Членство в саморегулируемых организациях добровольное или обязательное?

Что эффективнее: добровольное саморегулирование или обязательное?

Членство в саморегулируемых организациях добровольное или обязательное?

2018-05-01 12:00:02

На конференции «Практическое саморегулирование» в ТПП РФ участники круглого стола на примере конкретных СРО рассмотрели работу инструментов регулирования профессиональной деятельности, организацию ограничения доступа в профессию, а также системы защиты интересов потребителей и обеспечения добросовестной конкуренции.

Модератором круглого стола, посвященного развитию добровольного и профессионального саморегулирования, выступил Председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Константин Апрелев.

На заседании были обсуждены цели формирования сервисов для членов добровольных профессиональных объединений и инструменты формирования преимуществ, повышающих конкурентоспособность добросовестных профессиональных участников рынка. Участники сравнили опыт развития СРО с профессиональным обязательным саморегулированием и СРО с добровольным членством.

Исполнительный директор Ассоциации «СРО оценщиков «Экспертный совет» Максим Ильин рассказал о формировании профессионального сообщества, столкнувшегося с внешней угрозой. В середине 2017 г.

оценщиков поставили перед фактом: изменения в законодательстве, направленные, фактически, на подмену саморегулирования госрегулированием, предусматривали необходимость сдачи специалистами квалификационного экзамена, форма и содержание которого не способствовали конструктивному развитию отрасли (закрытая база вопросов, излишне общие формулировки тем вопросов, задержка с организацией приема экзамена). Игнорирование Минэкономразвития мнения специалистов привело к сплочению оценщиков, столкнувшихся с угрозой потери профессии. Начался процесс объединения оценщиков в профессиональное сообщество, которое после успешного отражения внешней угрозы перешло к созданию концепции собственного развития. Андрей Хромов, вице-президент НП «Российская Гильдия Риэлторов, Председатель Управляющего Совета Системы добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости рассказал о шестнадцатилетнем опыте развития добровольной системы саморегулирования в риэлторской отрасли и показал ее способность к саморазвитию без вмешательства государства. По информации Андрея Хромова, в настоящее время создана структура управления системой, которая охватывает более 50 субъектов РФ, и объединяет около 1 500 агентств недвижимости и примерно 15 000 специалистов. Директор Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ Никита Первушин обратил внимание специалистов на возможность, благодаря закону «О независимой оценке квалификации», в сферах профессиональной деятельности можно создавать профессиональные стандарты и квалификационные требования, которые должны стать ключевым инструментом системы саморегулирования рынка труда. Ведущая роль в этой системе отводится профессиональным объединениям и саморегулируемым организациям. Степан Фирстов, учредитель и член Правления Некоммерческого партнерства «Ассоциация травматологов-ортопедов Челябинской области», член Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности ТПП РФ рассказал об успешной деятельности первой в России региональной СРО, объединяющей травматологов-ортопедов, которая оказалась способной защитить интересы как врача, так и пациента. Член Общественного Совета при министерстве здравоохранения РФ Сергей Лазарев продолжил разговор о медицине. Он пояснил, что говоря о врачебной деятельности, необходимо различать два понятия: здравоохранение как систему и медицину как врачевание. За здравоохранение отвечает Минздрав, а за оказание медицинских услуг – врачи. Поэтому саморегулирование в отрасли – это регулирование не здравоохранения, а медицины – деятельности врача по лечению пациента. Между этими двумя системами должно быть соглашение, сторонами которого должны выступать Минздрав и СРО профессионального типа. Евгений Рабцун, член правления Национальная Ассоциация медицинских организаций, Президент Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения считает, что появление СРО в медицине способствует улучшению качества и доступности медицинских услуг, юридической защите врачей и пациентов. Принимая на себя часть госфункций по регулированию и контролю, медицинская СРО становится гарантом необходимой квалификации врачей, предъявляя к участникам рынка жесткие требования по качеству оказания услуг. СРО помогает выстраивать горизонтальные связи и тем самым способствует повышению эффективности в медицине. Вице-президент Союза «МежРегионстройЭксплуатация» Валерий Коптев рассказал о создании добровольных СРО строительными предприятиями малого и среднего бизнеса. Градостроительный кодекс не требует обязательного участия в СРО компаний и ИП, которые не занимаются генподрядными работами и не участвуют в тендерах на сумму более 3 млн. руб. Но у них тоже есть необходимость лоббирования своих интересов и решения общих задач доступа в профессию, обучения и повышения квалификации персонала, а также поддержания имиджа отрасли. В таком случае они объединяются в добровольные СРО. Владимир Голубев, руководитель Экспертного совета СРО НП «Объединение энергостроителей» считает, что разработчики моделей обязательного саморегулирования не понимают сущности самоорганизации бизнеса и ориентируются на устаревшие формы саморегулирования и практику командного управления «сверху». Преимущества добровольной и профессиональной модели саморегулирования связаны со свободой выбора альтернатив самоорганизации, синергией взаимодействия, меньшими издержками. В условиях развития цифровой экономики и реформы контрольно-надзорной деятельности появляются дополнительные преимущества сорегулирования на базе цифровых платформ. Президент Ассоциации инженеров «Национальная палата инженеров» Игорь Мещерин констатирует, что саморегулирование в мире является наиболее перспективным способом организации профессиональных сообществ, и в разных странах имеется богатая традиция делегирования государственных полномочий бизнесу. Но в России саморегулирование внедряется сверху. Поэтому процесс идет не всегда корректно. Подвел итоги заседания секции модератор Константин Апрелев. Он считает, что в данный момент во многих отраслях власть ухудшает состояние добросовестных участников рынка: «Вместо того чтобы создавать инструменты, которые стимулировали бы предпринимательское сообщество и наделяли бы его конкурентными преимуществами, государство действует ровно наоборот и всеми силами старается лишить бизнес, находящийся в публичном поле, этих преимуществ. Но если в отрасли при участии саморегулирования не создается система добросовестной конкуренции, то никакого саморегулирования в ней быть не может. Есть использование софинансирования для содействия власти в вопросах мониторинга и контроля над бизнесом. Этому способствует широко распространенная во всех сферах предпринимательства модель администрирования, которая подменяет саморегулирование по сути и зачастую лишает целые отрасли возможности сформировать нацобъединения и влиять на профстандарты и на иные требования доступа в профессию. В итоге СРО достаются лишь функции дисциплинарного воздействия и отчетной политики». Действительно, в ряде отраслей с обязательным саморегулированием госрегуляторы за последний год фактически взяли курс на сворачивание саморегулирования, вводя без согласования с бизнесом дополнительные процедуры регулирования, из-за которых остались без работы десятки тысяч специалистов. При этом для СРО оставлены лишь функции сбора денег в компфонды и контроля выполнения спущенных сверху требований. В добровольном саморегулировании, с одной стороны, нет давления государства, с другой стороны, нет массовости, так как многие предприниматели не представляют, какие конкурентные преимущества они могут получить, участвуя в профессиональном сообществе.

«Добровольцы» еще отличаются низким уровнем дисциплины и информационной открытости: многие обязательные документы на сайтах вообще не размещены, а имеющиеся годами не обновляются. Апрельский мониторинг сайтов добровольных СРО, проведенный контент-менеджером редакции, показал, что из 499 зарегистрированных добровольных СРО 109 уже ликвидировано. Из оставшихся 390 организаций у 122 из них сайты не действуют. Лишь у 39 СРО не обнаружено нарушений информационной открытости.

Олег Путин Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Источник: http://www.all-sro.ru/news/chto-effektivnee-dobrovolnoe-samoregulirovanie-ili-obyazatelnoe-_181170813

Саморегулирование

Членство в саморегулируемых организациях добровольное или обязательное?

Институт саморегулирования направлен на реализацию одного из основополагающих принципов функционирования рыночной экономики, заключающегося в ограничении государственного вмешательства в рыночную деятельность с одновременным установлением ответственности предпринимателей за недобросовестное поведение.

Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований установленных стандартов и правил.

Членство в саморегулируемых организациях является добровольным, при этом федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

На сегодняшний день система саморегулирования включает в себя 646 СРО, объединяющих на условиях обязательного членства свыше 165 000 субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в 12 сферах, и 433 СРО, созданных участниками рынка на условиях добровольного членства.

В рамках реализации мер по повышению информационной открытости саморегулируемых организаций, предусмотренных Указом Президента страны от 7 мая 2012 г.

№ 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принят Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».

Закон устанавливает требования к составу информации о деятельности саморегулируемых организаций и их членов, подлежащей раскрытию, и вводит административную ответственность за нарушения установленных требований. Также законом установлены требования об обязательном наличии у саморегулируемой организации сайта в сети Интернет, упорядочен состав информации, подлежащей раскрытию на сайте СРО.

Одной из новелл закона является систематизированное описание реестра членов саморегулируемой организации как ключевого элемента системы раскрытия информации о деятельности СРО и ее членов.

Указанный подход позволяет в большей мере ориентировать требования о раскрытии саморегулируемыми организациями информации на потребителя или потенциального контрагента членов СРО, обеспечивая получение из такого реестра всей необходимой для принятия решения о взаимодействии информации, своего рода «визитной карточки» по каждому из членов саморегулируемой организации.

В целях реализации указанного Федерального закона издан приказ Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года № 803 «Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций», зарегистрированный Минюстом России 31 марта 2014 года.

Несмотря на наличие значительного опыта саморегулирования в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности, анализ складывающейся правоприменительной практики, результатов деятельности саморегулируемых организаций и обращений предпринимателей указывает на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в области саморегулирования.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года № Пр-1168 ключевыми направлениями совершенствования института саморегулирования являются:

  • формирование эффективной общегосударственной модели саморегулирования, определяющей его цели и задачи и позволяющей использовать потенциал саморегулирования для повышения качества продукции и услуг субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности;
  • совершенствование механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также правил и процедур, обеспечивающих их реализацию;
  • обеспечение максимальной прозрачности деятельности саморегулируемых организаций, а также эффективного государственного контроля и надзора, исключающего случаи недобросовестной деятельности таких организаций.

В рамках исполнения указанного поручения распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 2776-р утверждена Концепция совершенствования института саморегулирования, подготовленная Минэкономразвития России в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации.

Концепцией определены механизмы совершенствования законодательства в части:

  • установления правовых основ создания и деятельности национальных объединений СРО;
  • развития стандартизации деятельности субъектов предпринимательской и про­фессиональной деятельности в системе СРО;
  • корректировки механизма ответственности предпринимателей перед потребителями производимых ими товаров (работ, услуг);
  • повышения эффективности контроля СРО за соблюдением членами СРО установленных требований, а также государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО;
  • создания условий для развития добровольного саморегулирования.

Основным механизмом реализации Концепции и поручения Президента Российской Федерации является разработка изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315‑ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также в отраслевое законодательство о саморегулируемых организациях в соответствии с общегосударственной моделью саморегулирования.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен Минэко­номразвития России.

Источник: https://ar.gov.ru/ru-RU/menu/default/view/11

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ ЧЛЕНСТВО

12 ноября 2015 года принят Закон Республики Казахстан «О саморегулировании». Данный Закон регулирует общественные отношения, связанные с саморегулированием субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в Республике Казахстан, определяет условия создания и функционирования саморегулируемых организаций, членства (участия) в них и их правовое положение.

Саморегулируемая организация это некоммерческая организация в форме ассоциации (союза) или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, основанная на добровольном либо обязательном членстве (участии) субъектов частного предпринимательства или субъектов профессиональной деятельности по принципу общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ, услуг).

Саморегулирование основывается на добровольном или обязательном членстве (участии).

Саморегулирование, основанное на добровольном членстве (участии), действует наряду с государственным регулированием в сферах предпринимательской или профессиональной деятельности, устанавливая требования к субъектам саморегулирования и их деятельности выше требований, установленных законодательством Республики Казахстан.

Саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, вводится на основании законов Республики Казахстан в порядке, определяемом настоящим Законом, в сферах деятельности, сопряженных с реализацией государственных функций либо необходимостью делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами.

Для введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии), регулирующий государственный орган и заинтересованные лица должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в отношении разрабатываемых ими проектов документов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Целью анализа регуляторного воздействия является повышение действенности и эффективности государственной политики в части использования саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии), через оценку альтернативных подходов регулирования для достижения определенных целей или решения четко определенных проблем.

Анализ регуляторного воздействия проводится до и после введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии).

По результатам анализа регуляторного воздействия в зависимости от эффективности применения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии), оно может быть введено, отменено или иным образом пересмотрено.

Основными принципами саморегулирования, основанного на добровольном членстве (участии), являются:

1) свобода объединения – выбор для добровольного объединения лиц в саморегулируемую организацию;

2) общность отрасли – объединение предпринимателей по признаку единства видов деятельности, для которых характерна сходность (аналогичные или смежные характеристики) производимых товаров (работ, услуг), технологии, этапа жизненного цикла объектов производства.

Основными принципами саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии), являются:

1) эффективность – введение саморегулирования осуществляется только при условии, что это обеспечит более эффективное достижение целей, поставленных при государственном регулировании;

2) исключение дублирования – четкое разграничение компетенции государственных органов и саморегулируемых организаций с целью исключения двойного контроля в отношении членов (участников) саморегулируемых организаций.

Условия и порядок приобретения и утраты членства (участия) определяются законами Республики Казахстан и уставом саморегулируемой организации.

При саморегулировании, основанном на обязательном членстве (участии), требования к количеству их членов (участников) устанавливаются законами Республики Казахстан.

В случае ликвидации саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве (участии), ее члены (участники) в течение трех месяцев обязаны вступить в другую саморегулируемую организацию, основанную на обязательном членстве (участии), без уплаты вступительного взноса.

Учредительными документами саморегулируемой организации являются устав и учредительный договор.

К компетенции общего собрания членов (участников) саморегулируемой организации относятся вопросы условий членства (участия) в саморегулируемой организации.

Правила и стандарты саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности, основанных на обязательном членстве (участии), до их утверждения направляются в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан для получения заключения.

Членами (участниками) саморегулируемой организации в сфере предпринимательской деятельности являются субъекты частного предпринимательства.

Членами (участниками) саморегулируемой организации в сфере профессиональной деятельности являются физические лица, имеющие право заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Для саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве (участии), отсутствие или наличие вступительных и членских взносов, а также предельные размеры в случае их наличия устанавливаются законами Республики Казахстан.

Статьей 32 Закона Республики Казахстан «О саморегулировании» установлены переходные положения, согласно которых регулирующий государственный орган в течение одного года со дня введения в действие настоящего Закона обязан обеспечить принятие необходимых мер, направленных на приведение в соответствие с ним сфер деятельности, где законами Республики Казахстан установлено обязательное членство субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях, за исключением членства в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан.

Сатбаев Б. Б.

Судья специализированного межрайонного

экономического суда г. Астаны

Источник: https://www.zakon.kz/4832440-samoreguliruemye-organizacii.html

Информационный портал «Саморегулирование»

Членство в саморегулируемых организациях добровольное или обязательное?

Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегулируемые организации призваны взять на себя регуляцию профессиональной деятельности участников рынка за рамками базовых минимальных требований, определяемых государством.

В основные функции СРО входит разработка и принятие единых стандартов производственной деятельности и стандартов качества производимой продукции для своих членов, а также контроль соблюдения установленных требований стандартов и правил.

 СРО может выступать представителем интересов своих членов при взаимодействии с органами государственной власти и другими участниками рынка, служить защите интересов потребителя, через механизмы коллективной ответственности (в том числе финансовые), приводить  к урегулированию конфликты внутри профессионального сообщества.  Кроме того, в связи с вступлением России в ВТО,  СРО призваны сыграть существенную роль в сближении с международными системами регулирования профессиональной деятельности через её стандартизацию и сертификацию с целью повышения конкурентоспособности российского бизнеса  и снижения роли государства в регуляции рыночных  отношений.

Институт саморегулирования в современной России получил свое развитие в середине 90-х гг., когда впервые понятие «саморегулируемые организации» было закреплено законодательно. Ими именовались добровольные некоммерческие организации, создаваемые в сфере рынка ценных бумаг.

Их деятельность регулировалась Федеральным законом № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».  Начиная с 1998 г. саморегулируемые организации начали возникать в различных сферах предпринимательской деятельности, появилось обязательное членство для отдельных групп предпринимателей.

Первыми областями деятельности с обязательным членством стали арбитражные управляющие, оценочная деятельность и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

В связи с принятием  Федерального закона № 315-Ф3 от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» развитие саморегулирования в России перешло на качественно новый этап.

Растет количество СРО, увеличивается число компаний — членов саморегулируемых организаций. Добровольное и обязательное саморегулирование охватывает все большие слои предпринимателей.

К маю 2012 года саморегулирование с обязательным членством было законодательно введено в 10 сферах профессиональной деятельности, а именно:

-деятельность арбитражных управляющих;

-аудиторская деятельность;

-кредитная кооперация;

-оценочная деятельность;

-деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;

-инженерные изыскания;

-архитектурно-строительное проектирование;

-строительство;

-деятельность в области энергетического обследования;

-теплоснабжение.

Саморегулирование с добровольным членством, предусмотренное отраслевыми федеральными законами на данном этапе включает в себя 9 сфер профессиональной деятельности:

-профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;

-деятельность негосударственных пенсионных фондов;

-кредитная кооперация;

-кадастровая деятельность;

-рекламная деятельность;

-деятельность жилищных накопительных кооперативов;

-деятельность патентных поверенных;

-посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация);

-деятельность микрофинансовых организаций.

Также регистрируются СРО возникающие в различных сферах деятельности по собственной инициативе предпринимателей на основе базового 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

К маю 2012 по данным Минэкономразвития России в Российской Федерации зарегистрировано 926 различных саморегулируемых организации и их количество продолжает расти, в основном, за счет СРО возникающих на добровольных основаниях.

          СРО в строительстве

Саморегулирование в области строительства было введено в связи с отменой в этой сфере государственного лицензирования с 1 января 2009 г. При переходе к саморегулированию законодателем было предписано  создание саморегулируемых организаций по трем видам деятельности:

-СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

-СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

-СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

С 1 января 2010 года официальное разрешение (Свидетельство СРО о допуске к определенным видам работ) на осуществление профессиональной деятельности и выполнение видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в сфере проектирования, строительства и инженерных изысканий можно получить, только став членом саморегулируемой организации. Виды работ по проектированию, строительству и инженерным изысканиям которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства можно производить без допуска СРО.

Сами саморегулируемые организации строительной сферы, согласно требованиям федерального законодательства объединены в Национальные объединения СРО соответствующего вида деятельности. Были созданы:

  • Национальное объединение строителей (Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство»)
  •  Национальное объединение проектировщиков (Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации»)
  •  Национальное объединение изыскателей (Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания»)

подробней о саморегулировании

Сохранить как PDF файл

Источник: http://sroportal.ru/sro/

Эксперты рассказали, возможно ли саморегулирование фармсообщества в РФ

Членство в саморегулируемых организациях добровольное или обязательное?

В фармсообществе популярны идеи саморегулирования – инструмента, позволяющего государству передать профессионалам часть своих полномочий. О том, как они развиваются в РФ, “РГ” рассказала директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, вице-президент РАН Талия Хабриева.

Талия Ярулловна, чем отличается практика саморегулирования в РФ? Какие этапы ее развития можно выделить?

Производителей лекарств обяжут наносить на упаковку защитные метки

Талия Хабриева: Принципиальная особенность становления саморегулирования в РФ состоит в том, что инициатива по его развитию исходит от государства, “сверху”, а в зарубежных странах оно шло при отсутствии таковой. Условно можно выделить два этапа развития СРО.

В 1995 г. понятие “саморегулируемые организации” (СРО) впервые появилось в постановлении Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. В эти годы правовой статус СРО был регламентирован в отраслевых нормативных актах. С 2007 г.

, когда был принят ФЗ “О саморегулируемых организациях”, начался второй этап – стало возможным уточнение общих требований к СРО в отраслевых законах, учитывающих специфику профессиональной деятельности.

Закон стал отправной точкой для развития активного саморегулирования в различных отраслях экономики.

В каких отраслях экономики практика саморегулирования нашла максимальное воплощение?

Талия Хабриева: Существуют два вида СРО: основанные на обязательном членстве и на добровольном.

Первые распространяются, например, на деятельность арбитражных управляющих, аудиторов, строительство и др.

Саморегулирование с добровольным членством встречается на рынке ценных бумаг, у патентных поверенных и т.д. Максимальное воплощение практика саморегулирования в РФ нашла в строительстве и консалтинге.

Каковы цели создания саморегулируемых организаций?

Талия Хабриева: Прежде всего более эффективное регулирование отрасли, а также ограничение вмешательства государства в экономику.

Государство передает часть властно-публичных полномочий СРО, а именно: в области контроля за соблюдением стандартов и правил, разработанных в СРО, а также законодательства, непосредственно регулирующего тот или иной вид деятельности.

Суть саморегулирования составляют три элемента: стандарты, которые устанавливает СРО, мониторинг за деятельностью своих членов, третейские способы разрешения споров.

Таким образом, с одной стороны, члены СРО попадают от них в зависимость, поскольку СРО наделены полномочиями, позволяющими применять к своим членам меры дисциплинарной ответственности, например исключение. С другой стороны, обязательное членство в СРО позволяет оставлять “за бортом” недобросовестных предпринимателей, т.к. исключение из СРО означает запрет осуществления соответствующей деятельности вне членства в СРО, что является своего рода аналогом отзыва лицензии.

Акцент: Суть саморегулирования – стандарты СРО, мониторинг за деятельностью членов, третейский путь решения споров

Есть ли в мире опыт саморегулирования в фармацевтической отрасли?

Импортные лекарства упадут в цене

Талия Хабриева: В фармацевтической области саморегулирования нет ни в одной стране.

Анализ актов, принятых и разрабатываемых в ЕАЭС, показывает, что саморегулированию в обращении лекарственных средств места почти не остается – все будет поглощено решениями Евразийской экономической комиссии. ФЗ “Об обращении лекарственных средств” также не содержит подобных норм.

Этим он отличается от ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”, в ст.

76 которого закреплено право медицинских и фармацевтических работников на создание на добровольной основе профессиональных некоммерческих организаций, которые могут принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с их нарушением, в подготовке стандартов медицинской помощи и т.д. В фармотрасли следует скорее говорить о самоорганизации компаний, нежели о глобальном саморегулировании.

Какие типичные ошибки совершают инициаторы внедрения практики саморегулирования?

Талия Хабриева: К типичным ошибкам можно отнести недооценку субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности потенциала добровольного саморегулирования. Создание СРО на принципах добровольного членства непопулярно, участники рынка в большей степени ориентируются на законодательные требования.

Вместе с тем добровольное саморегулирование способствует усилению ответственности хозяйствующих субъектов перед потребителями, использованию альтернативных способов разрешения конфликтов, поддержанию высоких стандартов деятельности.

Ошибкой можно считать и неэффективное использование функции по стандартизации той или иной деятельности. Стандарты СРО либо дублируют положения нормативных актов, либо содержат декларативные нормы, не оказывающие существенного влияния на осуществление профессиональной и предпринимательской деятельности.

Ошибочным является и неудовлетворительный контроль СРО за соблюдение ее членами установленных требований.

Можно ли избежать подобных ошибок?

Талия Хабриева: Избежать их позволит более активное использование добровольного саморегулирования, реализация принципа делегированных полномочий и отраслевого сорегулирования путем разработки СРО стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности, а также усиление внутреннего контроля СРО за деятельностью своих членов.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этой формы регулирования в целом?

Локализация производства стабилизирует российский рынок лекарств

Талия Хабриева: Перспективы для развития этой формы регулирования, разумеется, есть, о чем свидетельствует развитие законодательства о СРО. Но пока у нас не накоплен достаточный опыт, не сформировалась устойчивая практика.

Однако если рассматривать саморегулирование в более широком контексте – как способность бизнеса к самоорганизации, то можно увидеть, что и акционерные общества также предпринимают попытку упорядочить отношения внутри компании, принимая внутренние документы.

В таком аспекте можно говорить, например, и о Кодексе надлежащей практики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), который представляет собой пример локального нормотворчества, направленного на формирование оптимальной – с точки зрения согласованности частных и публичных интересов – модели поведения участников международного фармацевтического рынка.

Источник: https://rg.ru/2015/10/19/samoregulirovanie.html

Членство в саморегулируемой организации: преимущества и недостатки законодательства России

Членство в саморегулируемых организациях добровольное или обязательное?

(Лескова Ю. Г.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2011, N 3)

ЧЛЕНСТВО В САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

Ю. Г. ЛЕСКОВА

Лескова Юлия Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета.

Автор проводит исследование отдельных аспектов правового положения членов саморегулируемой организации по действующему законодательству РФ: выявлены и раскрыты проблемы, связанные со вступлением в члены саморегулируемой организации, выходом из состава членов саморегулируемой организации, рассмотрена специфика имущественной ответственности членов саморегулируемой организации. В статье показана необходимость изменения норм гражданского законодательства РФ в части регламентации правового статуса члена саморегулируемой организации.

Ключевые слова: саморегулируемая организация; членство; членские взносы; компенсационный фонд; страхование; ответственность.

Membership in a self-regulatory organization: advantages and disadvantages of the current legislation of the Russian Federation Y. G. Leskova

Leskova Yullya Gennadyevna, candidate of Laws, associate professor of Civil and Entrepreneurial Law of Samara state university.

The author explores some aspects of the legal status of members of a self-regulatory organization under the current legislation of the Russian Federation; identifies and reveals problems associated with membership and withdrawal from a self-regulatory organization; considers the specifics of its members’ property liability. The paper also shows the need to change the norms of civil legislation in the Russian Federation regarding the regulation of the legal status of a member of a self-regulatory organization.

Key words: self-regulatory organization; membership; membership dues; compensation fund; insurance; liability.

В настоящее время в связи с проводимой реформой по отмене лицензирования и укреплением института саморегулирования в предпринимательской деятельности особо актуальным является вопрос о необходимости и целесообразности приобретения субъектами предпринимательской (профессиональной) деятельности статуса члена саморегулируемой организации (далее — СРО).

Следует отметить, что членство в СРО является обязательным требованием для арбитражных управляющих; оценщиков; аудиторов и аудиторских организаций; строительных, проектных и изыскательских организаций; субъектов, осуществляющих энергетическое обследование; ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

Многие предприниматели и предприятия имеют сертификат ИСО (ISO 9000) , однако наличие ИСО не только не заменяет по действующему законодательству членство в СРО, но и не требуется даже при вступлении в СРО. Относительно установления обязательности членства в названных организациях в юридической литературе неоднократно подчеркивалась нецелесообразность введения данного правила .

Вместе с тем нельзя не отметить, что создание механизма обязательного членства в названных СРО преследует цель — переложить отдельные функции государственного регулирования на саморегулируемые организации. Ведение деятельности вне рамок саморегулирования вышеуказанными субъектами может трактоваться как незаконное предпринимательство , а нарушителей ожидает уголовная ответственность (ст.

171 УК РФ).

Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ влекут административную ответственность в виде наложения штрафа (ст. 9.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Кроме того, с 1 января 2010 г. все договоры, заключенные лицами, не имеющими свидетельства о допуске к работам, должны признаваться недействительными. В настоящее время судебная практика рассматривает такие сделки в силу ст. 168 ГК РФ как ничтожные, не соответствующие требованиям ст. 422 ГК РФ, ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) . По мнению П. С. Долгополова, в рассматриваемой ситуации выполнение соответствующих работ без выдаваемого СРО допуска к ним выходит за пределы правоспособности юридического лица (подрядчика), а значит, суд признает договор подряда в части обязанностей сторон, связанных с работами, недействительным согласно ст. ст. 173, 180 ГК РФ . Статья 173 ГК РФ предусматривает два вида недействительных сделок: совершение юридическим лицом внеуставных сделок и сделок без соответствующей лицензии. Таким образом, буквальное толкование нормы ст. 173 ГК РФ вряд ли позволяет отнести заключение договоров подряда без соответствующего допуска к работам к числу недействительных. В то же время проводимая в РФ реформа по отмене лицензирования и установления саморегулирования предполагает, что отныне разрешение на выполнение соответствующих работ в виде «допуска» к ним будет выдаваться СРО. Отсюда вполне логично применять норму ст. 173 ГК РФ. В целях устранения неясностей и неточностей, на наш взгляд, необходимо внести изменения в ст. 173 ГК РФ в части установления правила о признании недействительной сделки, совершенной юридическим лицом, не имеющим допуска к соответствующим видам работ, выдаваемого СРО. ——————————— ISO 9000 — серия международных стандартов, направленных на создание на предприятии системы управления качеством, которые непосредственно влияют на качество продукции и услуги компании (дает преимущества при участии в тендерах, а также без сертификата ISO 9000 невозможно получить государственный заказ). См., например: Павлодский Е. А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. N 1; Свириденко О. М. Концепция несостоятельности (банкротства) в РФ: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2010. С. 18 — 19. См.: Максуров А. А. Отказ от строительных лицензий как мера государственной координации рынка // Право и экономика. 2010. N 1. С. 11. См.: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2010 г. по делу N А74-1614/2010 // СПС «КонсультантПлюс». См.: Долгополов П. С. Вопрос-ответ // СПС «КонсультантПлюс».

Для всех других субъектов предпринимательской (профессиональной) деятельности законодателем установлен принцип добровольности членства в саморегулируемых организациях, что прямо вытекает из норм п. п. 1, 2 ст. 5 ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» .

Как верно указывается в юридической литературе, российское законодательство устанавливает одновременное существование двух идей саморегулируемых организаций, а именно основанных на принципе обязательного членства и саморегулируемых организаций как добровольных объединений физических и юридических лиц , что, в свою очередь, не может не отражаться на правовом статусе членов саморегулируемых организаций. Так, если для арбитражного управляющего членство в СРО является прежде всего «допуском к профессии», то, например, для организаций в сфере здравоохранения, образования, науки — еще одним шагом вперед по повышению качества предоставляемых услуг, поскольку само создание и функционирование СРО преследует в первую очередь цель эффективного осуществления деятельности предпринимателями и субъектами профессиональной деятельности. Именно поэтому тенденции дальнейшего развития законодательства РФ отражены в идее введения института саморегулируемых организаций в самые разнообразные сферы жизнедеятельности общества. Примером этого может быть проект Федерального закона N 397396-5 «О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами», согласно которому предлагается внести дополнения в ЖК РФ в части установления порядка осуществления саморегулирования деятельности управляющих организаций. Другой пример — проект ФЗ N 445108-4 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» , принятие которого обусловлено необходимостью создания правовой основы актуарной деятельности, установления порядка разработки и утверждения стандартов актуарной деятельности и введения института саморегулирования актуариев. Вектор развития регулирования отдельных видов экономической деятельности, направленный в сторону создания в соответствующих отраслях все большего числа СРО, безусловно, влечет повышение влияния данных профессиональных объединений на развитие отраслей хозяйствования путем непосредственного взаимодействия со своими членами. При этом, несомненно, при решении вопроса о необходимости введения в сферы жизнедеятельности общества саморегулируемых организаций целесообразно исходить из того, насколько созданный в этом случае механизм саморегулирования экономики будет способен прежде всего обеспечить реальную независимость и экономическую свободу предпринимательства. ——————————— СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076. См.: Грачев Д. О. Правовой статус саморегулируемых организаций: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 60. Данный законопроект был внесен депутатом Государственной Думы В. С. Плескачевским.

Преимущества членства в СРО широко обсуждаются в юридической литературе. В частности, А. Пухова в своем интервью по проблемам закрепления принципа саморегулирования применительно к сфере ЖКХ отметила, что на свободном рынке членство в СРО потенциально может быть серьезным конкурентным преимуществом . По мнению А.

Максурова, СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО; членство в СРО способствует повышению качества предоставляемых работ; члены СРО оказывают друг другу взаимную поддержку; СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников — членов СРО; СРО осуществляет информационную поддержку членов путем разработки изменений в нормативные правовые акты, затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведение общих собраний членов СРО, организацию круглых столов, конференций, посвященных актуальным темам саморегулирования . Безусловно, действующее законодательство РФ (прежде всего ФЗ «О саморегулируемых организациях») достаточно подробно определяет основные функции СРО (регулирующую, контрольную, обеспечительную, представительскую, информационную, функцию по предупреждению конфликта интересов), из которых явствуют права членов СРО, приобретаемые ими при вступлении в названную организацию. ——————————— См.: Интервью: Острейшая проблема сегодня — энергоэффективность [Интервью с А. Пуховой] // Жилищное право. 2010. N 6. С. 11. См.: Максуров А. Указ. соч. С. 10.

Источник: http://center-bereg.ru/b5954.html

Автоправо
Добавить комментарий