5 лет после ухудшения жилищных условий

Содержание
  1. Намеренное ухудшение жилищных условий
  2. Чем грозит ухудшение жилищных условий при постановке на учет?
  3. Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется
  4. Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания
  5. Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания
  6. Ухудшение жилищных условий военнослужащих
  7. Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних
  8. Намеренное ухудшение жилищных условий
  9. Пособие Ухудшение жилищных условий граждан как основание для принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Автор Кухарчик Н
  10. Ухудшение жилищных условий
  11. Ухудшение жилищных условий ребенка
  12. Является ли приватизация ухудшением жилищных условий?
  13. Является ли прописка мужа ухудшением жилищных условий?
  14. Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения – Управление персоналом

Намеренное ухудшение жилищных условий

5 лет после ухудшения жилищных условий

(Мальцев Р. Н., Максимчук И. В.)

(«Юридическая газета», 2011, N 5)

НАМЕРЕННОЕ УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Р. Н. МАЛЬЦЕВ, И. В. МАКСИМЧУК

Мальцев Роман Николаевич, главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике администрации Волгограда.

Максимчук Игорь Викторович, к. э.н., начальник управления по жилищной политике администрации Волгограда.

До принятия Жилищного кодекса РФ в российском законодательстве не было норм, касающихся намеренного ухудшения жилищных условий и его последствий. Статья 53 ЖК РФ установила особые правила в данной сфере.

Законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

Из содержания интересующей нас статьи следует, что граждане, которые с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на такой учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Что признавать намеренным ухудшением жилищных условий? Какие действия не могут расцениваться в качестве таковых? В каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий? В настоящее время четких ответов на эти вопросы нет.

К примеру, семья из трех человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. В указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник. В результате количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ, в отличие от действовавшего ранее Жилищного кодекса РСФСР, большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Учетной нормой площади жилого помещения признан минимальный размер площади жилого помещения, на основе которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ).

Так, в Волгограде на основании п. 1.1 Постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005 N 19/342 с 1 марта 2005 г. учетная норма площади жилого помещения для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определена в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В приведенном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв.

м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет.

Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В связи с изложенным возникает несколько существенных вопросов.

Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализация права на свободу передвижения?

Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?

Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении таких ситуаций?

Чтобы дать юридическую оценку всех обстоятельств и правовое заключение, следует учитывать, что установление перечня действий, считающихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

Само по себе перечисление в законе субъекта РФ таких действий, а также их последствий не свидетельствует о противоречии данной нормы ст. 53 ЖК РФ. Эта федеральная норма не содержит списка намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий. Значит, нет и правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта РФ этого перечня.

Источник: http://center-bereg.ru/a546.html

Чем грозит ухудшение жилищных условий при постановке на учет?

5 лет после ухудшения жилищных условий

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний — желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий — это умышленность деяния, при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • договора найма жилого помещения (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.

Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • выселение из жилого помещения маневренного фонда не попадают под это определение!

Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшилусловия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено.

Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства.

Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждогопредставителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Особое внимание в жилищном праве уделяется соблюдению прав несовершеннолетних детей

По Семейному кодексу РФ за соблюдение прав ребенка отвечают родители. Эту обязанность они не теряют после развода. Поэтому ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего или вовсе лишение его прав на жилплощадь являются серьезными правонарушениями со стороны родителей.

После развода родителей ребенок обладает полным правом пользования их жилой недвижимостью. Кроме этого, вселение и регистрация детей, не достигших 18 лет, у любого из родителей не считается преднамеренным действием, даже если количество жилых квадратных метров на одного ребенка будет меньше учетной нормы.

Источник:

Намеренное ухудшение жилищных условий

Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!! Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста.

Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.

Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!! Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!! Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец! Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески

Источник: https://erckzn.ru/oformlenie/chem-grozit-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij-pri-postanovke-na-uchet.html

Пособие Ухудшение жилищных условий граждан как основание для принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Автор Кухарчик Н

5 лет после ухудшения жилищных условий

Материал помещен в архив

УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ИХ НА УЧЕТ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Обстоятельства, ухудшающие жилищные условия, в результате которых граждане могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

В определенных случаях ухудшение жилищных условий граждан, обеспеченных жильем и не являющихся нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, определенным в п.

3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента РБ от 29.11.

2005 № 565 (далее – Положение), является основанием для принятия их на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как по месту жительства, так и по месту работы (службы).

От редакции: С 1 апреля 2014 г. со вступлением в силу Указа Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» Указ № 565 утратил силу. С этой даты следует руководствоваться Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом № 563.

К таким случаям можно отнести, в частности, увеличение состава семьи вследствие рождения детей или вселения членов семьи (супруга (супруги), несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, если в результате этого обеспеченность общей площадью жилого помещения окажется менее 15 кв.м на одного человека).

При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет гражданина и членов его семьи, причем не только тех, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и тех, с кем он проживает совместно с одной квартире.

Признание в установленном порядке занимаемого гражданами жилого помещения не соответствующим предъявляемым к жилым помещениям санитарным и техническим требованиям также ухудшает жилищные условия, вследствие чего и они признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Обстоятельства, ухудшающие жилищные условия, в результате которых граждане не могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Рассмотрим подробнее, какие именно обстоятельства относятся к ухудшающим жилищные условия, в результате которых граждане не могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение определенного периода времени.

Согласно абзацу 3 п.

6 Положения не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв.м на одного человека, либо вселения в него других граждан (кроме вселенных в установленном порядке, не имевших до этого в собственности или в пользовании жилого помещения в данном населенном пункте, в котором они были обеспечены общей площадью жилого помещения 15 кв.м и более на одного человека, и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей), вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв.м и более на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте.

Таким образом, абзац 3 п.6 Положения можно разделить на части, предусматривающие следующие способы ухудшения жилищных условий:

1) уничтожение, повреждение, отчуждение жилого помещения либо его части, перевод жилого помещения в нежилое, обмен, раздел или изменение порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв.м на одного человека;

2) вселение в жилое помещение, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв.м на одного человека, других граждан.

Исключение составляют вселенные в установленном порядке, не имевшие до этого в собственности или в пользовании жилого помещения в данном населенном пункте, в котором они были обеспечены общей площадью жилого помещения 15 кв.м и более на одного человека, и проживающие в этом жилом помещении:

а) супруги как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей;

б) несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные дети как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей;

в) нетрудоспособные родители как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей;

3) вселение в общежитие, заключение договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв.м и более на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте.

Следует отметить, что Положение не устанавливает понятия преднамеренности ухудшения жилищных условий, как это определено в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Так, согласно ст.

53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Такая трактовка ухудшения жилищных условий по сравнению с Положением не содержит исключений из общего правила ухудшения жилищных условий. Кроме того, в указанной статье не приведен конкретный перечень намеренных действий (как это сделано в п.6 Положения).

Что касается установления намеренности действий, ухудшающих жилищные условия, представляется, что на практике это сложно сделать, учитывая субъективные факторы.

В жизни граждане совершают те или иные сделки (действия), которые влекут за собой ухудшение жилищных условий в силу различных причин.

В одних случаях гражданин производит обмен или раздел жилого помещения вынужденно, например для разрешения жилищного конфликта.

В других случаях (например, заключение договора найма жилого помещения, отчуждение жилого помещения и совершение других действий) – с иной целью.

На практике встречаются такие случаи, когда гражданин создает искусственную нуждаемость в улучшении жилищных условий, зарегистрировав по месту жительства в своей квартире нетрудоспособных родителей, которые фактически остаются проживать по прежнему месту жительства, а возможно, и работать в том же населенном пункте.

Поэтому п.6 Положения четко устанавливает, что вселенные супруги, несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные дети, нетрудоспособные родители как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей должны не только быть вселены в установленном порядке в жилое помещение, но и проживать в этом жилом помещении.

Данный пункт устанавливает, что граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий.

Указанные выше последствия наступают только в тех случаях, когда в результате совершенных действий наступило ухудшение жилищных условий. Например, сам по себе факт отчуждения жилого помещения (его части), как и факт обмена жилья или его раздела, которые не повлекли соответствующего ухудшения жилищных условий, не дают основания для применения последствий.

Пример

Гражданин А. проживал в однокомнатной квартире совместно с матерью. С целью раздельного проживания гражданин А. вселился в жилое помещение на условиях договора найма жилого помещения частного жилищного фонда. В данном случае нуждаемость гражданина А.

в улучшении жилищных условий возникает не в результате вселения его в жилое помещение по договору найма. Данная нуждаемость существовала и до такого вселения (подп.3.1.10 п.3 Положения – проживание в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в т.ч.

независимо от близкого родства), кроме супругов), но гражданин по каким-либо причинам не заявлял о намерении стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Необходимо отметить, что факт ухудшения жилищных условий рассматривается только при постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае, когда гражданин уже состоит на таком учете, он уже не может ухудшить свои жилищные условия, поскольку основания нуждаемости в улучшении жилищных условий у него уже имеются.

Обратная ситуация возникает в случае отчуждения жилого помещения, когда нуждаемость в улучшении жилищных условий вследствие отчуждения фактически не возникает, но в силу жизненных обстоятельств нуждаемость в улучшении жилищных условий может возникнуть спустя какой-то период времени.

Пример

Гражданин Б. заключил договор купли-продажи жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности.

После отчуждения квартиры нуждаемости в улучшении жилищных условий у него не возникает, поскольку он имеет право пользования квартирой, принадлежащей на праве собственности его отцу, и обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв.м. Через 3 года после отчуждения гражданин Б.

впервые вступает в брак, нуждаемость в улучшении жилищных условий возникает по основанию, предусмотренному подп.3.1.11 п.

3 Положения (впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет, утвержденными Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 396). В таком случае отчуждение жилого помещения не может быть рассмотрено в качестве ухудшения жилищных условий, поскольку основания нуждаемости появились не в момент отчуждения, а в связи со вступлением в брак.

От редакции: С 9 сентября 2013 г. взамен Указа № 396 принят Указ Президента РБ от 06.06.2013 № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь».

Оценка преднамеренности действий по ухудшению жилищных условий

Представляется целесообразным подход, установленный в ст.53 ЖК РФ, где говорится о преднамеренности действий по ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на квартирном учете. Таким образом, отказ в постановке на учет связывается с наличием вины лица, ухудшившего свои жилищные условия.

Поэтому и говорится не просто об ухудшении жилищных условий, а о преднамеренном характере такого ухудшения, т.е.

имеется в виду умысел, сознательные действия, специально направленные на создание в обход закона права на получение жилья, путем ухудшения жилищных условий при отсутствии каких-либо уважительных обстоятельств.

Белорусский законодатель не разделяет в данном случае понятие ухудшения жилищных условий на искусственное (преднамеренное) и действительное ухудшение жилищных условий, а устанавливает четкий перечень случаев, когда граждане ухудшают свои жилищные условия независимо от намеренности.

Как уже отмечалось, установить такую преднамеренность затруднительно, часто практически невозможно исходя в т.ч. из следующего.

Согласно нормативному предписанию подп.1.2 п.1 Директивы Президента РБ от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан.

От редакции: С 26 марта 2015 г. Директива № 2 изложена в новой редакции на основании Указа Президента РБ от 23.03.2015 № 135.

Таким образом, установление нормы, аналогичной норме ст.53 ЖК РФ, в Республике Беларусь вряд ли возможно, поскольку любой факт ухудшения жилищных условий рассматривается в интересах гражданина. Вместе с тем следует отметить, что данная статья по сравнению с п.6 Положения устанавливает более жесткие условия постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Установление аналогичного подхода на законодательном уровне в Республике Беларусь позволило бы упростить порядок постановки на учет граждан, а граждане в свою очередь не смогли бы злоупотреблять предоставленным им сегодня правом ухудшать свои жилищные условия на законных основаниях.

15.04.2011 г.

Наталья Кухарчик, заведующая юридическим сектором управления юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=212013

Ухудшение жилищных условий

5 лет после ухудшения жилищных условий

В связи с ростом цен на недвижимость, снижением дохода населения, многие российские граждане пытаются получить недвижимое имущество на условиях социального найма с последующей приватизации или без нее.

Как известно, постановка на учет нуждающихся в жилье возможна при необеспеченности семьи учетной нормой жилья на человека с условием, что семья является малоимущей. Также отдельные жилые помещения полагаются гражданам с некоторыми тяжелыми хроническими заболеваниями.

Стоит отметить, что совершение действий, свидетельствующих об ухудшении жилищных условий влечет отсрочку в постановке на учет на 5 лет.

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

В федеральном законодательстве четко не определены действия, которые считаются ухудшением условий жизни.

Однако, жилищным законодательством установлено, что это действия, которые могут повлечь признание лица и членов его семьи претендующими на получение жилья.

Каждый регион принимает собственный закон об улучшении условий жизни, где указываются и действия, которые ухудшают жилищные условия, а также действия которые таковыми не являются.

Для примера рассмотрим законодательство Москвы относительно ухудшающих условия жизни действий.

Так в настоящее время действует Закон города Москвы от 14 июня 2006 года  №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Действиями ухудшающими жилищные условия по законодательству Москвы являются:

  1. изменение порядка использования жилых помещений путем  заключения сделок;
  2. обмен жилым недвижимым имуществом;
  3. невыполнение условий сделок об использовании жилого недвижимого имущества, повлекшее выселение граждан через суд;
  4. изменение состава семьи, в том числе вследствие развода;
  5. вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
  6. выдел доли собственниками жилого недвижимого имущества;
  7. продажа или дарение  имеющегося в собственности лиц и членов их семей жилого недвижимого имущества или частей  помещения.

Однако, существуют действия, которые не влекут ухудшение жилых условий по законодательству Москвы:

  1. вселение несовершеннолетних детей по месту проживания отца или матери;
  2. вселение мужа или жены, нетрудоспособных родителей, иных лиц в  недвижимое имущество в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилой учет в г.Москве;
  3. прекращение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения её получателю;
  4. признание сделки с недвижимым имуществом жилого назначения недействительной через суд;
  5. вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
    1. имели по предыдущему месту жительства в г.Москве самостоятельным правом пользования недвижимым имуществом, признанным непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
    2. безвозмездно передали жилое недвижимое имущество по прежнему месту жительства в г.Москве органам государственной власти г.Москвы;
  6. отказ дарителя от исполнения договора дарения, отказ от принятия дара одаряемым.

Конечно, с некоторыми условиями можно было поспорить, например, с условием об изменении состава семьи, в том числе с разводом. Получается, что пока лицо состоит на учете на улучшение жилых условий жизни, оно не имеет права расторгнуть брак.

Однако, по российскому законодательству никто не может быть ограничен в личных неимущественных правах. Выходит, что данная норма противоречит федеральному законодательству. Однако, сведений о признании указанной нормы таковой не имеется.

Ухудшение жилищных условий ребенка

Чаще всего данное понятие используется, когда несовершеннолетний является хозяином квартиры или доли в ней и родители намереваются продать долю ребенка, выделив ему меньшую по площади долю.

Важно! Однако, для того, чтобы продать недвижимое имущество ребенка, необходимо разрешение органов опеки и попечительства.

Естественно, что при таких условиях разрешение на продажу органы опеки не дадут. Необходимо выделение аналогичной по площади доли в ином недвижимом имуществе или внесение денежных средств соразмерно стоимости его доли на счет, который будет открыт на имя ребенка.

Также указанное понятие может быть использовано при семейных спорах об определении места проживания ребенка с иным родителем, когда фактически ребенок попадает в условия менее пригодные для его проживания и которые бы удовлетворяли все его потребности.

Задать вопрос юристу

Является ли приватизация ухудшением жилищных условий?

Напомним, что действиями по ухудшению жилых условий жизни являются действия, которые могут привести к постановке  на учет в качестве претендующих на получение жилья.

Вследствие приватизации, вы получаете дополнительную жилую площадь и чаще всего уже не можете быть поставлены на учет в качестве указанных лиц. Поэтому приватизация не является действием, ухудшающим жилые условия жизни.

Однако, получая дополнительные метры, вы утрачиваете право состоять на учете.

Является ли прописка мужа ухудшением жилищных условий?

В каждом регионе устанавливаются действия, которые влекут и не влекут ухудшение жилых условий жизни. По законодательству Москвы регистрация супруга не относится к действиям, ухудшающим жилые условия.

Могу предположить, что в регионах приблизительно схожее законодательство и в вашем регионе данные действия также не будут считаться ухудшением условий жизни.

Важно! Однако, нужно удостоверится в этом и посмотреть региональное жилищное законодательство.

Итак, в настоящей публикации мы разобрали что считается ухудшением жилых условий и какие действия к этому относятся по законодательству Москвы и наоборот, изучили вопросы ухудшения жилищных условий ребенка и военнослужащих, попытались понять является ли приватизация и регистрация супруга ухудшением условий жизни.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Источник: https://pravoman.ru/housing-issues/housing/uhudshenie-zhilishnyh-usloviy/

Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения – Управление персоналом

5 лет после ухудшения жилищных условий

Соавторы:

1. И.В. Максимчук, начальник управления по жилищной политике администрации г. Волгограда, кандидат экономических наук, действительный муниципальный советник Волгоградской области 1 класса;

2. Р.Н. Мальцев, главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике администрации г. Волгограда.

Намеренное ухудшение жилищных условий является новеллой Жилищного кодекса РФ. Статья 53 Жилищного кодекса РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» установила новые правила, неизвестные прежнему жилищному законодательству.

Так, из содержания указанной статьи следует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К сожалению, законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

В настоящее время на вопросы, что признавать намеренным ухудшением жилищных условий, в каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий, какие действия не могут расцениваться, как намеренное ухудшения жилищных условий, не может быть дан четкий ответ.

К примеру, семья из 3 человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. Затем в указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник и количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5 кв. м.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ в отличие от ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Так, учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4, 5 статьи 50 ЖК РФ)

К примеру, в Волгограде в соответствии с пунктом 1.1 постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005 г.

№ 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде» с 01 марта 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В указанном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв.

м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на соответствующий учет.

Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы, и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Действительно, как справедливо отмечают авторы, обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ч.1 ст.51 ЖК РФ) будет служить основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако одного только уменьшения размера общей площади жилого помещения не достаточно для принятия граждан на учет, поскольку согласно ч.2 ст.

52 ЖК РФ состоят на учете имеют право только определенные категории граждан: 1) малоимущие (ими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (например, сотрудники милиции, педагогические работники образовательных учреждений).

В связи с изложенным сразу возникает несколько существенных вопросов:

  • Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализации права на свободу передвижения?

  • Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?

  • Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении указанных ситуаций?

Для юридической оценки всех обстоятельств и дачи правового заключения следует учитывать, что установление перечня действий, являющих намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

Само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии данной нормы статье 53 Жилищного кодекса.

Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а, следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?129

Автоправо
Добавить комментарий