Имеет ли право инспектор ДПС

«Ваши документы!»: на что имеет право сотрудник ДПС

Имеет ли право инспектор ДПС

Каждого автомобилиста хотя бы раз в жизни останавливал сотрудник ГИБДД. Но не каждый знает, на что представитель власти имеет право, а что требовать от водителя незаконно. Командир взвода ДПС в Королеве Игорь Фатеев рассказал корреспонденту «РИАМО в Королеве», как должен вести себя инспектор и за что он может остановить автомобиль.

Форма, удостоверение, значок

© РИАМО, Корешков Николай

По словам Фатеева, инспектор ДПС не останавливает автомобиль просто потому, что ему так захотелось.

«Все сотрудники ДПС выходят на маршрут, который согласован и заранее разработан в зависимости от оперативной обстановки и проведения рейдов. Просто так останавливать водителей никто не будет. Если водитель уверен в том, что он не совершал никаких правонарушений, бояться сотрудника ДПС не стоит», – говорит Фатеев.

При остановке автомобиля сотрудник ДПС должен быть в форме, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак. Удостоверение он обязан предъявить по требованию водителя, при этом не давая его в руки. Если водитель сомневается в том, что его остановил именно сотрудник ДПС, нужно позвонить по телефону доверия: 8 (495) 200-39-29.

«Если человек, остановивший автомобиль, не предъявляет удостоверение, если его нагрудный знак отсутствует или плохо читается, то водитель имеет полное право не общаться с ним, позвонить по телефону доверия и сообщить, что неизвестные лица представляются сотрудниками ДПС», – подчеркивает командир взвода.

Куда пожаловаться на полицейских в Королеве>>

Причина остановки

© РИАМО, Корешков Николай

Чаще всего сотрудник ДПС останавливает автомобиль при зафиксированном нарушении правил дорожного движения. При этом инспектор должен четко и ясно объяснить водителю, что именно он нарушил.

«Все пояснения сотрудник ГИБДД должен давать четко и ясно, без нравоучений. Инспектор должен быть спокойным, вежливым и сохранять спокойствие в любой ситуации. Причин остановки достаточно много, и во всех случаях водитель должен четко понимать, за что он остановлен и какими должны быть его дальнейшие действия», – уточняет Фатеев.

Основные причины остановки – это проверка документов, нарушение ПДД, подозрение в преступлении, угоне или алкогольном опьянении. Также сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль для обеспечения проезда экстренных служб, для оказания помощи другим участникам движения или самому сотруднику.

Фатеев отмечает, что в некоторых случаях сотрудник ГИБДД имеет право сохранить в тайне настоящую причину, по которой была произведена остановка. Но так он поступает только в случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или обвиняются в совершении ДТП. Задержание таких личностей входит в обязанности сотрудника ГИБДД.

Куда пожаловаться на плохие дороги в Королеве>>

Предъявление документов

© РИАМО, Корешков Николай

После представления и объяснения причины остановки сотрудник ДПС имеет право попросить водителя предъявить водительские права, страховые документы, а также техпаспорт транспортного средства – то есть свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). В некоторых случаях инспектор может потребовать предъявить паспорт транспортного средства (ПТС).

Водитель должен предъявлять документы без каких-либо удерживающих устройств, по требованию инспектора необходимо вынуть их из обложек.

Если документов нет, инспектор имеет право задержать водителя. Но может предоставить время, не больше 3 часов, чтобы водителю доставили необходимые документы на пост.

За любое вольное или невольное нарушение водитель понесет ответственность. Сотрудник ДПС обязан в таких случаях остановить автомобиль, попросить предъявить документы, объяснить водителю нарушение и наложить административное взыскание в виде штрафа.

Пьяный водитель

© РИАМО, Корешков Николай

Прямая обязанность сотрудника ДПС – остановить водителя, который может быть опасен для других участников движения. Если инспектор подозревает, что за рулем движущегося автомобиля человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, он обязан его остановить и задержать.

//www.youtube.com/watch?v=ImZhLQ_7zmc

Водитель имеет право не «дышать в трубочку», а требовать проведения медицинского освидетельствования. Но нужно помнить, что совсем отказаться от экспертизы равносильно признанию в том, что водитель сел за руль пьяным.

Еще один нюанс: если обычно инспектор не может требовать покинуть автомобиль, то в случае подозрения на пьяное вождение сотрудник ДПС может потребовать покинуть машину. То же самое касается случаев, если водитель подозревается в совершении преступления или есть информация, что в его автомобиле могут перевозиться опасные вещества.

«В таких случаях проводится досмотр автомобиля в присутствии понятых или при ведении видеозаписи. После досмотра составляется протокол», – поясняет командир взвода.

Во время ознакомления с протоколом нарушения, сотрудник ДПС должен разъяснить водителю его права.

Жалоба на инспектора

© РИАМО, Корешков Николай

Итак, главное, что нужно помнить водителям: у сотрудника ГИБДД должна быть форма, удостоверение и нагрудный знак, он должен объяснить причину остановки. В случае некорректного поведения инспектора стоит написать жалобу на него.

«Жалоб на сотрудников у нас крайне мало. Многие водители понимают, что останавливают их не просто так, и спокойно предъявляют документы и выполняют просьбы инспекторов. Человека, совершившего преступление и пытающегося это скрыть, опытный сотрудник вычислит сразу и будет действовать в рамках закона», – заключает Фатеев.

Источник: //korolevriamo.ru/article/211395/vashi-dokumenty-na-chto-imeet-pravo-sotrudnik-dps.xl

Авторадио — Право руля

Имеет ли право инспектор ДПС
Здравствуйте! Сел в свою машину, припаркованную под знаком “Остановка запрещена”, я собственник. Машину оставила там теща. Хотел уехать, но подошёл инспектор и захотел оформить штраф.

Обязан ли я свидетельствовать против близкого родственника или достаточно просто сказать, что поставил сюда а/м не я? Законно ли выписывать на меня штраф? Спасибо!

Сергей Петров, Москва, 5 августа 2019

Теща не является близким родственником. Она вообще родственником не является. Но вполне достаточно сказать, что машину ставили не Вы. А вот КТО ставил, – пусть выясняет ИДПС, это ЕГО забота. Таким образом, при отсутствии доказательств совершенного Вами нарушения, он не вправе был выносить постановление в отношение Вас.

Добрый День.Подскажите пожалуйста.Сегодня остановили Сотрудники ГИБДД чисто проверить документы оснований причины нет .Сказали просто проверка документов вызвал ответственного приехал майор сказав что имеют права просто останавливать для проверки документов.Так Ли это? Или нужны основания и причина остановки??? Заранее благодарен.

Шилько Игорь Валерьевич, Рязань, 8 июня 2019

Ни одного процессуального действия не вправе совершить сотрудник полиции, если для этого нет оснований (“просто так” или “от нечего делать” – это не основания, ибо не предусмотрены законом).Для проверки документов ТОЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть основания. Все они перечислены в приказе МВД 664.

106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:

– выявление признаков нарушения правил дорожного движения; 
– наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
– проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
Таким образом, если имеются основания для проверки документов, то возникает основание для остановки. Логично, не правда ли?

Меня остановили сотрудники ДПС и заподозрили в управлениии автомобилем в состоянии опъянения. Проверка на месте показала полное отсутствие алкоголя. Несмотря на это меня повезли в медицинское учреждение на экспертизу. Правомерны ли действия сотрудников ДПС?

Леонов Олег, Республика Адыгея город Майкоп, 2 июня 2019

Направление на освидетельствование к врачу осуществляется и в случае отсутствия алкогольного опьянения при наличии признаков наркотического опьянения. Видимо, это – Ваш случай.

Водителя с похмелья остановили в дачном поселке 5 мая. Забрали права и машину, передают дело в суд на лишение прав и штраф 15 тыс. руб. Можно чем то помочь?

Валуева Вера Ивановна, г. Иркутск, 10 мая 2019

От того, что Вы будете задавать один и тот же вопрос НА ВСЕХ наших ресурсах, суть ответа не изменится. Ответ Вам дан на почту.

Составлен протокол по ч.4 ст.12.15К.Р.Ф.ИДПС перед составлением протокола процессуальные права не разъяснял, о чём я указал в графе замечания, при этом мной велась видеозапись.Может ли на этом основании лицо,рассматривающее дело признать протокол недопустимым доказательством?

михаил, кострома, 28 марта 2019

Нет. Если ИДПС не разъяснил Вам права, это может являться основанием для признания недопустимым доказательством ТОЛЬКО Ваших письменных объяснений.

Здравствуйте!На водителя составили протокол 12.8 ч.1,пришёл другой человек который вписан в полис осаго но инспектор не отдал машину, а дал указание грузить на эвакуатор и авто уехало на штрафстоянку,мотивировав что он не знает в опьянении или нет человек который хотел забрать авто,законны ли действия инспектора ?

Иван, Псков, 27 марта 2019

Незаконны! Если инспектор чего-то не знает, это исключительно ЕГО проблемы! Пусть расширяет кругозор. Обратитесь с жалобой в прокуратуру!

Добрый день! Сегодня утром меня остановил сотрудник ГИБДД. К сожалению, распечатаного экземпляра полиса ОСАГО с собой не было, показала на экране смартфона. Правомерно ли требование сотрудника уплатить штраф, в связи с отсутствием бумажного экземпляра полиса?

Галина Пасичнык, Новосибирск г., 4 марта 2019

Правомерно.

Здравствуйте, Виктор! Я – гражданин Беларуси. Живу в СПб. Недавно остановил инспектор и после проверки всех документов потребовал предъявить временную регистрацию. Она у меня есть, но ведь данное требование инспектора неправомерно? Ведь гражданин РБ имеет право находиться без регистрации до 30 дней, а значит фактически её может не быть. Может это новое веяние в ГИБДД?

Дмитрий Алёшин, Санкт-Петербург , 26 февраля 2019

Любой сотрудник полиции вправе выявлять ЛЮБЫЕ нарушения, в том числе – и в сфере миграционного законодательства. Но не каждый имеет права возбуждать дела о таких нарушениях. Инспектор ДПС, например, вправе лишь передать информацию о нарушении в миграционную службу. Новое это веяние или хорошо забытое старое, мне неизвестно…

Источник: //www.avtoradio.ru/pravorulya/kw1/217124

Имеет ли право инспектор ДПС отказать в оформлении аварии

Имеет ли право инспектор ДПС

Советы

Сделать дело самостоятельно, то есть, без вызова стражей закона позволяет европротокол.

Напомним, что он оформляется непосредственно водителями при следующих условиях: в аварии участвовало только два транспортных средства, нет потерпевших, повреждены только участвовавшие в аварии ТС, оба водителя вписаны в действующие полисы ОСАГО, по предварительной оценке, нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты и оба водителя согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД.

Если согласия между участниками касательно произошедшего не достигнуто, то в этом случае к оформлению привлекаются гаишники, и в данном случае отказать они не могут.

Особо стоит отметить, что якобы возможности “договориться на месте” с другими участником или участниками события, согласно закону, не существует – уезжать с места аварии, не оформив европротокол или не обратившись в ГИБДД, нельзя.

В противном случае минимальный ущерб, который стороны решили по старинке не фиксировать, обернется большими проблемами – если одному из участников ДТП вдруг приспичит вызвать инспекторов, то “скрывшемуся” грозит суровая санкция, согласно части 2 КоАП 12.

27: ” Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток”.

А вот другая ситуация: водитель не справился с управлением на скользкой дороге и ударился об бордюр. Внешние повреждения минимальны, но налицо “травмы” подвески.

Дежурный на другом конце провода может велеть вам оформить ДТП самостоятельно и не тратить время экипажей.

Кстати, народная молва гласит об историях, когда приехавшие служивые и вовсе не считали такой инцидент дорожно-транспортным происшествием. Правомерно ли это?

Для начала обратимся к формулировке ДТП, прописанной в пункте 1.

2 Правил дорожного движения: “Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”. Помятый бампер и поврежденные рычаги подвески – это ущерб, полученный в процессе движения по проезжей части. Значит, ДТП!

“Если вам не нужно получать компенсацию от страховой, а бордюр не пострадал, то происшествие можете не оформлять”, – говорит автоэксперт и юрист Сергей Смирнов.

Но очевидно, что в подобной ситуации потребуется документальная фиксация произошедшего и отказать вам могут на стадии звонка дежурному, поскольку инцидент достаточно мелкий. “ИДПС руководствуются пунктом 2.6.1 Правил.

В нем указаны случаи, когда на месте авария с помощью ДПС оформляется, когда самостоятельно, а когда водителям нужно проехать на пост ДПС или в дежурную часть”, – напоминает Сергей Смирнов.

“Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

//www.youtube.com/watch?v=krMBZoc0Vec

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия”.

Таким образом, следует быть готовым к тому, что дежурный предложит вам оформить не слишком значительное происшествие самостоятельно. Главное не забывать, что в дальнейшем все равно придется явиться в отделение ГИБДД для финализации процесса оформления документов.

Подписывайтесь на нас в и !

Источник: //autorambler.ru/advice/mozhet-li-inspektor-dps-otkazat-v-oformlenii-avarii.htm

Пдд для бывалых: как общаться с инспектором гибдд, если вас обвинили в нарушении

Имеет ли право инспектор ДПС

Многие инспекторы принимают нежелание выйти в штыки, но обязанности делать это сразу после остановки у водителя нет. Инспектор может лишь предложить выйти, и то по вполне определённым поводам

Олег Каргаполов

Выходить из машины необязательно, а вот предъявлять документы по требованию нужно. Нормы общения инспектора и водителя за последние несколько лет менялись, и в очередном выпуске проекта «ПДД для бывалых» мы вспоминаем, на что могут претендовать обе стороны.

Сотрудник ГИБДД останавливает автомобили характерным жестом, но бывают ситуации, когда водитель не подчиняется требованию: либо не видит жест инспектора, либо считает остановку слишком опасной: сомнения может вызвать вид полицейского или неудачное место для остановки. Можно ли проехать?

Штраф за подобное нарушение составляет 500–800 рублей (часть 2 статьи 12.25 административного кодекса).

Но инспектор имеет право передать информацию в дежурную часть, а также организовать погоню, и, если водитель удирает злонамеренно, принять меры вплоть до стрельбы.

Кроме того, «беглого» водителя нередко привлекают по более жёсткой статье 19.3 КоАП (вплоть до ареста), хотя подобный подход вызывает споры.

Новый регламент ГИБДД разрешает инспекторам останавливать машины для проверки документов даже вне стационарных постов, хотя  это «послабление» носит, скорее, формальный характер.

Причины для остановки должны быть всё равно, и их можно разбить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение спецмероприятий.

Грамотный инспектор всегда назовёт повод для остановки, а у водителя, как правило, нет способа проверить его «искренность», поэтому споры на этой почве в основном бесполезны.

Инспекторы ДПС могут останавливать автомобили вне стационарных постов ГИБДД: последние в принципе упразднили почти по всей России

Артем Краснов

По просьбе водителя инспектор обязан показать удостоверение и представиться. Автовладельцу выходить из машины сразу необязательно: достаточно открыть окно и передать документы. Инспектор может лишь предложить выйти из машины, и самая распространённая причина для этого — это подозрение на опьянение.

— Но даже в этом случае обязанности выходить из машины у водителя нет — освидетельствование можно провести, когда человек сидит в автомобиле, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Бывают случаи, когда инспекторы именно требуют выйти или сесть в патрульный автомобиль, а в случае неподчинения угрожают применением силы и статьёй 19.3 КоАП. 

Эта статья наказывает за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции и предусматривает штраф до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток, что и является чаще всего рычагом воздействия на водителя. Впрочем, пока ситуация не обострилась, требовать выйти из машины сотрудник не имеет право. 

Водитель передаёт инспектору стандартный набор документов: водительские права, свидетельство о регистрации и полис ОСАГО. Список может быть шире, например, для автомобилей, зарегистрированных на юрлиц, обязателен договор или другой документ, дающий право конкретному водителю пользоваться машиной.

Владельцы машин со знаком «Инвалид» должны доказать, что являются инвалидами сами или перевозят таковых. Документы понадобятся на прицеп, а для коммерческого транспорта — ещё и путевой лист, лицензионная карточка, документы на груз данного типа (например, опасный) или разрешение на перевозку пассажиров.

Заподозрить опьянение инспектор может по субъективным признакам, а отказаться от освидетельствования водитель не имеет права. Точнее, имеет, но это равносильно признанию себя пьяным и подразумевает лишение прав на полтора-два года и штраф 30 тысяч рублей. За второй случай грозит уже уголовная ответственность по статье 264.1 УК РФ.

Инспектор «продувает» водителя с помощью алкометра под видеозапись или в присутствии двух понятых. Угрожать доставкой сразу в медцентр без освидетельствования на дороге инспектор не имеет права. Правда, если на месте нет алкометра, инспектор может предложить проехать, например, к стационарному посту, где прибор имеется. 

Если водитель не согласен с показаниями алкометра или не хочет продуваться на дороге, он имеет право на медицинское освидетельствование.

Но даже при нулевых показаниях алкометра инспектор может предложить визит в медцентр, если есть обоснованные подозрения на наркотическое опьянение.

Доставить туда водителя инспекторы должны сами, а если он оказался трезвым, то и обратно (статья 240 регламента ГИБДД). Если водитель пьян, а забрать автомобиль некому, его эвакуируют на штрафстоянку.

Постановление — документ достаточно простой. В нём инспектор указывает, какой пункт нарушил водитель и штраф за это

ГИБДД

Если водитель нарушил правила и согласен с нарушением, а наказание не подразумевает лишение прав, оформляется постановление. Если же нарушение серьёзное, например, выезд на встречную полосу или езда в нетрезвом виде, главным документом становится протокол.

При несогласии водителя протокол оформляется в любом случае, вернее, водитель должен потребовать этого.

— Бывает, инспекторы сразу начинают писать постановление, а потом «поверх» него по требованию водителя оформляют ещё и протокол, — комментирует сложившуюся практику Лев Воропаев. — В любом случае протокол даёт значительно больше манёвра при оспаривании решения в судах.

Самой частой ошибкой водителей, по мнению юриста, является отказ от подписи протокола:

— Многие путают уголовное и административное право и считают, что если они не подписали протокол, то тем самым выразили своё несогласие с ним, — говорит Лев Воропаев. — На самом деле инспекторы просто указывают, что водитель отказался от подписи, что играет против водителя. Наоборот, нужно требовать протокол на подпись и отражать в нём своё видение ситуации.

Протокол составляется в случае споров, а также если дело передается для рассмотрения в суд

Олег Каргаполов

Например, в случае выезда на полосу встречного движения в протоколе рисуется схема участка дороги, и, если водитель не согласен с ней, он должен указывать это, потому что на суде схема будет одним из наиболее значимых аргументов сторон. Своё мнение водитель отражает в виде объяснений или замечаний: они могут быть оформлены на отдельных листах.

— Это частый предмет споров: инспекторы неохотно дают водителям править что-то в протоколе и вносить свои объяснения, а порой и не предоставляют его на подпись, указывая, что водитель отказался, — комментирует Лев Воропаев. — Поэтому, если автомобилист не согласен, он должен прямо потребовать протокол для ознакомления и внесения замечаний: можно сделать это, включив видеозапись. 

Кстати, а можно ли снимать инспекторов? Полтора года назад из нового регламента ГИБДД изъяли прямое разрешение делать это, что многие интерпретировали как запрет. На самом деле нет — вести съёмку должностных лиц не запрещено в принципе, и пункт убрали из регламента, поскольку он содержится в других нормах.

— Снимать инспектора можно, и есть решения Верховного суда на эту тему, — указывает Лев Воропаев. — Кроме того, теперь суды обязаны принимать видеозаписи в качестве доказательств по делу.

А как быть с вымогательством взяток? Можно ли привлечь инспекторов, которые «намекают» слишком явно?

— Тогда в качестве доказательства нужно предоставлять запись с прямыми требованиями инспекторов, указанием сумм и так далее, — говорит Лев Воропаев. — Если это просто косвенные намёки, в лучшем случае дело закончится внутренней проверкой и взысканием.

Большинство патрульных машин оснащено регистраторами, поэтому для «пикантных» переговоров инспекторы нередко предлагают водителю «выйти покурить». Передача взятки является уголовным преступлением, кроме случаев, когда её «автор» заявил в правоохранительные органы. Нужно однако иметь в виду, что инспекторы могут сделать то же самое раньше.

— Это очень скользкие темы, и взятки — оружие обоюдоострое, — отмечает Лев Воропаев.

Хотя общение инспектора и водителя регламентировано до нюансов, остаётся масса зон для двойных толкований и споров. Демонстративное и вызывающее поведение водителя-буквоеда, как правило, настраивает инспекторов на критический лад и обостряет ситуацию. У инспекторов есть арсенал средств, чтобы помотать водителю нервы, например, организовать досмотр, личный или транспортного средства. 

Даже если стремитесь делать всё по закону, убедитесь, что знаете нормы, не перегибаете палку, и будьте корректны сами. Для съёмки забавных видеороликов игра на камеру может быть оправдана, но для практических целей — не всегда.

Но когда вас обвиняют огульно или разводят, бороться за свои права можно и нужно: собирайте доказательства в свою пользу, снимайте место нарушения и разговор с инспектором, записывайте данные очевидцев, отражайте своё несогласие в протоколе. В любом случае старайтесь делать это спокойно и корректно — так больше шансов добиться своего.

А теперь небольшой тест.

Водитель забыл дома права. Какие санкции может применить к нему инспектор?

Источник: //59.ru/text/auto/66119575/

Права водителя

Имеет ли право инспектор ДПС

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Основание. Пункт 89 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Основание. Пункты 84, 89 и 91 административного регламента.

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

См. также:

  • ГИБДД запретили снимать номера

Основание. Статья 51 Конституции РФ, пункты 51, 132 административного регламента.

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил.

Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя.

В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Основание. Статья 8 закона «О полиции».

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили.

На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского.

А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

См. также:

  • Что изменилось в регламенте ГИБДД

Основание. Пункты 45, 52 административного регламента, статья 5 закона «О полиции».

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Основание. Пункты 134, 151, 168, 211 административного регламента.

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы.

В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол.

Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

См. также:

  • Что делать при эвакуации машины

Основание. Статьи 28.1.1, 28.2 КоАП РФ.

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет.

Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине.

Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

См. также:

  • Штрафы за нештатное оборудование

Основание. Статьи 290, 291 УК РФ.

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

См. также:

Основание. Пункты 146, 147, 203 административного регламента, статья 25.7 КоАП РФ.

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно.

Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

См. также:

  • За что могут задержать машину
  • Как проводят осмотр и досмотр машины

Основание. Пункт 221 административного регламента.

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

См. также:

  • Что делать, если лишают прав

Основание. Пункт 234 административного регламента.

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол.

Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы.

Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

См. также:

Основание. Статья 33, 53 закона «О полиции», пункт 316 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

См. также:

  • Как оспорить штраф ГИБДД
  • Что делать с двойным штрафом за нарушение ПДД

Источник: //journal.tinkoff.ru/prava/ostanovili-prava/

«Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД :

Имеет ли право инспектор ДПС

Полномочия инспекторов ДПС останутся неизменными — МВД отклонило идеи начальника административно-правового управления ведомства Дмитрия Газизова о передаче сотрудникам ГИБДД права лишения водительского удостоверения без суда и отказе от административного ареста в пользу превентивного задержания нарушителей на 48 часов.

Споры о возможностях и правах сотрудников ГИБДД возникают регулярно, но больше всего претензий у автомобилистов — к остановкам для проверки документов. Водители жалуются, что сотрудники ГИБДД устраивают засады, тормозят машины без повода и подолгу проверяют документы, хотя вроде бы не имеют права делать это вне стационарных постов.

Больше всего неудобств испытывают водители каршеринга.

Например, один из пользователей форума каршеринга пожаловался на вынужденный простой по вине сотрудников ГИБДД: «Утром спешил в аэропорт, остановили для проверки, причем там уже стояло несколько каршеров.

Пока гаишники разбирались со своим планшетом, потерял 10 минут и чуть не опоздал на самолет. Фактически они выставили меня на лишние сто рублей, потому что машину я не переводил в режим ожидания».

«Каждый день стоят на выезде»

Простые автомобилисты тоже недовольны проверками. «Каждый день стоят на выезде из района и тормозят всех подряд под выдуманными предлогами. Пробивать документы могут по 15 минут, уже замучили этими проверками», — написал в один из столичных автомобилистов.

Возмущенные автомобилисты ссылаются на запрет остановки для проверки документов вне стационарных постов, который действует с 2009 г., но юрист Сергей Смирнов объясняет, что никакого запрета давно нет, да и раньше инспекторы без труда его обходили, называя в качестве причины остановки проведение спецоперации или наличие ориентировок на похожий автомобиль.

«В старом регламенте была фраза, что останавливать автомобили для проверки документов разрешается только на стационарных постах.

Любой сотрудник ГИБДД руководствуется законом о полиции, он может в принципе в любом месте остановить, сослаться на какие-то мероприятия типа «Перехват» или «Антитеррор».

Сотрудники ГИБДД этот пункт обходили, потому что наличие спецоперации проверить невозможно физически», — рассказал Смирнов.

 РБК

Случаев вопиющего нарушения регламента инспекторами не смог припомнить даже координатор сообщества «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «Остановили, проверили документы — можешь спокойно ехать дальше.

Они всегда называют причины остановок, и ты никак не проверишь, действительно ли есть ориентировка или спецоперация. Не вижу проблем, если у водителя все в порядке.

У людей возникали проблемы на знаменитом посту в Кущевке, но там было другое — незаконные обыски с подбросом наркотиков и предложением решить вопрос на месте. Это уже был просто криминал», — вспомнил Шкуматов.

Запрет на проверку документов вне постов был мотивирован тем, что под видом сотрудников ДПС на дорогах часто стояли ряженые мошенники, а у настоящих инспекторов не было нужной для проверки документов техники.

Сейчас экипажи оснащены подключенными к сети планшетами и могут провести проверку в любом месте, поэтому с октября 2017 г. действует обновленный Административный регламент МВД по надзору за дорожным движением, в котором этот запрет отменен.

Изменения попытался обжаловать в суде один из автомобилистов, но Верховный суд подтвердил их правомерность.

Другое дело, что остановить без причины инспектор формально не имеет права, говорит Смирнов: «Если ты ничего не нарушал, нет ориентировок или нет необходимости привлечения понятого, зачем останавливать? Тут уже есть повод для разбирательства, но кто будет этим заниматься? Если все в порядке, проще показать документы и ехать дальше».

Какие есть причины для остановки

Официально в списке причин для остановки автомобиля, помимо нарушения, содержится еще десяток пунктов.

Остановить могут в случае, если у полицейских есть информация о причастности водителя к правонарушению, ориентировки на поиск автомобилей с какими-либо внешними признаками, информация о розыске автомобиля, необходимость опроса водителей и пассажиров о ДТП, свидетелями которого они стали, привлечение их в качестве свидетелей или понятых и при ограничениях движения.

 РБК

Кроме того, сотрудники полиции вправе привлечь водителя для оказания помощи другим участникам движения или даже использовать его автомобиль. Проверить наличие ориентировок можно, позвонив дежурному местного отдела ГИБДД, но получить достоверную информацию получится не всегда.

При остановке автомобиля инспектор должен представиться и сообщить причину остановки. Формально проверка должна проводиться в минимально короткие сроки, но время не регламентировано, поэтому жаловаться можно лишь на необоснованное затягивание времени проверки или составления протокола.

«Сотрудник обязан называть причину остановки: либо обнаружение правонарушения, либо сообщение о том, что нужно проверить такой-то автомобиль, либо что-то произошло и необходимы какие-то процессуальные действия. Просто так проверка документов не предусмотрена, это некий сопутствующий фактор каких-либо других действий», — объяснил Сергей Смирнов.

Водитель не обязан покидать автомобиль, однако сотрудник ГИБДД может попросить его выйти в ряде случаев. Например, для прохождения освидетельствования на состояние опьянения, при проведении досмотра, сверки номеров агрегатов машины, для устранения неисправностей или нарушений при перевозке груза либо в случае, когда водитель своим поведением создает угрозу безопасности инспектора.

 РБК

Помимо пункта о запрете проверки документов вне стационарных постов, из обновленного регламента убрали прямое разрешение на фото- и видеосъемку сотрудников ДПС, но на деле она и не требовалась, пояснил Сергей Смирнов.

Фото- и видеофиксация действий сотрудников полиции разрешены законодательно, и единственное ограничение состоит в том, что при проведении съемки водитель не должен препятствовать выполнению сотрудником полиции его служебных обязанностей.

Практику остановки для проверки документов Петр Шкуматов считает абсолютно нормальной: «Полиция так работает везде в мире. А как иначе им выполнять свою работу, если у них нет права проверять документы?»

Источник: //www.autonews.ru/news/5d15a2da9a79478d099e339c

Автоправо
Добавить комментарий