. Что должна сделать система автоматического управления, зная, что тормозить сейчас просто нет смысла? Продолжить движение по прямой, задавив собаку; нарушить правила, перестроившись на встречную полосу с выездом через двойную сплошную линию разметки или же съехать в кювет? Два последних решения с высокой степенью вероятности приведут к повреждению автомобиля, а также могут угрожать здоровью или даже жизни водителя. (Рис. 1) 2. Беспилотный автомобиль движется со скоростью примерно 80 км/ч. Внезапно на дороге перед ним появляется несколько человек. Что должна сделать система автоматического управления, зная, что тормозить сейчас просто нет смысла? Продолжить движение по прямой, сбив людей, нарушить правила, перестроившись на встречную полосу с выездом через двойную сплошную линию разметки или же съехать в кювет? Два последних решения с высокой степенью вероятности приведут к повреждению автомобиля, а также могут угрожать здоровью или даже жизни водителя. (Рис. 2)

Рис. 1 Рис. 2

Решить обе ситуации очень сложно, если вообще возможно, ведь в обоих случаях кто-то пострадает. По мнению компании Mercedes-Benz, система автоматического управления автомобилем должна, в первую очередь, беспокоиться о жизни водителя. Эксперты компании считают, что компьютер с высокой степенью вероятности может спасти жизнь водителя. А вот сможет ли он спасти жизнь других людей, вышедших на дорогу? Предсказать это невозможно. «Вы можете пожертвовать машиной. Да, вы можете сделать это, но ведь никто не знает, что случится с людьми, которых вы изначально спасли, такие ситуации всегда очень сложные. Поэтому система должна спасать того, кого она точно может спасти», — говорит Кристоф фон Хьюго (Christoph von Hugo), руководитель подразделения автономных систем управления Mercedes-Benz. «Если вы знаете, что спасти можно одного-единственного человека, значит, спасайте его. Спасайте того, кто в машине». Хьюго признает, что это сложный вопрос, который необходимо обсуждать. Компьютерные системы управления автомобилем должны быть в состоянии реагировать на разные ситуации быстрее и полнее, чем это может сделать человек. В то же время, компания считает, что у такой системы разрушение автомобиля не должно быть первым же вариантом решения проблемы. «Это вопрос этики кого спасать. 99% работы инженеров посвящено тому, как избежать аварийных ситуаций. Мы работаем для того, чтобы наши автомобили не попадали в ситуации, где нужно принимать сложные этические решения», — заявил Хьюго. Пока что неясно, как отреагируют регуляторы Германии и других стран в том случае, если Mercedes-Benz примет решение о том, что робомобиль должен в первую очередь спасать жизнь водителя, не принимая во внимание жизни других людей. Кстати, в этой стране уже попросили Tesla не называть свою компьютерную систему помощи водителю «автопилотом». Но работа в этом направлении уже ведется. Власти Германии в лице министра транспорта Александера Добриндта (Alexander Dobrindt) предложили три «правила робомобилестроения»:

1. Совершенно очевидно, что материальный ущерб всегда имеет приоритет перед угрозой здоровью человека;

2. Людей нельзя различать по возрасту, размеру и другим признакам (то есть для компьютерной системы все люди имеют одинаковый статус);
3. Если что-то случается, то ответственность несет производитель. Министр транспорта также стал инициатором создания комиссии по этике, которая занимается разработкой специфических положений правил дорожного движения для автомобилей с автоматической системой управления. Три правила, которые указаны выше, стали основой для разработки всего свода правил для робомобилей. Кроме того, власти Германии считают необходимым размещение «черного ящика» в робомобилях. Такая система будет записывать все параметры движения транспортного средства. Будет фиксироваться и то, кто ведет автомобиль в каждый конкретный момент — компьютерная система или человек. «Черный ящик» поможет в случае аварии понять, следовал ли человек рекомендациям бортового компьютера или же действовал на свой страх и риск.

Скорее всего, водителям запретят спать в любых типах робомобилей, но вот книгу можно будет читать. Также предлагается разрешить звонки по телефону и другие действия водителя в то время, когда автомобилем управляет компьютерная система. Правда, эти предложения все еще рассматриваются властями как Германии, так и других стран, например, Великобритании.

По мнению некоторых специалистов по искусственному интеллекту, более эффективной будет компьютерная система управления автомобилем с возможностью обучения. Например, Стюарт Армстронг считает, что такие системы смогут работать намного лучше тех систем, где правила жестко прописаны в памяти ПК без возможности их модификации.

  • автомобили
  • робомобили
  • mercedes-benz

Источник: https://habr.com/ru/post/369779/

Автоправо
Добавить комментарий