Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну

2.2.8 Допуск к государственной тайне и доступ к сведениям, составляющих государственную тайну

Допуск к сведениям,  составляющим государственную тайну

Допускк государственной тайне в ЗаконеРоссийской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «Огосударственной тайне» определен как

«процедураоформления права граждан на доступ ксведениям, составляющим государственнуютайну, а предприятий, учреждений иорганизаций – на проведение работ сиспользованием таких сведений».

Допускдолжностных лиц и граждан к государственнойтайне представляет собой процедуруоформления права должностных лиц играждан на доступ к сведениям, составляющихгосударственную тайну. Эта процедураопределена в статьях 21, 21.1 и 22 названногоЗакона Российской Федерации.

Статья21 определяет содержание этой процедуры.Эта статья является одной из самыхбольших по объему в Законе РоссийскойФедерации 21.07.

93 № 5485-1 «О государственнойтайне», поскольку она описывает однуиз основных форм отношений, а именноотношение между государством, в лицеорганов государственной власти,предприятий, учреждений, организаций,с одной стороны и должностными лицамии гражданами, допускаемыми к государственнойтайне с другой стороны.

Детализацияположений данной статьи и последующихстатей 21.1 и 22 определена тем, что онинапрямую затрагивают права и свободучеловека и гражданина. Вследствие этогоне должно допускаться ни свободнаятрактовка их положений, ни незаконноеущемление прав граждан.

Допускдолжностных лиц и граждан к государственнойтайне осуществляется на добровольнойоснове. Статья 21 названного ЗаконаРоссийской Федерации устанавливаетэто следующим образом:

«Допускдолжностных лиц и граждан РоссийскойФедерации к государственной тайнеосуществляется в добровольномпорядке…Взаимные обязательстваадминистрации и оформляемого лицаотражаются в трудовом договоре(контракте)».

Выделениеиз широкой категории «граждане» категориидолжностных лиц связана с положениямистатьи 1 Закона Российской Федерации21.07.

93 № 5485-1 «О государственной тайне»,в соответствие с которым принципдобровольности рассматривается с двухпозиций: для граждан – в качестве условияпри поступлении на работу или припривлечении к работам, связанным сиспользованием сведений, составляющихгосударственную тайну, а для должностныхлиц – в качестве условия для занятияопределенных должностей, статус которогонезависимо от желания лиц, их заменяющих,предполагает ознакомление со сведениями,составляющими государственную тайну.

НазванныйЗакон Российской Федерации в статье 21устанавливает формы допуска кгосударственной тайне должностных лици граждан, соответствующие 3 степенямсекретности сведений, составляющихгосударственную тайну.

Всоответствии с «Инструкцией о порядкедопуска должностных лиц и гражданРоссийской Федерации к государственнойтайне», утвержденной постановлениемПравительства Российской Федерации от06.02.2010 № 63, установлены:

перваяформа допуска для должностных лиц играждан, допускаемых к сведениям особойважности;

втораяформа допуска для должностных лиц играждан, допускаемых к совершенносекретным сведениям;

третьяформа допуска для должностных лиц играждан, допускаемых к секретнымсведениям.

Приэтом лица, допущенные к сведениям болеевысокой степени секретности, являютсядопущенными к сведениям низших степенейсекретности.

Всоответствие со статьей 21 названногоЗакона Российской Федерации допускдолжностных лиц и граждан к государственнойтайне предусматривает:

«принятиена себя обязательств перед государствомпо нераспространению доверенных имсведений, составляющих государственнуютайну;

согласиена частичные, временные ограничения ихправ в соответствии со статьей 24настоящего Закона;

письменноесогласие на проведение в отношении ихполномочными органами проверочныхмероприятий;

определениевидов, размеров и порядка предоставлениясоциальных гарантий, предусмотренныхнастоящим Законом;

ознакомлениес нормами законодательства РоссийскойФедерации о государственной тайне,предусматривающими ответственностьза его нарушение;

принятиерешения руководителем органагосударственной власти, предприятия,учреждения или организации о допускеоформляемого лица к сведениям, составляющимгосударственную тайну».

Такиедействия при оформлении допускадолжностным лицам и гражданам кгосударственной тайне, призванныеобеспечить сохранность государственнойтайны, как установил КонституционныйСуд Российской Федерации, в своей основесоответствуют целям, указанным в части3 статьи 55 Конституции РоссийскойФедерации, не противоречат другим еенормам, а также общепризнанным принципамдемократического правового государства.

Положения,касающиеся проведения проверочныхмероприятий, согласуются положениямиФедерального Закона «Об оперативно –розыскной деятельности».

ЗаконРоссийской Федерации от 21.07.

93 № 5485-1 «Огосударственной тайне» в той же статье21 устанавливает, что объем проверочныхмероприятий, проводимых в отношениидолжностного лица или гражданина с егосогласия полномочными органами, зависитот степени секретности сведений, ккоторым будет допускаться должностноелицо или гражданин.

Проверочныемероприятия проводятся в соответствиис законодательством Российской Федерации.

Названная выше Инструкция в пункте 6раздела 1 устанавливает, что проверочныемероприятия, связанные с допуском попервой и по второй формам, осуществляютсяФедеральной Службой БезопасностиРоссийской Федерации и ее территориальнымиорганами во взаимодействии с органами,осуществляющими оперативно – розыскнуюдеятельность. Допуск должностных лици граждан по третьей форме, за исключениемотдельных случаев, осуществляетсяруководителями органов государственнойвласти, организации, предприятия,учреждения без проведения проверочныхмероприятий.

Статья24 Закона Российской Федерации от 21.07.93№ 5485-1 «О государственной тайне»устанавливает возможность временногоограничения прав должностного лица илигражданина, допущенных или ранеедопускавшихся к государственной тайне.Ограничения могут касаться:

«прававыезда за границу на срок, оговоренныйв трудовом договоре (контракте) приоформлении допуска гражданина кгосударственной тайне;

правана распространение сведений, составляющихгосударственную тайну, и на использованиеоткрытий и изобретений, содержащихтакие сведения;

правана неприкосновенность частной жизнипри проведении проверочных мероприятийв период оформления допуска кгосударственной тайне».

Вкачестве компенсации за ограничениеправ и свобод для должностных лиц играждан, допущенных к государственнойтайне на постоянной основе, статья 21названного Закона Российской Федерацииустанавливает следующие социальныегарантии:

«процентныенадбавки к заработной плате в зависимостиот степени секретности сведений, ккоторым они имеют доступ;

преимущественноеправо при прочих равных условиях наоставление на работе при проведенииорганами государственной власти,предприятиями, учреждениями и организациямиорганизационных и (или) штатныхмероприятий».

Кромеэтого для работников структурныхподразделений по защите государственнойтайны дополнительно к социальнымгарантиям, установленным для должностныхлиц и граждан, допущенных к государственнойтайне на постоянной основе, устанавливаетсяпроцентная надбавка к заработной платеза стаж работы в указанных структурныхподразделениях.

Правила выплатыежемесячных процентных надбавок кдолжностному окладу (тарифной ставке)граждан, допущенных к государственнойтайне на постоянной основе и работниковструктурных подразделений по защитегосударственной тайны, утвержденыПостановлением Правительства РоссийскойФедерации от 18.09.2006 № 573.

Эти правилаустанавливают размер ежемесячнойпроцентной надбавки к должностномуокладу (тарифной ставке) за работу со сведениями:

  • имеющими степень секретности «особой важности» – 50-75%;
  • имеющими степень секретности «совершенной секретности» – 30-50%;
  • имеющими степень секретности «секретно» – 5-15%.

Работникамструктурных подразделений по защите государственной тайны дополнительновыплачивается процентная надбавка кдолжностному окладу (тарифной ставке)за стаж работы в этих структурныхподразделениях:

  • от 1 до 5 лет – 10%;
  • от 5 до 10 лет – 15%;
  • от 10 лет и выше – 20%.

Фактналичия у конкретного лица оформленногодопуска к секретным, совершенно секретными особой важности сведениям не являетсяоснованием для его доступа к информациисоответствующей степени секретности.Доступ к сведениям, составляющимгосударственную тайну, Закон РоссийскойФедерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственнойтайне» определяет в статье 2 как

«санкционированноеполномочным должностным лицом ознакомлениеконкретного лица со сведениями,составляющими государственную тайну».

Санкциюна ознакомление конкретного должностноголица или гражданина с конкретнымисведениями, составляющими государственнуютайну, может дать только соответствующийруководитель и только в письменномвиде.

Статья25 названного Закона Российской Федерацииустанавливает сказанное следующимобразом:

«Организациядоступа должностного лица или гражданинак сведениям, составляющим государственнуютайну, возлагается на руководителясоответствующего органа государственнойвласти, предприятия, учреждения илиорганизации, а также на их структурныеподразделения по защите государственнойтайны».

Названнаястатья устанавливает персональнуюответственность за организацию доступак сведениям, составляющим государственнуютайну, возлагая её на руководителейсоответствующих органов государственнойвласти, предприятий, учреждений,организаций, а также на их структурныеподразделения по защите государственнойтайны, непосредственно реализующиепроцедуру доступа:

«Руководителиорганов государственной власти,предприятий, учреждений и организацийнесут персональную ответственность засоздание таких условий, при которыхдолжностное лицо или гражданин знакомятсятолько с теми сведениями, составляющимигосударственную тайну, и в таких объемах,которые необходимы ему для выполненияего должностных (функциональных)обязанностей».

Самапроцедура доступа должностного лицаили гражданина к сведениям, составляющимгосударственную тайну, не описываетсяв Законе Российской Федерации от 21.07.93№ 5485-1 «О государственной тайне». В этомЗаконе Российской Федерации в статье25 установлено:

«Порядокдоступа должностного лица или гражданинак сведениям, составляющим государственнуютайну, устанавливается нормативнымидокументами, утверждаемыми ПравительствомРоссийской Федерации».

Такойподход представляется вполне оправданным,поскольку процедура доступа довольнообъемна по содержанию, предполагаетинвариантность, связанную со спецификойосуществляемой деятельности, и, крометого, должна сохранять способностьоперативно реагировать на изменениявнешних условий, что при закрепленииэтой процедуры в законе было бы крайнетрудно осуществить.

Понятие«допуск предприятий, учреждений иорганизаций к государственной тайне»представляет собой процедуру оформленияправа юридического лица на проведениеработ с использованием сведений,составляющих государственную тайну.

Эта процедура в соответствии с положениямистатьи 27 Закона Российской Федерацииот 21.07.

93 № 5485-1 «О государственной тайне»осуществляется путем полученияюридическим лицом лицензии на правопроведения работ с использованиемсведений, составляющих государственнуютайну. В названной статье установлено:

«Допускпредприятий, учреждений и организацийк проведению работ, связанных сиспользованием сведений, составляющихгосударственную тайну, созданием средствзащиты информации, а также с осуществлениеммероприятий и (или) оказанием услуг позащите государственной тайны,осуществляется путем получения ими впорядке,устанавливаемомПравительством Российской Федерации,лицензий на проведение работ со сведениямисоответствующей степени секретности.».

Вэтой же статье установлено:

«Лицензияна проведение указанных работ выдаетсяна основании результатов специальнойэкспертизы предприятия, учреждения иорганизации и государственной аттестацииих руководителей, ответственных зазащиту сведений, составляющихгосударственную тайну, расходы попроведению которых относятся на счетпредприятия, учреждения, организации,получающих лицензию.».

Лицензияна проведение работ с использованиемсведений, составляющих государственнуютайну, выдается юридическому лицу привыполнении им следующих установленныхв названной выше статье условий:

«выполнениетребований нормативных документов,утверждаемых Правительством РоссийскойФедерации, по обеспечению защитысведений, составляющих государственнуютайну, в процессе выполнения работ,связанных с использованием указанныхсведений;

наличиев их структуре подразделений по защитегосударственной тайны и специальноподготовленных сотрудников для работыпо защите информации, количество иуровень квалификации которых достаточныдля обеспечения защиты государственнойтайны;

наличиеу них сертифицированных средств защитыинформации».

Порядокполучения названной лицензии всоответствии со статьей 27 ЗаконаРоссийской Федерации от 21.07.

93 № 5485-1 «Огосударственной тайне» определяетсяПоложением о лицензировании деятельностипредприятий, учреждений и организацийпо проведению работ, связанных сиспользованием сведений, составляющихгосударственную тайну, с созданиемсредств защиты, а также с осуществлениеммероприятий и (или) оказанием услуг позащите государственной тайны, утвержденнымПостановлением Правительства РоссийскойФедерации от 15.04.95 № 333.

Источник: https://studfile.net/preview/3073169/page:2/

Кс рф разъяснил порядок допуска к гостайне в судебном разбирательстве

Допуск к сведениям,  составляющим государственную тайну

Конституционный Суд РФ опубликовал постановление по делу о проверке конституционности ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне, которые оспаривал бывший сотрудник ОБЭП Евгений Горовенко.

Во время прохождения заявителем службы в правоохранительных органах в его отношении осуществлялось дисциплинарное производство в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по ведению дел оперативного учета в процессе ОРД.

За допущение этих нарушений он был уволен из органов, а затем в его отношении было возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос, которое завершилось постановлением обвинительного приговора.

В ходе производства по уголовному делу по ходатайству Евгения Горовенко проводилась почерковедческая экспертиза, выявившая факты подделки его подписей в делах оперативного учета, в связи с нарушениями при ведении которых он был уволен.

Материалы, касающиеся подделки подписей, были выделены в отдельное производство для проверки наличия в действиях неизвестных лиц признаков преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ «Служебный подлог».

По ее результатам неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись.

Поскольку Горовенко извещался об этом без ознакомления с содержанием постановлений, он подал жалобу в порядке ст.

125 УПК РФ на бездействие должностных лиц следственного органа, выразившееся в непредоставлении ему информации, связанной с материалами проверки.

Жалоба была частично удовлетворена: суд признал Евгения Горовенко лицом, чьи права и законные интересы затрагивает эта проверка и принятые по ее итогам решения.

Вместе с тем суд, руководствуясь п. 4 ст.

5 Закона о государственной тайне, согласно которому государственную тайну составляют в том числе сведения в области оперативно-розыскной деятельности, пришел к выводу, что Евгений Горовенко, не имея допуска к секретной информации, вправе ознакомиться лишь с той частью материалов проверки, которая не содержит секретных сведений, а также вправе получить копии вынесенных в ходе проверки постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во исполнение решения суда заявитель был ознакомлен с несколькими томами несекретных материалов, а с томами, содержащими секретные и совершенно секретные сведения, ознакомление не производилось.

Ему также были вручены копии семи постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, за исключением последнего, которому был присвоен гриф секретности.

Жалоба Горовенко на непредоставление ему данного постановления была оставлена судом без удовлетворения со ссылкой на то, что требуемая информация содержит государственную тайну, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

В этой связи Евгений Горовенко обратился в КС РФ, указав, что ст. 21 и 21.

1 Закона о гостайне не соответствуют основному закону, поскольку они, по его мнению, неполно определяют круг лиц, которым может быть разрешен допуск к материалам уголовного судопроизводства, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.

Тем самым оспариваемые нормы позволяют отказывать заинтересованному лицу, защищающему свои права, в ознакомлении с материалами проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверки сообщения о преступлении и с вынесенными на их основании решениями об отказе в возбуждении уголовного дела, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, а также в предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которому присвоен гриф секретности, в связи с отсутствием у такого лица допуска к государственной тайне.

Конституционный Суд принял жалобу к рассмотрению, согласившись, что в поднятом заявителем вопросе обнаружилась правовая неопределенность. В итоге оспариваемые нормы были признаны соответствующими Конституции РФ, однако Суд разъяснил их конституционно-правовой смысл.

КС РФ напомнил, что в своем Постановлении от 23 марта 1999 г. № 5-П он признал неконституционным ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками производства по уголовному делу.

А по смыслу же правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 27 июня 2000 г.

№ 11-П и других его решениях, обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным его участником, а «наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права».

КС РФ указал, что право обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела предполагает обязанность государства обеспечить возможность его реализации, которая прямо зависит от доступа к обжалуемому решению и материалам соответствующей проверки, поскольку это необходимо для реализации возможности мотивированно оспорить законность и обоснованность такого постановления. В противном случае сообщившее о преступлении лицо, хотя и не признанное в официальном порядке потерпевшим, но полагающее себя пострадавшим от преступления, будет ущемлено в праве на судебную защиту.

Как пояснил Конституционный Суд, использование уполномоченными должностными лицами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результатов ОРД, хотя и включенных в перечень сведений, составляющих государственную тайну, но содержащих лишь информацию о наличии или отсутствии признаков преступления и о других обстоятельствах, имеющих значение для принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела, не может служить препятствием для ознакомления сообщившего о преступлении лица с процессуальным решением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами, дающими основание для его вынесения.

Лишение возможности ознакомиться с таким постановлением фактически обессмысливает право на судебную защиту лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются им, подчеркнул Конституционный Суд.

Также КС РФ сослался на Постановление от 27 марта 1996 г. № 8-П, согласно которому закрепленный ст.

21 Закона о государственной тайне порядок допуска к ней с целью выявления обстоятельств, которые могут служить основанием для отказа в допуске, носит характер общего правила, не исключающего использование иных способов доступа к государственным секретам и защиты государственной тайны. В частности, ст. 21.

1 данного закона предусматривает особый порядок допуска к государственной тайне перечисленных в ней лиц – без проведения предусмотренных его ст. 21 проверочных мероприятий, что предопределяется спецификой занимаемой этими лицами должности или осуществляемой ими профессиональной деятельности.

Также КС РФ указал, что статус участников уголовного судопроизводства определяется не только отраслевыми нормами, но и требованиями Конституции РФ.

Следовательно, их процессуальное положение, наполняемое в том числе конституционно-правовым содержанием, не исключает доступа к конкретным сведениям, составляющим государственную тайну, способами, не связанными с оформлением допуска к таким сведениям, притом что защита государственной тайны будет обеспечена предусмотренными законом средствами.

«Иное приводило бы к тому, что лица, не имеющие допуска к государственной тайне, ограничивались бы в праве на судебную защиту в случаях, когда сведения об оспариваемых решениях (действиях, бездействии) нашли отражение в материалах, которым присвоен гриф секретности», – пояснил Суд.

Соответственно, распространение действия ст. 21 и 21.

1 Закона о государственной тайне на лиц, которые наделены правом обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и которые не осуществляют в уголовном процессе служебную или профессиональную деятельность, и лишение их тем самым возможности ознакомиться с этим процессуальным решением и материалами, послужившими основанием для его вынесения, со ссылкой на отсутствие у них допуска к государственной тайне противоречили бы Конституции РФ.

Конституционный Суд также подчеркнул, что, исходя из принципа равенства перед законом и судом, участники уголовного судопроизводства, относящиеся к одной категории, наделены равными процессуальными правами.

«Действие названного принципа и баланс между защитой прав лиц, заинтересованных в получении информации, и соблюдением правового режима государственной тайны должны обеспечиваться и при реализации этими лицами права на обжалование в суд решений органов государственной власти и должностных лиц и права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы», – говорится в постановлении КС РФ.

Суд указал, что лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области ОРД, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом отмечается, что средствами обеспечения государственной тайны в различных видах судопроизводства могут, кроме прочего, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по делу, их привлечение к уголовной ответственности в случае ее разглашения.

Таким образом, Конституционный Суд постановил, что правоприменительные решения, принятые в отношении Евгения Горовенко в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в данном постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов считает, что данные КС РФ разъяснения будут полезны заявителям – потенциальным потерпевшим по уголовным делам.

«Вместе с тем сходные положения, касающиеся прав адвоката – представителя заявителя знакомиться с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и обосновывающими его материалами ОРД, составляющими государственную тайну, были ранее высказаны в Постановлении КС РФ от 6 ноября 2014 г.

№ 27-П по жалобе О.А. Лаптева (докладчиком по обоим делам выступал судья КС РФ А.И. Бойцов).

И в том, и в другом случае КС РФ разграничил собственно результаты ОРМ и организационно-технические сведения, предоставив заявителю и его адвокату возможность знакомиться только с первыми», – отметил Максим Никонов.

Партнер АБ «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Михаил Кириенко указал, что постановление в очередной раз показывает порочную практику правоприменителей, которые игнорируют конституционные гарантии и принципы.

«На практике суды и правоохранители полностью игнорируют положения Конституции РФ, буквально толкуя и применяя уголовно-процессуальный закон, порой очевидно лишая заинтересованных лиц права на доступ к информации и на обжалование решений.

 Решение Конституционного Суда является позитивным и позволит обеспечить данные права граждан в рамках уголовного процесса при его сопряженности со сведениями, содержащими государственную тайну», – уверен эксперт.

Он также обратил внимание на то, что КС РФ сделал дополнительный акцент на важности положений ст. 24 Конституции РФ, которые имеют общий характер и не связываются с конкретным статусом участника уголовного судопроизводства, а предполагают учет сферы негативного влияния и затрагивания интересов гражданина в его рамках.

Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов назвал решение Конституционного Суда убедительным, а подход к поднятой проблеме – взвешенным.

«Полагаю, что это решение, с учетом его обязательности для исполнения всеми должностными лицами, должно стать достаточным запретительным инструментом в отношении нарушения прав.

Позиция КС РФ о том, что любые интересы государства, связанные с государственной тайной, не могут быть выше личных интересов лиц, чьи права ущемляются, созвучна моей собственной правовой позиции по этому поводу», – отметил он.

Вместе с тем Андрей Гривцов добавил, что теперь необходимо принятие судебного или законодательного акта, позволяющего подвергать объективному сомнению и обжаловать произвольное присвоение документу статуса секретного: «В настоящее время подобное обжалование, по сути, сводится к формальности».

По словам адвоката КА «Лапинский и партнеры» Константина Кузьминых, в своем постановлении КС РФ указал на недопустимость ситуаций, когда из-за одного листа секретных сведений, не имеющих важности для дела, все его материалы засекречиваются.

Суд акцентировал внимание на том, что задачей руководителей оперативно-розыскных подразделений и надзирающих органов является недопущение ситуаций необоснованного засекречивания производств, к которым могут быть допущены лица, не имеющие допуска к государственной тайне.

«Строго говоря, необоснованное засекречивание материалов уголовных производств может граничить с провокацией преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ. На мой взгляд, разъяснения КС РФ понятны: “секретить” уголовное судопроизводство можно только в исключительных случаях, когда без секретных материалов процедура доказывания невозможна», – заключил Константин Кузьминых.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-rf-razyasnil-poryadok-dopuska-k-gostayne-v-sudebnom-razbiratelstve/

По вопросу о порядке допуска работников (бывших сотрудников) системы МВД России к государственной тайне при замещении ими штатных должностей

Допуск к сведениям,  составляющим государственную тайну

Требования, установленные законодательством Российской Федерации к порядку допуска работников (бывших сотрудников) системы МВД России к сведениям, составляющим государственную тайну, являются едиными для сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России.

1. Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г.

N 63 (далее – Инструкция), определено, что доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме (пункт 4).

Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы) (пункт 5 Инструкции).

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) (пункт 19 Инструкции).

Согласно пункту 5 Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне, утвержденной приказом МВД России от 20 августа 2010 г.

N 600 (зарегистрирован в Минюсте России 2 ноября 2010 года, регистрационный N 18881), если по характеру выполняемых должностных обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Если лица указанных категорий уволились из организации системы МВД России, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, и на них в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается (пункт 43 указанной Инструкции). В этом случае при назначении их на должности, которые по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимо переоформление допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Понятие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, раскрывается в статье 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г.

N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон) и включает в себя, в том числе, письменное согласие на проведение в отношении граждан полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Таким образом, работники (бывшие сотрудники) системы МВД России  привлекаются к выполнению работ со сведениями, составляющими государственную тайну, только при наличии у них оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне.

Следует учесть, что указами Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации” и от 5 мая 2014 г.

N 300 “О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации” установлена предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России.

В этой связи в случае необходимости привлечения работников (бывших сотрудников) системы МВД России к работе со сведениями особой важности, совершенно секретными и секретными в соответствующих подразделениях системы МВД России необходимо отнесение их должностей к должностям, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, или введение новых штатных должностей работников путем внесения изменений в штатные расписания и, соответственно, в номенклатуру должностей (пункт 25 Инструкции).

При этом в номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей (пункт 21 Инструкции).

2. Пунктом 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г.

N 573, установлено, что ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.

Пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации федеральным органам государственной власти поручено устанавливать в подведомственных им организациях размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны в соответствии с утвержденными Правилами.

В целях реализации данного предписания издан ряд ведомственных нормативных актов МВД России.

Приказом МВД России от 13 июня 2007 г.

N 519 (зарегистрирован  в Минюсте России 12 июля 2007 года, регистрационный N 9825) утверждена Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне. Согласно пункту 1 указанной Инструкции федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов внутренних дел Российской Федерации, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях.

В соответствии с пунктом 2 данной Инструкции допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Относительно условий выплаты надбавки военнослужащим внутренних войск МВД России и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации установлены аналогичные нормы.

Приказом МВД России от 7 августа 2007 г. N 699 (зарегистрирован в Минюсте России 8 октября 2007 г.

, регистрационный N 10272) утверждена Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к месячному окладу в соответствии с занимаемой воинской должностью (должностному окладу, тарифной ставке) военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России, допущенных к государственной тайне.

В Разделе I данной Инструкции “Ежемесячная процентная надбавка к месячному окладу в соответствии с занимаемой воинской должностью (должностному окладу, тарифной ставке) военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России, допущенных к государственной тайне на постоянной основе” определено, что допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются военнослужащие и лица гражданского персонала, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу своих должностных (функциональных) обязанностей (пункт 2).

В отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации  в пункте 21 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России  от 31 января 2013 г.

N 65 (зарегистрирован в Минюсте России 6 мая 2013 года, регистрационный N 28315), закреплено: “сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 65 процентов, в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет доступ”.

Размеры надбавки, устанавливаемой в соответствии с имеющейся степенью секретности, определены приказом МВД России от 20 февраля 2012 г. N 107дсп “О ежемесячной надбавке за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации” (зарегистрирован в Минюсте России 20 марта 2012 г., регистрационный N 23524).

Под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, следует понимать работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.

), а также независимо от продолжительности работы и ее периодичности в течение года (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации  от 19 мая 2011 г.

N 408н “О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны”).

Необходимо отметить, что работа на постоянной основе может включать в себя работу на условиях неполного рабочего времени (в том числе,  по ставке 0,5), что не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых прав (статья 93 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, лицо, занятое на условиях неполного рабочего времени, имеет право на выплату ему надбавки за работу со сведениями, составляющим государственную тайну, пропорционально отработанному времени.

Следует учитывать, что надбавка не выплачивается федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов внутренних дел Российской Федерации, работающим: по совместительству и получающим надбавку по основному месту работы; с почасовой оплатой труда; на основании гражданско-правовых договоров.

С учетом вышеизложенного работники (бывшие сотрудники) системы МВД России могут быть привлечены к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и получать ежемесячную процентную надбавку за работу с указанными сведениями только при наличии следующих условий:

1. Отнесение имеющихся должностей к должностям, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, или введение новых штатных должностей работников путем внесения изменений в штатные расписания и, соответственно, в номенклатуру должностей.

2. Оформление в установленном законодательством Российской Федерации порядке допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

3. Заключение трудового контракта на условиях работы со сведениями, составляющими государственную тайну, на постоянной основе.

Источник: https://60.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6495473

Осторожно: государственная тайна!

Допуск к сведениям,  составляющим государственную тайну
Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых.

И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания.

На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г.

№ 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г.

№ 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне.

Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г.

№ 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Порядок допуска к государственной тайне

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

  1. первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  2. вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  3. третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина ­к государственной тайне3;
  • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска ­к государственной тайне.

3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности).

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами ­документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне.

Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий.

Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
  • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=7171

Автоправо
Добавить комментарий