Как должен поступить водитель при проезде перекрестка с пешеходным переходом?

Разбираемся с правилами проезда пешеходных переходов вне перекрестка

Как должен поступить водитель при проезде перекрестка с пешеходным переходом?

Взаимоотношения водителя и пешеходов урегулированы нормами ПДД РФ. Но все равно эта проблема весьма сложна, а официальная статистика российских ДТП – тому подтверждени.

Так, за прошлый год в РФ зарегистрировано 184000 ДТП, и более 30% из них (в абсолютном выражении – 56918) связано с наездами на пешеходов.

С учетом того, что далеко не все подобные ДТП регистрируются, — их еще больше (как минимум — на порядок!).

Поэтому будет не лишним еще раз оценить состояние правовой базы, регулирующей отношения между этими двумя непримиримыми группами участников дорожного движения – водителями и пешеходами.

— печальная статистика подтверждает, что часто нарушаются правила проезда пешеходных переходов:

Сразу же отметим тот факт, что в данной статье мы рассмотрим Правила проезда пешеходных переходов,  расположенных вне перекрестков. Это обстоятельство представляется весьма существенным, так как движение по пешеходному переходу на перекрестке имеет некоторую специфику и регулируется специальным – 13-м – разделом ПДД.

И так, что мы будем понимать под пешеходным переходом?

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2  и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

……………..

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • дорожные знаки;
  • дорожная разметка.

Таким образом, можно сделать четкий вывод о том, что пешеходы, являясь участниками дорожного движения в РФ, наделены рядом обязанностей, которые необходимо исполнять. В противном случае – ДТП более чем вероятно.

Новые правила проезда пешеходных переходов

Изменения в российском законодательстве – нормальное, естественное явление. И новации в области регулирования проезда по пешеходным переходам – это обыденное состояние правовой базы. Что мы имеем на сегодняшний момент в данном сегменте?

Нерегулируемый пешеходный переход: пропускать пешехода или уступать ему дорогу

В последнее время значительной корректировке подвергся п.14.1 ПДД.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Кто-то скажет: «Проблема надуманная! Какая разница: пропускать или уступать? Смысл от этого не меняется!». Это очередная дилетантстская и ошибочная позиция.

В ПДД РФ не существует понятия «пропустить», но есть термин «уступить дорогу» (п.1.2). Это означает, что существовавшая ранее (до 14.11.2014 г.) норма «пропустить пешехода» была некорректной и вела к серьезным и значительным злоупотреблениям работников ГИБДД – инспекторов ДПС.

Как же следует поступать водителю в нынешних правовых условиях? Многие пытаются найти по данному вопросу разъяснение ГИБДД. Уступить дорогу пешеходу – это не создавать ему помех при движении через пешеходный переход. Следовательно, нужно действовать таким образом, чтобы предоставить пешеходу право пользоваться приоритетом (преимуществом) на переходе.

В обыденном смысле – пропустить его, но с точки зрения законодательства – именно не создать помех. И если водитель не создает такой помехи, то имеет право двигаться, несмотря даже на то, что пешеход (уже или все еще) переходит проезжую часть.

Можно спорить о целесообразности такой тактики, но законодательно эти действия не запрещены. Правда, придется побороться с недобросовестным «гаишником», намеренным выписать административный штраф за фактически и юридически не совершенное правонарушение.

Особенности выезда на пешеходный переход

Бывает так, что видимость пешеходного перехода закрыта стоящим (остановившимся) объектом. Что делать?

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Выезд на пешеходный переход при отсутствии видимости ситуации на нем запрещен.

И это правильно. Какие могут быть споры?

Обязательно дождаться пешехода

У некоторых водителей сформировано неверное понимание регулирующего действия светофора. Им кажется, что включение зеленого сигнала – это прямое руководство к действию. Это не так!

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

Особенно это важно помнить на регулируемом пешеходном переходе.

После включения разрешающего проезд сигнала водитель должен убедиться в безопасности пешеходов. Согласитесь, водителю легче предупредить опасные последствия ситуации.

Если за переходом затор

В крупных городах – мегаполисах традиционна ситуация пробок и заторов. И часто случается, что водители из-за них останавливаются на пешеходных переходах.

ПДД однозначно требует от водителей отказаться от выезда на переход в таких условиях.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

Мотивация требования проста: выезд на переход в условиях пробки опасен из-за создания:

  • помех для движения пешеходам;
  • плохой видимости перехода для других водителей, которые могут элементарно не заметить пешехода, лавирующего между транспортными средствами).

Ограничения на маневры на пешеходном переходе

Пешеходный переход – участок особый, и на нем действуют особые правила движения ТС. Так, здесь категорически запрещены:

  • разворот;
  • движение задним ходом;
  • обгон;
  • остановка;
  • стоянка.

Вместо заключения

Говоря о проезде пешеходного перехода и новациях в российском правовом поле, необходимо отметить ту важность, которая придается указанной проблематике на уровне самого государства.

Но только в едином порыве и нормотворцев, и водителей, и пешеходов мы сможем переломить ситуацию с невероятно большим представительством ДТП на пешеходном переходе (более 30%) в общем количестве случаев аварийности в России.

Да поможет нам Бог!

Если вы не помните что такое проезжая часть определение по ПДД все расставит на свои места.

Когда водителю следует менять резину по сезону рассмотрено в этой статье — изучайте и не забывайте об этих правилах.

Знаки приоритета https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/dorozhnye-znaki/prioriteta.html  — одни из самых важных на дороге.

— пояснения как пропускать пешеходов:

Может заинтересовать:

Источник: https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/pravila-proezda-peshexodnyx-perexodov.html

Экзамен по ПДД Украины 2020

Как должен поступить водитель при проезде перекрестка с пешеходным переходом?
sh: 1: –format=html: not found
выбрать другой билет

Вопросы этого теста полностью соответствуют официальному экзамену для кандидатов в водители в 2020 году в Украине.

Для учета статистики обучения нужно войти или зарегистрироваться. Зарегистрированным пользователям, которые оплатили опции Premium доступны пояснения после каждого вопроса. Скачайте полный список вопросов по ссылке.

Ответы на часто задаваемые вопросы пользователей — здесь.

Уважаемый пользователь, у вас включено дополнение “Adbloсk”. Чтобы страница работала корректно, необходимо отключить “Adblock” и перезагрузить страницу или активировать функционал Premium

  • Билет №70. Вопрос №2Водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических или токсических веществ:Водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических или токсических веществ, в болезненном состоянии, в состоянии утомления или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание (п. 2.9 «г» ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №10Водитель автомобиля с включенным маячком и специальным звуковым сигналом может продолжить движение:Водители оперативных транспортных средств, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований дорожных знаков при условии включения проблескового маячка синего или красного цвета и специального звукового сигнала и обеспечении безопасности дорожного движения (п. 3.1 ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №13В этом случае вам движение:Движение «на спину» регулировщика запрещается всегда водителям всех транспортных средств независимо от направления их дальнейшего движения (п. 8.8 «б» ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №12В этой ситуации движение:Сигналы светофора имеют следующие значения:е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение;з) отключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направлении, указанном её стрелкой.Движение разрешается лишь в случае включения одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо. Поэтому разрешается водителю трамвая прямо или налево, Вам — запрещается (пп. 8.7.3, 8.7.5 ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №8В каких случаях при движении в населенных пунктах водителю грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т разрешено выезжать на крайнюю левую полосу дороги с односторонним движением, которая имеет по меньшей мере три полосы для движения?На дорогах с односторонним движением в населенных пунктах, которые имеют три и больше полосы для движения в одном направлении, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т, тракторам, самоходным машинам и механизмам разрешается выезжать на крайнюю левую полосу лишь для поворота налево, а также для погрузки или разгрузки груза (п. 11.6 ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №7С какой максимальной скоростью разрешается движение автобуса, обозначенного этим знаком?Вне населенных пунктов на всех дорогах и на дорогах, проходящих через населенные пункты, обозначенные знаком 5.47 , автобусам (микроавтобусам), которые осуществляют перевозку организованных групп детей разрешается движение со скоростью не более 80 км/час (п. 12.6 «а» ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №11Перед началом обгона водитель должен убедиться в том, что при возвращении на ранее занимаемую полосу:Перед началом обгона водитель должен убедиться в том, что после обгона сможет, не создавая препятствия транспортному средству, которое он обгоняет, возвратиться на занимаемую полосу. (п. 14.2 «г» ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №9Водители каких транспортных средств неправильно поставили их на стоянку?Транспортные средства не разрешается ставить на проезжей части в два и более ряда. Велосипеды, мопеды и мотоциклы без бокового прицепа разрешается ставить на проезжей части не более чем в два ряда (п. 15.4 ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №16При проезде этого перекрестка вы:Если сигнал регулировщика разрешает одновременно движение трамвая и нерельсовых транспортных средств, трамваю предоставляется преимущество независимо от направления его движения (п. 16.7 ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №14На этом перекрестке вы должны уступить дорогу:На этом перекрестке равнозначных дорог нужно руководствоваться правилом «правой руки», то есть уступить дорогу транстпортным средствам, приближающимся справа. У велосипедиста нет помехи справа, поэтому он проедет перекресток первым. Красный автомобиль проедет вторым, вы — последним (п. 16.12 ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №17Чем из перечисленного в ответах должен обозначаться груз во время перевозки в темное время суток, если он вступает за задний габарит транспортного средства более чем на 1 м?Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, а по ширине превышает 0,4 м от внешнего края переднего или заднего габаритного фонаря, должен быть обозначен в соответствии с требованиями подпункта «з» пункта 30.3 этих Правил. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости — светоотражателями или фонарями: спереди белого цвета, сзади — красного, сбоку — оранжевого. Знак размещается на крайних внешних частях груза, выступающего за габариты транспортного средства на расстояние, большее чем это предусмотрено пунктом 22.4 этих Правил (п. 30.3 ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №19В каких случаях запрещается эксплуатация транспортного средства?Запрещается эксплуатация транспортных средств, если:- не работают стеклоочистители,- не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели (п. 31.4.4 «а», «б» ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №4В зоне действия знака с табличкой стоянка запрещается:Дорожный знак 3.35  запрещает стоянка всех транспортных средств. Табличка 7.5.1  указывает вид транспортного средства, на который распространяется действие знака. Табличка 7.5.1  распространяет действие знака на грузовые автомобили (в том числе с прицепом) с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т.
  • Билет №70. Вопрос №5Знак информирует о:Дорожный знак 5.20.3  обозначает начало дополнительной полосы слева или начало полосы торможение перед перекрестком для поворота налево или разворота.
  • Билет №70. Вопрос №6Этот дорожный знак запрещает:Дорожный знак 3.37  запрещает стоянку по четным числам месяца.
  • Билет №70. Вопрос №3Широкая сплошная линия дорожной разметки обозначает край проезжей части на:Разметка 1.2 обозначает край проезжей части на автомагистралях или границе полосы для движения маршрутных транспортных средств.
  • Билет №70. Вопрос №2010% раствор аммиака (нашатырный спирт) применяется:В медицине 10% раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания). Для возбуждения дыхания и выведения больного из обморочного состояния осторожно подносят небольшой кусок марли или ваты, смоченный нашатырным спиртом, к носу больного (на 0,5–1 с). Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления.
  • Билет №70. Вопрос №15На этом перекрестке вы должны уступить дорогу:Знак 2.1  информирует вас о том, что вы движетесь по второстепенной дороге, а табличка 7.8  показывает направление главной дороги. Поскольку трамвай движется по главной дороге, он имеют преимущество в движении. Желтый автомобиль проедет вторым, поскольку находясь с вами в равнозначных условиях он является для вас «помехой справа»  (пп. 16.2, 16.11, 16.14 ПДД).
  • Билет №70. Вопрос №18При выезде на дорогу, вы:Согласно п. 26.4 ПДД, при выезде из жилой и пешеходной зоны водители должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
  • Билет №70. Вопрос №1На каком из рисунков изображена дорога с разделительной полосой?Разделительная полоса — это выделенный конструктивно или с помощью сплошных линий дорожной разметки элемент автомобильной дороги, которая разделяет сопредельные проезжие части.
  • Билет №70. Вопрос №15Денис 19 декабря 2017, 22:26Немає правильної відповіді, тому що на перехресті не встановлено знак пішохідного переходу, тому я проїду перехрестя після трамвая та легкового автомобіляИстория ответовДля учета статистики обучения нужно войти или зарегистрироваться

Источник: https://vodiy.ua/ru/pdr/test/?complect=3&theme=18&part=1

Пропустить пешехода

Как должен поступить водитель при проезде перекрестка с пешеходным переходом?

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой внизу страницы.Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работеПреподаватель высшей школы, кандидат технических наукКузнецов Юрий Александрович

Пропустить пешехода

Водители и пешеходы относятся друг к другу, в большинстве своем, со стойкой антипатией. Не соблюдая Правила, не могут поделить между собой дорогу, и похожи на соседей на коммунальной кухне, которые пытаются одновременно сварить борщ на одной конфорке.

Проезжая часть предназначена для машин, для пешеходов на дороге сделаны тротуары или обочины. Но, так как перелететь с одного тротуара на другой пешеход не может, ему разрешается дорогу переходить. В этом случае водитель должен его пропустить (правда, не всегда).

Где пешеход может переходить дорогу

а) По подземным или надземным пешеходным переходом. Идеальный вариант для водителей во всех отношениях; для пешеходов он безопасен, но не удобен. Поэтому, даже при наличии таких переходов они все равно выходят на проезжую часть. При этом пешеход нарушает Правила.

б) По регулируемому пешеходному переходу. Здесь все участники должны соблюдать  требования светофоров (регулировщика). При этом, если пешеход вышел на проезжую часть на зеленый сигнал светофора (разрешающий сигнал регулировщика) водитель должен дать ему завершить переход, даже если сигналы уже сменились на запрещающие.

в) По нерегулируемому пешеходному переходу. Здесь водитель всегда должен уступать ему дорогу. То, что пункт ПДД 4.

5 при этом требует, чтобы пешеход перед переходом «оценил расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедился, что переход будет безопасен» ничего в этой связи не меняет.

Это можно сравнить с запретом ребенку открывать дверь чужим людям или предупреждением о том, что на автобусном маршруте орудуют воры- – карманники. Простое напоминание о необходимости быть бдительными, так как вокруг много плохих незаконопослушных граждан.

г) При отсутствии на перекрестке оборудованного пешеходного перехода пешеход переходит дороги вдоль перекрестка по линии тротуара или обочины (п.4.3 ПДД). При этом водитель должен его пропустить. Эта обязанность, даже при отсутствии обозначенного пешеходного перехода, определена п.13.1 ПДД. Этот пункт Правил для многих является откровением.

д) При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка (вдоль которого также можно переходить дорогу) пешеход может просто пересечь проезжую часть под прямым углом. Но при этом преимущества он не имеет и сам должен пропустить проезжающие мимо машины. Запрещается переходить вне пешеходного перехода дорогу с разделительной полосой.

е) Пешеход переходит проезжую часть, чтобы осуществить посадку в маршрутное транспортное средство, в том случае, если остановка организована посередине проезжей части и не оборудована специальной посадочной площадкой.

При этом пешеход пользуется преимуществом, но выходить на проезжую часть может только после остановки транспортного средства. Также, его необходимо пропустить при высадке из транспортного средства на таких остановках.

ж) В любом месте надо пропустить слепого пешехода, подающего сигнал белой тростью.

Что значит «пропустить пешехода»

Здесь чаще всего возникают вопросы:

Когда надо остановиться?

Как долго необходимо стоять?

Итак, вы подъехали  к нерегулируемому пешеходному переходу. Перед переходом стоит пешеход. Ваши действия.

Пункт Правил 14.1 требует пропустить пешеходов «…переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода».

Конечно, ступать на проезжую часть, по которой несутся автомобили явно небезопасно и требовать этого от пешехода со стороны водителя невежливо и некрасиво. Поэтому, я советую пропускать пешехода, даже если он стоит на тротуаре возле перехода.

Но, так как многие безграмотные пешеходы стоят  там с другими целями (например, ждут «маршрутку», которой, кстати, останавливаться там категорически запрещается) то, имейте в виду, что наказывать вас за проезд мимо стоящих на тротуаре пешеходов, не ступивших  на проезжую часть, неправомерно.

Что скрывается под фразой Правил «…снизить скорость или остановиться…чтобы пропустить пешеходов» (п.14.1 ПДД).

«Пропустить» в соответствии с терминологией ПДД означает «уступить дорогу».

Уступить дорогу означает, что Вам запрещается начинать движение, продолжать движение или маневрировать, если тем самым вы заставите пользующегося преимуществом участника движения изменить скорость или направление движения.

Возможно, в этой связи, некоторые водители думают, что если пешеход переходит, например, первую (крайнюю правую) полосу, а водитель в это время проезжает по, например, третьей (крайней левой) полосе, то он, якобы, ничего не нарушает, так как пешеход из-за него скорость не менял. Такой проезд – это однозначное нарушение. Логика его проста. Здравомыслящий пешеход никогда не  начнет переход, пока не убедится, что его все пропускают.

Надо ли ждать, пока пешеход, пройдя мимо вашей машины, пересечет остальные полосы движения и выйдет на противоположный тротуар. Часто, водителей, этого не дожидающихся, наказывают за нарушение ПДД. Но, фактически, водитель при этом ничего не нарушает. Логика также проста.

Невозможно создать помеху (не выполнить требование «уступить дорогу») тому участнику, траектории движения с которым не пересекаются. Однако, это не освобождает вас от необходимости добиться перед началом движения безопасного интервала между вашим автомобилем и пешеходом.

 Часто задаваемый вопрос. Надо ли пропускать пешехода, который на дороге с разделительной полосой находится на проезжей части встречного направления. Нет. Речь в п.14.1 ПДД идет о пешеходе, вступившем на вашу проезжую часть.

PSЕсли пешеход, переходящий дорогу в неположенном месте, будет сбит автомобилем и его здоровью будет причинен вред, водитель все равно будет нести ответственность (вплоть до уголовной), потому что автомобиль является источником повышенной опасности и водитель несет ответственность за весь вред, который может быть причинен этим источником.

Категория: Нюансы ПДД | Популярность: 299457 | 4.84

Источник: http://akpspb.ru/blog/nyuansy_pdd/propustit_peshehoda/4-298

Уступить дорогу пешеходам: ГАИ объяснила, как не

Как должен поступить водитель при проезде перекрестка с пешеходным переходом?
“Принцип двух свободных полос” – не закон, а разумный подход к взаимоотношениям водителя и пешехода на нерегулируемом переходе”, – считают в ГАИ.

Как трактуют ПДД инспекторы и водители? На каких дорогах пропуск пешеходов – камень преткновения между автомобилистами и ДПС?
Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу, “снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам“. Из этого, казалось бы, следует, что пешеход как минимум должен находиться на переходе, но некоторые сотрудники ГАИ трактуют эту норму по-другому: уступить дорогу нужно даже пешеходу, которого… нет.

ПДД разъясняют, что же подразумевается под “уступить дорогу“: не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление и/или скорость движения.

Вместе с тем этими же словами в КоАП сформулировано не что иное, как “создание аварийной обстановки” – это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.

Исходя из этих норм, водитель, получается, имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже в соседней полосе – но их направление и скорость движения не меняются.

Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад – и сделать его это вынудил именно движущийся автомобиль, а не, например, внезапно зазвонивший телефон! – выходит, водитель не только “не уступил дорогу”, но и “создал аварийную ситуацию”.

И административную ответственность уже должен нести не за “непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам” (ч. 6 ст. 18.14 КоАП), а за создание тем самым “аварийной ситуации” (ч. 10 той же статьи).

Что, как мы уже выяснили, с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: 100-500 тысяч за “непропуск” против 500 тыс – 1 млн рублей с лишением “прав” на срок до 2 лет или без лишения за “аварийную ситуацию”. Дорогая, однако, несостыковка.

Единственное понятное для водителей руководство по пропуску пешеходов, прописанное в “Комментариях к ПДД”,  – это “принцип двух свободных полос”: водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля. “Работает” принцип только на дорогах с двумя и более полосами движения в каждом направлении и только в случае, когда пешеход(ы) движется с одной стороны: если люди начали переход с обеих сторон навстречу друг другу – однозначно нужно остановиться, а не считать полосы в надежде “проскочить”.

Но есть нюанс: комментарии к ПДД с юридической точки зрения – не более чем толстая книга для желающих понимать, что в том или ином случае имели в виду составители правил, и руководствоваться написанным в ней никто не обязан.

Соответственно, и “принцип двух свободных полос”, как пояснили в ГАИ, сугубо рекомендательный – инспекторов лишь “ориентируют на разумный подход в разрешении конфликтов автомобиль – пешеход на переходе”, что формально не обязывает отдельно взятого сотрудника ГАИ руководствоваться им при определении меры вины.

Несовершенство законодательства в этой сфере провоцирует конфликт “водитель – пешеход – ГАИ” едва ли не больше, чем, собственно, сами непростые их взаимоотношения на дороге. Поэтому пенять не на кого: каждой из трех сторон фактически дано право трактовать ПДД по-своему. И каждый же останется по-своему прав. 
AUTO.TUT.BY попросил начальника отдела ГАИ Октябрьского района Минска Сергея Багаева разъяснить на практике, как должен вести себя водитель, подъезжая к нерегулируемым переходам на дорогах с разным количеством полос в каждом направлении движения, а также – как должны инспекторы ДПС подходить к рассмотрению ситуаций, связанных с “непропуском пешеходов”.

– Как только пешеход ступил на проезжую часть – водитель обязан уступить ему дорогу. То есть – предоставить преимущество в движении. Если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности, – он может ехать, и наказывать его инспектор ДПС не должен, – считает Сергей Багаев.

Получается, пока пешеход стоит на кромке тротуара, демонстрируя однозначное намерение перейти дорогу, или приближается к пешеходному переходу по тротуару – водитель не должен снижать скорость или останавливаться?  

– Хоть в ПДД это прямо и не сказано, но, на мой взгляд, – должен.

Установленные на дороге знаки “Пешеходный переход” и нанесенная разметка “зебра” не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о постоянной потенциальной опасности: ведь только что стоявший на кромке тротуара человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной, на дорогу может упасть нетрезвый или нездоровый человек. Если, например, троллейбус не снизит скорость или не остановится в первом ряду, то стоящего у дороги человека – который, вроде бы, только “намеревается”, и участником дорожного движения вы его не считаете – просто убьет огромным боковым зеркалом этого транспортного средства. Разумнее всего, по мнению представителя ГАИ, “снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода – он может выбежать на дорогу неожиданно для водителя, особенно если обзор закрыт припаркованными в нарушение правил автомобилями”.
 

Гайд по полосам

Разберем различные дорожные ситуации вместе с представителем ГАИ на конкретных примерах.


Одна полоса движения в каждом направлении

– Здесь все просто и однозначно.

Если на дороге всего две полосы (или три – две в одну сторону и одна во встречном направлении), водитель обязан остановиться перед переходом, как только пешеход ступил на дорогу – справа по ходу движения его машины или слева, – поясняет Сергей Багаев. – Как только пешеход закончил переходить полосу движения автомобиля – водитель может продолжать движение.

А если пешеход по каким-то одному ему известным причинам сделает шаг назад, развернется и побежит обратно или начнет падать в ту полосу, из которой уже вроде бы вышел?

– Останавливаться на проезжей части, в том числе и на переходе, пешеходу запрещено – равно как и стоять на разделительной линии разметки. Так регламентируют его обязанности ПДД. Но давайте допустим, что он действительно, перейдя вашу полосу, начал заваливаться назад.

Ведь что угодно может быть: сердечный приступ, состояние алкогольного опьянения. И вы, продолжив движение, совершите наезд.

Возможно, по ПДД водитель будет прав, а пешеход – нет, но кого это знание уже спасет? На мой взгляд, лучше убедиться, что пешеход отошел от автомобиля так далеко, чтобы ваши траектории не пересеклись даже в случае форс-мажора.

Две и более полосы движения в каждом направлении

– Здесь можно применять “принцип двух свободных полос”. Законодательно он нигде не закреплен – лишь в порядке разъяснения прописан в “Комментариях к ПДД”, но инспекторы ГАИ, равно как и водители, на эту теорию ориентируются, – рассказал Сергей Багаев.

И заверил: штрафовать водителя, который движется по первому ряду, когда через 5 полос слева от него на дорогу ступает пешеход, никто не будет.

Однако, по мнению представителя ГАИ, “гораздо проще снизить скорость или даже остановиться перед переходом: а вдруг в движении водитель полосы, “оставшиеся” до человека, неправильно посчитает или пешеход перейдет на быстрый бег?”

Нюансы есть лишь при наличии или отсутствии на многополосной дороге “островка”: если он есть, пешеход имеет право там остановиться и чувствовать себя, “как на тротуаре” – то есть полностью защищенным. Водитель же, в свою очередь, имеет право относиться к пешеходу, “как будто тот на тротуаре”, – ежесекундно контролируя, но не останавливаясь. Если же “островка” на дороге нет, то останавливаться на разделительной линии разметки пешеходу запрещено.

– С другой стороны, если стоит выбор между “продолжить в соответствии с ПДД переход проезжей части, невзирая на не сбавляющий скорости “МАЗ” справа” и “нарушить правила, остановившись на линии” – я бы выбрал второе, – шутит Сергей Багаев. И серьезно добавляет: “Правила дорожного движения лучше “пересоблюсти”, чем “недособлюсти” – и это касается обеих сторон конфликта “водитель – пешеход”. 

Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/343539.html

Автоправо
Добавить комментарий