Австорское право

Об авторском праве

Австорское право

Во многих странах любое произведение, представленное в материальной форме, защищено авторским правом. Правообладатель имеет исключительное право распоряжаться своей работой. Например, в большинстве случаев только он может разрешать другим людям использовать ее.

Какие виды контента защищены авторским правом?

  • визуальные произведения: телешоу, фильмы, онлайн-видео и т. д.
  • Звукозаписи и музыкальные композиции.
  • Письменные произведения: лекции, статьи, книги, нотные записи и т. д.
  • Произведения изобразительного искусства: картины, плакаты, реклама и т. д.
  • игры и компьютерные программы.
  • Драматические произведения: пьесы, мюзиклы и т. д.

Идеи, факты и нематериальные процессы не охраняются авторским правом.

Согласно законодательству, оно распространяется на работы, которые содержат оригинальный контент и представлены на материальном носителе. Названия и заголовки сами по себе не защищены авторским правом.

Всегда ли использование чужих работ, защищенных авторским правом, является нарушением? Может ли установить правообладателя?

Нет, не выступает посредником в спорах об авторских правах.

Получив уведомление о нарушении авторских прав, мы действуем в соответствии с законодательством – удаляем указанные материалы. Если после этого нам приходит обоснованное встречное уведомление, мы пересылаем его лицу, сообщившему о нарушении.

После этого конфликтующие стороны могут разрешить свой спор в суде.

В чем разница между авторским правом и товарным знаком?

Авторское право – одно из средств защиты интеллектуальной собственности.

Оно отличается от товарных знаков, которые запрещают названия брендов, их слоганы, логотипы и другие характерные символы от использования третьими лицами в определенных целях.

Авторское право также не следует путать с патентным правом, цель которого – защита изобретений.

На предусмотрена отдельная процедура для удаления видеоматериалов, размещенных с нарушением товарных знаков и других норм законодательства.

В чем разница между авторским правом и нарушением конфиденциальности?

Кто-то опубликовал видео с вашим участием или запись вашего голоса? Это не значит, что вы можете претендовать на право собственности в отношении такого контента.

Например, если ваш друг снимал на камеру, как вы с ним разговариваете, именно он владеет авторскими правами на это видео.

Если слова, которые вы оба произносите, не были записаны заранее, они не являются объектом авторского права вне самого ролика.

Кто-то без вашего согласия добавил видео, изображение или запись, где запечатлены вы или присутствует ваш голос? Вы считаете, что этот контент нарушает ваше право на неприкосновенность частной жизни или безопасность? Подайте жалобу о нарушении конфиденциальности.

Распространенные мифы об авторском праве

В этом разделе приведены распространенные ошибочные представления о том, что такое авторское право и как оно функционирует на .

Миф 1. Если указать в видео имя правообладателя, можно свободно использовать его материалы

Упоминание автора не дает права на использование его контента.

Кроме того, даже если добавить в материалы другого пользователя свой оригинальный контент, это не даст гарантии, что ваш случай подпадет под понятие добросовестного использования.

Поэтому перед тем как загружать видео на , проверьте, нет ли в нем нарушения авторских прав. Также внимательно изучите все четыре критерия добросовестного использования, и, если у вас возникнут вопросы, проконсультируйтесь с юристом.

Миф 2. Если контент публикуется в некоммерческих целях, об авторском праве волноваться не стоит

Даже если вы не собираетесь получать доход от видео, это не означает, в нем необязательно соблюдать законодательство об авторском праве.

Заявление о том, что загруженный вами контент предназначен “только для развлекательных целей” или “некоммерческого” использования, само по себе не защитит вас при проверке добросовестности.

Суд учтет то, с какой целью вы добавили чужие материалы, но это не будет достаточным условием для признания использования контента добросовестным.

Миф 3. Если другие авторы публикуют чужой контент, значит это можно делать и мне

Если вы заметили на материалы, похожие на контент других авторов, это не означает, что вам тоже разрешено публиковать такие видео.

Иногда владельцы авторских прав позволяют размещать некоторые свои произведения на нашем сайте.

В отдельных случаях права на очень похожие видео могут принадлежать разным лицам, однако один правообладатель может разрешить переработку своего контента, а другой – нет.

Миф 4. Если контент был куплен (например, в iTunes или на CD), его можно публиковать

Купив музыкальный или иной контент, вы не становитесь его правообладателем и не получаете права использовать его на . Даже если вы укажете имя владельца авторских прав, добавление роликов с таким содержанием может рассматриваться как нарушение.

Миф 5. С контентом, который был самостоятельно записан с телевизора, радио или в кинотеатре, проблем не возникнет

Если вы записали телепередачу, видеоигру, концерт или выступление на свой телефон, камеру или диктофон, это не значит, что у вас есть право загружать такой контент на . Это же правило распространяется и на музыку, которая служит фоном для вашего видео. Чтобы ее добавить, вам нужно получить разрешение правообладателя.

Миф 6. Если я укажу, что не намереваюсь нарушать авторские права, то могу использовать чьи угодно материалы

Если вы добавите отказ от ответственности, например “все права принадлежат автору”, это ещё не будет означать, что вы добросовестно используете контент или получили разрешение правообладателя на его использование.

Миф 7. Использование отрывка длительностью всего в несколько секунд не является нарушением

Заявка Content ID или жалоба правообладателя может поступить вне зависимости от длительности совпадения. Вы можете подать апелляцию, аргументировав это тем, что придерживались принципов добросовестного использования. Однако помните, что окончательное решение будет принимать суд.

Эта информация оказалась полезной?Как можно улучшить эту статью?

Поиск по Справочному центру

//www.google.com/tools/feedback/metric/report

Источник: https://support.google.com/youtube/answer/2797466?hl=ru

Авторские права

Австорское право

 Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристуЗарегистрировать права >>>

Авторские права — совокупность прав автора — правообладателя, закрепленных действующим законодательством и направленных на использование произведения, а также на осуществление и защиту личных неимущественных и имущественных авторских прав (статья 1255 ГК РФ).

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется специального оформления или регистрации, но для обеспечения доказательства авторства и дополнительной защиты правообладателями авторских прав осуществляется регистрация прав >>>

Авторское произведение считается существующим с момента его фактического создания.

Произведением признается результат творческой деятельности автора. Для того, чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, то есть стать доступным для восприятия других людей.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Автором произведения признается только физическое лицо, своим творческим трудом создавшее произведение (статья 1257  ГК РФ).

При соавторстве авторские права принадлежат каждому из авторов.

Изначально, при создании произведения автор обладает исключительным авторским правом, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам.

Различают 

  • Личные неимущественные авторские права
  • Исключительное право на произведение

Так, одно или совокупность указанных прав автора определяют вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение (создание копий) и распространение (продажу) произведения.

За исключением служебных, при создании произведения сам автор изначально обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе разрешать или запрещать использовать произведение третьим лицам.

Исключительное право может быть передано любому третьему лицу только обладателем исключительных авторских прав(автором либо иным правообладателем) неограниченное количество раз.

Для передачи авторских прав составляется и заключается лицензионный договор.

Правообладатель в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак охраны авторских прав, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения.

Закон устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу.

Однако в любом случае исчисление сроков, предусмотренных законом, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Неимущественные права автора охраняются бессрочно.

Авторские права на некоторые произведения:

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Зарегистрировать права >>> 

Авторские права в действующем законодательстве (ГК РФ):

Статья 1255 Авторские права

Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки литературы и искусства на территории Российской Федерации

Статья 1257. Автор произведения и соавторство

Статья 1259. Объекты авторских прав

Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения

Статья 1263. визуальное произведение

Статья 1265. Право авторства и право автора на имя

Наши статьи:

Общественное достояние для издания электронных книг

Какие правила предусмотрены для издателей не охраняемых авторским правом произведений >>>

Защита авторских прав на фото и иллюстрации

Подробнее об авторских правах:

Статьи и новости по теме:

Европейский парламент сегодня проал за принятие Директивы Европейского Союза об авторском праве >>

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете >>>

Совместное исследование Фонда общественного мнения (ФОМ) и портала TheRunet .com проведенное в июне этого года, выявило интересные результаты. 62% пользователей Рунета не умеют различать легальный и пиратский контент в Интернете, при этом, готовы пользоваться платными файлами с произведениями, достигло 57% пользователей >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

Андрей Колесников, директор Координационного центра домена .Ру, выступая на селигерском форуме предположил, что звукозаписывающие лейблы отомрут за ненадобностью, а авторы и исполнители вновь станут зарабатывать исключительно концертной деятельностью >>>

[  1   2   3   4  ]

Источник: http://www.copyright.ru/ru/documents/avtorskoe_pravo/avtorskie_prava

Авторское право в интернете. Памятка

Австорское право

Алексей Семёнов

Редактор

Чтобы к проекту не было претензий со стороны закона, важно соблюсти ряд формальностей. Рассказываем, что нужно помнить о защите авторского права.

Идеально, если вы всегда будете использовать только оригинальный, авторский контент. Но так получается не всегда — иногда приходится обращаться к чужим источникам. Избежать конфликта с правообладателем поможет знание закона об авторском праве. Авторское право защищает все виды контента — тексты, фотографии, видео, графику, дизайн, карты и программы. Это указано в статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) — далее ГК РФ. «1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
  • другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения».

Но это еще не всё. Вот что гласит пункт 2:

«К объектам авторских прав относятся:

  1. Производные произведения (представляют собой переработку другого произведения).
  2. Составные произведения (представляют собой результат творческого труда)».

Этот пункт относится к сайтам и аккаунтам в соцсетях — они также являются объектами авторского права и интеллектуальной собственности. А вот что говорит пункт 7:

«7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи».

Если говорить о сайте, то закон защищает его название, дизайн, весь контент и базу данных. Страница или группа в соцсетях также под защитой, поскольку так или иначе являются результатом интеллектуальной деятельности. Кроме того, защищены любые персонажи — это особенно актуально для соцсетей, где нередко продвигают свое творчество художники и авторы комиксов. «5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. 6. Не являются объектами авторских прав: 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».

Авторское право защищает реальные объекты — то, что уже написано, сфотографировано, записано на камеру, опубликовано. Всё, что находится в «мире идей», авторское право не защищает, поскольку определить источник не представляется возможным. При этом нет разницы, публиковался ли где-то материал, — вы уже защищены как автор.

«3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. 4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».

Права автора защищает статья 1255 ГК РФ. Рассмотрим второй пункт в ней:

«2. Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения».

Что это значит на практике?

Никто без разрешения автора не имеет права:

  • Публиковать произведения.
  • Использовать их для коммерческих или иных целей.
  • Присваивать себе авторство или изменять имя автора.
  • Компилировать, обрезать или каким-либо образом изменять исходный материал.

Всё перечисленное — нарушение авторских прав.

То есть повсеместная практика — обрезка изображений и логотипов, создание коллажей — незаконна, если автор не дал согласия.

То же касается всех видов контента — текста, видео, любой графики. Вы должны запросить у автора право на исключительные права — купить, получить письменное разрешение или воспользоваться лицензией Creative Commons.

Последнее — это публичные лицензии, с помощью которых авторы свободно распространяют свои произведения, а потребители контента могут легально ими пользоваться.

Еще один важный момент — запрет на использование чужих материалов включен по умолчанию. Если автор прямо не разрешил пользоваться своим произведением, значит вам нельзя.

«Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)».

9 июня 2015 года пленум Верховного суда РФ разъяснил что:

«…обнародование изображения гражданина, в том числе размещение его самим гражданином в интернете, и общедоступность такого изображения не дает иным лицам права на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица».

Ответственность за нарушение
авторских прав

Доказать свою правоту автору несложно — достаточно предоставить суду скриншоты. Если даже правонарушитель удалит нелегальный контент, доказательства можно найти в кеше поисковых систем. Любой нелегально использованный контент — это риск. За нарушение авторских прав предусмотрена серьезная гражданско-правовая и уголовная ответственность.

«1.

Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».

Здесь вступает в силу статьи 1252 ГК РФ — «Защита исключительных прав».
«1. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования: 1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; 2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия; 3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб…».

Лица, которые нарушили права автора будут обязаны возместить убытки или выплатить компенсацию. Размер компенсации заявляет истец, а определяет суд. Причем иск может быть направлен ко всем лицам, которые принимали участие в нарушении права.

Срок действия авторских прав

«1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти».

Изображения, тексты и музыка, срок действия авторских прав на которые истек, могут использоваться без ограничений.

Сюда относятся старинные картины, иллюстрации, средневековая музыка, классическая литература и прочее. Контент, возраст которого меньше 150 лет, наверняка имеет автора или его наследников.

Легальное использование контента

Можно ли использовать чужой контент и как это сделать? Закон предусматривает несколько вариантов применения объектов чужих авторских прав: с разрешения автора, а в ряде случаев и без его согласия.

Произведением можно воспользоваться с письменного согласия автора — документальное подтверждение очень важно. Подойдет письменное разрешение, согласие посредством электронной почты, на худой конец — переписка в соцсетях.

ГК Р Ф Статья 1229 — «Исключительное право»:

«Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».

«Допускается без согласия автора… и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования» — «цитирование…в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора… произведений в объеме, оправданном целью цитирования…».

При этом следует учесть, что цитирование не должно превышать 30% от общего объема текста. Кроме того, цитата должна быть прямой и с указанием автора.

Основные моменты в авторском праве, которые касаются контента, регулируются главами «69. Общие положения» и главой «70. Авторское право» раздела VII Гражданского кодекса России. Они пришли на замену закону «Об авторском праве». Когда можно свободно использовать контент:

  • Контент — вашего собственного авторства.
  • Вы получили письменное согласие автора на использование его произведений.
  • Вы купили контент (изображения с фотостоков, видеостоков и т. д.)
  • Вы получили исключительные права — по лицензионному или трудовому договору.
  • Материалы находятся в свободном доступе с разрешения автора (бесплатные фотостоки, базы с музыкой и видео с лицензией Creative Commons).

За иностранными авторами закрепляется ряд неимущественных прав: право на защиту репутации, право на обнародование произведения, право на имя и право на авторство. Об этом прямо указано в п. 3 ст. 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации. Права иностранцев защищаются по принципу национального режима. Это значит, что физические и юридические лица других государств в отдельных видах правоотношений приравниваются к гражданам страны. Также могут действовать двусторонние и многосторонние международные соглашения.

Источник: https://www.uplab.ru/blog/copyright-on-the-internet/

Свобода или авторское право? – Проект GNU – Фонд свободного программногообеспечения

Австорское право

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Свобода или авторское право?

Ричард Столмен

Это эссе о том, как принципы свободы программного обеспечения можноприменить в некоторых случаях к другим авторским работам в областиискусства. Это эссе включено сюда, поскольку оно затрагивает применение идейсвободного программного обеспечения.

Авторское право было учреждено в век печатных станков как отраслевые нормы вписательском деле и печати. Его целью было стимулирование публикацииразнообразных письменных работ. Средством было требование, чтобы издателиполучали разрешение автора на публикацию недавних работ.

Это позволялоавторам получать вознаграждение от издателей, что содействовало трудуписателя и стимулировало его. Обычная читающая публика получала пользу отэтого, теряя в то же время не многое: авторское право ограничивало толькоиздание, а не то, что мог делать обычный читатель.

Это позволяло утверждать,что система авторского права выгодна общественности, а потому правомерна.

Очень хорошо — для того времени.

Сейчас у нас есть новый способ распространения информации: компьютеры исети. Они полезны тем, что облегчают копирование и обработку информации, втом числе программы, музыкальные записи, книги и фильмы. С их помощью сталадостижимой информационная утопия: неограниченный доступ ко всевозможнымданным.

На пути встало одно препятствие — авторское право. Читатели ислушатели, использовавшие новую возможность копирования и обменаопубликованной информацией, формально оказывались нарушителями авторскогоправа. Тот самый закон, который в прошлом действовал как полезная отраслеваянорма для издателей, стал ограничивать общество, которому он должен былслужить.

При демократии закон, который запрещает популярную и полезную деятельность,обычно вскоре смягчается. Но не там, где корпорации обладают политическойвластью. Дружественные издателям силы твердо решили не давать людямпользоваться мощью своих компьютеров и обнаружили, что авторское правоявляется удобным для этого орудием.

Под их влиянием вместо того, чтобысмягчить законы авторского права и приспособить их к новым обстоятельствам,государства сделали их строгими, как никогда, налагая тяжелые взыскания запрактику обмена.

Последний писк моды в поддержке издателей против граждан,известный как “три удара”, состоит в том, чтобы отключать отИнтернета тех, кто занимается обменом.

Но это было не самое худшее. Компьютеры могут быть мощным орудиемподчинения, когда поставщики программ отказывают пользователям в контролепрограмм, которые они выполняют.

Издатели поняли, что публикуя произведенияв зашифрованном формате, который можно просматривать только специальноавторизованной программой, они могут получить беспрецедентную власть: онимогут заставить читателей платить и идентифицировать себя каждый раз, как тезахотят почитать книжку, послушать песню или посмотреть видеозапись. Это иесть мечта издателей: вселенная “плати-чтобы-взглянуть”.

С принятием в 1998 году “Закона об авторском праве цифровоготысячелетия” издатели добились поддержки своей мечты в США нагосударственном уровне.

Этот закон дал издателям право писать своисобственные правила авторского права, реализуя их в уполномоченныхпрограммах проигрывателя.

В условиях этой практики, именуемой“цифровым управлением ограничениями”, даже чтение илипрослушивание без особого разрешения запрещено.

У нас по-прежнему остаются те же старые свободы при чтении бумажных книг идругих аналоговых носителей. Но если электронные книги заменят типографские,на них эти свободы не перейдут.

Представьте себе: больше нельзя ни купитьподержанную книгу в магазине, ни одолжить книгу приятелю, ни взять изпубличной библиотеки — нет никаких “лазеек”, которыедали бы кому-нибудь возможность читать бесплатно. Больше нельзя купить книганонимно за наличные — электронную книгу можно купить только покредитной карте. Вот какой мир хотят навязать нам издатели.

Если выпокупаете Amazon Kindle (мы называемего Swindle [1]) или Sony Reader (мы называем его Shreader [2] за то, что онгрозит сделать с книгами), вы платите за то, чтобы построить именно такоймир.

В Swindle даже есть оруэлловский“потайной ход”, позволяющий удалять книги дистанционно. КомпанияAmazon продемонстрировала эту возможность, стерев купленные у них копиикниги Оруэлла “1984”. Очевидно, выбранное компанией названиеэтого продукта отражает намерение сжигать наши книги.

Возмущение общества против цифрового управления ограничениями растетмедленно, и сдерживается оно потому, что такие пропагандистские выражения,как “интеллектуальнаясобственность” и “защита авторов”, убедиличитателей, что их права значения не имеют. Эти выражения неявнопредполагают, что издатели заслуживают особой власти от имени авторов, чтомы морально обязаны склониться перед ними и что мы поступаем с кем-то дурно,если видим или слышим что-то, не заплатив за разрешение.

Организации, которые получают от законов об авторском праве наибольшуюприбыль, юридически пользуются ими от имени авторов (большинство из которыхполучает не много).

Они хотели бы заставить вас поверить, что авторскоеправо есть естественное право авторов и что мы, общественность, должнытерпеть это, независимо от того, насколько это болезненно.

Они называютобмен “пиратством”, приравнивая помощь своему соседу к нападениюна корабль.

Они также сообщают нам, что война с обменом — единственный способсохранить живое искусство. Если бы даже это было верно, это не оправдывалобы такой политики; но это неправда. Обмен копиями в обществе, скорее всего,увеличит продажи большинства работ и снизит их только для произведений,расходящихся крупными тиражами.

Популярные произведения вполне можно хорошо продавать и без запрета наобмен. Стивен Кинг получил сотни тысяч долларов, когда он продавалнезашифрованную серию электронных книг, не препятствуя копированию ираспространению. (Он был разочарован этой суммой и считал экспериментпровалом, но мне кажется, что это успех).

Группа “Рейдиохед”собрала в 2007 году миллионы, приглашая поклонников копироватьальбом и платить, сколько они захотят; при этом альбом распространялся такжев одноранговых сетях. В 2008 году группа“Найн инч нейлз” выпустила свой альбом с разрешением нараспространение копий и собрала 750 тысяч долларов за несколько дней.

Возможность успеха без притеснений пользователей не ограничена толькопопулярными произведениями. Многие артисты разного уровня известности сейчасполучают достаточно для жизни с помощью добровольнойподдержки: пожертвований со стороны поклонников и продажи имсувениров. По оценке Кевина Келли, для этого артисту нужно набрать всегооколо 1000настоящих поклонников.

Когда компьютерные сети предоставят легкий анонимный метод пересылкикому-нибудь небольшого количества денег без кредитной карты, будет легкопостроить значительно лучшую систему для поддержки искусства. Когда выувидите произведение, там будет кнопка, на которую можно нажать, с надписью“нажмите для отправки артисту 1 доллара”. Неужели вы ненажимали бы ее, хотя бы раз в неделю?

Другой хороший способ поддержки искусства — налоговые фонды: к примеру, налог на пустыеносители или на подключение к Интернету. Государство должно распределять всеналоговые деньги между деятелями искусства, не тратя их на руководителейкорпораций.

Но государству не следует распределять их прямо пропорциональнопопулярности, потому что это означало бы передачу большей части денегнескольким наиболее выдающимся исполнителям, а на поддержку всех остальныхоставалось бы мало. Исходя из этого, я рекомендую применять функциюкубического корня или что-то подобное.

При прямой пропорциональностизнаменитый исполнитель А, в 1000 раз более популярный, чем известныйартист Б, получит в 1000 раз больше денег, чем Б. Если взять кубическийкорень, А получает в 10 раз больше, чем Б.

Таким образом, на долюкаждого знаменитого артиста приходится больше, чем на долю менее популярногоартиста, но фонды по большей части идут на поддержку тех артистов, которыедействительно в ней нуждаются. Эта система будет поддерживать искусство,используя наши налоговые средства эффективно.

Предложения глобальногопротекционизма объединяют аспекты этих двух систем, соединяяобязательные платежи с добровольным распределением между артистами.

Для того чтобы авторское право соответствовало новому сетевому веку, мыдолжны узаконить некоммерческое копирование и распространение всехопубликованных работ, а также запретить цифровое управлениеограничениями.

Но пока мы не выиграем эту битву, вы должны защищаться: непокупайте никакой продукции с цифровым управлением ограничениями, еслитолько лично у вас нет средства взломать его.

Никогда не пользуйтесьпродуктом, спроектированным для нападения вашу свободу, если только вы неможете нейтрализовать нападение.

Примечания переводчиков

  1. Swindle —англ. надувательство
  2. Shreader —созвучно с англ. shredder(шинковщик).

Источник: https://www.gnu.org/philosophy/freedom-or-copyright.ru.html

Авторское право

Австорское право

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право распространяется на широкий круг произведений: книги, музыкальные произведения, произведения изобразительно искусства, скульптуру и кинофильмы, компьютерные программы, базы данных, рекламу, карты и технические чертежи.

Произведения, охватываемые авторским правом, включают, помимо прочего:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочные издания, газеты и компьютерные программы; базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографию;
  • художественные произведения, такие как рисунки, картины, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества. В большинстве случаев авторское право не охраняет имена.

В рамках авторского права существует два типа прав: имущественные права позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение вследствие использования его произведений другими лицами; и неимущественные права, то есть право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора. Большинство законов об авторском праве гласят, что автор или правообладатель имеет право разрешать или не допускать определенные действия в отношении произведения. Обладатель прав на произведение имеет право запрещать или разрешать:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись («фиксацию»), например в форме компакт-дисков или цифровых видеодисков;
  • его передачу в эфир, по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей.

Однако некоторые национальные ведомства авторского права или законы в этой области предусматривают регистрацию произведений.

Это может облегчить, например, решение вопросов, связанных с возникновением споров о владельце или авторе произведения, финансовыми сделками, продажей, уступкой или передачей прав.

Авторское право является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Читаете ли вы книгу, смотрите фильм, переписываете музыку или фотографируете – вопросы авторского права возникают постоянно. Смотрите темы и вопросы, связанные с авторским правом.

( iStock.com)

При создании видеоигр могут использоваться аудиовизуальные, художественные и программные элементы, что делает данную отрасль сложным и интересным предметом для изучения вопросов авторско-правовой охраны.

( Waag Society)

Издатель Джейсон Эпштейн (Jason Epstein) делится своим видением будущего издательского дела и роли авторского права.

( Victor R. Ruiz)

Деятельность музеев по сохранению, управлению и упрощению доступа к музейным  фондам и коллекциям связана с рядом уникальных вопросов в сфере авторского права.

Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (ПКАП) является форумом, в рамках которого государства-члены ВОИС и наблюдатели встречаются для обсуждения, рассмотрения и решения вопросов, касающихся развития сбалансированной международно-правовой базы по авторскому праву с учетом изменяющихся потребностей общества.

В 2013 г. работа ПКАП привела к заключению Марракешского договора для облегчения доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям. Другие фотографии ПКАП на сайте Flickr. ( WIPO)

Консорциум доступных книг (ABC) призван расширить мировой фонд книг в доступных форматах, в частности аудиокниг и книг, напечатанных шрифтом Брайля и крупным шрифтом, и обеспечить доступ к ним слепым и людям с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.

Марракешский договор обеспечивает поддержку работы ABC, упрощая производство и международную передачу книг в специальных форматах, предназначенных для сообщества слепых и слабовидящих.

В этих национальных исследованиях изучается вопрос о размерах отраслей, основанных на авторском праве, в отдельных странах. При этом учитывается их вклад в формирование ВВП, создание рабочих мест и торговый оборот.

В рамках ежегодных обследований по тематике законодательства и практики в области авторского права ВОИС отслеживает динамику доходов от конкретных видов авторских прав (например, сборов за копирование для личных нужд и использование текста и изображений) в различных странах. В этих исследованиях показаны результаты проведенных обследований.

В этих исследованиях предметно изучается вопрос о роли авторского права и смежных прав в отдельных отраслях. ВОИС также предлагает проекты рекомендаций в отношении оценки более общих последствий обеспечения соблюдения авторского права в социальной, экономической и культурных областях.

Коллективное управление означает реализацию авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени владельцев прав.

Например, автор может дать разрешение на постановку своего произведения на сцене на определенных условиях или музыкант может согласиться на запись какого-то исполнения на компакт-диск.

Однако для автора или музыканта едва ли возможно контактировать с каждым театром или каждой радиостанцией и обсуждать условия лицензий на использование его произведения.

Именно здесь вступают в дело коллективные права и, в частности, организации коллективного управления (ОКУ).

  • WIPOCOS – это информационно-технологическая система для организаций коллективного управления, предназначенная для облегчения коллективного управления авторским правом.

Источник: https://www.wipo.int/copyright/ru/

Автоправо
Добавить комментарий