Что нужно знать о ГБО на метане в 2019 году

Содержание
  1. Пропан или метан?
  2. 1,2 поколения. Эжекторные системы
  3. 3,4 поколения ГБО Инжекторное ГБО. Система с впрыском газа через форсунки
  4. 5 поколение Впрыск газа в жидкой фазе
  5. Метановая система
  6. Гбо метан
  7. Описание метана
  8. Плюсы метана
  9. Минусы метана
  10. Баллоны Гбо метан
  11. Редуктор ГБО для метана
  12. Коррекция зажигания
  13. Безопасность
  14. Как выглядит отметка в техпаспорте о ГБО в 2019 году
  15. Что это такое газобаллонное оборудование
  16. Нужно ли регистрировать ГБО
  17. Отношение органов власти к газовому оборудованию
  18. Нововведения в оформлении ГБО
  19. Изменения в требованиях к установке
  20. Изменения в регистрации
  21. Официальная регистрация ГБО на автомобиле:
  22. Гбо метан или пропан бутан что лучше ?
  23. Выбор двух разных газовоздушных смесей
  24. Повсеместная экономия
  25. Сохранность машины кошелька и окружающей среды
  26. Второе питание
  27. Целесообразна ли установка ГБО на метане в 2019 году
  28. Представление о газовой установке на авто
  29. Варианты топлива для ГБО
  30. Особенности баллонов
  31. Стоимость установки
  32. Недостатки
  33. Стоит ли переходить
  34. Что такое ГБО
  35. Поколения и разновидности ГБО
  36. Установка и обслуживание ГБО
  37. О мифах и преимуществах
  38. Page 3

Пропан или метан?

Что нужно знать о ГБО на метане в 2019 году

Существует два вида газового топлива – LPG и CNG, сжиженный попутный нефтяной газ и компримированный (сжатый) природный газ. По-простому, это пропан – бутановая смесь и метан.

Различие в том, что пропан – бутановая смесь заправляется в автомобиль в сжиженном виде, а сжатый природный газ метан – в газообразном под большим давлением. Таким образом, топливные баки этих систем отличаются.

У пропан – бутанового оборудования это обычный газовый баллон (цилиндрический, похожий на баллон для бытового газа, либо тор, который, как правило, размещают в багажнике в нише запасного колеса) – металлический баллон, выдерживающий давление сжиженного пропан – бутана порядка 10 атмосфер.

Для хранения же сжатого метана такой баллон не подойдёт. В метановом ГБО применяются баллоны из композитных материалов, выдерживающих гораздо большее давление (порядка 250 атм.). Эти баллоны значительно более дорогие, чем баллоны для пропана.

Продолжим сравнивать две газотопливные системы, двигаясь от топливного бака к двигателю. Итак, в пропан – бутановой системе топливо – сжиженный газ. В цилиндры его можно подать либо в виде газа, предварительно испарив его, либо в виде жидкости, предоставив ему возможность испариться самостоятельно уже в цилиндре. Рассмотрим эволюцию пропановых систем.

1,2 поколения. Эжекторные системы

Самые простые, самые недорогие системы, имеющие только грубую настройку и множество неустранимых недостатков. В эжекторной системе сжиженный газ испарялся в громоздком редукторе до газообразного состояния и атмосферного давления, после чего по резиновому шлангу с установленным на нём регулятором количества газа подавался во впускной тракт автомобиля.

Достоинства системы:

  • простота установки;
  • система содержит минимум электронных компонентов, что позволяет ей работать на любом бензиновом автомобиле;
  • невысокая цена;

На этом достоинства, пожалуй, заканчиваются. Недостатки:

  • негибкая регулировка параметров газовоздушной смеси. Позволяет задать только одно соотношение газ/воздух. Это приводит к многим нежелательным последствиям: переобеднению смеси при резком открытии дроссельной заслонки (с риском взрыва смеси во впускном коллекторе, нередко приводящему к повреждению компонентов двигателя), повышенным расходом газа по сравнению с бензином ввиду снижения КПД двигателя и т.д.
  • громоздкий редуктор занимает много места в подкапотном пространстве;
  • работа редуктора очень зависит от температуры двигателя. Для эффективного испарения газа в редукторе по нему циркулирует охлаждающая жидкость. Таким образом, качество испарения газа напрямую зависит от температуры двигателя. Таким образом, на водителя ложится задача своевременного переключения системы питания с бензиновой на газовую и обратно в зависимости от температуры двигателя. Завести автомобиль на газе, как правило, затруднительно, так газ практически не испаряется в холодном редукторе, особенно зимой. Необходимо прогреть машину на бензине, и только потом переключить её на газ;
  • повышенный расход газа по сравнению с расходом бензина, что снижает экономический эффект системы;
  • падение мощности двигателя в связи с меньшей энергоёмкостью газа и меньшей скоростью его горения.

Это поколение ГБО рекомендуется для установки на карбюраторные автомобили.

3,4 поколения ГБО Инжекторное ГБО. Система с впрыском газа через форсунки

Это современное поколение ГБО, наиболее широко представленное в настоящий момент на российском рынке. 3 поколение – моновпрыск (одна форсунка), 4 поколение – распределённый впрыск (по форсунке на цилиндр). Это единственное их принципиальное отличие. В остальном они схожи.

Система включает в себя редуктор, форсунки и блок управления. Блок управления – мозг системы. Его работа – сделать так, чтобы двигатель работал на газе, а блок управления двигателям не понимал этого и считал, что двигатель по-прежнему работает на бензине.

Системы 3 и 4 поколения по своей сути напоминают обычную бензиновую систему питания. Форсунки подают газ во впускной коллектор уже за дроссельной заслонкой, непосредственно туда, куда бензиновые форсунки подают бензин.

Блок управления двигателем следит за параметрами работы двигателя и корректирует качество и количество смеси (в зависимости от внешних условий: глубины нажатия педали газа, температуры двигателя, температуры окружающего воздуха, оборотов двигателя) путём изменения длительности открытия бензиновых форсунок, поддерживая стехиометрическое соотношение. При переключении питания двигателя на газ в работу вступает блок управления газовой системой. Он отключает бензиновые форсунки и включает газовые, подавая вместо бензина газ, при этом следит за импульсами открытия бензиновых форсунок, подаваемыми блоком управления двигателя, и замеряет их длительность. В блоке управления ГБО имеется калибровочная карта, которая сопоставляет время открытия бензиновой форсунки времени открытия газовой. И по вычисленному значению времени открытия бензиновой форсунки открывает газовую на требуемое время.

Достоинства системы:

  • чрезвычайная гибкость настройки. Позволяет сформировать калибровочную карту и учесть в ней все режимы работы двигателя: резкое ускорение, холостой ход, средние обороты;
  • безопасность для двигателя. В этих системах невозможно неконтролируемое переобеднение смеси, поэтому двигатель не боится хлопков во впускной коллектор и прогоревших клапанов;
  • экономичность. Расход газа в такой системе приближен по цифрам к расходу бензина;
  • практически отсутствующее падение мощности по сравнению с работой на бензине. Тонкая настройка смесеобразования позволяет приблизить динамические характеристики газового двигателя к характеристикам бензинового;
  • минимальное вмешательство водителя в работу. Переключения газ-бензин-газ (при прогреве, на высоких оборотах, при пустом газовом баллоне и т.д.) осуществляются автоматически согласно настройкам;

Недостатки:

  • сложный монтаж. Необходимо вмешательство в электросистему автомобиля (нужно обеспечить блоку управления ГБО возможность отключить бензиновые форсунки), а также механическое вмешательство во впускной коллектор (необходимо просверлить отверстия для форсунок);
  • необходима тщательная калибровка для достижения хорошей работы;
  • высокая стоимость оборудования;

Данное поколение систем ГБО рекомендуется для всех инжекторных бензиновых автомобилей.

5 поколение Впрыск газа в жидкой фазе

Высокая стоимость данного типа оборудования обусловила его наименьше распространение на рынке. Принцип его работы аналогичен оборудованию 4 поколения, исключая редуктор. В нём нет необходимости – газ впрыскивается форсункой в цилиндр в жидкой фазе. Система данного типа напоминает бензиновую систему с прямым впрыском.

Достоинства:

  • ещё лучшая экономичность по сравнению с системами 4 поколения;
  • возможность установки на спортивные автомобили, в том числе с турбинами;

Недостатки:

  • высокая стоимость, которая экономически нецелесообразна ни в коммерческом секторе, ни в личном автотранспорте;
  • сложность монтажа. Необходимо установить форсунки прямо в головку блока;

Мы рассмотрели ГБО (газовое оборудование) на пропан – бутановой смеси. Рассмотрим теперь для сравнения метановую систему.

Метановая система

Принцип её действия схож с принципом действия LPG – систем. Подавляющее большинство представленных на современном рынке систем – это распределённый впрыск метана в коллектор, в задроссельное пространство, аналогично 4 поколению пропан – бутанового ГБО. Метановые системы имеют несколько коренных отличий:

  • хранения топлива в газообразном виде. Это отличие позволяет эксплуатировать транспортное средство вообще без бензина. Автомобиль может завестись на газу в любой мороз. И даже лучше, чем на бензине. Ведь даже при температурах, при которых бензин испаряется очень неохотно, газ-метан находится в газообразном состоянии и готов гореть;
  • специальные высокотехнологичные баллоны. Очень дорогие баллоны снижают экономическую эффективность системы. Такая система окупается только в коммерческом секторе при больших пробегах;
  • малое количество метановых заправок. Среднее количество метановых заправок в областном центре – 5 штук. Этого мало. А на междугородных трассах их нет вообще, что мешает эксплуатировать эти системы в междугородных перевозках;
  • высокое давление топлива в системе, а так же физические свойства самого газа позволяют эксплуатировать эти системы на ДИЗЕЛЬНЫХ двигателях. В настоящее время завод КАМАЗ выпускает с конвейера автомобили с газодизельными двигателями;
  • экологическая чистота. Метан – экологически чистое топливо;
  • более низкая по сравнению с пропан – бутаном энергоёмкость метана. Двигатель, работающий на метане, менее мощный, чем аналогичный двигатель, работающий на пропане;

Источник: https://www.mirgaza.ru/vse-o-gbo/obshchaia-informatsiia/propan-ili-metan/

Гбо метан

Что нужно знать о ГБО на метане в 2019 году

Метан – это природный газ, который не имеет запаха и является одним из простейших углеводородов. Гбо метан – одним из первых получило широкое распространение в нашей стране. Объяснялось это относительной простотой и дешевизной заправки автомобилей этим типом топлива, а также его доступностью.

Описание метана

Метан, в отличие от бензина, не нужно подвергать дополнительной обработке после выработки. Достаточно компрессионной установки, которая способна сжать газ до уровня в 210 Па. После сжатия, с будущим топливом проводят подготовительные действия:

  • Проводят очистку от примесей,
  • Добавляют одорант для получения запаха,
  • Немного высушивают.

Чтобы утечка газа была вовремя обнаружена, в него добавляют специальную присадку (одорант) этилмеркаптан. Именно благодаря ему, в случае утечки, мы чувствуем знакомы всем «запах газа».

После окончания подготовительных процедур, газ охлаждают и заправляют в специальные транспортировочные баллоны, в которых топливо доставляют до автозаправочных станций.

Плюсы метана

К плюсам этого топлива относят:

  1. Высокое октановое число, по разным оценкам от 108 до 120. Это положительно влияет на динамику автомобиля и увеличивает срок эксплуаации двигателя.
  2. Метан легче воздуха, это значит, что при утечке газ будет испарятся в атмосферу, а не собираться под автомобилем, как пропанобутановая смесь.
  3. Газ имеет постоянный и качественный состав, в отличие от пропанобутановой смеси, которая может быть летняя или зимняя, с большим либо меньшим преобладанием компонентов смеси.
  4. Метан не подвержен влиянию температуры окружающей среды, автомобиль работает стабильно и при температуре -30 и при температуре + 40 градусов.
  5. Считается, что взрывоопасная концентрация этого газа в воздухе достигается при величине более 5%, что вдвое больше, нежели у пропана. Поэтому принято говорить о том, что метан более безопасное топливо нежели пропан.

Минусы метана

Одним из минусов считается КПД такого вида топлива. В среднем двигатель автомобиля сжигает на 10-20% газа больше, нежели бензина, при этом потеря мощности автомобиля может составлять от 5 до 25-30 процентов. Связано это с тем, что метан имеет меньшую теплоотдачу, нежели бензин, а при попадании в цилиндры двигателя занимает там больший объем.

Из первого минуса вытекает второй. В баллон помещается в среднем, около 15 кубометров газа, а по расходу топлива 1 кубометр газа примерно равен 1 литру бензина. В итоге получаем либо малый запас хода, либо громоздкую конструкцию из баллонов с газом. Обычно автомобилисты выбирают второй вариант.

И заключительный минус выплывает из первых двух. С увеличением количество баллонов возрастает и масса автомобиля, а следовательно, увеличивается и средний расход топлива авто.

Небольшое количество газозаправочных станций, и их, практически полное отсутствие, за пределами города — также можно отнести к минусам этого топлива.

Баллоны Гбо метан

Баллоны для метана должны иметь более прочные стенки, нежели для пропановых резервуаров. Связано это с высоким давлением, под которым содержится природный газ. Давление в баллоне достигает порядка 220 атмосфер. Стенки баллона гбо для метана должны иметь толщину от 0,6 см и выше. Коррозия и следы механического воздействия недопустимы!

Чтобы максимально увеличить прочность такого баллона используют бесшовную конструкцию. Зачастую вес баллона ГБО для метана начинается от 60 кг, а объем газа, который может быть размещен в резервуаре, находится в пределах от 11 до 15 кубометров.

Еще одним отличием от привычного пропана является форма баллона – для метана баллон должен быть исключительно цилиндрический. Использование тороидальных баллоном в этом случае недопустимо.

Крепятся метановые баллоны максимально надежно, в местах вероятных трений устанавливают специальные прокладки, которые со временем нужно менять, предотвращая трения баллонов.

Баллоны для Гбо метан проходят множество предпродажных подготовок и испытаний, которые включают поджог баллона, огнестрельный выстрел, падение с высоты и прочее.

Цена баллона ГБО для метана колеблется в пределах сотен долларов, что значительно превышает цену на баллоны пропана.

Редуктор ГБО для метана

Подача газа осуществляется при помощи мембранного двухступенчатого редуктора, который аналогичен одноступенчатому редуктору для пропана. Цена редуктора для Гбо метан не сильно отличается от аналогичных пропановых узлов системы.

Коррекция зажигания

Для более эффективного использования газовой смеси производят корректировку зажигания. Связано это с тем, что газ имеет более ввысоке октановое число, а сгорает чуть медленнее.

Поэтому для предотвращения прогара клапанов, увеличения динамики и снижения потребления топлива на автомобили с ГБО 4 поколения устанавливают вариатор угла опережения зажигания.

В карбюраторных же автомобилях, которые оснащены ГБО первого или второго поколения, с той же целью, производится ручная корректировка трамблера, путем смещения его на определенный угол.

Безопасность

Установка Гбо метан требует повышенных мер безопасности, к которым относят:

  • Выносное заправочное устройство, в обязательном порядке, устанавливается за пределами багажного отделения, как правило, над или под бампером.
  • Исключается установка ВЗУ в лючок бензобака или в багажном отделении автомобиля.
  • Повышенное внимание уделяется магистралям Гбо метан. Магистрали должны быть уложены в специальные вентиляционные рукава, а сам рукав должен оснащаться каналом выхода за пределы автомобиля.
  • Магистрали должны иметь деформационные витки, которые способствуют предупреждению разрыва, деформации или протиранию вследствие вибрации.

Источник: https://gbo4auto.ru/pokoleniya-gbo/gbo-metan.html

Как выглядит отметка в техпаспорте о ГБО в 2019 году

Что нужно знать о ГБО на метане в 2019 году
Время чтения: 5 минут

Всем, кто собрался переоборудовать свой автомобиль и не знал, нужно ли регистрировать ГБО в ГИБДД в 2019 году, надо готовиться к прохождению сложных процедур поэтапного монтажа и оформления оборудования в соответствии с новыми требованиями. За эксплуатацию нелегально установленного ГБО предусмотрен штраф, а при злостном уклонении от легализации оборудования – снятие автомобиля с регистрации.

Что это такое газобаллонное оборудование

Логически необъяснимое, но стабильное подорожание бензина и дизтоплива, происходящее на фоне снижающейся цены на нефть, заставляет автомобилистов переходить на более дешевые виды топлива в попытке сэкономить. Если покупка электрокара или авто с водородным двигателем не входит в ваши планы, тогда газобаллонное оборудование – ваш выбор.

ГБО, устанавливаемое на автомобиль, позволяет ему работать одинаково эффективно как на жидком топливе, так и на разных видах газа без ощутимых потерь динамических характеристик.

Приспосабливая ГБО под двигатели разного типа, специалисты создали на сегодняшний день 6 поколений этих систем, в которых, в качестве горючего, используются пропан-бутан и метан.

ГБО четвертого поколения пользуется среди автолюбителей наибольшей популярностью, поскольку оно довольно современное и его установка позволяет не затрагивать другие элементы конструкции автомобиля. Больше о разных типах ГБО и целесообразности установки этих систем можно узнать из обзорной статьи «Газовое оборудование на авто».

Нужно ли регистрировать ГБО

Вопросом, нужно ли регистрировать газовое оборудование на авто в ГИБДД, сегодня задается достаточно много людей.

В среде автомобилистов одно время бытовало мнение, что монтаж ГБО не считается изменением конструкции машины, а является установкой дополнительного оснащения, которое на безопасности движения не сказывается и потому не требует регистрации. Возможность легализации переделки автомобиля под газ оставалась на усмотрении работников ГИБДД.

В отдельных случаях вопреки сопротивлению сотрудников Госавтоинспекции ГБО удавалось зарегистрировать.

Собственнику авто надо было предоставить в инспекцию два свидетельства (формы 2А и 2Б) и написать несколько разных заявлений.

Потратив достаточно времени и нервов, при определенном везении ему удавалось убедить представителей ГИБДД, в том, что газобаллонное оборудование на машину установлено законно.

Со вступлением в действие Технического регламента ТС № 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». (2015 год) вопросы, нужно ли оформлять газовое оборудование автомобиля в ГИБДД и как затем пройти техосмотр, прояснился лишь частично.

Появление закона, определяющего требования к некоторым изменениям в конструкциях ТС, стало, безусловно, положительным моментом.

Но способы реализации его норм долгое время оставались неясными, что вызывало ожесточенные конфликты между работниками ГИБДД и автовладельцами.

Всем, кто сегодня сомневается, нужно ли ставить на учет газовое оборудование в ГАИ в России в 2019 году, следует знать, что период неразберихи с регистрацией ГБО благополучно закончился.

Процедура регистрации детально разработана, внедрена, и, главное, стала стандартизованной во всех регионах РФ.

Подробнее о том, как успешно пройти эту процедуру, читайте в статье «Регистрация газового оборудования в ГИБДД».

Отношение органов власти к газовому оборудованию

К сожалению, между принятием полезного документа и его имплементацией существует некоторая дистанция. Кое-где в субъектах РФ ГИБДД объявила войну автомобилям с ГБО.

Наиболее распространенным наказанием за внесение любых изменений в заводскую конструкцию авто является штраф в 500 руб.

Однако автомобилисты нередко жалуются на то, что им направляют предписания демонтировать уже установленную систему и представить ее для осмотра. Невыполнение требования грозит уже снятием машины с регистрации.

Нередко представители ГИБДД проводят рейды по выявлению ГБО вместе со специалистами технадзора, поскольку сам инспектор не правомочен давать заключение о переоборудовании автомобиля под газ.

В отдельных регионах инспекторы ГИБДД настроены откровенно против ГБО, приписывая водителям административные нарушения, заключающиеся, например, в размещении газовых баллонов в багажном отделении ТС на месте запасного колеса. В таких случаях юристы советуют отстаивать в суде свои права и невиновность.

В 2019 году проблемы с ГИБДД из-за ГБО не исчезнут, если оборудование было установлено незаконно, автовладелец использует газовые баллоны, не прошедшие периодическую проверку или прошедшие ее с несоблюдением сроков освидетельствования. Нарушением также считается эксплуатация плохо закрепленных баллонов.

Нововведения в оформлении ГБО

Установка ГБО на автомобиль по новым правилам с 2017 года представляет собой довольно длительную процедуру, которая может продолжаться около двух месяцев и требовать значительных расходов. Самые приблизительные подсчеты показывают, что потратить придется не менее 10-20 тыс. руб., не считая стоимости самого оборудования и работ по его монтажу.

Изменения в требованиях к установке

Новые правила установки газового оборудования на автомобиль с 1 января 2017 года предписывают получение разрешений на частичную переделку конструкции ТС и документа, подтверждающего, что внесенные изменения соответствуют требованиям техники безопасности.

Для того чтобы провести и легализовать переоснащение авто, в 2019 году регламент ГИБДД о внесении изменений в конструкцию ТС с ГБО предписывает выполнить следующие действия:

  • подать заявление в МРЭО для получения разрешения на установку газобаллонного оборудования и прохождение предварительной технической экспертизы;
  • при положительном ответе МРЭО установить ГБО только в сертифицированном сервисном центре, который выдаст копии необходимых сертификатов и свое заявление-декларацию о качестве и объемах произведенных работ. Перечень бумаг, которые должен предоставить сервисный центр, вы найдете в статье «Документы на газовое оборудование на автомобиль»;
  • получить свидетельство о том, что внесенные конструктивные изменения не противоречат требованиям техники безопасности – после проверки;
  • внести соответствующие записи о выполненных изменениях в ПТС и оформить новое свидетельство о регистрации автомобиля на основании документа о безопасности проведенных конструктивных модификаций.

На этом хождение по мукам не заканчивается, так как новые требования к газовому оборудованию на авто в 2019 году предусматривают периодическое тестирование установленного ГБО с непременным оформлением соответствующих сертификатов. Проверки должны производиться одновременно с освидетельствованием самих баллонов:

  • для ГБО на пропан-бутане – каждые 2 года;
  • для ГБО на метане – каждые 5 лет.

К сожалению, и это еще не все новости про ГБО на авто – еще одно нововведение заставит владельцев переделанных под газ автомобилей раскошелиться на кругленькую сумму.

Теперь демонтаж ранее установленного, но незарегистрированного оборудования тоже будет рассматриваться как изменение конструкции ТС.

Из этого следует, что хозяевам таких автомобилей придется проходить все те же процедуры, что предусмотрены при установке ГБО.

Изменения в регистрации

Новые требования к регистрации ГБО в ГИБДД в 2019 году вводят поэтапное оформление газобаллонного оборудования и обязывают автолюбителя не только пройти ряд экспертиз после установки на свою машину ГБО, но и собрать внушительный пакет документов.

В 2017 году цена регистрации в ГИБДД установленного по новым правилам ГБО изменилась в сторону увеличения за счет дополнительных расходов, возникающих в процессе переоснащения автомобиля. Итоговая стоимость складывается из следующих компонентов:

  • госпошлина за выдачу нового свидетельства о регистрации и внесение отметки в ПТС;
  • плата за прохождение техосмотра после монтажа ГБО с выдачей новой диагностической карты;
  • дополнительные расходы на разных стадиях установки и оформления оборудования.

Точнее подсчитать предстоящие расходы на оформление ГБО вы сможете, прочитав статью «Цена оформления ГБО в МРЭО».

Следует заметить, что есть и хорошие новости для собственников транспортных средств, работающих на газе. Регистрация в дорожной инспекции не требуется, если:

  • автомобиль оснастил ГБО завод-производитель;
  • в техпаспорте имеется запись о том, что переоборудование возможно при условии замены составляющих оборудования, предназначенных для данной модели автомобиля;
  • ГБО было ранее установлено и легализовано согласно законодательству, действующему на момент установки.

Изучив нововведения 2017 года, можно утверждать, что установка и регистрация газобаллонного оборудования на автомобили стали не только более сложными и длительными, но и более затратными мероприятиями для рядовых владельцев машин. Если учесть еще и высокую стоимость качественного ГБО, то не исключено, что в перспективе переводить на сжиженный газ будут только коммерческий транспорт.

Официальная регистрация ГБО на автомобиле:

Источник: http://avtozakony.ru/oformlenie/gbo/nuzhno-li-registrirovat-gbo.html

Гбо метан или пропан бутан что лучше ?

Что нужно знать о ГБО на метане в 2019 году

Чтобы воплотить в жизнь идею битопливного автомобиля, сейчас не обязательно обладать своим автозаводом. Установка в машине вспомогательной системы подачи альтернативного топлива — природного газа доступна для фактически каждого, достаточно желания и некоторых вложений, которые с лихвой окупятся.

Прочитав статью, можно более подробно узнать, как лучше перевести автомобиль на метан или пропан, да еще быстро возвратить затраченные на это деньги сниженным расходом топлива и большим ресурсом двигателя.

{toc]

Выбор двух разных газовоздушных смесей

У двигателей внутреннего сгорания есть возможность применять вместо бензина или солярки две различные разновидности газового топлива: сжиженный углеводородный (он же нефтяной) газ или компримированный (сжиженный) природный газ. Первый представляет собой смесь, где пропан соединен с незначительным количеством бутана, а второй содержит простейший встречающийся в первозданном виде в природе углеводород — метан.

В чем разница между ними, и какой вариант газа выгоднее для автовладельца? Ответить на эти ключевые вопросы поначалу не так легко однозначно — чтобы говорить о предпочтительности пропана или метана, необходимо детально изучить структуру и принцип работы обоих видов газов.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Читать далее >>

Оценив объективно преимущества и недостатки каждого варианта, уже можно будет остановиться на выборе одного из них, взвесить все «за» и «против» и сделать осознанный рациональный выбор.

Мнение, популярное в среде автовладельцев, активно использующих ГБО, о том, что смесь пропан-бутан в транспорте применять лучше метана, в свете современной практики звучит устаревшим.

Совершенствование технологий, подогретое постоянной жестокой конкуренцией на рынке энергетических ресурсов, продвигается с каждым днем, и в данный момент можно говорить о том, что по отношению к старым весомым недостаткам газобаллонное оборудование нивелировалось: оборудование под метан теперь ненамного тяжелее, чем под пропан, и баллоны стали поскромнее в плане размеров. Стоимость на комплектующие метановым ГО машины детали по-прежнему кусается — почти в два раза больше. Но нужно при этом помнить, что расходная сумма, потраченная на метановое ГБО, в ущерб пропановому отобьётся большей экономией и не помешает в итоге ездить, наслаждаясь всеми прелестями газа.

Повсеместная экономия

Сам по себе метан представляет собой сжатый под давлением природный газ.

Заправлять метан в автомобиль так дешево и просто — его нет нужды специально обрабатывать, превращая в горючее (чего не скажешь про тот же бензин).

Достаточно газовое сырье, добытое из шельфа, ужать компрессионной установкой до уровня разреженности в 210 Па, затем с газом проводят минимальные необходимые процедуры подготовки: высушивание, тонкую очистку от загрязнений и смешивание с одорантом.

Сам по себе метан запаха лишен полностью, поэтому, чтобы возможные утечки были легко обнаружены, в него добавляют маркер — этилмеркаптан, который и создает пресловутый «запах газа».

Закончив технические процедуры, сжатый метан охлаждают и наполняют им транспортировочные баллоны, которые и доставят уже полностью готовый топливный продукт к месту заправки в автомобиль.

Впечатляющее октановое число горючего превышает пропан и колеблется в диапазоне 108-120.

Метан значительно легче воздуха, и при нарушенной герметичности резервуара или магистрали испарения метана зависают облаком в воздухе.

Взрывоопасной считается концентрация метана в воздухе свыше 5 %, что вдвое превышает аналогичный показатель пропана.

Поэтому можно говорить о том, что метан чуть более опасный, чем пропан, хотя даже слабое содержание любого природного газа в салоне машины ничего хорошего здоровью находящихся в нем людей не принесет.

Расход смеси пропан-бутан выше в 1,15-1,20 раза потребления двигателем бензина, эквивалентный объем метана (метановые баллоны считается кубометрами) равен примерно 1, т. е. расход получается таким же. Цена же этого количества метана в 2,5 раза ниже стоимости аналогичного бензина марки А-95.

Кроме самого уменьшения расходов на плату за топливо, не меньшую пользу бюджету автовладельца установка метана приносит на расходных материалах, и не так часто приходится ремонтировать на автомобиле комплектующие. Рассматривая основные виды углеводородного топлива (пропан-бутан, бензин, дизельное топливо) видно, что метан работает мягко и бережно с мотором и ходовой.

Октановое число метана достигает 120, оно даже не сравнимо с бензином, вследствие чего газовое горючее лучше и плавнее сгорает, не детонируя. Причем, нагар образуется в минимальных количествах — газ не содержит лишних и вредных химических и механических примесей.

Наглядно достоинства метана видны, когда автомобиль используется в городе (регулярные и резкие перепады нагрузок на двигатель ускоряют износ ходовой).

Установка метана позволяет в такой ситуации эффективно увеличить до 4 раз ресурс работы каталитического нейтрализатора и лямбда-зондов уровня кислорода, форсунок и редукторов и в 2-3 раза оттянуть момент необходимой замены расходников, например, свечей зажигания.

Сохранность машины кошелька и окружающей среды

Современное метановое оборудование снабжено впечатляющей разработкой вопросов безопасности и блокирует малейшую утечку газа.

Баллон обладает толстыми герметичным корпусом, способным постоянно выдерживать нагрузку в 200 и более атмосфер, препятствуя взрыву при даже масштабной аварии или наезде сзади.

По уровню экологичности автомобиль на метане успешно конкурирует даже с электромобилем — полное и чистое газовое сгорание без дополнительных примесей (типа тетраэтилсвинца в бензине) бережет не только комплектующие машины и кошелек, но и природу.

В соответствии с принятыми стандартами обеспечения безопасности, баллоны сжимают газ слабее, чем раньше, как следствие — подача газа в двигатель затормаживается, наблюдается и нарастание длительности прогорания сформированной редуктором газовоздушной горючей смеси.

Данный фактор устраняется настройкой угла опережения зажигания в контроллере ГБО или установкой дополнительных комплектующих — вариаторы угла опережения, которые не только снимут проблему перегрева мотора из-за продолжительного сгорания метана, но и добавят мощности двигателю и снизят расход топлива в среднем на 2-8%.

Громоздкие массивные топливные баллоны по-прежнему остаются самым серьезным недостатком на метановое оборудование, что в сочетании с острым дефицитом специализированных заправочных станций (даже в Москве и области на 50 мест, где можно залить пропан, приходится 1 метановая заправка) превращают нормальную эксплуатацию подобного типа оборудования в сплошные затруднения.

Пропан больше напоминает бензин по способу хранения и содержится в незначительно сконденсированном состоянии под давлением около 7 бар, которое удерживают баллоны.

Октановое число превышает 100, и пропан также равномерно распределяется в цилиндрах и сгорает без нагара.

Для его хранения поможет установка емкостей поменьше и полегче, которых тем не менее достаточно для преодоления отрезка пути вплоть до 1200 км одним махом (зависит от комплектации конкретного ГБО).

Само топливо несколько дороже метана, но все равно вдвое дешевле, чем бензин.

Изучая свойства обеих разновидностей, приходишь поневоле к выводу, что пропан по всем показателям оптимален для заправки легковых автомобилей — облегченные баллоны, доступная финансово газовая комплектация окупится быстрее при небольших городских пробегах на малолитражке. В грузовике же недостатки метана чувствоваться не будут — баллоны на сотню-другую килограммов для рейсовой фуры серьезной роли не играют, а недешевое газовое ГБО при постоянном использовании окупится за пару месяцев активного пробега.

Второе питание

Монтаж дополнительной газовой системы при правильной настройке и подборе комплектующих ГБО не сказывается на работоспособности заводской бензиновой системы – установка производится полностью параллельно.

Переключение производится нажатием одной кнопки — после модернизации автомобиля на рабочей панели появится соответствующее оборудование: переключатель и показатель датчика расхода альтернативного горючего. У контроллера современного ГБО для инжекторных двигателей есть функция довпрыска бензина на высоких оборотах и перевода автоматическим способом подачи при недостаточном заполнении баллона.

Метановое оборудование всегда негативно выделялось повышенной стоимостью — это связано с необходимостью использовать высокотехнологичные средства контроля и управления и более толстостенные резервуары хранения.

Тем не менее, спрос на метан и соответствующая инфраструктура (заправочные станции, специализированные автосервисы, магазины запчастей и расходников) неуклонно растет с каждым годом.

Через 40 тысяч километров (усредненные данные) происходит компенсация затрат на комплектующие ГБО, все дальнейшие километры несут вожделенную и ощутимую экономию средств на горючем.

А. Копылов

Источник: https://GboTeh.ru/vse-o-gbo/gbo-metan.html

Целесообразна ли установка ГБО на метане в 2019 году

Что нужно знать о ГБО на метане в 2019 году
Время чтения: 6 минут

Перед установкой газобаллонного оборудования (ГБО) у большинства автомобилистов возникают вопросы, какую же установку себе поставить, на каком топливе, какое поколение подойдет больше и что будет выгоднее. Постараемся разобраться, насколько целесообразна установка ГБО на метане, рассмотрим все типы совместимых с данным газом установок и выделим их плюсы и минусы.

Представление о газовой установке на авто

Учитывая тот факт, что для двигателя внутреннего сгорания подходит не только жидкое топливо, были придуманы установки, использующие в качестве горючего газ.

Придуманы они были прежде всего для экономии денег на заправке, так как газ дешевле, хотя есть мнение, что жидкие горючие смеси все же немного “полезнее” для мотора.

Тем не менее ГБО обрело большую популярность и, по мнению многих специалистов, совсем не вредит двигателю, а ,наоборот, увеличивает его ресурс.

Сейчас есть шесть поколений такого оборудования, и четыре из них могут работать на разных газах. Несмотря на все разнообразие, общий принцип работы у них один.

Из баллона газ под высоким давлением по магистрали поступает в клапан-фильтр, где очищается от примесей. Затем идет в редуктор, давление приходит в рабочую норму, после чего через регулировочный клапан топливо попадает в смеситель, а затем – в двигатель.

Но это общая схема, которая не учитывает много важных компонентов, а лишь показывает принцип работы установки.

Варианты топлива для ГБО

Существует всего два вида топлива, которое можно использовать в газовых установках, – метан и пропан. Причем последний чаще всего встречается с примесью бутана в разных пропорциях.

Устанавливаемое оборудование имеет поправки в конструкции в зависимости от заправляемого топлива, поэтому заправлять одно и то же ГБО различными газами невозможно.

Так как характеристики у газов разные, вам нужно будет подобрать наиболее подходящий вариант для своих целей.

Узнайте, что лучше выбрать для своего автомобиля – метан или пропан.

Данный газ используется начиная с самых первых поколений ГБО. Более того, для ранних версий установок он подходит даже лучше. Объясняется это тем, что оборудование на метане в основном используется на грузовых автомобилях, многие из которых имеют карбюраторные или моноинжекторные моторы. Для них подходит ГБО 1 или 2 поколения соответственно.

Начиная с третьего поколения, газовое оборудование автомобиля на метане получило существенный прирост электроники и немного автоматизировалось. На системах такого типа впрыск газа осуществляется под управлением электронного блока.

Это позволяет более точно настроить подачу топлива через дозатор-распределитель. Кроме того, существенным отличием стал эмулятор форсунок, который заменил бензоклапан.

Такое решение позволит прекратить подачу бензина, создавая лишь видимость работы бензиновых форсунок, чтобы бортовой компьютер не дал сбой.

Четвертое поколение ГБО для авто на метане стало еще более совершенным. В нем появились специальные газовые форсунки и более совершенный электронный блок управления.

В системах такого типа газ уже подается немного другим образом: поступает сразу в коллектор через электромагнитные форсунки. Но агрегатное состояние газа не меняется, лишь давление.

Поэтому такие установки все еще могут работать на метане.

Начиная с пятого поколения оборудования, принцип подачи газа кардинально меняется. Теперь топливо из баллона в коллектор должно поступать не в газообразном состоянии, как раньше, а в жидком. Это противоречит физике метана, который ни при каких давлениях свыше -80 градусов жидким быть не может. Соответственно, установки 5 версии и выше могут работать лишь на пропане.

Как и любой другой вид горючего, метан имеет свои отличительные черты. Это природный газ, который почти не требует фильтрации. При сгорании он не выделяет почти никаких вредных веществ и считается экологически чистым.

Установки с использованием данного газа почти во всем идентичны пропановым, за исключением некоторых деталей:

  • Бесшовные трубы высокого давления.
  • Собственный стандарт заправочного устройства.
  • Газовый редуктор.
  • Манометры высокого давления для проверки количества газа.
  • Баллоны повышенной прочности.

Есть и особенности относительно того, как авто на метане будет вести себя на дороге. Обычно прослеживается спад мощности мотора и увеличения веса, что, соответственно, скажется на разгоне, маневренности и торможении. Уменьшится и полезное пространство в багажнике, если речь идет не о грузовом автомобиле или минивэне, конечно. Это уже произойдет из-за особенностей баллонов.

Особенности баллонов

Из-за высокого давления, при котором должен хранится метан, баллоны для него должны быть особенно прочными. От этого они становятся весьма увесистыми и занимают много места.

Всего есть три типа баллонов для этого газа. Они отличаются весом, количеством занимаемого места и ценой.

Приведем примеры от самого дорогого до бюджетного варианта:

  • Композитный (используются прочные и легкие материалы).
  • Металлопластиковый (по краям металл, но по центру идет намотка из композитных материалов, для которой стачивается отверстие в форме конуса).
  • Металлический (цельнометаллический баллон с толстыми стенками).

Первые два типа имеют срок службы не больше 15 лет, а последний – не более 20. Композитные и полукомпозитные баллоны могут быть разных размеров и форм, в зависимости от объема.

В то время, как металлические для увеличения вмещаемого топлива чаще всего устанавливаются связками в металлическую раму, что еще больше отягощает и без того нелегкую конструкцию.

Хотя возможны исключения, которые будут стоить дороже.

Именно из-за веса и габаритов легковой автомобиль на метане встретить можно не так часто, как грузовой. Ведь, чтобы уменьшить вес и объем устанавливаемого оборудования, понадобится потратить немалую сумму, что сулит долговременную окупаемость, несмотря на дешевизну газа. В противном случае вы отказываетесь от багажника.

Перед установкой нужно провести некоторые подготовительные работы. Прежде всего отсоедините аккумулятор. Затем проводится демонтаж впускного коллектора. После чего можно установить газовое метановое оборудование на автомобиль.

Для этого:

  1. На впускном коллекторе устанавливаются газовые сопла.
  2. Сопла соединяются с газовыми шлангами и надежно затягиваются в месте крепления.
  3. Коллектор устанавливается обратно, на свое место.
  4. К дроссельному клапану, прямо в корпус, устанавливается сопло (подобно тому, как это было с коллектором).
  5. Устанавливается и соединяется редуктор с фильтром.
  6. На редукторе устанавливается манометр для измерения давления.
  7. Если в ГБО есть электрический блок управления – его нужно установить в максимально сухое и защищенное место.

На этом сложности с установкой заканчиваются, так как модифицировать в деталях авто больше ничего не понадобится.

Но, чтобы установка ГБО на метане была окончена, понадобится еще сварить металлический каркас для баллонов и разместить его в подходящем месте.

Это может быть:

  • грузовой отсек;
  • багажник;
  • пространство между кабиной и кузовом или даже между осями колес под автомобилем.

Стоимость установки

Четко определить расценки на установку невозможно.

Следует учесть разную стоимость деталей, поколение ГБО, мощность двигателя, размер и тип баллонов, стоимости обслуживания на СТО и множества других параметров.

Но даже при минимальных запросах перевод авто на метан обойдется дороже, чем на пропан. Это обусловлено не только стоимостью оборудования, но и большим количеством необходимых разрешений.

Но окупаемость у данного оборудования все же выше, чем у пропанового. Особенно если оно устанавливается на коммерческие или общественные автомобили, которые больше ездят, чем простаивают.

Немного дороже обойдется установка метана на легковое авто, ведь в нем немного места в багажнике, небольшой клиренс и грузоподъемность. Следовательно, нужно выбирать баллоны из легких композитных материалов, которые дороже и быстрее изнашиваются.

Есть достаточно много аргументов, чтобы перейти именно на метановые установки. Среди основных:

  • Снижение шума работы двигателя.
  • Высокая экономия топлива.
  • Экологичность.
  • Природный газ не требует почти никакой фильтрации.

Недостатки

Несмотря на то что недостатков больше и они существенные, метан для авто популярен, хотя и в узком кругу. Его главными недостатками являются:

  • Громоздкость и вес баллонов.
  • Небольшой запас хода, учитывая размеры баллонов.
  • Стоимость оборудования ввиду потребности компонентов, работающих с большим давлением.
  • Заметная потеря динамики и мощности.
  • Уменьшение ресурса работы клапанов.

Стоит ли переходить

Как и любой вид специализированного оборудования, ГБО, работающее на метане, имеет свой потребительский круг.

В основном это владельцы транспортных компаний, автопарков или автомобилей, которые ездят часто и подолгу, но в пределах одного города (например, такси). В таких случаях установка является необходимостью, так как поможет существенно сэкономить деньги.

Но это не значит, что вы не имеете права установить метановое оборудования на свое авто. Просто окупаться оно будет дольше, да и заправку найти сложнее.

Рост стоимости традиционных видов топлива вынуждает автомобилистов искать альтернативу. И она есть – это использование сжатого или сжиженного газа. А для того чтобы его использовать, необходим монтаж ГБО на авто. Решение эффективно, обосновано, как в техническом, так и в экономическом плане, и вполне безопасно.

Что такое ГБО

Газобаллонное оборудование представляет собой комплект дополнительного оснащения, обеспечивающий хранение на автомобиле, а также подачу и полную работоспособность его двигателя на сжатом метане или сжиженном пропане. Установка системы чаще всего не требует замены заводской топливной системы. Основной вид горючего также может использоваться с раздельной либо одновременной подачей.

Основной вид газа для автомобиля – пропан-бутан, получаемый с помощью крекинга нефтепродуктов. Именно поэтому его физико-химические свойства максимально приближены к свойствам бензина и солярки.

В отличие от пропан-бутана, метан – природный газ, который хранится в баллонах не в сжиженном, а сжатом состоянии. Октановое число у него выше, но он хуже смешивается с воздухом. По этой причине потребление газа больше, но и опасная концентрация достигается позже.

Метан хранится под высоким давлением, для чего требуются более прочные баллоны.

Поколения и разновидности ГБО

На сегодняшний день известны шесть генераций ГБО.

Основные отличия между первыми четырьмя заключаются в дополнительных элементах, обеспечивающих и улучшающих совместимость со штатными системами впрыска.

Первое поколение применяется на карбюраторных моторах, второе и третье – на первых инжекторных, а четвертое стало бестселлером и используется на основной массе авто с распределенным впрыском.

Пятое поколение ГБО создано для двигателей с непосредственным впрыском. Здесь изменен принцип подачи газа, редуктора и необходимости врезки в систему охлаждения нет.

Шестое поколение ушло еще дальше. Конструкторы отказались от газовых форсунок и реализовали полное электронное управление системой, добившись абсолютной совместимости со штатными системами.

Для дизельных автомобилей используется так называемый газодизель – модернизированный дизельный двигатель или созданный на основе его конструкции агрегат.   

Установка и обслуживание ГБО

Технический регламент ТС расценивает монтаж ГБО как переоборудование. Оформление производится в ГИБДД. Для этого потребуется получить разрешение, пройти две экспертизы и документально оформить изменение конструкции.

Установка должна осуществляться сертифицированным центром. Установщик выдаст акт приемки, декларацию об объёме выполненных работ и паспорт с отметками дат изготовления и следующей проверки. Владелец обязан пройти ТО и получить карту.

Дальнейшая регистрация происходит в ГИБДД по заявлению с предоставлением необходимых документов и осмотром автомобиля. Затем выдается свидетельство о соответствии требованиям безопасности, новый СОР и вносится соответствующая отметка в ПТС. Все происходит в день обращения клиента.

Периодическое освидетельствование баллонов и оборудования в целом является необходимым условием допуска к эксплуатации. Это делается только в сертифицированных центрах.

Паспорт на оборудование с отметками о прохождении обязательных проверок требуется держать в авто. Использование ТС с незарегистрированными конструктивными изменениями запрещено.

За нарушение правил эксплуатации в КоАП предусмотрен штраф, а за повторное – арест.

О мифах и преимуществах

С первых дней появления ГБО преследуют неоправданные слухи об опасности, вреде, снижении ресурса мотора и якобы неэффективности.

Автомобили на газе выпускаются серийно, и это неоспоримое свидетельство безопасности ГБО, подтвержденное результатами эксплуатационных и краш-тестов. Расход газа будет действительно чуть больше, чем бензина. Но увеличение потребления не столь критично, учитывая меньшую стоимость газа. Реальная экономия может достигать 50%, а окупается ГБО за год-два.

Сжиженный газ менее взрывоопасен, так как при испарении охлаждает нагретые детали. Он не имеет ни цвета, ни запаха, а содержащийся в нем одорант безвреден. У газа выше октановое число, а значит, детонация меньше. Он чище в экологическом плане – не содержит свинец и не образует нагар. И это положительно влияет на ресурс. В целом у газа больше преимуществ, чем недостатков.

Page 3

Источник: https://1avtoyurist.ru/oformlenie/gbo/na-metane.html

Автоправо
Добавить комментарий