- Каков порядок допроса подозреваемого?
- Пособие активисту(юридические и практические советы при общении смилицией)
- СОДЕРЖАНИЕ
- ОТ РЕДАКЦИИ
- Организация«санкционированной» акции
- �������� ������������ �� �����, ��������� � �����������. �� ��������� �����
- Особенности проведения допросов в налоговой проверке — Audit-it.ru
- Общие положения о допросе
- Неудобное время для допроса
- Место проведения допроса
- Порядок вызова на допрос
Каков порядок допроса подозреваемого?
Допрос подозреваемого – это следственное действие, которое состоит в процессе получения от него показаний. Показания подозреваемого могут касаться любых значимых для уголовного дела обстоятельств, в частности, – имеющихся в отношении него подозрений. Они имеют двойственную правовую природу.
С одной стороны, такие показания являются источником доказательственной информации, а с другой – средством защиты от выдвинутого в отношении лица подозрения. С учетом специфики процессуального статуса подозреваемого дача им показаний – это результат его свободного волеизъявления.
Подозреваемый, участвуя в уголовном деле со стороны защиты, может вообще отказаться от дачи показаний, а также не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Следовательно, содержание сообщенных им сведений может неоднократно меняться.
При этом отказ от показаний или их последующие изменения не вправе трактоваться как обстоятельства, подтверждающие виновность подозреваемого.
Допрос задержанного по подозрению в совершении преступления – это правовой императив. Он должен быть произведен в независимости от волеизъявления допрашиваемого.
Следовательно, если подозреваемый, пользуясь предоставленными ему правами, вообще отказывается давать показания или не желает этого делать в данное время, дознаватель или следователь формально составляют протокол допроса и фиксируют в нем факт подобного отказа.
В соответствии сч.2 ст. 46 УПК РФ подозреваемый должен быть допрошен в присутствии своего защитника в течение 24 часов с момента его фактического задержания.
При этом до начала допроса по просьбе подозреваемого ему обеспечивается конфиденциальное свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов.
Помимо защитника в допросе могут принимать участие и другие лица (переводчик, специалист и т.д.).
Допрос задержанного лица может быть произведен в кабинете дознавателя или следователя либо в изоляторе временного содержания.
На практике большинство допросов подозреваемых не занимают длительного времени. Однако в ряде случаев объемы сообщаемой допрашиваемым лицом информации могут быть настолько велики, что процесс получения его показаний затягивается на несколько часов или даже более.
В связи с этим законодатель устанавливает определенные временные рамки для производства данного следственного действия.
Так, допрос не может длиться непрерывно более 4 часов,после чего дознаватель или следователь обязаны предоставить допрашиваемому перерыв не менее чем на1 час для отдыха и приема пищи. А общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов.
Более того, при наличии медицинских показаний, подтвержденных заключением врача, продолжительность допроса может быть и еще меньшей. А для несовершеннолетних эти сроки сокращены вдвое: соответственно до 2 и до 4 часов.
Поэтому в случае, если дознаватель или следователь не успевает получить все необходимые показания в обозначенные сроки, процедура допроса прерывается и продолжается в другой день.
Перед началом допроса дознаватель или следователь, удостоверившись в личности допрашиваемого, разъясняют ему права и порядок производства следственного действия. Законодатель предусматривает свободу тактики допроса.
Это означает, что дознаватель или следователь по своему усмотрению определяют структуру и содержание вербального общения (беседы) с допрашиваемым лицом, в том числе, задают необходимые вопросы.
Так, допрос может начинаться со свободного рассказа допрашиваемого и заканчиваться вопросами; в другой ситуации дознаватель или следовать сразу начинают задавать необходимые вопросы и т.д. Допрашиваемый вправе изложить свои показания (часть показаний) и собственноручно.
Однако эта свобода тактики допроса ограничивается запретом задавать наводящие вопросы, которые своей формулировкой предопределяют получение желаемого ответа. Давая показания допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.
Участвующий в допросе защитник имеет право: а) давать подозреваемому в присутствии дознавателя или следователя краткие консультации; б) задавать ему с разрешения дознавателя или следователя вопросы; в) делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе. Дознаватель или следователь могут и отвести вопросы защитника, но обязаны при этом занести их в протокол.
Ход и результаты допроса отражаются в соответствующем протоколе. Показания допрашиваемого принято записывать от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса.
В протоколе указываются и те вопросы, которые были отведены дознавателем или следователем, или на которые допрашиваемый отвечать отказался, а также мотивы таких отводов или отказов.
И наконец, протокол должен содержать указание об имевшем место в ходе допроса предъявлении отдельных материалов уголовного дела (вещественных доказательств, документов и т.д.) и данных в связи с этим пояснениях.
Дополнительными средствами фиксации хода и результатов допроса подозреваемого могут быть аудио- и видеозаписи. Помимо этого, допрашиваемым лицом могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы. Все эти материалы приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись.
Протокол допроса в обязательном порядке должен быть предъявлен для ознакомления самому подозреваемому и его защитнику. Если допрос помимо протокола фиксировался каким- либо иным способом, например посредством видеозаписи, то для ознакомления должны быть предъявлены и соответствующие материалы (кассеты, диски и т.д.)
В этой связи подозреваемому желательно самым внимательным образом ознакомиться с текстом протокола своего допроса, поскольку в отличие от ранее описанных объяснений, его показания уже являются полноценными процессуальными доказательствами.
А любые содержащиеся там сведения могут быть либо сами по себе, либо в совокупности с другими доказательствами использованы для предъявления ему обвинения, постановления приговора и т.д.
Если же какие-то фрагменты протокола представляются неполными, неверными, искаженными, то подозреваемому надлежит собственноручно внести в него соответствующие замечания, дополнения и уточнения.
К великому сожалению, в современных условиях весьма распространены случаи отказа подозреваемых от подписания протоколов их допросов. Это же касается и протоколов иных действий, произведенных с их участием, о чем мы уже говорили выше.
Причина подобного и не совсем правильного поведения заключается в низком уровне правовой культуры и правовой грамотности этих лиц.
Их логика представляется весьма простой: «Если я ничего не подписал, значит, ничего не было, значит, я ни в чем не сознался».
Однако подобный «способ» реализации своих прав представляется весьма примитивным и абсолютно бесполезным. Ведь согласно ст.
167 УПК РФ в случае отказа кого-либо из участвующих лиц подписать протокол дознаватель или следователь делают в нем соответствующую запись, которая удостоверяется подписью защитника.
В этом случае протокол имеет такое же юридическое значение, как и при подписании его подозреваемым.
Следовательно, более рациональным и правильным будет не подобный пассивный, а наоборот активный способ защиты.
Если подозреваемый полностью или частично не согласен с изложенными сведениями, он должен в конце протокола собственноручно отметить данный факт и подробно описать свою позицию.
В этом случае она не останется без должного внимания со стороны потенциальных читателей: прокурора, суда и т.д.
Источник: https://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201341
Пособие активисту(юридические и практические советы при общении смилицией)
Брошюра подготовлена коллективом Московской группыАнархического Черного Креста, предназначена для активистов, желающихповысить уровень культуры безопасности при общении с милицией. Текстотражает специфику российского законодательства, но может быть полезени активистам из других стран. Присылайте нам ваши вопросы и предложения.
Издание не является периодическим и коммерческим. Тираж: 999экз.
Связаться с АЧК-Москва вы можете по адресу:
109028, Москва, а/я 13 (пожалуйста, не пишите ничего наконверте кроме адреса!),
e-mail: abc-msk@riseup.net
Дополнительная информация:
cайт: http://www.avtonom.org/abc
myspace: www.myspace.com/abcmsc
При составлении брошюры использовались материалы организаций,перечисленных в разделе «Полезные ссылки». Выражаем им благодарность.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РЕДАКЦИИ
ПРАКТИЧЕСКИЕСОВЕТЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АКЦИИ ПРОТЕСТА
Организация«санкционированной» акции
Организация«несанкционированной» акции
Информационноеобеспечение
Перед выходом наакцию подготовься
На акции
Немного о листовках
Уход с акции
ОСОБЕННОСТИОБЩЕНИЯ С МИЛИЦИЕЙ
Встреча ссотрудником милиции на улице
Проверка документов
Проверкарегистрации
Вербовка
В ОТДЕЛЕНИИ МИЛИЦИИ
Доставление илизадержание
Поведение вотделении
Протокол
Дача показаний,объяснений
Досмотр и обыск
Изъятие вещей
Освидетельствование
Избиениесотрудниками милиции
Дактилоскопия(взятие отпечатков пальцев)
Суд поадминистративному правонарушению
Штраф
Обжалованиепостановления
Обжалованиенезаконных действий сотрудников милиции
УГОЛОВНОЕ ДЕЛО
В случаевозбуждения уголовного дела
Свидетель,подозреваемый, обвиняемый, потерпевший
Задержаниеподозреваемого
Сроки содержанияпод стражей
Осмотр,освидетельствование
Обыск, наложениеареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров
Допрос и беседа
Четыре основныхпринципа при ответах на вопросы, или система «ПЛОД»
Протокол допроса входе уголовного следствия
Первая камера визоляторе временного содержания (ИВС)
Первый раз втюрьме и жизнь в камере
Советыродственникам и друзьям арестованного
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.Жалоба на нарушение основных прав сотрудниками правоохранительныхорганов
Приложение №2.Примерное ходатайство об отложении рассмотрения дела для ознакомления сматериалами дела и оформления полномочий защитника
Приложение №3.Доверенность на защитника
Приложение №4.Жалоба на незаконные действия сотрудников милиции
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ОТ РЕДАКЦИИ
Составляя эту брошюру, мы не надеялись создать исчерпывающее«руководство» на все случаи жизни. Разнообразие случаев бесконечно, авсех тонкостей законодательства не может знать ни один юрист. Мы хотелидать основные рекомендации тем, кто хочет с минимальными потерями выйтииз ситуации вынужденного общения с сотрудниками милиции.
Главное наше оружие – уверенность в наличии у нас всевозможныхправ и чувство собственного достоинства.
Даже если вы не испытываете нималейшего уважения к закону, требуйте его соблюдения от милиции – этоодин из беспроигрышных ходов.
Конечно, вам могут встретитьсямилиционеры, которые скажут, что для них «закон не писан». Тогдапопытайтесь выйти на их начальников, на которых лежит большеответственности.
Вы можете пойти по пути психологического воздействия:попробовать пробудить в милиционере человеческие чувства, убедить его,что «ваш проступок – ерунда, а, по сути, вы правы», пообещать ему«большие проблемы» через имеющиеся у вас связи и т.д.
В нашей стране отвзаимоотношений сотрудника правоохранительных органов и задержанного(подозреваемого, обвиняемого) зависит больше, чем от факта нарушениязакона. Иной раз испуганной мамаше легче вытащить сына из отделения,чем опытному адвокату.
Но тут мы вам не советчики – руководствуйтесьвашим личным знанием жизни и людей.
Милиция практически никогда полностью не соблюдает законов –прежде всего потому, что их много, они часто противоречат друг другу иочень ограничивают возможности сотрудника милиции (как в выполненииплана по раскрытию преступлений, задержаний и т.
д., так и взаработках). Вы всегда можете найти к чему «прицепиться». Вопрос тольков том, что вам важнее в данном случае – «качать права» и добиваться«торжества закона» или побыстрее распрощаться с сотрудниками милиции иотправиться по своим делам.
Руководствуйтесь здравым смыслом. Решайте сами, стоит или нетидти на серьезный конфликт.
Вы можете, как выиграть (если милиция незахочет с вами иметь дело, посчитав вас опасным скандалистом), так ипроиграть (если вы выведете сотрудников милиции из терпения и ониподвергнут вас прессингу). На наш взгляд, самый верный путь –срединный.
Твердо стойте на своем, настаивайте на своих правах, но непытайтесь довести все отделение «до белого каления» своимдемонстративным упрямством и «принципиальностью».
И последнее. В отношении к задержанным, подозреваемым и прочимкатегориям со стороны сотрудников милиции все более значительную рольначинает играть фактор наличия или отсутствия заказа «сверху» напрессинг.
Если организация или человек попадают в некий список «опасныхдля общества», «заказных» (последнее время среди них оказываются дажепрофсоюзные активисты и участники акций против уплотнительнойзастройки), события начинают развиваться по наиболее жесткому сценарию,а закон теряет свою силу. К случаям милицейского беспредела важнопривлекать внимание общественности, делать из них «скандал для СМИ»,как бы неприятно не было общаться с журналистами. Так как именно этоспособствует тому, что милиция начинает вести себя не так нагло приобщении с активистами, по крайней мере, если нет прямого «заказа» напрессинг.
1 февраля 2008 г.
Организация«санкционированной» акции
С юридической точки зрения правильнее было бы говорить обакции, по поводу которой подано уведомление в органы власти.
Формально,порядок согласования митингов, пикетов, шествий и прочих акций протестав России уведомительный (то есть достаточно сдать заявление вопределенное ведомство), но на практике власти нередко запрещаютпроведение этих мероприятий, если им так удобнее.
Для этого они находятразличные поводы – ремонт тротуара, проведение детского праздника наэтом же месте, нарушение правил оформления уведомления и т.д.
С нашей, анархистской, точки зрения, акцию санкционировать неследует. Однако согласовать акцию можно в том случае, когда форма еепроведения не позволяет провести ее без уведомления властей. Например,вы собираетесь долго стоять в одном месте, планируете привлечь большоечисло людей, которые не готовы к конфликтам с милицией и т.д.
Источник: https://avtonom.org/files/abc_broshura.html
�������� ������������ �� �����, ��������� � �����������. �� ��������� �����
���������� �������:������ ����!������� ��� �� ������ ���������� ����� ��������. ��������� ������� � ��� ������ ��� �� ������ ����.� ���� �������� ���� ����� ���� ��������� ���������������� (���������� ����������, ����� �� ����������� � �������� � ��������).
�� “����������� ����������” (������ ��� ��������� – ����������, � ���������� ���� ��� ���������� �� ����� ������) ��� ��� ������ ��� ��� ���� ����� ������ ��� �����. ��� ���������� �� � ����������, �� � ���� ������ �� ����������. ������ ������� ��������.
����� ������ ���������� �������� ����� � ������, ������� �� ����������, ��� ��� ����� ��� ������� � ��������, ����� ����� �� �����, �� ����� ������� ������, �� ������, ��� ����� ������� � ������ ��� ���� �����.�����, ��� ���������� ���������� ��������� ������� ���� �� �������� � �������� ���������� �� ����. ����� ��� ����� ���� – ������ �� �����. ��������� ��� ��������.
����������� ��������� �� �. “�” �.3 ��.228.1; �.1 ��.30, �.”�” �.3 ��. 228.1 ��.�� ������������� � ���������� ���� ������������ ��������� ��������� ����� ����, ������� �������� ������������ ������� � ��� ������� �� ����� ����� ����������.
���� ������� ����������, ��� ���������� �������� � ����� ���� ��� ������������ ����������� � ����������� �����, �� ��� ���� ��������� ������ ���������, ��������, �� ����� � ������������ ���� ������� ��� ����� ��������������� ������������ � ���� �����.������� ������������� ������ ����� � ���������� ���� ���.���� ����������� ���������� (�.�.
������ ������ ������� �� ������� ��� �������, ��� �������������� ��� ��� ������������� ���� � ������) � ��������� ��������� � ����� ���� (�� ��� ������� ������� ��� ����� ��� ���������� ����), ��� ���� ��� ������� ������������� � ����.�� ������������� �� ������ ����� ������� ����� ���� �� ����������, �������� ��� ����� ��� ���������.
������������ ��� � �����, ��� �� ������� ����������������� ���� �����. ��� �� �����, ����������� ��������� �� ����. ������� ������� ����������� � ����������� ���� �� ����� – ��������.
�� ����� �������� ��������� ������ ���� �� ��, ��� �������� ���� � ����� �����, ������������ ��� ���, ��� ��� ������������� ���������� ���������� ���� � ����� �� ��������� ��� � ������ ���������� ������� ��� �������� �������� �������� �������, �������������� � �������� � �.�.
���������� �� ����������� ��, ��� ���������, ������� � ���� ��� ������ � ������ � � ���������, ����� ���������� ������ �����.��� ���������� ��������������� �������� �� ����, ������� ���-�� ������ ���������� �����, �� ������� ���� �������������� �������, �� ������� ��������� ���������. ���������� ��� ����� ������� ������� � ������ ��������� ����������.
�� ����� ��������� ��� �������� ��������� ��������� (����������� �������, ���������� �� ����� ����� ����������, ����������� �� ���������� � ��� ��������� ������������ ��������� �������� ����� ����, ��������� ������ � �������� � ����������) ����� ���������� �� ��������� � ����� � �������� � ����� ����� ” ����������” � �������� ��� ���� �����.
������� �������������� � ����� ������, ����������.��� �� �������� ������������ ����������. �� ��� �����. � ���� ���� ���������� ������� (����������� ������������� � ��������), � – ����������, ��� ����� ������ (���� ������� �� ������� ������������), ��� ���� ���������������.
������� ������� � ����������� ��������, ������������� �� ����������, ������� ������ ���������� (�������� ��������).������������, ��� ��� ������ ������ �������� �������� ���� �� ��������.����������, ����������, ��� ��� ����� ����������� � ������ ������. �� ����� ������� �������� ��������.
���� �� �����- ���� ����������� ��������� ���������� ������ ������ � ������, � �� � ������?��� ����� ���� ������� ��� ������?������ �� ���� ����������� ���� ������� ������ ��������?� ���� ���� �������� ���������� ����������, ����������� �� ���������� ���� ���� ������ ���������. ��� ���������, �� ��� ������, �� ����� �������� ��������� � ���� ����.����� �� ����� ��������������� �� �� ����������?��� ����� ������: ��� – �������� ������������ (� �������� ����� ����� ������������ �������������� ��� ���� �� ���� ���� �� ��������� � �������������, ���� ������������� – ������ ������������� �������), �� ��� � ��������� ������ ��������� �� ���������� ������, ��������� ��. ����������� �������, ������� ��� �������������� � ������������, ����� �� ��������� �� ��, ��� ��� ���������� ������, ����� ��� ��������� ��� �����, �� �� ����� ����������� ��������, ��� ��� ������������ ������� ������� ������ (������������ ��� �������� ��������, ��� ��������� ������ ������ �� ������� �����, �� � ������� ����������� ���������).������� ����������.
�������� ������� ������ ������� �������������:
������������ �������!������������� � ����� ��������, � ��� � �� ������ ������ � ���, ��� ������������ ������ ������ ���� ���� ������� �����������. �� ������, ��� ������� ����� � �� ���������� ����� �����, � ��� ���������� �������������� ������� ��������� �����.��-�����, ��� ���������� ��� ���� ���������� �����, � ������� �� �� ��������� ��������������, ����� ���������� � ������� ��������, ������� ��� � ������ ���� ����� ����������, � ������������ ��� ������ ������ ����.
��� � �������, �� �� ��������� ���������� �� ������� ���������� ����, � �� �������, ��� �� ������ ���������� ������������ ����, ��� �� ������: ���������� ��� �������� ��������� ���������, ����� ���������� �� ��������� � ����� � �������� � ����� ����� “����������” � �������� ��� ���� ������.
����������: ����� �� ��������� ���������, ���� ������ ������ ������ ���� � ��� ��� �� �������.������������ �������� ���� ��������:
1. ���� �� �����- ���� ����������� ��������� ���������� ������ ������ � ������, � �� � ������?
���� �� �������� ������� ������������ ������ � ������, � ���, ��� ��� ���������� ������� ������������� �������� ���������, ����, ������������� ����������� � ������������ ������. ��� ��� ����� �� �������� ����� ����������, �� � ������������� ���� �� ���������� ������ ��� ����������� ���� � ����������� ������ �������� �� ����.��������� ������� ������������� �������������� � ������ ���������� �������� ���������������� ��.��. 182, 183, 184 ��� ��, ��� ������������ ��������������� ���������� �������� ������, ������, ������� ����� ������������.�� ���������� ��. 182 ��� �� �������, ��� ������� �������� ��������, ���������, ������� ����� ����� �������� ��� ���������� ����. �������� ����������� �. 13 ��. 182 ��� ��, � ��������� (������) ������ ���� �������, � ����� ����� � ��� ����� ��������������� ���� ���������� ��������, ��������� ��� ��������, ������ ��� ����������� ��� ������ �������������. ��� ��������� ��������, ��������� � �������� ������ ���� ����������� � ������ ��������� �� ����������, ����, ����, �������������� ��������� � �� ����������� ���������.���� ��� ����������� ������� ��������� ��������� ��������� ��������������� ����� ��� ������ �� ����� ���������, �� �������� ������ ���� ������, ���������, ���������, �������� ��������� ����������� � ������� �� ����� �������. ������� �������� ������ �� ��������, ������� ����� ����� ��������� � ���������� ����. ��� ���� � ��������� ������� �� ����������� ����������� �������������� �������� � ����������� ��������� ��������� (�. 3 ��. 177 ��� ��).����� �������, ���� � ��������� ������ ����������� ������ � ���, ��� ��������� �������� ���� ������, ���������, ���������, �������� ��������� ����������� � ������� �� ����� ������� �� ������� ���������� �������� ����������� � ������� ��. 125 ��� ��.
������������ ����� � �������� �2680, �2241.
2. ��� ����� ���� ������� ��� ������?
�������� �.�. 1, 2 ��. 60 ��� ��, ������� – �� ���������������� � ������ ���������� ���� ����, ������������ ������������, ������������ ��� ������������� ����� ������������ ������������� ��������, � ����� ����������, ���� � ����������� ������������� ��������.�������� �� ����� ����:1) ������������������;2) ��������� ���������� ����������������, �� ������� ������������ � ������������;3) ��������� ������� �������������� ������, ���������� � ������������ � ����������� ������� ������������ �� ������������� ����������-��������� ������������ � (���) ���������������� �������������.�������� �. 1 ��. 170 ��� ��, � �������, ��������������� �������� 115, 177, 178, 181 – 184, ������ ����� ������ 185, ������ ������� ������ 186, �������� 193 � 194 ��� ��, ������������ �������� ������������ � �������� �� ����� ���� �������, ������� ���������� ��� ������������� ����� ������������ ������������� ��������, ��� ���� � �����������. ������� �� ������ ������������ ������������� ��������, ����������� (�����������) ���������� �� �����, ����������� � ���������������, ��������������� ������� 60 ��� ��.
3. ������ �� ���� ����������� ���� ������� ������ ��������?
� ������������ � �. 7 ��. 14 �� �� 07.02.2011�. � 3-�� �� ������� ���������� ���� � ���������� ����, �� �� ������� ���� ����� � ������� ����������, ���� ���� �� ����������� ��������-�������������� ����������������� ���������� ���������, ����� ����� �� ���� ���������� �������� � ����� ����������� ������� ������������� ��� ������� ��� � ����� ���������� � ����� ����������. ����� ����������� �� ������� ������������ ���� ����� ������� ��������� �������.
����� �������, � ����� 2011�., ����������� ������ � ������� ���������� ��������� ������������� ����������� ����������� ������ �� ������� ���� ����� � ������� ���������� (�. �. 3, 5 � 7 ��. 14 ������ � �������).
4. � ���� ���� �������� ���������� ����������, ����������� �� ���������� ���� ���� ������ ���������. ��� ���������, �� ��� ������, �� ����� �������� ��������� � ���� ����.
����� �� ����� ��������������� �� �� ����������?
������ ������, ��� ����� ��������� � ���������������� ����, � ��� �� �������� ���������������, � �� ��� ��� �� ������ ��������� ��� ������������� ���������, �������� ����� � �������� ���������. ����� ��������������� ���� ������, �� ����������� ������ ���� ����������� ����� �������� ��������. ������� ����� �������� �� ������ ������ ������� ������� ������������ � �����������, �������, ��� ���� �����������: ���� ����� �������� ��������� � ���� �����. ����� �������, �� ������ ������ �� ���� ��� ���� �� �������������, �� ������������� �����.� ���������,
������� ������.
Источник: http://hand-help.ru/doc2.1.21.html
Особенности проведения допросов в налоговой проверке — Audit-it.ru
Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»:
Шестакова Е. В., к.ю.н.
Жиркова А. А.
Очень часто в ходе проведения проверок инспекторы пользуются своим правом допросить свидетеля. С одной стороны, это малоприятное событие для любого свидетеля: потеря времени, нервозное состояние, возможные проблемы от результатов допроса.
С другой стороны, игнорирование допроса либо дача невнятных показаний отрицательно сказываются на результатах налоговой проверки, так как инспекторы делают свои выводы не в пользу проверяемого налогоплательщика (примерно так: «не пришел на допрос либо не ответил на интересующие вопросы, значит не было хозяйственной операции»).
Общие положения о допросе
Допрос – это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).
Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.
Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.
Допрос и его результаты дают много информации проверяющим, и чем больше её собирают в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения (если, конечно, они есть) будут обнаружены.
Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.
Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.
В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.
Кроме того, если свидетель живет в одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, – в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.
Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).
Допрашивать могут любое лицо, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.
Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ.
Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.).
Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.
Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
-
лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
-
лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Неудобное время для допроса
Понятие неудобного времени в Налоговом законодательстве не сформулировано. То есть Вас могут вызвать на допрос, если даже свидетель находится в отпуске, учится или болеет. Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.
Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах.
В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).
Если работник не может прийти на допрос, то целесообразно представить соответствующие документы:
-
листок нетрудоспособности;
-
документы, свидетельствующие о нахождении в командировке, например, билеты, документы о бронировании и оплате гостиницы.
Место проведения допроса
Этот вопрос в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. В статье 90 НК РФ указано лишь то, что показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания (месту жительства, например).
Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти. В практике можно встретить случаи, когда свидетели дают показания и заверяют их нотариально.
На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.
Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его опросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.
Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции.
Психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной.
Возможен допрос на территории проверяемого предприятия. Это допускается.
Даже на улице проведение допроса допускается, о чем в свое время высказался Верховный Суд РФ (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).
Однако, по телефону допрос не возможен ни с точки зрения Закона, ни с точки зрения логики (перед допросом необходимо установить личность свидетеля, а затем свидетель подписывает протокол допроса, подтверждая, что изложенная в нем информация соответствует его показаниям, чего никак нельзя сделать по телефону).
Порядок вызова на допрос
Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.
Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/965338.html