Имеет ли право классный руководитель забирать телефоны у своего класса на весь учебный день?

Содержание
  1. Защищаем права ребенка в школе
  2. «Какое мы имеем право забирать телефоны?» Учителя о том, как в школах решают вопрос с мобильными
  3. Столин. «Запрет — это что-то категоричное, нельзя — и все. Но, бывает, телефон нужен»
  4. Пинск. «Если на занятии телефон остается у ребенка, ученик на него отвлекается»
  5. Минск. «Если возникает экстренная ситуация, родители могут написать мне»
  6. Как защитить права школьника – отвечает адвокат
  7. Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?
  8. Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?
  9. Как поступать, если травля ведется в соцсетях?
  10. Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?
  11. Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?
  12. Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?
  13. Какие действия должен предпринять учитель, если в классе произошла кража? Имеет ли он право досматривать школьника, которого подозревает в этом преступлении, проверять его портфель?
  14. Могут ли родители присутствовать на занятиях в школе по собственной инициативе?
  15. Кто несет ответственность, если из-за драки в школе пострадал ребенок? Как поступать родителям жертвы и виновника? Предусмотрена ли компенсация, если травма получена, например, во время занятий физкультурой?
  16. Права и обязанности

Защищаем права ребенка в школе

Имеет ли право классный руководитель забирать телефоны у своего класса на весь учебный день?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

«Какое мы имеем право забирать телефоны?» Учителя о том, как в школах решают вопрос с мобильными

Имеет ли право классный руководитель забирать телефоны у своего класса на весь учебный день?

После гомельского скандала, когда учитель выругалась матом на ученика — и видео конфликта вызвало общественный резонанс, мобильные во многих школах запретили. Спустя полтора месяца после конфликта TUT.BY узнал, как учителя решают вопросы с телефонами.

Снимок используется в качестве иллюстрации. Reuters

Столин. «Запрет — это что-то категоричное, нельзя — и все. Но, бывает, телефон нужен»

В средней школе № 2 Столина уже много лет есть правило: на уроках дети прячут телефоны в рюкзаки. Когда именно в устав и правила внутреннего распорядка внесли этот пункт, директор Алла Лозицкая уже точно не помнит. Но ребята, которые первыми начинали по нему жить, уже закончили школу.

Алла Лозицкая. личный архив Аллы Лозицкой

Важно: телефон на занятиях не запрещен. Речь идет об ограничениях в пользовании.

— Запрет — это что-то категоричное, нельзя — и все. Но ведь, бывает, телефон нужен, — поясняет механизм Алла Николаевна. — Я, например, преподаю русский язык и литературу. Для своих учеников в гугле я сформировала папку со всеми словарями.

Предположим, на уроке детям необходимо посмотреть значение какого-то слова. Зачем ребенку бежать в библиотеку, если посмотреть это они могут и с телефона. Причем это не значит, что все 26 учеников должны достать мобильный.

Может и кто-то один, могу и я.

По словам директора, в школе давно сложилась практика, что на занятиях дети не злоупотребляют телефонами. Бывает, рассказывает собеседница, ребенку срочно нужно к врачу. И, например, мама может позвонить или написать ему на уроке, напомнить об этом. Тогда перед занятием школьник предупреждает учителя: ему нужно будет ответить.

— Были ситуации, что к вам как директору приводили школьников, которые отвлекались на мобильный на уроке?

— Бывало, но очень редко. Тогда я звонила родителям, они приходили, я поясняла ситуацию и отдавала им мобильный ребенка. Назавтра школьник приходил на занятия без телефона.

— После гомельской истории в некоторых школах стали забирать мобильные на весь день, почему вы решили этого не делать?

— Возможно, если бы мобильные нам сильно мешали, мы бы подумали об этом, но такой проблемы нет. В начальной школе некоторые учителя, чтобы дети не отвлекались, все же собирают у ребят телефоны, — продолжает собеседница.

— Для старшеклассников мы решили этого не делать. Да и зачем? Школа у нас довольно плотная, и где-то выделять помещение специально для телефонов… А надо ли? К тому же есть дорогие гаджеты, и какое мы имеем право их забирать.

Пинск. «Если на занятии телефон остается у ребенка, ученик на него отвлекается»

После гомельской истории во всех кабинетах школы № 10 Пинска появились коробочки для мобильных телефонов. Их школа купила за свой счет. В каждой коробке по 30 ячеек, куда перед началом занятия ученики кладут свои мобильные. А после урока забирают.

— Если на уроке дети разбирают темы, где нужно что-то посмотреть в интернете, они берут телефоны, смотрят, а потом возвращают в коробочку, — рассказывает Елена Ярошук, учитель истории и обществоведения СШ № 10 Пинска. — Получается еще и физкультминутка.

Снимок используется в качестве иллюстрации. Станислав Коршунов

Несмотря на то, что особых проблем с телефонами в школе и раньше не возникало, к нововведению ученики отнеслись спокойно. К тому же, уточняет Елена Владимировна, строгого запрета на мобильные у них нет. Если смартфон школьник не сдал, а, выключив звук, положил в рюкзак, вопросов к ребенку не возникнет. Главное, чтобы ребенок не пользовался гаджетом на уроке.

— В этом году я преподаю в 5 и 6 классах. По опыту скажу: если на занятии телефон остается у ребенка, ученик на него отвлекается — где-то нажал, где-то задел, уронил, — описывает ситуацию педагог. — А так нет телефона — нет повода для проблемы.

Почему решили собирать телефоны именно в коробочки? Так удобнее.

— Некоторым детям идея коробочек очень понравилась. Недавно в школе проходил первый этап республиканской олимпиады. Так вот, перед тем как приступать к заданиям, участники стали сами предлагать сдать мобильные. Так, объясняли, будет честнее.

— Почему телефоны решили забирать только на уроках? В некоторых учебных заведениях их сдают на весь день.

— Чтобы у детей оставалась возможность быть на связи с родителями. Где-то, если нужно позвонить маме, получить поддержку. Да и не стоит быть категоричными: когда у правила более мягкий вариант, его проще принимают, — поясняет ситуацию учитель.

—  К тому же суть нововведения не только в том, чтобы на занятии ребенок не отвлекался на мобильный. А в том, чтобы он научился выполнять правила. И тут уже неважно, это правила дорожного движения или правила пользования мобильным.

Ведь если человек поймет, что этим правилам нужно следовать, он и все другие не нарушит.

— После того как дети стали сдавать мобильные, на уроках стало проще работать?

— Я бы сказала удобнее. На уроке ученик должен слушать учителя (тут, конечно, все зависит от педагога), а посидеть в гаджетах ребенок и потом успеет.

— А что будет, если ребенок не сдаст телефон и на уроке ему кто-то позвонит?

— Учитель попросит ученика отключить звук и сдать мобильный.

— А к директору его за это не отправят?

— Конечно нет! Нельзя так решать вопросы, — улыбается собеседница. — Да и у директора других дел хватает.

Минск. «Если возникает экстренная ситуация, родители могут написать мне»

В уставе школы № 111 Минска прописано: «Во время учебного процесса пользоваться телефонами запрещено». Перед тем как отправить ребенка в первый класс, мама или папа ставят подпись о том, что с документом ознакомлены. После этого их задача — донести до сына или дочки, что играть с мобильным на занятиях нельзя.

личный архив Инги Тихоновецкой

— Не знаю, как у старшеклассников, но в начальных классах телефон у ребенка в школе — это ответственность учителя, — делится мнением Инга Тихоновецкая, учитель начальных классов СШ № 111 Минска. — Мобильные обычно появляются у детей на второй год учебы. И тут педагог должен договориться с ребятами и их родителями и установить правила пользования мобильным.

В третьем классе, с которым сейчас работает Инга Петровна, они такие: приносить мобильный в школу можно. Ученик приходит в учебное заведение и до начала занятий звонит родителям, сообщает: добрался, все отлично. После этого он отключает звук и до конца уроков прячет гаджет в рюкзак. И даже, говорит педагог, не достает его на переменах.

— Если возникает какая-то экстренная ситуация, родители могут написать мне в мессенджер, — рассказывает собеседница. — При этом мамы и папы знают: на занятиях я, как и дети, отключаю в телефоне звук.

— Ну а если ребенок не принимает ваши правила.

— В моих классах проблем с телефонами нет, — отвечает Инга Петровна. — У нас в школе высокоскоростной интернет. Поэтому мы с родителями моих детей решили использовать в образовательных целях планшеты.

В итоге ситуаций, что ребенок приходит из дома, где много всякой техники, в школу, где всего этого под рукой нет, не возникает, и к телефону малыша не тянет.

Он понимает: планшет для работы, мобильный для связи.

Описывать ситуацию с телефонами в других классах педагог не берется. Говорит, у каждого учителя свои методы. Как-то одна ее коллега предлагала ученикам перед уроками сдавать гаджеты в «волшебную коробочку».

Мера, говорит Инга Петровна, оказалась вынужденная. У мамы одного из мальчиков была сильная тревожность, и она часто набирала ребенка. «Телефон в коробочке» за несколько месяцев помог решить эту проблему.

— Но вы не сторонник того, чтобы забирать телефоны?

— Нет, зачем? Телефон — неотъемлемая часть жизни современного человека. Нельзя забирать его у ребенка. Нужно учить детей культуре пользования мобильным. К тому же, оставляя у школьников телефон, мы показываем, что доверяем им.

Источник: https://news.tut.by/society/659182.html

Как защитить права школьника – отвечает адвокат

Имеет ли право классный руководитель забирать телефоны у своего класса на весь учебный день?

Белорусское телеграфное агентство совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов продолжают цикл материалов на правовую тематику “Право на защиту: советы адвоката”. В этот раз предлагаем обсудить вопросы, касающиеся защиты прав школьников.

Опытные адвокаты юридической консультации Ленинского района Гродно Юлия Антоненко, Линда Макарова и Екатерина Грицкевич расскажут о том, на какую компенсацию можно рассчитывать, если в учебном заведении получена травма, что делать, если ребенка травят одноклассники, и будет ли считаться доказательством в суде диктофонная запись с оскорблениями.

Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?

Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности – как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество.

В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования. Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика.

Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования – для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.

Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством.

Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3.

КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.

Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.

Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?

Учитель или воспитатель – это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен – дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду – воспитатель.

Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.

428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Как поступать, если травля ведется в соцсетях?

В подобной ситуации для установления причастных к оскорблениям и травле первоначально целесообразно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.

К нему следует приобщить скриншоты страниц интернет-ресурсов (социальных сетей и др.), на которых содержатся сведения, подтверждающие изложенные в заявлении факты.

Если в действиях обидчиков будет установлен состав правонарушения, они (или их законные представители) могут быть привлечены к ответственности.

Кроме того, пострадавший либо его законные представители могут обратиться в суд с исковыми требованиями об опровержении порочащих честь и достоинство учащегося сведений, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Важно помнить, что в гражданском процессе каждая сторона обязана доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В том числе необходимо подтвердить характер и степень физических и нравственных страданий, перенесенных ребенком в связи с оскорблениями и травлей.

Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?

Перевод детей в параллельный класс происходит на основании заявления родителя (-лей), поданного на имя директора школы. Заявление должно содержать:

– фамилию, имя, отчество директора, а также наименование учебного заведения, в которое подается заявление (место обучения ребенка);

– фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) родителя (-лей), а также их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

– фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) ребенка с указанием класса, в котором он обучается;

– обоснование причины перевода с указанием параллельного класса, в который родители хотели бы перевести ребенка;

– подпись родителя (родителей) и дату подачи заявления.

Директор школы принимает решение о возможности перевода с учетом наличия свободных мест в желаемом классе. Наполняемость классов установлена ст.13, 14 Кодекса Беларуси об образовании.

Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?

По действующему законодательству аудиозапись может являться источником доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах.

Вместе с тем для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения по делу нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом.

Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения конституционного права граждан на невмешательство в их личную жизнь.

Так, по ст.229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

Таким образом, допускается звукозапись, сделанная скрытно, но в порядке, предусмотренном законом об оперативно-разыскной деятельности, или открыто, если собеседник был предупрежден о том, что разговор записывается, и согласился на запись, либо подтвердил, что осведомлен об этом обстоятельстве. Факт осведомленности о производстве аудиозаписи должен явственно следовать из ее содержания.

Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?

В настоящее время в Беларуси нет специальных нормативных правовых актов (законов, актов Президента, постановлений правительства и т.д.), регулирующих вопросы использования мобильных телефонов учащимися в школах.

В целом порядок владения и пользования учащимися мобильными телефонами регламентируется общими нормами гражданского законодательства о праве собственности. В большинстве случаев учащийся, получивший телефон в дар от своих родителей или иных родных, является его собственником.

Любому собственнику, независимо от возраста, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, временное отобрание мобильного телефона учителем – незаконная мера.

Вместе с тем в учреждениях образования могут разрабатываться и действовать локальные акты, например уставы, правила, положения, устанавливающие определенные требования к организации учебного процесса и поведению учащихся, в том числе ограничения в пользовании мобильными телефонами во время уроков. За нарушение установленных правил к учащимся в отдельных случаях могут применяться меры дисциплинарного воздействия, например, замечание или выговор.

Какие действия должен предпринять учитель, если в классе произошла кража? Имеет ли он право досматривать школьника, которого подозревает в этом преступлении, проверять его портфель?

В случае кражи учитель ставит в известность директора школы. Руководство учебного заведения информирует законного представителя (-лей) о произошедшем и решает вопрос о необходимости вызова милиции. Не стоит злоупотреблять правом на вызов сотрудников милиции. Необходимо учитывать размер похищенного имущества (ластик, ручка или это более дорогостоящие вещи).

Досмотр школьника и его вещей учителем не допускается, так как он не относится к кругу лиц, имеющих такое право.

Могут ли родители присутствовать на занятиях в школе по собственной инициативе?

Родители являются законными представителями обучающихся несовершеннолетних. К ним помимо родителей относятся усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

В законодательстве нет запрета на присутствие законных представителей на занятиях в школе. В соответствии с п.1.4 ч.1 ст.

34 Кодекса об образовании они имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.

Если законные представители желают присутствовать на уроке, рекомендуется написать заявление на имя директора с указанием учителя и урока, который они собираются посетить.

Кто несет ответственность, если из-за драки в школе пострадал ребенок? Как поступать родителям жертвы и виновника? Предусмотрена ли компенсация, если травма получена, например, во время занятий физкультурой?

Ответственными в таком случае за противоправные действия ребенка будут его законные представители и соответствующее учреждение образования. Сами обидчики отвечают только после достижения ими 14-летнего возраста.

Если ребенка избили, необходимо сообщить классному руководителю и руководству школы, обратиться в травматологическое отделение учреждения здравоохранения, где пройти медицинское освидетельствование на наличие телесных повреждений у ребенка, а также для установления степени их тяжести, если таковые есть. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Сообщить в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования о случившемся для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности. Обратиться при необходимости к детскому психологу.

При наличии у ребенка телесных повреждений его законные представители вправе обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а если во время драки было повреждено имущество, то и о возмещении ущерба.

По гражданскому законодательству имущественную ответственность в таком случае за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), несут его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, таковой должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

По достижении малолетним 14-летнего возраста, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (доходов), потерпевшему обязаны возместить (помимо расходов, вызванных повреждением здоровья) также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из установленного законодательством пятикратного размера базовой величины.

Следует отметить, что вред, который возник вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность его самого содействовала возникновению вреда или его увеличению, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Если будет установлено, что ребенок получил травму по вине учреждения образования, то его законные представители могут обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а также о возмещении вреда в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего.

Если вас интересует какая-то тема, можете присылать свои вопросы и предложения по адресу advice@belta.by.-0-

Подписывайтесь на нас в

Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Источник: https://www.belta.by/society/view/kak-zaschitit-prava-shkolnika-otvechaet-advokat-317848-2018/

Права и обязанности

Имеет ли право классный руководитель забирать телефоны у своего класса на весь учебный день?

Права и обязанности ПЕДАГОГОВ

УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:

1. На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы.

2. На уважение своих профессиональных и личных качеств чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей.

3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.

5. На получение любой информации от администрации школы, органов управления.

6. На свободное выражение своего мнения.

7. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений.

8. На моральное и материальное поощрение своего труда.

9. На бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний.

10. На создание моральной рабочей обстановки на уроке.

11. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы

12. На неприкосновенность личной собственности.

13. На участие в работе общественных организаций.

14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда.

15. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и устава школы может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме

УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

1. Выполнять Устав школы, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, «Правила школьной жизни».

2. Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах.

3. Заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений.

4. Уважать права родителей или заменяющих их лиц.

5. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися.

7. Выполнять обязанности дежурного учителя. В случае невозможности дежурным учителем выполнять свои обязанности, он должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной его замены.

8. Аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся.

9. Своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.

10. Обязан отпускать учащихся на перемену вовремя.

11. Учитель может впускать учащихся в класс на перемене (по своему усмотрению).

12. Учитель обязан оценивать в журнале ответ ученика, а не его поведение.

13. Не превышать объём домашнего задания более чем на 50 % объёма аудиторной нагрузки. Учитель обязан защищать ученика от перегрузок.

14.  Учителю запрещается удалять ученика с урока во время учебных занятий. Если учащийся дезорганизует работу всего класса, вызвать дежурного администратора и передать ему нарушителя дисциплины.

15. Учитель несёт ответственность за здоровье ученика на уроке.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:

1.     Получать регулярно информацию о состоянии психофизического здоровья детей.

2.     Выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса.

3.     Разрабатывать (совместно с социально-психологической службой, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями.

4.     Получать своевременную помощь от руководства учреждения, от объединений, работающих в нём.

5.     Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение.

6.    Определять форму плана воспитательной работы с классом (с учётом принципов общешкольного планирования).

7.     Отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений.

8.     Защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в данном классном коллективе.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВО:

1.     Унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом и действием.

2.     Использовать оценку (шкальный балл) для наказания ученика.

3.     Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение.

4.     Намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.

5.    Обсуждать за глазами своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

1.    Систематически анализировать состояние успеваемости и динамику общего развития своих воспитанников.

2.    Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.

3.    Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи.

4.   Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классных и школьных коллективов.

5.    Изучать детей, условие их жизнедеятельности в школе и в семье.

6.    Фиксировать отклонение в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию.

7.    Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем.

8.    Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в классе, родителей учащихся.

9.    Информировать родителей (лиц их заменяющих) об успехах или неудачах учащихся, собирать плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские собрания, заседания родительского комитета.

10. Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся), и документацию, требуемую администрацией учреждения (например, справки отчёты, планы, карты изучения личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.).

11. Организовывать охрану здоровья, укреплять здоровье школьников, вовлекать учеников в физкультурную, спортивную работу.

12. Организовывать дежурство по классу, школе, столовой.

13. Осуществлять строгий контроль за посещаемостью учащихся.

14. Выявлять и вести учёт детей из неблагополучных и социально незащищённых семей.

15. Осуществлять наблюдение за поведением «трудных подростков», детей, «группы риска».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

1.    Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий.

2.    За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы законных распоряжений директора школы иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством;

3.    За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, классный руководитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РБ.

4.  Обязан выявлять семьи, находящиеся в социально- опасном положении.

Источник: http://school16.by/pedagogam/prava-i-obyazannosti

Автоправо
Добавить комментарий