Что такое бесконтактное ДТП и судебная практика по страховым выплатам при нем

Содержание
  1. Бесконтактное ДТП: оформление и получение страховой выплаты по ОСАГО
  2. Бесконтактное дорожно-транспортное происшествие, его понятие и виды
  3. Механизм бесконтактного дорожно-транспортного происшествия
  4. Оформление бесконтактного дорожно-транспортного происшествия
  5. Страховые выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП
  6. Бесконтактное ДТП: оформление и судебная практика по выплатам ОСАГО
  7. Классификация видов ДТП
  8. Какое ДТП является бесконтактным
  9. Какие действия должен предпринять водитель при бесконтактном ДТП
  10. Оформление бесконтактного происшествия
  11. Получение возмещения ущерба при бесконтактном ДТП по ОСАГО
  12. Судебная практика по делам о бесконтактных ДТП
  13. Ответственность для виновников бесконтактных происшествий
  14. Могут ли виновника такого ДТП лишить прав
  15. Наказание за оставление места происшествия
  16. Заключение
  17. Бесконтактное ДТП:
  18. Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО
  19. Как получить возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП
  20. Рекомендации по оформлению ДТП с бесконтактным механизмом
  21. Что делать при отказе в выплате страхового возмещения
  22. Бесконтактное ДТП: судебная практика в 2019 году
  23. Что такое бесконтактное ДТП
  24. Примеры бесконтактных ДТП
  25. Что делать при возникновении бесконтактных ДТП
  26. Оформление бесконтактного ДТП
  27. Страховка
  28. Судебная практика

Бесконтактное ДТП: оформление и получение страховой выплаты по ОСАГО

Что такое бесконтактное ДТП и судебная практика по страховым выплатам при нем

Статья содержит подробный анализ вопросов, связанных с бесконтактными дорожно-транспортными происшествиями, мы исследуем механизм бесконтактного ДТП и его виды, из содержащегося в статье материала читатель узнает о том, как правильно оформить и документировать бесконтактное ДТП, какие действия следует предпринять потерпевшему для получения страховой выплаты в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО.

статьи:

Бесконтактное дорожно-транспортное происшествие, его понятие и виды

Следуя определению понятия дорожно-транспортного происшествия, содержащегося в Правилах дорожного движения (ПДД РФ), под которым понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб, отметим, что при бесконтактном ДТП транспортное средство, в процессе движения по дороге создаёт реальную опасность для окружающих и причиняет указанный в определении вред, опосредованно, то есть без физического взаимодействия с объектом (человеком, автомобилем, зданием, сооружением и прочее).

Возможны и иные варианты бесконтактных дорожных ситуаций, следствием которых является причинение вреда. Первичная опасность, которая «запускает» процесс ДТП может создаваться действиями водителя, пешехода, пассажира.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, в которой один участник происшествия (условно «виновный») своими противоправными действиями создает реальную опасность для движения второму участнику происшествия (условно «первый потерпевший»), в результате чего последний, причиняет вред третьему лицу (условно «второй потерпевший»).

При этом действия виновника являются причиной для возникновения и причинения вреда, как первому, так и второму потерпевшим. В такой конструкции первый потерпевший из-за действий виновника, невольно причиняет вред второму потерпевшему.

Основными видами бесконтактных дорожно-транспортных происшествий являются: наезд на препятствие, наезд на пешехода, столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортного средства, выпадение (падение) пассажира (груза).

Механизм бесконтактного дорожно-транспортного происшествия

Под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, характеризующих дорожно-транспортное происшествие, позволяющих выявить все его стадии и причину возникновения. Механизм бесконтактного ДТП имеет присущую ему специфику.

В целях незаконного получения страховых выплат, механизм такого происшествия часто используют страховые мошенники. Поэтому, каждое такое страховое событие всегда вызывает у страховщиков подозрения.

Страховые компании часто отказывают потерпевшим в выплате страхового возмещения, что не оставляет последним никакого выбора. Добиваться страховых выплат приходится в судебном порядке.

Для того, чтобы усилия потерпевших были не напрасными, им следует в суде доказать, что вред, подлежащий возмещению страховщиком по ОСАГО, причинен именно в результате наступления страхового случая – дорожно-транспортного происшествия.   

Истец, инициировавший судебную тяжбу, должен чётко представлять механизм рассматриваемого дорожного происшествия и на его основе, представить суду необходимые для удовлетворения иска доказательства. Проанализируем механизм происшествия и его законные последствия на следующем примере.

Водитель автомобиля К.

, управляя технически исправным транспортным средством, при совершении манёвра – обгона большегрузного тягача – длинномера, двигавшегося в попутном с ним направлении, выехал на полосу, предназначенную для движения транспортных средств во встречном направлении, по которой двигался автомобиль под управлением водителя М. Не рассчитав расстояние до встречного автомобиля, водитель К., создал опасность для движения водителю М., который в соответствии с пунктом 10.1 ПДД РФ, во избежание столкновения, вынужден был применить экстренное торможение и повернул рулевое колесо вправо.

В результате резкого торможения и предпринятого водителем М. манёвра, автомобиль под его управлением., выехал на обочину дороги и опрокинулся в кювет. Данный маневр водитель М.

, совершил в виду реальной опасности, во избежание столкновения с автомобилем, выехавшим на его полосу движения, которым управлял водитель К.

, для предотвращения возможного вреда жизни и здоровью людей, также имущественного ущерба.

Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД по записям камер наружного наблюдения и видеорегистратора, установили водителя К. Однако, в ходе дознания вина водителя К., не была доказана.

Причиной опрокидывания автомобиля, по мнению сотрудников ДПС, явились действия водителя М., предпринявшего маневр вправо. После обращения в страховую компанию водителю М.

, было отказано в выплате страхового возмещения.

У потерпевшего водителя М., возникает вопрос: насколько обоснованы выводы ГИБДД относительно причины происшествия, влекущие за собой отказ в выплате по ОСАГО? Ответ на такой вопрос лежит в понимании и правильной оценке механизма рассматриваемого события.

С одной стороны (точка зрения ГИБДД): нет столкновения – нет и причастности к ДТП водителя К. Так как водитель М., повернул на обочину, не справился с управлением автомобиля и допустил его опрокидывание. С другой стороны (точка зрения водителя М.,): водитель К.

  нарушил правило обгона, предусмотренное пунктом 11.

1 ПДД РФ, согласно которого: прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Каким образом доказать потерпевшему М., вину водителя К.? Ответ очевиден – только в суде и только путём назначения специальных судебных экспертиз.

Подробности в статьях:

  • Трасологическая экспертиза ДТП
  • Автотехническая экспертиза ДТП

Определение экспертами – автотехниками и трасологами наличия – отсутствия технической возможности у водителей К. и М. избежать столкновения транспортных средств путем снижения скорости, при точном и своевременном выполнении норм ПДД РФ и механизма ДТП, позволит всё расставить на свои места.

Таким образом, правильное понимание и оценка механизма бесконтактного ДТП позволяет истцу – водителю М.

, доказать основание заявленных исковых требований, а суду, сделать вывод том, наступила ли гражданско-правовая ответственность водителя К. Так как,  наличие оснований для гражданской ответственности причинителя вреда К., согласно ст. ст.

1064, 1079 ГК РФ, влечет за собой возникновение обязанности у страховщика возместить страховой вред потерпевшему М., в рамках ОСАГО.

Оформление бесконтактного дорожно-транспортного происшествия

Процедура оформления и документирования дорожно-транспортных происшествий, в части требований, относящихся к водителям транспортных средств, регламентируются, п. п. 2.6, 2.6.1 ПДД РФ.

Бесконтактное происшествие, в силу присущих и, рассмотренных выше особенностей, исключает возможность применения водителями правил Европротокола, предусмотренных положениях статьи 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Таким образом, рассматриваемая категория дорожных происшествий, оформляется только с участием сотрудников полиции. При этом в любом случае, вне зависимости от тяжести последствий автоаварии, следует добиваться выезда на место события сотрудников ДПС ГИБДД.

Настоятельно рекомендуем воздержаться от самостоятельного составления схемы дорожно-транспортного происшествия «на коленке», даже при единой оценки водителями причин и обстоятельств дорожного инцидента.

При бесконтактном ДТП полноценно составить и документировать происшествие могут только подготовленные сотрудники ДПС.

Обращаем внимание наших читателей на необходимость составления всеми водителями-участниками инцидента, извещения о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого, направляется в числе прочих документов в страховую компанию. Без этого документа страховщик имеет полное право отказать потерпевшему в страховой выплате. О том, как правильно заполнить бланк извещения, можно посмотреть в статье (Как оформить Европротокол и извещение о ДТП)

Специфика доказывания вины в совершении бесконтактного ДТП требует от участников происшествия уделить особое внимание поиску источников, содержащих сведения об обстоятельствах происшествия.

К таковым относятся: очевидцы аварии, записи камер наблюдения, установленных вблизи места происшествия, данные видеорегистраторов, полученные от водителей и очевидцев.

Приобщение к материалам дела указанных источников и сведений, полученных с их помощью, должно быть оформлено в письменной форме в виде ходатайства. Согласно статьи 24.

4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, все ходатайства по делу подлежат обязательному и немедленному рассмотрению должностным лицом, осуществляющим производство. Отказ в удовлетворении ходатайства оформляется в виде процессуального документа – определения, копия которого выдается заявителю.

После рассмотрения дела в группе разбора ГИБДД по существу, потерпевшим участникам бесконтактного происшествия выдаются процессуальные документы, необходимые для предъявления в страховую компанию за получением причитающейся выплаты. При несогласии с постановлениями и решениями по делу об административном правонарушении, участники происшествия вправе их обжаловать в порядке, рассмотренном в статье (Порядок обжалования и отмены постановления ГИБДД)

Страховые выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Основания и порядок, по которым производится возмещение страхового вреда, рассмотрены подробно в статье (Страховые выплаты и ремонт по ОСАГО)

Применительно к рассматриваемой теме отметим, что страховщики, в подавляющем большинстве случаев, отказывают потерпевшим в выплате страхового возмещения. Причины такого решения различны. Нередко ГИБДД не может, а часто и не пытается, установить вину лица, формально не причастного к происшествию, а по факту, создавшего аварийную ситуацию.

В других случаях, даже когда вина конкретного лица установлена и подтверждена постановлением по делу об АПН, страховщики ставят под сомнение соответствие повреждений транспортного средства механизму ДТП. В обоснование отказа, страховые компании ссылаются на заключение трасологических экспертиз, проведенных по их собственной инициативе.

Потерпевшим в таких происшествиях нужно быть готовыми к тому, что добиваться правды, а вместе с ней и страхового возмещения, придётся в суде. Разумеется, обращению потерпевшего в органы правосудия с иском о взыскании страхового возмещения от дорожно-транспортного происшествия, предшествует прохождение досудебной процедуры.

  Обращение потерпевшего к страховщику до предъявления им иска, происходит в две стадии: первая – подача заявления и документов, вторая – составление и предъявление мотивированной досудебной претензии. Правовое регулирование процедуры общения потерпевшего и страховщика по вопросам и спорам о возмещении вреда, урегулировано норами статьей 11,14.

1,16.1 ФЗ «Об ОСАГО».

В заключение статьи, обращаем внимание наших читателей, столкнувшихся с ситуацией бесконтактного ДТП, на важность своевременного привлечения к участию в деле квалифицированного юриста, специализирующегося на оказании правовой помощи по дорожно-транспортным и страховым делам.

Источник: https://femida-info.ru/konsultatsiya/avtomobilnoe-pravo/93-beskontaktnoe-dtp-oformlenie-i-poluchenie-strakhovoj-vyplaty-po-osago

Бесконтактное ДТП: оформление и судебная практика по выплатам ОСАГО

Что такое бесконтактное ДТП и судебная практика по страховым выплатам при нем

В России с 2003 года введено обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов (ОСАГО).

Однако, когда дело доходит до страховых выплат, компании-страховщики не слишком торопятся расставаться с деньгами, особенно если ДТП было бесконтактным, то есть столкновения с транспортом виновника аварии не произошло.

Узнаем как решаются споры, в случае, если произошло бесконтактное ДТП: судебная практика и ее нюансы.

Классификация видов ДТП

К дорожно-транспортным относятся происшествия на дорогах, в которых участвует хотя бы одно движущееся транспортное средство. Если ни одно транспортное средство не двигалось, любое происшествие с транспортом к ДТП не относится.

Классификация дорожно-транспортных происшествий содержится в приложении 6 к инструкции по учету ДТП, введенной в действие приказом №328 МВД РФ от 18.06.1996. Перечень ДТП включает:

  1. Столкновение. При этом происшествии сталкивается несколько транспортных средств.
  2. Опрокидывание – когда движущееся транспортное средство опрокидывается.
  3. Наезды:
    • на стоящий транспорт – одно из транспортных средств стоит.
    • На препятствие – столкновение с неподвижным предметом, например, столбом.
    • На пешехода.
    • На велосипедиста.
    • На гужевой транспорт. Столкновение с транспортом, который двигают тягловые животные.
    • На животное. Любое животное, если оно не тянуло транспорт.
  4. Падение пассажира.
  5. Прочие виды дорожно-транспортных происшествий.

Из классификации видно, что интересующий нас вид дорожно-транспортного происшествия относится к прочим видам ДТП. Поговорим об этом подробнее.

Какое ДТП является бесконтактным

Всем известны случаи, когда действия одного из участников дорожного движения привели к повреждению транспорта, объектов инфраструктуры или ранению и гибели людей, при этом сами транспортные средства не столкнулись.

Обычно такие происшествия происходят из-за нарушения правил маневрирования одним из водителей.

Тогда другой участник движения, стремясь избежать столкновения, резко маневрирует и сталкивается с другими участниками движения, неподвижными объектами, вылетает с дороги или совершает наезд на людей и животных.

Именно такие происшествия, когда в нем виноват водитель, непосредственно не участвовавший в повреждении транспорта, и называются бесконтактными. Так как транспортное средство виновника аварии в непосредственный контакт с другими транспортными средствами, окружающими предметами и людьми не вступало и обычно остается неповрежденным.

Какие действия должен предпринять водитель при бесконтактном ДТП

Вне зависимости от контактного или бесконтактного характера происшествия, действия водителей при дорожно-транспортных происшествиях установлены правилами дорожного движения и неизменны. В первоочередном порядке следует:

  • Остановить транспортное средство или не двигаться с места, если транспорт стоял.
  • Выставить знак аварийной остановки (не ближе 15-и метров, в населенных пунктах и не ближе 30-и – за городом).
  • Проверить состояние других участников происшествия и принять меры к оказанию помощи пострадавшим.
  • Зафиксировать обстоятельства произошедшего происшествия. Хорошо, если в машине работал видеорегистратор. Используйте аудио и видеосъемку, старайтесь выявить и получить контакты свидетелей.
  • Сообщить о происшествии в ГИБДД и ожидать прибытия их сотрудников.
  • Правила дорожного движения содержат пункт об освобождении проезда. Выполнять его, до прибытия сотрудников ГИБДД, следует только в том случае когда движение полностью перекрыто. Если проезд остался, дождитесь полицейских.

Обратите внимание! Автомобиль виновника бесконтактного происшествия остается исправным. Иногда водитель даже и не замечает, что стал участником происшествия. По этим причинам виновник часто пытается скрыться. Преследовать его не нужно. В этом случае вы сами покинете место ДТП, и совершите правонарушение. Фиксируйте номер и приметы машины. В дальнейшем ее водителя разыщут сотрудники полиции.

Оформление бесконтактного происшествия

В настоящее время, если в дорожно-транспортном происшествии не пострадали люди и участники ДТП имеют одинаковое видение причин, обстоятельств и виновника происшествия, разрешается оформлять ДТП на основании европротокола. Однако, в случае с бесконтактным ДТП, мы бы не рекомендовали этого делать.

Причина в том, что страховая компания обязательно заподозрит попытку мошенничества. Судите сами: машина виновника ДТП не пострадала, тем не менее он заявляет, что страховщик обязан оплатить ремонт другой разбитой машины. Обстоятельства выглядят крайне подозрительно.

Поэтому мы рекомендуем бесконтактные ДТП оформлять только в стандартном порядке с вызовом сотрудников ГИБДД и составлением справки о ДТП по результатам проведенных на месте происшествия экспертиз.

Страховщики и так, скорее всего, будут стремиться избежать финансовых потерь. Не стоит облегчать им уклонение от выполнения обязательств.

От составленных представителями правоохранительных органов документов отмахнуться значительно сложнее.

Куда и как звонить при ДТП.

Получение возмещения ущерба при бесконтактном ДТП по ОСАГО

Определенные проблемы при получении страховых выплат возникают почти всегда – страховщик теряет деньги. Однако возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП еще более проблематично.

По этому виду страхования платежи осуществляет страховая компания виновника происшествия в пользу пострадавшего в нем или страховой компании пострадавшего если он обратился в нее за прямым возмещением ущерба. Страховщики часто пытаются найти различные отговорки.

Они не признают сам факт происшествия ДТП, либо отказывают в выплатах на основании того, что заявитель выбрал ненадлежащего плательщика.

Сразу оговоримся прямое урегулирование, то есть получение возмещения от своей страховой компании, в случае с бесконтактным ДТП, невозможно. Причины этого мы раскроем в следующем разделе нашей статьи.

Судебная практика по делам о бесконтактных ДТП

Страховые компании – это коммерческие предприятия, существующие на разницу между суммой собранных страховых премий и суммой произведенных выплат. Естественно, каждая выплата сокращает доходы страховщика.

Поэтому прежде чем заплатить, работники страховых компаний тщательно изучают каждое происшествие. Если, как им кажется, они находят основания для отказа в производстве выплат, они именно так и поступают.

Если во внесудебном порядке убедить компанию произвести возмещение ущерба не удалось, единственным методом добиться справедливости является обращение в суд.

Суды при принятии своих решений учитывают решения иных судов, вынесенных по аналогичным делам.

То есть если подобно дело уже рассматривалось и решение суда по нему осталось без изменений, то и решение по новому делу будет таким же. Именно поэтому и важно изучение судебной практики.

В рамках этой статьи нас интересует именно судебная практика по бесконтактному ДТП, рассмотрим несколько случаев.

В начале статьи мы рассказали о том, что основной причиной бесконтактных ДТП является неправильное маневрирование виновника и, вследствие этого, резкое изменение направления движения пострадавшим, но это не единственный случай бесконтактных ДТП.

Широкую известность получил случай, когда водитель автомобиля MAN, маневрируя, сбил ветку дерева, а та, в свою очередь, упала на припаркованный автомобиль Opel и повредила его. Страховая компания отказалась проводить выплаты, ссылаясь на то, что ДТП как такового не было, а владелец Opel виноват сам, так как он не учел опасности от низко нависающей ветки.

Суд с доводами страховщика не согласился. В его решении сказано, что причиной падения ветки и повреждение легкового автомобиля стали маневры автомобиля MAN, а бесконтактный характер происшествия не может служить поводом для отказа в выплатах по ОСАГО.

Часто бесконтактные происшествия происходят при падении груза с транспортных средств. Водитель автомобиля МАЗ, некто Бабаев, плохо закрепил груз, в результате чего он упал и был поврежден автомобиль Volvo XC60.

Страховщик не желал признавать этот случай ДТП и проводить выплаты. Суд постановил, что Бабаев нарушил требования п. 23.2 ПДД о том, что перед началом движения следует убедиться в качественном креплении груза и отсутствии опасности его падения.

Соответственно, имело место ДТП, и выплаты по ОСАГО должны быть проведены.

Теперь расскажем почему прямое возмещение ущерба в своей страховой компании при бесконтактном ДТП невозможно.

По делу о бесконтактном происшествии по вине гражданки Ермоленко, которая неожиданно начала разворачиваться, в результате чего гражданин Сызранов резко выкрутил руль, вылетел с дороги перевернулся и ударился машиной в дерево, суд первой инстанции принял решение в пользу пострадавшего по его иску к своей страховой компании из-за отказа проводить выплаты. Это решение было подтверждено и в апелляционной инстанции. Эти суды исходили из содержания п.3 ст.1079 ГК, устанавливающей, что взаимодействие при ДТП может быть не только физическим.

Однако Верховный Суд России в исполнении исковых требований пострадавшего по этому делу отказал. Так как, в законе об ОСАГО четко указаны случаи, при которых производятся выплаты и там указано, что под взаимодействием понимается столкновение.

Обратите внимание! Отказ произошел, потому, что пострадавший обратился с иском к ненадлежащему плательщику. Обращаться за возмещением ущерба следовало в страховую компанию виновника происшествия. То есть в случае с бесконтактным ДТП прямое возмещение невозможно.

Ответственность для виновников бесконтактных происшествий

Для того чтобы быть признанным виновным в чем-либо нужно обязательно нарушить закон. В случае в ДТП мы говорим о правилах дорожного движения.

Соответственно, виновник бесконтактного ДТП несет не только материальную ответственность, но и другие виды ответственности за нарушение законодательства.

В зависимости от тяжести последствий нарушения ответственность может наступить, как административная, так и уголовная.

Могут ли виновника такого ДТП лишить прав

Если нарушение правил дорожного движения, совершенное виновником бесконтактного ДТП, предусматривает возможность лишения права управлять транспортом, то такое наказание может быть применено.

Наказание за оставление места происшествия

За оставление места ДТП российское законодательство предполагает штраф в размере 1 тыс. рублей и лишение прав на срок от 1 года до полутора лет. А также административный арест на срок до 15 суток. Теоретически виновник происшествия может попытаться доказать в суде, что не знал о своем участии в происшествии и избежать наказания. Однако шансы на это малы.

Заключение

Бесконтактное ДТП – это такое происшествие, при котором непосредственного соприкосновения транспорта виновника и пострадавшего не произошло. Однако это все равно ДТП, которое необходимо оформить соответствующим образом. За возмещением ущерба по ОСАГО следует обращаться в страховую компанию виновника происшествия.

Бесконтактное ДТП:

Загрузка…

Источник: https://carvanaekb.ru/avtoyurist/dtp/sudebnaya-praktika-po-beskontaktnyim-dtp

Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО

Что такое бесконтактное ДТП и судебная практика по страховым выплатам при нем

В этой статье мы рассмотрим вопросы, касающиеся оформления и получения страховой выплаты в случае бесконтактного ДТП, а также исследуем его механизм и расскажем о видах.

Вы также найдете рекомендации участникам дорожно-транспортных происшествий о том, как правильно зафиксировать и оформить ДТП с бесконтактным механизмом, а также какими должны быть действия потерпевшего при спорах со страховой компанией о выплатах ОСАГО по страховым случаям – бесконтактным ДТП.

Как получить возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Под механизмом дорожно-транспортного происшествия, в том числе и бесконтактного, понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, характеризующих причины и последствия ДТП.

Этот механизм позволяет определить все стадии дорожного инцидента. Механизм ДТП – это его «паспорт».

Механизм бесконтактного ДТП имеет присущую ему специфику, которую любят часто использовать страховые мошенники. Поэтому любой такой страховой случай всегда попадает в поле зрения службы безопасности страховых компаний, вызывая у страховщиков подозрения.

Отказ в выплатах по ДТП с бесконтактным механизмом – это обычное явление в работе СК по ОСАГО и КАСКО.

Потерпевшие, не согласные с таким решением страховщиков, вынуждены добиваться страховых выплат в судебном порядке.

Для того, чтобы их усилия были не напрасными, а решение суда справедливым, важно доказать, что ущерб был причинен именно в результате наступления страхового случая – дорожно-транспортного происшествия и по вине нарушителя ПДД, создавшего основную опасность (первопричину аварии).

По правилам статьи 56 ГПК РФ истец должен доказать суду основания своих исковых требований. Без чёткого установления механизма бесконтактного ДТП и его анализа, выполнить требование указанной выше нормы невозможно.

Проанализируем механизм происшествия и его законные последствия на следующем примере.

Водитель т/с А., управляя технически исправным легковым автомобилем, при выполнении обгона большегрузного тягача – длинномера, двигавшегося в попутном с А. направлении, выехал на полосу, предназначенную для движения транспортных средств во встречном направлении, по которой двигался автомобиль под управлением водителя Б.

Не оценив дорожную ситуацию, а именно – расстояние до встречного автомобиля, водитель А., создал опасность для движения водителю Б. В соответствии с пунктом 10.1 ПДД РФ, во избежание столкновения с автомобилем под управлением водителя А., водитель Б.

вынужден был применить экстренное торможение и повернул рулевое колесо вправо.

В результате резкого торможения и предпринятого водителем Б. манёвра, его автомобиль выехал на обочину дороги и опрокинулся в кювет.

Все действия водителя Б., были направлены на предотвращение столкновения и избежание причинения вреда жизни и здоровью людей, также имущественного ущерба.

Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД после оформления ДТП и проведения дознания в группе разбора, пришли к выводу о вине водителя Б. в совершении опрокидывания транспортного средства.

Вина водителя А., не была доказана, так как он успел вернуться на свою полосу после обгона и столкновения не произошло.

Причиной опрокидывания автомобиля, по мнению сотрудников ДПС, явились действия водителя Б., предпринявшего маневр вправо. После обращения в страховую компанию водителю Б., было отказано в выплате страхового возмещения.

Фактическим потерпевшим в приведенном примере является водитель Б. Выводы сотрудников ГИБДД относительно причины происшествия, исключают возможность получения им выплаты по ОСАГО.

Почему такой оборот приняло дело?

Ответ на такой вопрос лежит в неправильном определении и оценке механизма рассматриваемого опрокидывания. Для устранения недостатков дознания, допущенных ГИБДД и опровержения ошибочных выводов о причине ДТП, потребуется назначение и проведение назначения специальных судебных экспертиз.

Подробности в статьях:

Трасологическая экспертиза ДТП

Автотехническая экспертиза ДТП

Установление экспертами отсутствия технической возможности у водителей А. и Б.

избежать столкновения транспортных средств путем снижения скорости, при точном и своевременном выполнении норм ПДД РФ, определение механизма бесконтактного ДТП и его анализ, позволит истцу – водителю Б.

, обосновать заявленные исковые требования, а суду, сделать вывод о наличии оснований, предусмотренных статьями 1064, 1079 ГК РФ и Законом РФ «Об ОСАГО», для привлечения ответчиков А. и страховой компании к гражданско-правовой ответственности.

Рекомендации по оформлению ДТП с бесконтактным механизмом

Правила дорожного движения в пунктах 2.6, 2.6.1 ПДД РФ в доступной форме повествуют о порядке действий при оформлении ДТП.

Подробности в статье:

Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

Рассматриваемая категория аварий, в силу присущих ей особенностей, исключает использование водителями правил Европротокола, предусмотренных положениях статьи 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Фиксация события и документирование аварии должно осуществляться только с участием сотрудников полиции.

Вне зависимости от тяжести последствий автоаварии, её участникам следует вызвать на место происшествия сотрудников ДПС ГИБДД.

Настоятельно рекомендуем не приступать к составлению схемы дорожно-транспортного происшествия и не убирать транспортные средства с дороги до прибытия полиции.

Не стоит заблуждаться относительно единства мнений при оценке водителями причин и обстоятельств дорожного инцидента.

Как правило, от него не остаётся ни следа, и оно меняется на противоположность, как только водители приезжают в ГИБДД для составления документом о ДТП. При бесконтактном ДТП полноценно составить и документировать происшествие могут только сотрудники ДПС.

От водителей требуется только заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого вместе с документами, выданными ГИБДД, должен быть направлен в страховую компанию.

Отсутствие правильно заполненного и подписанного участниками ДТП извещения о страховом случае – ДТП, является основанием к отказу в выплате страхового возмещения по ОСАГО.

Особое внимание участников происшествия должно быть уделено поиску доказательств, содержащих сведения о механизме и обстоятельствах происшествия.

К таковым относятся: очевидцы аварии, записи камер наблюдения, установленных вблизи места происшествия, данные видеорегистраторов, полученные от водителей и очевидцев.

Эти источники подлежат безотлагательному приобщению к материалам дела. Для этого в письменной форме составляется ходатайство и подается на рассмотрение должностному лицу ГИБДД, осуществляющему производство по делу.

Статья 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливает: все ходатайства по делу подлежат обязательному и немедленному рассмотрению должностным лицом, осуществляющим производство.

Отказ в удовлетворении ходатайства оформляется в виде процессуального документа – определения, копия которого выдается заявителю.

По итогам рассмотрения дела в ГИБДД потерпевший участник бесконтактного дорожно-транспортного происшествия получает на руки процессуальные документы и предъявляет их с заявлением в страховую компанию.

При несогласии с постановлениями и решениями по делу об административном правонарушении, участники происшествия вправе их обжаловать в порядке, рассмотренном в этой статье.

Что делать при отказе в выплате страхового возмещения

Основания и порядок, по которым производится возмещение страхового вреда, рассмотрены подобно здесь.

Страховщик может не признать бесконтактное ДТП как страховой случай и отказать потерпевшему в выплате страхового возмещения.

В таком случае потерпевшему нужно готовиться к судебной тяжбе.

Прежде чем обратиться в суд с иском к страховой компании, потерпевший обязан исполнить требования досудебной процедуры – составить мотивированную досудебную претензию и направить ее страховщику.

Правовое регулирование процедуры общения потерпевшего и страховщика по вопросам и спорам о возмещении вреда, урегулировано норами статьей 11,14.1,16.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Выполнение потерпевшим требований перечисленных норм является обязательным до обращения в суд с иском к страховой компании по ОСАГО.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/strakhovaya-vyplata-po-osago-pri-beskontaktnom-dtp

Бесконтактное ДТП: судебная практика в 2019 году

Что такое бесконтактное ДТП и судебная практика по страховым выплатам при нем
Время чтения: 4 минут

Дорожно-транспортные происшествия чаще всего приводят к нанесению ущерба его участникам.

Но если при обычном ДТП происходит столкновение и можно легко определить виновника, то при бесконтактном происшествии все гораздо сложнее.

Поэтому рассмотрим, можно ли и как получить выплаты в случае, когда происходит бесконтактное ДТП: судебная практика по урегулированию таких ситуаций.

Что такое бесконтактное ДТП

Бесконтактное дорожно-транспортное происшествие – это создание аварийной ситуации на дороге одним участником движения, в результате которой второй участник причиняет вред третьим лицам и своему имуществу. При этом физического контакта между участниками не происходит.

По закону виновным в бесконтактном ДТП считается участник дорожного движения (ДД), который создал помеху для другого водителя.

Такое дорожное происшествие считается страховым случаем, поэтому пострадавшая сторона может обратиться в свою страховую компанию и получить деньги, чтобы покрыть убытки.

Примеры бесконтактных ДТП

Чаще всего бесконтактное ДТП случается, когда один из автомобилей «подрезает» другой автомобиль, вследствие чего второй водитель, стараясь избежать столкновения, резко поворачивает руль вправо или влево. Нередко это приводит к серьезным авариям и нанесению ущерба нескольким авто.

Еще одним примером бесконтактного ДТП можно назвать ситуацию, когда виновником становится водитель транспортного средства, который неправильно закрепил груз на автомобиле.

Во время движения груз падает и становится для других автомобилей помехой.

В результате действий остальных автомобилистов, которые стараются не допустить аварийной ситуации, происходит повреждение одного или нескольких транспортных средств.

Что делать при возникновении бесконтактных ДТП

Иногда даже опытные автомобилисты не знают, что делать, если не было прямого физического контакта с машиной виновника аварии. Главной задачей пострадавшего при бесконтактном ДТП является сбор доказательств для страховой компании.

Поэтому пострадавший должен:

  1. Вызвать ГИБДД. Это необходимо для оформления аварии.
  2. Обратиться в страховую компанию.

    Для этого автотехническая экспертиза должна установить, что потерпевший в данной ситуации не мог избежать повреждения автомобиля.

  3. Обратиться в суд.

    Судебная практика при этом виде дорожного происшествия – не редкость, так как многие страховые компании отрицают факт наступления страхового случая. Тем не менее доказать свою правоту можно.

Оформление бесконтактного ДТП

Действия пострадавшей стороны после аварии должны быть направлены на оформление происшествия. Они заключаются в следующем:

  1. Остановить транспортное средство и вызвать работников ГИБДД.
  2. Обязательно сфотографировать место дорожного происшествия и взять контактные данные у свидетелей.
  3. Проследить за составлением постановления о привлечении к административной ответственности. Если в документе указали невиновного участника аварии, сообщить о своем несогласии с решением сотрудников ГИБДД.

Оформлять бесконтактное ДТП необходимо, даже когда водитель, виновный в создании аварийной ситуации, скрылся. Ни в коем случае не оставляйте место аварии, догоняя его.

Страховка

Чтобы получить компенсацию за причиненный ущерб, пострадавший водитель должен обратиться в свою страховую компанию. Бесконтактное ДТП при наличии страховки ОСАГО признается страховым случаем, если заявитель докажет, что у него не было возможности избежать столкновения.

Пострадавший обязан:

  1. Обратиться в страховую компанию и предоставить все необходимые документы. Все копии бумаг нужно оставить у себя с пометкой о дате их приема.
  2. Автомобиль следует отдать на экспертизу.
  3. После проведения всех работ выяснить, когда будет рассматриваться дело.

Судебное разбирательство может понадобиться, когда страховая компания умышленно занижает сумму выплат или затягивает сроки. Нередко потерпевшим приходится проводить дополнительные экспертизы за свой счет.

Если страховая фирма отказывается платить, то получить деньги для ремонта поврежденного автомобиля можно с помощью суда.

Судебная практика

При бесконтактном ДТП в судебной практике есть много примеров прямого урегулирования конфликта. Например, из-за того что водитель автомобиля «Ман» зацепил ветку, которая упала и нанесла повреждения автомобилю «Тойота». Пострадавшему лицу было отказано в получении компенсации, поэтому он подал исковое заявление.

Суд рассмотрел все доказательства по делу и пришел к выводу, что нанесение повреждений произошло в результате эксплуатации автомобиля «Ман». Вследствие этого ущерб, полученный владельцем «Тойоты», считается страховым случаем. На основании судебного решения компания обязана выплатить истцу полагающуюся компенсацию.

Судебная практика по бесконтактному ДТП позволяет многим водителям получать выплаты за причиненный ущерб не только от своих страховых компаний, но и от компаний виновника ДТП. Был случай, когда водитель на автомобиле «Опель» врезался в дорожный знак и спровоцировал тем самым аварийную ситуацию, в которой пострадал автомобиль «Мазда». ДТП при этом было бесконтактным, что указано в протоколе.

Виновником происшествия признается водитель «Опеля». Но его страховая фирма отказывается оплачивать ущерб, причиненный второму транспортному средству. Владельцу «Мазды» приходится обращаться в суд, чтобы взыскать с компании ответчика необходимую сумму. Суд становится на сторону истца, так как установлена причинно-следственная связь между действиями виновника и потерпевшего.

Как показывает практика, добиться страховых выплат непросто, но при правильно оформленных документах возможно. При любых проблемах со страховой компанией или виновником аварии обращайтесь в суд.

Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/beckontaktnoe-dtp.html

Автоправо
Добавить комментарий